Осенняя экскурсия в лес.
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему
Наблюдение за осенними изменениями в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_les_osenyu.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Осенняя экскурсия в лес» (1 класс)
Цель: наблюдать за осенними изменениями природы.
Задачи: 1)познакомить с правилами поведения в лесу;
2) развивать умение сравнить летнюю природу с осенней;
3) воспитывать бережное отношение к природе.
-Ребята, сегодня у нас необычный день. Друзья гномы пригласили нас к себе домой — в лиственный лес, которые они очень любят. Разве можно не любить то место, где ты родился, где прошло твое детство.
— Дети, путь наш не совсем близкий, потому вы должны посмотреть, удобна ли вам обувь и тепло ли вы одеты.
— Готовы ли вы соблюдать правила дорожного движения по дороге в лес?
— Какие правила вы знаете?
– Ребята, я сейчас опишу время года, а вы попробуйте догадаться, что это за сезон.
Солнце скрылось за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются
своему зеленому наряду.
– Определите, какое это время года.
– Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью. Мы идем в гости, где жители живут по своим лесным законам. Поэтому мы своим присутствием не должны нарушить их привычную жизнь. Сейчас повторим правила поведения в лесу.
1) Не ломай в лесу деревья и кустарники.
2) Не разоряй муравейник.
3) Не рви большие букеты цветов.
4) Не разжигай костры.
5) Не оставляй мусор в лесу.
3. Первая остановка «На опушке».
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои. ( С. Погореловский )
-Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
-Ребята, кто нас сейчас встретит? (Деревья, травы, кустарники и среди них самые поздние цветы, которые провожают лето.)
— Остановитесь и полюбуйтесь красками золотой осени, самого яркого, хотя, и короткого периода-листопада.
— При встрече со знакомыми, друзьями мы всегда здороваемся. Давайте поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Улыбнитесь им, и вы почувствуйте, как они улыбаются в ответ. (Ребята встают в круг, держась за руки, улыбаются зеленому другу, небу, солнцу, друг, другу).
Дети читают четверостишие (хором).
Есть у меня зеленый друг,
Хороший друг, веселый
Он к нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
– Изменился ли по сравнению с летом внешний вид леса?
– Понаблюдайте, как одеты взрослые и дети осенью по сравнению с летом. Почему?
4. Остановка «Улыбка».
-Дети, давайте послушаем тишину леса. Как вам кажется, рад вам лес?
— Как вы себя чувствуете, какое настроение?
— Рад вам лес и два гнома, которые живут в лесу. Подарите свои улыбки друг другу. — Радостно у вас на душе, настроение хорошее? Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, друг другу, то ваша волшебная улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью. Ведь окружающий мир — большое волшебное зеркало. И заметнее всего это в лесу. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это заметите; если увидите всю красоту окружающей природы и улыбнетесь ей. Помните слова детской песенки – от улыбки станет мир светлей! А дружба начинается с чего? С улыбки.
(Дети негромко поют песенку Шаинского «Дружба».)
5. Остановка «Дышим ровно, глубоко!»
— Ребята, а так ли тихо в лесу?
-Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. А чем пахнет в лесу? Отличаются ли ароматы осеннего леса от летнего и весеннего?
— Давайте глубоко вдохнем лесной горьковатый аромат. Лесной воздух отличается чистотой и содержит полезные вещества. Которые вырабатывают все растения, фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья. Давайте усилим оздоровительный эффект и глубоко подышим.
(Дети становятся в круг и выполняют физические упражнения.)
Гномики предлагает сделать еще одну остановку.
6. Остановка «Художница Осень».
Это наша Осень – добрая волшебница!
Ярко желтым цветом
С неба темный месяц
Все кругом искрится,
-Давайте полюбуемся осенними красками расписного шатра.
— Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? На всех ли деревьях листья одного цвета? (Листья разных деревьев отличаются по цвету.)
— На березе– листья желтые, на клене, рябине, осине – красные, даже с фиолетовыми оттенками. А вот гномы решили выявить среди нас самых наблюдательных. Они задают нам вопрос: на каких деревьях или кустарниках листья остаются зелеными до самых морозов?
-Листопад деревьев — это их защита от зимней засухи и стужи.
— За теплые месяцы только одна большая береза испаряет около 7 тонн воды. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, береза погибла бы от засухи зимой, столько воды из почвы не получишь. Сейчас мы с вами идем по мягкому цветному ковру . Из засушенных листьев можно изготовить поделки. ( Сбор листьев для поделок).
Мы с мамой грибы
Собираем вдвоем.
Подарки лесные
В корзинку кладем.
Деревья над нами
Тихонько шумят,
О чем-то своем
Меж собой говорят.
В. Кудлачев .
— Какие грибы собирают в лиственном лесу?
7. Остановка «Листопад».
— Почему осенью с растений облетают листья?
— Нет, не ветер является главной причиной листопада. Весной и летом много ветреных дней, а листья с деревьев не опадают.
— Посмотрите вот на эту сломанную ещё летом ветку. Листья на ней засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать листочек с неповреждённой ветки. Лист отделяется легко. Почему?
— Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.
— Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на веточках?
— Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте — там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.
— Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи. За теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды, а это очень много. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, берёза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.
— Мы идём по мягкому цветочному ковру. Приглядитесь, листьев, каких деревьев больше всего вы видите на земле?
— Оказывается, раньше всех теряет листья липа, берёза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.
8. Остановка «Хвойная».
— Но все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?
— Как вы глядят в эту пору ель и сосна?
— Из-за особых свойств листьев эти деревья называют хвойными. Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?
— Правильно, листья-иголки маленькие, узкие, смолистые. Воды они испаряют меньше, чем лиственные деревья. Зимняя засуха елям и соснам не страшна. Ветки ели растут наклонно и зимой от малейшего толчка, дуновения ветра снег легко соскальзывает с их ветвей. Потому ветки ели под тяжестью снега не обламываются. Эти деревья не сбрасывают всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Но их листья-хвоинки опадают понемногу. Это происходит незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда од ни и те же листья-иголки.
— Посмотрите, кто знает, как называется это дерево?
— Конечно это – лиственница. А почему это хвойное дерево получило такое на звание?
— Правильно, потому что осенью, как и лиственные деревья, она сбрасывает свои листья-хвоинки.
— Ребята, давайте поиграем в игру «Деревья» и покажем Осени, что вы умеете различать хвойные и лиственные деревья. Если я назову название хвойного дерева, то вы поднимите руки вверх, а если лиственного – то присядете.
— Ветвепад — еще одна загадка жизни растений осенью. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб, вяз, ива, тополь. Ребята, посмотрите на землю под этой старой осиной. Здесь валяется много веточек разной длины. Рассмотрите их.
— Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки — почки. Если их разломить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? Чтобы ответить на вопрос, посмотрите на тот конец веточки, где она отделилась от дерева.
— Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было. Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей. Вот и раскрыта ещё одна загадка жизни растений осенью — ветвепад.
9. Итог экскурсии.
– Лес – наш зеленый друг, наша здравница. Он очищает воздух от пыли
и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. Поэтому оздоровительные лагеря, дома отдыха, санатории строят чаще всего в лесу. Лес украшает нашу землю. В лесу у нас всегда хорошее настроение.
Я благодарю вас всех за хорошее поведение в лесу. Гномы провожают вас. Они уверены, что уходя из леса, вы много хорошего взяли с собой, и предлагает на всю жизнь запомнить и никогда не забывать, что:
«Природа – дом, украшенный трудом.
В любой мороз и зной устроен и приветлив.
Храните этот дом, в котором мы живем.
Другого дома нет на целом свете».
Список используемых материалов
1. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов Наш мир: учебник. — М.: Академкнига / Учебник, 2007.
2. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов Давай знакомиться, мир: хрестоматия. — М.: Академкнига / Учебник, 2007.
3. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов Окружающий мир: методическое пособие. — М.: Академкнига / Учебник, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Осенняя экскурсия в лиственный лес» 2 класс.
Урок был мною разработан с учетом индивидуальных и психофизических особенностей учащихся и применением элементов развивающего обучения. При планировании урока я использовала такие технологии: эл.
Материал для детей (на экскурсии дети заполняют эту форму).
Задания для осенней экскурсии для 5 групп, на которые разделен класс.
Учебно-познавательная беседа во время прогулки об осенних изменениях в жизни живой и неживой природы.
урок по математике 2 класс «Закрепление изученного материала в пределах 20» конспект + презентация.
Экскурсия проходит в заповеднике осенью. Замечательная прогулка, во время которой мы повторяем изученное и вводим новые знания. Экскурсия поможет в написании сочинения, воссоздании картин осени,включа.
Источник
Осенняя экскурсия в лес
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению с природой. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения,как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Только на экскурсии дети признают и смотрят на природу как на друга, убеждаются в необходимости её активной защиты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennyaya_ekskursiya_v_les.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Осенняя экскурсия в лес.
Цель : познакомить детей с осенними изменениями в природе осенью; расширять их знания о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе.
I. Слово учителя перед экскурсией
Учитель. Бродит осень по дорогам,
Ищет осень, где присесть,
Чтобы с грустью и
О себе оставить весть.
Вот и к нам заглянула вечная странница – осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила.
II. Любование осенней природой
У. Вот пенек. На нем несколько осенних листочков. Это осень оставила записки о себе. Прочитайте весточки осени.
Дети подходят, берут с пенька осенние листья клена, дуба и любуются ими.
– На что похожи осенние листочки?
Дети. На желтые кораблики.
– Последние послания лета и первые – осени.
– Брошки осени. Она ими себе украсила платье.
У. А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев?
Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, В.Семенова, А.Пушкина.
Д. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
– Береза машет “на ветру крылом оранжевой расцветки”.
– . В багрец и золото одетые леса.
III. Звуки осени
У. Садитесь вот здесь или встаньте, прижавшись спиной к стволу дерева, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.
Д. Листья шуршат под ногами.
– Листья опадают, как будто осень плачет.
– Под ногами живой ковер из листьев, листья на нас ворчат за то, что мы их топчем.
– Птицы тоскливо переговариваются.
– Ветерок еле шелестит листвой.
– Солнышко тихо и ласково греет щеку.
У. Какая музыка подходит под эту осень?
Д. Спокойная и грустная: Бетховен, Чайковский, Брамс.
У. А какие инструменты могут озвучить осень?
Д. Скрипка. Осень играет на скрипке, а смычок у нее из листьев.
– Гитара. Переборы струн – точно рябь по осенней воде.
– Саксофон. У него высокий звук, как высокое бездонное осеннее небо.
IV. Секреты осени .
У. Есть в осени короткая пора, когда, кажется, что возвращается к нам лето – на улице тепло, ясные дни, солнечно.
Это короткая пора «бабьего лета». «Старое бабье лето» с 14 по 22 сентября. Его примета- множество летающих паутинок. Откуда они?
У многих видов пауков к осени из отложенных яиц выходят крошечные паучата. Малыши не расселились по лесу – ведь у них очень маленькие ножки. Каждый паучок взбирается на стебелёк и выпускает из брюшка струйку особой жидкости, быстро затвердевающей на ветру. Она становится всё длиннее, подхватывается ветерком и поднимает паучка. Так паучки попадают в места, очень далёкие от своего рождения. По пути паутинка зацепится за ветку и оборвётся, а паучок спустится на землю. Ко времени наступления холодов ему нужно спрятаться в расщелину коры, где и перезимует.
Есть у осени много примет, связанных с листопадом.
Если в осень лист с берёзы и дуба опадает нечисто – жди суровой зимы.
Чем больше муравьиные кучи – тем суровее зима.
Чем суше и теплее сентябрь – тем позднее наступит зима.
Секретов природы не счесть. Узнать их помогает наблюдательность, бережное отношение к окружающей нас природе.
V. Игра “Выбери правило вежливости”. (Дети хлопают в ладоши, если согласны).
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет.
3. Наконец – то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное, никому не мешать.
4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
— Что обозначают эти экологические знаки?
— Экологические знаки нам говорят о том, чтобы мы охраняли природу.
По вине человека уже исчезло немало животных и растений, а многие стали редкими Мы должны об этом помнить.
Источник