1 российское кругосветное путешествие плавание

Первое русское кругосветное плавание — история и основные события экспедиции

Шлюп «Нева» в гавани святого Павла на острове Кадьяк. Гравюра по рисунку Ю. Ф. Лисянского

Долгое время Россия была сосредоточена на сухопутных исследованиях восточных территорий, постепенно присоединяя к себе Сибирь и Дальний Восток. Однако в конце XVIII века русские пересекли Тихий океан и основали колонии в Северной Америке. Эти территории были чрезвычайно удалены от Петербурга, товары в одну сторону могли идти несколько лет. Для связи Центральной России с американскими владениями было удобнее использовать морские пути, проходящие через Атлантический и Тихий океан, а не сухопутные маршруты. В связи с этим в России появился проект кругосветного плавания, в ходе которого можно было посетить свои отдаленные колонии.

Замысел экспедиции

Ещё при Екатерине II были созданы планы отправки кораблей Балтийского флота к Русской Америке и Камчатке. Однако из-за военных конфликтов со Швецией и Османской империей флот был нужен для боевых действий.

Идею экспедиции лоббировал Григорий Шелехов – купец, участвовавший в освоении Аляски. Он создал Северо-Восточную компанию, которая в 1799 г. году была переименована в Российско-Американскую компанию.

Аналогичные проекты предлагал Иван Крузенштерн. Этот мореплаватель в 1793-1799 г. стажировался в британском торговом флоте и имел опыт плавания в Америку, Индию, Китай. Поначалу его идеи не одобрялись высшими чиновниками, однако 26 июля 1802 г. император Александр I утвердил проект путешествия.

Читайте также:  Отдых азовское море мини гостиницы

В плавание отправлялись два корабля – «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» под управлением Юрия Лисянского. Правительство расширило задачи экспедиции. Помимо доставки грузов на Аляску моряки должны были обследовать устье Амура и найти удобные места для создания российских портов, а также наладить торговлю с Китаем и Японией. Необходимо было обследовать Сахалин и Курильские острова. Экипаж кораблей набирался из добровольцев. 26 июля 1803 г. оба судна вышли из Кронштадта.

Плавание по Атлантике

Первая остановка экспедиции произошла ещё в Копенгагене. Здесь на борт были загружены такой товар, как коньяк, а также была проведена настройка корабельных приборов, с помощью которых определялась долгота во время плавания. В следующий раз экспедиция причалила к британскому берегу в районе города Фалмут. Здесь корабли простояли несколько дней. Была закуплена солонина, а протекавшие судна отремонтированы. Далее корабли взяли курс на Канарские острова, где они простояли с 20 по 27 октября.

Члены экипажа, за исключением двух капитанов, не имели опыта плавания в экваториальных широтах. 26 ноября экспедиция пересекла экватор. 9 декабря корабли добрались до бразильского побережья, встав на якорь у острова Санта-Катарина. Здесь моряки задержались почти на 1,5 месяца, так как надо было заменить мачты «Невы». Далее предстояло обогнуть Южную Америку и выйти в Тихий океан.

Преодолеть пролив Дрейка было нелегко. Из-за его южного положения в широтах, известных как «неистовые пятидесятые», погода здесь была неблагоприятной. Ситуация осложнялась тем, что плыть приходилось против встречных западных пассатов. Тем не менее 21 марта корабли вышли в Тихий океан.

Тихий океан

В один из штормов произошло чрезвычайное происшествие – «Надежда» и «Нева» потеряли друг друга из виду. На этот случай они договорились встретиться у острова Пасхи. Лисянский прожал Крузенштерна у острова с 16 по 20 апреля, но «Надежда» так и не появилась, а «Нева» поплыла дальше.

10 мая у острова Нуку-Хива оба капитана снова встретились. Далее корабли поплыли по направлению к Гавайям. По пути экспедиция как открывала новые острова, так и обнаруживала, что ряд уже описанных прежними исследователями объектов не существует. Также исследовались ветра и течения Тихого океана. Ученые измеряли разницу температур воды на поверхности и различных глубинах. 8 июня экспедиция прибыла на Гавайи.

Одиночное плавание «Невы»

Далее маршруты «Надежды» и «Невы» разделились. Уже 10 июня Крузентштерн вышел в море и направился в сторону Камчатки. Лисянский же покинул Гавайи только 16 июня и направился к Русской Америке.

10 июля 1804 г. «Нева» прибыла на остров Кадьяк на Аляске. Местный губернатор попросил помощи в борьбе с восставшими индейцами-тлинкитами. Они захватили Ситку, и теперь ее надо было отбить. Сначала была предпринято попытка договориться с индейцами, но после провала переговоров русские пошли в атаку и в сражении 1 октября разгромили врагов, однако экипаж потерял убитыми 3 человек. Был основана крепость Ново-Архангельск, после чего «Нева» вернулась на остров Кадьяк, где провела зимовку, длившуюся 11 месяцев. За это время моряки продали европейские товары и закупили меха.

Далее судно взяло курс на Макао, португальский порт у китайских берегов. По пути был открыт остров Лисянского, рядом с которым корабль сел на мель. 3 декабря 1805 г. «Нева» прибыла в пункт назначения.

Одиночное плавание «Надежды»

Крузенштерн прибыл в Петропавловск-Камчатский 3 июля 1804 года. Сбыв товар и пополнив свои продовольственные запасы, 30 августа корабль направился к берегам Японии, с которой предстояло установить дипломатические отношения. Судно обогнуло Японские острова с востока и прибыло в город Нагасаки. В Стране Восходящего Солнца русские пробыли с октября 1804 г. по апрель 1805 г., однако переговоры прошли неудачно, так как местные власти придерживались изоляционистской политики.

Крузенштерн решил возвращаться в Петровавловск-Камчатский через Японское море. На карты было нанесено западное побережье Японских островов, также экспедиция обнаружила пролив между Сахалином и Хоккайдо.

Прибыв на Камчатку, капитан «Надежды» решает тщательнее обследовать Сахалин. Маршрут пролегал вдоль Курильских островов и северного берега Сахалина. Крузенштерн удалось обнаружить пресную воду, из чего он сделал вывод, что где-то недалеко находится устье Амура. При этом он совершил ошибку и посчитал, что Сахалин – это полуостров, а не остров. После этого «Надежда» вернулась на Камчатку. Пополнив запасы продовольствия, корабль отправился в Макао, куда прибыл уже 20 ноября 1805 г.

Посещение Китая и путь домой

Рядом с Макао располагался китайский порт Кантон. В течение почти двух месяцев экспедиция торговала с местными торговцами, меняя меха на чай, шелк, фарфор и жемчуг. 5 февраля 1806 г. корабли отправились в сторону Индийского океана. 5 марта флотилия прошла Зондский пролив и покинула Тихий океан, после чего взяла курс на мыс Доброй Надежды.

15 апреля из-за шторма корабли снова потеряли друг друга из виду. Было договорено, что в таком случае они должны встретиться на острове Святой Елены. «Надежда» направилась к месту встречи и оказалась там 3 мая. Здесь же Крузенштерн узнал о войне России и Франции. Так и не дождавшись прихода «Невы», капитан взял курс на Кронштадт. При этом во избежание встречи с французами он обошел Британские острова с запада.

Лисянский после расставания с Крузенштерном решил, что ему хватит провианта на безостановочное плавание до России, поэтому он не стал заплывать на остров Святой Елены. От английского корабля он узнал о войне Франции и России, но все же решил плыть по Ла-Маншу, а не огибать Британию с Запада. Здесь ему все же пришлось зайти на две неделю в Портсмут, после чего корабль поплыл в сторону России.

5 августа «Нева» прибыла в Кронштадт, а 19 августа вернулась и «Надежда». В результате путешествия русским морякам удалось не только успешно справиться с торговой миссией, но и существенно расширить географические знания о мире.

Источник

Первое русское кругосветное плавание

Первое русское кругосве́тное пла́вание было предпринято в 1803—1806 годах на приобретённых в Великобритании небольших кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского, соответственно. Это плавание — важная веха в истории России, в развитии её флота, оно внесло значительный вклад в изучение мирового океана, многие отрасли естественных и гуманитарных наук.

Содержание

От Кронштадта до Японии

Перед отплытием император Александр I лично осмотрел в Кронштадте приобретённые у англичан шлюпы. Государь разрешил на обоих судах поднять военные флаги и расходы на содержание одного принял на свой счет, а за другой платили Русско-американская компания и один из главных вдохновителей экспедиции — граф Н. П. Румянцев.

Первая половина плавания (от Кронштадта до Петропавловска) была ознаменована эксцентричным поведением Толстого-Американца (которого пришлось высадить на Камчатке) и конфликтами Крузенштерна с Н. П. Резановым, который был направлен императором Александром I в качестве первого русского посланника в Японию для налаживания торговли между странами и был официально утверждён в качестве главы экспедиции.

Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года [1] . Она заходила в Копенгаген и 28 сентября прибыла в Фальмут, где пришлось ещё раз проконопатить всю подводную часть обоих судов. Только 5 октября экспедиция пошла дальше к югу, зашла на остров Тенерифе; 14 ноября, на 24° 20′ зап. долготы, она пересекла экватор. Русский флаг впервые развевался в южном полушарии, что и было отпраздновано с большой торжественностью.

Дойдя до 20° южной широты, Крузенштерн тщетно искал остров Вознесения, о положении которого были очень сбивчивые указания. Починка корабля «Нева» заставила экспедицию с 9 декабря до 23 января 1804 г. пробыть у бразильских берегов. Отсюда плавание обоих кораблей было сначала весьма успешно: 20 февраля они обогнули мыс Горн; но вскоре их встретили крепкие ветры с градом, снегом и туманами. Корабли разлучились и 24 апреля Крузенштерн один достиг Маркизских островов. Тут он определил положение островов Фетуга и Уагуга, затем зашёл в порт Анна-Мария на острове Нукагива. 28 апреля туда же прибыл и корабль «Нева».

На о-ве Нукагива Крузенштерн открыл и описал превосходную гавань, которую назвал портом Чичагова. 4 мая экспедиция покинула Вашингтоновы острова и 13 мая, на 146° западной долготы, вновь перешла экватор по направлению на север; 26 мая показались Гавайские (Сандвичевы) острова, где корабли разделились: «Надежда» взяла курс на Камчатку и далее в Японию, а «Нева» направилась исследовать Аляску, где приняла участие в Архангельской баталии (битве при Ситке).

Хотя Резанову и Крузенштерну пришлось делить одну каюту (6 м²), отношения между ними испортились до такой степени, что они общались исключительно при помощи записок. Одной из причин недовольства Крузенштерна было то, что полагавшаяся послу свита своим присутствием стесняла команду на небольшом, в сущности, корабле (длина «Надежды» была всего 35 метров). После прибытия в Петропавловск-Камчатский Резанов наконец покинул каюту и подал на непокорный экипаж жалобу местному губернатору. В своих записках Резанов пишет, что Крузенштерн принёс ему официальные извинения за нарушение субординации на борту, в то время как Крузенштерн в письме главе академии наук Н. Н. Новосильцеву представляет прямо противоположную картину: публичные извинения были принесены Резановым Крузенштерну.

Взяв у правителя Камчатской области П. И. Кошелева почётный караул (2 офицера, барабанщик, 5 солдат) для посла, «Надежда» взяла курс на юг, прибыв в японский порт Дэдзима у города Нагасаки 26 сентября 1804 года. В гавань японцы запретили входить, и Крузенштерн бросил якорь в заливе. Посольство продлилось полгода, после чего все вернулись назад в Петропавловск. Крузенштерна наградили орденом Св. Анны II степени, а Резанова как выполнившего возложенную на него дипломатическую миссию от дальнейшего участия в первой кругосветной экспедиции освободили.

От Японии до Кронштадта

«Нева» и «Надежда» вернулись в Петербург разными маршрутами. В 1805 году их пути пересеклись в порту Макао на юге Китая. «Нева» после захода на Гавайи оказала содействие Русско-американской компании во главе с А. А. Барановым в отвоевании у туземцев Михайловской крепости. После описи окрестных островов и других исследований «Нева» повезла товары в Кантон, но 3 октября села на мель посреди океана. Лисянский велел сбросить в воду ростры и карронады, но вслед за тем шквал посадил корабль на риф. Чтобы продолжить плавание, команде пришлось сбросить в море даже такие необходимые предметы, как якоря. Впоследствии товар был подобран. По дороге в Китай был открыт коралловый остров Лисянского. «Нева» вернулась в Кронштадт раньше «Надежды» (22 июля).

Оставив берега Японии, «Надежда» пошла на север почти совсем не известным европейцам Японским морем. По дороге Крузенштерн определил положение ряда островов. Он прошёл Лаперузовым проливом между Иессо и Сахалином, описал залив Анива, находящийся на южной стороне Сахалина, восточный берег и бухту Терпения, которую оставил 13 мая. Огромное количество льда, встреченное им на другой день на 48° широты препятствовало ему продолжать плавание на север и он спустился к Курильским островам. Здесь, 18 мая, открыл 4 каменные острова, названные им «Каменные ловушки»; около них он встретил такое сильное течение, что, при свежем ветре и ходе восьми узлов, корабль «Надежда» не только не подавался вперед, но его относило на подводный риф.

С трудом избегнув здесь беды, Крузенштерн 20 мая прошёл проливом между островами Оннекотана и Харамукотаном, а 24 мая вновь прибыл в Петропавловский порт. 23 июня он пошёл к Сахалину, чтобы окончить описание его берегов, 29 прошёл Курильские острова, проливом между Раукоке и Матауа, который назван им Надеждой. 3 июля прибыл к мысу Терпения. Исследуя берега Сахалина, он обошёл северную оконечность острова, спустился между ним и берегом материка до широты 53° 30′ и в этом месте 1 августа нашёл пресную воду, по которой заключил, что недалеко устье реки Амур, но из-за быстро уменьшающейся глубины идти вперед не решился.

На другой день встал на якорь в заливе, названном им заливом Надежды; 4 августа пошёл обратно в Камчатку, где исправление корабля и пополнение запасов задержали его до 23 сентября. При выходе из Авачинской губы из-за тумана и снега, корабль едва не сел на мель. На пути к Китаю он тщетно искал островов, показанных на старых испанских картах, выдержал несколько штормов и 15 ноября пришёл в Макао. 21 ноября, когда «Надежда» была уже совсем готова идти в море, пришёл корабль «Нева» с богатым грузом пушных товаров и остановился в Вампоа, куда перешёл и корабль «Надежда». В начале января 1806 г. экспедиция окончила свои торговые дела, но была задержана китайским портовым начальством без всякой особенной причины, и только 28 января русские суда оставили китайские берега.

Выходя из Зондского пролива, корабль «Надежда» опять только благодаря поднявшемуся ветру справился с течением, в которое попал и которое несло его на рифы. 3 апреля «Надежда» разлучилась с «Невой»; через 4 дня Крузенштерн обогнул мыс Доброй Надежды и 22 апреля прибыл на остров Св. Елены, пройдя путь от Макао в 79 дней, через 4 суток Крузенштерн ушёл и 9 мая вновь пересек экватор на 22° западной долготы.

Ещё на острове Св. Елены было получено известие о войне России с Францией, а потому Крузенштерн решил идти кругом Шотландии; 5 июля он прошёл между островами Фер и Шетландскими и, пройдя под парусами 86 дней, прибыл 21 июля в Копенгаген, а 5 (17) августа 1806 года [2] в Кронштадт, совершив все путешествие в 3 года 12 дней. Во время всего плавания на корабле «Надежда» не было ни одного смертного случая, да и больных было очень мало, тогда как на других судах тогда множество людей умирало и во внутреннем плавании.

Признание и значение

Император Александр I наградил Крузенштерна и его подчиненных. Все офицеры получили следующие чины, командиры ордена св. Владимира 3 степени и по 3000 руб., лейтенанты по 1000, а мичманы по 800 рублей пожизненного пенсиона. Нижние чины, по желанию, уволены в отставку и награждены пенсионом от 50 до 75 рублей. По высочайшему повелению была выбита особая медаль для всех участников этого первого кругосветного путешествия.

Описание этой экспедиции напечатано на счет императорского кабинета под заглавием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях „Надежда“ и „Нева“, под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна», в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин, СПб., 1809 г. Это сочинение было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки. Переиздано в 2007 году.

Путешествие Крузенштерна составило эпоху в истории русского флота, обогатив географию и естественные науки многими сведениями о странах, мало известных. С этого времени начинается непрерывный ряд русских кругосветных путешествий; во многом изменилось к лучшему управление Камчаткой. Из офицеров, бывших с Крузенштерном, многие с честью служили впоследствии в русском флоте, а кадет Отто Коцебу — был сам потом командиром корабля, ходившего в кругосветное путешествие.

Память

В 2006 году отмечалось 200-летие окончания первого русского кругосветного плавания. К этой дате Русское географическое общество планировало переиздать описания путешествий Крузенштерна и Лисянского, «Атлас Южного моря» Крузенштерна, впервые издать в переводе на русский язык труд Григория Лангсдорфа, неизвестный вариант записок купца Фёдора Шемелина, неопубликованный дневник 1795—1816 лейтенанта Ермолая Левенштерна, неизданные или забытые дневники и письма Николая Резанова, Макара Ратманова, Фёдора Ромберга и других участников плавания. Было намечено издать также сборник научных статей об основных аспектах подготовки, проведения и результатов плавания.

Плаваниям Крузенштерна и Лисянского посвящено несколько художественных и нехудожественных книг. В частности, об экспедиции обстоятельно рассказывает Николай Чуковский в третьей части популярной книги о великих мореплавателях «Водители фрегатов» (1941). Первой русской кругосветке также посвящен роман В. П. Крапивина «Острова и капитаны» (1984-87).

По повести Е. Федоровского «Свежий ветер океана» был снят художественный фильм «Странник», одной из сюжетных линий которого является экспедиция [3] .

    Серия памятных монет Банка России (1993)

Источник

Оцените статью