Урок – путешествие по математике в 1 классе «Морское путешествие по волнам знаний»
Урок – путешествие по математике в 1 классе
«Морское путешествие по волнам знаний»
Тип урока: урок повторения и закрепления
Форма: урок – путешествие.
Тема урока: Морское путешествие по волнам знаний.
(Сложение и вычитание в пределах 10)
Цель урока: закрепить знания и умения по пройденной теме.
Обучающие: закрепление умения прибавлять и вычитать в пределах 10, повторить состав чисел первого десятка, формирование навыка сравнения чисел и выражений, систематизировать знания о геометрических фигурах
Развивающие: развивать математическую речь, интерес к математике, способствовать развитию устной речи, умению высказывать свою точку зрения, слушать окружающих, развивать логическое мышление, память, внимание;
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, любовь к природе, формировать навыки и привычки правильного поведения на уроке
1.Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
2.Формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности.
1.Формировать умение высказывать своё предположение.
2.Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3.Формировать умение определять цель выполнения заданий на уроке, оценивать правильность выполнения действия.
1.Формировать способность и умения учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез).
2. Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
3.Производить сравнение чисел
4. Развивать контроль и оценку процесса и результатов деятельности
5. Выполнять анализ объектов с целью выделения признаков
6.Выполнять поиск и выделение необходимой информации.
1. Формировать умение слушать и понимать других.
2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Формировать и отрабатывать умение согласованно работать в коллективе, в паре.
применять навыки счета и знание состава чисел от 1 до 10;
уметь сравнивать числа;
совершенствовать вычислительные навыки;
уметь решать простые задачи;
знать геометрические фигуры.
понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
работать в паре и оценивать свою работу на уроке.
выполнять самооценку своих возможностей;
формировать положительное отношение к учению;
проявлять интерес к математике;
осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;
уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале;
выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;
самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.
использовать имеющиеся знания;
исследовать учебную задачу;
устанавливать логические, причинно-следственные связи.
уметь слушать и вступать в диалог;
оформлять свои мысли в устной речи;
уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись «Шум моря», раздаточный материал для учащихся (смайлики, геометрические фигуры), лист с заданиями
I .Организационный момент(2-3 мин.)
Ученица:
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И решать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
— Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте улыбнемся нашим гостям.
— Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.
— Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое.
— Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным. Садитесь!
-Ребята у меня сейчас прекрасное настроение, я с нетерпением хочу начать урок и увидеть, как вы будете активно работать и стараться. (Поднимаю зеленый смайлик) Поделитесь и вы своим настроением, выберите смайлик определенного цвета и поднимите его вверх! ( Дети поднимают смайлик )
Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке!
II. Сообщение темы и цели урока. (3 мин.)
Учитель:
— Закройте глаза и послушайте (на экран проецируется картинка моря с шумом волн).
— Дети, где мы, что вы услышали?
Дети:
— На море, шум моря.
— Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в морское путешествие, вы будете матросами, а вашим капитаном буду я.
-Для того,чтобы путешествие было удачным необходимо быть внимательными, активными, правильно выполнять задания, иначе можно потерпеть кораблекрушение, а также взять с собой все свои знания и умения, полученные на предыдущих уроках математики.Что же мы возьмем с собой?
-Умение считать от 1 до 10, решать примеры, записывать цифры, знания о геометрических фигурах.
Учитель:
— Какой же вид транспорта мы выберем? Чтобы это узнать, послушайте загадку:
По морям и по волнам
Его водит капитан.
Он не плавает, а ходит
Якоря бросает в воду.
Он с волною дружбу водит.
И не любит непогоду
II I . Актуализация опорных знаний (14 мин)
1.Числовой ряд (1 мин)
Верно, это корабль! Всё готово к отплытию: корабль готов, команда готова. Осталось поднять якорь, чтобы это сделать посчитаем по рядам
1 ряд – сосчитать от 2 до 9 и обратно
2 ряд – сосчитать от 8 до1 и обратно
3 ряд – сосчитать от 9 до 4 и обратно
(Учитель хвалит каждый ряд )
-И все вместе считаем от 1 до 10
Молодцы, ребята! Отправляемся в наше увлекательное путешествие!
2.Игра «Да-Нет кА» (1 мин+2 мин)
-Вдруг на нашем пути появляется осьминог и не дает нам проплыть дальше. Он задумал число, пока мы его не отгадаем,нас не пропустит.
Мы должны задавать ему вопросы, на которые он будет отвечать «Да» или «Нет»
-Двузначное/однозначное? Его соседи 2 и 4? 4 и 6?Оно больше 5? меньше 9? Его соседи 7 и 9?Это число 8?
-Верно, это число 8. Молодцы, ребята! Юные матросы, апочему по вашему мнению осьминог загадал именно это число?
-У осьминога 8 ног.
-Ребята, а что вы знаете про осьминога?
-У осьминога 3 сердца и голубая кровь, очень зоркие глаза. Он может отбрасывать свои щупальца, как ящерица свой хвост. Осьминоги питаются рыбой и других моллюсков.
-Молодец! Спасибо. Осьминог доволен и уступил нам дорогу, мы можем плыть дальше!
3.Решение логической задачи (2 мин)
-А по правую сторону корабля прыгает и плещется радостный китенок. У него день рождения и он устраивает чаепитие для своих друзей и пригласил дельфина, акулу, белку, краба и осьминога.
-Кто не сможет прийти? Почему?
-Белка, она не плавает и не живет в воде
— Сколько всего гостей он приглашал? А сколько гостей сможет прийти к китенку?
4.Каллиграфическая минутка (2 мин)
-Ребята, нам необходимо сделать записи в бортжурналах. Проверьте свое рабочее место, сядьте поудобнее. Постарайтесь, чтобы бортжурналы лежали правильно, а записи были аккуратными. Вспомните какое число нам загадал осьминог? (8), а сколько гостей пришло к китенку? (4)
Найдите закономерность и продолжите числовой ряд.
8 4 8 4 8 4 8 4
5 . Помощь дельфину. Сравнение чисел и выражений (6мин)
-Внимание по левую сторону борта дельфин. Он взволнован. П осмотрите,кто плескается на волнах и плывет к нам? (Слайд с дельфином)
Что вы знаете о дельфинах?
-Дельфины – это не рыбы, а звери. Они кормят своих малышей молоком, как кошка котят. Дельфины не имеют жабр, дышат воздухом, поднимаясь на поверхность. А еще дельфины считаются одними из самых умных животных на Земле, по своему разуму они очень близки к человеку.
Дельфин бьёт тревогу!
Загрязняют люди воду!
Рыбкам негде будет жить
Проблему надо нам решить!
— Чтобы избавиться от мусора, нам необходимо очистить морское дно, а как это сделать?
— Убрать весь мусор
-Как нужно охранять природу, в том числе и воду?
-Не мусорить, всегда убирать за собой, переработка мусора и бутылок и др.
-Если вы правильно поставите знаки >,
(Дети выполняют задание в тетрадях, один ученик у доски. Потом сравнивают с готовым результатом на слайде(эталоном). Оценивают свою работу рисуя смайлик.)
— Молодцы! Очистили наше морское дно.Теперь дельфин плавает в чистой воде.
Ветер дует задувает, волны в стороны качает! (Руки подняты вверх и раскачиваются из стороны в сторону)
Осьминог на дне сидит и ногами шевелит.( Топают ногами, руки на поясе)
Чайка над водой летает и за рыбками ныряет!( Имитируют движения крыльев)
Осьминог на дне сидит и ногами шевелит. (Топают ногами, руки на поясе)
Под водой на глубине, крокодил плывет в воде!( Плавают «брасом»)
Осьминог на дне сидит и ногами шевелит. (Топают ногами, руки на поясе)
А теперь и мы присядем, наши знанья всем покажем!( Тихонечко сели на места)
V .Применение знаний и умений в новой ситуации ( 5 мин)
1.«Лови ошибку» (3мин)
-Вдруг на нас напали пираты, чтобы от них отбиться, нужно найти и исправить ошибки в примерах. Чем быстрее мы это сделаем, тем быстрее освободимся от пиратов!
(Примеры заранее пишутся на доске. К доске выходят дети и исправляют примеры ,остальные исправляют в тетрадях)
— Поднимите руку те кто не согласен?
2. Математическая цепочка(2 мин)
-После нападения пиратов наше судно стало очень грязное, а матросы любят чистоту и порядок.Нужно найти значение выражений, чтобы палуба снова засияла чистотой.
(Дети выполняют решение в тетради, с комментированием с места)
V . Физкультминутка для глаз(1-2 мин)
Мы отмыли нашу палубу и устали. Сделаем физкультминутку
(Электронная физкультминутка «Морское дно»)
VI . Обобщение и систематизация знаний.(6 мин)
1.Остров птиц и зверей(2 мин)
(Соотнесение числа с соответствующей группой предметов)
Перед нами возник островостров. Там дружно живут звери и птицы. У каждой семейки есть геометрическая фигура. Как же она называется? (Квадрат)
На каждом квадрате было написано число, которое обозначало, сколько членов в этой семье. Обрушился сильный ураган, и ветер унес все числа. Теперь звери и птицы не могут сосчитать, сколько их в семье. Они так расстроились, что стали делать все наоборот:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Давайте, ребята, поможем котятам. Сосчитайте, сколько их, и положите число в квадрат. (5)
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Сосчитайте утят и положите число в квадрат.(2)
Каким числом вы обозначили свинок? (3)
Наш корабль встречали
И весело танцевали.
-Посмотрите, ребята, вы заполнили все квадраты. Но числа в нихрасположены не по порядку. Давайте попробуем назвать их, начиная ссамого маленького и заканчивая самым большим. (Дети называют: 2,3,5,6)
2. Геометрический материал «Рыбки» .( 1 мин)
-Посмотрите какие интересные рыбки приплыли к острову.
— Из каких геометрических фигур состоит рыбка? ( Треугольников и овала)
— Какая фигура называется треугольником? (Фигура, которая имеет 3 угла)
— Какая фигура лишняя? Почему?(Овал, не имеет углов)
-А что хорошего в треугольнике, назовите положительные ассоциации?
Похож на крышу дома, устойчивый
-А теперь назовите отрицательные стороны треугольника?
Не катается, имеет острые углы
4. Практическая часть
Учитель:
— У вас на столах тоже есть геометрические фигуры. Попробуйте в паре из них сложить свою рыбку. (Дети работают в парах)
— Какие красивые и разные рыбки у вас получились.
VII . Итог урока(2 мин)
-Вот мы и подплываем к берегу , наше путешествие успешно закончилось. Благодаря дружной работе команды, мы снова на родной земле и справились со всеми трудностями. Давайте вспомним, что мы с вами делали во время путешествия и удалось ли нам достичь поставленной цели?
-Во время путешествия мы работали над числовым рядом, решали примеры, прибавляли и вычитали числа, повторяли состав чисел, писали цифрысоотносили числа с группами предметов, вспомнили знакомые геометрические фигуры.
VIII . Рефлексия учебной деятельности (3 мин)
-Подумайте каждый, как вы работали на уроке, выберите высказывание и продолжите его…
Мне понравилось на уроке…
-С каким настроением вы подошли к концу урока?(Работа со смайликами)
-Кому на уроке было комфортно, получили удовлетворение от работы, предлагаю похвалить себя любым доступным способом: можно погладить себя по голове или улыбнуться, а тем ребятам, кто чувствовал себя немного неуверенно, кому надо еще немного поупражняться, если есть желание выскажитесь, поставьте цели для себя на следующий урок.
Источник
Сценарий праздника к 1 сентября «Морское путешествие» (4 класс)
Праздник 1 сентября в 4 классе
Учитель: Звенит звонок, сентябрь пришёл,
Вновь распахнулись двери школ.
И я вам рассказать готова,
Чему учиться будем снова.
Путь этот цветами не выстлан,
Тернисты его рубежи.
Но в классе сидит любопытство,
Которому в будущем жить!
— Дорогие ребята, папы и мамы, гости нашего праздника!
Сегодня мы собрались на первый общий праздник – День знаний — начало учебного года! Интересно, все ли собрались на наш праздник? Давайте проверим.
-Старательные милые девочки здесь?
-Умные красивые мальчики здесь?
-Многочисленные родственники здесь?
-А уважаемые гости?
Все, кто хотел прийти на наш праздник в сборе. Можно начинать его.
Ребята, вам нужно встать и послушать обещания, и если вы с ними согласны, произнести фразу «Обещаем!»
Всегда приходить в класс на первый урок
Еще до того, как проснется школьный звонок – обещаете?
Учебники, книги, пенал и тетрадки
Всегда содержать в идеальном порядке – обещаете?
Друзьями хорошими, верными стать,
Товарищам всюду своим помогать – обещаете?
А лень, неопрятность, подсказки, вранье
Не пустите в класс никогда, ни за что – обещаете?
— Ребята, дать обещания хотят и родители.
(Раздать родителям полоски с текстом. Вытягивают и читают начало, а затем концовку. На месте многоточия делается длительная пауза).
1.Обещаю никогда не заходить в школу…больше 10 раз в неделю.
2.Обещаю никогда не смотреть дневник своего ребенка… . в плохом настроении
3. Обещаю никогда не ходить на родительские собрания… без мужа (жены).
4. Обещаю ругать своего ребенка… лишь в самых крайних случаях.
5. Делать за детей домашнее задание… не будем.
— Дорогие мои четвероклассники! Мы вновь отправляемся по дороге знаний! Поздравляю вас с началом НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА!
-Опять за окнами сентябрь и класс наш, как большой корабль под названием 4-В, готов уж отправиться в плаванье. На этом корабле мы с вами будем целый год бороздить океан Знаний.
Желаю всем вам в этом учебном году:
Побед, открытий замечательных,
Событий ярких, увлекательных.
Просторы знаний покорять
И на «отлично» курс держать!
Давайте по трапу поднимемся на борт нашего корабля, для этого хором вам нужно давать мне ответы, словами: «ДЛЯ МЕНЯ»
— Кто-то где-то сделал парту. Для кого? (Для меня)
— Начертили эту карту. Для кого.
— Ручка, карандаш в пенале. Для кого.
— А учебники издали. Для кого.
— Там звонок на переменке. Для кого.
— Расписание на стенке. Для кого.
— Значит нужно так учиться,
Значит нужно так трудиться,
Чтобы людям не стыдиться —
За кого? (ЗА МЕНЯ)
Нас хотят поприветствовать и ученики нашего класса. Они нам дадут вам советы для успешного плавания:
1. Утром рано просыпайся,
Чтобы в школе не зевать,
Носом парту не клевать.
2. Одевайся аккуратно,
Чтоб смотреть было приятно,
Форму сам погладь, проверь —
Ты большой уже теперь.
3. Приучай себя к порядку,
Не играй с вещами в прятки,
Каждой книжкой дорожи,
В чистоте портфель держи.
4. На уроках не хихикай,
Стул туда-сюда не двигай,
И соседу не мешай.
5. Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся,
Зря не хмурься, будь смелей,
И найдёшь себе друзей.
6.Вот и все наши советы,
Их мудрей и проще нету,
Ты, дружок, их не забудь.
В Океан Знаний держишь путь!
— Наш корабль будет быстрее и успешнее бороздить океан Знаний, если мы поднимем паруса. А паруса у нас необычные. Без чего нам никак не обойтись на уроке?
(на парусах слова: старание, внимание, аккуратность, трудолюбие, память, смекалка, дружба, доброта , лень, капризы, ссоры, болтливость, спешка )
— Давайте выберем качества, которые помогут нам быстрее и правильнее идти в море.
-А какие качества станут тормозить движение нашего корабля?
— Перед нами безбрежные просторы океана Знаний. (Карта океана Знаний). Нам предстоит побывать в заливе «Наоборот», проплыть мимо мыса «Новых Знаний», бросим якорь в гавани «Театральая», посетим порт «Вспомним лето», зайти в бухту «Волшебная».
— Незаметно мы попали в залив «Наоборот»
Ведущий читает, а дети хором должны ответить «да» или «нет» независимо от рифмы.
В школе дружно мы всегда скажем двойкам только …(нет).
А «пятеркам», не секрет, говорим всегда мы … (да).
Маме за кулек конфет мы «спасибо» скажем? … (да)
Мы пойдем сейчас в буфет, растолкаем вокруг всех. (нет)
Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе? …(нет)
Мимо урны без труда бросим фантики мы? … (нет)
Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы … (нет)
Будем старшим мы в ответ говорить неправду …(нет)
С нами рядом едет дед, мы уступим место? … (да)
Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно, . (да)
Молодцы! Справились с первым испытанием. Плывем дальше.
Учитель: А знаете ли вы, ребята, что не все дети мира идут в школу 1 сентября, так, как вы?
В Голландии, Норвегии и Швеции дети проучились уже целый месяц – они пошли в школу 1 августа.
В Индии учебный год в самом разгаре. Он начался 1 апреля.
В Австралии ученики вновь садятся за парты 1 января.
В республике Коста-Рика вчера, т.е. 31 августа в школах прозвенел последний, а не первый, звонок.
— Сколько отметок у нас в школе? (5). Поэтому наша система называется пятибалльной, а в некоторых зарубежных школах — двенадцатибальной. 12 — значит «отлично», 11 и 10 — «хорошо», а всё, что ниже 6 — «плохо».
В Германии дети хвастаются единицами и двойками — хорошие оценки, а плохие — пятёрки и четвёрки. Часто случается так, что ребята разных стран сильно удивляли друг друга своими школьными отметками.
Пишет, например, в Москву девочка из Германии. В конце письма она сообщает: «А теперь моя милая Катенька, я хочу поделиться с тобой своей радостью. Как раз сегодня учительница выдала нам табели. Знаешь, какие у меня отметки? По арифметике — единица, по немецкому — единица, по истории — двойка. По всем предметам сплошные единицы и двойки. Так что я теперь — двоечница. Чего и тебе желаю». Представляете, как была удивлена Катя этому известию! И чего думает, бедная подружка радуется, когда ей следовало бы заливаться горючими слезами? Невдомёк Кате, что точно так же рассуждает и жалеет её немецкая девочка. Катя написала ей о своих отметках: по арифметике — 5, по русскому языку — 5, по истории — 4. Но потом всё объяснилось!
— А сейчас я хочу проверить, как вы любите, а значит, знаете, свою школу. Прошу вас ответить на несколько вопросов:
— Под каким номером числится наш кабинет? (7)
— Как зовут директора нашей школы? (Бусыгина Наталья Евгеньевна)
— Сколько ступенек вам приходится преодолеть на крыльце нашей школы, чтобы оказаться в фойе? (4)
— По какому адресу находится наша школа (Горького 25)
— Сколько лет нашей школе? (??)
— А мне на 1 сентября подарили собаку-экстрасенса!
— Приходишь из школы, а она тебя на пороге встречает. Какую оценку принёс, столько раз и гавкнет.
— Ну, как там твой экстрасенс?
— Да ну его, продать пришлось.
— Да надули. Он у меня почему-то больше двух раз не гавкает.
— Саша, иди к доске и отвечай на мой вопрос.
— Что случилось, ты боишься моего вопроса?
— Нет, я боюсь своего ответа.
— Сын, что ты опять натворил? Меня учительница вызывает в школу.
-А что я мог натворить? Меня сегодня и в школе-то не было.
— Как нужно обращаться с учебником, чтобы он всегда оставался новым и чистым?
— Нужно не носить его в школу!
Аукцион «Летние слова» по рядам
Я хочу всем подарить маленькое волшебство — мы с вами попробуем узнать, на какие же оценки вы будете учиться в 4 классе.
(Заранее изготовьте из картона круги диаметром около 8 см. На каждом круге написаны оценки — 2, 3, 4, 5. Двоек и троек изготовьте по 2 штуки, а четвёрок и пятёрок — из расчёта по 2-3 хорошие оценки на каждого ребёнка. Продемонстрируйте «оценки», покажите, что там есть и двойки с тройками. Заранее сделайте пакет с потайным отделением. Для этого берётся обычный бумажный пакет для подарков. На дно приклеивается дополнительный слой бумаги так, чтобы получился потайной кармашек. Все оценки демонстративно кладутся в пакет, но двойки и тройки учитель аккуратно отделяет в дополнительное отделение. Во время конкурса, учитель проходит по рядам, дети засовывают руку в пакет и вытягивают по 2-3 круга с оценками. Понятно, что все дети вытягивают только хорошие оценки. Количество кругов надо рассчитать так, чтобы все хорошие оценки были к концу конкурса разобраны.
— Вот это чудеса! Смотрите, у вас у всех только 4 и 5! А где же двойки и тройки? Ну-ка, посмотрим! Смотрите, тройки и двойки остались в пакете! Вот так чудеса! Это означает, что в этом классе не будет неуспевающих, не будет двоечников. Давайте все дружно похлопаем в ладоши, чтобы это волшебство сбылось, и вы учились только на хорошие оценки.
— Теперь у каждого из вас есть свой лист желаний. С обратной стороны напишите на нем свои пожелания, чего бы вы хотели достичь в 4 классе или же чего вы ждете от этого учебного года. Свою фразу можете начать словами: «В 4 классе я….». И не забудьте подписать свое имя и фамилию. Эти листики запечатаем в конверт, а в конце года на выпускном достанем его и вместе с вами посмотрим, сбылись ли ваши мечты.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие по океану Знаний. Впереди вас ждёт много открытий и тайн. Будут рифы и мели, штормы и штиль. Желаю вам ребята не сбиться с пути, добиваться отличных результатов, стараться не огорчать родителей. Вы нам с родителями это обещаете?
Обещания надо подкрепить клятвой.
Клянусь и писать, и читать я прилично,
А в ранце носить «хорошо» и «отлично».
Клянусь в том, что буду я очень стараться
С друзьями моими впредь больше не драться!
Клянусь я ребенком воспитанным быть,
Не бегать по школе, а шагом ходить.
А если нарушу я клятву свою,
Тогда я молочный свой зуб отдаю,
— Думаю, что сдержать слова клятвы вам помогут ваши родители.
Источник