- Генеральное соглашение по тарифам и торговле – 1994 года — (ГАТТ-1994)
- General Agreement on Tariff and Trade (GATT-1994)
- Соглашение стран СНГ от 21.10.1994 «О создании Платежного союза государств — участников Содружества Независимых Государств»
- Судебная практика и законодательство — Соглашение стран СНГ от 21.10.1994 «О создании Платежного союза государств — участников Содружества Независимых Государств»
Генеральное соглашение по тарифам и торговле – 1994 года — (ГАТТ-1994)
General Agreement on Tariff and Trade (GATT-1994)
Генеральное соглашение по тарифам и торговле – 1994 года – многостороннее межгосударственное соглашение, занимающее центральное место в правовом регулировании международной торговли товарами. Национальные торгово-политические системы стран-участниц ГАТТ, а теперь ВТО во многом построены на положениях ГАТТ и в этом качестве ГАТТ способствовало формированию единообразного правового поля в мировой торговле. Основные положения ГАТТ выросли из главы IV (Торговая политика), Устава МТО, одобренного 53 государствами одноименной Конференции ООН в Гаване, Куба, 1947-1948 годы. Отказ США ратифицировать Устав МТО сделало ГАТТ единственным многосторонним документом, выполнявшим на протяжении 1948-1994 годов функции многостороннего торгового договора для стран-участниц. Выросший на базе Соглашения организационный межгосударственный механизм (сессии договаривающихся сторон, Совет ГАТТ и другие органы) выполнял на фактической основе роль межгосударственного учреждения по вопросам торговли и являлся организатором многосторонних торговых переговоров. ГАТТ, действовавшее в период 1947-1994 (до учреждения ВТО) получило наименование ГАТТ-1947. В 1995 году Соглашение и институционный механизм ГАТТ вошли в состав ВТО, определив по существу ее организационную и правовую структуру, процедуры и механизм принятия решений. ГАТТ, вошедший в состав ВТО, именуется ГАТТ-1994. ГАТТ-1994 принадлежит к одному из трех основополагающих правовых инструментов ВТО. Это иной в правовом плане инструмент, чем ГАТТ-1947. Принципиальные отличия этих двух документов следующие: ГАТТ-1947 вошел в ВТО с договоренностями о толковании ряда его статей; члены ВТО обязаны привести свое национальное законодательство в полное соответствие с нормами ГАТТ-1994 (ранее ГАТТ-1947 требовал сделать это в максимальной степени совместимой с национальным законодательством); наконец, отдельные соглашения о применении ряда статей ГАТТ-1947 стали обязательными для всех членов ВТО (ранее – только для принявших их стран). Кроме того, ряд функций ГАТТ-1947 перешли к ВТО (разрешение споров, организация многосторонних переговоров и другие).
Текст ГАТТ содержит 38 статей, объединенных в четыре части. Часть I включает положение о режиме наибольшего благоприятствования и положение о взаимных тарифных ступках (статьи I и II). Часть II (статьи III-XXIII) содержит принципы, правила и правовые нормы, регулирующие торгово-политический режим, которым страны-члены должны руководствоваться во взаимных торговых отношениях. Часть III (статьи XXIV-XXXVIII) касается, главным образом, вопросов процедурного характера, связанных с деятельностью ГАТТ. Часть IV (статьи XXXVI-XXXVIII) касается условий участия развивающихся стран в ГАТТ.
Ниже перечислены статьи ГАТТ, содержащие важнейшие правовые принципы регулирования торговли товарами, действующие в рамках ВТО: статья I гарантирует всем участникам режим наибольшего благоприятствования; статья II определяет процедуру предоставления взаимных тарифных уступок; статья III провозглашает национальный режим в отношении внутренних налогов и сборов; статья V провозглашает свободу транзита; статья VI касается применения антидемпинговых и компенсационных пошлин; статья VII содержит оценку товаров для таможенных целей; статья VIII регулирует порядок использования различных сборов и формальностей; статья X требует публикации всех правил регулирования торговли; статья XI запрещает использование количественных ограничений; статьи XII-XIV содержат исключения из этого правила; статья XVI содержит призыв к упразднению экспортных субсидий; статья XVII касается деятельности государственных торговых предприятий; статья XIX определяет порядок применения чрезвычайных защитных (safeguards) мер в отношении импорта, наносящего ущерб отечественному производству; статьи XX-XXI содержат разрешения применять ограничения по соображениям безопасности, охраны здоровья населения, животных и растений; статья XXIV содержит положения, регулирующие деятельность таможенных союзов и зон свободной торговли.
Важнейшей функцией ГАТТ на протяжении 1948-1994 годов было рассмотрение и урегулирование споров, где ГАТТ выполняло роль своеобразного международного арбитра. В этом качестве в практике ГАТТ накопилось значительное количество решений, играющих важную роль в толковании положений ГАТТ, их можно найти в так называемом «Аналитическом индексе» ГАТТ. Эта функция ГАТТ перешла к Органу по разрешению споров ВТО.
На протяжении всей своей истории ГАТТ, действуя как международное учреждение, выступало в роли организатора многосторонних торговых переговоров. В общей сложности было восемь раундов переговоров. Первые пять раундов касались исключительно снижения таможенных тарифов. Затем начался постепенный перенос центра тяжести переговоров на разработку новых принципов и правил применения средств регулирования торговли. Седьмой тур – Токио-раунд 1973-1979 годов привел к появлению 12-ти соглашений по принципиально важным проблемам международной торговли. Восьмой тур — Уругвайский раунд 1986-1994 годов рассмотрел широкий круг вопросов. В этом туре участвовало 125 государств. Его результатом стало снижение таможенных тарифов в среднем на одну треть и достижение широкого круга договоренностей по таким вопросам, как применение субсидий, антидемпинговых и компенсационных пошлин и защитных мер, использование технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер, соглашений по сельскому хозяйству, текстилю и одежде и др. Всего в итоге Уругвайского раунда появилось 56 соглашений, договоренностей, взаимопониманий и решений, центральным из которых стало Соглашение об учреждении ВТО, включившее ГАТТ в состав новой международной организации.
Источник
Соглашение стран СНГ от 21.10.1994 «О создании Платежного союза государств — участников Содружества Независимых Государств»
от 21 октября 1994 года
О СОЗДАНИИ ПЛАТЕЖНОГО СОЮЗА ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Государства — участники Содружества, именуемые в дальнейшем Сторонами, считая создание Платежного союза и эффективной системы платежей необходимым условием нормального функционирования Экономического союза, формируя условия для свободного движения товаров и услуг, стремясь к обеспечению сбалансированности торгово-экономических отношений, содействуя росту экономического потенциала национальных экономик на основе взаимовыгодных кооперационных и других хозяйственных связей, учитывая тесную историческую и культурно-этническую связь народов, создавая условия для поэтапного построения оптимальной системы взаиморасчетов, договорились о нижеследующем.
Создать Платежный союз путем добровольного объединения Сторон с целью обеспечения бесперебойности расчетов в режиме использования взаимной конвертируемости национальных валют и формирования на этой основе платежной системы.
Создание Платежного союза Стороны рассматривают как поэтапный процесс и приступают к его реализации путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений.
На следующем этапе Стороны могут осуществить мероприятия по созданию многосторонней системы расчетов в коллективной валюте.
Формирование Платежного союза основывается на следующих принципах:
признание национального валютного суверенитета и роли центральных (национальных) банков Сторон как эмиссионных центров и органов денежно-кредитного и валютного регулирования на территории каждой из Сторон;
недопущение на территории каждой из Сторон каких-либо ограничений по приему и использованию национальных валют в качестве платежных средств по торговым и неторговым операциям, предусмотренных в контрактах;
установление правил государственного внешнеторгового и валютного регулирования, способствующих развитию на территории каждой из Сторон полноценного (ликвидного) валютного рынка по операциям купли — продажи национальной валюты за национальные валюты других Сторон и за иные валюты;
обеспечение гарантированной конвертации национальной валюты в валюты других Сторон по социально значимым платежам: переводы пенсий, алиментов, государственных пособий, выплат и компенсаций, включая выплаты по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, суммы, выплачиваемые на основании приговоров, решений, определений и постановлений судебных и следственных органов, платежи, связанные со смертью граждан, денежные компенсации жертвам политических репрессий, членам их семей и наследникам, и возмещение расходов судебным, следственным, арбитражным, нотариальным и другим правоохранительным органам;
предоставление уполномоченным коммерческим банкам права осуществлять расчеты по внешнеэкономическим операциям, предоставлять кредиты банкам — корреспондентам и иным нерезидентам — участникам внешнеэкономических операций;
недопущение административных ограничений в части определения валюты платежей при заключении контрактов между хозяйствующими субъектами Сторон;
предоставление нерезидентам возможности владения национальной валютой и ее использования для оплаты товаров и услуг, платежей неторгового характера в рамках Сторон.
Формируемая на основе Платежного союза платежная система обслуживает расчеты: по товарообороту в межгосударственной и предпринимательской сферах; неторговым операциям; услугам транспорта, связи и других отраслей; государственным, банковским, коммерческим кредитам; обменным (конверсионным) валютным операциям; по покупке (продаже) наличной валюты через банковские системы Сторон.
Участниками платежной системы являются:
Правительства Сторон по заключенным между ними двусторонним и многосторонним соглашениям;
центральные (национальные) банки, обеспечивающие функционирование платежей системы, сближение норм и правил валютного регулирования;
коммерческие банки, уполномоченные центральными (национальными) банками на осуществление операций в иностранной валюте;
Межгосударственный банк, который является специализированным институтом Платежного союза и осуществляет расчеты между центральными (национальными) банками на основе многостороннего клиринга, выполняет операции на валютных рынках Сторон, ведет банк данных для информационно-справочного обеспечения центральных (национальных) и других банков Сторон, выполняет другие функции в интересах Платежного союза;
хозяйствующие субъекты — юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, физические лица — резиденты Сторон при осуществлении неторговых операций.
В качестве валюты платежа участники платежной системы по их выбору могут использовать национальные валюты Сторон или другие валюты.
Международные расчеты осуществляются через корреспондентские счета центральных (национальных) и уполномоченных коммерческих и иных банков.
Участники платежной системы могут свободно размещать денежные средства в национальной валюте другой Стороны на ее внутреннем денежном рынке в порядке, определяемом законодательством Стороны.
Стороны будут придерживаться режима единого валютного курса для всех видов внешнеэкономических операций.
Участники платежной системы будут применять обменный курс, определяемый спросом и предложением на валютных рынках Сторон.
Стороны будут стремиться осуществлять согласованные меры по поддержанию стабильности валютных курсов национальных валют.
С целью регулирования обменных курсов центральные (национальные) банки создают и используют стабилизационные фонды в свободно конвертируемых валютах и драгоценных металлах.
Стороны будут обеспечивать допуск на свой внутренний валютный рынок банков — нерезидентов, а также Межгосударственного банка в соответствии со своим национальным законодательством.
Обмен национальных валют Сторон физическим лицам осуществляется коммерческими банками и другими банковскими учреждениями по обменному курсу, складывающемуся на валютном рынке.
Стороны обеспечат либерализацию режима обмена на национальную валюту других Сторон остатков средств на счетах нерезидентов в национальной валюте.
Центральные (национальные) банки не несут ответственности по урегулированию возникающих обязательств коммерческих банков Сторон.
С целью содействия организации многостороннего сотрудничества в области валютно-платежных и кредитных отношений, сближения и совершенствования валютных правил, затрагивающих многосторонние расчетно-кредитные отношения Сторон, развития форм и методов координации денежно-кредитной и валютной политики Стороны создадут Межгосударственный Валютный комитет.
Для информационно-технического обеспечения платежной системы будут создаваться информационно-справочные банки данных Межгосударственного банка и ассоциаций коммерческих банков. При необходимости будет создана международная специализированная организация по информационному обслуживанию платежной системы в виде акционерного общества закрытого типа с контрольным пакетом у центральных (национальных) банков и с распределением остальных акций среди коммерческих банков.
Стороны будут сотрудничать и осуществлять согласованные действия в вопросах валютного контроля как на многосторонней, так и двусторонней основе, в связи с чем поручат своим соответствующим исполнительным органам заключить необходимые соглашения.
Стороны будут осуществлять мероприятия, обеспечивающие благоприятные кредитно-банковские и валютно-финансовые условия для становления и развития деятельности транснациональных финансово-промышленных и банковских групп, расширение международной специализации и кооперации производства, научно-технического и инвестиционного сотрудничества, взаимного товарооборота.
Стороны поручают Межгосударственному банку содействовать кредитованию и финансированию межгосударственных проектов при взаимодействии с коммерческими банками Сторон и международными кредитно-финансовыми организациями.
Стороны активизируют взаимные контакты для разрешения проблемы неплатежей, а также сокращения объемов бартерных сделок за счет мероприятий по внедрению в международный экономический оборот векселя, а также механизма многостороннего клиринга через Межгосударственный банк и другие специализированные учреждения.
Любые споры и разногласия между Сторонами относительно толкования и / или применения положений настоящего Соглашения, а также другие споры, затрагивающие права и обязанности Сторон по настоящему Соглашению или в связи с ним, будут разрешаться в следующем порядке:
путем проведения непосредственных консультаций между заинтересованными Сторонами;
в рамках специальной согласительной процедуры путем создания рабочих групп для изучения материалов спора и выработки рекомендаций;
в рамках иных процедур, предусмотренных международным правом.
Переход к последующей процедуре возможен по взаимному согласию Сторон, между которыми возникли спорные вопросы или разногласия, либо по требованию одной из них при недостижении согласия в течение шести месяцев со дня начала процедуры.
В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения по взаимному согласию Сторон.
Оговорки к настоящему Соглашению не допускаются.
Настоящее Соглашение открыто для присоединения любого государства — участника Содружества Независимых Государств, признающего положения настоящего Соглашения, действующие на момент присоединения, и выражающего готовность выполнять их в полном объеме.
Присоединение осуществляется на условиях и в порядке, определяемых в отдельном соглашении с присоединяющимся государством, которое предварительно согласовывается и подлежит одобрению всеми Сторонами в соответствии с их внутригосударственными процедурами.
Каждая Сторона имеет право свободного выхода из состава участников Соглашения при условии письменного уведомления депозитария не менее чем за 6 месяцев до выхода. Депозитарий уведомляет об этом все Стороны в месячный срок. В случае нарушения любой из Сторон положений настоящего Соглашения, наносящего существенный ущерб достижению его целей, другие Стороны вправе принять решение о приостановлении действия Соглашения или его отдельных положений в отношении этой Стороны, либо вправе принять решение об исключении ее из числа участников Соглашения.
Для целей разрешения возможных споров и претензий, в том числе имущественного характера, положения настоящего Соглашения продолжают действовать в отношении прекратившей участие Стороны вплоть до полного урегулирования всех требований.
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами всех внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Депозитарием настоящего Соглашения является Республика Беларусь.
Совершено в городе Москве 21 октября 1994 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.
Судебная практика и законодательство — Соглашение стран СНГ от 21.10.1994 «О создании Платежного союза государств — участников Содружества Независимых Государств»
руководствуясь Договором о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года, Соглашением о создании Платежного союза государств — участников Содружества Независимых Государств от 21 октября 1994 года, Соглашением об учреждении Межгосударственного банка и Уставом Межгосударственного банка от 22 января 1993 года, Протоколом согласования условий деятельности Межгосударственного банка в государствах — участниках Содружества Независимых Государств, подписанным 18 октября 1996 года,
руководствуясь Договором о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года, Соглашением о создании Платежного союза государств — участников Содружества Независимых Государств от 21 октября 1994 года, Соглашением об учреждении Межгосударственного банка и Уставом Межгосударственного банка от 22 января 1993 года,
8.1. Энергетические векселя могут использоваться для погашения взаимных обязательств организаций — резидентов стран СНГ в соответствии с Соглашением стран СНГ от 21.10.94 «О создании платежного союза государств — участников Содружества Независимых Государств» (Статья 9. «Стороны активизируют взаимные контакты для разрешения проблемы неплатежей, а также сокращения объемов бартерных сделок за счет мероприятий по внедрению в международный экономический оборот векселя»).
Источник