- Урок литературного чтения в 4 классе Кир Булычёв «Путешествие Алисы». план-конспект урока по чтению (4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок литературного чтения в 4-м классе «Кир Булычев. «Путешествие Алисы»
- Конспект урока по литературному чтению на тему К.Булычёв «Путешествие Алисы» 4 класс
- Просмотр содержимого документа «Конспект урока по литературному чтению на тему К.Булычёв «Путешествие Алисы» 4 класс»
Урок литературного чтения в 4 классе Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения в 4 классе Кир Булычёв «Путешествие Алисы».УМК «Школо России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kir_bulychyov_puteshestvie_alisy.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – проект по литературному чтению
Тема: Кир Булычёв «Путешествие Алисы»
Урок литературного чтения.
4 класс, программа «Школа России».
Тип урока – урок-проект.
По деятельности учащихся — творческий проект;
По комплексности — монопроект;
По характеру контактов — внутриклассный;
По дидактической характеристике – групповая деятельность учащихся;
По доминирующей деятельности уч-ся – творческий проект;
По продолжительности — краткосрочный.
закрепить умение выделять у объекта состав и признаки;
закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, что такое проект
формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки учебных задач, усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, превращение общего замысла в упорядоченную систему проектных учебных действий, умение проводить корректировку деятельности, т.е. проводить контроль и оценку деятельности.
развитие личности школьника, через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции.
Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь, развивать память, мышление, воображение.
Предварительная работа: на предыдущем уроке дети разделили текст на части, дома нарисовали иллюстрацию к каждой части.
1.Организационный момент и тема урока.
(столы и стулья расставлены так, чтобы за них могли сесть дети по 5 человек, дети рассаживаются по желанию)
У нас с вами сегодня будет немного необычный урок чтения- мы на уроке будем выполнять проект. И будем создавать книжку- помощницу. А что такое проект вы узнаете чуть позже.
1. Чтение стихотворения
В чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молоко.
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В чудной стране,
Ты почему не веришь мне?
2. Словарная работа.
— Назовите имена существительные , которые действуют, как живые
-назовите многозначное слово
-почему поэтессе удалось создать такое шуточное стихотворение?
3. Заучивание стихотворения за 2 минуты.
3. Работа над повестью « Путешествие Алисы»
1. Беседа по содержанию повести.
-Сегодня мы продолжим работу над фантастическим произведением К. Булычёва « Путешествие Алисы».
-От чьего имени ведётся рассказ? Докажите.
— Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?
-Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? Объясните.
-Охарактеризуйте Алису. Какой она была?
5. Работа над проектом.
-Сейчас мы с вами будем выполнять проект. Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (план, замысел)
Запомните: ПРОЕКТ – ДЕЛО, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ПОЛУЧАЕТСЯ ПРОДУКТ .
Продуктом может быть что угодно: сочинение, стихотворение, картины, портреты, музыка, песни, частушка, загадка и т.д.
Что станет продуктом вашего проекта? (книжка- помощница)
-Скажите, для чего нужна книжка- помощница?
_А теперь вспомним, из чего состоит книга.
Обложка (автор, название, иллюстрация, издательство);
- Как лучше работать? Я предлагаю поработать командами из 5 человек. Ведь не зря говорит нам народная мудрость, что ум хорошо, а пять – ещё лучше.
Когда работаем в группе, с чего начинаем работу? (С распределения ролей).
1-ый ученик: обложку;
2-ый ученик: содержание-план;
3-ий ученик: найти и подписать соответствующие предложения к иллюстрациям;
4-ый ученик: портрет Алисы;
5-ый ученик: портрет папы.
- Покажите, какая у вас получилась книга-помощница.
- Понравилась ли вам работа?
- Что было трудным?
- Кому бы вы хотели показать, порекомендовать ваш продукт?
- Расскажите, как вы работали над планом?
6.Оценка детьми своего отношения к учебному заданию (творческому проекту).
Источник
Урок литературного чтения в 4-м классе «Кир Булычев. «Путешествие Алисы»
- ознакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К.Булычева;
- заинтересовать учащихся его произведениями;
- познакомиться с отрывком из повести «Путешествие Алисы»;
- учить анализировать поступки героев;
- составлять картинный план;
- пересказывать текст по картинному плану
Структура урока и деятельность учителя
Деятельность учащихся
Слайд презентации
Организационный момент
Звучит музыка из м/ф
Введение в тему. Актуализация знаний
Просмотр видеоматериалов из мультфильма «Тайна третьей планеты»
Показ отрывка из мультфильма
Вступительная беседа
— Ребята, кто из вас знаком с этим м/ф?
— Кто его главный герой?
— Что вы о ней знаете?
— Кто из вас смотрел о ней фильм?
— Кто написал историю об Алисе Селезнёвой?
Она из будущего, любит животных, её папа – космобиолог, директор космического зоопарка – изучает и собирает животных по всей галактике
Кир Булычёв
Рассказ учителя о писателе
Кир Булычёв (настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) родился в Москве
(18 октября 1934г)
Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. Совсем маленьким обожал рассказы о разведчиках и пограничнике Карацупе. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго — заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно. Наверное, Игорь сильно переживал и обижался на маму за то, что не уговорила, не настояла, но вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие — геология и палеонтология.
Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия». Воображая себя исследователем амазонской сельвы, он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги Ивана Ефремова о палеонтологических экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…
Казалось, ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что по комсомольской разнарядке Можейко направили в Московский институт иностранных языков, и, окончив там переводческий факультет, он попал на работу в далёкую азиатскую страну — Бирму…
Порой молодому переводчику казалось, что он очутился в каком-то сказочном мире. Из окна гостиницы ему были видны тысячи древних буддийских храмов. Перед рассветом они становились голубыми, фиолетовыми и какими-то воздушными.
Потрясённый увиденным, Игорь Можейко, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения АН СССР и в 1966 году защитил диссертацию о средневековой Бирме на тему «Паганское государство».
Начались исследования, работа над монографиями. Жизнь вроде бы собиралась идти по накатанной колее, но… В то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Она не слишком интересовалась историей Бирмы, но ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное.
И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой.
Рассказы эти под названием «Девочка, с которой ничего не случится» увидели свет в 1965 году в популярном альманахе «Мир приключений». А вскоре произошла одна занятная история с журналом «Искатель», печатавшим детективы и фантастику. В редакции этого славного издания случилось как-то настоящее ЧП. Перед самой сдачей материалов в типографию решено было не публиковать один из иностранных фантастических рассказов. Однако, как нарочно, обложка готовящегося номера с иллюстрацией к этому рассказу была уже отпечатана. С обложки на расстроенных сотрудников редакции уныло смотрел сидящий в банке крохотный динозавр.
Рисунок настоятельно требовал объяснений, и несколько человек, спасая положение, решили написать по фантастическому рассказу, лучший из которых назавтра должен был попасть в сборник. В неожиданном конкурсе принял участие и учёный-востоковед Игорь Можейко. Он честно просидел всю ночь за машинкой, а утром принёс в редакцию своё сочинение. Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры?»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск. Но как подписать столь непредвиденное творение? «Игорь Можейко» — вроде неудобно. Всё-таки историк, учёный, а тут динозавры какие-то в банках. «Имя жены плюс девичья фамилия матери», — решил автор и написал под рукописью «Кир Булычёв». Так и появился один из самых популярных современных фантастов.
Как бы там ни было, факт остаётся фактом: серьёзный историк Можейко начал писать «несерьёзную» фантастику. И, видимо, занятие это ему очень понравилось, потому что вслед за первыми коротенькими рассказиками, положившими начало историям «про Алису», появились настоящие «большие» книги: «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперёд» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Непоседа» (1985), «Новые приключения Алисы» (1990)… А однажды Алиса Селезнёва даже стала кинозвездой — были написаны сценарии мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты» и пятисерийного художественного фильма «Гостья из будущего». И каждая новая встреча с девочкой из XXI века вызывала и у читателей, и у зрителей бурный восторг.
Но Киру Булычёву не хотелось сочинять только про Алису. Его перу принадлежит великое множество совсем других, совершенно не похожих друг на друга книг: ироническая эпопея про захолустный городок Великий Гусляр и его славного жителя Корнелия Удалова, «взрослый» цикл про космического доктора Владислава Павлыша и ещё многое-многое другое…
При этом Игорь Всеволодович не оставлял и своих научных занятий. Одновременно с фантастом Булычёвым неустанно писал свои труды историк Можейко. Он выпустил несколько монографий, научно-популярные книги «7 и 37 чудес», «Пираты, корсары, рейдеры», «1185 год. Восток-Запад». А ещё — защитил докторскую диссертацию по теме «Буддизм в Бирме».
Остаётся только удивляться, как у Игоря Всеволодовича хватало на всё времени и сил. Впрочем, нет, времени как раз не хватало, и фантаст Булычёв вместе с историком Можейко больше всего на свете мечтал о том, чтобы хоть как-нибудь увеличить сутки…
Умер Игорь Всеволодович 5 сентября 2003 года после продолжительной болезни в возрасте 69 лет. До своего юбилея он не дожил 1,5 месяца.
По произведениям Кира Булычёва сняты фильмы.
Источник
Конспект урока по литературному чтению на тему К.Булычёв «Путешествие Алисы» 4 класс
Тема урока: Кир Булычев. «Путешествие Алисы»
Цели урока:
- познакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычева;
- заинтересовать учащихся его произведениями;
- прочитать отрывок из повести «Путешествие Алисы»;
- отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;
- развивать познавательный интерес, память, смекалку,
- прививать интерес к чтению фантастической литературы.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с кроссвордами, с индивидуальными заданиями.
Тип урока: изучение нового материала.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему К.Булычёв «Путешествие Алисы» 4 класс»
по литературному чтению
Учитель: Грачева Е.М.
Тема урока: Кир Булычев. «Путешествие Алисы»
познакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычева;
заинтересовать учащихся его произведениями;
прочитать отрывок из повести «Путешествие Алисы»;
отрабатывать навыки беглого выразительного чтения;
развивать познавательный интерес, память, смекалку,
прививать интерес к чтению фантастической литературы.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с кроссвордами, с индивидуальными заданиями.
Тип урока: изучение нового материала.
Организационный момент. слайд 1
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Ну, начнем урок тогда!
Сообщение темы и целей урока. слайд 2
— Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя-фантаста Кира Булычёва, вспомним ранее изученное произведение из раздела «Фантастика», познакомимся с девочкой Алисой, её друзьями, узнаем о её приключениях. Надеюсь, вы будете внимательны, активны на уроке, и вас заинтересует данное произведение. Итак, тема урока: Кир Булычёв «Путешествие Алисы»
Речевая разминка. слайд 3
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал —
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
И сделали цветок.
— Прочитайте стихотворение «птичьим базаром».
— Как вы поняли, о каком цветке говорится?
— Как автор представляет, каким образом сделали цветок?
— Что ей помогло в этом? (Фантазия.)
— Прочитайте первые две строчки с восторгом, следующие две с удивлением, остальные — загадочно.
Проверка домашнего задания. слайд 4
1. Индивидуальная работа. Разгадать кроссворд.
1. Фамилия профессора, создателя мальчика-робота.
2. Имя мальчика-робота
3. Фамилия настоящего мальчика, на которого был похож робот.
5. В каком месяце начались эти удивительные приключения?
6. Гостиница, в которой остановился профессор.
7. Фамилия автора произведения.
а) Прочитать отрывок, соответствующий рисунку.
б) Чтение синквейнов.
3. Проверка индивидуальной работы.
— Какое ключевое слово вы получили разгадав кроссворд? (Можейко)
Знакомство с жизнью и творчеством писателя.
1. Рассказ учителя. слайд 5
Игорь Всеволодович Можейко – это настоящее имя Кира Булычёва. Он родился в Москве 18 октября 1934г. слайд 6
Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. Совсем маленьким обожал рассказы о разведчиках. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго — заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно. Наверное, Игорь сильно переживал и обижался на маму за то, что не уговорила, не настояла, но вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие — геология и палеонтология.
Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия». Воображая себя исследователем, он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги Ивана Ефремова о палеонтологических экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…
Казалось, ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что Можейко поступил в Московский институт иностранных языков, и, окончив там переводческий факультет, он попал на работу в далёкую азиатскую страну — Бирму…
Порой молодому переводчику казалось, что он очутился в каком-то сказочном мире. Из окна гостиницы ему были видны тысячи древних буддийских храмов. Перед рассветом они становились голубыми, фиолетовыми и какими-то воздушными.
Потрясённый увиденным, Игорь Можейко, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения АН СССР и в 1966 году защитил диссертацию о средневековой Бирме на тему «Паганское государство».
Начались исследования, работа над монографиями. Жизнь вроде бы собиралась идти по накатанной колее, но… В то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Она не слишком интересовалась историей Бирмы, но ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное.
И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой. слайд 7
Рассказы эти под названием «Девочка, с которой ничего не случится» увидели свет в 1965 году в популярном альманахе «Мир приключений». А вскоре произошла одна занятная история с журналом «Искатель», печатавшим детективы и фантастику. В редакции этого славного издания случилось как-то настоящее ЧП. Перед самой сдачей материалов в типографию решено было не публиковать один из иностранных фантастических рассказов. Однако, как нарочно, обложка готовящегося номера с иллюстрацией к этому рассказу была уже отпечатана. С обложки на расстроенных сотрудников редакции уныло смотрел сидящий в банке крохотный динозавр. слайд 8
Рисунок настоятельно требовал объяснений, и несколько человек, спасая положение, решили написать по фантастическому рассказу, лучший из которых назавтра должен был попасть в сборник. В неожиданном конкурсе принял участие и учёный-востоковед Игорь Можейко. Он честно просидел всю ночь за машинкой, а утром принёс в редакцию своё сочинение. Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры?»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск. Но как подписать столь непредвиденное творение? «Игорь Можейко» — вроде неудобно. Всё-таки историк, учёный, а тут динозавры какие-то в банках. «Имя жены плюс девичья фамилия матери», — решил автор и написал под рукописью «Кир Булычёв». Так и появился один из самых популярных современных фантастов. слайд 9
Как бы там ни было, факт остаётся фактом: серьёзный историк Можейко начал писать «несерьёзную» фантастику. И, видимо, занятие это ему очень понравилось, потому что вслед за первыми коротенькими рассказиками, положившими начало историям «про Алису», появились настоящие «большие» книги: «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперёд» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Непоседа» (1985), «Новые приключения Алисы» (1990)… А однажды Алиса Селезнёва даже стала кинозвездой — были написаны сценарии мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты» и пятисерийного художественного фильма «Гостья из будущего». И каждая новая встреча с девочкой из XXI века вызывала и у читателей, и у зрителей бурный восторг.
Но Киру Булычёву не хотелось сочинять только про Алису. Его перу принадлежит великое множество совсем других, совершенно не похожих друг на друга книг: ироническая эпопея про захолустный городок Великий Гусляр и его славного жителя Корнелия Удалова, «взрослый» цикл про космического доктора Владислава Павлыша и ещё многое-многое другое…
При этом Игорь Всеволодович не оставлял и своих научных занятий. слайд 10Одновременно с фантастом Булычёвым неустанно писал свои труды историк Можейко. Он выпустил несколько монографий, научно-популярные книги «7 и 37 чудес», «Пираты, корсары, рейдеры», «1185 год. Восток-Запад». А ещё — защитил докторскую диссертацию по теме «Буддизм в Бирме».
Остаётся только удивляться, как у Игоря Всеволодовича хватало на всё времени и сил. Впрочем, нет, времени как раз не хватало, и фантаст Булычёв вместе с историком Можейко больше всего на свете мечтал о том, чтобы хоть как-нибудь увеличить сутки…
Умер Игорь Всеволодович 5 сентября 2003 года после продолжительной болезни в возрасте 69 лет. До своего юбилея он не дожил 1,5 месяца. слайд11
По произведениям Кира Булычёва сняты фильмы, мультфильмы, поставлены спектакли.
2. Проверочная работа. Мини-тест по биографии писателя. слайд12
Источник