4 класс перспектива окружающий мир урок путешествие с археологами

история Путешествие с археологами 4 кл
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок соответствует ФГОС.

Содержит Разнообразные задания развивающего характера. Индивидуальная работа с карточками, словарями, гопфический диктант.

Скачать:

Вложение Размер
istoriya_puteshestvie_s_arheologami_4_kl.doc 79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории 4 класс

Тема: Путешествуем с археологами

Учитель: Резанова Т.А.

Цели : сформировать представление об археологии как науке; познакомить с историческими источниками на примере находок в скифских курганах, с тем, как ведутся археологические исследования на примере деятельности А.П.Окладникова.

-самооценка деятельности, самоконтроль

— умение выстраивать коммуникации в паре, группе

I Организационный момент

II Актуализация знаний. Проверка д/з.

— до изобретения письменности люди сохраняли память о прошлом с в устной форме, слагая о героях и подвигах легенды, песни, сказания;

— с появлением письменности в память о великих событиях и людях стали записывать информацию на бумаге;

-слово «история» в переводе с греческого означает рассказ о прошлых событиях, последовательность событий во времени;

— слово «век» обозначает 10 лет;

— год рождения А.С. Пушкина 1799, это 18 век.

  1. Самооценка
  2. Индивидуальный опрос (раздать карточки)

-Страничка календаря памятных дат

-Сегодня на уроке мы начнём проект «Календарь памятных дат». Текст странички будем составлять по плану учебника. Можно использовать фотографии, иллюстрации. Работать будем на отдельных альбомных листах, а через некоторое время соединим их.

1812 г. Отечественная война с французской армией во главе с Наполеоном

1961 г. Полёт Ю.А.Гагарина в космос

1380 г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над татаро-монгольскими войсками

1242 г. Победа русских воинов князя А.Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере

1709 г. Победа русской армии в полтавском сражении под командованием Петра I над шведами

Соедините понятие и его определение

Наука, занимающаяся изучением человека и его деятельности в прошлом

Промежуток времени в сто лет

Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам

Монах Киево – Печёрского монастыря, составивший «Повесть временных лет»

«Отец» истории, древнегреческий путешественник

III Самореализация к деятельности

— Вы когда-нибудь играли в секретики?

— Значит, знаете, что это такое?

— Иногда секретик находят другие ребята. Оказывается и среди взрослы есть люди, которые всю жизнь ищут старинные секретики – клады.

-Кто знает, как называются такие люди по профессии? Археологи

— Рассмотрите иллюстрации. Слайд

— В электронном словаре написано: Археоло́гия ( др.-греч. археос — древний и лойос — слово, учение) — историческая дисциплина , изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

— Вспомните, какой археолог открыл легендарный город Троя? Генрих Шлиман

— Итак, как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдет речь ?

IV Работа по теме урока

— Читаем 1 и 2 абзацы.

— Что находят в земле при раскопках?

— Какое это наследие? вещественное

— Какие исторические вещественные источники находят археологи?

— В чём преимущество этих источников?

— Как дополняются добытые археологами сведения?

— В каком музее мы сейчас заочно побываем?

— Кто бывал в этом музее?

— Кто такие скифы? Древнейший народ населявший Азию

— Кто о них написал? Геродот

— Что такое курганы? С.И. Ожегов: курган – древний

— Рассмотрите иллюстрации археологических находок с. 9.

— Сравните внешний облик скифов и современных людей.

— Что вы можете сказать о произведениях искусства скифов?

— Подумайте, о чём говорят фигурки оленей в музейной коллекции?

— Читаем последний абзац

— Где кочевали скифы? По Великому степному коридору из

— В какое время? С 7 по 3 век до н.э.

  1. Работа в рабочей тетради

С.6 № 1 работа в паре

— с. 10 читаем. Готовим информацию для «Календаря памятных дат»

— Расскажите по плану, об академике Окладникове А.П.

— Посмотрите на доску.

— Соедините имя ученого и открытие, которое он совершил.

Курганы скифов в Краснодарском крае

Древний город Троя

Наскальные рисунки на Ангаре

— Какие ученые занимаются поисками исторических вещественных источников?

— Что такое археология?

— Как археология помогает изучать историю?

Почему изучая историю необходимо пользоваться и письменными источниками, и вещественными?

VII Домашнее задание

— с.8-11 читать пересказывать.

Карточка 1.Фамилия _____________________________ имя __________________________

1812 г. Отечественная война с французской армией во главе с Наполеоном

1961 г. Полёт Ю.А.Гагарина в космос

1380 г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над татаро-монгольскими войсками

1242 г. Победа русских воинов князя А.Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере

1709 г. Победа русской армии в полтавском сражении под командованием Петра I над шведами

Карточка 2 Фамилия __________________________ имя _____________________________

Соедините понятие и его определение

Наука, занимающаяся изучением человека и его деятельности в прошлом

Промежуток времени в сто лет

Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам

Монах Киево – Печёрского монастыря, составивший «Повесть временных лет»

«Отец» истории, древнегреческий путешественник

Карточка 1.Фамилия _____________________________ имя __________________________

1812 г. Отечественная война с французской армией во главе с Наполеоном

1961 г. Полёт Ю.А.Гагарина в космос

1380 г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над татаро-монгольскими войсками

1242 г. Победа русских воинов князя А.Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере

1709 г. Победа русской армии в полтавском сражении под командованием Петра I над шведами

Карточка 2 Фамилия __________________________ имя _____________________________

Соедините понятие и его определение

Наука, занимающаяся изучением человека и его деятельности в прошлом

Промежуток времени в сто лет

Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам

Монах Киево – Печёрского монастыря, составивший «Повесть временных лет»

«Отец» истории, древнегреческий путешественник

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое археология? .

Цель утренника: 1. Познакомить детей с творчеством В.Берестова 2. развивать творчес.

Конспект урока. УМК «Перспектива» 4 класс «Путешествие с археологами».

Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.Планируемые результаты:Предмет.

Курс археологии для начальной школы.

Тест по окружающему миру.4 класс программа «Перспектива».

Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.Планируемые результатыПредметн.

Источник

«Путешествие с археологами»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Конспект урока. УМК «Перспектива» 4 класс «Путешествие с археологами»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_oom_orlova_n.e.docx 23.97 КБ

Предварительный просмотр:

А.А.Плешаков. Окружающий мир 4 класс, УМК «Перспектива»

Тема урока «Путешествие с археологами»

Тип урока: изучение нового материала.

Формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.

1. Показать роль археологии, как науки помощницы истории, значение архитектурных памятников в изучении прошлого человечества ; познакомить с историческими источниками на примере находок в скифских курганах, с тем, как, ведутся археологические исследования, на примере деятельности А.П.Окладникова

2. Формировать умение решать теоретические и практические вопросы в соответствии с возрастом школьников; развивать хронологические и картографические предметные умения, универсальные учебные действия

3. Воспитывать интерес в истории, уважение к предкам, бережное отношение к историческим памятникам.

  • познакомить с особенностями работы археологов
  • показать значение труда археологов для познания прошлого.
  • научить описывать внешний вид археологических находок, соотносить археологические находки с историческим временем
  • развивать умения работать с текстом учебника и иллюстрациями,
  • использовать ранее полученные знания при изучении нового материала,
  • давать определение понятиям : культурный слой, археология
  • понимать значение знаний для человека и принимают их
  • оценивают собственную учебную деятельность.

Основные методы обучения:

методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с познавательными и документальными текстами; организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация.

методы закрепления полученных знаний: беседа, повторение, выполнение заданий, ответы на вопросы на воспроизводящий и преобразующий уровень познавательной деятельности.

Формы работы учащихся – фронтальная беседа, работа с книгой, работа в паре, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации.

I . Организационный момент;

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

III.Самоопределение к деятельности

IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

VI. Закрепление изученного материала

VII. Подведение итогов урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка подготовки к уроку.

II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1.Фронтальный опрос ( уч-ся отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя»)

-Кто такой Геродот?

-Покажите на ленте времени.

Как узнаём о истории?

Какие исторические источники служат нам?(Вещ. Памятники, письм., устное тв-во, произв. исск.)

А как ориентируются во времени историки? (река времени )

Как устроена река времени? (две части, века)

Как по дате определить век?

2 . Индивидуальное задание (диктант).

Определите и запишите, в каком веке произошли эти исторические события.

-1812г. Отечественная война с французской армией во главе с Наполеоном

-1961г. Полёт Ю.Гагарина в космос

-1380г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками

-1242г. Победа русских воинов князя Александра Невского

над немецкими рыцарями на Чудском озере

-2000г. 125 лет назад умер Х.К.Андерсен, датский писатель, поэт, драматург

— Век, в котором вы родились

III. Самоопределение к деятельности

— Вы когда-нибудь делали секретики? (ответы учеников)

Это такая игра, когда в земле делается углубление, составляют узоры из фантиков, старых маминых бус и т.п., а потом это закрывают стеклышком. Секретик засыпают сверху землёй. Его показывают близким друзьям. А можно никому не показывать и просто приходить и любоваться. Иногда секретик находят другие ребята, и это становится для них сюрпризом. А есть такие люди, которые всю жизнь ищут старинные клады. Такие люди получают профессию «археолог» и занимаются наукой археологией .

— Вспомните, о каком археологе мы говорили в 3 классе?

-Кто открыл легендарный город Троя, о котором в поэме написал древнегреческий поэт Гомер?

Троя (Илион) — главный город земли Троада на северо-западе Малой Азии. Город вновь был открыт в 70-х годах XIX века Генрихом Шлиманом. До него полагали, что развалины Трои должны находиться под деревней Бунарбаши в Турции, но Шлиман доказал, что Троя находилась на холме Гиссарлык.

Во время раскопок на холме Гиссарлык он обнаружил развалины девяти городов, лежащих один под другим. Троя находилась» по его мнению, во втором и третьем слоях, что и было подтверждено впоследствии.

— Вы догадались о ком и о чем пойдет речь на уроке? (об археологии)

IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

1.Работа по учебнику и учебному диску ( Слайды 2-6 диска)

-На какие вопросы ищут ответы современные учёные?

-Какие вещественные исторические источники находят археологи?

-Какая наука изучает эти источники?

— Кто бывал в Государственном Эрмитаже?

— Кто такие скифы?

— Кто рассказал о них миру?

— Что такое курганы? Как вы понимаете значение этого слова?

-Рассмотрите иллюстрации археологических находок.

-Эти изящные произведения искусства говорят о высоком уровне развития этой цивилизации, о любви скифов к прекрасному, к науке, о наличии своих богов, верований, традиций. По находкам можно узнать, какой образ жизни вели люди, как был организован их быт.

— Подумайте: о чем говорят фигурки оленей в музейной коллекции?

2.Выполнение заданий в рабочей тетради, работа по карте.

VI. Закрепление изученного материала

1.Работа по учебнику и диску (слайды 7-10)

-Прочитайте статью учебника «Вслед за оленем Золотые Рога»

-Ответьте на вопросы Уч.с.11 в. 1-5

VII. Подведение итогов урока

1.Проверочная работа ( по карточкам в паре)

Соедините понятие и определение:

Летопись Наука, занимающаяся изучением человека и его деятельности в прошлом

История Промежуток времени в сто лет

Век Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам

После выполнения задания проводится самопроверка;

2.Вывод (Уч.с.11 «Сделаем вывод» — прочитать, ответить на вопросы)

Сегодня на уроке я убедился в том, что знаю

Я доволен (а) своей работой на уроке, потому что…

Самый большой мой успех – это…

Я не знал(а), а теперь знаю…

На следующем уроке я хочу…

1.Учебник: прочитать статьи стр.8-11; ответить на вопросы.

Список используемой литературы

1.Плешаков, А.А., Крючкова, Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-ух частях. – Москва: Просвещение, 2014.

2. И.Ф. Яценко «Поурочные разработки по курсу Окружающий мир».- Москва «ВАКО» 2015г.

3.Вигасин, А.А, Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира. 5 класс. – Москва: Дрофа, 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое археология? .

Цель утренника: 1. Познакомить детей с творчеством В.Берестова 2. развивать творчес.

Урок соответствует ФГОС.Содержит Разнообразные задания развивающего характера. Индивидуальная работа с карточками, словарями, гопфический диктант.

Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.Планируемые результаты:Предмет.

Курс археологии для начальной школы.

Тест по окружающему миру.4 класс программа «Перспектива».

Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.Планируемые результатыПредметн.

Источник

Читайте также:  Экскурсии по ловле рыбы
Оцените статью