7 чудес старого света список

Cемь чудес Мозырщины

СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА, (лат. septem miracula mundi), самые знаменитые памятники древнего мира — египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семирамиды, Зевса Олимпийского статуя, Мавзолей в Галикарнасе, Артемиды Эфесской храм, Фаросский маяк, Колосс Родосский.
Выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона. Сочинения о Семи чудесах света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства. Вот почему их называли чудесами, в то время как в списке отсутствуют многие подлинные шедевры древней архитектуры и искусства — Акрополь в Афинах с творением Фидия — статуей Афины Парфенос, прославленная статуя Афродиты Книдской работы Праксителя и т.д.
Первое упоминание о всех Семи чудесах на Руси встречается у Симеона Полоцкого, знакомого с их описанием из какого-то византийского источника. В Европе Нового времени они стали широко известны после выхода книги Фишера фон Эрлаха (1656-1723) «Наброски по истории архитектуры», содержащей также и первые известные нам реконструкции знаменитых памятников древнего зодчества.

Читайте также:  План географического положения достопримечательности

Старые 7 чудес света

Висячие сады Семирамиды в Вавилоне

Навуходоносор, который очень любил свою молодую жену мидийскую принцессу Амитис, зная, что она скучает по родине, приказал построить для нее удивительные цветущие сады. Висячие сады украшали северо-западную часть пятиярусного дворца Навуходоносора. На сводчатых арках из кирпича были расположены террасы, напоминающие уступы гор. Рабы целыми днями крутили водоподъемные колеса и зачерпывали кожаными ведрами воду из реки для поливки царских садов. Чужеземцы приписали строительство этих садов Семирамиде — царице, правившей задолго до Навуходоносора. После смерти Навуходоносора, его возлюбленной царицы и завоевателя Александра Македонского Вавилон оказался заброшен, а чудо света было разрушено наводнением.

Храм Артемиды в Эфесе

Храм был построен еще в VI в. до н.э. в честь великой богини Артемиды. Строили его многократно, но деревянные здания либо сгорали, либо ветшали, на постройку нового храма среди архитекторов был объявлен конкурс, который выиграл знаменитый Херсифрон. Храм был завершен лишь в 450 году до н.э. Спустя почти 100 лет, в 356 году до н.э. Герострат сжег храм, пытаясь таким образом обессмертить свое имя. Храм было решено восстановить. Архитектор Хейрократ увеличил размеры храма и восстановил его за считанные годы. Именно этот второй храм и стал чудом света. В 263 году н.э. его разграбили готы.

Статуя Зевса Олимпийского

Созданное Фидием, это единственное чудо света, которое попало на европейский материк. Статуя Зевса находилась в храме: сидящий в конце зала на троне бог Олимпа подпирал головой потолок. Предполагают, что статуя поднималась в высоту на 17 метров. Обнаженный до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины слоновой кости, одежду — золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники — богини победы, другой опирался на высокий жезл. Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. В V в. н.э. дворец императора Феодосия II сгорел, а вместе с ним сгорело и чудо света.

Читайте также:  Автобус для школы для экскурсии

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей был построен по указанию сестры и жены правителя Мавсола Артемиссии после его смерти. Ученые утверждают, что мавзолей, возможно, начали строить еще при жизни Мавсола, а Артемиссия лишь завершила строительство. Плиний утверждает, что мавзолей достигал в высоту 60 метров, другие авторы дают либо большие, либо меньшие цифры. В 1522 году мавзолей был разграблен турками.

Александрийский маяк на острове Фарос

Маяк был построен на подходе к Александрии из-за того, что гавань там была мелководная и каменистая. В 285 году до н.э. остров соединили с материком дамбой, и архитектор Сострат Книдский приступил к работам. Строительство заняло всего 5 лет. Маяк получился в виде трехэтажной башни высотой 120 метров, в основании он был квадратом со стороной в 30 метров, первый 60-метровый этаж башни был сложен из каменных плит и поддерживал сорокаметровую восьмигранную башню, облицованную белым мрамором. На третьем этаже, в круглой, обнесенной колоннами башне, вечно горел громадный костер, отражавшийся сложной системой зеркал. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, такой пологой и широкой, что по ней на 100-метровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами. С падением римской империи он перестал светить, обвалилась обветшавшая за столетия верхняя башня, но долго еще стояли стены нижнего этажа, которые разрушились от землетрясения в IV в.

Колосс Родосский

Идея создать статую родилась весной 304 года до н.э., когда жители небольшого острова захотели отдать дань богу Гелиосу — покровителю Родоса. Статую решили поручить изваять скульптору Харесу. Он строил статую 12 лет. Уже через полвека сильное землетрясение, разрушившее Родос, повалило колосс на землю. Тысячу лет лежал расколотый колосс у Родоса, пока в 977 году нуждавшийся в деньгах арабский наместник не продал его купцам.

Пирамида Хеопса в Гизе

Единственное сохранившееся чудо света — это пирамида Хеопса. Фараон Хеопс задумал построить собственную усыпальницу еще при жизни. В столицу Мемфис, по словам греческого историка Геродота, жившего в V в. до н.э., согнали до 100 тыс. человек. На постройку ушло около 30 лет. Высота пирамиды составляет около 147 м, а сторона основания 230 метров.

Новые 7 чудес света

Проект «обновления» списка чудес света был реализован швейцарским частным фондом, возглавляемым кинематографистом и музейным куратором Бернардом Вебером. Выбрать семь самых удивительных сооружений, созданных руками человека, населению планеты предложили в начале января 2006 года. Каждый человек, имеющий телефон или доступ к Интернету, мог отдать свой голос за того или иного кандидата на сайте комитета. Единственное ограничение для всех достопримечательностей — они должны были быть построены или открыты до 2000 года.
Финал конкурса стал одним из заметных зрелищ года.
Новыми чудесами света были признаны: Великая Китайская Стена, вырубленный в скале комплекс Петра в Иордании, гигантская статуя Христа в бразильском Рио-де-Жанейро, город древних инков Мачу-Пикчу в Перу, пирамида древних майя Чичен-Ица на мексиканском полуострове Юкатан, римский Колизей и индийский Тадж-Махал.
Кстати, «ЮНЕСКО» отказалась официально поддержать проект «Новые семь чудес света». «Список семи новых чудес света будет результатом частной инициативы и не повлияет каким-либо образом на сохранение выбранных памятников», — считают в этой организации.

Великая Китайская Стена

Великая Китайская Стена — памятник архитектуры в северном Китае. Общая длина всех её линий 6350 км. Строительство началось в III в. до н.э. во время правления императора Цинь Ши-хуанди. В строительстве участвовала пятая часть тогдашнего населения страны, т.е. около миллиона человек. Стена должна была служить крайней северной линией возможной экспансии самих китайцев, она должна была предохранять подданных «Срединной империи» от перехода к полукочевому образу жизни, от слияния с варварами. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоёванных царств. Стена является символом Китая как для самих китайцев, так и для иностранцев. У входа на отреставрированную часть Стены можно увидеть надпись, сделанную Мао Цзе Дуном: «Если ты не побывал на Великой Китайской Стене — ты не настоящий китаец».

Вырубленный в скале комплекс Петра в Иордании

Петра — одна из самых значимых достопримечательностей Иордании, внесена ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия. Это город, высеченный в горе, за неповторимый оттенок скал называют Розовым городом. Считается, что Петра была построена набатеями — кочевыми племенами, жившими в пустыне и нападающими на караваны. В 7 в. до н.э. они построили этот город и осели в нем. Эль-Хазне (Казна) — самый знаменитый монумент Петры, построен в I в. до н.э. На разных уровнях в скале вырублены дома Петры. Они соединены улицами и террасами. Также здесь можно увидеть монастыри, бани, усыпальницы, амфитеатр на 3000 мест. Фасад Казны стал всемирно известным после выхода фильма об Индиане Джонсе, поскольку на фоне него снимались финальные кадры. Монументальное сооружение имеет ширину 30 метров и высоту 43 метра.

Гигантская статуя Христа в бразильском Рио-де-Жанейро

Статуя Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро считается главной достопримечательностью Рио-де-Жанейро. Она стоит на вершине холма Корковаду на высоте 704 метров над уровнем моря. Высота каменного монумента 30 метров, не считая семиметрового постамента; голова статуи весит 35,6 тонны; кисти рук — по 9,1 тонны каждая, а размах рук составляет 23 метра. Построенная в 1885 году линия трамвая ведет теперь почти на вершину холма: конечная остановка находится всего в сорока метрах под статуей. От нее надо подняться по 220 ступеням лестницы к постаменту, на котором расположена смотровая площадка. В 2003 году был открыт эскалатор, на котором можно доехать до подножия знаменитой статуи. Отсюда хорошо видны протянувшиеся по правую руку пляжи Копакабана и Ипанема, а слева — гигантская чаша «Мараканы», крупнейшего в мире стадиона, и международный аэропорт. Со стороны моря возвышается неповторимый силуэт горы Пан-ди-Асукар. Статуя Христа Спасителя является национальным достоянием и национальной бразильской святыней. Идея этого сооружения зародилась в 1922 году, когда праздновалось столетие независимости Бразилии. Известный еженедельник объявил тогда конкурс проектов на лучший монумент — символ нации. Победитель, Эктор да Силва Коста, выдвинул идею скульптурного изображения Христа, распростершего руки и обнимающего весь город. Этот жест выражает сострадание и одновременно радостную гордость. Идея да Силвы была принята общественностью с восторгом еще и потому, что она перечеркнула прежний план возведения на горе Пан-ди-Асукар грандиозного памятника Христофору Колумбу. К делу тут же подключилась церковь, организовав по всей стране сбор пожертвований, дабы финансировать реализацию проекта.

Город древних инков Мачу-Пикчу в Перу

Город расположен на вершине горного хребта на высоте 2057 метров над долиной реки Урубамбы на территории современного Перу. Мачу-Пикчу (буквально «старая вершина») иногда называют «потерянным городом инков». Этот город был создан как священный горный приют великим правителем инков Пачакутеком за столетие до завоевания его империи, то есть приблизительно в 1440 году, и функционировал до 1532 года, когда испанцы вторглись на территорию империи инков. В 1532 году все его жители таинственно исчезли. Конкистадоры так и не добрались до Мачу-Пикчу. Этот город не был разрушен. Но мы мало что знаем о нем. Неизвестно ни число жителей, ни даже его настоящее название.

Пирамида древних майя Чичен-Ица на мексиканском полуострове Юкатан

Чичен-Ица — это доиспанский город на территории современной Мексики. Это священное место было одним из величайших центров индейцев майя на полуострове Юкатан. На протяжении примерно тысячелетней истории различные народы оставляли свой след в облике города. Представления майя, тольтеков и ица о мире и вселенной отразились в каменных памятниках и художественных произведениях. Соединение строительной технологии майя с новыми элементами из центральной Мексики делает Чичен-Ицу одним из самых важных примеров майя-тольтекской цивилизации на Юкатане. Уцелело несколько зданий, таких как Храм Воинов, «Эль-Кастильо» и круглая обсерватория, известная как «Эль-Караколь».

Римский Колизей

Этот знаменитый амфитеатр в центре Рима был построен в знак признания заслуг легионеров и в честь празднования побед Римской империи. Концепция дизайна виртуально соответствует стилю любого современного стадиона и в настоящее время воспринимается как сооружение оригинального дизайна. Сегодня, благодаря историческим фильмам и печатным изданиям, мы все больше узнаём о жестоких боях и играх, проводившихся на этой арене для развлечения зрителей.

Индийский Тадж-Махал

Находится в городе Агра на севере Центральной Индии. Считается жемчужиной индо-исламской архитектуры. Могольский правитель Шах-Джахан (1592-1666, правил в 1627-1658) воздвиг этот памятник как гробницу своей любимой жены Арджуманд Бану, более известной по ее титулу Мумтаз-Махал или Тадж-Махал (Корона дворца), умершей в 1631 году. В ширину всей речной стороны поднята платформа с высокими (41 м) минаретами по четырем углам. На западной стороне платформы находится мечеть, на восточной — приемный зал (дом для посетителей). В центре платформы помещена гробница, имеющая в плане квадрат со скошенными углами. Проекты для гробницы были подготовлены лучшими архитекторами Могольской империи. Мавзолей расположен в центре обширной прямоугольной площадки (длина 600 м, ширина 300 м).

Сайт подготовлен учителем информатики Сергиевич И.П. СШ №5 г.Мозыря

Источник

7 чудес старого света список

Первый список семи чудес света составили еще в Древней Греции. Число семь было священным числом Аполлона, в силу этого греческие авторы составляли списки семи самых-самых: строений, правителей, мудрецов. Это был, своего рода, обязательный минимум, который были обязаны знать все ученики в древнегреческих школах.

Самый первый подобный перечень был приведен «отцом Истории» Геродотом в своем главном труде, однако, он состоял только из трех выдающихся, с его точки зрения строений, находящихся на острове Самос – центре ионийской культуры. Это были:

  • Евпалиев (Эвпалинов) туннель
  • дамба в порту Пифагореи на Самосе
  • храм богини Геры (Герейон) на Самосе

Евпалиев (Эвпалинов) туннель – подземный акведук в виде сквозного водовода (туннеля), пробитого в горе. Был построен в 6 веке до н.э. выдающимся эллинским геометром и инженером Евпалием из Мегары по распоряжению тирана Поликрата. Первый известный в истории туннель, который создан способом встречной проходки на основании инженерных расчетов. Геометр Евпалий сделал столь точные расчеты, что расхождение встречных шахт по вертикали составило всего 4 см при длине туннеля 1035 метров! Туннель имел два уровня – нижний был водоводом, а верхний — подземным ходом для обслуживающего персона. Эти две горизонтальные шахты соединялись вертикальной штольней. По водоводу чистая вода из источника шла в город Пифагорею – столицу острова. Акведук был скрыт от возможных врагов толщей горы, что было крайне важно при осаде города. Самое удивительное чудо состоит также и в том, что это чудо света сохранилось до наших дней. Его нашли и раскопали в 1882 году, основываясь на том самом описании в списке чудес Геродота! В результате раскопок археологи установили, что водовод действовал около тысячи лет, а потом был заброшен. Сегодня туристы могут посетить знаменитый туннель с экскурсией.

Дамба в порту Пифагореи на Самосе, построенная в 6 веке до н.э. также по приказу тирана Поликрата, который после захвата власти на острове стать его благоустраивать. До наших дней не дошла.

Храм богини Геры (Герейон) на Самосе построен также, как и два первых чуда, в 6 веке до. н.э. На месте разрушенного землетрясением старого храма Геры. И опять по повелению тирана Поликрата! Так уж получается, что все первые архитектурные чудеса появились по воле тиранов, им свойственно создавать себе монструозные памятники… Герейон был в длину 109 метров и 55 в ширину, высота мраморных колонн, которых было 155, достигала 20 метров. В эллинистическую и римскую эпоху достраивался и ремонтировался. Позже пришел в упадок, разрушался от времени, набегов, землетрясений, разбирался на материалы… В наше время от храма сохранилась одна колонна, археологи раскопали остатки стен и помещений храма. Также при раскопках были найдены остатки подношений в храм со всех известных областей древнего мира, что позволяет говорить о мировом значении этого храма.

Таким образом, упомянутые Геродотом три чуда света, в полной мере соответствуют понятию чуда света в современном смысле – это реально существовавшие и даже существующие, грандиозные сооружения, гениальные творения инженерной мысли.

Известный нам список из семи чудес встречается у многих древнегреческих и эллинистических авторов, самыми известными из которых являются Антипар Сидонский и Филон Александрийский, который дает этот перечень в своем произведении «О семи чудесах». Этот список Филона и был принят всеми позднейшими авторами за основу классического перечня чудес света.

7 чудес света. Список и фото

  • Пирамиды в Гизе;
  • Висячие сады в Вавилоне;
  • Мавзолей в Галикарнасе;
  • Статуя Зевса-Громовержца в Олимпии;
  • Храм Артемиды в Эфесе;
  • Колосс Родосский;
  • Фаросский маяк в Александрии;

Египетские пирамиды

Первым чудом света называют пирамиду Хеопса или, часто все пирамиды в Гизе. Это одно единственное из семи чудес света, дошедшее до нашего времени.

Самая большая из пирамид – пирамида Хуфу (Хеопса), была, по мнению большинства ученых, построена около 4600 лет назад. Хотя, есть мнение ряда исследователей, что и пирамиды и Сфинкс в Гизе гораздо более древние, чем принято считать. Косвенно об этом говорят следы эрозии на спине и голове сфинкса. Сейчас, сами знаете, вокруг пустыня. А на каменной спине Сфинкса следы такие, которые могли оставить выветривание и тропические ливни, шедшие примерно на протяжении 20 тысяч лет.

Правильные геометрические размеры пирамиды, отсутствие бывшей ранее облицовки и историческая информация позволяют определить первоначальную высоту пирамиды Хеопса в 146 метров. Это почти как шесть девятиэтажных домов. Однако, прошедшие века укоротили пирамиду – теперь в ней 138 метров.

Масса большинства строительных блоков, из которых сложена пирамида, составляет около двух с половиной тонн, но отдельные «камушки» весят по 80 тонн.

При кладке пирамиды строители не использовали связующего раствора, тем не менее, блоки уложены очень плотно, без видимых просветов. Это породило множество «альтернативных» гипотез, например о том, что каменные блоки не перемещались из каменоломен, а отливались из жидкого раствора уже на своих местах в кладке. Есть еще теория о размягчении камней, искусством которого обладали египетские жрецы. Все может быть. На такой жаре возможно и размягчение мозгов…

Вход в пирамиду её создатели разместили на высоте пятнадцати метров над землей. Внутри находится несколько камер, из которых открыты три – подземная камера, а также камеры фараона и его супруги.

О предназначении великих пирамид, споры только множатся. То, что такие грандиозные сооружения являются простыми могильниками, кажется неправдоподобным. Есть самые разные альтернативные предположения. И что это обсерватории, так как углы пирамид ориентированы по сторонам света. И что это генераторы неизвестной энергии или пункты космической связи. И что это устройства для исцеления и регенерации – так как внутри меняется ход времени, а бритвы самозатачиваются. И так далее.

Есть также предположения, что сами пирамиды были построены гораздо раньше времен «Древнего Египта», например, мифическими атлантами, остатки которых стали египетскими жрецами. Пирамиды же, предназначавшиеся для неизвестных нам, пока, целей, были приспособлены через много тысяч лет после своего создания, для погребения фараонов.

Великие пирамиды были облицованы блоками из белого известняка так, что ровные грани казались единым целым. Масса облицовочных блоков превышала массу обычных строительных блоков и доходила до 16 тонн. Установка таких массивных блоков с такой точностью — это невероятно сложная задача и для современных инженеров. После сильнейшего землетрясения 14 века, облицовка осыпалась, несмотря на массивность блоков. Сегодня некоторые оставшиеся облицовочные блоки можно видеть у основания пирамиды Хеопса, остальные были использованы при строительстве мечети в Каире.

Ровные поверхности сверкали на солнце, приводя в восхищение всех, кто видел пирамиды в древности. Но известняк относительно мягкий и имеет матовую поверхность, даже полированный. Поэтому, возможно, поверхность пирамид была покрыта еще чем-то, поверх облицовочных плит. При этом, вершины пирамид были покрыты медными толстыми медными листами. Все это вместе – блестящие грани, медный наконечник на вершине, внутренние ходы и полости неизвестного назначения, водоём неподалеку, действительно очень напоминает какую-то конструкцию, то ли солнечную батарею, что ли непонятный генератор.

Находясь рядом с пирамидами, философски настроенные люди невольно замирают, глядя на гигантов, стоящих здесь многие тысячи лет. Так же светит солнце. Так же ветер несет песок мимо сандалий. Песок времени. Горланят что-то, по-своему, местные жители, живущие за счет всего этого «турпродукта», словно полученного в дар от древних богов… До них здесь жили многие народы. Властвовали римляне и греки, проходили походами ассирийцы и персы. И их предводители видели ту же картину что и мы. Те же каменные громады. Кто их построил? Александр Македонский был здесь во время своего похода в Египет. Это было 2300 лет назад. А пирамидам тогда, было уже тоже, как минимум, 2300 лет. Для Александра Македонского время создания пирамид было столь же древним, как для нас сегодня сам македонский царь.

Был здесь 220 лет назад и Наполеон Бонапарт – на сюжет «Наполеон у пирамид» написано множество картин.

Поистине пирамиды – чудо света. И по факту своего реального существования, и по тайнам, с ними связанным, пока нам еще не открытым.

Про прочие шесть чудес света можно рассказать существенно меньше, чем про пирамиды – от них остались «одни воспоминания» — упоминания в трудах древних авторов.

Висячие сады Вавилона

Это чудо света известно, прежде всего, как Висячие сады Вавилона, хотя мы привыкли к словосочетанию Висячие сады Семирамиды. Хотя, такое их название противоречит данным, дошедшим до нас в трудах античных авторов. Ведь строил их вавилонский царь Навуходоносор в конце 7 века до н.э. для своей супруги Амитис, а не для Семирамиды. Царица Ассирии Семирамида жила за двести лет до этого – примерно в 800 году до н.э. Есть предположения, что сады были у нее или и у нее тоже, но сведения об ассирийских садах Семирамиды еще более похожи на миф, чем рассказы о вавилонских садах Амитис.

Амитис была дочерью царя Мидии, который, объединившись с Вавилоном против Ассирии, скрепил союз, выдав дочь замуж за Навуходоносора.

Амитис, выросшая в Мидии, среди горных лесов, очень тосковала в плоской, пустынной и жаркой Вавилонии. И тогда любящий муж создал для нее чудо.

По данным разных античных источников висячие сады имели четыре яруса, прямоугольных в плане, при этом длина большей стороны нижнего яруса была, по разным источникам 42, 130, 250 и даже 1300 метров. Однако, крайности сомнительны… Каждый ярус представлял из себя платформу, поддерживаемую колоннами около 25 метров высотой – высота колонн в разных источниках одинакова. Такая высота позволяла солнцу освещать затененные растения нижних ярусов. Пирамида была ступенчатой, на верхние уровни вели широкие лестницы. Полы каждого яруса были гидроизолированы листами свинца и слоем асфальта. Сверху был насыпан слой земли, достаточный для роста крупных деревьев.

Висячие сады были снабжены сложной системой полива, в которой механизм подачи воды на верхний уровень приводили в движение рабы.

Разрушена эта замечательная конструкция была еще в древности, при сильном наводнении, когда вода подмыла опоры платформы нижнего яруса.

В различных современных источниках упоминается, что факт существования Висячих садов Амитис в Вавилоне не подтвержден и все знания о них восходят к Геродоту и могут быть легендой. Однако, слова из «Истории» Геродота уже не раз находили свое подтверждение в материальном мире.

Так было и с висячими садами. За год до начала 20 века археолог Кольдевей из Германии, производя раскопки на территории древнего Вавилона, нашел непохожее, на все прочие, сооружение. Оно было построено из камня, в отличие от остального «кирпичного» Вавилона. По исторически описаниям, основания висячих садов были сделаны именно из камня, так как кирпич не выдержал бы такой нагрузки. Также были найдены остатки разных сооружений и система водоснабжения, позволяющие археологу утверждать, что он нашел именно те самые «Висячие сады».

Так что, остатки и этого чуда света, частично, но сохранились. Правда не все историки это признают.

Статуя Зевса Олимпийского

Находилась в храме Зевса в Олимпии. Сам храм был построен в середине 5 века до н.э., статуя Зевса установлена в нем в 495 году до н.э.

Скульптором и архитектором этого чуда света был знаменитый афинянин Фидий, многие произведения которого или античные копии с них дошли до нашего времени.

Фигура бога высотой семнадцать метров была изготовлена из слоновой кости, одежда и атрибуты бога были сделаны из золота. Зевс сидел на золотом троне, который, в свою очередь стоял на квадратной платформе толщиной 1 метр со стороной 6 метров.

Древние авторы писали, что фигура бога производила на посетителей храма сильнейший эффект. Статуя была «как живая», но, при этом, размеры статуи и высота потолка храма были таковы, что казалось, что если громовержец разгневается и встанет, то он проломит крышу.

Храм Зевса и великая статуя простояли в Олимпии более восьмисот лет. Однако, после окончательно принятия христианства в качестве единственной государственной религии, храм был разрушен, а статуя Зевса по распоряжению императора была в начале 5 века перемещена в Константинополь в качестве произведения искусства. В столице Восточной Римской империи фигура находилась во дворце Феодосия II и погибла при пожаре 475 года. Сгоревшая статуи была деревянной, пластинки из слоновой кости обуглились и осыпались, золотые части статуи расплавились.

Посмотреть на точную копию этого чуда света, сделанную в Риме в 1 веке до н.э., можно в Петербургском Эрмитаже. Это самая большая подлинная античная статуя, дошедшая до нашего времени – ее высота составляет три метра.

Храм Артемиды Эфесской

Этот храм Артемиды находился в греческом городе Эфес в Малой Азии, сегодня это город Сельчук турецкой провинции Измир. Он был построен в 560 г. до н.э. на деньги одного из первых меценатов – легендарно богатого Крёза, царя Лидии. На развалинах Проектировал и начинал строить храм зодчий Херсифрон из критского города Кносс. Продолжал строительство его сын Метаген, а закончено возведение и отделка храма были уже в 5 веке до н.э. архитекторами Деметрием и Пеонием.

К созданию храма приложили руки многие мастера того времени. Фигура Артемиды, установленная в храме, была создана из слоновой кости и золота. Появился шедевр, действительно, воспринимавшийся современниками как чудо и вызывавший восхищение и благоговение.

Храм Артемиды был не просто религиозным центром, но будучи местом паломничества со всего античного мира, имел для Эфеса большое экономическое и политическое значение.

В 356 году до н.э. в день, когда по странному совпадению в далекой Македонии родился будущий Александр Великий, храм сгорел в результате пожара. Поджег его молодой человек из Эфеса по имени Герострат. На допросе он заявил, что поджег храм намеренно, с целью стать знаменитым и прославить в веках свое имя. Он был казнен и суд приговорил его имя к забвению, называя в документах не по имени, а «один безумец».

Однако, Герострату удалось добиться своего. Его имя пережило века и не только дошло до наших дней, но и стало нарицательным. Вот так устроены люди – мало у кого на слуху имена создателей храма, но все знают, что храм поджег Герострат.

День рождения Александра Македонского, совпавший с днем поджога, был упомянут не случайно. Выросший царь распорядился воссоздать знаменитый храм и направил на это огромные деньги.

Автором проекта восстановления был архитектор Александр Хейрократ, который сохранил прежние пропорции храма, но приподнял его над старой платформой.

Храм воссоздали лучше прежнего, украсив статуями знаменитого Праксителя и невероятными по правдоподобию и красоте картинами. На одной из них, заказанной горожанами в благодарность македонскому царю, был изображен Александр в виде бога с молнией в руке. Изображение казалось объемным, было впечатление, что молния сейчас молния вырвется из картины. Воздействие картины было таково, что горожане выплатили художнику Апеллесу 25 талантов золота. Возможно, это самый крупный гонорар художника за всю историю. Один аттический талант в то время был примерно эквивалентен сегодняшним 25 кг – то есть все вознаграждение на сегодняшние деньги можно оценить в полтора миллиарда рублей! Вот как древние греки ценили искусство.

Крыша храма опиралась на 127 колонн, каждая из которых, по преданию была подарена одним из царей. Длина храма составляла 105 метров, ширина – 51 метр, а высота колонн достигала 18 метров.

Погиб храм в 263 году нашей эры – его разграбили и разрушили готы – предки сегодняшних западных европейцев.

Следы храма были обнаружены археологами в 1869 году, а фундамент и все, что осталось от храма, было раскопано только в 20 веке. Под фундаментом, построенным во времена Александра Македонского, был обнаружен фундамент храма, сожженного Геростратом. А на его камнях две надписи, сделанные в честь царя Крёза… Так что, всё правда – всё, о чем писали античные авторы.

Галикарнасский мавзолей

Мавзолей в Галикарнасе, был, в основном, достроен в 352 году до н.э. — через два года после смерти царя Карии Мавсола. Воздвигнуть себе грандиозную усыпальницу Мавсол задумал еще задолго до своей смерти, и строительные работы начались при его жизни. Автором идеи усыпальницы были оба супруга, они захотели оставить свои имена в веках, подобно фараонам, и им это удалось.

Руководила работами жена и родная сестра Мавсола — царица Артемисия. В качестве архитекторов были приглашены греки Пифей и Сатир, а также несколько известнейших скульпторов, в том числе Скопас и Леохар.

Здание мавзолея было трехъярусным, а его общая высота составляла 47 метров. Внизу находился мощный цоколь высотой более 20 метров, который по периметру украшали статуи богов. Внутри цоколя были размещены урны с прахом супругов.

Второй ярус выглядел как классический древнегреческий храм, украшенный по периметру 36 колоннами. Третья, верхняя часть сооружения, представляла собой пирамиду, насчитывающую 24 ступени.

На верхней платформе пирамиды находилась мраморная квадрига (четверка лошадей) работы Пифея. В колеснице размещались фигуры царственных супругов. После смерти Мавсола Артемисия распорядилась поставить в квадригу и свою статую рядом с мужем. Тоска ее по супругу и брату была так велика, что она подсыпала себе в питье прах любимого из погребальной урны, чтобы поскорее умереть.

Умерла она через два года, когда мавзолей еще не был полностью достроен. И тогда нанятые ею архитекторы, скульпторы и инженеры приняли уникальное в истории решение – самостоятельно, за свой счет, довершили начатое строение, понимая, что слава его переживет века.

Мавзолею повезло несколько больше, чем другим чудесам света, он не разрушился от времени и войн. Когда Александр Великий в 334 году до н.э. взял штурмом и приказал разрушить Галикарнас, он велел не трогать погребальное сооружение.

Разрушился мавзолей в 14 веке в результате сильнейшего землетрясения, простояв 1700 лет.

При раскопках на месте усыпальницы в 19 веке были найдены довольно хорошо сохранившиеся статуи Мавсола и Артемисии, которые стояли в квадриге. Они сегодня находятся в Британском музее. От самой колесницы осталось только колесо…Имя Мавсола стало нарицательным – все сооружения такого рода называют мавзолеями.

Место, где стоял мавзолей, находится сегодня в турецком городе Бодруме. Существуют платы по воссозданию исторического сооружения.

Колосс Родосский

Гигантская статуя бога Гелиооса в гавани Родоса была создана в 280 году до н.э. и сразу же была причислена современниками к чудесам света. На фото место, где предположительно находился колосс.

История создания шедевра была такова.

В 305 году до н.э. город Родос был осажден Деметрием I Полиокретом, сыном военачальника и сподвижника Александра Македонского — Антигона Одноглазого.

Деметрий был опытным полководцем, прозванным Полиокретом – осаждающим города. Кроме обычных знаний полководца тех времен, Дететрий был весьма изобретательным и имел инженерные навыки, создавая поражавшие современников осадные орудия.

Для осады Родоса Деметрий привез и построил множество осадных машин и сооружений, таких, как осадные башни высотой 30 метров, обитые бронзовыми листами или таран длиной 60 метров, который передвигали и раскачивали 1000 солдат.

Однако, после, более чем годовой, осады, Деметрий, по неизвестным историкам причинам, снял осаду и, оставив всю осадную технику, погрузился на корабли и ушел вместе со всей своей армией.

Родосцы связали такое чудесное избавление с вмешательством богов и через несколько лет решили воздвигнуть в честь этого гигантскую статую бога Гелиоса. Средства на строительства были получены от продажи осадной техники. Также для статуи была использована бронза от осадных машин.

Для создания монумента был приглашен скульптор Херес. Сперва решили, что изваяние должно быть высотой 18 метров, но позже сочли, что высоту нужно увеличить до 36 метров, на что выделили дополнительные средства. Но средств не хватило, и ваятель продолжал создание колосса за свои средства, занимая в долг. На создание шедевра ушло 12 лет. Все были поражены, но сам Херес убил себя, преследуемый кредиторами.

Колосс имел каркас из железа, обмазанный глиной и был облицован бронзовыми листами.

Находился колосс Родосский, по одним сведениям, у самого входа в гавань, говорят, что между его ног проплывали корабли. Согласно другим, более правдоподобным, источникам, статуя находилась в городе, на едином постаменте. Гелиос был изображен в виде юноши, всматривающемся вдаль, подняв руку, чтобы прикрыть глаза от солнца. Его голову венчал лучезарный венец, подобный тому, что впоследствии был сделан для Статуи Свободы в Нью-Йорке.

Простояла статуя 60 лет, разрушившись в результате землетрясения около 225 года до н.э. – колосс обрушился в море, подломившись в коленях. Считается что появлением понятия «колосс на глиняных ногах», мы обязаны именно родосской статуе, ведь ее тело было глиняным, хоть и на железном каркасе.

После обрушения статуи были предложения ее восстановить, но родосцы отказались, послушавшись оракула и убоявшись гнева Гелиоса. Упавший колосс пролежал около девятисот лет, пока захватившие остров арабы не продали его на металл.

Существует несколько современных проектов воссоздания Колосса Родосского – от лазерной оптической инсталляции до еще более колоссальной статуи, высотой 100 метров, с культурным центром внутри.

И, наконец, седьмое чудо света – Александрийский маяк.

Александрийский маяк

Пожалуй, самое практичное чудо света. Маяк был построен на острове Фарос недалеко от Александрии и был призван указывать морякам путь в гавань. Строительство было начато по распоряжению египетского царя Птолемея II и завершилось за пять лет — в 283 году до н.э. Проектировщиком и строителем маяка был архитектор Сострат из греческого города Книдии.

С именами Птолемея и Сострата связана одна из легенд маяка. Царь велел увековечить свое имя на стене маяка. Сострат исполнил повеление. Через несколько десятков лет, когда и царь, и архитектор уже умерли, штукатурка с именем Птолемея осыпалась и открыла высеченное на камне имя Сострата.

Точных изображений маяка не сохранилось. По разным описаниям его высота составляла от 120 до 180 метров. Достоверно известно, что маяк состоял из трех ярусов. Первый, квадратный в плане, высотой около 60 метров. На нем размещалась вторая, восьмигранная башня, и на ней круглая башня. Верхняя часть маяка была украшена покрытой золотом статуей Посейдона. Ниже бога морей размещалась главная часть маяка – помещение, где ночью зажигали огонь. Для того, чтобы огонь был более ярким, на маяке была установлена система металлических зеркал. Вращаясь определенным образом, ночью они отражали огонь, а днем солнце, указывая кораблям безопасный путь в гавань Александрии. Видны били сигнальные огни маяка на расстоянии 60 километров.

Маяк исправно работал до времени заката Римской империи, потом гавань Александрии стала заноситься илом, судоходство сократилось, и надобность в маяке уменьшилась. Тем не менее, все последующие завоеватели, не разрушали маяк, стремясь поддерживать его в рабочем состоянии. Маяк был сильно поврежден землетрясениями 4 и 10 веков, а окончательно был разрушен землетрясением 14 века. После этого на его фундаменте барабами была построена крепость, существующая и поныне.

В 2015 году правительство Египта приняло решение о воссоздании Александрийского маяка на прежнем месте. Что ж, будем ждать возвращения седьмого чуда света.

Это был классический список 7 чудес света, все они были построены еще в античной древности. Шло время, были открыты или построены другие выдающиеся сооружения. В 2007 году некоммерческая организация «Новый открытий мир» провела общественное голосование по определению новых семи чудес света.

И, нужно сказать, что новые семь чудес света выбраны совершенно оправдано, это действительно выдающиеся творения человеческих рук.

Источник

Оцените статью