Административно командная экономическая система примеры стран

Командная экономика простыми словами

Командная (плановая) экономика является экономической системой, где функции регулирования берёт на себя государство. Оно решает, какие виды продукции, в каких объёмах, каким образом и для кого необходимо производить. Государству отведена роль основного регулятора в сфере экономики, так как данная экономическая система характеризуется преобладанием государственной собственности на основные производственные средства. Иными словами, основная доля ресурсов считается собственностью населения страны.

Поскольку доля частной собственности на средства производства незначительная или её совсем нет, при командной экономике отсутствует рынок. Он заменяется централизованным планированием, распределением и снабжением. При этом наблюдается присутствие элементов рынка. Выпущенная продукция является товаром, цена которого устанавливается государством. Функционирует сеть торговых организаций, выполняющих роль посредника между продавцом (государственным или кооперативным предприятием) и покупателем (предприятием, учреждением, населением).

Суть командной экономики

В рамках командной или плановой экономической системы хозяйственным регулированием страны занимается само государство. Органами власти принимаются решения, какие товары, в каких количествах и по какой стоимости выпускать и реализовывать. При этом учитывается не реальное соотношение спроса и предложения, а плановые показатели, основанные на многолетних статистических данных.

Философия командной экономики подразумевает, что свободный рынок создаёт дисбаланс в экономике, так как неровно распределяются доходы и богатство, ухудшает состояние окружающей среды, обостряет классовую борьбу, экономические кризисы, потрясения, коррупцию и т. д.

Читайте также:  Каких странах запрещен насвай

Цели плановой экономической системы благородны: освободить широкие слои населения от рисков, связанных с повседневными нуждами, включая продовольствие, одежду, жильё и пр. В подобной экономике никто не имеет возможности скопить богатство (в виде капитала или земли), так как им владеет государство и всё общество. Примерами государств, экономика которых основывается на командной экономической структуре, могут служить бывший Советский Союз, Куба, Китай, Северная Корея и ряд других государств.

При командной экономике большинство производственных предприятий принадлежит органам власти. При этом права владения делятся как по общенациональным масштабам, так и по муниципальным. Кооперативные формы собственности также присутствуют в плановой экономической системе, но обычно распространяются не на производственную сферу, из которой извлекается финансовая прибыль, а на хозяйствующие субъекты для получения собственного блага. То есть, широко распространены такие кооперативы, как жилищные фонды, дошкольные учреждения, гаражи.

Командно-административное общество характеризуется распространением частной собственности только для ведения домашнего хозяйства.

Признаки командной экономики

Соблюдение плановой экономики не допускает переизбыток произведённой продукции, так как правительство предотвращает нецелесообразное расходование собственных ресурсов. По этой причине главный признак командной экономической системы заключается в дефиците некоторых видов товаров. При этом товар везде идентичен по качеству. В таких странах не имеет смысла открывать множество однотипных магазинов и выпускать более дорогие товары, поскольку у покупателя нет выбора, он покупает любой товар, который остался на полках.

Ещё один признак плановой экономики – целесообразное расходование трудовых ресурсов. Объясняется это очень просто: отсутствие перепроизводства приводит к отсутствию сверхурочных часов в смене и переработки сотрудников. Так как государство постоянно поддерживает предпринимательство, появляются следующие признаки командной экономической системы, которые заключаются в:

  • постоянных дотациях;
  • лояльном налогообложении;
  • чётком планировании безубыточных рынков сбыта.

Командная экономика в жизни граждан

Командная экономическая система не учитывает потребности населения. Если рассматривать упрощённый до двух действий процесс этой структуры, то получится приблизительный алгоритм кругооборота товаров в обществе:

  1. Органы власти решают, как в соответствии с отраслевыми долями необходимо производить продукцию.
  2. Произведённые товары распределяются по всей территории страны, предполагая равномерное потребление в каждом регионе, как продуктов питания, так и лекарств и даже бытовой техники согласно выпущенным объёмам.

Необходимо понимать, что такой подход не совсем корректен. Может быть, в южных областях страны не нужны новые телевизоры, а требуется больше моющего средства для посуды, а на севере люди больше нуждаются в тёплых носках. Но в этом заключаются реалии командной экономики, более или менее успешно процветающей определённое время во многих сильных государствах.

Касательно общего благосостояния граждан, при командной экономике каждому человеку даётся возможность зарабатывать пропорционально объёму выполненной работы. Однако, несмотря на это, средний оклад по стране остается достаточно низким.

Преимущества и недостатки командной структуры

Командная экономическая система имеет свои преимущества и недостатки:

Преимущества Недостатки
Минимизация неопределённости в изменении экономической ситуации в ближайшей перспективе, сравнительная стабильность экономического развития Отсутствует свобода выбора товара (включая средства производства) для покупателей и продавцов. Всё заранее планируется и распределяется
Отсутствуют резкие перепады в уровне доходов различных групп населения. Благодаря этому равномерно развиваются все слои общества Создаётся большая, сложная бюрократическая структура управления экономикой, которая часто мешает принимать оперативные решения
Перед экономикой ставятся и достигаются социальные цели Субъективное управление экономикой вызывает несбалансированность и непропорциональное развитие отраслей
При чрезвычайных ситуациях (например, войнах) эта экономическая модель наилучшим образом распределяет ресурсы в самые жизненно важные секторы Отчуждённость собственников (населения) от объектов собственности (производственных средств) и отсутствие соревновательности (конкуренции) приводит к отсутствию инициативы у сотрудников и не стимулирует более эффективное использование ресурсов. В результате недостаточно используются достижения научно-технического прогресса, снижается эффективность производства, начинается застой в экономике
Подобная модель экономики помогает государствам, которые застряли в порочном круге бедности, индустриализоваться за короткий период времени. Но эта быстрая экспансия не может длиться бесконечно Даже одному предприятию тяжело заниматься планированием. Планирование в масштабах государства приводит к неэффективности распределения экономических ресурсов. То есть люди не преуспевают в своей работе и производят продукцию, которая им не нравится
Так как власти обеспечивают работой всех людей, поддерживается низкий уровень безработицы. Это помогает бедным слоям населения удовлетворять свои потребности Появляются «чёрные рынки», так как модель потребления людей не удовлетворяется плановым и регламентированным производством
Выгода извлекается значительным эффектом масштабности. Однако, этот плюс сильно ограничен отсутствием инноваций Формируется бюрократия, которая, не делая ничего, хочет выглядеть занятой и не принимает риски
Поддерживается стабильный уровень занятости населения Власть сосредотачивается в руках небольшого числа людей, что часто приводит к злоупотреблениям

Основные идеи и противоречия плановой системы

Командная экономическая система основывается на основных идеях:

  • принцип директивного планирования. Центр (Государственный Плановый комитет Совета Министров СССР) разрабатывает план, являющийся основным законом административной экономики. В соответствии с планом отраслевые министерства разрабатывают задания для экономических отраслей (включая предприятия, стройки, колхозы) и выделяют материальные ресурсы;
  • всю произведённую продукцию передают в распоряжение вышестоящим органам материально-технического снабжения или торговли, которые доводят её до потребителей;
  • экономические рычаги механизма управления (ценообразование, оклады, банковские проценты) являются формальными. Стоимость товаров и заработная плата работников определяется центром (Государственным комитетом цен), накопления промышленных предприятий изымаются в бюджет (Министерством финансов);
  • мотивация работающих. Оклад каждой категории сотрудников определён централизованно и одинаково по всей территории государства (Государственным комитетом по труду и социальным вопросам). За выполнение планов центра дополнительно выплачиваются премии из специального фонда и по указанию руководства предприятия. Существенную мотивирующую роль играют административные поощрения и принуждения (поощрение – повышение по служебной лестнице, принуждение – выговор, наказание).

Существует несколько противоречий плановой экономики:

  1. Центр не может охватить руководством экономику в целом и каждое отдельное предприятие.
  2. Верх административной системы перегружен текущей работой.
  3. Проблематичность экономической оценки принимаемого решения. Чтобы оценить принятое решение, необходимо сопоставление затраченных ресурсов и произведённой продукции. Для такого сопоставления нужны объективные цены, соответствующие необходимым затратам, которые определяет не администратор, а рынок.
  4. Качество принимаемого решения зависит от личности руководителя, особенно первого лица.
  5. Научно-технический прогресс развивается медленно, так как верхние структуры системы управления принимают все решения субъективным и волевым методом.
  6. На руководящие должности выдвигаются люди лично знакомые с руководителем, обладающие не компетентностью и творческими способностями, а исполнительностью и способностью без рассуждений выполнять приказы руководства. При этом предпочтение отдаётся тем, кто не в состоянии конкурировать с выдвигающим руководящим лицом. В итоге качество руководящего состава неуклонно становится хуже.

Видео по теме:

В заключение

Подводя итоги, нужно отметить, что плановая или командная экономическая система является способом организации жизни страны, которую часто называют социализмом. В рамках такой экономики роль монополиста, регулирующего хозяйственную жизнь государства, принадлежит правительству. Хотя такая модель развития экономики государства и обладает некоторыми преимуществами, на практике условия рыночной экономики и конкуренции способствуют более эффективному развитию любой страны.

Источник

Административно-командная экономика. Административно-командная экономическая система

Административно-командная система экономики – это концепция управления, в которой основная роль отводится распределительно-командным методам, а власть принадлежит центральным органам правления.

Характерным является централизм хозяйственной деятельности, а также идеологический метод правления, господствующая партийно-государственная бюрократия и полное отсутствие демократии.

Основные моменты

  • административно-командная;
  • традиционная;
  • рыночная;
  • смешанная.

Каждому развитому государству присущ определенный вид. Административно-командная экономика называется еще и чистой или плановой. Ее суть заключается в том, что управление происходит исключительно с помощью политических решений.

Центральные или органы местного самоуправления принимают все решения об использовании ресурсов самостоятельно. Именно они определяют, какого качества и в каком количестве нужно заказывать сырье для предприятий, какие цены ставить на ту или иную продукцию. При этом учитываются как экономико-технические факторы, так и социально-политические.

Характерные черты

Административно-командная экономика характеризуется:

  • государственной собственностью на большинство экономических ресурсов;
  • монополизацией и бюрократизмом;
  • централизованным, директивным, экономическим планированием как основой хозяйственного механизма;
  • иерархией;
  • несбалансированностью спроса и предложения, показатели которой увеличиваются с каждым годом;
  • расцветом теневой экономики, черного рынка;
  • чрезмерным ростом цен, эмиссией денег;
  • развалом общенационального рынка;
  • разгулом центробежных сил;
  • заменой товарно-денежных отношений на бартерный обмен;
  • отсутствием у потребителей права выбора товарной единицы;
  • деформацией экономических интересов (например, приоритетом торговцев становится не «продать», а «припрятать»).

Преимущества

Главным плюсом этой системы является возможность исключить явную безработицу (во всяком случае, с теоретической точки зрения). Для этого разработано специальное управление ресурсами, при нем все получают работу. Благодаря этому режиму возможен тотальный контроль над расходами и желаемое распределение доходов.

Недостатки

Основные недостатки такой модели хозяйствования:

  • административно-командная экономика не способна обеспечить эффективную хозяйственную деятельность;
  • производственные монополии не внедряют новые технологии и технические новинки;
  • полностью отсутствуют необходимые материальные и человеческие резервы, которые могут понадобиться в случае нарушения баланса народного хозяйства;
  • для системы характерен низкий уровень удовлетворения потребностей;
  • риск появления скрытой безработицы;
  • дефицит ресурсов;
  • недостаточное количество предметов потребления;
  • «уравниловка».

Концепция Попова

Впервые термин «административно-командная экономика» был использован Гавриилом Харитоновичем Поповым. Он противопоставляет ее рыночной, делая акцент на том, что первая является пирамидой, в которой приказы идут сверху, а вторая ориентирована на среднее звено. Согласно его теории, это уровень директоров заводов, над которыми практически отсутствует приказное управление.

Поповым делается акцент на том, что данная система настолько централизована, что не способна в сжатые сроки ответить на целый ряд вызовов. Он убежден, что функции экономики имеют большой диапазон, но при этом их слабые места весьма открыты.

В целом экономист критикует данную теорию, говоря о том, что переход к рыночной системе – благо для человечества, потому что она больше соответствует реальным потребностям общества.

Исследователи считают публикацию статьи Попова весьма значительным вкладом не только в развитие экономики, но в исторические события СССР. Именно в ней впервые во времена перестройки была провозглашена мысль о восстановлении частной собственности.

Особенности

Административно-командная и рыночная экономика – это два разных режима, которые по-разному действуют на развитие государства и жизнь социума. Для первой основной чертой является директивное планирование. Это значит, что все организации и предприятия должны действовать в соответствии с плановыми заданиями правительственного аппарата. Центральным органам управления принадлежит вся полнота власти.

Исследователи подчеркивают, что административно-командная экономика опирается на тоталитарный или авторитарный режим. Она противоречит демократическим принципам управления и не принимает конкуренцию, свободный рынок или предпринимательство.

Плановая экономика

Управление экономикой исключительно посредствам принятия центральных решений – трудная задача.

Плановая экономика сталкивается с трудностями во время внедрения новых технологий или новинок техники. Все потому, что предприятия не имеют возможности проводить какие-либо эксперименты из-за того, что у них нет прав на это. Плановая экономика подразумевает неограниченную власть в органах управления.

Различные потребители самостоятельно решают, какие товары им покупать, а вот предприятия не имеют права голоса. Они вынуждены производить согласно государственному плану, использовать определенные технологии, закупать сырье, материалы и выполнять специальные задания.

Централизованно-плановая экономика – это концепция, которая основывается на общественной собственности, директивном руководстве и контроле над всеми сферами жизни социума.

Условия экономики таковы, что свободный рынок потребительских товаров сочетается с жестким регулированием предприятий. Это является причиной порождения проблем. Это привело к тому, что страны с плановой экономикой постепенно переходят к рыночной системе, для того чтобы позволить спросу управлять производством.

Господство государства

Административно-командная система встречается во многих странах. Основы экономики заключаются в том, что государство покровительствует крупнейшим предприятиям. Главная отличительная черта – владение всеми ресурсами: землей, недрами, полезными ископаемыми, учреждениями, народным хозяйством и, конечно, финансами. Основы экономики рынка полагаются на спрос, в этом же случае центральные органы власти решают, сколько и кому продукции выпускать.

В таких условиях неминуемо рождается монополия и бюрократия, а это, в свою очередь, значительно снижает стимул к развитию. Из позитивных моментов у административно-командной системы остается свободное медицинское обслуживание, доступ к образованию и хорошее развитие социальной сферы.

Механизм данной системы отличается рядом особенностей. Во-первых, управляет всеми предприятиями государственный аппарат, а точнее, его высшие эшелоны, это сводит на ноль самостоятельность любых хозяйственных субъектов. Во-вторых, исключаются все рыночные связи, отсутствует и классическая связь спроса с предложением, выпуск продукции контролируется центральными органами.

И наконец, в-третьих, государственным аппаратом производится любое руководство при помощи административно-командных методов, а это снижает материальный интерес к результатам труда.

Административно-командная модель экономики в мире

Каждой стране присущи разные виды экономики. Где-то ярко выражены одни, а где-то несколько синтезируют друг с другом и создают один – совершенно новый.

Бывшие социальные страны, в том числе и экономика России, относились к административно-командной системе. На сегодняшней день ею пользуется КНДР и Куба.

В этих странах происходит равномерное распределение потребительских благ, а в таких сферах, как образование или система здравоохранения, действуют элементы уравниловки (перед силой закона все равны).

Еще одна характерная черта – это узкий слой правящей государственной номенклатуры, у которого имеются привилегии в доступе к потребительским благам, например к жилью, санаториям, дефицитным продуктам и др.

Центральная власть выступает и в роли собственника такого важного ресурса, как знание. За счет этого уровень общего, профессионального и технического образования в странах с административно-командной экономической системой достаточно высок. Сюда же можно отнести и всю рабочую силу.

Экономика России

Ядро административно-командной экономики – это СССР. Система сложилась в начале 30-х годов двадцатого века. Этому явлению предшествовали два события: Октябрьская революция, годы военного коммунизма (1917-1920 гг.) и период под названием «новая экономическая политика» (1921-1928 гг.).

Функции экономики того времени сводились не только к государственному контролю за всеми сферами жизнедеятельности общества, но и к созданию производственных кооперативов. В сельском хозяйстве благодаря этому режиму образовывались колхозы.

В Российской Федерации в последние годы осуществилось немало реформ, которые напрямую связаны с разгосударствлением, переходом к рыночным отношениям, приватизацией имущества, демонополизацией. Это привело к возникновению современной системы экономики. Однако полностью перейти на новый режим сразу не удается ни одному государству. Потому в России действует синтез из элементов административно-командной системы и рыночной экономики со свободной конкуренцией.

Хозяйственной жизни присущ главным образом переходной характер. Он может затянуться на десятилетия. Окончательный вариант складывается из многих факторов. Так, современная модель рыночной экономики России зависит от:

  • соотношения политических сил в государстве;
  • характера проводимых реформ;
  • масштаба и эффективности поддержки преобразований международными сообществами;
  • исторических традиций.

Источник

Оцените статью