Административное право европейские страны

Административное право зарубежных стран.

1. Характерные черты административного права как отрасли права . Общепризнанно, что административное право – это отрасль права, т.е. система правовых норм, регулирующих деятельность публичной администрации и контроль за законностью этой деятельности.

1. Это отрасль публичного права. Существуют дискуссии о разграничении публичного и частного права, существует много критериев разграничения, но в целом, к таким признакам относятся: публичный интерес и польза общества, наличие специального субъекта, осуществляющего государственные функции и действующего в этом интересе. На современном этапе одним из критериев является метод правового регулирования. Публичное право устанавливает обязательные предписания, предоставляя одним участникам властные полномочия, за другими закрепляя обязанность повиновения.

2. Административная деятельность (государственное управление) как предмет правового регулирования обладает определенными сущностными характеристиками. Содержание государственно-управленческой деятельности образует система функций: программирование, планирование, прогнозирование, организация, распорядительство, координация, контроль

3. Административное право регулирует главным образом управленческую деятельность, а не структуры управления. Конституционное право регулирует правовой статус (статику), административное право – деятельность (динамику).

4. Для административного права. регулирование управленческих структур и их деятельности не является самоцелью, в ряде стран Европы внутриорганизационные правила и нормы не считаются правовыми нормами, а считаются учрежденческими. Правовое регулирование должно быть направлено вовне системы исполнительной власти (административных учреждений). Главная цель административно-правового регулирования – не наделение субъектов государственно-властными полномочиями, а ограничение правом государственно-управленческой деятельности, включая контроль за законностью ее осуществления.

Цели административного права

В англосаксонской системе права считается, что главная цель права – защита частных лиц от произвола со стороны администрации. Публичная администрация непосредственно затрагивает жизнь каждого индивида. Поэтому является потенциально большой угрозой для индивида. Следовательно, их отношения должны быть опосредованы процедурами. Должен быть обеспечен контроль за соблюдением этих процедур (так сказать, некоторая презумпция «виновности» администрации) В учебниках отмечается, что такой подход основан на скептическом и весьма реалистичном отношении к публичной администрации.

Читайте также:  Страны лидеры по доле атомной энергии

В континентальной системе этот подход также имел место. Но это был предыдущий этап до конца 19 века. По мере развития государства этот подход подвергался критике. Большая часть деятельности администрации весьма позитивна и не заканчивается конфликтами с гражданами. Поэтому наука стала изучать и «позитивную» сферу государственного управления. Французский ученый Вейль сказал: «настала пора, прежде чем исследовать патологию, основательно изучить анатомию» публичной администрации. Современное административное право имеет целью не только защиту индивида от неправомерных действий администрации, но и повышение эффективности государственного управления, а также расширение участия общества в процессе принятия административных решений. Например, в Германии развивается регулирование такой формы государственного управления как массовые процедуры.

Предмет административного права.

В странах континентальной системы предмет определен четко – это создание, структура, функции, организация деятельности органов государственного управления, формы деятельности – административные акты, договоры, административные процедуры, контроль за государственным управлением, административные суды, административное судопроизводство. Административное право делится на Общую и Особенную часть. Особенная часть – это служебное право, муниципальное право, строительное, дорожное, образовательное, экологическое, социальное право и т.д.

Англосаксонская система предполагает, что предмет административного права составляет деятельность исполнительной власти, а также контроль за ней. Наиболее развернуто исследованы формы, методы и средства судебного контроля. Как молодая отрасль в Англии изучается в рамках конституционного права. Нет деления на общую и особенную части. В США особенности – все вопросы, связанные с разделением властей, изучаются в рамках конституционного права. Административное право изучает административное нормотворчество, административную квазисудебную деятельность (трибуналы для разрешения административных споров), контроль судов за административными учреждениями.

Влияние Европейского права. В Европе под действием права Европейского Сообщества находится английское право, приобретает некоторые черты континентальной системы, а европейские страны тоже испытывают влияние, например, возрастает роль судебного прецедента.

2. Принципы административного права. Принцип законности является основополагающим принципом не только административного права, но и правового государства. В англосаксонской системе выглядит как принцип господства права («государство располагает соответствующими гарантиями, защищающими разумные интересы индивида»). В соответствии с этим принципом все действия администрации относительно гражданина должны быть урегулированы или предписаны законом.

В континентальной системе принцип законности конкретизируется через ряд принципов – принцип верховенства закона, принцип основанности на законе или принцип оговорки (в смысле оговоренности) в законе.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип устанавливает не только границы действия норм административного права, но и цели деятельности публичной администрации. Административно-правовое регулирование допустимо, если оно не нарушает прав и свобод человека и гражданина. Вторжение, вмешательство в сферу этих прав возможно только на основании предписания в законе и должно быть разумно обоснованным. Естественные права человека носят абсолютный характер, а полномочия администрации – относительный и обусловлены конкретными, специально указанными обстоятельствами.

Некоторыми учеными выдвигается как отдельный принцип, некоторыми описывается в составе предыдущего – принцип пропорциональности или соразмерности. На гражданина могут накладываться только те обязательства, которые необходимы для достижения публичной цели, и административные меры должны быть соразмерны с той целью. Следует выбирать наименее обременительные для человека меры.

Принцип недискриминации или равенства граждан в отношениях с исполнительной властью.

Принцип правовой стабильности (принцип правомерности и принцип правовой определенности). Правовое регулирование должно быть стабильным, не изменяться постоянно, должны учитываться все действующие нормативные предписания. Администрация также не может отказаться от установленной ею правовой практики. Изменения должны быть обоснованными.

Принцип разумности и необходимости обосновывается самой природой деятельности исполнительной власти как деятельности управленческой.

[1] Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и публичными интересами или законными интересами граждан, организаций.

[2] Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

[3] Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения — восемнадцать лет.

[4] Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях.

[5] Допускается сочетание различных форм получения образования.

[6] Утверждаются органом исполнительной власти субъекта РФ.

Источник

2.6. Административное право зарубежных стран

Административное право в зарубежных странах возникло в Новое время. Формирование самостоятельного гражданского общества потребовало установления четких правовых рамок для всей государственно-управленческой деятельности, осуществления ее на началах законности.

В рамках одного вопроса изучаемой темы невозможно отразить все многообразие административного права зарубежных стран. Наиболее интересны для ознакомления модели административно-правового регулирования Франции и Великобритании, которые являются типичными для систем континентального и англосаксонского права.

Франция считается родиной административного права. Здесь раньше, чем в других западных странах сформировался бюрократический аппарат государственного управления, а вместе с ним и массив административного законодательства. Французское право относят к той же правовой системе, что и российское. Базовым источником административного права Франции являются положения Конституции 1958 г., относящиеся к Президенту и Правительству республики, которые осуществляют исполнительную власть совместно. Ординарными источниками служат законы, а также декреты Президента и Правительства, наделенные широкими нормотворческими полномочиями. Немало норм устанавливается нормативно-правовыми актами министерств и ведомств, других органов управления. К источникам данной отрасли права французские юристы причисляют также судебную практику (это уже особенность). Административные суды, прежде всего высший из них — Государственный Совет в своих решениях по конкретным делам при определенных обстоятельствах могут устанавливать новые правовые нормы.

Аппарат исполнительной власти, находящийся в ведении Президента и Правительства, включает в центре — министерства и ведомства, в регионах — комиссаров республики.

Система государственного управления во Франции считается традиционно централизованной, но в 1982-1983 гг. там были проведены реформы, направленные на некоторую ее децентрализацию. Представители Правительства на местах перестали осуществлять функции местных органов исполнительной власти (они перешли к органам самоуправления), контроль центра над местными органами принял менее жесткий характер, правительственных префектов заменили комиссарами республики.

Система государственного управления во Франции, как и в соседних Германии, Австрии, Польше и других европейских странах, включает обособленные административные суды (трибуналы), которые рассматривают всевозможные административные споры, проверяют законность административных актов. Существуют также и специализированные суды: по вопросам социального обеспечения, дисциплинарные суды (для преподавателей публичных учебных заведений, врачей и других лиц свободных профессий), счетные палаты и т.п.

Великобритания, как и другие страны англосаксонского права, имеет глубокие демократические традиции и развитые институты публичного самоуправления, что не могло не сказаться на характере административно-правовой системы. Последняя сформировалась лишь в прошлом веке. Конституционные законы этой страны — Билль о правах (1689), Habeas corpus act (1679) — обязывают исполнительную власть соблюдать права граждан. Парламентский закон 1947 г. об исках к короне устанавливает ответственность государственной администрации за вред, причиненный ее служащими.

В Великобритании существует развитый институт административной юстиции, с помощью которой осуществляется судебный контроль за действиями исполнительной власти по отношению к частным лицам и их объединениям.

Еще одна особенность британского административного права состоит в том, что в его становлении и развитии (как и всей системы права) большую роль сыграли суды: многие его нормы установлены прецедентными решениями судов по конкретным делам, связанным с жалобами на неправомерные действия органов исполнительной власти.

Вопросы и задания для самопроверки:

Охарактеризуйте систему административного права и перечислите нормы и институты административного права.

Перечислите характерные особенности отрасли административного права.

Как соотносится административное право с другими отраслями права?

Роль административного права в условиях рыночной экономики.

Назовите предмет науки административного права.

Дайте понятие предмета и метода административно-правового регулирования.

Перечислите федеральные конституционные законы и федеральные законы, являющиеся источниками административного права.

Источник

Понятие административного права зарубежных стран

Административное право зарубежных стран – это отрасль публичного права, регулирующая административную деятельность, осуществляемую вне административного учреждения, ограничивающая администрацию нормами права, и контролирующая их соблюдение

Характерные черты административного права зарубежных стран.

Во-первых, административное право зарубежных стран относится к отраслям публичного права, поскольку регулирует публичную сферу.

Во-вторых, административное право зарубежных стран регулирует прежде всего административную деятельность, а не структуры управления.

В-третьих, административная деятельность как предмет правового регулирования определенными существенными признаками и предполагает выполнение специальных функций:

– программирования – выработка конкретных программных действий;

– организации – определения структур и кадров для выполнения поставленных задач;

– распорядительство – выдача конкретных властных предписаний;

– координация – гармонизация всех действий и усилий в целях выполнения поставленных задач;

– контроль – проверка соответствия результатов поставленным целям и задачам.

В-четвертых, административное право зарубежных стран регулирует управленческую структуру или административную деятельность. Но регулирование управленческой структурой или административной деятельности не является самоцелью. Так, как в ряде стран, например, Великобритании, Франции, Германии, внутриучрежденские правила, регулирующие управленческую деятельность, не считаются правовыми и не могут быть применены в суде. Правовому регулированию подвергается административная деятельность вне административного учреждения. Следовательно, административная деятельность не наделяется полномочиями, а ограничивается нормами права и контролирует их соблюдение – вот главное предназначение административного права зарубежных стран.

Цели административного права зарубежных стран.

Цели административного права зарубежных стран определяются в основном на развитие всей отрасли, так и отдельных ее институтов.

Цели административного права зарубежных стран определяются в каждом государстве, но, как правило, они отличаются в странах континентальной и англосаксонской правовых семей.

В англосаксонских странах основной целью административного права провозглашается защита интересов частных лиц от произвола со стороны администрации.

В континентальной правовой семье целями административного права является не только защита индивида от неправомерных действий или бездействий администрации, но также обеспечение эффективной деятельности публичной администрации и участия общества в процессе принятия административных решений.

Источник

Оцените статью