Административное право зарубежных стран учебник 2003
Экологическое право Окружающая природная среда и природные ресурсы.
Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.Н. Козырина, М.А. Штатиной. – М.: Спарк, 2003. – 464 с.
Глава I. Административное право как правовая отрасль и наука
§ 1. Понятие административного права в зарубежных странах
1.1. Особенности возникновения и развития административного права
1.2. Характерные черты административного права
1.3. Цели административного права
1.4. Предмет административного права
1.5. Система административного права
§ 2. Источники административного права
2.1. Нормативные правовые акты
2.2. Судебные прецеденты и судебная практика
2.3. Правовые обычаи
2.4. Нормы и принципы международного права
§ 3. Принципы административного права
3.1. Принцип законности
3.2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина
3.3. Принцип правовой стабильности
3.4. Принцип разумности и необходимости
Глава II. Публичная администрация
§ 1. Понятие публичной администрации
1.1. Характерные черты публичной администрации
1.2. Принципы организации и деятельности публичной администрации
1.2.1. Принципы организации публичной администрации
1.2.2. Принципы деятельности публичной администрации
§ 2. Централизованная публичная администрация
2.1. Аппарат правительства
§ 3. Функциональная децентрализованная администрация
3.1. Возникновение и развитие децентрализованных учреждений
3.2. Правовой статус децентрализованных учреждений
3.3. Особенности правового положения децентрализованных учреждений в различных странах
3.4. Создание децентрализованных учреждений
3.5. Состав и структура децентрализованных учреждений
3.6. Виды децентрализованных учреждений
3.7. Контроль за децентрализованными учреждениями
§ 4. Местное самоуправление
4.1. Характерные черты местного самоуправления
4.2. Местное самоуправление как объект административно-правового регулирования
4.3. Компетенция местного самоуправления
4.4. Виды органов местного самоуправления
4.5. Системы местного самоуправления
Глава III. Публичная служба
§ 1. Понятие и организация публичной службы
1.1. Характерные черты публичной службы
1.2. Юридическая природа публичной службы
1.3. Организация публичной службы
1.4. Классификация публичных служащих
1.5. Органы управления публичной службой
§ 2. Правовое положение публичных служащих
2.1. Набор на публичную службу
2.2. Продвижение по службе и продвижение в должности
§ 3. Обязанности и права публичных служащих
3.1. Служебные обязанности
3.2. Служебные права
3.2.1. Административные права
3.2.2. Политические права
3.2.3. Социальные права
§ 4. Ответственность публичных служащих
§ 5. Прекращение службы
Глава IV. Формы административной деятельности
§ 1. Административные акты
1.1. Понятие и виды административных актов
1.2. Подготовка и принятие административных актов
1.2.1. Инициатива принятия административного акта
1.2.2. Определение компетентности административного органа
1.2.3. Участники процесса подготовки административного акта
1.2.4. Полномочия администрации в процессе подготовки административного акта
1.2.5. Права сторон в процессе подготовки административного акта
1.2.6. Определение содержания административного акта
1.2.7. Оглашение административных актов
1.3. Условия действительности административных актов
1.4. Действие административного акта
§ 2. Административные договоры
2.1. Понятие и критерии административного договора
2.2. Виды административных договоров
2.3. Правовой режим административного договора
Глава V. Контроль за деятельностью публичной администрации
§ 1. Понятие и формы контроля за административной деятельностью
§ 2. Административный контроль
3.1. Понятие омбудсмана
3.2. Компетенция омбудсмана
3.3. Порядок осуществления контрольных полномочий омбудсмана
§ 4. Юрисдикционный контроль
4.1. Понятие юрисдикционного контроля
4.2. Системы юрисдикционного контроля
§ 5. Административная юстиция как форма юрисдикционного контроля
5.1. Понятие административной юстиции
5.2. Организация административной юстиции
5.3. Компетенция органов административной юстиции
5.4. Административный процесс
§ 6. Контроль общих судов за публичной администрацией
6.1. Понятие и виды контроля общих судов
6.2. Процедуры прямого судебного контроля
6.3. Решения общих судов по результатам контроля
Глава VI. Административное право Франции
§ 1. Понятие административного права во Франции
1.1. Становление французского административного права
1.2. Эволюция предмета административного права
1.3. Источники административного права
§ 2. Публичная администрация
2.1. Понятие публичной администрации
2.2. Государственная администрация
2.2.1. Центральная администрация
2.2.2. Местные органы государственной администрации
2.2.3. Консультативные и контролирующие административные органы власти
2.4. Территориальные коллективы
2.5. Функциональная администрация
§ 3. Публичная служба
3.1. Понятие публичной службы
3.2. Статус чиновника
3.3. Организационно-правовые основы публичной службы
3.4. Карьера служащего
3.4.1. Поступление на публичную службу
3.4.2. Продвижение по службе
3.4.3. Прекращение карьеры
3.5. Деонтология государственных служащих
3.6. Местная публичная служба
§ 4. Правовой режим административных актов
4.1. Исполнительные административные акты
4.2. Административные договоры
§ 5. Контроль за деятельностью публичной администрации
5.1. Виды контроля за деятельностью публичной администрации
5.2. Формы административного контроля
5.3. Особенности судебного контроля за публичной администрацией. Административная юстиция
5.4. Система органов административной юстиции
5.5. Административно-спорная процедура (procedure administrative contentieuse)
5.6. Административный спор
Глава VII. Административное право Германии
§ 1. Понятие административного права
§ 2. Структура администрации
§ 3. Материальное административное право. Общее административное право
3.1. Административные процедуры
3.1.1. Принципы, вытекающие из Основного закона
3.1.2. Принципы, вытекающие из норм закона
3.2. Формы административной деятельности
3.2.1. Административный акт
3.2.2. Публично-правовой договор
3.2.3. Простое или неформальное административное действие
3.2.4. Решения в сфере планирования
3.2.5. Абстрактно-общие правовые акты администрации
§ 4. Материальное административное право. Особенное административное право
4.1. Общие положения
4.2. Полицейское право и право охраны общественного порядка
4.3. Право публичной службы
§ 5. Процессуальное административное право
5.1. Формы контроля за администрацией
5.2. Система административных судов
5.3. Принципы административного судебного процесса
5.4.1. Индивидуальная правовая защита
5.4.2. Производство по контролю за действующими нормами
5.5. Предварительная судебная защита
5.5.1. Восстановление отлагательного действия средств правовой защиты
5.5.2. Принятие судом временного распоряжения
5.6. Плотность судебного контроля
5.6.1. Общие положения
5.6.2. Неопределенное правовое понятие
Глава VIII. Административное право Великобритании
§ 1. Понятие и источники административного права Великобритании
1.1. Понятие административного права
1.2. Источники административного права
§ 2. Система органов исполнительной власти
2.1. Центральная администрация
2.2. Региональная администрация
2.3. Местное управление
§ 3. Гражданская служба
3.1. Понятие и эволюция содержания гражданской службы
3.2. Правовое регулирование гражданской службы
3.3. Классификация гражданских служащих
3.4. Органы управления гражданской службы
3.5. Права и обязанности гражданских служащих
3.6. Ответственность гражданских служащих
§ 4. Контроль за деятельностью административных органов
4.1. Судебный контроль
4.2. Административная юстиция
Глава IX. Административное право Соединенных Штатов Америки
§ 1. Особенности административного права и его источников
1.1. Понятие административного права
1.2. Источники административного права
§ 2. Организация администрации
2.1. Федеральные административные учреждения
2.2. Административные учреждения штатов и местное самоуправление
2.3. Гражданская служба
§ 3. Регулирование административной деятельности
3.1. Административное нормотворчество
3.2. Административная квазисудебная деятельность
3.3. Сущность и виды квазисудебной деятельности
3.4. Административная процедура
§ 4. Контроль судов над администрацией
4.1. Обращение в суд
4.2. Виды судебного контроля
4.3. Масштабы судебного контроля
§ 5. Ответственность администрации за вред (tort liability)
Глава X. Административное право Японии
§ 1. Понятие и система источников
§ 2. Публичная администрация
2.1. Особенности публичной администрации в Японии
2.2. Кабинет министров
2.3. Секретариат кабинета
2.4. Канцелярия кабинета
2.6. Органы местного самоуправления
§ 3. Государственная служба
§ 4. Административные действия и административные процедуры
4.1. Ринги и нэмаваси
4.2. Административное руководство
4.3. Закон об административной процедуре
4.4. Закон об опубликовании информации, принадлежащей административным органам
§ 5. Контроль за деятельностью публичной администрации
5.1. Обжалование административных актов в органах исполнительной власти (административное обжалование)
5.2. Примирительные процедуры и урегулирование споров в сфере государственного управления
5.3. Особенности судебного контроля за деятельностью публичной администрации
5.4. Особенности конституционного контроля за деятельностью публичной администрации
На главную страницу сайта
Вы здесь ничего не нашли для себя? Не огорчайтесь! Воспользуйтесь строкой поиска по всему сайту
Если Вы не нашли необходимую Вам информацию, либо нужная страничка не открывается, просим сообщить НАМ. Мы постараемся Вам помочь!
Уважаемые студенты! Если Вы не нашли в этой базе нужную Вам работу, можете ее так же заказать
Источник
Административное право зарубежных стран
Козырин А.Н. Административное право зарубежных стран. 1996.
Компаративное изучение административного права имеет не только теоретико-познавательное, но и ярко выраженное прикладное значение.
Реформирование государственного аппарата и системы государственного управления, начавшееся в нашей стране со второй половины 80-х годов, придало особую актуальность проблеме заимствования, зарубежного опыта. Очевидно, речь не идет о необходимости чисто механического использования иностранных моделей государственного управления. В вопросе о заимствованиях позитивных наработок зарубежного административного права должны соблюдаться взвешенность, а также учитываться совместимость рецепируемых норм и реалий российской правовой системы.
Изучение административного права зарубежных стран, помимо прочего, позволяет уяснить механизм принятия управленческих решений в государствах, поддерживающих и расширяющих торгово-экономические и иные контакты с Россией. Это делает представляемую книгу интересной и полезной не только для юристов, но и для экономистов, политологов и специалистов по управлению,
Административное право — сравнительно молодая отрасль права. Оно появляется в западноевропейских странах в эпоху промышленных революций. Для его возникновения в качестве самостоятельной отрасли права было необходимо, чтобы управленческая деятельность подверглась действию специфических, административно-правовых норм. До появления административного права управление регулировалось общеправовыми нормами, действовавшими и в отношении всех остальных субъектов права.
Административно-правовые системы зарубежных стран воплотили в себе общие тенденции развития современной государственности, а также особенности исторической эволюции отдельных стран.
Родиной административного права считается Франция. Более раннему формированию административного законодательства в этой стране способствовала Доктрина, в соответствии с которой органы управления должны быть безоговорочно отделены от судов, к которым французская буржуазия не питала доверия.
Административное право стран континентальной системы представляет собой совокупность правовых норм, которые регламентируют прежде всего организацию системы государственного управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус. Кроме того, административно-правовые нормы регулируют отношения между административными учреждениями и отдельными гражданами.
В англосаксонских странах административное право развилось в самостоятельную отрасль позднее. Долгое время в Великобритании в отношении органов управления применялись нормы общего право (common law). С расширением государственного вмешательства в экономику и другие сферы общественной жизни развивается административная деятельность и укрепляется аппарат административной власти. Этот процесс сопровождается появлением специфических норм, относящихся только к деятельности органов управления.
В англосаксонской системе административно-правовое нормотворчество сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий прав частных лиц против произвольных действий государственных органов. Административное право Великобритании и США исходит из того, что административное право не регламентирует организацию и структуру государственного аппарата, зато детально регулирует практически, все аспекты отношений частных лиц и административных органов.
Эти и другие отличительные особенности континентального и англосаксонского административного права прослеживаются в соответствующих главах настоящего учебного пособия.
Выдерживая принцип репрезентативности, авторский коллектив учебного пособия счел необходимым познакомить читателей с особенностями административного законодательства Востока (Япония, Египет). Характеристику социалистического административного права можно найти в главе» посвященной Китаю. На примере Болгарии рассматривается становление современного административного права стран Восточной Европы.
Источник