Танцы народов мира — виды и особенности
Первобытные танцы отличались от современных. В них не было той изящной грации и совершенной пластики, они основывались на движениях, связанных с трудовой и социальной деятельностью, такой как сбор урожая, охота, битва, рыболовство. С течением времени, переменой социального уклада, условий жизни менялись и танцы народов мира. Манера их исполнения и тематика стали передавать глубинную сущность развития нации, этноса, культурных традиций. Неизменным атрибутом танцев было и есть музыкальное сопровождение, создающее в тандеме с ритмичными телодвижениями неповторимые хореографические композиции, которые олицетворяют эмоциональное состояние: любовь, страсть, страх, ненависть, горе и т. д.
Самобытные народные танцы
Ярким проявлением традиционного наследия являются танцы народов мира.
Названия, список которых неисчислим, многим знакомы:
- румынская сырба;
- турецкий танец саломеи, или восточный;
- гавайская хула;
- грациозный французский менуэт;
- темпераментная кавказская лезгинка;
- красочный украинский гопак;
- казахский коян би, ормек би и др.;
- польская мазурка, полонез, гавот;
- чешская полька;
- кубинское ча-ча-ча, сальса, мамба, румба (имеет африканское происхождение);
- испанское танго, пасадобль;
- шотландские танцы — кейли, леди степ, хайланд, кейп-бретон степ;
- кенийские танцы племени масаи;
- европейский вальс;
- бразильская самба;
- итальянская тарантелла;
- греческий сиртаки.
Фольклорные танцы народов мира, список которых огромен и многообразен, являются родоначальниками всех остальных (постановочных, бальных, реконструированных и т. д.). Нет страны или народности, которая бы не имела индивидуальной танцевальной культуры.
Фольклорный танец исполняется в родной, близкой ему среде обитания со свойственными только этой местности движениями, ритмом, костюмами, музыкой. В первую очередь, он нужен самому танцору, проявляющему в момент танца характерные чувства, настроения, эмоции своей общины и только потом зрителю. Некоторые из народных танцев прославились на весь мир, другие же остались популярными только в пределах своей страны.
Зажигательное фламенко
Танцы народов мира открыли человечеству «огненное» фламенко. Это музыкальное направление зародилось в провинции Испании — Андалусии, изначально представлявшееся перкуссией, с похлопываниями в ладоши и экспрессивным пением под гитару, кастаньетами. Но авантюрная натура испанских цыган, которые являются носителями данного танцевального стиля, не смогла устоять перед заводящей музыкой и драматическим пением. Они придумали характерные па: отбивание ритма каблуками, прищелкивание пальцами, выразительную игру кистями рук, которые в итоге образовали страстный танец. Название танцев народов мира говорит о нраве их создателей, так и эксцентричное фламенко символизирует энергичных испанцев.
Музыкальное искусство на Руси
Традиционными для России считаются хороводы с их содержательностью, величественной широтой жестов, движений, удалью, поэтичностью, жизнерадостностью, простотой, скромностью и достоинством. Эти танцы народов мира проходили в исполнении женщин или смешанно с участием мужчин и зачастую сопровождали праздничные мероприятия: свадьбы, гулянья, игрища.
Облачаясь в национальные костюмы, танцоры начинали водить хоровод, образовывая круг, при этом могли вести игровой диалог между собой или танцевать под песни. Были также импровизированные пляски с определенной последовательностью фигур (ланце, кадриль). Их скорость, темп и ритм мог видоизменяться в зависимости от характера и манеры исполнения. Девушки обычно двигались плавно, величаво, кокетливо размахивая платочками, парни же будто соревновались друг с другом, показывая свое мужество и ловкость.
Ирландские танцы
Сформировавшись в 18-20 вв. в качестве традиционных, они представляют собой группу народных танцев, отличительной чертой которых являются быстрые, четкие движения ногами (подскоки, прыжки, перевороты, выстукивания носочком, пяточкой) и абсолютная неподвижность всего корпуса и рук.
Это связано с тем, что такие танцы народов мира в период своего зарождения преследовались английскими колонистами, а авторитарные священники считали недопустимым «развязные» движения руками во время танца.
Эффектно смотрятся групповые постановки с участием мужчин и женщин. Ирландцы танцуют только под традиционные народные мелодии: хорнпайпы, рилы, джиги.
Классические индийские танцы
В них задействованы не только руки, ноги, но и другие части тела: нос, уши, губы, глаза, подбородок, брови, щеки. Мимика в индийском танце выражает 9 основных чувств (Навараса): покой (Шанта), гнев (Рудра), героизм (Вира), печаль (Каруна), страх (Бхаянака), любовь (Шрингара), отвращение (Бибхатса), радость (Хасья), удивление (Абхута). Какие танцы народов мира могут похвастаться виртуозностью и разнообразием ритмичности? Конечно же, индийские. Они одни из самых древних, включают в себя несколько стилей: одисси; бхаратанатьям; катхак; кучипуди.
На танцовщицах всегда красуются нательные и головные украшения, хлопковые, шелковые сари, лехенга-чоли, гагра-чоли, танцоры одеты в расшитые жилеты, длинные рубашки, широкие лунги с разноцветными тюрбанами на головах. Движения, жесты варьируются от нежных плавных до резких активных и сопровождаются пением или декламированием художественных произведений. Ничто иное так четко не воссоздает историю предыдущих поколений, как танцы народов мира, названия (список приведен выше) которых многообразны.
Китайское танцевальное искусство
Народные танцы китайцев связаны с театральными постановками и видами боевых искусств. Все движения насыщены смелостью, больше задействованы руки, плечи, талия, меньше ноги, с их помощью выполняются различные шаги, поднятия вверх и закидывания.
В древности танцы ублажали Богов. Танцующие изображали животных, процесс охоты, сбора урожая или военные действия, двигаясь вместе с оружием. Это делалось для того, чтобы всегда был хороший улов, добыча, жатва и победа в сражениях. Танец Льва, Дракона (исполняют в Новый год) и «Придворный» (с веерами) считаются народными китайскими, которые отличаются колоритным одеянием, яркими украшениями и макияжем танцоров.
Источник
Мировые хиты танцевальной музыки
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Видеозапись концерта
Личный кабинет меломана
синхронизация с мобильным приложением
Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
- — просмотр эксклюзивных видео
- — личная история просмотров
- — добавление видео в избранное
- — синхронизация с мобильным устройством
Национальный академический оркестр
народных инструментов России
имени Н. П. Осипова
Дирижёр – Владимир Андропов
Дарья Зыкова (сопрано)
Константин Захарато (балалайка)
Александр Николайчук (балалайка)
Алексей Вродливец (балалайка)
Даниил Стаднюк (баян)
Екатерина Мочалова (домра)
Сергей Четоев (свирель)
Роман Сандлер (флейта)
В программе:
Лядов, Дворжак, Брамс, Монти, Чайковский,
Хачатурян, Абрэу, Дунаевский, Верди, Мийо,
Хачатурян, Корнев, Дербенко, Соболев,
Динику, Цыганков, Альфано, Цыганков,
Пьяццолла, Фридман, Майерс, Оффенбах
Встречи по четвергам
Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова
Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова является одним из самых известных и авторитетных оркестров мира. В 2014 году прославленному коллективу исполнилось 95 лет.
Оркестр был создан в 1919 году. Этот период совпал с растущим интересом к возрождению русского народного музыкального искусства. У истоков коллектива стояли выдающиеся музыканты: балалаечник Борис Трояновский (1883—1951) и домрист Пётр Алексеев (1892—1960). Именно они стали руководителями молодого оркестра, первый концерт которого состоялся в Москве в саду «Эрмитаж». Уже очень скоро ему аплодировали на многих ведущих концертных площадках нашей страны.
Б. Трояновский и П. Алексеев заложили основы оркестрового исполнительского мастерства, которое с годами совершенствовалось и развивалось. В дальнейшем коллективом руководили многие талантливые музыканты: Николай Голованов (1891—1953), братья Николай (1901—1945) и Дмитрий (1909—1954) Осиповы, Виктор Смирнов (1904—1995), Виталий Гнутов (1926—1976), Виктор Дубровский (1927—1994), Анатолий Полетаев (род. в 1935), Николай Калинин (1944—2004), Владимир Понькин (род. в 1951). С 2009 года оркестр возглавляет народный артист России, профессор, лауреат Премии Правительства РФ Владимир Андропов. Годы сотрудничества с мастерами высочайшего уровня сформировали особый почерк оркестра, который сделал его узнаваемым среди других и принёс ему мировую известность.
Оркестр носит имя выдающегося советского музыканта Николая Петровича Осипова. Его работа в оркестре (1940—1945) ознаменовала совершенно новый этап в творческой жизни коллектива. Этот период совпал с началом Великой Отечественной войны. В июне 1941 года оркестр расформировали. Практически все артисты были призваны в армию и ушли на фронт. Именно Н. П. Осипов в те сложные годы занимался восстановлением коллектива, разыскивая оркестрантов по фронтам Великой Отечественной войны, что позволило оркестру продолжить своё существование. Впоследствии Н. П. Осипову удалось открыть слушателям богатство и уникальность звучания русского народного оркестра, для которого практически не существует репертуарных ограничений. Своим ярким и самобытным звучанием оркестр привлёк внимание ведущих советских композиторов (Н. Будашкина, А. Новикова, А. Холминова и др.), обогативших репертуар коллектива оригинальными сочинениями.
В 1946 г. оркестру присвоено имя Н. П. Осипова. В 1969 г. коллектив получил почётное звание «академический».
В результате многолетней концертной практики оркестр сформировал вокруг себя дружную и творческую атмосферу. Коллектив постоянно сотрудничает как с ведущими музыкантами — певцами, инструменталистами, композиторами и дирижёрами, так и с молодыми исполнителями. В разные годы с оркестром выступали выдающиеся мастера: дирижёры Н. Аносов, А. Гаук, В. Дударова, Г. Рождественский, В. Федосеев; певцы И. Архипова, И. Богачёва, О. Воронец, Л. Зыкина, Л. Русланова, А. Стрельченко, Е. Нестеренко, З. Соткилава, Б. Штоколов, А. Эйзен, Д. Хворостовский, В. Маторин; исполнители на народных инструментах В. Городовская (гусли), А. Цыганков (домра), балалаечники П. Нечепоренко, М. Рожков, А. Тихонов, А. Горбачёв и многие другие музыканты.
Оркестр имени Н. П. Осипова ведёт активную творческую и просветительскую деятельность в лучших концертных залах Москвы, России и других стран. Ему рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Германии, Греции, Голландии, Дании, Канаде, Корее, Мексике, Новой Зеландии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. Каждый сезон отмечен появлением совершенно новых концертных программ, как для взрослых, так и для самых юных зрителей. Так, в Концертном зале имени П. И. Чайковского за последние несколько лет оркестром было подготовлено более 60 новых программ, многие из которых стали крупными событиями культурной жизни России. Одна из них — абонемент для детей «Забавный профессор» — была удостоена Премии правительства Российской Федерации.
Уникальное звучание народных инструментов, культура звука, высочайший уровень профессионального исполнительского мастерства позволяют оркестру занимать почётное место в ряду ярчайших явлений русского искусства.
Владимир Андропов
Владимир Андропов — народный артист России, художественный руководитель и главный дирижёр Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, дирижёр Государственного академического Большого театра России, профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры за 2011 год.
Выпускник Белорусской государственной консерватории, Владимир Андропов начал творческую карьеру в качестве дирижёра Белорусского симфонического оркестра. В 1978 году он дебютировал в Большом театре с оперой М. Равеля «Испанский час» и занял пост художественного руководителя и дирижёра сценического оркестра театра. Профессионализм и организаторские способности позволили ему создать первоклассный духовой оркестр и подготовить с ним обширный концертный репертуар, включающий произведения самых разных авторов, эпох и жанров.
В 2000 — 2002 годах Владимир Андропов занимал должность художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Был дирижёром-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло и балетов «Бессонница» С. Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии П. Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку А. фон Веберна). В его обширный театральный репертуар также вошли оперы «Евгений Онегин», «Иоланта» и «Опричник» П. Чайковского, «Русалка» А. Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Дж. Верди, «Тоска» Дж. Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, балеты «Конёк-горбунок» Р. Щедрина, «Чипполино» К. Хачатуряна. В 1988 г. он осуществил единственную в мире запись оперы «Американцы» Е. Фомина (либретто И. Крылова).
В 2001 году маэстро принимал участие в совместной постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашённого дирижёра сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и российскими коллективами.
С 2003 по 2010 год В. Андропов являлся художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Владимир Андропов обладает мастерской техникой дирижирования: для его жеста характерна точность, лёгкость и выразительность. Программы с участием маэстро отмечены глубоким пониманием музыкального материала и отражают его собственный творческий взгляд на исполняемые сочинения.
В 2001 г. был награждён орденом Дружбы.
Дарья Зыкова
Дарья Зыкова (сопрано) родилась в Москве в 1981 году. В юные годы пела в детском хоре Большого театра. В 2005 году с отличием окончила Московскую консерваторию, в 2009 — аспирантуру по классу И. И. Масленниковой. Будучи студенткой, завоевала Гран-при на Всероссийском конкурсе вокалистов Bella voce (2002). В 2007 г. стала лауреатом Музыкального фестиваля «Возрождение» и обладательницей стипендии Фонда Д. Д. Шостаковича.
Певица участвовала в концертном исполнении оперы Дж. Россини «Танкред» (2005) и «Римской мессы» Дж. Б. Перголези (2006) в Большом зале Московской консерватории. В 2007 г. в Литовской национальной филармонии в Вильнюсе исполнила заглавную партию в опере «Снегурочка» в спектакле Оперного театра Московской консерватории. В 2005 году выиграла право на проведение сольных концертов в США (шт. Индиана, Индианаполис). Принимала участие в международных музыкальных фестивалях Ars Longa, Primavera classica, Summer Time (Латвия), «Спасская башня».
В Большом театре Дарья Зыкова дебютировала в 2008 г. в партии Папагены («Волшебная флейта» В. А. Моцарта). В том же году исполнила партию Мерседес («Кармен» Ж. Бизе), в 2009 г выступила в партии Бригиты ( «Иоланта» П. И. Чайковского), в 2010 — спела партию Адели в премьерном спектакле «Летучая мышь» в постановке Василия Бархатова, исполнила партию Маши («Пиковая дама» П. И. Чайковского), партию Золотого петушка (в одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова), Марианны Ляйтметцерин («Кавалер розы» Р. Штрауса). Ведёт активную концертную деятельность в России и за рубежом. Выступала в Австрии, Германии, Италии, Испании, Корее, Литве, Польше, США, Эстонии, Японии.
Даниил Стаднюк
Данил Стаднюк окончил Ростовское музыкальное училище. За время учёбы молодой баянист проявил себя, как яркий исполнитель, и стал лауреатом таких конкурсов, как Всероссийский конкурс «Большой приз Дона» (Ростов-на-Дону, Гран-При) и Международный конкурс в Клингентале (Германия, II премия).
Дирижерский талант музыканта был отмечен победой на Южно-российском конкурсе дирижёров – учащихся музыкальных училищ, проводимом Ростовской консерваторией. В 2003 году Данил поступил в Российскую Академию Музыки имени Гнесиных в класс профессора В.А.Семенова.
Молодой баянист много гастролирует в России и за рубежом. Его сольные концерты проходили в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Кострома, Кривой Рог, Ростов-на-Дону, Ярославль, Кастело Бранко (Португалия), Клингенталь, Пекин, Шанхай (Китай) и другие.
Данил Стаднюк успешно участвовал в международных конкурсах в Украине, Португалии, Китае. Сотрудничает с Ростовским муниципальным оркестром русских народных инструментов «Дон» п/у К.Хурдаяна, оркестром русских народных инструментов «Струны Руси» п/у Е.Агеева и другими.
Екатерина Мочалова
Екатерина Мочалова в 2012 году окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Вячеслава Круглова), в 2016 – ассистентуру-стажировку РАМ. В 2018 году защитила кандидатскую диссертацию по истории мандолинного искусства. Лауреат первых премий I Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2013), II Международного конкурса имени П. И. Нечепоренко (Москва, 2016), международных конкурсов исполнителей на мандолине в Токио (2012) и Осаке (2013).
С 2012 года – солистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, с 2019 года – концертмейстер.
Первая исполнительница ряда сочинений для домры и мандолины Кузьмы Бодрова, Михаила Броннера, Кирилла Волкова, Ефрема Подгайца, Александра Цыганкова, Александра Чайковского. Выступала с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, камерным ансамблем «Солисты Москвы», Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Государственным камерным оркестром Гонконга, Madeira Classical Orchestra (Португалия) и другими коллективами. Сотрудничала с известными музыкантами, в числе которых Юрий Башмет, Денис Мацуев, Александр Сладковский, Екатерина Мечетина, Дмитрий Юровский. Принимала участие в Зимнем фестивале искусств в Сочи и Международном фестивале Юрия Башмета в Хабаровске, фестивалях «Звезды на Байкале», «Денис Мацуев и друзья», Crescendo, «Дорогами Просекко» (Италия), Osaka International Mandolin Festival (Япония) и других.
С 2015 года преподает на кафедре струнных народных инструментов РАМ имени Гнесиных. Проводит мастер-классы в рамках Всероссийского образовательного форума «Таврида», проектов образовательного центра Юрия Башмета, творческого проекта «Класс от маэстро» при поддержке фонда «Искусство, наука и спорт», творческой школы «Новые имена». Принимает участие в жюри исполнительских конкурсов. Руководитель проекта «Антология домры» в РАМ имени Гнесиных.
Источник