Активное пассивное избирательное право зарубежных странах

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

электронное учебное пособие

На главную

Об авторе

Содержание

Отправить сообщение

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет, 2006
© Центр дистанционного обучения КрасГАУ, 2006
© Тепляшин И.В., 2006

Источник

Тема 5 Избирательное право и избирательные системы в зарубежных странах

Цель: уяснить понятие и принципы избирательного права и избирательной системы в зарубежных странах, а также понятие мажоритарной и пропорциональной избирательной системы.

План:

1 Понятие и принципы избирательного права

2 Стадии избирательного процесса

3 Понятие и виды избирательных систем

1Избирательное право зарубежных стран – это важнейшее конституционное право, относящееся к политическим правам граждан.

Под избирательным правом следует понимать один из основных институтов конституционного права, состоящий из правовых норм, санкционированных законом правил и сложившихся на практике обычаев, регулирующих порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования представительных органов власти.

Избирательное право имеет два значения – объективное и субъективное. Объективное избирательное право – это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Избирательное право, хотя и является одним из институтов конституционного права, может включать и отдельные нормы других отраслей права – административного, трудового, гражданского, уголовного, судебно-процессуального права. Такие нормы можно назвать поливалентными, ибо они одновременно относятся к двум или более отраслям права. Кроме того, избирательно-правовые нормы бывают материальные и процессуальные.

Субъективное избирательное право – это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления, избирать и быть избранным. При этом различают понятия активного и пассивного избирательного права.

Активное избирательное право представляет собой установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдума.

Пассивное избирательное право – это установленное законом субъективное право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы или на выборную должность, а в случае получения необходимого количества голосов избирателей быть избранным на соответствующий пост.

В понятие избирательной системы входят методы установления результатов голосования, подсчет поданных и признанных действительными, а также недействительными, голосов избирателей и выявление победителей на выборах.

Источники избирательного права. Основным и главным источником избирательного права, закрепляющим его основные принципы, является конституция государства. Она определяет круг субъектов избирательного права, основные начала, на которых оно должно строиться, условия предоставления и лишения граждан этого права.

Более детальное регулирование норм избирательного права осуществляется специальными правовыми актами. К ним можно отнести специальные законы о выборах и порядке голосования, а также избирательные кодексы. К числу источников избирательного права можно отнести регламенты палат законодательного органа власти, акты главы государства по этим вопросам, постановления исполнительных органов и решения судебных органов, акты органов местного самоуправления.

Принципы избирательного права. Обычно в зарубежных конституциях названы лишь принципы избирательного права, а детальное регулирование отнесено к принятию специального, обыкновенного или органического закона. В большинстве случаев упоминаются четыре принципа избирательного права: всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании. Иногда добавляется принцип свободных выборов, т.е. исключение незаконного давления на волю избирателей.

Избирательное право формально провозглашается всеобщим, но фактически оно ограничено участием в выборах только так называемого «избирательного корпуса», т.е. совокупностью граждан, обладающих по закону правом голоса. Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы. Эти категории лиц иногда могут участвовать в выборах органов местного самоуправления, если они живут в данной стране в течение определенного времени (обычно много месяцев, а то и годы, например, 5 лет в Нидерландах, если они не являются гражданами стран Европейского Союза) и уплачивают налоги (Венгрия, Испания, Финляндия). В Великобритании в выборах могут участвовать длительно проживающие в стране граждане государств – членов британского Содружества и Ирландской Республики (активное избирательное право). В ряде стран Латинской Америки, в Новой Зеландии в выборах могут участвовать иностранцы, но по международным соглашениям и на основе взаимности (в Латинской Америке – только граждане других латиноамериканских государств).

Избирательным правом обладают не все граждане данной страны. Не участвуют в выборах граждане-дети (не достигшие избирательного возраста), душевнобольные (это должно быть признано решением суда). Во многих странах временно не осуществляют свои избирательные права лица, находящиеся под стражей по приговору суда. В отдельных странах не голосуют не все лица, содержащиеся под стражей, а только приговоренные судом к тюремному заключению на срок более года (Великобритания, Нидерланды). Подследственные и обвиняемые в большинстве стран вправе голосовать. Не голосуют пэры в Великобритании (они имеют свою палату). Традиционно во многих странах (Нидерланды, Турция, большинство латиноамериканских государств) отстраняются от участия в голосовании военнослужащие. В основном это рядовой состав. Офицеры имеют это право. Отстранение военнослужащих (в основном рядового состава) от участия в голосовании формально объясняется концепцией: «армия – вне политики».

Одним из важнейших принципов избирательного права является принцип равенства, закрепляемый текстами конституций. Это означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям избирательных законов и не отстраненные от участия в голосовании по формальным основаниям, имеют равные права и несут равные обязанности как избиратели. Принцип равного избирательного предусматривает возможность избирателя иметь только один голос, и, соответственно, голос одного избирателя формально равен голосу любого другого избирателя.

Вместе с тем формально декларируемое равенство избирательного права в политических целях часто нарушается. Делается это обычно при разбивке страны на избирательные округа. В ряде стран на практике обычно используется два вида избирательных округов: одномандатные, когда от округа избирается один депутат, и многомандатные, когда от округа избирается сразу несколько депутатов.

Нарушение равного избирательного права получила название избирательной геометрии, избирательной географии или системы джерримендеринг, по имени ее изобретателя губернатора американского штата Массачусетс Джерри, впервые успешно ее применившего еще в 19 веке.

В большинстве зарубежных стран выборы подразделяются на прямые, косвенные и многостепенные. Прямые выборы означает, что между избирателем и кандидатом на выборную должность нет никаких промежуточных инстанций, опосредующих волеизъявление избирателя. В данном случае он голосует непосредственно за кандидата на выборную должность.

Косвенные выборы имеют 2 варианта. При первом варианте выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией (пример – избрание Президента США). При втором варианте выборы проводятся не специально создаваемой избирательной коллегией, а постоянно действующим органом. Пример – избрание президентов парламентами в Греции, Турции и др. странах.

Многостепенные выборы организуются иначе. Низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы, последние же избирают высшее звено, и так вплоть до парламента. В настоящее время такая система существует в КНР.

В большинстве стран для участия в голосовании (активное избирательное право) установлен возраст: не менее 18 лет ко дню выборов. Иногда существует пониженный возраст (в Бразилии, Иране, на Кубе, в Никарагуа – 16 лет, но в некоторых из них – факультативно), иногда он более высокий (20 лет в Марокко, 21 год в Латвии).

Для пассивного избирательного права требуется повышенный возраст, что связано с необходимостью иметь жизненный опыт для участия в решении государственных дел (например, возраст для депутата нижней палаты парламента Франции – 23 года, верхней палаты парламента Италии – 40 лет, для Президента США – 35 лет). Иностранцы, если они постоянно проживают в стране, могут обладать активным и пассивным избирательным правом в Дании, Нидерландах, Швеции на муниципальных выборах.

2Организация выборов проходит несколько стадий:

1) назначение выборов;

2) установление избирательных округов, если речь идет о выборах в представительный орган и они производятся по избирательным округам;

3) установление избирательных участков;

4) создание избирательных органов (комиссий, бюро и т.п.);

5) регистрация избирателей;

6) выдвижение кандидатов;

7) агитационная кампания;

9) подсчет голосов и установление итогов голосования;

10) возможный второй тур голосования и/или новые выборы;

11) окончательное определение и опубликование результатов выборов.

Организация выборов в определенной степени зависит от того, какой вид выборов проводится в стране. Наиболее распространенный вид выборов – очередные выборы, проводящиеся в специально установленные сроки или по истечении полномочий выборного органа или должностного лица.

Если законодательством страны установлена твердая дата проведения очередных выборов (например, по Конституции США президентские выборы проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года), специальной декларации правительства или акта главы государства о назначении выборов обычно не требуется. Если же законодательство предусматривает только дату вступления в должность выборного должностного лица или дату начала первой сессии выборного органа, то требуется официальное назначение даты выборов. В обязательном порядке требуется назначение главой государства или актом правительства даты выборов при проведении внеочередных (досрочных) или частичных (дополнительных) выборов.

Внеочередные или досрочные выборы проводятся в парламентарных монархиях и республиках в случае досрочного роспуска парламента (или его нижней палата) по требованию правительства, оформленному актом главы государства.

Дополнительные (частичные) выборы могут проводиться при появлении депутатских вакансий (в случае смерти, отставки депутата, и т.д.) или в случае обновления выборного органа по частям (частичные выборы).

3Под избирательной системой следует понимать:

1) порядок формирования выборных органов государства и органов местного самоуправления;

2) систему распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную. То или иное их сочетание дает смешанную избирательную систему.

Обычно мажоритарная избирательная система имеет две разновидности: абсолютного и относительного большинства.

Мажоритарная система абсолютного большинства предусматривает, что победитель на выборах должен получить больше половины (50 % + 1 голос и более) всех признанных действительными голосов в данном округе. Например, в округе баллотируется 3 кандидата: A, B, C в представительный орган; 9000 поданных за всех кандидатов голосов распределились следующим образом: A – 4600, B – 2500, C – 1900. Избранным будет кандидат A, набравший абсолютное большинство голосов.

Если при этом в первом туре никто не побеждает, проводится второй тур голосования, в котором обычно участвуют 2 кандидата, набравшие наибольшее количество голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другим кандидатом.

По мажоритарной системе относительного большинства победителю достаточно собрать больше голосов, чем любому другому претенденту, но не обязательно больше половины. В настоящее время такая система применяется в США, Великобритании, Канаде и других странах и называется «системой первого пришедшего к финишу». Ее основное положительное свойство – возможность формировать эффективно и стабильно работающий парламент. По такой системе хорошо организованные партии легко побеждают на выборах и создают однопартийные правительства, опирающиеся на большинство в парламенте.

Тем не менее, мажоритарной избирательной системе свойственен ряд недостатков:

— пропадают голоса избирателей, голосовавших за кандидатов, проигравших на выборах. В приведенном выше примере избиратели, голосовавшие за кандидатов B и C, не будут иметь своих представителей в парламенте;

— данная система из-за низкой политической активности избирателей не всегда результативна, нередко проводятся второй, третий туры голосования;

— значительная часть электората остается вне органов власти (иногда до 50 %).

— большинство депутатских мест в парламенте может получить партия, набравшая на выборах меньше голосов, чем ее соперники;

— две партии с одинаковым или близким числом голосов могут провести в органы власти неодинаковое число кандидатов.

Исходя из изложенного, возможен вывод: эта система способствует формированию большинства в органах власти, но допускает диспропорцию между набранными голосами и полученными мандатами.

Пропорциональная система. Система пропорционального представительства политических партий (пропорциональная система) предполагает распределение депутатских мандатов между партиями в соответствии с количеством голосов, поданных за каждую партию. Эта избирательная система в известной мере устраняет недостатки мажоритарной системы и обеспечивает представительство в парламенте для средних и мелких партий. Она может применяться в многомандатных избирательных округах. Мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах, и чем крупнее округ, тем полнее система отражает интересы избирателей, тем больше партий могут рассчитывать на завоевание депутатских мандатов. Наилучший результат достигается, если избиратель голосует за политические партии в масштабе всей страны, а избирательные округа не выделяются.

Распределение депутатских мест по пропорциональной системе осуществляется в соответствии с устанавливаемой сразу после выборов избирательной квотой (избирательным метром). Избирательная квота – это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата.

Избирательная квота может быть вычислена по-разному в зависимости от того, какой способ предусматривает избирательный закон данной страны. Саамы простой способ вычисления квоты был предложен Томасом Хэром. При этом способе общее количество поданных по округу голосов делится на число депутатских мандатов по данному округу, которые подлежат распределению.

Например, в избирательном округе проголосовало 125000 избирателей, а имеется 5 мандатов, подлежащих распределению. За партию A проголосовало 60000 избирателей, за партию B – 39000, за партию C – 26000. 125000 делим на 5 – число депутатских мандатов в округе и получаем 25000. Это и ест квота.

4 Референдум(от лат. referendum то, что должно быть сообщено) – в конституционном праве важнейший институт непосредственной демократии, представляет собой голосование всего народа или населения какой-либо территориальной единицы по тому или иному важному вопросу государственной или общественной жизни.

В зависимости от того, на какой территории проводится референдум, различают общенациональный (государственный)и местныйреферендумы.

Общенациональный (государственный) референдум проводится на всей территории государства, а местныйв отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единицах.

По юридической силе и последствиям референдум делят на императивныйи консультативный.Императивнымназывается референдум, если принятое народом решение имеет обязательную юридическую силу и является окончательным. Консультативныйреферендум призван выявить мнение населения по тому или иному важному вопросу государственной и общественной жизни, результаты которого учитываются компетентными органами государства при принятии решения путём издания соответствующего акта.

Кроме того, выделяют конституционныйи законодательныйреферендумы. Предметом конституционногореферендума является проект новой конституции, поправки в конституцию, предметом законодательного референдума выступает проект закона.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «избирательное право»?

2. Что означает субъективное избирательное право?

3. Что означает активное избирательное право?

4. Что означает пассивное избирательное право?

5. Назовите источники избирательного права зарубежных стран.

6. Назовите и охарактеризуйте принципы избирательного права: всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании, принцип свободных выборов.

7. Что означает понятие «джерримендеринг (избирательная геометрия, избирательная география)» и в каком государстве оно возникло?

8. Назовите стадии организации выборов.

9. Что следует понимать под избирательной системой?

10. Что означает мажоритарная избирательная система?

11. Что означает пропорциональная избирательная система?

12. Что означает избирательная квота (избирательный метр)?

Источник

Читайте также:  Торговый баланс развивающихся стран
Оцените статью


Краткий конспект лекций по курсу

ЛЕКЦИЯ 7. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ
СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

  1. Избирательное право: понятие и признаки.
  2. Принципы избирательного права и их гарантии.
  3. Избирательная система: понятие и виды.

1. Избирательное право: понятие и признаки

В юридической литературе избирательное право рассматривается в двух значениях — в объективном и субъективном.

Избирательное право как правовая категория в объективном смысле — это институт конституционного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения выборов, деятельность субъектов избирательного процесса, их права и обязанности в сфере осуществления народовластия — выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Содержание избирательного права — это облаченное государством в форму правовых норм принципы, положения и гарантии, согласно которых проводятся выборы, осуществляются действия и принимаются решения со стороны граждан, политических объединений, избирательных комиссий, других органов, наделенных полномочиями по подготовке и проведению выборов, иных субъектов правоотношений на различных этапах избирательной компании. Базовым документом в нормативном порядке закрепляющем содержание избирательного права является основной закон страны, т.е. Конституция, но в ряде случаев данный правовой акт — далеко не единственный источник избирательного права.

Содержанием избирательного права являются также положения, регламентационные этапы, порядок, правила и процедуры осуществления избирательных действий и принятия компетентными органами решений: по регистрации или учету избирателей, составлению списков избирателей, образованию избирательных округов, избирательных участков, выдвижению и регистрации кандидатов, предвыборной агитации, проведению голосования и подведению его итогов и другим вопросам. Наконец, содержание избирательного права оставляют положения, предусматривающие ответственность лиц, нарушивших нормы избирательного права и восстановления субъективных избирательных прав тех или иных участников выборов (кандидатов, политических партий, избирателей).

В субъективном смысле избирательное право понимается как право, непосредственно принадлежащее конкретному гражданину и характеризующее его избирательную правосубъектность, т.е. право избирать и быть избранным, участвовать в референдуме.

Активное избирательное право — как право гражданина обладать при достижении установленного законом возраста (18 лет) решающим голосом при формировании органов государственной власти (депутатов, главу государства и т.д.) и органов местного самоуправления. Это право реализуется путем участия гражданина в голосовании на выборах.

Пассивное избирательное право — право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

2. Принципы избирательного права и их гарантии.

Принципы избирательного права есть основополагающие начала, которые пронизывают содержание избирательного права и на основе которых оно строится.

Принципы избирательного права — это обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституциях зарубежных стран.

Всеобщность означает принадлежность права участия в выборах всех совершеннолетним гражданам государства и отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям. То есть исключена возможность отстранения от выборов каких-либо граждан и групп населения: все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.

Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. В юридической литературе выделяется множество разновидностей избирательных цензов. Приведем следующую классификацию:

Технические цензы, позволяющие упорядочить процедуру и итоги выборов. Технически цензы выводят из числа участников избирательного процесса:

— недееспособных и несовершеннолетних лиц.

— лиц не имеющих устойчивых и определенных оснований для пользования активным избирательным правом. В большинстве стран к выборам допускаются только граждане, редким исключением можно привести Великобританию, Испанию, Польшу. Здесь можно привести и ценз оседлости, допускающий к выборам лишь лиц, имеющих постоянное местожительство на конкретной территории;

— лиц, возраст которых дает основания для отграничения их пассивного избирательного права.

Охранные цензы выводят из числа участников выборов лиц, влияние которых на политику может оказаться опасным для государственного строя (ограничения, налагаемые на военнослужащих, государственных служащих, банкротов, должников).

Дискриминационные цензы порождают бессрочное лишение избирательных прав, применяемые к представителям оппозиции, а также к категориям лиц со слабой социально-правовой защищенностью. Такие цензы исключают возможность участия в выборах женщин, лиц «низкого происхождения», определенной национальности, расы.

В прошлом весьма распространены были имущественные цензы, которые применялись к лицам, не имеющим достаточно высоких доходов.

Встречаются и такие цензы, природу которых определить сложно (внебрачное сожительство, ценз грамотности и др.).

Равное избирательное право означает равное количество голосов у каждого избирателя, равные основания и возможности участия в выборах всех избирателей, а также равенство избирательных округов.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют.

Принцип свободы выборов, означает, что участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается тем, что проведение агитации за день до выборов не допускается.

Тайное голосование — предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателей, создание условий для свободы выбора.

Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении итогов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно в присутствии наблюдателей и общественных организаций.

3. Избирательная система: понятие и виды.

В научной литературе избирательную систему принято рассматривать в узком и широком смысле слова. В широком смысле под избирательной системой понимают упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами, составляющие порядок выборов, которые в своей основе регулируются конституционным правом, но, кроме того, нормами общественных объединений, участвующих в выборах (прежде всего уставами и другими документами политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали и этики.

К избирательной системе относят также основные принципы избирательного права: всеобщность, свободное участие в выборах, обязательный вотум, равенство граждан при выборах, состязательность избирательного процесса, равные возможности претендентов, гласность при подготовке и проведении выборов и другие, на основе которых якобы строится избирательная система.

Представляется, что под избирательной системой в широком толковании следует понимать установленный в той или иной стране механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления с помощью выборов, который включает в себя несколько аспектов: закрепленную в законодательстве систему органов, на которые возложены полномочия по организации и проведению выборов, избирательный процесс как урегулированную законами и иными нормативными правовыми актами деятельности политических органов, других субъектов правоотношений (избирателей, политических партий, кандидатов, СМИ и т.д.) на различных стадиях или этапах выборов, а также способ установления результатов выборов и распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.

В узком смысле слова избирательную систему принято рассматривать исключительно как закрепленный в законодательстве той или иной страны способ установления результатов выборов или способ распределения депутатских мандатов в зависимости от итогов голосования.

Виды избирательных систем

  1. Мажоритарная (от фр. — majorite — большинство) — исторически первая избирательная система. При этой системе избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей по избирательному округу, где он баллотируется. В зависимости от того, какое это большинство, различают мажоритарную систему относительного (простого), абсолютного (50% + 1 голос), квалифицированного большинства (последнее применяется крайне редко).
  2. Пропорциональная избирательная система предполагает распределение депутатских мандатов между партийными списками в соответствии с количеством голосов, поданных за каждый список.

В современных странах применяются различные избирательные системы, что обусловлено уровнем социально-экономического, политического, правового и культурного развития конкретного общества и имеет в своей основе исторические предпосылки.

Таким образом, подвергнуть понятие «избирательная система» однозначной трактовке представляется весьма сложным, в силу того, что целый ряд аспектов в том или ином варианте толкования упускается из поля зрения авторов. Тем не менее, выбор и соответствующее законодательное закрепление государством конкретного вида избирательной системы либо их комбинации, поставлены в зависимость от уровня развития общества, его политической и правовой культуры.