Акцизного налога зарубежных стран

Зарубежный опыт: акцизы в налоговой системе Швеции

Порядок взимания акцизов в Швеции существенно отличается от российского. Так, перечень объектов обложения акцизами в Швеции значительно шире. Об организации работы налоговых органов Швеции и особенностях уплаты акцизов в этой стране читайте в статье.

Налоговые органы Швеции

Государственное налоговое управление Швеции было создано в 1971 году в результате слияния нескольких государственных учреждений. Сегодня его численность составляет 547 сотрудников. Данное ведомство напрямую подчиняется Министерству финансов и правительству страны, оставаясь при этом независимым от последнего.

Контроль за поступлением акцизов, а также одобрение владельцев акцизных складов и регистрацию товарополучателей подакцизных товаров осуществляет Особая налоговая инспекция. В штате инспекции примерно 110 сотрудников. Помимо акцизов она занимается возвратом НДС и такими вопросами, как налог на купоны облигаций, налог на проценты по лесным угодьям, а также подоходным налогом отдельных артистов.

Деятельность налоговых органов связана не только с налогообложением, но и с ведением актов гражданского состояния, переписью населения и содействием в проведении общих выборов.

Получить информацию о налогоплательщике шведским налоговикам довольно просто. У каждого налогоплательщика есть свой собственный регистрационный номер и специальный счет, на который он перечисляет налоги.

Кроме того, в распоряжении налоговых органов Швеции есть специальная компьютерная система PUMA. В ее базах данных хранится всевозможная информация о налогоплательщиках за последние три года. Это показатели налоговых деклараций, суммы оборотов, сведения, полученные от таможенных, лицензионных, страховых и других ведомств. По каждому налогоплательщику набирается порядка 600 различных показателей. Налоговые инспекторы могут задавать различные условия поиска, просматривать и сравнивать информацию, выбирая налогоплательщика для проведения проверки.

Читайте также:  Лучшие страны для мотоциклистов

Система представления налоговой отчетности в Швеции построена таким образом, что бухгалтер может так никогда и не увидеть своего налогового инспектора. Дело в том, что сдача отчетности на бумажном носителе в этой стране давно ушла в прошлое. Декларации по всем налогам бухгалтеры направляют через Интернет, заверяя их электронной печатью.

Электронную печать по заявлению налогоплательщика выдает налоговое управление. Она устанавливается на один из компьютеров организации, а директор или главный бухгалтер получает сертификат на работу с электронной печатью.

Малые фирмы с ежегодным оборотом менее 1 млн. шведских крон (примерно 3, 9 млн. руб.) сдают отчетность всего один раз в год — до 31 марта.

Средними считаются фирмы, оборот которых за год составляет от 1 до 40 млн. крон (от 3, 9 млн. до 156, 5 млн. руб.). Бухгалтеры этих компаний должны отправлять декларации по всем налогам в налоговую инспекцию каждый месяц не позднее 12-го числа второго месяца после отчетного.

Сложнее всего бухгалтерам крупных организаций, годовой оборот которых превышает 40 млн. крон. Перечислять налоги и заполнять декларации им нужно дважды в месяц, не позднее 12-го и 26-го чисел.

Если декларация заполнена неверно, то это не означает, что фирме придется заплатить штраф. Санкции применяются только в том случае, если из-за ошибки налог уплачен в меньшем размере.

Единый налоговый счет

В 1998 году в ходе реформы по унификации налогового законодательства был введен единый налоговый счет. У каждого налогоплательщика в его налоговом управлении такой счет один. На этот счет перечисляются все налоговые платежи. По данным налогового счета можно получить информацию о всех поступивших суммах налогов.

Как и представление деклараций, уплата налогов также может осуществляться через Интернет или посредством других сетей.

Акцизы в Швеции

Перечень видов акцизного налога в Швеции шире, чем установленный российским налоговым законодательством. Так, в этой стране акцизы взимаются с алкогольной продукции, отходов, дивидендов, инсектицидов, энергоносителей, окиси углерода и серы, удобрений, атомной энергии, лотерей, природного гравия, рекламы, выигрышей, азартных игр, табачных изделий, а также взимается особый акциз на групповое страхование жизни.

Акцизы поступают в государственный бюджет и составляют значительную часть доходов страны — примерно 82 млрд. крон ежегодно. Примерно 55- 60 млрд. крон из этой суммы обеспечивает акциз на энергоносители, в том числе на бензин.

Большинство акцизов в Швеции было введено не только для того, чтобы наполнить доходную часть бюджета. Введение очередного акциза определяется, как правило, финансовыми, политическими и социальными проблемами. Характерным примером акцизов как инструментов влияния на потребление являются акцизы на алкоголь, табак и энергию.

Шведское налоговое законодательство признает объектом обложения акцизами следующие операции с подакцизными товарами. Так, владелец акцизного склада уплачивает акциз, если подакцизные товары:

— вывозятся с его акцизного склада, кроме тех случаев, когда получателем этих товаров является шведский владелец акцизного склада или товарополучатель в другой стране ЕС;
— передаются не для перемещения их на акцизный склад;
— импортируются, но не помещаются на акцизный склад;
— используются на акцизном складе или при недостаче на складе;
— более не хранятся на одобренном акцизном складе по причине отзыва одобрения склада.

Зарегистрированный товарополучатель уплачивает акциз при получении подакцизных товаров от владельца акцизного склада в другой стране ЕС.

Кроме того, действуют общие правила уплаты акцизов по табачным изделиям, алкоголю и алкогольным напиткам, принятые в Евросоюзе. Основной смысл этих правил сводится к тому, что обязанность по уплате акциза по таким товарам наступает, если они произведены в странах ЕС или ввезены в них.

В государствах Евросоюза товары могут свободно обращаться без наступления налоговых последствий. Налог с этих товаров взимается только тогда, когда они поступают к потребителю. До этого момента они считаются находящимися во временном режиме. Временный режим означает, что уплата налога отложена до того момента, когда товар окажется у потребителя, то есть в розничной торговле.

Обязанность по уплате акциза также наступает, если при транспортировке от шведского владельца акцизного склада в другую страну ЕС подакцизные товары были утрачены (полностью или частично) в результате небрежности или преступления. Какая страна будет взимать налог, зависит, в частности, от того, где товар был утерян.

Освобождение от уплаты акцизов

Как уже было сказано, если владелец акцизного склада реализует (передает) подакцизный товар другому шведскому владельцу акцизного склада или предпринимателю в другой стране Евросоюза, у поставщика не возникает обязанности по уплате акциза. Однако до начала поставки таких безналоговых подакцизных товаров поставщик должен выставить и предъявить в налоговый орган транспортную гарантию. Суть ее сводится к тому, что поставщик гарантирует уплату акциза, который может быть ему начислен в Швеции или другой стране ЕС в том случае, если, например, статус покупателя (владелец акцизного склада) не подтвердится.

Транспортная гарантия должна соответствовать средней сумме акциза, которую владельцу акцизного склада надо уплатить с перевозимых в течение суток подакцизных товаров, освобожденных от уплаты акциза.

Существует и складская гарантия. Ее владелец акцизного склада выставляет налоговым органам как гарантию уплаты налога в связи с производством, переработкой и хранением подакцизных товаров.

Сумма складской гарантии должна соответствовать 10% налога от стоимости среднего количества товара, хранящегося на акцизном складе в течение года.

По заявлению владельца склада Государственное налоговое управление может разрешить не выставлять складскую гарантию или выставлять ее в меньших размерах, если это оправдано экономическим положением налогоплательщика или иными особыми обстоятельствами.

Что касается зарегистрированного товарополучателя, то он также должен выставить гарантию в размере 10% от расчетной годовой суммы акциза на полученные им товары.

Шведские акцизы на алкоголь и табак

Акциз на алкоголь уплачивается с пива, вина и других напитков, изготовленных с применением процесса брожения, спиртосодержащей продукции, а также этилового спирта, произведенного в Швеции или ввезенного из государств ЕС или из третьих стран.

Поступления акциза на алкоголь в шведский бюджет составляют около 11 078 млн. шведских крон. Число плательщиков этого вида акциза достигает около 560.

Акцизы на алкоголь уплачивают:

— сертифицированные владельцы складов;
— шведские профессиональные производители подакцизных товаров;
— получатели подакцизных товаров — как зарегистрированные, так и незарегистрированные;
— сертифицированные налоговые представители;
— продавцы подакцизных товаров через каталоги и прочие каналы;
— лица, отправляющие в Швецию (принимающие в Швеции) подакцизные товары из стран ЕС;
— лица, импортирующие подакцизные товары из стран, не входящих в Евросоюз.

В Швеции ставки акцизов на алкогольную продукцию, так же как и в России, являются специфическими и устанавливаются в зависимости от крепости алкогольной продукции.

Согласно шведскому налоговому законодательству акцизы на табак уплачивают:

— зарегистрированные владельцы акцизных складов;
— шведские производители подакцизного товара; — получатели подакцизного товара — как незарегистрированные, так и зарегистрированные;
— зарегистрированные налоговые представители;
— лица, ввозящие в Швецию подакцизный товар из государств ЕС и третьих стран.

Табачный акциз уплачивается со всех табачных изделий, произведенных в Швеции или ввезенных как из стран Евросоюза, так и из других государств. Это сигареты, сигариллы, сигары, трубочный и жевательный табак. Поступление акцизов на табачные изделия составляет примерно 8500 млн. крон. При этом число плательщиков данного вида акцизного налога около 70.

Владелец акцизного склада — это предприниматель, получивший одобрение налоговых органов на производство, переработку, хранение и перемещение подакцизных товаров на акцизном складе без обязанности по уплате налога.

Акцизный склад — здание или помещение, одобренное налоговым органом, в котором владелец склада осуществляет производство, переработку, хранение и перемещение товаров на акцизном складе без обязанности по уплате налога.

Зарегистрированный получатель — предприниматель, имеющий разрешение налоговых органов на получение от владельцев акцизных складов в других странах Евросоюза безналоговых товаров. Обязанность по уплате налога возникает в момент получения товара.

Третья страна — страна, находящаяся за пределами единого акцизного пространства Евросоюза.

Импорт — вывоз алкоголя и спиртосодержащей продукции из Швеции за пределы единого акцизного пространства Евросоюза.

Экспорт — ввоз алкоголя и спиртосодержащей продукции в Швецию из страны, находящейся за пределами единого акцизного пространства Евросоюза.

Источник

Теоретические аспекты акцизного налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить вопросы, связанные с акцизным налогообложением в Российской Федерации; проанализировать собираемость акцизов и изменение налоговых ставок с течением времени, выявить проблемы, существующие в системе акцизного налогообложения и предложить пути их решения.
Для достижения поставленных цели, в процессе написания курсовой работы решается следующий комплекс задач:
1. изучение истории акцизного налогообложения в Российской Федерации;
2. ознакомление с опытом акцизного налогообложения зарубежных стран и возможностей его применения в Российской Федерации;
3. анализ собираемости акцизов в Российской Федерации и динамики изменения налоговых ставок;
4. анализ структуры акцизов;
5. изучение проблем, связанных с акцизным налогообложением и поиск путей их решения.

Содержание

Введение
I. Теоретические аспекты акцизного налогообложения 5
1.1. Развитие законодательства об акцизах в Российской Федерации 5
1.2. Развитие акцизного налогообложения за рубежом 10
1.3. Возможности использования зарубежного опыта акцизного налогообложения в РФ 15
II. Современное состояние системы акцизного налогообложения в РФ 20
2.1. Планирование поступления акцизов 20
2.2. Анализ собираемости и структуры акцизов 22
2.3. Проблемы акцизного налогообложения 24
III. Пути совершенствования системы акцизного налогообложения в РФ 35
3.1. Акцизы на нефтепродукты 35
3.2. Акцизы на алкогольную продукцию 36
3.3. Акцизы на табачные изделия 40
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложения 47

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСОВОЙ. doc

В конце XVII — начале XVIII вв. в европейских странах стало формироваться административное государство, создававшее чиновничий аппарат и вводящее достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов. Из косвенных налогов особую роль играл акциз. Обычно он взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда налогом облагалось только то, что ввозилось в страну, т. е. освобождались товары, идущие на экспорт. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25%. Какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было.

Налоги на предметы потребления давали крупные доходы, но они в

малой степени сдерживали развитие торговли. [32]

Тогда же началось теоретическое осмысление роли косвенных налогов в финансировании расходов государства. Французский экономист Ф. Демэзон писал в 1666 г., что акциз «способен один принести столько же и даже больше, чем все другие налоги…»[15].

Английский экономист Уильям Петти, известный как автор теории трудовой стоимости, обосновывал в своей работе «Трактат о налогах и сборах» преимущества косвенного налогообложения. Он доказывал:

Доводы в пользу акциза сводятся к следующему:

Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости.

Во-вторых, этот налог, если только он не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа, как это ясно видно на примере голландцев и евреев и всех других, наживших большие состояния.

В-третьих, никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. Между тем мы часто наблюдаем, что в иных случаях люди уплачивают одновременно ренты со своих земель, со своих дымовых труб, со своих титулов, а также и пошлины (которые уплачиваются всеми людьми, хотя купцы более всего говорят о них). Они уплачивают также добровольные взносы и десятины. Между тем при акцизе никто не должен, собственно говоря, платить еще и другим способом и больше чем один раз.

В-четвертых, при этом способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент. В силу всех этих причин при акцизе требуются не отдельные соглашения с семьями и не сдача всего налога на откуп, а собирание его особыми чиновниками, которые, будучи полностью заняты, не потребуют и четвертой части расходов, каких требует взимание наших теперешних многочисленных и многообразных налогов»[20].

Практика налогообложения развивалась в соответствии с теорией. Так, назначенный в 1769 г. министром финансов Франции аббат Тэрре отдавал предпочтение косвенным налогам, поскольку считал, что «налоги на расходы наименее обременительны. они взимаются постепенно и, так сказать, незаметно»[24].

Тэрре исходил из целесообразности дифференциации косвенных налогов: продукты первой необходимости (зерно) должны быть от него освобождены, скот должен облагаться очень незначительно, вино — немного больше, грубые ткани — очень мало, а предметы роскоши — очень высоко.

В настоящее время акцизы продолжают играть важную роль в налоговых системах развитых стран.

Немецкие акцизы сходны с российскими. Например, в Германии, так же как и в России, начисляются акцизы на табак и на алкоголь. Есть и отличия: в Германии взимаются «кофейные» и «электрические» акцизы, а в России таких платежей нет.

В этой стране акцизами облагаются подакцизные товары, которые находятся в обороте и потребляются на налоговой территории. Налоговая территория — это вся территория ФРГ и свободные порты.

Обязательство по уплате акциза возникает в двух случаях. А именно в момент выпуска товаров с акцизного склада или при их использовании (переработке) на акцизном складе.

Акцизные склады — это заводы-изготовители, а также склады, где подакцизные товары находятся без обложения акцизом. Чтобы открыть акцизный склад, требуется соответствующее разрешение, которое можно получить в налоговых органах.

Как и в других странах Евросоюза, в Германии подакцизные товары могут перемещаться с одного акцизного склада на другой без обложения налогом. Данное положение действует не только на налоговой территории Германии, но и в других государствах ЕС.

В Германии взимаются следующие виды акцизов:

  • Акциз на игристые вина.
  • Акциз на промежуточные изделия.
  • Акциз на кофе.
  • Акциз на минеральное топливо.
  • Акциз на пиво.
  • Акциз на спиртоводочные изделия.
  • Акциз на табак и табачные изделия.
  • Акциз на электроэнергию.

Акцизы на табак и табачные изделия, спиртоводочные изделия, промежуточные изделия, игристые вина, минеральное топливо, электроэнергию и акциз на кофе перечисляются в бюджет федерации.

Единственным акцизом, поступления от которого направляются в бюджеты федеральных земель, является акциз на пиво. [21]

Акцизы являются вторым по значимости косвенным налогом Испании. Их доля в бюджете составляет 13,2%. Перечень объектов налогообложения в Испании соответствует мировой практике: алкогольные напитки, табачные изделия, топливо, автомобили и некоторые другие товары. То есть акцизами в Испании, как и в России, облагаются товары, массовое использование которых нежелательно или вредно, а также предметы роскоши. [13]

Перечень видов акцизного налога в Швеции шире, чем установленный российским налоговым законодательством. В этой стране акцизы взимаются с алкогольной продукции, отходов, дивидендов, инсектицидов, энергоносителей, окиси углерода и серы, удобрений, атомной энергии, лотерей, природного гравия, рекламы, выигрышей, азартных игр, табачных изделий, а также взимается особый акциз на групповое страхование жизни.

Акцизы поступают в государственный бюджет и составляют значительную часть доходов страны.

Большинство акцизов в Швеции было введено не только для того, чтобы наполнить доходную часть бюджета. Введение очередного акциза определяется, как правило, финансовыми, политическими и социальными проблемами. Характерным примером акцизов как инструментов влияния на потребление являются акцизы на алкоголь, табак и энергию.

Акциз на алкоголь уплачивается с пива, вина и других напитков, изготовленных с применением процесса брожения, спиртосодержащей продукции, а также этилового спирта, произведенного в Швеции или ввезенного из государств ЕС или из третьих стран.

В Швеции ставки акцизов на алкогольную продукцию, так же как и в России, являются специфическими и устанавливаются в зависимости от крепости алкогольной продукции.

Ставки акцизов на алкогольную продукцию в Швеции намного выше, чем в России (в среднем в 50 раз).

Табачный акциз уплачивается со всех табачных изделий, произведенных в Швеции или ввезенных как из стран Евросоюза, так и из других государств. [22]

Один из каждых трех евро, потраченных в Ирландии на алкоголь, идет в государственную казну. Так, акциз на пиво в стране в десять раз выше, чем в Германии. Акциз на вино – самый высокий в Европе. А акциз на алкогольные напитки выше, чем в Испании в 4,7 раз. Именно поэтому всё больше людей в Ирландии предпочитают нелицензионный алкоголь. Потребление спиртных напитков, произведённых на территории страны, упало на 22 процента, тогда как рост потребления импортных напитков составил 90 процентов. [28]

В США значение акцизов уменьшилось в связи с отменой ряда акцизов или уменьшением ставок акцизов по ряду товаров (например на соль). Акцизы на табачные и алкогольные изделия были введены во времена гражданской войны. А в 30-х годах (во время кризиса) были введены акцизы на товары массового потребления, длительного пользования, на ювелирные изделия, меха, телефонные услуги и на входные билеты в театр и кино. [25] В наше время около 90% всех ныне действующих акцизов приходится на винно-водочные изделия и около 20% на табачные. Из менее значительных в качестве примера можно привести акцизы на спички, огнестрельное оружие, рыболовное оборудование. Существуют акцизы на нефть, причем акцизы на нефть действующих месторождений установлены на 3 уровня: 70%, 60% и 30%, по вновь открытым месторождениям ставка составляет 15%. [8]

В Италии акциз на нефть и нефтепродукты обеспечивает большую часть всех акцизных поступлений. Другим доходным объектом такого налогообложения являются табачные изделия. Кроме того, существуют акцизы на электроэнергию, сахар, алкогольные напитки и др. [3]

В Великобритании наиболее доходными акцизами являются акцизы на алкогольные напитки, горючее, табачные изделия и транспорт. Ставка акцизных сборов здесь колеблется обычно в пределах от 10% до 30%. [3]

В Бельгии акцизы взимаются с нефтепродуктов, электроэнергии, табачных изделий, крепких спиртных напитков, вина, пива, безалкогольных напитков, кофе, наружной рекламы и игорного бизнеса. [1, 155-156]

1.3. Возможности использования зарубежного опыта акцизного налогообложения в РФ

Акцизное налогообложение в Российской Федерации имеет много общего с зарубежным. Однако, существуют и различия. На мой взгляд, некоторые положения акцизного налогообложения зарубежных стран вполне применимы к Российской Федерации.

Основные задачи государственной политики в сфере налогообложения нефтяного сектора — изъятие природной ренты в секторе нефтедобычи и мобилизация в бюджет части прибавочной стоимости, создаваемой в секторе обращения и переработки нефти.

Для решения первой задачи базовым показателем является мировая цена на нефть, соответственно, налоговое законодательство во всех нефтедобывающих странах предусматривает гибкое реагирование на изменения конъюнктуры на мировом рынке нефти.

При решении второй задачи основным показателем является общая налоговая нагрузка предприятий и экономических агентов, действующих в сфере производства и потребления нефтепродуктов. Фискальная политика в этой сфере состоит в распределении этой нагрузки по видам налогов и по отдельным звеньям общего процесса производства и обращения продуктов нефтяной отрасли. От правильного решения этих вопросов зависит как общая рациональность структуры производства в данной отрасли, включая вопросы экономии нефтересурсов и энергосбережения, так и доля поступлений от налогообложения отрасли в общих налоговых доходах каждой страны. Приведем пример из смежной отрасли: с российского газа, поставляемого в Германию, немецкая казна получает больше налогов, чем весь консолидированный бюджет Российской Федерации.

Немаловажное значение имеет также выбор таких методов и инструментов налогообложения, которые обеспечивали бы высокую собираемость налогов и относительно низкие издержки на поддержание должной налоговой дисциплины в отрасли.

В Российской Федерации значительная доля добываемой нефти расходуется как топливно – энергетический ресурс — на производство топлива для транспортных средств, обогрев помещений и выработку электроэнергии.

При этом следует подчеркнуть, что сложившаяся в России система производства и потребления энергии крайне неэффективна, чрезмерно затратна (удельные расходы энергии на производство единицы готовой продукции и чистые потери тепла и энергии в разы превышают аналогичные показатели развитых стран) и не стимулирует производство и потребителей к экономии энергоресурсов.

Показательно, что именно этим моментам уделяется особое внимание во всех странах Запада (включая и нефтедобывающие страны, такие, как США, Великобритания и Норвегия) на протяжении последних трех десятилетий, что и определяет основные черты налоговой политики, проводимой в сфере энергетики.

В сфере транспорта политика Европейского союза и США направлена на решение двух главных задач:

Во – первых, размер налоговой нагрузки на топливо для транспорта должен быть достаточным для того, чтобы покрыть все издержки на поддержание исправного состояния дорог и их строительство;

Во – вторых, поступления от налогообложения топлива должны покрывать расходы в сфере транспорта.

Сверх этого в ряде стран применяется дополнительное налогообложение бензина и моторного топлива для решения некоторых других задач. Например, в европейских нефтедобывающих странах, таких, как Норвегия и Великобритания, установлены повышенные налоги на топливо с целью частичного финансирования некоторых направлений социальной политики государства.

Взимание налогов на топливо в разных странах рассматривается также в качестве дополнительного механизма поощрения использования экологически чистых и более безвредных видов топлива.

При этом во многих европейских странах при установлении ставки акциза на подакцизные товары исходят из принципа «выше качество — ниже ставка акциза». В России законодатели пока исходят из обратного принципа, обосновывая такой подход заботой о поддержке части населения с низкой платежеспособностью.

В рамках сложившихся налоговых систем промышленно развитых стран налоги на топливо играют все более важную роль. При этом выбор акцизов как основного инструмента налогообложения обосновывается тем доводом, что налог собирается там, где находятся потребители топлива. Такая схема в теории позволяет более справедливо распределять доходы в региональные дорожные фонды—очевидно, что больше покупают топлива там, где больше ездят.

Источник

Оцените статью