- Акцизная марка
- Содержание
- Описание
- Примеры по странам
- Российская империя
- СССР
- Российская Федерация
- Украина
- Другие страны
- Акцизные марки алкогольной продукции
- Что такое акциз?
- Зачем нужна акцизная марка?
- Виды акцизных марок
- Федеральная акцизная марка
- Как отличить подделку?
- Что стоит учесть в момент покупки спиртного?
- Заключение
Акцизная марка
Акци́зные ма́рки, или акци́зные бандеро́ли, — вид фискальных марок для оплаты акцизного сбора на отдельные виды товаров, например, на вино и табак. Применение акцизных марок позволяет государству своевременно обнаруживать товары, не оплаченные акцизным сбором, а покупателю гарантирует качество и количество покупаемого товара. Выпускаются во многих странах.
В Российской империи и некоторых других странах применялись акцизные бандероли, напечатанные на узких длинных полосках тонкой, обычно папиросной, бумаги, которыми оклеивались упаковки (коробка, пачка) табака, папирос, сигарет или махорки.
Содержание
Описание
В случае использования акцизных бандеролей вскрыть упаковку можно, только разорвав бандероль. Сам термин «бандероль» происходит от французского слова banderole, обозначающего перевязь или полосу бумаги, ткани, жести и т. п., которыми оклеиваются ящики, пакеты или другие помещения каких-либо товаров [1] .
Цель оклейки товара бандеролью двояка: это делается или для гарантирования от подделки или подмены произведений известной фабричной фирмы, или же для обеспечения того, что причитающаяся за этот предмет таможенная пошлина или акциз уплачены правительству.
В первом случае бандероль ранее называлась частной (предохранительной), и как форма её, так и содержание делавшейся на ней надписи вполне зависело от производителя товара, который мог представлять их в подлежащие присутственные места на утверждение наравне с так называемыми этикетами (этикетками) и фабричными клеймами.
Во втором же случае бандероли назывались казёнными, или правительственными, и форма, цвет и помещённые на них знаки и надписи устанавливались уполномоченным на то законом должностным лицом или правительственным учреждением.
Система взимания пошлин или акциза посредством приложения к товару бандеролей называлась бандерольной системой и значительно облегчала наблюдение над оплатой товаров подлежащими сборами. При этом нередко применялась система абонементов (фр. abonnement , нем. Abfindung ), при которой каждый производитель обложенных акцизом товаров был обязан ежегодно закупать определенное количество бандеролей. Продажа и покупка товара, подлежавшего оклейке бандеролью, без бандеролей или с разорванными бандеролями подвергали виновных определённым в законе наказаниям [2] .
Примеры по странам
Российская империя
Акцизные марки появились в России, вероятно, в середине XIX века. Известна акцизная бандероль для папирос, датированная 1852 годом. Акцизные бандероли выпускались для алкогольных напитков, табачных изделий, спичек, пищевых дрожжей, чая и прочие. Так, марка «на раскур продаваемого табаку», выпускавшаяся в конце XIX века, использовалась при совершении коммерческих сделок при партионной купле-продаже табака.
В Российской империи бандерольная система применялась [1] :
- к крепким напиткам, приготовленным внутри страны из оплаченного уже акцизом вина, а также к привозимым из-за границы в разлитом виде;
- к табачным изделиям и
- спичкам.
При этом бандероли обязательно выбирались водочными, табачными и спичечными фабрикантами на определённую в законе сумму, причём допускалась рассрочка платежа и отпуск бандеролей в кредит, ограниченные указанными в законе условиями [3] . По требованию акцизных управлений, в случае надобности, бандероли могли быть отпускаемы присутственным местам, учреждениям и должностным лицам как цельными листами, так и отдельными полосками в потребном каждый раз количестве.
Кроме выше приведённых предметов, оклейке бандеролью в Российской империи подлежали [1] :
Установленная таможенная бандероль на чай имела большое значение для его потребителей, служа гарантией в его неподдельности.
Цвет, формы, знаки и надписи бандеролей, как и их размеры, устанавливались Министерством финансов Российской империи [1] .
СССР
В СССР в период нэпа выпускались акцизные бандероли для тех же видов товаров народного потребления, что и в Российской империи. Поначалу на старые бандероли ставили соответствующие надпечатки, затем появились выпуски оригинального дизайна [en] . Известны также местные выпуски в некоторых регионах и республиках. Советские акцизные марки вышли из обращения в конце 1920-х годов с прекращением нэпа.
Российская Федерация
В Российской Федерации акцизные марки были введены в обращение постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1994 года «О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора». Обязательной маркировке подлежали пищевой спирт, винно-водочные изделия, табак и табачные изделия, ввозимые на территорию России. Реализация подлежащих маркировке товаров без наличия на них марок акцизного сбора на территории России запрещена с 1 января 1995 года [4] . Существует несколько выпусков акцизных марок Российской Федерации.
Украина
На Украине акцизный сбор был утверждён Указом Президента Украины от 18 сентября 1995 года «Об утверждении акцизного сбора на алкогольные напитки и табачные изделия». 24 октября 1996 года вышло постановление Кабинета министров Украины «Об утверждении Положения о производстве, хранении, продаже марок акцизного сбора и маркирования алкогольных напитков и табачных изделий и порядка реализации или уничтожения конфискованных алкогольных напитков и табачных изделий», которое вводило в обращение на территории Украины акцизные марки [5] .
Другие страны
В Болгарии продажа акцизных бандеролей (болг. бандерол ) осуществляется по предварительным заявкам территориальных налоговых подразделений, которые удовлетворяются в срок до 60 дней. Будучи единожды приобретённой, акцизная бандероль не может быть предметом последующих сделок (перепродажи), а неиспользованные наклейки возвращаются особым порядком в Министерство финансов. Продажа или задержка подакцизной продукции на складе без маркировки акцизными бандеролями незаконно и с точки зрения законодательства Республики Болгарии является административным правонарушением [6] .
В некоторых странах, например, в США и Канаде, вместо акцизных бандеролей применяются марки, которыми заклеивается упаковка товара.
Болгария: акцизная марка на бутылке с алкоголем
Источник
Акцизные марки алкогольной продукции
Употребление некачественного алкоголя в России ежегодно приводит к тысячам смертей. Для того, чтобы не стать жертвой фальсифицированного напитка с неизвестным химическим составом, при покупке необходимо проверять наличие и подлинность акцизной марки.
Специальная наклейка на бутылке – гарантия безопасности приобретенной продукции.
Что такое акциз?
Акциз – налоговая ставка, которая включается в стоимость товара и оплачивается за счет того, кто его приобретает. Иными словами, это вид косвенного налога. Им облагаются товары, пользующиеся повышенным спросом, например, алкогольные напитки, табачные изделия. За счет этого сбора цена продукта увеличивается, но в то же время налоговое обременение позволяет контролировать качество товара.
Налог на алкогольную продукцию
С помощью налога на спиртное государство регулирует его производство, распространение, а значит и потребление. Кроме того, акциз на алкогольную продукцию – очень весомый вклад в доходы государства. Но есть и отрицательные стороны, высокая стоимость качественного алкоголя ведет к увеличению объема контрабанды из-за границы, а также производства некачественного суррогатного спиртного в России.
Получить акциз на алкоголь можно только после того, как получено разрешение на его производство или продажу. Официально зарегистрированный производитель или импортер, должен обратиться в соответствующие инстанции, чтобы оформить получение акцизной марки. Для оформления необходимо предоставить следующую документацию:
- наименование продукции;
- объем одной единицы товара;
- вид напитка, процентное содержание спирта;
- данные производителя (название, юр. адрес, место производства и розлива);
- данные импортера в случае, если продукция ввозится из-за рубежа;
- сертификаты, подтверждающие качество продукции.
После проверки документов, заявитель может заказать тираж акцизных марок, которые выпускают только на фабрике Госзнак. Тираж пускают в печать только после того, как компания предоставит лицензию на торговлю спиртным.
Зачем нужна акцизная марка?
Акцизные марки на алкоголь выполняют сразу несколько функций:
- подтверждают факт того, что данная партия алкогольных напитков зарегистрирована в системе ЕГАИС, которая позволяет осуществлять жесткий контроль за оборотом каждой единицы спиртного;
- верифицирует уплату всех налогов и легальность реализации конкретного напитка на территории РФ;
- подтверждает качество продукции и ее соответствие всем действующим стандартам;
- содержат всю основную информацию о продукте и производителе.
Размер акциза напрямую зависит от количества этилового спирта на литр алкогольного напитка.
Виды акцизных марок
Маркировка алкогольной продукции зависит от вида напитка и его крепости. Основное разделение выглядит следующим образом:
- напитки, в которых концентрация спирта 9 – 25% (наклейка выполнена в желтых тонах);
- продукция крепче 25% – наклейка зеленая;
- водка (крепость от 38 до 56%) – наклейка синяя;
- коньяк (содержание спирта от 40%) – наклейка оранжево-серая.
Для крепких напитков на наклейке дополнительно печатается информация об объеме бутылки.
Винные продукты маркируются особым образом:
- игристые вина крепостью до 15% – акцизная марка малинового цвета, отдельно указывается объем (до 0,375 л, до 0,75 л, до 1,5 л);
- игристые особые – наклейка сиренево-голубая;
- виноградные вина с концентрацией спирта 4,5 – 16,5% (кроме игристых и фруктовых) – наклейка фиолетовая, дополнительно указывается объем аналогично игристым винам;
- виноградные особые – наклейка сине-желтая;
- фруктовые вина крепостью 6 – 15%, наклейка зеленовато-красная, разделение по объему то же, что и у предыдущих позиций;
- ликерное вино с содержанием этилового спирта 15 – 22%, акцизная марка коричнево-голубая, литраж тот же;
- ликерные особые – наклейка коричнево-зеленая;
- винные напитки крепостью 1,5 – 22% — акцизная марка серо-желтая.
Для торговли пивом, медовухой, сидром и пуаре акцизные марки не нужны.
Федеральная акцизная марка
Отечественная и импортная спиртосодержащая продукция маркируются по-разному. Для алкоголя, ввозимого из-за рубежа, получают акцизную марку. На спиртное, произведенное в России, наклеивают федеральную марку. Цифры и надписи на акцизной марке содержат основную информацию о продукции и производителе.
Расшифровка акцизной марки дает следующие сведения:
- код региона, где произведена продукция;
- название производителя;
- наименование продукции;
- содержание этилового спирта в %;
- объем тары;
- номер марки в заявке и номер заявки в системе ЕГАИС (два ряда цифр, расположенных поперек)
- серийный номер партии (его обозначают цифры, напечатанные под наименованием и крепостью).
Данные на акцизной марке должны совпадать с информацией, указанной на этикетке.
Как отличить подделку?
Недобросовестные продавцы зачастую продают под видом элитного алкоголя дешевые суррогаты. Чтобы обмануть покупателей в ход идет подделка акцизных марок. Для того, чтобы избежать покупки суррогатного алкоголя, не навредить своему здоровью и не потратить деньги зря, надо знать, как отличить поддельные акцизные марки от настоящих.
Следует обратить внимание на несколько моментов, которые обязательны для подлинной марки:
- ровные края, при прикосновении к марке на руках не остается следов краски;
- номер марки – нанесен методом струйной печати;
- обязательно есть штрих-код;
- присутствует фольгированная голограмма в виде ромба с рисунком, содержащим аббревиатуру «РФ» по центру;
- голограмма меняет цвет от фиолетового до коричневого;
- размер марки либо 90х26 мм, либо 62х21 мм;
- марки большого размера делятся на две части золотистой нитью, которую при желании можно выдернуть;
- по всей поверхности марки видны красные и желто-красные волокна;
- в тексте, расположенном в верхней части наклейки, слово «марка» напечатано в негативе, а «ФМС» в позитиве.
Если какой-то из перечисленных признаков отсутствует, стоит насторожиться и, возможно, отказаться от покупки.
Помимо визуального осмотра, есть более простой способ определить подлинность акцизной марки. Во всех специализированных магазинах или алкогольных отделах супермаркетов есть специальные сканеры, позволяющие определить подлинность марки, а значит соответствие напитка всем необходимым стандартам.
Также проверить акцизную марку поможет специальное приложение для мобильного телефона, разработанное специалистами Росалкогольрегулирования. Для проверки достаточно навести камеру смартфона на штрих-код, нанесенный на наклейку. В течение нескольких секунд программа сверит изображение с образцом и выдаст вердикт о подлинности марки.
Что стоит учесть в момент покупки спиртного?
Для того, чтобы купить качественный алкоголь, делая выбор в пользу той или иной бутылки, необходимо соблюдать несколько правил:
- внешний вид бутылки – тара для алкоголя (особенно это касается элитных марок спиртного) часто украшена рельефным рисунком, например, эмблемой изготовителя;
- этикетка – должна быть выполнена из качественной бумаги, рисунок четкий с тиснением и сложными элементами;
- на этикетке должна быть напечатана информация о составе, производителе, месте розлива;
- акцизная марка на алкоголь – шрифт четкий, хорошо читаются все буквы и цифры, есть голограмма, сама марка наклеена аккуратно и ровно;
- содержимое – напиток не содержит примесей, а также обладает отличительными свойствами (например, водка должна быть абсолютно прозрачной, а коньяк оставляет на стекле маслянистый след);
- стоимость – должна соответствовать уровню напитка и не сильно отличаться от среднерыночной, слишком низкая цена чаще всего говорит о том, что алкоголь контрафактный;
- место приобретения – алкогольную продукцию надо покупать либо в специализированных магазинах, либо в крупных сетевых супермаркетах;
- чек – должен обязательно содержать QR-код.
Если обращать внимание на все эти пункты, то шанс приобрести некачественный алкоголь близок к нулю.
Заключение
Акцизная марка – это один из способов контроля за производством и оборотом алкогольной продукции. Всем организациям, осуществляющим розничную торговлю спиртными напитками, необходимо следить за порядком маркировки товара. Подделка акцизных марок, равно как и их отсутствие, влечет за собой ответственность в виде штрафов, которые исчисляются довольно внушительными суммами.
Источник