Актуальные проблемы европейских стран

Основные внутренние проблемы Европы

Многие жители России считают, что Европейский Союз – это «райский уголок», идеальный союз и место для жизни. Видимо, их мнение разделяют и миллионы мигрантов из Африки, стран Азии, которые с каждым годом все более увеличивают свою численность в «Старом Свете».

Основные внутренние проблемы Современной Европы

— Проблема мигрантов. Италию, Грецию и ряд других стран просто «топят» волны мигрантов из стран Арабского мира и Чёрной Африки. В Италию приезжают несколько тысяч человек каждый день. Итальянское правительство селит их во «временных лагерях», но сами итальянцы не разделяют такого «гостеприимства». На острове Лампедуза состоялось уже несколько стихийных митингов протеста, в ответ «беженцы» сами устроили массовые беспорядки.

Эта проблема усугубляется нежеланием «пришельцев» встраиваться в европейскую систему ценностей, мигранты усиливают позиции криминала, пренебрежительно относятся к местной культуре, агрессивно внедряют свои обычаи (многоженство, продажу несовершеннолетних девочек в жены, жертвоприношения и т. п.). Многие мигранты не желают работать, живут на пособия и теневые промыслы.

Европа и сама виновата в появлении этой проблемы, во многом это наследство колониальных империй европейских стран. После Второй мировой войны мигранты привлекались для восстановления разрушенной экономики, их использовали на самых грязных и тяжелых работах. Но к 70-м годам ситуация стала меняться, привлеченные высоким европейским уровнем жизни и хорошим приёмом работодателей, стремившихся сэкономить, в Европу устремились огромные массы африканцев и арабов. Они уже не интегрировались в европейское общество, создавали свои кварталы, откуда вытесняли коренных жителей, образуя почти неподконтрольные полиции и властям зоны, где жили по своим обычаям, с высоким уровнем криминала (продажа оружия, проституция, наркотики).

Можно сказать, что началась уже колонизация Европы народами, которые раньше были под контролем европейских держав. Произошла и культурная колонизация Европы – музыка Черной Африки (ритмы поп-музыки), внешний облик (те же дреды). Первый «звоночек» прозвенел осенью 2005 года во Франции, когда в пригородах Парижа и в ряде других городов прошла волна погромов, участниками которых были в основном негры и арабы.

Читайте также:  Страны которые граничат с афганистаном

В настоящее время в Европе проживает, по разным оценкам, от 15 до 24 миллионов мусульман. И их число постоянно растет за счёт новоприбывших и хорошей рождаемости, в отличие от белого коренного населения Европы. К 2015 году, по подсчётам демографов, их численность возрастёт вдвое.

— Рост национализма. Ответной реакцией Европы стала вторая волна национализма (первая была в 20-30-е годы XX века). Популярность ультраправых и правых партий и движений в Европе очень быстро растёт. Например: в 2010 году в Нидерландах «Партия свободы» заняла третье место, получив более 15% голосов, в 2010 году венгерская национал-консервативная партия «Фидес» получила более 52% голосов, ультранационалистическая партия «За лучшую Венгрию» получила 17% голосов избирателей, в Швейцарии запретили строить минареты, идею выдвинула «Швейцарская народная партия», её поддержали более 57% швейцарцев.

Все основные лидеры Европы, главы правительств во Франции, Англии, Германии, Голландии признали провал политики мультикультурности.

Таким образом, народы Европы психологически подготовлены к новым межцивилизационным войнам.

— Экономический кризис. Экономика ЕС держится на Германии и Франции, но вечно это продолжаться не могло, первыми на грани банкротства оказались Греция, Ирландия, Португалия и Испания. Но и ряд других стран также в кризисе, не зря они все спешно сокращают государственные расходы, расходы на оборонные нужды, увольняют государственных служащих.

В Лондоне 26 марта прошли демонстрации, в которых участвовало более 500 тыс. человек, причиной стало урезание бюджетных расходов. В итоге даже начались волнения. Более 200 человек было арестовано. 6 апреля Португалия обратилась к ЕС за финансовой помощью, МВФ и ЕС предварительно договорились предоставить кредит Португалии в размере 80 млрд. евро. Госдолг Бельгии достиг 100% от ВВП (400 млрд. евро) и в 2012 году, по прогнозу экспертов, составит уже 102% – это третье место после Греции и Италии.

Правителям Европы, как и США, больше нет нужды поддерживать высокий уровень жизни европейцев и наличие большого среднего класса, уровень жизни европейцев будет падать и дальше. В итоге упадет как минимум вдвое.

Жак Аттали считает, что уже в 2012-2013 годах острейший экономическо-финансовый кризис в итоге приведёт к политическому кризису и распаду Еврозоны.

По мнению российского эксперта М. Хазина, кризис скорее всего похоронит ЕС. Вполне вероятен распад на индустриальный Север — это, в первую очередь, Германия, Швеция, Швейцария, Франция и северная Италия. И преимущественно сельскохозяйственный Юг, где большую роль играет ещё и туризм: Греция, Испания, Италия, Португалия. Естественно, больше никто не будет содержать и страны третьего типа, в основном, это страны, входившие в бывшую мировую систему социализма. Все реальное производство в этих странах уничтожено (поскольку оно входило в советскую систему разделения труда), а доходы граждан поддерживались за счет роста цен на недвижимость и дотаций ЕС.

— Угроза распада ряда стран. Под угрозой не только судьба Европейского Союза, но и нескольких стран. Противоречия между лидерами нидерландоязычной Фландрии и франкоговорящей Валлонии практически неразрешимы. Бельгия может распасться на две части. В Великобритании может отделиться Шотландия и Уэльс.

Первый кандидат на распад – это Испания, такие регионы, как Баскония и Каталония, уже давно требуют большей автономности. Сепаратистские, националистические настроения присутствуют в Андалусии, Галисии, Астурии, есть и канарский национализм (Канарские острова потребовали автономии ещё в 1933 году). «Железная рука» Франко дала обратный результат, теперь «палку перегибают» в другую сторону, испанские власти всячески потворствуют сепаратистам и регионалистам, в ходе борьбы за парламент правящая партия покупает лояльность региональных депутатов обещаниями об усилении автономии и всегда выполняет эти обещания. В Каталонии уже есть своя полиция, в Басконии «зародыш» армии. В итоге Испания может развалиться на множество независимых государств.

— Проблема старения и сокращения белого населения. По данным ООН к 2050 году население Германии сократится с 82 миллионов человек до 71 миллиона, в Италии — с 57,5 миллиона до 43 миллионов человек, в Испании — с 40 миллионов до 31 миллиона. Население Франции вырастет, но только за счёт арабской и африканской общин. В целом население Европейского Союза упадёт с 376 миллионов до 339,3 млн. Ещё более масштабное сокращение ждёт страны Восточной Европы — со 105 миллионов до 85 млн. Сюда надо добавить, что население Турции возрастёт с 66 млн. до 100 млн. Россию также ждёт дальнейшее сокращение – до 104 млн. человек, Украину — до 30 миллионов.

Женщины европейских стран (кроме Албании) не хотят рожать, они делают карьеру, в итоге максимум один-два ребёнка на семью. В странах Восточной Европы второй ребёнок – это уже «роскошь».

По исследованиям демографов, к середине века треть населения Европы будет стариками старше 65 лет, каждому десятому будет 80 лет. Средний возраст европейца в 2050 году будет 49 лет.

Если полвека назад белых европейцев на планете было 22% от численности человечества, в настоящее время их 12%, к середине века упадёт до 6,5%. Если в 1990 году население снижалось только в Германии, Болгарии и Венгрии, то в 2002 году оно снижалось уже в 12 странах Центральной Европы.

— Проблема здоровья европейцев. На основе доклада о состоянии здоровья в Европе в 2010 году, подготовленного Организацией экономического сотрудничества и развития совместно с Еврокомиссией, можно выявить основные проблемы со здоровьем европейцев. Одна из главных проблем — это ожирение, количество больных ожирением в последние 20 лет возросло вдвое. Каждый второй европеец страдает ожирением или избытком веса. У детей ожирение у каждого 7-го. Ожирение одна из главных причин высокого уровня сердечно-сосудистых заболеваний. Значительные проблемы также с курением, неправильным питанием, в ряде стран пьянство (Англия, Германия, Чехия и др.), недостаток физической активности, стрессы.

Источник

Актуальные проблемы европейских стран

Актуальные проблемы Европы № 2 / 2013 Модернизация образования в европейских странах

Андросова Дарья Николаевна – научный сотрудник Отдела Западной Европы и Америки ИНИОН РАН, кандидат исторических наук, [email protected]

Androsova D.N. – Researcher, INION, RAS, Ph.D. (history).

Животовская Ирина Георгиевна – старший научный сотрудник ИНИОН РАН, [email protected]

Zhivotovskaya I.G. – Senior researcher, INION, RAS.

Клячко Татьяна Львовна – директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС при Президенте РФ, доктор экономических наук, [email protected]

Klyachko T.L. – Director, Centre of life-long education economics of the Russian academy of national economy and public service under the President of RF, doctor of economics (Sc.D. in Economics).

Кругликова Татьяна Вячеславовна – старший научный сотрудник ИНИОН РАН, кандидат экономических наук, [email protected]

Kruglikova T.V. – Senior researcher, INION, RAS, Ph.D. (economics).

Лапина Наталия Юрьевна – главный научный сотрудник ИНИОН РАН, доктор политических наук, [email protected]

Lapina N.Y. – Principal researcher, INION, RAS, doctor of political sciences (Sc. D. in Politics).

Погорельская Светлана Вадимовна – старший научный сотрудник ИНИОН РАН, кандидат политических наук, доктор философии Боннского университета, [email protected]

Pogorelskaya S.V. – Senior researcher, INION, RAS, Ph.D. (politics), Ph.D. Bonn University.

Пчелинцев Валентин Сергеевич – научный сотрудник ИНИОН РАН, кандидат экономических наук, [email protected]

Pchelintsev V.S. – Researcher, INION, RAS, Ph.D. (economics).

Семеко Галина Викторовна – старший научный сотрудник ИНИОН РАН, кандидат экономических наук, [email protected]

Semeko G.V. – Senior researcher, INION, RAS, Ph.D. (economics).

Черноморова Татьяна Васильевна – старший научный сотрудник ИНИОН РАН, кандидат экономических наук, [email protected]

Chernomorova T.V. – Senior researcher, INION, RAS, Ph.D. (economics).

Мир стремительно меняется. Глобализация, интернационализация производства, обменов и контактов, формирование экономики знаний, в рамках которой знания превращаются в основную производительную силу общества, стали серьезными вызовами для сложившихся в Европе систем образования. Начатые в этой сфере в 1980-е годы реформы не только продолжаются сегодня. В последнее десятилетие их цели и задачи существенно изменились. Новые параметры развития требуют от европейских стран не адаптации существующей системы к новым условиям, но ее модернизации, особенно это касается высшего образования, которое все чаще мыслится как непрерывный процесс обучения в течение всей жизни. Особенностью процесса модернизации системы высшего образования в XXI в. стало то, что он разворачивается на двух уровнях – национальном и европейском – в рамках кооперации и сотрудничества в области формирования единого европейского образовательного пространства.

Несмотря на то что перед национальными системами образования в Европе стоят общие вызовы, ответы на них носят ярко выраженный «национальный» характер. Каждая страна, приступая к реформированию своей системы высшего образования, стремилась сохранить национальную специфику. Вузы Великобритании с 1990-х годов реформировали свою деятельность, выбрав в качестве ориентиров адаптацию учебных программ к потребностям рынка труда, взаимодействие с бизнес-сообществом, экономическую эффективность исследовательских программ. Реформы британской системы высшего образования не разрушили ее основ, высокие стандарты качества и особенности системы преподавания. Как и десятилетия назад, британские университеты занимают первые строчки в международных рейтингах.

Одним из лидеров в области модернизации системы образования эксперты международных организаций признают Финляндию. Реформа образования в этой стране началась в 1990-е годы и продолжается в 2000-е. Качество высшего финского образования, как полагают специалисты, обеспечивается прежде всего системностью изменений, происходящих в этой сфере, а также высоким уровнем базового школьного образования.

Приступая к реформам системы высшего образования, ФРГ стремилась сохранить особенности гумбольдтовской системы с присущими ей академической свободой и тесными связями между образовательным процессом и научно-исследовательской деятельностью. Сложность и специфика «немецкого случая» состояли в том, что реформы образования в стране проходили на фоне слияния двух государств – ФРГ и ГДР.

Позже других европейских стран в процесс реформирования высшей школы включилась Франция. Реформы высшего образования и научной деятельности начались в XXI в. и сопровождались созданием большого числа новых институтов, в рамках которых университеты могли сотрудничать с исследовательскими центрами, предприятиями, территориальными сообществами.

Реформы высшего образования, проводившиеся в Европе в течение последнего десятилетия, носили отчетливо выраженный либеральный характер. Основными направлениями реформирования стали: превращение университетов в автономные учреждения; предоставление финансовой самостоятельности вузам; поощрение поиска новых источников финансирования высшего образования; развитие партнерских отношений университетов с бизнесом, создание ими собственных предприятий и фондов. Но либерализация «по-европейски» не означала ухода государства с поля образовательной политики. Повсеместно либерализация была связана с повышением уровня регулирования. Позиции государства за последнее десятилетие во всех европейских странах окрепли. Во-первых, именно государство инициировало реформы системы высшего образования. Во-вторых, усилились функции государственного контроля над стандартами и качеством преподавания, а также деятельностью самостоятельных университетов.

Исключением в этом ряду является Россия. В новом государстве – Российской Федерации, образовавшемся после распада СССР, вопросы социального развития находились на периферии государственной политики. В 1990-е годы государство не предложило серьезных реформ в области образования, если не считать начавшейся либерализации или, по сути, ухода государства из этой сферы. Курс на либерализацию был связан как с отсутствием финансовых средств, так и с прямолинейным принятием российским руководством рекомендаций международных организаций. В 2000-е годы экономический рост и финансовая стабилизация создали основания для планирования в РФ государственной политики в области образования. Но начатые в эти годы реформы пока не привели к позитивным сдвигам. На сегодняшний день Россия практически утратила советскую систему образования, но не смогла взамен создать новую эффективную модель ни высшего, ни среднего образования.

Данный выпуск АПЕ состоит из трех разделов. В первом рассматриваются основные направления реформирования и модернизации высшей школы в странах Европы. Национальные особенности этого процесса анализируются на примере Великобритании, Финляндии, ФРГ, Франции и России. Во втором разделе освещаются проблемы формирования европейского пространства высшего образования, деятельность международных организаций в этой сфере и особенности вхождения ФРГ в Болонскую систему. Третий раздел посвящен экономике образования, в нем исследуются проблемы взаимодействия сферы образования и рынка труда.

От реформ к модернизации: Новый этап развития образования в Европе

Источник

Оцените статью