- Внешняя политика современной России
- Отношения РФ и стран СНГ
- Отношения РФ и Европы, НАТО
- Отношения РФ и США
- Отношения РФ и стран Азии, Африки, Латинской Америки
- Новый курс во внешней политике
- Актуальные вопросы международных отношений россии с зарубежными странами
- Готовые работы на аналогичную тему
- Сущность и основы международной политики на современном этапе
- Место и роль России в современной международной политике
- Министерство иностранных дел Российской Федерации
- Навигация
Внешняя политика современной России
Окончание «холодной войны» привело к смене парадигм в международных отношениях. Биполярная система внешней политики ушла в прошлое. На смену ей пришла многополярность. Российской Федерации пришлось определяться с новыми целями. В приоритете:
- Интеграция в Европу.
- Участие в строительстве многополярного мира.
- Выстраивание взаимовыгодных связей с другими странами.
- Сохранение лидерских позиций на международной арене.
Отношения РФ и стран СНГ
Все государства придерживались равноправных отношений. При этом согласовывали между собой политические, экономические, военные вопросы.
В 1993 году был утвержден Устав СНГ.
В 1994 году Россия, Белоруссия, Армения, Таджикистан, Казахстан и Киргизия заключили договор о коллективной безопасности.
В 1995 году Россия, Белоруссия и Киргизия заключили таможенный союз. В 1999 году к ним присоединился Таджикистан.
В период 1993-1996 гг. РФ участвовала в миротворческих акциях на территории СНГ. Российские войска были в Абхазии, Приднестровье, Таджикистане.
Во второй половине 90-х гг. СНГ постепенно превратилось в содружество «разных дистанций». Внутри объединения сформировались отдельные союзы нескольких государств:
- ГУУАМ: Грузия, Украина, Узбекистан, Армения, Молдова.
- Союз России и Республики Беларусь (2 апреля 1997).
- Договор о формировании Союзного государства между Россией и Белоруссией (декабрь 1999).
- ЕврАзЭС (осень 2000): Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Благодаря Евразийскому экономическому сообществу граждане этих стран могли свободно передвигаться, учиться, работать в союзных государствах.
- Соглашение о создании единой системы ПВО между Россией и Белоруссией (февраль 2009).
- Соглашение между РФ, Белоруссией и Казахстаном о начале работы Таможенного союза (2009).
Организовывались частые встречи глав стран СНГ для обсуждения общих вопросов, поиска путей для взаимовыгодного сотрудничества.
Российская Федерация активно налаживала двусторонние контакты:
- С Молдавией подписан договор о дружбе и сотрудничестве.
- В апреле 2010 года подписано соглашение с Украиной. Согласно ему Черноморский флот в Крыму мог пребывать до 2042 года.
Но не все так было гладко. Между бывшими советскими республиками сохранялись и спорные вопросы:
- Россия предъявляла претензии Украине из-за задержек оплаты поставок газа.
- В марте 2006 года разразилась «винная война». Россия запретила поставки вина из Молдавии и Грузии.
- В августе 2008 года обострились отношения между РФ и Грузией. Националистическое правительство Грузии ввело войска на территорию Южной Осетии. 26 августа 2008 года президент России подписал указ о признании независимости Южной Осетии и Абхазии.
Отношения РФ и Европы, НАТО
В июне 1994 года по инициативе НАТО Россия приняла участие в программе «Партнерство во имя мира».
В 1994 году Россия и Европейский Союз заключили Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Удалось урегулировать в правовом поле вопросы инвестирования, передвижения капитала, ведения предпринимательской деятельности, охраны интеллектуальной собственности.
8 февраля 1996 года Россия вступила в Совет Европы.
27 мая 1997 года РФ и НАТО подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности.
В сентябре 2005 года РФ присоединилась к Международной конвенции по противостоянию актам ядерного терроризма.
Россия наладила активную торговлю со странами ЕС. В Евросоюз экспортируется около 50% российских товаров. Европейские страны стали крупнейшими прямыми инвесторами, вливающими средства в экономику РФ.
В 2006 году Россия председательствовала в «Большой восьмерке».
В августе 2012 года завершился процесс вступления РФ во Всемирную торговую организацию.
Отношения РФ и США
1 февраля 1992 года была подписана российско-американская декларация о завершении «холодной войны».
Страны договорились о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений:
- В январе 1993 года – СНВ-2.
- В мае 2002 года заключен договор о сокращении СНП (стратегических наступательных потенциалов).
- В апреле 2010 года подписан договор о дальнейшем сокращении и ограничении СНВ.
США и РФ активно сотрудничают в борьбе с международным терроризмом. Трагедия, произошедшая в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, поспособствовала сближению России и Америки. Страны оказывали военно-техническую помощь антиталибским силам в Афганистане. Придерживались одинаковой позиции в решении проблем Ближнего Востока.
Главное противоречие между РФ и США – отношение к Ирану. Россия помогает руководству страны в разработке ядерной программы. США выступает против этого. К проблемным вопросам стоит отнести энергобезопасность, отношение к ситуации в Палестине и Грузии.
Россия и США активно сотрудничают в сфере высоких технологий, информатики, инноваций. Стороны создали Инновационный совет по высоким технологиям. Также работает Межправительственный комитет по науке и технике. Российские компании участвуют в американских инновационных форумах.
Отношения РФ и стран Азии, Африки, Латинской Америки
С 1996 года Российская Федерация акцентировала внимание на выстраивании отношений с Ираном, Индией, Китаем, Египтом. Среди союзников России оказались Куба, Северная Корея, Вьетнам.
С Китаем РФ заключила договор о партнерстве. Страны создали зоны свободной торговли, договорились о безвизовом обмене в пограничной полосе. В китайских провинциях Россия построила АЭС. Китай закупал российский газ.
Правительство РФ активизировало отношения с Японией. В 1997-1998 гг. прошел ряд встреч глав государств «без галстуков».
В октябре 2003 года Россия вступила в форум «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества».
В ноябре 2004 года Президент России отправился с официальным визитом в Бразилию. Это была первая в истории двусторонняя встреча.
В декабре 2005 года Россия участвовала в саммите АСЕАН в Малайзии. РФ и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии разработали комплексную программу действий по развитию сотрудничества на 2005-2015 гг.
Правительство РФ активизировало диалог в рамках шанхайской организации сотрудничества.
В сентябре 2006 года президент РФ В. Путин совершил первый в истории официальный визит в Южную Африку, где подписал ряд экономических соглашений.
В июле 2012 года Россия, объединившись с Китаем, заблокировала в Совете Безопасности ООН проект резолюции по Сирии. Он грозил санкциями.
Новый курс во внешней политике
В феврале 2013 года вышла новая «Концепция внешней политики РФ». В приоритете правительства страны – сближение со странами СНГ.
Руководство России решило использовать систему применения «мягкой силы». Для решения внешнеполитических задач применялся комплексный инструментарий. Акцент делался на методы и технологии альтернативные классической дипломатии.
Источник
Актуальные вопросы международных отношений россии с зарубежными странами
Система международных отношений – это совокупность связей и взаимодействий между народами, государствами и их группами.
Система международных отношений коренным образом изменилась после распада Советского Союза. Развал СССР имел серьезные геополитические последствия. Некогда двухполюсная система международных отношений, определяемая стратегическим противостоянием США и СССР, ушла в прошлое. Перед участниками международной политики встала необходимость заново определять свои внешнеполитические ориентиры, приоритеты, союзы. Россия как приемник Советского Союза была вынуждена решать те же задачи, что и другие ведущие государства мира.
Готовые работы на аналогичную тему
Сегодня Россия представляет собой одну из мощнейших держав в мире. Сумев преодолеть угрозы дезинтеграции и сложные последствия распада СССР, она ведет активную внешнюю политику и последовательно отстаивает свои интересы за рубежом.
Основным направлением внешней политики России на современном этапе стало выстраивание отношений со странами ближнего зарубежья и с ведущими мировыми державами. Важным направлением участия России в международной политике была и остается деятельность, вязанная с активизацией сотрудничества в сфере борьбы с угрозами мирового терроризма.
Сегодня Россия является одним из глобальных лидеров, определяющим международную политическую повестку дня (рисунок 1).
Рисунок 1. Место России в мировой политике и международных отношениях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Цели внешней политики России в рамках ее участия в международной политике со временем претерпели изменения. Сегодня на первый план выходит цель, связанная с необходимостью установления стратегического партнерства с ведущими азиатскими странами. Что касается «западного» направления, то ту имеет место быть переориентация экспертного сообщества с задачи установления стратегического партнерства с США на стратегическое сближение с Европой.
В целом справедливо говорить о том, что Россия играет весьма важную роль на политической арене мира. Многие страны ее недолюбливают или относятся с настороженностью, однако все они, так или иначе, с ней считаются.
Сущность и основы международной политики на современном этапе
Под международной политикой в общем смысле принято понимать деятельность государств на международной арене и политические отношения между ними, осуществляемые на наднациональном и надгосударственном уровнях.
Иначе говоря, она представляет собой совокупность взаимодействий между государствами и межгосударственными объединениями, а также отношений, возникающих на основе их взаимодействия.
Ключевыми субъектами международной политики являются:
- государства;
- межгосударственные объединения (универсальные и локальные);
- негосударственные международные организации;
- субъекты внутренней политической жизни, представленные классами, социальными группами, элитами и контрэлитами, политическими партиями и движениями.
Главным субъектом международной политики, конечно же, являются государства, взаимодействующие друг с другом в рамках системы международных отношений. На современном этапе развития государства мира столь тесно взаимосвязаны друг с другом, что ни одно из них не может проводить свою политику без учета интересов мирового сообщества.
Международная политика, как особого рода политическая деятельность субъектов международного права, направлена на решение вопросов, связанных с выживанием и прогрессом человеческого общества, выработкой механизмов по согласованию интересов субъектов мировой политики, предотвращению и разрешению глобальных и региональных конфликтов, а также созданию в мире справедливого порядка. Она является ядром международных отношений, служит фактором мира и стабильности, а также создает основу для развития равноправия в системе международных отношений.
Место и роль России в современной международной политике
Давать какие-либо прогнозы относительно участия России в современной международной политике довольно сложно, однако многочисленные мнения экспертов позволяют сделать следующие выводы.
В среднесрочной перспективе России удастся сохранить свое положение в качестве одной из мощнейших в военном отношении стран мира. Речь при этом идет не только об отечественной военной промышленности, компактной, мобильной и хорошо оснащенной армии.
В современном мире Россия имеет возможность играть активную роль одновременно в нескольких регионах:
- Евроатлантический регион;
- Азиатско-Тихоокеанский регион;
- Большой Ближний Восток;
- Центральная Азия;
- Арктика.
Помимо этого, за РФ закреплена роль активного игрока сразу в нескольких функциональных областях. В частности, речь идет о контроле и нераспространении вооружений, мирном атоме, кибербезопасности, продовольственной безопасности, ресурсной безопасности, освоении космического пространства и пр. Фактически Россия является активным посредников в решении целого ряда международных проблем и конфликтов.
Свой экономический потенциал Россия реализует, играя важную роль в интеграционных процессах в Евразии. В то же время Россия в целом ряде критически важных областей отстает от ближайших своих конкурентов и соратников, что, в свою очередь, приводит к подрыву суверенитета страны и ограничению ее внешней политики за счет ее сведения к узкому набору инструментов. Осталось России проявляется в стагнации развития человеческого капитала, качестве институтов государственного управления и необходимости модернизации экономики страны.
Одной из важнейших характеристик участия России в международной политике на современном этапе являются ее острые противоречия с коллективным Западом. Подобного рода конфликт искусственно ставит Россию перед необходимостью совершения ложного выбора – выбор между суверенитетом и безопасностью с одной стороны и участием в глобальных трансграничных взаимодействиях, с другой стороны.
Источник
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Навигация
по состоянию на 13 декабря 2018 года
Российская Федерация имеет дипломатические отношения со 193 государствами.
В России аккредитован 162 глава дипломатических представительств иностранных государств, из них аккредитованы по совместительству послы следующих 10 стран: Ботсваны (резиденция в Стокгольме), Гайаны (резиденция в Лондоне), Лесото (резиденция в Берлине), Малави (резиденция в Берлине), Монако (резиденция в Монако), Палау (резиденция в Токио), Самоа (резиденция в Токио), Сан-Марино (резиденция в Женеве), Того (резиденция в Берлине), Фиджи (резиденция в Токио).
В Москве находятся посольства 152 стран. Отсутствуют диппредставительства 41 страны, с которыми Россия установила дипломатические отношения, а именно: Андорры, Антигуа и Барбуды, Багамских островов, Барбадоса, Белиза, Ботсваны, Вануату, Восточного Тимора, Гаити, Гайаны, Доминики, Кабо-Верде, Кирибати, Коморских Островов, Лесото, Либерии, Лихтенштейна, Малави, Мальдивской Республики, Маршалловых Островов, Микронезии, Монако, Науру, Нигера, Палау, Папуа-Новой Гвинеи, Самоа, Сан-Марино, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельских Островов, Сент-Винсента и Гренадин, Сент-Китса и Невиса, Сент-Люсии, Суринама, Того, Тонги, Тринидада и Тобаго, Тувалу, Фиджи, Эсватини, Ямайки.
Российская Федерация имеет диппредставительства в 146 странах и не имеет в 46 странах, с которыми установлены дипломатические отношения, а именно: Андорре, Антигуа и Барбуде, Багамских Островах, Барбадосе, Белизе, Буркина Фасо, Вануату, Восточном Тиморе, Гаити, Гамбии, Гондурасе, Гренаде, Доминике, Доминиканской Республике, Кирибати, Коморских Островах, Лесото, Либерии, Лихтенштейне, Малави, Мальдивской Республике, Маршалловых Островах, Микронезии, Монако, Науру, Нигере, Палау, Папуа-Новой Гвинее, Сальвадоре, Самоа, Сан‑Марино, Сан-Томе и Принсипи, Сент-Винсенте и Гренадинах, Сент‑Китсе и Невисе, Сент-Люсии, Сомали, Суринаме, Сьерра-Леоне, Того, Тонге, Тринидаде и Тобаго, Тувалу, Фиджи, Экваториальной Гвинее, Эсватини, Южном Судане.
Послы России аккредитованы по совместительству в следующих странах: Андорре (резиденция в Мадриде), Антигуа и Барбуде, Содружестве Доминики, Сент-Китсе и Невисе, Сент-Люсии (резиденция в Кингстоне), Багамских островах (резиденция в Гаване), Барбадосе, Гренаде, Тринидаде и Тобаго, Сент-Винсенте и Гренадинах (резиденция в Джорджтауне), Белизе (резиденция в Мехико), Буркина-Фасо (резиденция в Абиджане), Вануату, Науру, Тувалу, Фиджи (резиденция в Канберре), Гаити, Доминиканской Республике (резиденция в Каракасе), Гамбии (резиденция в Дакаре), Гондурасе, Сальвадоре (резиденция в Манагуа), Кирибати, Папуа-Новой Гвинее, Восточном Тиморе (резиденция в Джакарте), Коморских Островах (резиденция в Антананариву), Лесото (резиденция в Претории), Либерии (резиденция в Аккре), Лихтенштейне (резиденция в Берне), Малави (резиденция в Хараре), Мальдивской Республике (резиденция в Коломбо), Монако (резиденция в Париже), Нигере (резиденция в Бамако), Палау, Маршалловых островах, Микронезии (резиденция в Маниле), Самоа, Тонга (резиденция в Веллингтоне), Сан-Марино (резиденция в Риме), Сан-Томе и Принсипи (резиденция в Луанде), Сомали (резиденция в Джибути), Суринаме (резиденция в Бразилиа), Сьерра-Леоне (резиденция в Конакри), Того (резиденция в Котону), Экваториальной Гвинее (резиденция в Яунде), Эсватини (резиденция в Мапуту), Южном Судане (резиденция в Кампале).
Российская Федерация обменялась официальными представителями с Мальтийским Орденом.
Источник