- Назад в будущее: 5 книг о путешествиях во времени
- «Машина времени» Герберт Уэллс (1895)
- «Конец вечности» Айзек Азимов (1955)
- «Врата Анубиса» Тим Пауэр (1983)
- «Взлет и падение ДОДО» Нил Стивенсон и Николь Галланд (2017)
- «Исчезнувший мир» Том Светерлич (2018)
- Как путешествовать во времени: все способы и парадоксы
- Разбудите, когда наступит будущее
- Быстрее света
- Причина или следствие?
- О сериале
- «Тьма»: атмосферный триллер по-германски
- Раздвоение времени
- Смотрите также
- Параллельные миры в науке и фантастике
- Как работает машина времени
- Чего сделать нельзя
- О фильме
- «Твоё имя»: шедевр Макото Синкая
- Парадокс на парадоксе
- Смотрите также
- Фильмы, похожие на «День сурка»
- О фильме
- Грань будущего
- Крутим время
Назад в будущее: 5 книг о путешествиях во времени
Путешествия во времени остаются одной из самых популярных тем научной фантастики столько, сколько существует сам жанр. Идея, что можно отправиться в прошлое и переписать его или побывать в будущем и узнать, что готовит нам грядущее, неизменно будоражит умы писателей и читателей. Чтобы разом рассказать обо всех, не хватит даже самой объемной статьи — наиболее значимые произведения непременно найдут своего читателя.
«Машина времени» Герберт Уэллс (1895)
Пожалуй, самый главный роман в истории «темпоральной» фантастики. Герберт Уэллс не был первым автором, который отправил своего героя в путешествие во времени, но, в отличие от своих предшественников, Уэллс отправлял своего героя в иную эпоху с помощью технологий, а не благодаря какому-то чуду, как например в «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Главный герой романа, викторианский джентльмен и ученый создавал ту самую машину времени, которая дала название роману и впоследствии прочно вошла в лексикон всех любителей фантастики.
Конечно, Уэллс даже не пытался объяснить принципы действия машины, но уже то, что она фигурировала в истории, стало серьезной вехой в жанре хронооперы.
Герой попадал в достаточно мрачное будущее, в котором человечество разделилось на два народа — изнеженных и легкомысленных элоев и звероподобных каннибалов морлоков. Пережив в этом мире немало опасных приключений, путешественник отправляется в будущее еще дальше — только затем, чтобы столкнуться с еще более печальным зрелищем обезлюдевшей Земли. А после возвращается в родную викторианскую эпоху, чтобы за обедом поведать знакомым джентльменам свою невероятную историю.
Уэллс почти не касался темы возможных парадоксов, вызванных перемещениями во времени, зато описал очень выразительный и запоминающийся образ будущего. Это, вкупе с новаторской для конца XIX века идеей использовать для путешествий сквозь эпохи технологии, позволяет назвать автора «Машины времени» настоящим крестным отцом темпоральной фантастики.
«Конец вечности» Айзек Азимов (1955)
Айзек Азимов наиболее известен по своим историям о роботах и циклу «Академия», посвященному падению и возрождению галактической империи. Не обошел один из величайших фантастов XX века и тему путешествий во времени. В романе «Конец вечности» они становятся делом не героев-одиночек, а могущественной организации, чье влияние распространяется на множество эпох. Она носит название Вечность и с помощью хирургических вмешательств в ход истории старается оберегать человечество от глобальных катастроф и потрясений. Правда, если заглянуть на 150 тысячелетий вперед, то окажется, что Земля совершенно обезлюдела, а предыдущие 80 тысяч лет по какой-то неведомой причине остаются недоступными для сотрудников Вечности.
Главным героем романа выступает один из Техников Вечности — специалист по внесению корректив в ход времени и знаток «примитивных» эпох, которыми считаются все века до двадцать седьмого, когда была основана Вечность. Как и намекает само название романа, протагонисту предстоит сыграть ключевую роль в разрушении организации, которой служит.
«Врата Анубиса» Тим Пауэр (1983)
Одна из самых популярных тем в темпоральной фантастике — отправка нашего современника в прошлое с тем, чтобы он повлиял на ход истории. Для авторов таких произведений обычно важно не то, как герой переносится в иную эпоху, а что он сделает и как это повлияет на день сегодняшний. Книг, написанных в подобном ключе, великое множество, и среди них немало незаурядных — достаточно вспомнить классическую «Да не опуститься тьма» Лайона Спрэга де Кампа или относительно недавнюю «11/22/63» Стивена Кинга. К числу наиболее ярких произведений такого плана стоит отнести «Врата Анубиса».
Протагонист романа, университетский профессор, отправляется в Лондон 1810 года вместе с группой богачей в качестве своего рода экскурсовода. В отличие от значительного большинства «попаданцев», он совершенно не стремится переписывать историю, и, застряв в чужом времени, он не раз окажется на волосок от гибели. Несмотря на неплохое знакомство с эпохой, куда его занесло, герою приходится в ней очень несладко — какое уж тут влияние на судьбы мировой истории? Кроме того, роман Тима Пауэрса может отличает воссозданная атмосфера Лондона начала XVIII века и вплетение в сюжет исторических персонажей и египетской мифологии.
«Взлет и падение ДОДО» Нил Стивенсон и Николь Галланд (2017)
Нил Стивенсон известен, как один из самых серьезных современных фантастов, чьи книги в большинстве своем отличаются обилием научных деталей и подробностей. Но, взявшись в соавторстве с Николь Галланд поработать в жанре хронооперы, где наука почти всегда идет рука об руку с чудом, писатель позволил себе немного похулиганить. В созданном авторами мире магия существовала вплоть до середины XIX века — на это недвусмысленно указывают многочисленные документы — но развитие науки «убило» волшебство. Тайная организация «ДОДО» создается, чтобы с помощью путешествий в прошлое разобраться в причинах исчезновения магии, поставить ее на службу правительства США и в его интересах аккуратно корректировать ход истории.
У Стивенсона и Галланд получился ироничный роман с обилием невероятных ситуаций, пародированием жанровых клише и псевдонаучных мифов, а также конфликтом, разгорающимся между сторонниками магии и науки. Кроме того, Стивенсон и Галланд детально описывают деятельность организации путешественников во времени и подготовку ее членов к отправке в иные эпохи.
«Исчезнувший мир» Том Светерлич (2018)
В романе Светерлича «Исчезнувший мир» уже в двадцатом веке людям удалось создать технологию путешествия во времени, которая, правда, работает весьма необычным образом. Когда путешественник отправляется в будущее, то посещает лишь одну из бесконечного множества его возможных версий. Стоит же путешественнику вернуться назад, как та реальность, в которой он побывал, навсегда перестанет существовать.
Таким образом можно, например, позаимствовать из будущего технологии, узнать о предстоящих угрозах или, получив доступ к результатам расследований, в настоящем спасти жертву преступления. Именно с такой миссией героиня романа, агент тайного подразделения ВМС, отправляется из 1997 года в XXI век — чтобы опираясь на данные, добытые полицией за много лет, спасти похищенную девочку. Но внезапно расследование оказывается связано с тайной грядущей гибели человечества, которую путешественники постоянно видят в будущем — и с каждым следующим перемещением она становится все ближе по времени к настоящему.
Источник
Как путешествовать во времени: все способы и парадоксы
20 минут на чтение
Идея, что можно попасть в прошлое или будущее, породила целый жанр хронофантастики, — и кажется, что все возможные парадоксы и подводные камни нам давно известны. Теперь мы читаем и смотрим такие произведения не ради того, чтобы взглянуть на другие эпохи, а ради путаницы, которая неизбежно возникает при попытках нарушить ход времени. Какие же фокусы со временем лежат в основе всех хроноопер и какие сюжеты можно собрать из этих кирпичиков? Давайте разбираться.
Разбудите, когда наступит будущее
Самая простая задача для путешественника во времени — попасть в будущее. В таких историях можно даже не продумывать, как именно устроен временной поток: поскольку будущее на наше время не влияет, сюжет почти не будет отличаться от полёта на другую планету или в сказочный мир. В каком-то смысле все мы и так путешествуем во времени — со скоростью одна секунда в секунду. Вопрос только в том, как увеличить скорость.
В XVIII-XIX веках одним из фантастических явлений считались сновидения. Летаргический сон приспособили для путешествий в будущее: Рип ван Винкль (герой одноимённого рассказа Вашингтона Ирвинга) проспал двадцать лет и очутился в мире, где все его близкие уже умерли, а его самого успели забыть. Такой сюжет сродни ирландским мифам о народе холмов, который тоже умел манипулировать временем: тот, кто провёл под холмом одну ночь, возвращался через сотню лет.
Этот метод «попадания» не устаревает
С помощью снов писатели того времени объясняли любые фантастические допущения. Если рассказчик сам допускает, что диковинные миры ему привиделись, какой с него спрос? К такой хитрости прибегнул Луи-Себастьен де Мерсье, описывая «сон» об утопическом обществе («Год 2440»), — а это уже полноценное путешествие во времени!
Впрочем, если путешествие в будущее нужно правдоподобно обосновать, сделать это без противоречий с наукой тоже несложно. Прославленный «Футурамой» метод криогенной заморозки в теории может сработать — поэтому сейчас многие трансгуманисты стараются сохранить свои тела после смерти в надежде, что медицинские технологии будущего позволят их оживить. Правда, по сути это просто адаптированный под современность сон ван Винкля, поэтому сложно сказать, считать ли это «настоящим» путешествием.
Быстрее света
Для тех, кто хочет всерьёз поиграть со временем и углубиться в дебри физики, лучше подойдёт путешествие со скоростью света.
Теория относительности Эйнштейна позволяет на околосветовых скоростях сжимать и растягивать время, чем в фантастике с удовольствием пользуются. Знаменитый «парадокс близнецов» гласит, что если долго носиться по космосу на околосветовой скорости, за год-другой таких полётов на Земле пройдёт пара веков.
Более того: математик Гёдель предложил для уравнений Эйнштейна такое решение, при котором во вселенной могут возникать временные петли — нечто вроде порталов между разными временами. Именно этой моделью воспользовались в фильме «Интерстеллар», сперва показав разницу в течении времени возле горизонта чёрной дыры, а потом и прокинув с помощью «кротовой норы» мостик в прошлое.
Все сюжетные повороты, которые сейчас придумывают авторы хроноопер, уже были у Эйнштейна и Гёделя (снято на iPhone 5)
Можно ли таким образом попасть в прошлое? Учёные в этом сильно сомневаются, но фантастам их сомнения не мешают. Достаточно заявить, что превышать скорость света запрещено только простым смертным. А Супермен может сделать вокруг Земли пару оборотов и вернуться в прошлое, чтобы предотвратить гибель Лоис Лейн. Да что там скорость света — даже сон может работать в обратном направлении! А у Марка Твена янки получил ломом по голове и стал «попаданцем» при дворе короля Артура.
Конечно, в прошлое летать интереснее — как раз потому, что оно неразрывно связано с настоящим. Если автор вводит в историю машину времени, он обычно хочет как минимум запутать читателя временными парадоксами. Но чаще всего главная тема в таких историях — борьба с предопределением. Можно ли изменить собственную судьбу, если она уже известна?
Причина или следствие?
Ответ на вопрос о предопределении — как и сама концепция путешествия во времени — зависит от того, по какому принципу устроено время в конкретном фантастическом мире.
Терминаторам законы физики не указ
В реальности главная проблема с путешествием в прошлое не скорость света. Если отправить назад во времени что угодно, хотя бы сообщение, это нарушит фундаментальный закон природы: принцип причинности. Даже самое захудалое пророчество — уже в каком-то смысле путешествие во времени! Все известные нам научные принципы строятся на том, что сперва происходит событие, а потом у него возникают последствия. Если следствие опережает причину, это ломает законы физики.
Чтобы «починить» законы, надо придумать, как мир реагирует на такую аномалию. Тут-то фантасты и дают волю воображению.
Если жанр фильма — комедия, то риска «сломать» время обычно нет: все поступки героев слишком малозначительны, чтобы повлиять на будущее, и главная задача — выпутаться из собственных проблем
Можно заявить, что время — единый и неделимый поток: между прошлым и будущим как бы натянута нить, по которой можно перемещаться.
Именно в такой картине мира возникают самые известные петли и парадоксы: например, если в прошлом убить своего дедушку, можно исчезнуть из вселенной. Появляются парадоксы из-за того, что эта концепция (философы называют её «Б-теорией») утверждает: прошлое, настоящее и будущее столь же реальны и неизменны, как и привычные нам три измерения. Будущее пока что неизвестно — но рано или поздно мы увидим тот единственный вариант событий, который должен произойти.
Такой фатализм порождает самые ироничные истории о путешественниках во времени. Когда пришелец из будущего пытается исправить события прошлого, он внезапно обнаруживает, что сам стал их причиной, — более того, так было всегда. Время в таких мирах не переписывается — в нём просто возникает причинно-следственная петля, и любые попытки что-то изменить лишь закрепляют изначальный вариант. Этот парадокс одним из первых подробно описал Роберт Хайнлайн в новелле «По собственным следам» (1941), где оказывается, что герой выполнял задание, полученное от самого себя.
Герои мрачного сериала «Тьма» от Netflix отправляются в прошлое, чтобы расследовать преступление, но поневоле вынуждены сами совершать поступки, которые к этому преступлению ведут
О сериале
«Тьма»: атмосферный триллер по-германски
Первый немецкий сериал от Netflix часто сравнивают с «Очень странными делами». На самом деле это совершенно разные истории…
Бывает и хуже: в более «гибких» мирах неосторожный поступок путешественника может привести к «эффекту бабочки». Вмешательство в прошлое переписывает разом весь временной поток — и мир не просто меняется, а напрочь забывает, что изменился. Обычно только сам путешественник помнит, что раньше всё было иначе. В трилогии «Назад в будущее» за прыжками Марти не мог уследить даже док Браун — но он хотя бы полагался на слова товарища, когда тот описывал изменения, а обычно таким историям просто никто не верит.
В общем, однопоточное время — штука запутанная и безысходная. Многие авторы решают себя не ограничивать и прибегают к помощи параллельных миров.
Сюжет, в котором герой оказывается в мире, где его рождение кто-то отменил, пошёл от рождественского фильма «Эта прекрасная жизнь» (1946)
Раздвоение времени
Эта концепция не только позволяет избавиться от противоречий, но ещё и захватывает воображение. В таком мире возможно всё: каждую секунду он делится на бесконечное множество похожих друг на друга отражений, отличающихся парой мелочей. Путешественник во времени на самом деле ничего не меняет, а лишь скачет между разными гранями мультиверсума. Такой сюжет очень любят в сериалах: почти в любом шоу найдётся серия, где герои оказываются в альтернативном будущем и пытаются вернуть всё на круги своя. На бесконечном поле и резвиться можно бесконечно — и никаких парадоксов!
Сейчас в хронофантастике чаще всего используют модель с параллельными мирами (кадр из «Звёздного пути»)
Смотрите также
Параллельные миры в науке и фантастике
Идея, что наша Вселенная не одна, может показаться фантастикой, но сегодня она принимается как научный факт.
Но самое интересное начинается, когда авторы отказываются от «Б-теории» и решают, что фиксированного будущего не бывает. Может, неизвестность и неопределённость и есть нормальное состояние времени? В такой картине мира конкретные события происходят только на тех отрезках, на которых есть наблюдатели, а остальные моменты — всего лишь вероятность.
Прекрасный пример такого «квантового времени» показал Стивен Кинг в «Тёмной башне». Когда Стрелок невольно создал временной парадокс, он едва не сошёл с ума, потому что помнил одновременно две линии событий: в одной он путешествовал в одиночку, в другой со спутником. Если герою попадались на глаза свидетельства, напоминавшие о прошлых событиях, воспоминания об этих точках складывались в одну непротиворечивую версию, но промежутки были словно в тумане.
Квантовый подход в последнее время популярен — отчасти благодаря развитию квантовой физики, а отчасти потому, что он позволяет показывать ещё более запутанные и драматичные парадоксы.
Марти Макфлай едва не стёр себя из реальности, помешав своим родителям познакомиться. Пришлось срочно всё исправлять!
Взять, например, фильм «Петля времени» (2012): как только молодое воплощение героя совершало какие-то действия, пришелец из будущего тут же их вспоминал — а до того в его памяти царил туман. Поэтому он старался не вмешиваться лишний раз в своё прошлое — например, не показывал молодому себе фотографию будущей жены, чтобы не сорвать их первую неожиданную встречу.
«Квантовый» подход виден и в «Докторе Кто»: раз Доктор предупреждает спутников о специальных «фиксированных точках» — событиях, которые нельзя изменить или обойти, — значит, вся остальная ткань времени подвижна и пластична.
Впрочем, даже вероятностное будущее блекнет по сравнению с мирами, где Время обладает собственной волей — или на его страже стоят существа, подстерегающие путешественников. В такой вселенной законы могут работать как угодно — и хорошо ещё, если со стражами можно договориться! Самый яркий пример — лангольеры Стивена Кинга, которые после каждой полуночи съедают вчерашний день вместе со всеми, кому не повезло там оказаться.
Как работает машина времени
На фоне такого разнообразия вселенных сама техника путешествий во времени — вопрос второстепенный. Со времён Герберта Уэллса машины времени не изменились: можно придумать новый принцип действия, но вряд ли это повлияет на сюжет, и со стороны путешествие будет выглядеть примерно одинаково.
Машина времени Уэллса в экранизации 1960 года. Вот где стимпанк!
Чаще всего принцип работы вообще не объясняют: человек залезает в кабинку, любуется гудением и спецэффектами, а потом выбирается уже в другом времени. Этот способ можно назвать мгновенным скачком: ткань времени словно прокалывается в одной точке. Нередко для такого прыжка сперва надо разогнаться — набрать скорость в обычном пространстве, а техника уже переведёт этот импульс в скачок во времени. Так поступали и героиня аниме «Девочка, покорившая время», и док Браун на знаменитом DeLorean из трилогии «Назад в будущее». Видимо, ткань времени — из тех препятствий, которые штурмуют с разбега!
DeLorean DMC-12 — редкая машина времени, которая вправе называться машиной (JMortonPhoto.com & OtoGodfrey.com [CC BY-SA 4.0] )
Суровее всего с такими «статичными» путешествиями обошлись в фильме «Детонатор» (2004): там машина времени проматывала ровно минуту за минуту. Чтобы попасть во вчерашний день, надо было просидеть в железной коробке целых 24 часа!
Иногда модель, в которой больше трёх измерений, трактуют ещё хитрее. Вспомним теорию Гёделя, согласно которой между разными временами можно прокладывать петли и тоннели. Если она верна, через дополнительные измерения можно попробовать пробраться в другое время — чем и воспользовался герой «Интерстеллара».
В более ранней фантастике по схожему принципу работала «воронка времени»: некое подпространство, куда можно попасть специально (на TARDIS Доктора Кто) или случайно, как произошло с экипажем эсминца в фильме «Филадельфийский эксперимент» (1984). Полёт по воронке обычно сопровождается головокружительными спецэффектами, а выходить из корабля не рекомендуется, чтобы не потеряться во времени навсегда. Но по сути это всё та же обычная машина времени, доставляющая пассажиров из одного года в другой.
Внутри временных воронок почему-то всегда бьют молнии и иногда летают титры
Если же авторы не хотят углубляться в дебри теорий, аномалия времени может существовать сама по себе, без всяких приспособлений. Достаточно войти не в ту дверь, и вот герой уже в далёком прошлом. Тоннель это, точечный прокол или магия — кто его разберёт? Главный вопрос — как выбраться обратно!
Чего сделать нельзя
Впрочем, обычно фантастика всё-таки работает по правилам, пусть и вымышленным, — поэтому для путешествий во времени часто придумывают ограничения. Например, можно вслед за современными физиками заявить, что перемещать тела быстрее скорости света (то есть в прошлое) всё-таки нельзя. Но в некоторых теориях есть частица под названием «тахион», на которую это ограничение не действует, потому что у неё нет массы… Может, сознание или информацию всё-таки можно отправить в прошлое?
Когда за путешествия во времени берётся Макото Синкай, у него всё равно получается трогательная история о дружбе и любви («Твоё имя»)
О фильме
«Твоё имя»: шедевр Макото Синкая
Ещё одна волшебная притча — возможно, лучшая в карьере режиссёра. И самое кассовое аниме в Японии.
В реальности, скорее всего, так смухлевать не получится — всё из-за того же принципа причинности, которому до типа частиц нет дела. Но в фантастике «информационный» подход кажется более правдоподобным — да ещё и оригинальным. Он позволяет герою, например, оказаться в собственном молодом теле или отправиться в путешествие по чужим сознаниям, как происходило с героем сериала «Квантовый скачок». А в аниме Steins;Gate поначалу умели отправлять в прошлое только SMS — попробуй измени ход истории с такими ограничениями! Но от ограничений сюжеты только выигрывают: чем сложнее задача, тем интереснее смотреть, как её решают.
Гибрид телефона с микроволновкой для связи с прошлым (Steins;Gate)
Иногда дополнительные условия накладывают и на обычные, физические путешествия во времени. Например, зачастую машина времени не может отправить никого в прошлое раньше того момента, когда она была изобретена. А в аниме «Меланхолия Харухи Судзумии» путешественники во времени разучились отправляться в прошлое дальше определённой даты, потому что в этот день произошла катастрофа, повредившая ткань времени.
И тут начинается самое интересное. Незамысловатые скачки в прошлое и даже временные парадоксы — это лишь вершина айсберга хронофантастики. Если время можно изменить или даже повредить, что ещё с ним можно сделать?
Парадокс на парадоксе
Путешествия во времени мы любим за путаницу. Даже простой скачок в прошлое порождает такие завихрения, как «эффект бабочки» и «парадокс дедушки», — в зависимости от того, как устроено время. Но на этом приёме можно строить куда более сложные комбинации: например, прыгнуть в прошлое не единожды, а несколько раз подряд. Так создаётся стабильная временная петля, или «день сурка».
— У вас бывает дежа-вю?
— А разве ты меня об этом уже не спрашивала?
Смотрите также
Фильмы, похожие на «День сурка»
Обзор фильмов о «петле времени» — многократном повторении одних и тех же событий. Обзор фильмов о «петле времени» — многократном повторении одних и тех же событий. Обзор фильмов о…
Зациклить можно один день или несколько — главное, чтобы всё заканчивалось «сбросом» всех изменений и путешествием обратно в прошлое. Если мы имеем дело с линейным и неизменным временем, такие петли сами возникают из причинно-следственных парадоксов: герой получает записку, отправляется в прошлое, пишет эту записку, отправляет самому себе… Если же время каждый раз переписывается или порождает параллельные миры, получается идеальная ловушка: человек раз за разом переживает одни и те же события, но любые изменения всё равно заканчиваются сбросом на исходную позицию.
Чаще всего такие сюжеты посвящены попыткам разгадать причину временной петли и вырваться из неё. Иногда петли завязаны на эмоции или трагические судьбы персонажей — особенно этот элемент любят в аниме («Девочка-волшебница Мадока», «Меланхолия Харухи Судзумии», «Когда плачут цикады»).
Но у «дней сурка» есть несомненный плюс: они позволяют за счёт бесконечных попыток рано или поздно добиться успеха в любом начинании. Недаром Доктор Кто, попав в такую ловушку, вспоминал легенду о птичке, которая за многие тысячи лет по крошке сточила каменную скалу, а его коллега Стивен Стрэндж ухитрился своими «переговорами» довести до белого каления внеземного демона! В таком случае разрушить петлю можно не геройским поступком или прозрением, а обычным упорством, — и по пути научиться паре-тройке полезных навыков, как случилось с героем «Дня сурка».
В «Грани будущего» инопланетяне используют временные петли в качестве оружия — чтобы просчитать идеальную тактику боя
О фильме
Грань будущего
Умный и ироничный боевик с претензией на оригинальность — нечасто такие встретишь в наше время.
Ещё один способ построить из обычных прыжков более сложную конструкцию — синхронизировать два отрезка времени. В фильме «Люди Икс: Дни минувшего будущего» и в «Разведчике времени» Роберта Асприна временной портал умели открывать только на фиксированное расстояние. Грубо говоря, в полдень воскресенья можно переместиться в полдень субботы, а час спустя — уже только в час дня. При таком ограничении в истории о путешествии в прошлое появляется элемент, которого там, казалось бы, не может быть — цейтнот! Да, можно отправиться назад и попытаться что-то исправить, но в будущем время идёт своим чередом — и герой, например, может опоздать вернуться.
Чтобы усложнить путешественнику жизнь, можно сделать прыжки во времени случайными — отобрать у него контроль над происходящим. В сериале «Остаться в живых» такая беда случилась с Десмондом, который слишком плотно взаимодействовал с временной аномалией. Но ещё в 1980-х на той же идее построили сериал «Квантовый скачок». Герой постоянно оказывался в разных телах и эпохах, но не знал, сколько продержится в этом времени, — и уж тем более не мог вернуться «домой».
Крутим время
Героиня игры Life is Strange встаёт перед трудным выбором: отменить все правки, которые она вносила в ткань времени ради спасения подруги, или погубить целый город
Второй приём, с помощью которого разнообразят путешествия во времени, — изменение скорости. Если можно промотать пару лет, чтобы оказаться в прошлом или будущем, почему бы, например, не поставить время «на паузу»?
Как показал ещё Уэллс в рассказе «Новейший ускоритель», даже замедление времени для всех, кроме себя — очень мощный инструмент, а уж если его совсем остановить, можно куда-нибудь тайно проникнуть или выиграть дуэль — причём совершенно незаметно для противника. А в веб-сериале «Червь» один супергерой умел «замораживать» предметы во времени. С помощью этого нехитрого приёма можно было, например, пустить под откос поезд, поставив у него на пути обычный лист бумаги, — ведь застывший во времени объект не может измениться или сдвинуться!
Застывшие во времени враги — это очень удобно. В шутере Quantum Break в этом можно убедиться лично
Скорость можно изменить и на отрицательную, и тогда получатся знакомые читателям Стругацких контрамоты — люди, живущие «в обратную сторону». Такое возможно только в мирах, где работает «Б-теория»: вся временная ось уже предопределена, вопрос только в том, в каком порядке мы её воспринимаем. Чтобы ещё сильнее запутать сюжет, можно запустить в разных направлениях двух путешественников во времени. Так случилось с Доктором и Ривер Сонг в сериале «Доктор Кто»: они скакали по эпохам туда-сюда, но первая (для Доктора) их встреча для Ривер была последней, вторая — предпоследней, и так далее. Чтобы избежать парадоксов, героине приходилось следить, чтобы случайно не проспойлерить Доктору его будущее. Потом, правда, порядок их встреч превратился в полную чехарду, но героям «Доктора Кто» к такому не привыкать!
Миры со «статичным» временем порождают не только контрамотов: нередко в фантастике появляются существа, которые одновременно видят все точки своего жизненного пути. Трафальмадорцы из «Бойни номер пять» Курта Воннегута благодаря этому относятся к любым злоключениям с философским смирением: для них даже смерть — всего лишь одна из многочисленных деталей общей картины. Доктор Манхэттен из «Хранителей» из-за такого нечеловеческого восприятия времени отдалился от людей и ударился в фатализм. Абраксас из «Бесконечного путешествия» регулярно путался в грамматике, силясь понять, какое событие уже произошло, а какое будет завтра. А у инопланетян из рассказа Теда Чана «История твоей жизни» возник особенный язык: все, кто его выучил, тоже начинали одновременно видеть прошлое, настоящее и будущее.
Фильм «Прибытие», снятый по мотивам «Истории твоей жизни», начинается с флешбэков… Или нет?
Источник