- Геополитический разворот стран Центральной и Восточной Европы: тактический ход или стратегическая альтернатива?
- § 10. Страны Восточной Европы
- 1. Выделите основные этапы послевоенного развития стран Восточной Европы и дайте им краткую характеристику.
- 2. Почему из возможных вариантов общественного развития в странах Восточной Европы реализовалась советская модель социализма? Объясните значение понятия «советская модель социализма».
- 3. Назовите проявления кризиса социалистической системы в странах Восточной Европы в 1950 — 1960-е гг.
- 4. Определите внутренние и внешние факторы краха социализма в Восточной Европе. Почему крах социалистической системы произошёл в ходе быстротечных и бескровных «бархатных революций»? Назовите имена новых политических лидеров стран Восточной Европы, выдвинувшихся в годы демократических преобразований 1980-х гг.
- 5. Экономическую стратегию постсоциалистических преобразований во всех странах Восточной Европы составила программа «шоковой терапии». В чём суть этой программы? Какие экономические проблемы были решены в ходе её реализации? Каковы негативные последствия «шоковой терапии»?
- 6. Почему в странах Восточной Европы одной из наиболее острых и болезненных проблем постсоциалистического развития стал национальный вопрос? Как он был решён в Германии, Чехословакии?
- 7. Каковы причины югославского кризиса? Какое участие принимали страны Запада в разрешении этого конфликта? Как можно оценить действия НАТО в этом регионе?
- 8. Охарактеризуйте политическую карту Восточной Европы в начале ХХI в. Какие страны Восточной Европы в настоящее время являются членами ЕС, какие — НАТО?
Геополитический разворот стран Центральной и Восточной Европы: тактический ход или стратегическая альтернатива?
Заметное ухудшение отношений России с Европой ставит повестку дня вопрос о поиске политических альтернатив. Так, Германия в лице федерального канцлера Ангелы Меркель намерена серьезно ревизовать проводившуюся в течение десятилетий «восточную политику». Углубляющийся «украинский кризис», нарастающее информационно-политическое и экономическое давление Россию поставили в повестку дня вопрос о поиске альтернативных направлений сохранения и (на перспективу) наращивания геополитического влияния нашей страны. Одним из таких направлений сегодня волею судеб стала Центральная и Восточная Европа.
Сегодня ряд стран, относящихся к этому региону выражают «особую позицию», проявляя скепсис в отношений антироссийских санкций и готовы пробить «брешь» в условном «занавесе», который формируется вокруг России – участвуя в строительстве газопроводов, замещая возникшие вследствие санкций «ниши» на российском потребительском рынке, инвестируя в инфраструктурные и некоторые связанные с технологической модернизацией проекты. Страны этого региона имеют особый, отличный от руководства США и ЕС взгляд на политические процессы на Украине – более сдержанный и взвешенный, связанный не столько с идеологемами, сколько с желанием сохранить минимально необходимую стабильность на своих западных рубежах и в Европе в целом.
При этом следует помнить, что страны ЦВЕ – страны со сложной судьбой и особой политической идентичностью, а равно – с неоднозначным опытом отношений с Россией и друг с другом[1].
Последним, в частности, свойственны обостренное чувство национальной и национально-государственной идентичности, не допускающее простого и поэтапного «демонтажа» национального суверенитета в рамках протекающих сегодня интеграционных процессов. Особое геополитическое мироощущение, связанное с внешней уязвимостью от «больших держав», опасение последствий от любых масштабных сдвигов «баланса сил». Наряду с этим – весьма неоднозначное отношение к «новой европейской идентичности», связанной с отказом от традиционной морали, национальных и христианских ценностей. По сию пору в большинстве из этих стран присутствует сложное переплетение «правых» и «левых» идеологем, несвойственное для стран «Старой Европы», а равно и востребованность «левой» и «правой» альтернатив либеральной политике, ставшей сегодня «мэйнстримом» на уровне всего Евросоюза. Наконец, особая модель протекания политического процесса, связанная с резкой сменой политических ориентиров через определенные промежутки времени. Энтузиазм и масштабные надежды, связанные с распадом «Восточного блока» и возвращением в Большую Европу», утвердившиеся в восточноевропейских обществах на рубеже 1980-90-х годов, сменились более прагматичными подходами, если не откровенным евроскептицизмом, к середине 2000-х годов.
Предпосылками подъема правоконсервативных сил в странах Центральной и Восточной Европы в период c 1990–2000-х годов являются:
1) форсированная «десоветизация» 90-х годов, открывшая широкие возможности для возрождения правоконсервативной идеологии, способной бросить вызов как либеральной, так и социал-демократической идеологиям;
2) сохраняющаяся во многих странах ЦВЕ сильная национально-консервативная традиция, нашедшая свое выражение в деятельности новых и возрожденных «праворадикальных» и «право-популистских» партий;
3) фактическая неудача социально-экономических реформ и самого процесса модернизации во многих из стран ЦВЕ в 1990-е годы, что объективно способствовало росту популярности правоконсервативных сил, в том числе популистского и евроскептицистского толка;
4) обостренное восприятие негативных эффектов глобализации и европейской интеграции, ощущение себя значительной частью населения восточноевропейских стран на положении «париев» и «изгоев» в рамках «европейского проекта» с учетом драматического исторического опыта этих народов в ХХ в., что способствует росту настроений в духе национализма и изоляционизма;
5) недовольство части правящих элит стран ЦВЕ, включенных в «евроинтеграционный проект», и вызванная этим активизация контрэлит (в том числе «справа»), рассчитывающих на право-популистской волне потеснить проевропейски ангажированные правящие элиты.
В конечном итоге, протекающие сегодня в Восточной Европе процессы заслуживают несомненного интереса, поскольку связаны с поисками восточноевропейскими акторами стратегий развития, альтернативных задаваемой «Старой Европой» повестке дня. Поиск подобной альтернативы является только реакцией Восточной Европы на современный кризис «ценностных оснований» проекта европейской интеграции и на углубляющийся кризис в самих восточноевропейских странах. Можно также усмотреть в этих устремлениях попытку «ценностно-идеологического реванша» со стороны части восточноевропейских элит, которые сегодня пытаются «переписать историю» и преодолеть нынешний «второстепенный статус» своих государств. Последнее также предполагает их фактический отказ от участия в проекте построения «либеральной Европы», что грозит в перспективе разрушением единого ценностно-идеологического, политико-правового и социально-экономического пространства «объединенной Европы».
Среди приверженцев новых подходов – премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, бывший либерал-реформатор и поклонник Маргарет Тэтчер, перешедший после своей электоральной победы в 2010 году на право-консервативные позиции и превратившийся в своего рода «enfant_terrible» в глазах руководства ЕС. Благодаря его прагматическому подходу в венгерской политике происходит переоценка исторического опыта взаимоотношений с Россией, отягощенного целым рядом драматических событий – от участия российских войск в подавлении венгерской революции 1849 года до кровопролитного гражданского противостояния осени 1956 года, завершившегося военным вмешательством Москвы. Формулируя свою позицию, премьер-министр Венгрии заявил, что его страна, строя свои отношения с Москвой, не собирается оглядываться на позицию ЕС и США. «Нам необходимо действовать, исходя из собственных интересов. И наш главный геополитический интерес состоит в том, чтобы предотвратить новую холодную войну», — заявил недавно Виктор Орбан.
В более умеренной форме ревизию устоявшихся в ЕС подходов к отношениям с Россией осуществляет президент Чехии «посткоммунист» Милош Земан. Последний, пришедший к власти в конкуренции с приверженцами «евроинтеграции без границ» и некоторое время выверявший свой новый «прагматический» курс в отношении России. В итоге Земан решительно выступил против антироссийских санкций и порекомендовал руководству ЕС более «реалистический» подход к ситуации вокруг Украины.
В свою очередь, премьер-министр Словакии Роберт Фицо также выступил против санкций ЕС в отношении России и пригрозил наложить вето на дополнительные меры, которые собирается ввести Брюссель. «Я оставляю за собой право наложить вето на санкции, которые навредят национальным интересам Словакии», — подчеркнул Фицо на августовском самите ЕС в Брюсселе. Поступок Фицо побуждает вспомнить об особой позиции трижды становившегося премьером независимой Словакии Владимира Мечьяра, стремившегося к особому позиционированию своей страны в ЕС и желавшего для нее взаимовыгодного партнерства с Россией.
Особое значение для России имела в складывающейся ситуации позиция Сербии. Руководство последней, информированное высшими органами ЕС о готовности облегчить стране интеграцию в общеевропейские структуры в обмен на присоединение к режиму санкций, тем не менее, воздержалось от подобного шага – чем и обозначило один из ключевых приоритетов своей внешней политики.
Вместе с тем, основной тон в этом процессе оформления новой геоэкономической (с прицелом – геополитической) общности задает Вена. Так, в начале ноября с.г. канцлер Австрии Вернер Файман заявил, что всегда сомневался в эффективности санкций против РФ в контексте урегулирования украинского кризиса, и подчеркнул свое неприятие идеи о введении нового «пакета» санкций. «Я всегда говорил, что они (санкции) — это всего лишь маленький кусочек мозаики, притом очень нежелательный. Австрийцы всегда выступали за политические переговоры, и мы будем продолжать настаивать на этом и в дальнейшем», — сказал глава австрийского кабинета.
Следуя политическим заветам «архитекторов» послевоенной Австрии Бруно Крайского и Курта Вальдхайма, современное руководство страны последовательно выступает против изоляции России и новых линий раздела в Европе, не забывая при этом и о своих экономических интересах. Так, например, согласно заключенному недавно соглашению, австрийская энергетическая компания OMV вместе с российским «Газпромом» участвует в строительстве трубопровода «Южный поток», присоединив последний к своим трубопроводам.
Безусловно, можно говорить о незначительном политическом и экономическом весе стран Центральной и Восточной Европы. Однако «сложение» их усилий и устремлений способно принести ощутимый эффект – особенно с учетом неоднозначной реакции на принимаемые в отношении РФ меры в немалой части политической элиты и бизнес-кругах ведущих стран Евросоюза. Центральная и Восточная Европа, изначально отличавшаяся в рядах ЕС «лица не общим выраженьем», способна стимулировать смену «повестки дня» и в рамках «Большой Европы». Как результат, в новом и неожиданном (пусть и усеченном) виде начинает возрождаться геоэкономический и геополитический «контур» исторической Австро-Венгрии[2]. Сегодня этот «возрожденный образ» способствует не разделению Европы и внешнеполитической изоляции России, как неоднократно бывало во времена исторического существования этой империи, но препятствует изоляции России.
Безусловно, можно скептически оценивать все изложенные выше резоны, указывая на условность и подвижность восточноевропейских политических трендов. Однако политика, и особенно внешняя, прежде всего – искусство возможного. России сегодня необходимы отказ от многолетних шаблонов и инерции, но прежде всего — неординарные и «неформатные» политические шаги во внешней политике, позволяющие если не нейтрализовать, то хотя бы ослабить существующие внешние вызовы. Для этого от нее потребуются политическая интуиция и готовность действовать по нескольким направлениям одновременно, предлагая новым партнерам конкретные возможности и преференции. Восточноевропейское направление внешней политики, как представляется автору, дает Москве шанс попытаться вернуть себе инициативу и усилить свое влияние на европейские дела.
[1] Левяш И. Я. Средняя Европа: структура и геополитический выбор // Полис. 1995. № 1. С. 59. [2] Wolff-Poweska A. Mitteleuropa – Das gelobte land? // Deutsche Studien. 1988. № 103. S. 265–283.
Источник
§ 10. Страны Восточной Европы
1. Выделите основные этапы послевоенного развития стран Восточной Европы и дайте им краткую характеристику.
1 этап
Длился с момента освобождения от фашизма до установления однопартийной власти коммунистов (до 1947-1948 г.). В этот период политическая система вce ещё была многопартийной, хотя коммунисты и играли значительную роль. Сохранялась частная собственность и другие черты довоенного капитализма.
2 этап
Характеризуется построением социализма по советскому сценарию. Он предполагал захват коммунистическими партиями монополии на власть и жёсткое подчинение их КПСС, национализацию.
3 этап
Начался после разоблачения культа личности Сталина на XX съезде КПСС в 1956 году. После этого в странах Восточной Европы прошли митинги, призывающие к десталинизации. В Венгрии, они перешли к настоящее антисоветское восстание, в остальных дело закончилось миром. Но именно тогда у разных стран региона появились собственные черты. В частности, в Польше избрано руководство, которое Никита Хрущёв не поддержал, даже осудил. СССР не пошёл на открытое, противостояние, пока Варшава в целом не отказывалась от социализма и участия в Организации Варшавского договора.
4 этап
Начался под влиянием «перестройки» в СССР. В условиях ослабления контроля со стороны Москвы в странах Восточной Европы начались народные движения за демократизацию. Этот этап завершился бархатными революциями, то есть отказом от социалистического пути развития и выходом из ОВД.
5 этап
Переход стран региона от плановой экономики к рыночной. Всюду это происходило через «шоковую терапию», потому сопровождалось резким падением уровня жизни. Однако меры оказались эффективными, потому период бедствий продлился недолго и сменился следующем периодом стабильного развития.
6 этап
Время после успешного завершения «шоковой терапии», когда наблюдался постепенный рост, перестроенной на рыночных началась экономики, а также уровня жизни населения. На данном этапе эти страны все больше интегрировались с государствами Запада.
7 этап
Характеризуется европейской интеграцией. В этот период многие страны региона вступили в Европейский союз и продолжили развитие в рамках зтого образования.
2. Почему из возможных вариантов общественного развития в странах Восточной Европы реализовалась советская модель социализма? Объясните значение понятия «советская модель социализма».
Потому что после Второй мировой войны СССР включил старны Восточной Европы в свою сферу влияния.
Советская модель социализма — это социалистическая система с высоким уровнем концентрации советской власти в экономике и политике. Советская модель является первой в мире моделью социализма. Она была провозглашена как единая для всех стран модель социализма.
3. Назовите проявления кризиса социалистической системы в странах Восточной Европы в 1950 — 1960-е гг.
Часть населения восточноевропейских государств начала открыто проявлять своё недовольство властью. В некоторых странах дело дошло до забастовок и вооружённых столкновений.
В Венгрии в 1956 г. правительство возглавил реформистски настроенный Имре Надь. Он отменил однопартийное правление и потребовал вывода советских войск из Венгрии, заявив о выходе своей страны из Организации Варшавского договора. В ответ руководство СССР ввело на территорию Венгрии войска. Венгерские «борцы за свободу» сопротивлялись и просили помощи у Запада. Однако её не получили.
Весной 1968 г. либеральные реформы, известные как «пражская весна», начались в Чехословакии. В августет 1968 г. под предлогом защиты социализма войска 5 стран-членов Организации Варшавского договора (СССР, Польши, ГДР, Венгрии и Болгарии) пересекли границу страны. Реформы в Чехословакии были свёрнуты.
В Польше в 1956 г. проходили массовые выступления трудящихся. Чтобы их прекратить, польское правительство провело некоторые реформы. Однако недовольство граждан положением в стране по-прежнему сохранялось.
4. Определите внутренние и внешние факторы краха социализма в Восточной Европе. Почему крах социалистической системы произошёл в ходе быстротечных и бескровных «бархатных революций»? Назовите имена новых политических лидеров стран Восточной Европы, выдвинувшихся в годы демократических преобразований 1980-х гг.
Внутренние факторы краха социализма в Восточной Европе:
— отставание экономики социалистических стран от рыночной экономики Запада;
— подавление свобод.
Внешние факторы краха социализма в Восточной Европе:
— прекращение поддержки со стороны СССР;
— поддержка, обещанная Западом.
Крах социалистической системы произошёл в ходе быстротечных и бескровных «бархатных революций», потому что этот строй держался на влиянии СССР, после ослабления которого лидерам «народных демократий» больше не на кого было опереться.
Новые политические лидеры стран Восточной Европы, выдвинувшиеся в годы демократических преобразований 1980-х гг.: Лех Валенса в Польше, Вацлав Гавел в Чехословакии, Иожеф Антал в Венгрии, Ион Илиеску в Румынии, Желю Митев Желев в Болгарии, Добрииа Чосич в Югославии, Сали Рам Бериша в Албании.
5. Экономическую стратегию постсоциалистических преобразований во всех странах Восточной Европы составила программа «шоковой терапии». В чём суть этой программы? Какие экономические проблемы были решены в ходе её реализации? Каковы негативные последствия «шоковой терапии»?
Суть шоковой терапии в проведении приватизации и приостановлении сдерживания роста цен на основные продукты потребления и услуги.
В ходе её реализации стало больше товаров народного потребления.
К негативным последствиям «шоковой терапии» можно отнести высокий уровень безработицы, рост цен и преступности, многие люди не могли себе позволить купить товары народного потребления.
6. Почему в странах Восточной Европы одной из наиболее острых и болезненных проблем постсоциалистического развития стал национальный вопрос? Как он был решён в Германии, Чехословакии?
Потому что века миграции и завоеваний привели к тому, что население большинства восточноевропейских стран стало многонациональным по своему составу. Почти в каждом государстве наряду с титульной нацией проживают также этнические меньшинства, отстаивающие собственную идентичность.
Германия объединилась, то есть ГДР просто присоединилась к западному соседу и перестала существовать как отдельное государство. Чехословакия, столкнувшись с этнической напряжённостью, мирно разделилась в 1993 г. на два государства — Чешскую Республику и Словакию.
7. Каковы причины югославского кризиса? Какое участие принимали страны Запада в разрешении этого конфликта? Как можно оценить действия НАТО в этом регионе?
После победы «бархатной революции» и развала СССР в Югославии усилились сепаратистские тенденции. В республиках к власти стали приходить националистические партии. В результате революционные процессы привели к межнациональным и межэтническим конфликтам.
Для соблюдения достигнутых договоренностей Дейтонского соглашения в Боснию и Герцеговину были направлены войска НАТО.
Западная позиция была антисербской. В 1999 г. произошло масштабное военное вмешательство Запада во внутренние дела Союзной Республики Югославия. Югославия была подвергнута бомбардировке авиацией НАТО. После этого в 2000 г. был свергнут её президент Слободан Милошевич. К власти в Белграде пришли прозападные политические силы.
8. Охарактеризуйте политическую карту Восточной Европы в начале ХХI в. Какие страны Восточной Европы в настоящее время являются членами ЕС, какие — НАТО?
В начале ХХI в. страны были разделены на две большие группы — вступившие в Европейский союз, и желающие это сделать.
В настоящее время являются членами ЕС Польша, Чехия, Словакия. Венгрия, Румыния, Словения. Хорватия и Болгария, то есть все страны, за исключением некоторых государств бывшей Югославии.
Членами НАТО являются Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Словения, Хорватия, Болгария, Черногория и Албания.
Источник