Страны, против которых США вводили экономические санкции
Белоруссия
Американские санкции против Белоруссии впервые были введены в октябре 2004 года, когда был принят документ «Акт о демократии в Белоруссии»
Он содержал анализ белорусской политической реальности и законодательства. В одиннадцати пунктах описывались признаки авторитарности режима Александра Лукашенко.
В разделе о санкциях указывалось, что за исключением нужд гуманитарного характера правительству США запрещено предоставлять правительству Белоруссии «какие-либо займы, кредитные гарантии, страховые выплаты, финансирование и любое иное финансовое содействие».
В 2006 году Конгресс США принял «Уточняющий акт о демократии в Белоруссии», продлив санкции предыдущего акта еще на два года и увеличив финансирование оппозиции и независимых масс-медиа.
В 2011 году был принят новый «Акт о демократии и правах человека в Белоруссии». Из 22 «обвинительных пунктов» 10 касались подавления акции 19 декабря 2010 года, когда были задержаны 600 человек, включая 4 из 6 кандидатов в президенты. Документ расширил круг упоминаемых чиновников, прибавив к ним сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, США призвали
Международную федерацию хоккея приостановить подготовку к ЧМ-2014 в Минске и ввели санкции в отношении отдельных белорусских предприятий, запретив деловые контакты с ними и заморозив их активы.
В начале 2012 года на территорию США был запрещен въезд президенту Лукашенко (США не признают его легитимным руководителем государства), двум его старшим сыновьям и чиновникам — всего 157 человек. В 2013 году санкции были продлены еще на год.
В 2014 году президент США вновь продлил действие санкций на один год.
Йемен
В ноябре 2014 года правительство США ввело санкции в отношении бывшего президента Йемена Али Абдаллы Салеха, а также лидеров хуситов Абдаллы Яхии аль-Хакима и Абд аль-Халида аль-Хути, которые, по мнению американского правительства, участвовали «в действиях, которые прямо или косвенно угрожают миру, безопасности или стабильности в Йемене». Их возможные активы на территории США были заморожены, также им был запрещен въезд на территорию Соединенных Штатов.
Кроме этого компаниями и частным лицам из США отныне запрещается вести с ними любую деятельность.
После окончания Ирано-иракской войны (1980-1988) США запретили экспорт в Ирак оборудования, которое могло использоваться в военных целях.
В 1990 году США ввели торговые санкции против Ирака, как страны, поддерживающей терроризм.
Американский закон от 1992 года запретил поставки оружия Ираку и разрешил введение санкций в отношении государств, вовлеченных в поставку «дестабилизирующих» вооружений Тегерану.
В 2003 году президент США Джордж Буш отменил санкции американского правительства, введенные в 1990 году в отношении Ирака.
В 1979 года США заморозили все иранские авуары и золотые запасы в своих банках в ответ на захват американского посольства в Тегеране. Кроме этого, иностранные компании, нарушившие ограничения, были также подвержены санкциям.
В 1980 году был введен запрет экспорта из США в Иран по существу всех товаров, включая продовольствие и медикаменты.
Затем было наложено эмбарго на импорт любых товаров из Ирана в США, поездки американцев в Иран.
В 1984 году был введен запрет на выдачу кредитов международными финансовыми организациями. В 1987 году товарооборот между США и Ираном полностью прекратился.
В 1995 году санкции были ослаблены, и в Иран стало возможно поставлять американские товары через третьи страны.
В 1996 году Конгресс США утвердил закон о новых санкциях, в котором помимо прочего было указано, что любое государство, инвестировавшее в энергетику Ирана более 20 миллионов долларов, будет также подвержено санкциям, среди которых: запрет на межбанковскую деятельность, потерю лицензий на экспорт и экспорт оборудования в США, запрет на получение крупных кредитов американских банков, запрет на привлечение инвестиций, запрет на покупку казначейских облигаций, запрет американским компаниям импортировать оборудование в указанное государство.
В 2005 году США ввели целый ряд новых санкций: главным образом, против иранских банков, а также компаний и физических лиц, так или иначе связанных с атомной и оружейной промышленностью Ирана.
В 2014 году США выборочно ослабили экономические санкции против Ирана. Корпорация Boeing получила от правительства лицензию на экспорт в республику запасных частей для коммерческих самолетов.
Китай
США ввели международные санкции против Китая после событий на пекинской площади Тяньаньмэнь 3-4 июня 1989 года (тогда силой была прекращена серия демонстраций китайских студентов, продолжавшихся с 15 апреля).
Для тотальной изоляции Китая Вашингтон принял целую серию мер по свертыванию двустороннего сотрудничества с КНР. Они включали в себя приостановку всех контактов с Китаем на высоком уровне, прекращение обменов по военной линии, мораторий на любые поставки в КНР вооружений и военной техники. В июне-июле 1989 года Конгресс США одобрил программу экономических санкций в отношении КНР, предусматривавших отказ от многих проектов торгово-экономического взаимодействия. Одновременно президент США Джордж Буш-старший дал указание американским представителям в международных финансовых организациях добиваться приостановки выделения Китаю кредитов.
К 1993 году США окончательно отказались от линии на отчуждение Китая и взяли курс на нормализацию отношений.
После разделения Кореи на Южную и Северную в 1948 году и начала в 1950 году Корейской войны, США распространили на КНДР «Закон экспортного контроля», «Закон о торговле с врагом», «Расширение Закона о Конвенции о торговле «, запрещающие экспорт, торговлю и торговый обмен, а также предоставление режима наибольшего благоприятствования Северной Корее. Согласно законам, любые американские товары и технические услуги не разрешалось экспортировать в КНДР даже через третьи страны без разрешения Государственного департамента США. Средства граждан КНДР в США были заморожены.
В июне 2000 года экономические санкции были смягчены — Северная Корея получила возможность экспортировать сырье в США, а американские компании получили возможность инвестировать в северокорейское сельское хозяйство, инфраструктуру и туризм.
В октябре 2005 года США под предлогом борьбы с нераспространением технологий оружия массового уничтожения ввели санкции против восьми северокорейских компаний.
26 июня 2008 года президент США Джордж Буш своим распоряжением отменил запрет на ведение внешнеторговых операций.
Вместе с тем ряд введенных США односторонних ограничений в отношении КНДР остается в силе. Принадлежащие КНДР или северокорейским гражданам активы, находящиеся в юрисдикции США и замороженные решениями американского правительства по состоянию на 16 июня 2000 года, «остаются заблокированными и не могут быть перечислены, оплачены, экспортированы, сняты или подвергнуты каким-либо иным действиям». Санкции были продлены в 2010 и 2011 годах.
После проведения в КНДР в феврале 2013 года ядерного испытания, в марте 2013 года власти США ввели ряд санкций и заморозили активы трех граждан Северной Кореи, являющихся сотрудниками компаний Tanchon Commercial Bank и Korea Mining Development Corporation (KOMID), представляющих интересы страны в Китае. По мнению властей США, они связаны с крупнейшим северокорейским экспортером оружия. Через несколько дней были введены новые односторонние санкции против Банка внешней торговли КНДР — главного внешнеторгового банка страны «за его роль в поддержке программы оружия массового уничтожения». Также были введены санкции против трех высокопоставленных северокорейских чиновников и двух партийных функционеров.
Экономическая блокада Кубы со стороны США продолжается более 50 лет. По состоянию на март 2014 года, экономические издержки от блокады со стороны США для кубинских жителей составили 116,8 миллиарда долларов.
Формально полная торговая блокада Кубы со стороны Соединенных Штатов была введена декретом президента Джона Кеннеди 3 февраля 1962 года, однако фактически она началась почти сразу после победы Кубинской революции 1 января 1959 года.
В отношении Кубы действует «Закон о торговле с врагом» (Trading With the Enemy Act) от 6 октября 1917 года, который запрещает торговые операции гражданам и компаниям США с государствами, которые находятся в состоянии войны с Соединенными Штатами. Закон продлевается ежегодно. В сентябре 2014 года США вновь продлили торговое эмбарго против Кубы на год.
В 1996 году конгресс США в дополнение к эмбарго принял «закон Хелмса-Бертона» о санкциях против иностранных компаний, торгующих с Кубой. С 1 августа 2009 года США по инициативе Обамы приостановили на полгода действие «закона Хелмса-Бертона». С этого времени президент США подписывает указ о приостановке действия этого закона каждые полгода.
Ливия
26 февраля 2011 года президент США Барак Обама подписал указ о введении односторонних финансовых санкций в отношении ливийского лидера Муамара Каддафи, его правительства и членов семьи. В соответствии с указом, замораживалась вся собственность и все банковские счета Каддафи, его правительства и четверых родственников, вводился запрет на любые банковские операции с правительством Ливии.
Сумма замороженных активов составила 30 миллиардов долларов.
27 февраля 2011 года госсекретарь США Хиллари Клинтон объявила о введении визовых санкций в отношении ливийского лидера Муамара Каддафи, членов его правительства и ближайшего окружения.
Санкции были введены на фоне вооруженного восстания против режима Каддафи, которое продолжалось около девяти месяцев. Каддафи был убит в октябре 2011 года.
16 декабря 2011 года большая часть санкций в отношении Ливии была отменена. Администрация США пояснила, что с этого момента размораживаются все заблокированные активы Центробанка Ливии, находящиеся в банках под юрисдикцией Соединенных Штатов. Вместе с тем, средства и активы самого Каддафи и членов его семьи оставались заблокированными.
24 февраля 2012 года президент США Барак Обама еще на один год сохранил часть американских санкций, введенных в отношении бывшего руководства Ливии.
Россия
14 декабря 2012 года президент США подписал закон об «акте Магнитского», который предусматривает введение визовых санкций в отношении предполагаемых нарушителей прав человека в России.
12 апреля 2013 года Минфин США опубликовал список из 18 представителей правоохранительных органов и судебной системы России, которым будет закрыт въезд в США, а их американские активы будут заморожены. В мае 2014 года США расширили «список Магнитского» и ввели санкции в отношении еще 12 россиян, которых считают виновными в нарушении прав человека.
17 марта 2014 года США, не согласные с действиями России в ходе украинского кризиса, ввели санкции в отношении высокопоставленных российских политиков. Ограничения предполагают, в частности, запрет на въезд на территорию США и блокировку активов и собственности. 20 марта американский список был дополнен фамилиями еще 19 российских чиновников, парламентариев и бизнесменов.
11 апреля США ввели санкции в отношении крымской компании «Черноморнефтегаз» и крымских чиновников.
28 апреля власти США вновь расширили санкционный список.
В июле США от точечных санкций против отдельных физлиц и компаний перешли к мерам против целых секторов российской экономики.
16 июля американские власти ввели санкции в отношении ряда российских оборонных и сырьевых компаний. Вашингтон синхронизировал свой санкционный список с европейским, расширив его.
29 июля Минфин США расширил санкционный список, включив в него три российских банка и Объединенную судостроительную корпорацию РФ.
12 сентября CША блокировали доступные американской юрисдикции активы пяти российских оборонных компаний и ужесточили ограничения по доступу к рынку капитала для шести банков РФ.
18 декабря президент США Барак Обама подписал закон 5859 «О поддержке свободы на Украине в 2014 году», который позволяет ему принимать дополнительные ограничительные меры в отношении России. В документе указывается, что он нацелен на «введение санкций в отношении России и на оказание дополнительной помощи Украине».
Сирия
11 мая 2004 года президент США Джордж Буш в соответствии с принятым американским конгрессом «Законом об ответственности Сирии» ввел против Сирии ряд экономических санкций. Буш обвинил сирийское руководство в поддержке терроризма, оккупации Ливана, осуществлении программ по созданию оружия массового уничтожения, а также в подрыве усилий международного сообщества по стабилизации Ирака.
В апреле-мае 2006 года ограничительные санкции США против Сирии снова были расширены.
14 февраля 2008 года Джордж Буш подписал распоряжение, предусматривающее расширение санкций, блокирующих собственность высокопоставленных официальных лиц правительства Сирии и связанных с ними лиц на территории США.
29 апреля 2011 года США ввели односторонние санкции в отношении ряда сирийских чиновников и госструктур, которые, по мнению американской администрации, нарушают права человека в этой стране. Санкции стали ответом на подавление начавшихся в Сирии антиправительственных выступлений.
18 мая 2011 года США объявили о введении санкций в отношении президента Сирии Башара Асада, обвинив его в нарушении прав человека.
23 апреля 2012 года США ввели санкции в отношении людей и организаций, помогающих сирийским и иранским властям контролировать с помощью новейших информационных технологий частную жизнь граждан и, тем самым, нарушать их права.
18 июля 2012 года после теракта в здании Службы нацбезопасности Сирии в Дамаске, где погибли и получили ранения несколько руководителей силовых структур Сирии, власти США вновь расширили санкционный список в отношении Сирии.
В июне 2013 года США смягчили санкции в отношении Сирии, чтобы иметь возможность поддерживать сирийскую оппозицию.
В мае 2014 года президент США Барак Обама сообщил, что продлевает на год действие санкций против Сирии. В частности, продлевается запрет на экспорт и реэкспорт ряда сирийских товаров, и США продолжат блокировать активы ряда сирийских чиновников, которые смогут обнаружить.
В октябре 2014 года санкционный список вновь был расширен.
В разные годы правительство США также вводило санкции в отношении Бирмы, Зимбабве, Кот-д’Ивуара, Демократической Республики Конго, Ливана, Сомали, Судана, Южного Судана.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Источник
Новые санкции США против России. Главное
Президент США Джо Байден подписал указ «О блокировке собственности за определенные вредительские действия правительства Российской Федерации». Этот указ вводит новую правовую базу для потенциально существенного расширения американских санкций в отношении российских чиновников, организаций и компаний.
В преамбуле указа объясняется, что Россия несет ответственность за:
- попытки подорвать демократические выборы в США и союзнических странах;
- причастность к хакерским атакам на инфраструктуру США и стран-союзников;
- транснациональную коррупцию с целью повлиять на зарубежные правительства;
- попытки навредить диссидентам и журналистам за пределами российской территории;
- нанесение ущерба безопасности стран и регионов, важных для национальной безопасности США, включая нарушение территориальной целостности других стран.
В связи с этим Байден объявил еще одно национальное «чрезвычайное положение» (national emergency) в ответ на угрозы из России. В марте 2014 года президент Барак Обама ввел такой режим в связи с присоединением Крыма к России, в сентябре 2018 года Дональд Трамп объявил чрезвычайное положение для предотвращения угрозы иностранного вмешательства в выборы США.
Ответ России на новые санкции будет проработан в ближайшее время, заявила официальный представитель российского МИДа Мария Захарова. «Наши эксперты сейчас непосредственно занимаются его подготовкой», — отметила она.
Санкции против ОФЗ
В соответствии с новым указом Байден ввел новые санкции в отношении России. Прежде всего это дополнительные секторальные санкции в отношении российских облигаций федерального займа (ОФЗ). Министерство финансов США выпустило директиву (.pdf), которая запрещает американским финансовым институтам участие в первичных размещениях облигаций Минфина России или Банка России независимо от валюты выпуска. Запрет распространяется на рублевые бумаги, которые будут выпущены после 14 июня 2021 года.
С августа 2019 года американским инвесторам уже запрещено участвовать в первичных размещениях российских гособлигаций, номинированных в иностранной валюте (эти ограничения продолжают действовать). Поскольку «участие» включало в себя не только покупку бондов, но и проведение корреспондентских расчетов, на практике для Минфина России рынок долларовых заимствований закрылся. Однако облигации в евро разместить удалось без участия американских банков.
Новые ограничения означают, что после 14 июня американские инвесторы не смогут покупать ОФЗ на регулярных аукционах Минфина России. Санкции никак не затрагивают вторичный рынок ОФЗ, подчеркнуло Казначейство США. «Ограничение на участие в первичных размещениях ОФЗ решается с помощью российских финансовых институтов, которые смогут выступать в роли первичных дилеров», — пояснил РБК главный стратег «Атона» Александр Кудрин. Однако, возможно, резиденты США не станут покупать ОФЗ и на вторичном рынке, учитывая иногда излишне строгие программы комплаенса и риск дальнейших ограничений. Санкции никак не ограничивают инвестиции в российский госдолг физических лиц США.
На 1 января 2021 года резиденты США владели около 6,9% всех обращающихся ОФЗ, или примерно $12,8 млрд, оценивал ЦБ (.pdf). Однако с того времени часть нерезидентов ушла с рынка ОФЗ. Администрации Байдена не удалось привлечь Евросоюз или Великобританию к санкциям против российского госдолга, поэтому европейские и британские инвесторы (на 1 января держали около 12% всех ОФЗ) смогут продолжать инвестировать в ОФЗ без оглядки на американские санкции. Ограничения США не затрагивают облигации структур, подконтрольных Минфину России или ЦБ.
Ответ российских властей
Минфин и Банк России выпустили заявления сразу после объявления санкций, в которых изложили план действий по минимизации последствий для российского рынка. По сообщению Минфина:
- внутренние госзаимствования в 2021 году будут сокращены на 875 млрд руб. (вместо этого будут задействованы свободные остатки средств в казне);
- решения о проведении новых аукционов по размещению ОФЗ в ближайшие недели будут приниматься с учетом рыночной конъюнктуры;
- размещение ОФЗ после 14 июня будет производиться посредством эмиссии новых выпусков с прекращением доразмещений ОФЗ, выпуски которых были зарегистрированы ранее (Минфин опасается, что такие доразмещения после 14 июня привели бы к выходу американских инвесторов из всего выпуска ОФЗ, включая бумаги, размещенные до 14 июня).
Еще до официального объявления о новых санкциях против России на рынке российского госдолга наблюдалась повышенная волатильность в ожидании их введения. Инвесторы рассматривали возможности их более жесткого варианта: в конце марта часть нерезидентов выходила из рублевых активов. На этом фоне эксперты допускали и более серьезные меры со стороны Минфина или ЦБ, например приостановку покупки иностранной валюты на рынке по бюджетному правилу, чтобы ослабить давление на рубль. Распродажа иностранцами ОФЗ, как правило, приводит к ослаблению национальной валюты, поскольку они конвертируют рубли от реализованных бумаг в иностранную валюту.
Министр финансов Антон Силуанов ранее также допускал, что власти будут специально договариваться с российскими банками и ЦБ о вливаниях ликвидности на рынке ОФЗ.
Банк России сообщил, что «при необходимости готов задействовать имеющиеся в его распоряжении инструменты в целях сохранения финансовой стабильности». По его словам, на начало апреля вложения нерезидентов в ОФЗ снизились до 19,7% от совокупного объема, а их доля в первичных размещениях ОФЗ в марте составила около 10%. Ниже 20% доля иностранцев в российском госдолге опустилась впервые с лета 2015 года.
«Действительно, это не самые худшие санкции [которые могли бы быть], но тем не менее мы ожидаем, что в общем портфеле ОФЗ продолжится сокращение доли иностранцев в течение года», — сказала РБК главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. По ее мнению, это ограничит потенциал для снижения ставок по российским госбумагам. В целом рынок «адекватно переварил новости, избежав панических настроений», поэтому есть потенциал укрепления рубля, считает эксперт. Другим положительным моментом является наступление ясности в санкционной истории вокруг ОФЗ, поскольку неопределенность оказывала негативное влияние на инвесторов, сказал главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев.
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова полагает, что теперь Минфин может сократить предложение бумаг с фиксированным доходом, которыми традиционно интересуются нерезиденты, и нарастить предложение ОФЗ с плавающим купоном, которые больше интересны российским банкам. «Я считаю, что эти ограничения не аннулируют возможность более жестких санкций на госдолг в будущем, тема санкций против госдолга не выглядит исчерпанной, возможно, это лишь первый шаг», — предупреждает Орлова.
С ней согласен директор французского отделения британской консалтинговой компании Aperio Intelligence Джордж Волошин, который напоминает, что изначально санкции в отношении ОФЗ ожидались по Закону о химическом и биологическом оружии. После мартовского первого раунда «химических» санкций их обязательный второй раунд практически неизбежен, говорил Госдепартамент США, и Волошин допускает, что администрация Байдена может использовать его, чтобы сильнее ужесточить санкции в отношении российского госдолга.
Потенциал будущих санкций
Минфин США также добавил в блокирующий санкционный список несколько российских фирм и организаций технологического сектора, связанных, по мнению ведомства, со спецслужбами, крымских чиновников и симферопольское СИЗО № 1, а также несколько новостных сайтов, которые, по данным американских властей, управляются российскими разведслужбами.
Несмотря на то что администрация Байдена официально признала Службу внешней разведки (СВР) организатором кампании по кибершпионажу против США, американское Казначейство не стало вносить СВР в санкционный список.
Для некоторых попавших под санкции фирм в сфере кибербезопасности последствия будут довольно ощутимыми, ожидает управляющий партнер юрфирмы Art De Lex Дмитрий Магоня: петербургскому «Необиту» будет затруднительно осуществлять взаимодействие с американскими партнерами (Dell, Intel, IBM, HP), а Positive Technologies нужно будет пересматривать свои отношения с глобальными клиентами со всего мира.
Американские санкции в будущем могут быть расширены и на другие компании и организации российского технологического сектора, следует из указа Байдена. Кроме того, администрация США вправе определить и другие секторы российской экономики, которые могут стать объектами санкций. Это расширение потенциала секторальных санкций в отношении России, что создает значимый санкционный риск. Указание на технологический сектор в указе Байдена означает, что лица, работающие в нем, могут быть подвергнуты персональным санкциям, подчеркивает Минфин США. До этого в качестве потенциальных секторов — мишеней санкций (в указе Обамы от марта 2014 года) назывались секторы финансовых услуг, энергетики, металлургии и горной добычи, инжиниринга и обороны.
Наконец, указ Байдена потенциально расширяет сферу действия американских санкций за счет указания на то, что персональные санкции могут быть введены также и в отношении супруга (супруги) или взрослых детей любых лиц, которые уже внесены в санкционный список по этому указу.
Источник