Американцы патриоты своей страны
ВОЕННОЕ ПРАВО
Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.
АРМИЯ РОССИИ
СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих
О феномене американского патриотизма
Чувство патриотизма, гордости за свою страну прививается в Соединённых Штатах с самого раннего возраста – родителями, школами, университетами, всеми ячейками общества. Гражданская миссия школы в стране, как свидетельствуют данные ряда исследований, сводится к тому, чтобы «идеологическая и этническая гетерогенность перекрывалась общеамериканской гомогенностью, опорой на нацию в целом». Убеждённость в богоизбранности, навязываемая американцам с детских лет и особо укрепляемая в публичных школах, осуществляет в первую очередь функции политической идеологии, эксплуатируя для этой цели приверженность американцев к религии.
Большинство американских школьников каждое утро читают молитву в форме клятвы верности следующего содержания: «Я верю в Соединённые Штаты Америки как правительство народа, из народа и для народа; чья прочная сила производна от согласия управляемых; в демократию в республике; в суверенную нацию под Богом многих суверенных штатов; в совершенный союз, единый и неделимый; установление тех принципов свободы, равенства и справедливости, за которые американские патриоты жертвовали своими жизнями и счастьем. Я поэтому верю, что моей обязанностью является любить страну, поддерживать её Конституцию, повиноваться её законам, почитать её флаг и защищать её против всех врагов».
В укороченном варианте на английском она выглядит так: «I pledge allegiance to the flag of the United States of America and to the Republic for which it stands, one nation under God, undivisible, with liberty and justice for all». Клятву написал в 1887 г. баптистский священник Ф. Беллами, бывший одновременно председателем Комитета по
образованию шт. Нью-Йорк. Впервые её произнесли 12 октября 1892 г. 12 млн американских школьников в честь 400-летия открытия Америки Колумбом. По настоянию ультрапатриотической организации «Рыцари Колумба» в 1954 г. в данную клятву были внесены и слова «нация под Богом», чтобы отделить Соединённые Штаты от «безбожного атеистического Советского Союза». Её произнесение сначала сопровождалось поднятием правой руки, но из-за похожести данного жеста на гитлеровское приветствие его заменили прикладыванием руки к сердцу. Такой ритуал присущ не только школьникам: руку прикладывают банкиры и президенты, солдаты и студенты, практически все добропорядочные американцы.
И хотя в США по сей день идут оживлённые дебаты на тему того, законно ли заставлять учеников произносить какие-либо клятвы, во многих учебных заведениях эта традиция соблюдается неукоснительно. В 1963 г. Верховный суд Соединённых Штатов предписал повторять молитву в публичных школах молча, про себя. Данное нововведение объясняется обращением к реалиям того времени, что подтверждает справедливость тезиса, что за всякой мистикой скрывается политика. Следует напомнить, что слова «нация под Богом» были введены в клятву верности после того, как в СССР прошли успешные испытания термоядерного оружия.
Смысл данного замечания весьма важен в плане понимания особенностей эволюции консервативной гражданской религии в США. В 60-х гг. актуализировалась как раз либеральная её версия. Дело в том, что прорыв человека в космос связывался с высокой эффективностью советской системы образования. На это обратила особое внимание администрация президента-католика Дж. Кеннеди, который неоднократно заявлял: «Не будет преувеличением сказать – исход битвы, которую мы ведём, будет решён в классных комнатах Америки». «Наш прогресс как страны, – подчёркивал он, – не может быть быстрее, чем прогресс в образовании.
Среди всех ресурсов на первом месте стоит интеллект». Тем не менее убеждённость в покровительстве Бога над народом США, «вера в Америку» в течение всей истории страны надстраивались над любой разновидностью христианства или иной религии; более того, данная вера обычно присуща и гражданам страны, индифферентно или даже враждебно относящимся к традиционным вероисповеданиям. Эта вера и является своеобразным политико-идеологическим ядром патриотического воспитания в системе образования США. Патриарх американской социологии религии В. Герберг (1898–1977) подчёркивал, что особая роль в привитии сакральных ценностей американского образа жизни отводится системе начального и среднего образования. Здесь, по его мнению, юному американцу прививают основные положения гражданской («цивильной») религии (сiviс religion). На этом основании он утверждал: «Публичные школы стали почти священным объектом американского народа; они помогали создавать американцев, и не было ничего важнее этой задачи.
Американизм – если этим словом можно обозначить глубокое желание быть американцами – позже в условиях научно-технической революции в значительной мере заменил религиозность как важнейшую их характеристику, хотя это обесценивание религии маскировалось при помощи новой концепции, в соответствии с которой религия и образование – процессы параллельные, встречающиеся лишь в конечном счёте». Согласно В. Гербергу, в Америке оформилась целая «религия публичного образования», которая явилась более значимым фактором для большинства американской молодёжи, чем религия церквей. Здесь обучают не христианству, а «религии демократии», религии американского образа жизни. Президентство республиканца Р. Рейгана в 80-х гг. прошлого столетия характеризовалось призывами «к возврату Бога в школьные классы». Так, власти штата Кентукки потребовали введения таблички с 10 заповедями во всех школах страны для «поднятия морального духа народа». Чтобы обойти первую поправку к Конституции США, равно как и решение Верховного суда от 1963 г., поборники этого нововведения называли заповеди «фундаментальным легальным кодексом западной цивилизации и общим законом Соединённых Штатов». Р. Рейган в своих радиообращениях к нации призывал напоминать не только школьникам, но и студентам, что именно вдохновлённые верой в Америку патриоты своим примером учили, как жертвовать своими жизнями и счастьем, и что обязанностью молодого поколения является любить страну, поддерживать её Конституцию, повиноваться её законам, почитать её флаг и защищать её от всех врагов.
В 80-е гг. была создана целая инфраструктура, обеспечивавшая такого рода воздействие на умы и сердца учащихся. Однако практика политического и патриотического воспитания подрастающего поколения столкнулась с новой ситуацией – наплывом иммигрантов, включая приверженцев «прогрессивного ислама», японского и тибетского буддизма, сикхизма, индуизма. Дети выходцев из стран Азии и Тихоокеанского региона, а это многомиллионный поток новых граждан, поступавшие в публичные школы, с трудом приживались в новых условиях. Так, приверженцы буддизма были не склонны произносить даже молчаливые молитвы, поскольку слова о «нации под Богом» не согласуются с их не монотеистическим менталитетом. Против фетишизации патриотизма выступали и мусульмане, а ведь задача публичных школ – преодолевать границы, устанавливаемые между «нами» и «ними». И возникли вопросы: «Каким мифам надо обучать детей в этих школах?
Какие национальные обычаи надо принимать?» В российском понимании в современных условиях официальной государственной программы по воспитанию патриотизма в Соединённых Штатах нет. Федеральный бюджет США, бюджеты штатов, местные бюджеты графств и городов не содержат статей расходов на пропаганду патриотизма, укрепление «единства и сплочённости» американского общества, воспитание «любви к Родине» и т.д. Как отмечают американские эксперты, государство в процессе патриотического воспитания сделало главное – дало американцам идеологию личной свободы, стабильную Конституцию, независимость судебной системы и верховенство закона. В то же время значительную роль в этой сфере играют многочисленные институты гражданского общества, в том числе ветеранские организации и благотворительные фонды патриотической направленности. Активная пропаганда государственных символов осуществляется и через СМИ. В Соединённых Штатах с 2002 г. ежегодно 11 сентября отмечается День патриота в память о жертвах террористических актов .
Опросы общественного мнения, постоянно проводимые в США, показывают, что примерно 3/4 современных американцев испытывают чувство гордости за свою страну. Приблизительно половина американских семей украшает свой дом национальным флагом, 15–20 % водителей устанавливают американский флажок на машине. 9 из 10 американцев испытывают чувство гордости, когда звучит мелодия гимна страны. Исторически американцы воспитываются в духе благодарности стране за те возможности, которые она им предоставила. В этом имеется намёк: «Теперь ты хозяин в своей стране, но когда-то был гостем.
Помни об этом, гордись и рассчитывай на себя». Считается, что таких возможностей, как в США, нет ни в одной стране, и этот миф поддерживается американской системой образования совместно со СМИ, транслируется на весь мир посредством Голливуда всеми возможными художественными средствами.
Прагматическая любовь к родине – основа поддерживающего «патриотический дух нации» самосознания широких слоёв среднего класса, станового хребта американского общества. Самыми любимыми символами в США являются (в порядке уменьшения популярности): американский флаг, статуя Свободы, государственный гимн, белоголовый орёл (его изображение широко используется в официальной символике, в частности в гербе Соединённых Штатов), Белый дом и песня «Боже, благослови Америку» (God Bless America). Большинство американцев поют гимн страны на торжественных мероприятиях.
Наличие американского флага во всех государственных учреждениях и многих частных офисах является для них нормой жизни. Изделия с национальной и военно-патриотической символиками пользуются огромной популярностью среди населения страны. Для подъёма патриотизма, в том числе и в молодёжной среде, крупнейшая в Штатах компания-поставщик государственных флагов и флагштоков проводит акции по бесплатной высылке по почте звёздно-полосатого флага размером 1×1,5 м всем желающим.
Однако любовь к своей стране для американцев совсем не означает слепую любовь к правительству или президенту, над которыми позволяется немного пошутить. Большой популярностью в сувенирных магазинах пользуются, например, кружки с шутливой надписью: «Я люблю свою страну. А вот правительство меня пугает». Активную работу в области патриотического воспитания ведут скаутские организации, в их числе: «Бойскауты Америки» (насчитывает около 4,1 млн членов), отделение Всемирной ассоциации девочек-проводников и девочек-скаутов (World Association of Girl Guides and Girl Scouts) – 2,6 млн членов.
Все скаутские организации объединены в Союз скаутов США, возглавляемый национальным комитетом, в который входят представители деловых кругов, духовенства и высшего военного руководства страны. В программе этого движения основной упор делается на ознакомление детей с военной литературой и прессой, посещение музеев и мемориальных комплексов, туризм, военизированные игры, занятия по изучению военной техники (образцов стрелкового оружия, артиллерийского и бронетанкового вооружений), а также на физические упражнения (облегчённые комплексы для солдат и офицеров), способы выживания в экстремальных условиях, марш-броски и т.д. Вооружённые силы США предоставляют свои объекты, базы, учебные центры, полигоны для организации работы со скаутами, проводят совместные учебные занятия подразделений организованного резерва и скаутских формирований, берут на себя их материально-техническое обеспечение.
В воинских частях и соединениях практикуется проведение Дней скаутов, когда детям разрешён свободный доступ к боевой технике и общение с военнослужащими. Среди молодёжных патриотических организаций можно выделить «Молодую Америку» и «Молодые американцы за свободу». Однако в октябре 2012 г. в Соединённых Штатах разгорелся скандал вокруг архивов скаутского движения. Материалы архива стали достоянием гласности по постановлению Верховного суда США. Как выяснилось, в детских лагерях десятилетиями процветали сексуальное насилие и педофилия. По всей стране с 1965 по 1985 г. были зафиксированы сотни случаев растления малолетних. При этом местные власти и представители скаутского движения выгораживали сотрудников-педофилов, замалчивая эти факты. Инструкторов не только не увольняли, но в некоторых случаях даже позволяли им вернуться к работе с детьми после консультаций у психолога. При этом архивы более позднего периода (до 2010 г. включительно) пока остаются недоступными для общественности. Американский патриотизм, традиционно опирающийся на любовь к национальному прошлому, усиливается надеждами на национальное будущее.
Опросы общественного мнения показывают также, что большинство американцев не только гордятся своей страной, но и вполне искренне считают, что демократические идеи и моральные ценности, популярные в США, должны быть распространены на все страны мира. Эти идеи подпитывает не только военная и экономическая мощь страны, на это работают культурная и информационно-пропагандистская гегемония, а также доминирование во многих областях искусства и науки. Считается, что патриот-американец обязан защищать интересы США в любой ситуации, складывающейся в мире. В борьбе с международным терроризмом после событий 11 сентября 2001 г. особенно ярко проявились черты американского ультрапатриотизма, корнями уходящего в исторические традиции, сложившиеся в американском обществе на протяжении веков.
Американцы со времён пилигримов, высадившихся в Плимуте, научились немедленно и крайне активно реагировать на ситуации, которые представляли для них угрозу. Эта модель поведения пришла в американское общество из тех времён, когда власть штата и государства была слаба, а независимые колонисты могли самостоятельно разобраться с врагом. Ковбой-одиночка, противостоящий врагам, а в ряде случаев государству или, например, коррумпированной власти, – любимый американский образец социального поведения. Можно по-разному относиться к Америке и негативно к тем войнам, которые она вела и продолжает вести, но нельзя не отдать должное тому, как в этой стране умеют чтить память погибших на полях сражений. Вашингтон – не только столица Соединённых Штатов, но и столица военных мемориалов Америки.
Ни в одном городе мира нет такой концентрации музеев, памятников и ветеранских комплексов, известных своим высочайшим художественным уровнем скульптурных композиций и архитектурных решений. Так, 75-метровая Стена Вьетнамского мемориала является самым известным военным памятником США. На полированную гранитную поверхность нанесены 58 256 фамилий всех американских военнослужащих, погибших или пропавших без вести в Юго-Восточной Азии между 1957 и 1975 гг. Арлингтонское Национальное кладбище, самое известное в мире воинское захоронение, тоже находится в Вашингтоне. Первый солдат похоронен на этом кладбище в 1864 г. На территории в 250 га покоятся более 300 тыс. военнослужащих США. Здесь захоронены солдаты и ветераны всех войн, начиная с Американской революции и кончая войной в Ираке и Афганистане. Каждый год 11 ноября, в день окончания Первой мировой войны, отмечается в США как День ветеранов3 . В этот день президент выступает у могилы, где покоятся останки трёх неизвестных солдат, один из которых погиб во время Первой мировой войны, другой – во время Второй мировой, а третий – во время войны в Корее.
Был четвёртый неопознанный солдат, погибший во Вьетнамской войне, но по инициативе президента США Б. Клинтона проведены исследования проб ДНК погибшего солдата. Бойца опознали, его прах был передан родственникам и захоронен на семейном кладбище. С переходом на добровольную систему комплектования вооружённых сил США большое внимание стало уделяться повышению эффективности призывных рекламных кампаний, которые по традиции наполнены активной патриотической пропагандой, подтверждая основной лозунг американской армии «Получи всё, что ты можешь получить!» Сверхзадача такой рекламной кампании состоит в том, чтобы показать образ современного солдата, который доверился своей армии и не проиграл, а удачная воинская карьера выступает гарантом его уверенности в завтрашнем дне. В США активно действуют многочисленные ветеранские организации.
Они образовываются на общественных началах в форме ассоциаций или благотворительных фондов, но государство их всегда активно поддерживает, предоставляя налоговые льготы, оказывая финансовую и материальную помощь в форме грантов, видя в их деятельности важное средство воспитания у населения, особенно молодёжи, гражданских и патриотических чувств. Со своей стороны ветеранские организации в рамках американского законодательства через комитеты политических действий активно занимаются сбором средств в избирательные фонды политиков, претендующих на выборные должности федерального или регионального уровней, которые имеют опыт службы в ВС США, и уж тем более тех, кто принимал участие в боевых действиях. Американские исследователи настаивают на том, что американский патриотизм отличается от любого другого, по крайней мере, наличием трёх уникальных качеств (которые конструируются и внедряются в массовое сознание). Во-первых, подчёркивается, что в его основе лежат политические идеалы, а не идеи культурного или этнического превосходства.
И это не удивительно для общества, которое в течение длительного времени рассматривало себя в качестве плавильного котла различных культур и этносов. В одном из своих выступлений, посвящённых Дню независимости, президент США Дж. Буш-мл. отметил, что нет американской расы, есть только американское мировоззрение. В глазах американцев превосходство этого мировоззрения очевидно. Американские политические институты и идеалы в совокупности с практическими достижениями страны вселили твёрдую уверенность, что ценности, присущие американцам, должны быть универсальными. И угрозы в свою сторону они воспринимают не иначе как угрозы их ценностям. Во-вторых, считается, что на формирование американского патриотизма не повлияли чувство прошлых обид и воспоминания об унижениях со стороны других государств, тогда как в большинстве других обществ именно это чувство питает националистические настроения.
В-третьих, утверждается, что национализм во многих других странах обращён в прошлое, американский же патриотизм смотрит в будущее. Согласно этой идеологеме те, кто верит в превосходство американских ценностей и институтов, не останавливаются на своих исторических победах (несмотря на то, что эти победы относятся к ядру американской национальной идентичности). Вместо этого они смотрят вперёд в ожидании лучших времён, и не только дома, но и за рубежом. И этот динамизм придаёт американскому патриотизму дух миссии и является следствием ограниченной коллективной памяти. Представления об уникальности черт американского национального самосознания и формирование соответствующих форм поведения влекут за собой явное неумение одного из самых патриотических государств в мире иметь дело с проявлениями патриотизма и национализма за рубежом. Наиболее ярким примером данного парадокса является война во Вьетнаме, где смесь американских якобы универсальных ценностей, противопоставленных коммунизму с верой в могущество собственной страны и ограниченностью национальной памяти, вылилась в разрушительную политику, которая привела к столкновению с патриотизмом вьетнамского народа, чей предыдущий национальный опыт был замешан на борьбе с иностранным владычеством (китайским, французским).
На аналогичные «грабли» американцы наступили и в Афганистане. У американского патриотизма, как и в любой другой стране, есть две составляющие: первая – прагматическая, вторая – собственно идеологическая. Американская модель патриотизма имеет много общего с либеральным самосознанием жителей развитых капиталистических стран, особенно в части прагматической состав-ляющей, однако в идеологическом плане есть существенные отличия.
Они заключаются в претензиях на демократическое мессианство, перенявшее немало общего от мессианства христианского, однако в качестве благ для своих приверженцев сулящим не рай в загробной жизни, но ценности «американской мечты», а также уверенность в том, что только США как «флагман свободного мира» могут обеспечить гарантию реализации прав и свобод всех людей на Земле. Идеологическая часть американского патриотизма в современном виде оформилась на волне антисоветизма и антикоммунизма, поднявшейся после Второй мировой войны, и затем эта форма активно культивировалась в период «холодной войны». Становление прагматической части уходит корнями в эпоху «отцов-основателей». США – страна, созданная эмигрантами, бывшая колония, добившаяся независимости в ходе кровопролитной войны. Видный российский американист академик Н. Болховитинов совершенно справедливо в данном контексте указывал на Американскую революцию XVIII в., на принятые ею великие документы: Декларацию независимости, Конституцию, Билль о правах, как на определяющий фактор формирования американской цивилизации, «генетический код» её развития. В то же время революция расчистила путь для формирования рыночной модели либеральной демократии, становления буржуазного общества и государства, в котором личности-индивидууму предоставлены самые широкие возможности для развития энергии, предпринимательства, реализации стремления к обогащению. Известный российский политолог, постоянно проживающий в Штатах, Н. Злобин полагает, что американский национализм, по сути, это государственный, гражданский патриотизм, но доведённый до крайних пределов и часто мешающий американцам видеть вещи такими, какие они есть на самом деле.
Это во многом объясняет поведение США на мировой арене, в частности применение так называемых двойных стандартов в американской внешней политике – любимой мишени антиамериканистов. Американский национализм, по его мнению, является в каком-то смысле «антинационализмом», ибо он сугубо интернационален. Являясь «плавильным котлом», Америка, без усилий и не задумываясь, переплавляет этнический национализм в национальный патриотизм и ставит его себе на службу. Нет бо�льших патриотов США, чем иммигранты, которые имеют возможность включить свои националистические пристрастия в патриотизм американской политической доктрины.
Американский национализм, считает Н. Злобин, носит внеклассовый характер и разделяется почти в равной степени всеми имущественными слоями общества. Бедный американец не ставит свою низкую зарплату или ограниченный семейный бюджет в вину государству, он уверен, что в других странах жил бы ещё хуже. Как ни парадоксально, такой «политический» национализм только укрепляет и даже легитимизирует в глазах людей материальные различия, существующие в стране. С. Хантингтон выделяет особую американскую национальную идентичность. Её основными элементами, уходящими своими корнями в XVIII–XIX вв., он считает «белый цвет кожи, британское происхождение, протестантизм, независимость», а также «американское кредо» с его принципами свободы, равенства, ценности отдельной личности, уважения прав граждан, репрезентативного правительства и незыблемости частной собственности. Американцы, как правило, воздерживаются от использования понятия «национальная идея». Утверждается, что в США в противовес тоталитарным странам нет государственной идеологии. Однако по свидетельству многих исследователей образа жизни американцев, начиная с А. де Токвиля, более идеологизированное общество, чем то, которое сложилось в Соединённых Штатах, трудно отыскать. Роль идеологии в США выполняет и такая социальная конструкция, как «американская мечта». Она выступает вместилищем высших ценностей американского государства. Во многом именно эта «мечта» создала ту Америку, которая стала претендовать на роль главного геополитического центра современного мира и законодателя ценностей. «Американская мечта, – писал создатель нового политического словаря, видный журналист и спичрайтер президента США Р. Никсона Уильям Сэфайр, – идеал свободы или возможностей, который был сформулирован «отцами-основателями», – духовная мать нации.
Если американская система – это скелет американской политики, то американская мечта – её душа» . Итак, триада национальных интересов США выстраивается в следующей последовательности: «американская мечта» – «американская система» – «американская политика». Американцы прекрасно понимают, что без идеологии не может быть системности государственного управления, а без системности, соответственно, эффективной политики. В данном контексте особую роль играет и идея «американской исключительности», которая стоит у истоков существования самого американского общества. Президент США Б. Обама любит напоминать в своих речах об исключительной роли американцев в мире. Последний раз он заявил об этом всему миру в сентябре 2013 г. с трибуны Генассамблеи ООН, на что последовала незамедлительная отповедь нескольких мировых лидеров. Об опасности подобных идей предупредил президент России Владимир Путин, который в своей статье для американской газеты «The New York Times» предложил Б. Обаме «не закладывать в головы людей идею об их исключительности, чем бы это ни мотивировалось», что вызвало бурную реакцию в американских СМИ и конгрессе США. Некоторые американские аналитики поспешили заявить, что под этим понятием они подразумевают не превосходство над другими народами, а свой уникальный опыт. В комментарии «Ответ американского народа Путину» обозреватель газеты «The Washington Post» Дана Милбенк приводила, например, два главных аргумента: американцы создали самую сильную экономику и армию мира, которая чаще использовалась в благих целях, т.е. косвенно подтвердила, что благодаря этой идее США ощущают себя вправе претендовать на роль «мирового полицейского».
В последние годы идеологическая составляющая патриотизма в сферах внешней политики и безопасности делает ставку на борьбу с угрозами со стороны международного терроризма и распространения оружия массового уничтожения (ОМУ), продвижение демократии в мире и свержение диктаторских (читай: неугодных) режимов, в том числе с помощью «гуманитарных интервенций». Начиная войну в Ираке, Дж. Буш-мл. с пафосом заявил, что Америка никогда не завоёвывает, а лишь освобождает другие народы. Это может показаться удивительным, но американцы в большинстве своём верят в это. Однако на деле освобождает Америка часто вопреки желанию самих освобождаемых. После Второй мировой воины Соединённые Штаты не использовали военную силу в ответ на прямую атаку или угрозу атаки со стороны других государств, но тем не менее участвовали во многочисленных войнах. Каждый раз лидеры США вынуждены были разворачивать колоссальную пропагандистскую кампанию для того, чтобы доказывать своему народу, что данная война направлена лишь на распространение демократии и свободы, низвержение диктаторских и террористических режимов, стремящихся заполучить в свои руки ОМУ.
Однако даже целенаправленная либеральная риторика далеко не всегда позволяет получить «добро» на превентивный удар. Сторонникам войны нужно предъявлять не абстрактно-моралистические рассуждения, а конкретные аргументы, задевающие американские фобии и национал-патриотические чувства и направляющие их энергию в нужное русло. Если вспомнить отдалённые времена, именно так было, например, когда в 40-х гг. XIX в. США решили купить у Мексики территорию, где ныне располагаются штаты Техас, Калифорния, Нью-Мексико и Аризона. Мексика, как известно, от сделки отказалась. В ответ президент Джеймс Полк разрешил американским переселенцам потихоньку проникать в Техас, устраивать там свои посёлки и провозглашать свою власть. Когда мексиканская армия в 1846 г. стала выдавливать переселенцев назад, США заявили, что они были атакованы, и президент огласил декларацию об объявлении войны, заготовленную, как выяснили потом историки, задолго до этого. Ровно через столетие завоёванный Техас станет родиной Дж. Буша-мл., после событий 11 сентября 2001 г. объявившего в качестве главного врага международный терроризм в лице Аль-Каиды и начавшего войны в Афганистане и Ираке с последующей оккупацией этих стран. Учитывая особую популярность кино среди американцев, администрация Дж. Буша-мл. и Пентагон в этот период заметно активизировали своё взаимодействие с боссами киноиндустрии и крупнейшими режиссёрами США, рассчитывая на их помощь в деле воспитания «американского патриотизма» и «мобилизации всей нации на борьбу с врагами Америки». Не случайно уже в ноябре 2001 г. один из ближайших советников президента Карл Роув созвал в Белый дом известных режиссёров и продюсеров с целью обмена мнениями относительно возможного вклада Голливуда в «войну с международным терроризмом».
Было высказано пожелание активнее эксплуатировать военную тематику, формировать «правильный» имидж американских вооружённых сил и постоянно «подогревать» своей продукцией патриотические настроения в американском обществе. Было обещано также и самое широкое содействие военного ведомства США в съёмках фильмов «патриотической направленности». В свою очередь, большинство королей «фабрики грёз» выразили готовность активно поддержать действия нынешней вашингтонской администрации, тем более что это вполне отвечало интересам их бизнеса. В том же ряду срочное, практически без обсуждения в конгрессе принятие в октябре 2001 г. «Патриотического акта» США (USA PATRIOT Act), английская аббревиатура которого расшифровывается как «Закон о единении и усилении Америки путём предоставления необходимых мер по предотвращению и пресечению терроризма» (Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism Act of 2001). Закон, в частности, расширил права ФБР по подслушиванию и электронной слежке внутри страны, что многими было расценено как нарушение четвёртой поправки к Конституции. Соответствующие полномочия получили АНБ и ЦРУ по расширению оперативнотехнической деятельности за рубежом. Как известно, этот акт узаконил в том числе и задержание без санкций суда, и содержание под арестом без предъявления обвинений, и ряд других норм, санкционирующих нарушение прав человека.
Напомним, «Патриотический акт» вызвал критику со стороны многочисленных представителей американской общественности, поскольку положения документа под предлогом борьбы с террористической угрозой существенно ограничивали права и свободы американцев. В данном контексте следует упомянуть о том, что в США патриотические символы активно используются в названиях систем вооружений. Достаточно вспомнить зенитно-ракетной комплекс (ЗРК) Patriot, который в модификации PAC-3 предназначен для решения задач ПРО. Название системы Patriot может быть также растолковано как акроним от фразы Phased Array Tracking Radar to Intercept Of Target (РЛС сопровождения c фазированной антенной решёткой для перехвата целей). Национализм − формально ругательное слово в Америке. Однако в периоды кризисов и даже ложно толкуемых угроз США мгновенно становятся глубоко националистической страной, впрочем, совсем не замечая этого противоречия. В американской политике парадоксально соседствуют непонимание сущности и внутренней силы национализма как такового и неумение иметь дело с националистически мотивированными партнёрами и противниками.
Это весьма осложняет войну, которую ведут США против международного терроризма, ибо зачастую мотивы и логика мышления противника просто недоступны для американского понимания. Один из создателей идеологии американского неоконсерватизма Ирвин Кристолл объяснил различие между национализмом и патриотизмом американцев следующим образом: «Патриотизм проистекает от любви к национальному прошлому – национализм является усилением надежд на национальное будущее». Британский политолог Кеннет Миног находит, что патриотизм – априори консервативная тенденция. Патриоты считают необходимым защищать и сохранять то положение, в котором их страна находится в данный момент. Национализм, наоборот, всегда стремится к некоему мессианскому идеалу, нереализованному будущему народа или страны. Национализм также часто апеллирует к материям этического свойства и оправдывает своё существование целями гуманизма.
Особый пласт в структуре современных политических и общественных институтов США составляют ультранационалистические движения и организации правого толка, руководители и члены которых считают себя «истинными патриотами Америки». Тезис о том, что в современном обществе растут националистические настроения, верен не только для Азии и Европы. Такие же процессы сегодня отчётливо прослеживаются и в Соединённых Штатах Америки. Согласно подсчётам американской правозащитной организации Southern Poverty Law Center5 в последние годы число ультраправых «патриотических» группировок в США растёт с угрожающей быстротой: 2008 г. – 149, 2009 г. – 512, 2010 г. – 824, 2011 г. − 1274, 2012 г. − 1360. Таким образом, с началом финансово-экономического кризиса и приходом в Белый дом демократа Б. Обамы их численность увеличилась в 9 раз, в стране возникло более 1,2 тыс. новых организаций. Победа чернокожего Б. Обамы на президентских выборах 2012 г. дала очередной толчок к заметному росту подобного рода организаций.
Американские эксперты подразделяют их на две категории: «группы ненависти» (расовой, этнической, конфессиональной, по признаку сексуальной ориентации) и «патриотические отряды» военизированной народной милиции. Наиболее быстрыми темпами в США растёт численность антииммигрантских группировок и антимусульманских движений, в том числе таких, которые действуют с применением силы, а не просто разглагольствуют о необходимости ужесточения миграционной политики или протестуют против строительства мечетей и исламских культурных центров. Среди относительно крупных националистических движений Соединённых Штатов выделяются неонацисты. Наиболее серьёзным считается Национал-социалистическое движение (NSM), всё ещё остающееся самым большим по численности, несмотря на то, что часть его членов постепенно переходит в Американскую национал-социалистическую рабочую партию (ANSWP).
Две другие неонацистские структуры – «Арийские нации» (утверждают, что души есть только у белых, а евреи произошли от Сатаны) и «Национальный альянс» (отрицают Холокост) – сдают свои позиции, но не отступают. На 2-м месте среди нацдвижений располагается Ку-клукс-клан, старейшая ультраправая организация США, ведущая свою историю с 1866 г. Правда, сейчас она представляет собой несколько отдельных групп, действующих под единым названием, крупнейшей из которых является «Братство рыцарей Ку-клукс-клана». США, как известно, многонациональное и многоконфессиональное государство, поэтому и национализм в этой стране тоже на любой вкус и цвет. Так, в Штатах очень развиты радикальные структуры чёрных сепаратистов, крупнейшей из которых является «Нация Яхве», призывающая к насилию над «белыми дьяволами». Есть свои радикальные группы и среди американцев – выходцев из стран Латинской Америки.
В данном контексте стоит упомянуть и традиционных антисемитов. В их числе следует выделить «Партию новых чёрных пантер» (не путать с «Чёрными пантерами» 60–70-х гг. прошлого века), появившуюся во время текущего финансового кризиса и открыто обвиняющую в рецессии евреев. Наиболее же бурно растущим является радикальное движение (которое многие считают сектой) «Израилитская церковь», называющая Б. Обаму не иначе как «марионеткой и домашним негром Израиля». Следует напомнить, что аналогичная тенденция наблюдалась в США в первой половине 90-х гг. после прихода в Белый дом демократа Б. Клинтона. Её апофеозом стала террористическая акция, совершённая ультраправыми фанатиками в Оклахома-Сити (шт. Оклахома) 19 апреля 1995 г. В результате взрыва заминированного автомобиля было разрушено федеральное офисное здание, погибли 168 человек, ранения получили более 680. Взрыв уничтожил или повредил 324 здания, выбил стёкла домов в радиусе трёх миль. Общий ущерб от взрыва оценивался в 652 млн дол. До событий 11 сентября 2001 г. данная акция являлась крупнейшим терактом на территории США. После принятых правоохранительными органами США жёстких мер с 1996 г. численность ультраправых организаций резко пошла на убыль, но с 2009 г. стала расти по экспоненте. В 2012 г. число только «групп ненависти» перевалило за тысячу.
Подчеркнём, всего одно-два поколения назад американцы давали взятки полицейским, судьи попадались на коррупции, а на местных выборах часто побеждали представители мафии. Страна была расколота целым рядом, казалось бы, непреодолимых противоречий, вызванных войной во Вьетнаме, расовыми конфликтами, наплывом эмигрантов, активизацией сексуальных меньшинств. Часть этих противоречий время от времени проявляет себя и до сих пор. Однако США сумели преодолеть бо�льшую часть такого рода внутренних конфликтов в сравнительно короткий срок. Патриотизм оказался и в том, чтобы искать в своей стране общее для всех, а не различное, и делать на это общее основную ставку. Политическая воля наверху, общие ценности внизу и верность законам сравнительно быстро изменили страну.
Тем не менее сегодня США стоят на пороге новых вызовов, которые выстраиваются в довольно внушительный ряд проблем. Это: – заметное расслоение различных социальных групп по уровню материального достатка и тенденция к исчезновению среднего класса – традиционной опоры американского государства; – потеря у значительной части населения (до 50 %) веры в «американскую мечту»; – масштабная нелегальная иммиграция и её негативное воздействие на социальную стабильность общества и рынок труда; – изменение расового и этнического состава общества в пользу небелого населения в условиях, когда «плавильный котёл» перестаёт работать; – популярность доктрин мультикультурализма и диверсификации у значительной части интеллектуальных и политических кругов;
распространение испанского в качестве второго языка на территории США и латинизация заметной части американского социума; – утверждение групповых идентичностей, основанных на понятиях расы, этноса, пола и половых ориентаций; – растущее влияние и замкнутость диаспор; – крепнущая приверженность бизнес-элит космополитизму и транснациональным идентичностям; – рост ультраправого национализма антиправительственной направленности и политического сепаратизма на уровне штатов. В США в 2012 г. социологи опросили людей, тесно связанных с интернет-деятельностью. Исследователи пытались выяснить, что дороже для американцев – привязанность к стране или Интернет. Результаты показали, что 67 % респондентов в случае запрета Интернета в их стране поменяли бы место жительства.
Они бы переехали туда, где можно оставаться на связи в Facebook и Twitter. Около 14 % опрошенных признались, что подобный запрет вызвал бы у них растерянность. Более того, они, вероятнее всего, на неопределённое время впали бы в депрессию, потому что им было бы нечем себя занять. По мнению С. Хантингтона, ответы на эти и другие вызовы, которые он попытался найти в своей монографии 2004 г. под названием «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности» («Who Are We? The Challenges to America’s National Identity»), могут быть следующими: «1) религиозная Америка, утратившая свой историко-культурный стержень и объединяемая лишь приверженностью американскому кредо; 2) бюрократическая Америка, имеющая два официальных языка – английский и испанский – и две культуры – англо-протестантскую и испанскую; 3) «отделившаяся» Америка, вновь рассуждающая о народах и расах и отвергающая либо подчиняющая тех, кто не принадлежит к белым европейцам; 4) возрождённая Америка, восстановившая свою англо-протестантскую культуру и религиозные ценности и объединённая конфронтацией с враждебным миром.
Однако автор подчеркнул, что в действительности имеет место некая комбинация перечисленных выше тенденций, а также остаются ещё другие неупомянутые возможности. В предисловии к изданию монографии «Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности» на русском языке автор подчёркивает: «Как патриот я глубоко озабочен единством и силой страны и общества, основанного на свободе, равенстве, законе и уважении прав личности. Как учёный я нахожу эволюцию американской национальной идентичности предметом, заслуживающим самого пристального внимания и самого тщательного изучения. Однако патриотизм нередко вступает в противоречие с научными интересами… Подбор материала и его интерпретация в значительной мере определялись моим патриотическим желанием отыскать смысл и добродетель в прошлом Америки и в её потенциальном грядущем» .
Глущенко Юрий Николаевич, РИСИ (Москва).
Другие новости и статьи
Запись создана: Среда, 24 Октябрь 2018 в 12:44 и находится в рубриках Новости.
Источник