Анализ денежно кредитной политики зарубежных стран

Денежно-кредитные системы зарубежных стран

Туголуков С.И. Денежно-кредитные системы зарубежных стран. 2020.

Чисто теоретически денежно-кредитные системы можно подразделить на денежную и кредитную системы. В практической плоскости они настолько взаимосвязаны, что такое разделение вряд ли целесообразно.

Ряд дисциплин, дающих понимание тех или иных процессов происходящих в сфере денежно-кредитных систем, изучаются в разных семестрах. Причем некоторые их них, как например «Центральный банк и денежно-кредитная политика», изучаются после, в лучшем случае параллельно «Денежно-кредитным системам зарубежных стран». Материал, предлагаемый для усвоения в дисциплинах огромен, поэтому часто преподаватели акцентируют внимание студентов на главных аспектах своего курса, вскользь упоминая иные положения, необходимые для более полного усвоения связанных с ними других предметов.

Многолетняя практика преподавания «Денежно-кредитных систем зарубежных стран», если ориентироваться на студентов среднего уровня, привела к выводу, что достаточно часто существуют пробелы в изучении определенных положений, рассматриваемых в других курсах, но необходимых для комплексного понимания процессов происходящих в данных системах.

Есть еще один аспект, в зависимости от вуза или преподавателя, в одних случаях акцент делается на количественное изучение: когда появилась та или иная денежная система, ее элементы; центральный банк, функции; структура банковской системы и характеристика отдельных ее элементов; основные банковские институты и их филиалы; основные законодательные акты, регулирующие данную деятельность. В других, — на применении инструментария комплексного исследования и сравнительного анализа зарубежных денежно-кредитных систем. Безусловно, такие подходы, необходимы. Но есть еще один аспект, которому часто не уделяют должного внимания — это основные причины тех или иных решений в сфере денежнокредитной политики, логика процесса и последствия, как для самих банковских и иных финансовых структур, так и для общественноэкономической ситуации в целом. Такой подход требует освещения взаимовлияния общественно-экономических процессов на денежнокредитные системы и наоборот.

Читайте также:  Денежные переводы стран снг

Практически все банковские институты имеют непосредственное отношение к финансовому рынку и их тесная взаимосвязь, успехи и неудачи функционирования рынка отражается как на всей денежно-кредитной системе конкретной страны, так и на иных секторах экономики, следовательно, и на жизни каждого человека, вне зависимости от того, осознает ли он эту взаимосвязь или нет. Более того, в 2007 г. появился термин «теневая банковская система». Первоначально он означал специфические финансовые организации, функционировавшие в США. Однако в последующем, все больше экономистов под ним стали понимать финансовые организации, которые исполняют ограниченное количество банковских операций, зачастую только одну и поэтому не подпадают под более жесткий банковский контроль центрального банка и соответствующих государственных органов надзора.

Именно такие финансовые организации сыграли далеко не последнюю роль в финансово-экономическом кризисе 2007-2009 гг.

Поэтому в первой части данного учебника, кроме тем касающихся непосредственно предмета денежно-кредитных систем, освещается и ряд сопутствующих, изучающихся в других дисциплинах, но дающих на наш взгляд, более комплексное понимание функционирования таких систем.

Во второй части, с исторической точки зрения, рассмотрено развитие трех денежно-кредитных систем: Великобритании, США и Германии, а также основных мультивалютных систем. Кроме историзма, насколько это возможно, применялся комплексный подход, без классификации и анализа отдельных структурных элементов денежно-кредитных систем.

В целом, учебник напоминает исторический очерк становления и развития выше названых систем. Его стоит воспринимать как дополнение к соответствующим нормативным учебным пособиям по данной дисциплине.

Идея написания такого учебника появилась благодаря книги «История финансовых потрясений (Российский кризис в свете мирового опыта)» А. Аникина (1927-2001), значительный массив материала которой, в переработанном виде, вошло в учебник.

Не менее глубокое впечатление на автора произвела книга Майбурда Е.М. (1937) «Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров» ясностью и легкостью изложения. Ряд высказанных Майбурдом Е.М. мыслей вошли в раздел «Теории происхождения и функционирования денег».

В разделе «Этапы становления банковской системы» использованы материалы, изложенные в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрома, а также мысли, высказанные в кандидатской диссертации Гуляевой Л.П.

Данный учебник может быть использован при изучении ряда тем в других дисциплинах, таких как «Экономическая история», «Деньги и кредит», «Финансовый рынок», «Банковское дело», «Центральный банк и денежно-кредитная политика» и ряде других.

Рекомендуется для студентов экономических вузов, может быть полезным для аспирантов, преподавателей и всех интересующихся развитием и функционированием денежно-кредитных систем.

С экономической точки зрения деньги являются всеобщим эквивалентом, а под самими деньгами понимается все то, что люди принимают за деньги, т.е. готовы обменять на собственные товары и услуги. Это относится не только к людям как физическим лицам, но и к предприятиям различных форм собственности, функционирующим во всех сегментах экономики страны, а некоторые на региональном или глобальном мировом уровне.

По всей видимости, в обозримой перспективе вряд ли данное определение денег найдет свое дальнейшее развитие в чисто экономической науке. Однако проведенное исследование денежно-кредитных систем позволяет предположить, что за понятием денег скрывается еще не исследованная глубина. Это не чисто экономическая, прикладная функциональность денег, а скорее психолого-экономическая. Не случайно, еще К. Маркс ввел в научное обращение термин «денежный фетишизм», т.е. обожествление, культ денег.

Дальнейшее понимание природы и свойств денег, по всей видимости, будет принимать междисциплинарный характер, который находиться на стыке экономики, социологии, психологии и этики. Тем более что вся экономическая наука, начиная от А. Смита с его пресловутой «невидимой рукой» в своей основе имеет психологический подтекст, т.е. естественное стремление каждого индивида к повышению собственного благосостояния. Это нормальное стремление, ненормальным оно становиться, когда переходит определенную границу и деньги превращаются в самоцель, фетиш.

С развитием и усложнением экономических систем, появлением новых коммуникационных возможностей, усложнялось развитие денежно-кредитных систем. На финансовые рынки стали выходить новые субъекты, многочисленные трейдеры, спекулянты и другие мелкие инвесторы. Это усилило влияние психологии толпы, которой достаточно легко манипулировать, на результаты деятельности всех субъектов денежнокредитных отношений и привело к возрастанию риска при работе на финансовых рынках.

Анализ денежно-кредитных систем приводит к парадоксальному выводу, что нарастающее количество неудачных решений в экономике и финансах приводит к нарастанию различных дисбалансов и рано или поздно количество переходит в качество финансово-экономического кризиса. В странах со стареющим населением изменяется характер потребления, что часто не улавливается производителями. Мир меняется и изменяется, в том числе природно-климатическая среда, а уровень развития морально-этической составляющей как среднестатистического индивида, бизнесмена, политика остается, в лучшем случае на прежнем уровне. Трудно этот уровень сохранить, работая в кредитных организациях, на финансовом рынке. С другой стороны, экономические кризисы, особенно глобального масштаба в своей основе несут психологический и мировоззренческий кризис, кризис ментальной конструкции развития данного общества, значительной части стран или всего мира. Это и кризис бизнеса, в том числе — банковского, иных кредитных и финансовых институтов. Человек не успевает приспособиться к все более ускоряющемуся темпу научно-технического прогресса и изменениям среды обитания. При этом непонятно, можно ли считать прогрессом то, что с возрастающей вероятностью может привести человечество к гибели.

По всей видимости, мир подошел к той черте, где необходимо вернуться к основополагающим принципам, о которых говорит любая из основных мировых религий. Здесь речь идет не о возврате к прошлому, а с позиции современности о новом осмыслении морально-нравственных и этических постулатов, которые помогали цивилизации двигаться вперед.

В сегменте денежно-кредитных систем — это понимание того, что любое принимаемое решение затрагивает интересы не только акционеров, но и многих клиентов, что погоня за прибылью любой ценой может привести к катастрофическим последствиям не только для конкретной кредитной организации, но и для глобальной мировой экономической системы.

Совершенствование законодательной базы функционирования денежно-кредитных систем, новых технологий контроля, безусловно, снижают риск повторения последнего кризиса, который до сих пор полностью не преодолен, что можно наблюдать по балансам центральных банков и государственному долгу многих стран мира. Но со временем появятся новые схемы, возможно — новые организационные структуры бизнеса и технологии позволяющие обойти законодательство и снизить контроль. Поэтому совершенствование регулирования денежно-кредитных систем, осознание ответственности за принимаемые решения руководителей кредитных институтов всех уровней и правильные морально-этические установки сотрудников в совокупности способны создать, гораздо более надежный заслон для предотвращения повторения кризиса такой разрушительной силы.

Последний финансово-экономический и суверенно-долговой кризис показал, что наша планета стала слишком мала для корпоративного и государственного эгоизма.

Источник

Особенности организации денежно-кредитного регулирования в зарубежных странах

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банка-ми, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Все центральные банки имеют сходные функции, применяют сопоставимые инструменты регулирования. Центральные банки зарубежных стран выполняют важную роль в системе мер государственного воздействия на экономику благодаря своей относительной самостоятельности при решении вопросов регулирования денежной эмиссии, деятельности кредитно-банковских институтов, при проведении валютной политики. В последние десятилетия денежно-кредитная политика зарубежных стран претерпела серьезную эволюцию под влиянием изменений условий воспроизводства общественного капитала, и, прежде всего, углубления процесса интернационализации хозяйственных связей и постепенного формирования единого мирового финансового рынка. В результате изменился характер денежно-кредитной политики: она стала приоритетной в макроэкономическом регулировании и ориентированной преимущественно на методы косвенного воздействия. Первоочередными целями денежно-кредитной политики стали ограничение роста денежной массы в обращении и ослабление инфляционных процессов.

Главный орган, разрабатывающий кредитно-денежную политику США, называется Комитетом по операциям на открытом рынке ФРС. Формально в его обязанности входит разработка монетарной политики, стимулирующей сразу четыре направления: •стабильность цен; •экономический рост; •полную занятость; •устойчивость внешних платежей и международной торговли.

ФРС использует три основных методов воздействия на финансовую систему страны. Первый и теоретически самый слабый – это ежедневный выкуп на открытом рынке определённого количества облигаций. Формы и условия при этом бывают разными, но в зависимости от объёма такой операции на рынок приходит больше или меньше денег, что решает проблемы с текущей ликвидностью.

Более серьёзное средство– это так называемая «целевая процентная ставка по федеральным фондам». Всякий банк, когда в нём открывается депозит, обязан определённую часть этого депозита (на данный момент для большинства банков США она составляет 10%) в качестве резерва размещать на счетах своего окружного ФРБ. Эти деньги и составляют «федеральные фонды» – но иногда они оказываются излишними. Поэтому банки обычно дают свои избыточные резервы в кредит овернайт (то есть на 1 день) другим банкам, у которых, наоборот, наблюдается дефицит мгновенной ликвидности. Вот, именно процент по этому самому кредиту, овернайт и регулируется «целевой ставкой по федеральным фондам». Есть у ФРС ещё одна ставка – дисконтная. По этой ставке коммерческие банки могут получить у ФРС экстренную ликвидность в рамках так называемого «дисконтного окна».

Кроме кредитов банкам, другим важным средством стал выкуп разнообразных ипотечных облигаций. Эта мера позволяет банкам и фирмам избавиться от «плохих активов» на своих балансах, взамен снабжая их или ликвидностью (если имеет место выкуп), или надёжными бумагами (если проводится обмен на казначейские облигации).

Однако потребители и корпорации обременены гигантскими долгами, накопленными в эпоху процветания. Соответственно невозможность перекредитоваться порождает не только сжатие спроса, но и рост доли потенциально неплатёжеспособных заёмщиков. Как следствие последнего финансового кризиса потребительский и коммерческий кредит рухнул: темп его годового сжатия не имеет аналогов за все 63 года наблюдений ФРС, качество заемщиков существенно снизилось.

В таких условиях можно предположить высокую вероятность «ситуативного» сценария развития событий. Есть риск, что на фоне притока спекулятивных денег начнет расти инфляция издержек и ФРС начнет искать способы изъятия избыточной ликвидности из финансовой системы.

В Европе главной особенностью является склонность Европейского центрального банка (ЕЦБ) к продефляционной политике. Его базовая ставка самая высокая из важнейших регионов. Это объясняется тем, что ЕЦБ находится под преобладающим влиянием Германии, в лице своего центрального банка (Дойче Бундесбанка) традиционно борющейся именно с инфляцией, как главной опасностью. Другая особенность Евросоюза: крайняя неоднородность его состава, что делает задачу центрального банка особенно сложной. Так, в 2000 г., ЕЦБ ослабил монетарную политику, спасая Германию от экономического спада, что вызвало надувание жилищных пузырей в Южной Европе. Когда же в 2004–2006 годах центральный банк стал ужесточать политику, пузыри стали лопаться, породив серьёзные проблемы в этом регионе. Исходя из вышесказанного, вероятно, ставки останутся в целом на прежнем уровне (возможны мелкие локальные движения). Предположительно текущие проблемы будут разрешаться прямым снабжением банков ликвидностью или введением каких-то новых инструментов денежного регулирования. ЕЦБ выступает против какого-либо вмешательства МВФ. Прослеживается пассивная монетарная стратегия в надежде на то, что проблемные страны еврозоны постепенно самостоятельно будут выбираться из своих долговых ям.

Великобритания, не входящая в Еврозону, также имеет свои проблемы и особенности: дефицит госбюджета, самый большой из развитых стран, а также чрезмерную долю финансового сектора в ВВП. Всё это заставляет Банк Англии делать упор на программу выкупа облигаций ради удержания процентных ставок на сравнительно низких уровнях – рост последних может стать катастрофой для бюджета, ипотеки и многочисленных финансовых активов. Долг домохозяйств в Британии достигает 160%: их реального располагаемого дохода, поэтому Банк Англии сохраняет учетную ставку на отметке 0,5.

В Японии дефляционный кризис начался в конце 1980-х годов, поэто-му ставка центрального банка давно держится около нуля. Правительство Японии много лет проводит политику дефицитного финансирования и сти-мулирования спроса и из-за этого государственный долг достиг 200% ВВП. При этих обстоятельствах, рост процента на рынке может привести к реаль-ному суверенному дефолту. В стране есть проблемы со старением населения и вытекающие из этого трудности пенсионных фондов, которые в Японии традиционно являются главными инвесторами, в том числе и в казначейские облигации. Соответственно, теперь спрос на казначейские облигации крайне низок. Это означает, что возможности фискального стимулирования предельно ограничены. Следовательно, на Банк Японии возлагается дополнительное бремя: он должен обеспечивать максимально большую ликвидность и самые низкие ставки.

Мощный экономический рост Китая в последние годы стимулировался в основном экспортом в США и Западную Европу. С началом кризиса с внешнеторговыми потоками стали снижаться по объему. Для социального благополучия необходимо поддерживать высокий уровень экономического роста и перетока народонаселения из села в город, поэтому там началась масштабная денежная эмиссия, которая в определенные периоды была сопоставима по размеру с ВВП страны за тот же период. На какое-то время это породило всплеск внутреннего спроса. Однако впоследствии оказалось, что банки выдали большой объем «плохих» кредитов (т.е. таких, возврат которых под сомнением), а избыточная ликвидность попала на спекулятивные рынки, породив пузыри на фондовом рынке и в недвижимости. Центральный банк начать ужесточать монетарную политику: была поднята норма резервирования для коммерческих банков, ужесточены условия выдачи кредитов и т.д.

Если рост мировой экономики после кризиса не будет уверенным, власти КНР, вероятно, скорректируют модель развития своей экономики и путем ревальвации юаня, а также переведут развитие на рост внутреннего потребления.

Источник

Оцените статью