Анализ существующей нормативно-правовой базы РФ при разработке систем менеджмента качества
Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство
Дата публикации: 16.11.2019 2019-11-16
Статья просмотрена: 289 раз
Библиографическое описание:
Боброва, Н. Е. Анализ существующей нормативно-правовой базы РФ при разработке систем менеджмента качества / Н. Е. Боброва, Л. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63992/ (дата обращения: 28.04.2021).
Данная статья посвящена рассмотрению существующей нормативной и правовой базы РФ при формировании системы менеджмента качества в организациях. Отражается сущность, цели и основные предпосылки внедрения СМК.
Ключевые слова: закон, система менеджмента качества (СМК), Федеральный закон, стандарты ИСО, конкурентоспособность, сертификация, стандартизация.
В условиях рыночной экономики проблемы, связанные с обеспечением качества, становятся особенно актуальными. Обусловлено это обострением конкурентной борьбы между предприятиями. Сложности экономики России проявляются не только во взаимных неплатежах, но и отражаются на качестве выпускаемой продукции. Пример развития крупных промышленных предприятий показывает, что добиться стабильного качества своей продукции возможно, если соблюдать в полной мере нормативные требования к выпускаемой продукции.
Нормативно-правовое управление в сфере качества продукции и услуг в России осуществляется на всех уровнях власти. Согласно Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) высшим органом, который регулирует основные направления политики в стране, является Государство, возглавляет его Президент. Вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования качества продукции и услуг, контролирует исполнительная власть Российской Федерации — Правительство РФ [1, гл. 4, ст. 80].
К органам отраслевой компетенции в сфере управления качеством продукции относятся Федеральные Министерства и подведомственные им агентства, службы, надзоры, в том числе Минстрой России, Минтранс России, Росжелдор, Ространснадзор и другие [2].
Государственный контроль качества продукции и услуг исполняется на основе законодательных и нормативных актов о качестве продукции, а также на основе указов и постановлений Правительства РФ и Президента РФ.
Гражданский кодекс РФ (принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.) координирует отношения в области качества, в нем регламентируется качество, гарантия и проверка качества, результаты передачи продукции несоответствующей нормативным документам качества продукции.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.) предусматривает ответственность за нарушение правил торговли (ст. 146 в ред. Закона РФ от 01.07.1993 № 5304–1), обман потребителей (ст. 14.7 в ред. ФЗ от 31.12.2014 № 530-ФЗ) и другие нарушения [3].
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 № 2300–1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей» регулирует отношения, которые возникают между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже продукции, выполнении работ или оказании услуг, а также устанавливает права потребителей на приобретение продукции, работ, либо услуг соответствующего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет совокупность мер по реализации данных прав [4].
В данном законе предусмотрены гарантии безопасности потребителей, которые были подвержены нарушению при продаже продукции ненадлежащего качества или оказании услуг, либо при выполнении работ, противоречащих нормам.
На сегодняшний день основным Федеральным законом в сфере сертификации и стандартизации является Федеральный Закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 ноября, 30 декабря 2009 г., 28 ноября 2018 г.). Закон «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении строгих требований к продукции, а также к связанным с требованиями к продукции процессами производства, эксплуатации, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, предусматривает определение прав и обязанностей участников регулируемых данным Федеральным законом отношений [5].
Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами технического регулирования в сфере обращения продукции, выполнения процессов производства, работ и услуг. К таким принципам относятся:
− применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
− соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
− независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от производителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;
− единой системы и правил аккредитации;
− единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
− единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
− недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
− недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору) — за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц — с полномочиями по аккредитации или сертификации;
− недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
− недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
В результате применения ФЗ «О техническом регулировании» появились новые правовые акты — технические регламенты. Так, например, Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений. Принципы технического регламента носят необходимые для исполнения требования к продукции. Основная цель технических регламентов — это защита жизни и здоровья граждан, охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества [5, гл. 2].
Базируясь, на основных нормах ФЗ «О техническом регулировании», определены принципы, задачи и цели стандартизации в России. К основным целям стандартизации относятся повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства; защита интересов потребителя, государства и улучшение экономических показателей производства. Согласно Федеральному закону от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» ответственность за его нарушение несут юридические и физические лица и органы государственного управления [6].
Закон «О стандартизации» регламентирует следующие процессы: организацию работ по стандартизации; содержание и применение нормативных документов по стандартизации; организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, а также привлечение к ответственности за нарушение правил Закона «О стандартизации». Стандартизация включает восемь принципов, в том числе целесообразность разработки стандарта; безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, взаимозаменяемость продукции; необходимость учитывать международные стандарты, нормы и правила международных организаций и национальные стандарты других стран; разработка стандарта на основе взаимного согласия участвующих в ней сторон; соблюдение норм законодательства и правил государственного контроля при разработке нормативных документов. Стандарты не должны дублировать друг друга, не должны быть тормозом для научно-технического прогресса в стране. Обязательные требования стандартов должны быть пригодными для целей сертификации соответствия.
В Российской Федерации действует система стандартизации, основанная на Законе «О стандартизации». Государственная система стандартизации действует в рамках Закона РФ «О техническом регулировании». Основные положения системы изложены в ГОСТ Р 1.0–2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения», а также в [7].
Работа по стандартизации в РФ реализовывается руководящим органом (национальным), рабочими органами и контролирующими организациями. Национальным органом по стандартизации в России является Госстандарт РФ — Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. Его задачами является государственное управление стандартизацией в стране, формирование и реализация государственной политики в области стандартизации.
Принятая система стандартизации в России гарантирует и соблюдает в актуальном состоянии систему строительных норм, систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ. Руководство и контроль работ по стандартизации в сфере строительства осуществляет Госстрой России. Госстандарт и Госстрой определяют стратегические направления по государственной стандартизации, планируют государственную стандартизацию, анализируют все заказы, планы работ технических комитетов. Выполнение планов государственной стандартизации финансируется из государственного бюджета и контролируется Госстандартом РФ (Госстроем РФ) [8].
Для облегчения взаимодействия с зарубежными партнерами Российская Федерация применяет национальную систему стандартов качества, соответствующую требованиям мировых стандартов. Таким образом, российский стандарт ГОСТ Р 9000–2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» идентичен международному стандарту ISO 9000:2015. На текущий момент практически все российские ГОСТы соответствуют стандартам ISO [9].
Федеральный Закон «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 № 102-ФЗ (с изм. на 13 июля 2015 года) регулирует отношения государственных органов управления РФ с юридическими и физическими лицами, связанные с вопросами изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи, импорта средств измерений. Данный Федеральный закон защищает потребителя от последствий недостоверных результатов измерений [10].
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
- Для эффективной организации работы предприятия по критерию качества необходимо разрабатывать документы систем менеджмента качества (СМК) на основе стандартов ИСО серии 9000, которые позволяют создать на предприятии такую систему управления качеством продукции, работ и услуг, которая поможет добиться повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и международном рынках. Стандарты ИСО предлагают методику построения такой системы, которая может быть сертифицирована.
- Сертификацию СМК проводят специализированные сертификационные организации, аккредитованные при соответствующих государственных и международных органах стандартизации. Сертификация СМК не обеспечивает повышение качества продукции и услуг, но показывает другим субъектам рынка, что система качества предприятия организована в соответствии с определенными требованиями, эффективно функционирует и обеспечивает стабильное качество.
- Сертификация СМК носит добровольный характер. Однако получение сертификата является обязательным в том случае, если деятельность предприятия связана со строительством особо опасных, уникальных и технически сложных объектов.
- Наличие сертификата на СМК существенно повышает степень доверия к организации, а также расширяет возможности сотрудничества с иностранными компаниями.
Источник
Как провести анализ нормативно правовой базы
Основным источником права в российской правовой системе исторически является нормативный правовой акт. Анализ нормативного правового акта включает в себя две стадии. На первой стадии проводится определение внешних признаков документа (название документа, дата принятия документа соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления, номер документа, дата принятия последней редакции документа) и его места в системе законодательства.
В этой связи, при осуществлении анализа документа необходимо помнить классификацию нормативных правовых актов по юридической силе. Основным делением является группирование на законы и подзаконные нормативные правовые акты, где первые обладают высшей юридической силой по отношению к последним. В российском законодательстве законы делятся на Конституцию РФ – Основной закон, федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы[1] и законы субъектов федерации, причем каждый из нижестоящих законов в этой пирамиде не должен противоречить вышестоящему.
Среди обычных законов особого внимания заслуживают кодифицированные акты – отраслевые кодексы, которые являются основными источниками права для соответствующих отраслей. Однако следует отметить, что в развитие положений кодексов, содержащих общие нормы, часто принимаются конкретизирующие законы, содержащие специальные нормы. Специальные нормы содержат более детализированные предписания по сравнению с общими нормами, поскольку более полно учитывают особенности общественных отношений, поэтому если возникает коллизия общей и специальной нормы, применяется специальная.
Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации содержит общие нормы о розничной купле-продаже, а Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 – специальные, поэтому в случае их противоречия применяются нормы последнего.
Что касается подзаконных нормативных правовых актов, то здесь наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Далее следуют ведомственные нормативные правовые акты (приказы, инструкции и т. п., документы различных министерств и ведомств), местные (нормативные правовые акты местных органов государственной власти и местного самоуправления) и локальные (внутриорганизационные) нормативные правовые акты (т. е. акты, издаваемые и действующие в пределах отдельных предприятий, учреждений, организаций).
Только выявив место нормативного правового акта в названной классификации, определив, таким образом, сферу его действия, можно приступать ко второй стадии, т.е. непосредственному анализу текста документа (или его фрагмента).
В целях успешного решения поставленных задач сначала рекомендуется внимательно прочитать задание к документу (его фрагменту). Это позволит выделить в тексте источника слова и выражения (ключевые слова), которые помогут сориентироваться при ответе на вопросы. Маркирование ключевых слов является крайне важным, особенно для студентов неюридических специальностей, так как техника составления нормативных правовых актов часто мешает полноценному восприятию содержания документа со стороны неспециалиста.
Начать анализ содержания текста НПА необходимо с уяснения ключевых понятий, которые обычно представлены в разделе «Общие положения». В Законе о защите прав потребителей такими понятиями являются: продавец, потребитель, качество товара, недостаток, существенный недостаток, срок годности, срок службы, гарантийный срок.
Затем следует перейти к рассмотрению соотношения прав субъектов правоотношений (в данном случае – продавца и покупателя), определению степени их защиты со стороны законодателя.
Потом нужно изучить отдельные права субъектов правоотношений и возможности их применения при осуществлении профессиональной деятельности, для чего студентам неюридических специальностей рекомендуется ознакомиться с дополнительной литературой, например, статьями специалистов (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Также в процессе исследования, нами проанализирована нормативно-правовая документация, представленная в пункте «Приложения» (приложения 3-5). Выводы по анализу документации, теоретической информации и схожего опыта представлены в следующем пункте: «Решение проблемы».
Решение проблемы
Факторы, затрудняющие адаптацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, приводят к развитию у них социальной недостаточности. Понятие социальной недостаточности включает в себя: ограничение способности к самообслуживанию; ограничение физической независимости; ограничение мобильности; ограничение способности адекватно вести себя в обществе; ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей возрасту; ограничение экономической самостоятельности; ограничение способности к профессиональной деятельности; ограничение способности к интеграции в общество.
Составляя особую социальную группу, лица с ОВЗ могут испытывать значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей интеллектуального, сенсорного, и/или двигательного развития, а также соматических заболеваний.
Исследователи подчеркивают, что особенности социализации проявляются у лиц с ОВЗ на разных уровнях. При этом нарушение на исходном – физиологическом — уровне является первичным, а нарушения на последующих уровнях (психологическом, социально-психологическом, социальном) имеют вторичный характер и при определенных условиях являются обратимыми. Образовательная среда, имеющая определенное социальное наполнение, может обеспечить включение молодежи с ОВЗ в доступные виды деятельности и социальные отношения, тем самым способствуя их успешной социализации.
Чтобы решить данную проблемы, мы поставили перед собой следующую цель: создание условий для вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в общественно-полезную и творческую деятельность.
Для достижения цели необходимо выполнить следующиезадачи:
• Подготовить базу для развития активной жизненной позиции
• Активизировать школьное самоуправление
• Создать площадку для самореализации учеников школы-интерната.
Поскольку площадкой для развития могут стать различные творческие и общественные объединения, нами сделан акцент на развитие двух взаимодействующий площадок – школьной радиостанции и ученического самоуправления. Данный выбор в первую очередь обусловлен, тем, что в данной области наша команда наиболее компетентна, а значит, имеет необходимый опыт, которым может поделиться и, конечно же, может привлечь необходимых специалистов в этой области.
Необходимо обратить внимание и на наличие необходимых ресурсов, таких как, школьная радиостанция ДМОО «АктиV 24», на базе МБОУ СОШ№24, наличие консультационных ресурсов (привлеченные специалисты), а также наличие кадрового ресурса проекта (члены ДМОО «АктиV 24»), а также опыт работы с необходимыми партнерами (далее — предполагаемые партнеры).
Стоит отметить и то, что особенностью нашего проекта будет то, что все мероприятия, проводимые в рамках проекта, будут проводиться не только для учеников специальной коррекционной школы, но и для учеников обычной общеобразовательной школы. Это позволит добиться социального взаимодействия учеников обоих школ, а значит также должно привести к ликвидации социальных различий между детьми с ограниченными возможностями здоровья и сверстниками с нормальным психофизическим развитием.
Исходя из этого, можно утверждать, что целевой аудиторией нашего проекта станут ученики средней общеобразовательной школы и ученики специальной коррекционной школы.
Предполагаемые партнеры нашего проекта:
• Администрация общеобразовательной специальной коррекционной школы
• «Городской Школьный парламент» г. Красноярска
• Информационный портал «Сибновости»
• Издательский дом «Комсомольская правда»
• Администрация МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24»
Проанализировав нормативно-правовую базу (см. Приложения), мы пришли к выводам, что наши предположения являются подтвержденными и рекомендованными со стороны государства. А также нам удалось определить, что наши действия, не будут выходить за рамки законов Российской Федерации и при должном исполнении должны понести за собой положительный результат. В связи с чем, нами было принято решение провести подготовку волонтеров квалифицированными специалистами, чтобы исключить возможность неблагоприятных ситуаций между учениками школ, а значит с целью снижения рисков.
Таким образом, у нас появляется возможность обеспечить площадку для развития социальных взаимоотношений между детьми из специальной коррекционной школы и детьми из средней общеобразовательной школы, творческого развития и общественно-полезной деятельности, а значит поспособствовать развитию социальной адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья. Соответственно, теперь необходимо составить подробный план реализации проекта и согласовать его со специалистами.
План реализации
Как говорилось выше, нашему проекту необходим, план реализации действий по привлечению детей в творческую и общественно-полезную деятельность, в связи с чем, нами были выделены следующие этапы проекта:
• Подготовительный (15 сентября 2012 – март 2013)- исследование проблемы, переговоры с партнерами, подготовка волонтеров, согласование с администрацией школы.
• Основной (апрель-май 2013)-ролевая игра, лекция о современных СМИ с упором на радио, презентация школьного радио «ДМОО «АктиV 24», мастер-класс интерактивная экскурсия на школьное радио ДМОО «АктиV 24».
• Заключительный (июль 2013)- исследование, круглый стол «Преимущества и возможности создания школьного радио», подведение итогов проекта.
В соответствии с этапами, нами был составлен план мероприятий и тех, результатов, которых нам бы хотелось добиться благодаря ним. В таблице, представленной ниже, можно проследить последовательность наших действий, а также качественных и количественных оценок их результативности.
Мероприятия: | Предполагаемые результаты: |
Подготовка волонтеров | Более 25 волонтеров прошли курс по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. |
Согласование с администрацией школы | Разрешение на реализацию проекта с участием учеников специальной коррекционной школы; налаживание партнерских отношений. |
Исследование | Выявление интересов учеников, с целью активизации работы по привлечению их в деятельность. |
Ролевая игра | Более 30 человек заинтересованы в работе на радио |
Лекция о современных СМИ с упором на радио | Информированность учеников о СМИ. |
Презентация школьного радио «ДМОО «АктиV 24» | Повышение интереса к общественной деятельности и радиожурналистике. Приобретения навыков работы. |
Мастер-классы | Более 20 учеников получили навык работы на радио. |
Интерактивная экскурсия на школьное радио ДМОО «АктиV 24» | Более 25 учеников получили навык работы на радио |
Исследование | Результат анкетирования. Оценка необходимости проводимой работы. |
Круглый стол «Преимущества и возможности создания школьного радио» | Начало разработки проекта школьного радио учениками специальной коррекционной школы |
Ожидаемый результат
По завершению нашей работы, помимо ожидаемого результата от каждого мероприятия (см. План реализации), мы планируем достичь и следующего обобщенного результата:
• Не менее 3-х упоминаний в СМИ
• Администрация школы активно поддерживает общественную деятельность школьников
• К общественной деятельности привлечено более 20 человек
• Создан проект по созданию школьного радио на базе специальной коррекционной школы
• Записано не менее 10 пробных радио-передач
• Опрошено не менее 70 респондентов
• Раскрытие ораторских способностей учеников
• Развитие личности, способной к самоактивизации, самореализации, самоутверждению в постоянно меняющихся социокультурных условиях
• Подготовка учеников к выбору профессии
Благодаря ожидаемому результату, наша команда сможет оценить продуктивность своей работы по завершению проекта. Также мы будем опираться и на следующие критерии оценки результатов:
Количественные показатели:
• Кол-во участников мероприятий
• Кол-во часов подготовки волонтеров
• Кол-во членов в составе школьного органа самоуправления
Качественные показатели:
• Полугодовой отчет работы органа самоуправления специальной коррекционной школы.
• Записанные авторские радиопередачи
Приложения
Приложение 1
№ | Вопрос | Ответы респондентов |
Посещает ли ваш ребенок занятия школьных кружков и секций? | Да — 9 Нет -7 | |
Считаете ли вы, что для того, чтобы ребенок мог чувствовать себя полноценным членом общества, его необходимо привлекать к творческой и общественно полезной деятельности? | Да – 11 Нет – 4 Затрудняюсь ответить — 1 | |
Хотелось бы вам, чтобы ваш ребенок участвовал в организации мероприятий, работал в школьных средствах массовой информации и т. п.? | Да — 10 Нет -2 затрудняюсь ответить — 4 | |
Считаете ли вы, что ваш ребенок не достаточно приспособлен к общению со сверстниками из других школ? | Да – 4 Нет – 4 Частично – 6 затрудняюсь ответить — 2 | |
Считаете ли вы, что занятия творческой и общественно-полезной направленности положительно влияют на освоение учебной программы? | Согласен — 6 частично согласен — 7 категорически не согласен — 3 | |
Хватает ли в школе дополнительных кружков и секций для полноценного творческого и социального развития вашего ребенка? | Хватает – 5 Не хватает – 9 Не считаю это необходимым — 2 | |
Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок общался с учениками средних общеобразовательных школ? | Да – 5 Желательно под присмотром специалистов – 10 Категорически против — 1 | |
Как вы считаете, какие мероприятия необходимо проводить для того, чтобы ваш ребенок был полноценно адаптирован к жизни в обществе. | Профессиональная ориентация — 5 Развитие художественного и социального творчества – 8 Взаимодействие со сверстниками из других школ – 4 Работа специалистов (педагогов, психологов и т.п.) – 10 Все необходимые условия созданы -1 |
Приложение 2
Детско-молодёжное общественное объединение «АктиV 24» |
Дрогой друг, просим тебя принять участие в опросе с целью выявления заинтересованности молодежи в проблемах детей с ограниченными возможностями здоровья* в рамках проекта «На одной волне». Образец заполнения Анкеты: *Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. |
Считаешь ли ты, что дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности с взаимодействием в обществе? |
Ваш возраст? ___________ Ваш пол? Муж. Жен. |
Готов ли ты заниматься какой-либо деятельностью совместно с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья? |
Считаешь ли ты необходимым помогать детям с ограниченными возможностями здоровья адаптироваться к жизни в обществе? |
В какой отрасли вы бы хотели заниматься? Творчество (музыка, изобразительное искусство, танцы и т.п.) Игровая деятельность (проведение игр, тренингов, мероприятий и т. п. и участие в них) Социальное проектирование (написание социальных проектов, деятельность, направленная на решение проблем общества) Другое _____ Чем бы именно вы хотели заниматься? __________________ ________________ |
Контактное поле ФИО ________ Контакты (телефон, e-mail) ________ Название вашей организации ____________ |
Приложение 3
ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
от 16 февраля 2009 г. N 105-р
1. В целях определения приоритетных стратегических линий развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае, в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 8 Закона Красноярского края от 03.12.2004 N 12-2674 «Об образовании» одобрить:
Концепцию развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае (приложение N 1);
перечень мероприятий по реализации Концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае (приложение N 2).
2. Контроль за выполнением Распоряжения возложить на заместителя Губернатора края — заместителя председателя Правительства Красноярского края О.А. Карлову.
3. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Правительства Красноярского края
от 16 февраля 2009 г. N 105-р
РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Концепция развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае (далее — Концепция) описывает комплекс идей, целей, задач, мероприятий по развитию услуг системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Концепция разрабатывается в целях максимально полного удовлетворения образовательных потребностей и повышения качества оказываемых специальных услуг для детей с проблемами в развитии и направлена на объективно необходимое изменение существующих изолированных и разрозненных форм образования этих категорий детей в гибкую и доступную систему, позволяющую выбирать различные формы получения образования и специальных коррекционных услуг.
Современные воззрения на проблему нормы и патологии, психолого-педагогические исследования рассматривают проблему личности с отклонениями в развитии и самого человека как триединство биологического, психического и социального, способного к саморазвитию, умению действовать вопреки неблагоприятным обстоятельствам, изменить их, используя социально-приемлемые способы поведения.
Изменение социальной перспективы в отношении категории лиц с ограниченными возможностями требует изменения и концептуальных подходов к проблемам их образования. Эти подходы должны быть основаны на понимании того, что:
лица с отклонениями в развитии обладают абсолютно всеми правами, зафиксированными Конституцией РФ;
они на общих основаниях вливаются в общество и составляют его неотделимую и неотъемлемую часть;
психолого-педагогическая коррекция должна стать категорией всей системы образования, задачей, реализуемой в повседневной педагогической работе, независимо от типа и вида образовательного учреждения.
Одной из значимых проблем на этапе крупномасштабной модернизации системы специального (коррекционного) образования является интеграция лиц с отклонениями в развитии в региональное образовательное пространство на основе учета их интересов и образовательных потребностей. Концепция интеграции, основанная на принципе равных прав и равных возможностей в получении образования, предполагающая как подготовку лиц с отклонениями в развитии к вхождению в социум, так и подготовку социального окружения к принятию данной категории лиц, будет способствовать устойчивому, полноценному развитию самого общества.
В настоящей Концепции используются следующие термины и их определения.
Специальное образование — дошкольное и общее образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия обучения (воспитания), необходимые для достижения ими максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования (дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, задержкой психического развития, со сложными нарушениями развития, с хроническими соматическими или инфекционными заболеваниями).
Дети-инвалиды — лица, которые имеют нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности, и вызывающие необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Специальные образовательные условия — условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение — образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Интегрированное обучение и воспитание — организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (далее — ПМПК) — объединение специалистов, реализующее консультативно-диагностическую и коррекционно-педагогическую деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от рождения до 18 лет.
Ранняя комплексная помощь — система мер, включающая выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-медико-педагогическим сопровождением в условиях семьи, учреждений образования и организаций здравоохранения.
В название специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в зависимости от категории обучающихся, воспитанников добавляются слова:
«I вида» — в название учреждения для глухих;
«II вида» — в название учреждения для слабослышащих и позднооглохших;
«III вида» — в название учреждения для слепых;
«IV вида» — в название учреждения для слабовидящих и поздноослепших;
«V вида» — в название учреждения для имеющих тяжелые нарушения речи;
«VI вида» — в название учреждения для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
«VII вида» — в название учреждения для имеющих задержку психического развития;
«VIII вида» — в название учреждения для умственно отсталых.
II. СОСТОЯНИЕ КРАЕВОЙ СИСТЕМЫ
СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
На основании Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон «Об образовании») обеспечение государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, находится в ведении субъектов Российской Федерации в области образования.
По состоянию на 1 сентября 2008 года в Красноярском крае специальным образованием охвачено около 12700 детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них в 42 краевых государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии обучается 5307 детей с ограниченными возможностями здоровья (в т.ч. 1306 детей-инвалидов); в 3 краевых оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, обучается 758 детей (в том числе 91 ребенок-инвалид); в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается 6678 детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе 3075 детей-инвалидов, 339 детей — на надомном обучении).
В связи со значительным снижением численности контингента обучающихся общеобразовательных школ, предоставлением родителям права выбора образовательного учреждения для своего ребенка, в соответствии с Законом «Об образовании», а также нежеланием родителей «отдавать» детей в специальные (коррекционные) учреждения в таких школах, как Бородинская, Пировская, Партизанская, Минусинская, Агинская, Большемуртинская, встает вопрос о комплектовании классов начальной школы. В течение последних двух лет в первые классы данных учреждений набирают от 3 до 6 человек либо открытие данных классов не осуществляется.
Материально-техническое состояние единиц сети специального образования долгое время не развивалось и на сегодняшний день требует серьезных капиталовложений. Так, больших средств для проведения капитального и текущего ремонта требуют 28 образовательных учреждений, в предаварийном состоянии находятся 7 образовательных учреждений.
В 42 краевых специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и 3 оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, на 01.01.2008 работает 2053 педагога.
Обеспеченность коррекционных учреждений специалистами с высшим дефектологическим образованием составляет от 12,6 до 26,7%. При этом отмечается сосредоточенность основной части специалистов в городах, а в сельской местности возникает проблема оказания качественной комплексной психолого-педагогической помощи детям.
До 2007 года относительно системы специального образования была создана и реализована Концепция развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (утверждена Постановлением Совета администрации Красноярского края от 17.11.2003 N 322-п «Об утверждении концепции развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья»).
Основными результатами реализации Концепции явились:
открытие Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения и его филиалов в городах Минусинске, Канске, Лесосибирске и Ачинске;
разработка и принятие положения о краевых психолого-медико-педагогических комиссиях;
реализация проекта «Интеграция отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в условия массового обучения». В проекте участвуют 12 территорий края: Сухобузимский, Назаровский, Ирбейский, Идринский, Большеулуйский, Новоселовский, Козульский, Рыбинский районы, города Красноярск, Бородино, Лесосибирск, Заозерный;
организация подготовки и переподготовки кадров институтом специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования. Данные мероприятия направлены на подготовку специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения слуха, зрения, речи, задержку психического развития, нарушение интеллекта (в том числе умеренную, тяжелую степени, сложный множественный дефект). Переподготовка педагогических кадров осуществляется по специальностям «Олигофренопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия».
Несмотря на некоторые достижения в развитии специального образования Красноярского края, имеются существенные проблемы, обусловленные противоречием между социальным заказом общества в обеспечении равного и полноценного доступа к средствам образования всех без исключения детей и неготовностью образовательной системы к реализации данной задачи в рамках существующей системы образования.
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В результате анализа состояния краевых специальных (коррекционных) учреждений и функционирования всей сети специальных учреждений в целом были выделены следующие проблемы:
замкнутость и унифицированность региональной системы специальных (коррекционных) учреждений, препятствующих процессу саморазвития и выходу на новый этап развития в соответствии с социальным заказом;
система интернированного воспитания в специальных (коррекционных) учреждениях вследствие их малочисленности и удаленности от места проживания большинства воспитанников резко ограничивает их участие в полноценной семейной жизни;
в учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, слабая материально-техническая база, здания школ зачастую находятся в предаварийном состоянии, не оборудованы столовые, кухни, медицинские блоки, библиотеки, классные кабинеты и кабинеты узких специалистов;
во многих школах имеется дефицит современных руководителей, педагогов, воспитателей и узких специалистов: психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов и других;
малое количество специальных (коррекционных) учреждений имеют лицензию на ведение медицинской деятельности;
система трудового обучения устарела; выпускники специальных (коррекционных) учреждений не принимаются в учреждения начального профессионального образования, не востребованы на рынке труда по тем профессиям, которые получают в школе и в училище;
не разработана система мер и механизмов, обеспечивающих переход на 12-летнее обучение в отдельных специальных (коррекционных) учреждениях, с созданием углубленной трудовой и начальной профессиональной подготовки как ресурсов социализации.
Имеющийся опыт интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных учреждений позволяет выделить возникающий ряд проблем:
не разделены полномочия муниципальных и краевых психолого-медико-педагогических комиссий;
требует совершенствования система раннего выявления и сопровождения детей с трудностями в развитии;
недостаточно простроено межведомственное взаимодействие между органами здравоохранения, образования, социальной защиты;
не прописаны и не приняты правовые нормы интеграции детей в общеобразовательные учреждения;
не определена возможность установления более высоких нормативов финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях с учетом особых потребностей обучающихся;
малое количество общеобразовательных учреждений имеют лицензии на ведение данной деятельности;
не созданы условия в общеобразовательных школах для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: нет подготовленных специалистов, недостаточно специализированного оборудования и ресурсов, нет психологической и материальной готовности школ системы общего образования (детей и учителей) к принятию детей данной категории;
общеобразовательные учреждения не имеют достаточного количества ставок специалистов, осуществляющих комплексное психолого-педагогическое сопровождение;
отсутствуют организационно-методические и консультационные центры, способные оказывать специальную помощь детям с отклонениями в развитии и их родителям из районных населенных пунктов, методическую помощь учителям и специалистам районных общеобразовательных школ.
Признавая интегрированное обучение и воспитание одним из стратегических направлений развития системы специального образования, тем не менее его необходимо рассматривать как один из возможных и необходимых подходов к образованию детей с особыми потребностями. Интеграция может сосуществовать с другими подходами, не вытесняя и не разрушая сложившуюся систему, но стимулируя ее модернизацию с учетом новых социально-культурных детерминант и логики развития отечественной дефектологической науки.
IV. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ
КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ДО 2012 ГОДА
Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья определяется Законом «Об образовании», в соответствии с которым гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья. Согласно статье 52 Закона «Об образовании» родители (законные представители) несовершеннолетних детей для получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения.
Учитывая это, детям с ограниченными возможностями здоровья должно быть обеспечено медико-психологическое сопровождение и специальные условия для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний — в специальных школах и школах-интернатах, что предусматривает Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»).
Кроме этого, существует ряд нормативных правовых документов, обеспечивающих реализацию государственных гарантий на получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Основной идеей Концепции является необходимость преодоления противоречия между установленными возрастными и образовательными нормами и существованием собственных законов развития человека, его возможностей, способностей, их безграничностью. В основу обучения, развития, коррекции закладываются принципы духовного и телесного развития человека, смысл которых заключается в том, что потенциал развития ребенка может и должен превосходить любую культурную и образовательную норму. В связи с этим возникает необходимость переосмысления содержания региональной системы специального образования лиц с ограниченными возможностями, главными ценностями которой должны стать:
продвижение ребенка по пути нормального психического развития;
предупреждение вторичных нарушений развития;
уровень личностного развития, жизненной компетенции, интеграции в социум на основе самоактуализации.
Основные идеи, используемые в Концепции, опираются на системный, аксиологический, синергетический и гетерологический подходы.
Системный подход позволяет рассматривать систему образования лиц с ограниченными возможностями здоровья как совокупность психолого-педагогических и социокультурных составляющих, целенаправленное взаимодействие которых способствует развитию личности в соответствии с запросами общества, потребностями и возможностями самой личности.
Аксиологический подход позволяет смотреть на человека с ограниченными возможностями здоровья как на личность, вносящую достойный вклад в социальное окружение.
Синергетический подход предполагает готовность и способность системы специального образования перейти от режима репродуктивного функционирования к устойчивому режиму самоорганизации и саморазвития, основанному на нелинейных взаимодействиях субъектов системы.
Гетерологический подход учитывает индивидуальные склонности и интересы всех детей, обеспечивает адекватное развитие и «ситуацию успеха» каждому ребенку.
Данные идеи обеспечиваются реализацией следующих принципов:
принцип приоритета ценностного полагания над целеполаганием в образовании и коррекции ребенка с ограниченными возможностями здоровья, признания самоценности его личности, обеспечивающей веру в успех развития, независимо от степени выраженности его отклонения;
принцип государственно-общественного и интегративного характера специального образования, предполагающего кооперацию усилий всех участников процесса, включая родителей и общественные организации, предполагающий органическое сочетание централизованного управления и поддержки творческой инициативы на местах;
принцип общедоступности и бесплатности образования на всех его уровнях;
принцип самоорганизации, определяющий нелинейный характер структурной модернизации региональной системы специального образования, отсутствие запрета на любые ее формы, сочетающиеся с собственными тенденциями развития;
Нормативно-методическая база делопроизводства — это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания документов, их обработки, хранения и использования в текущей деятельности учреждения, а также деятельность службы делопроизводства: ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты.
Нормативно-методическое регулирование делопроизводства компании позволяет грамотно организовать не только деятельность службы документационного обеспечения управления, но и всю систему делопроизводства в целом.
ООО ИФК «Астрстройинвест» в своей деятельности руководствуется следующими нормативными документами: Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом, Гражданским кодексов, Административным кодексом Конституция Российской Федерации, Федеральным законом от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральным законом от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О защите персональных данных» с изменениями от 25.12.2009 г., Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2007 г. № 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 года № 225 «О трудовых книжках», Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 5 января 2004 года № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты», Приказом Главного архивного управления СССР от 25 мая 1988 года № 33 «Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения», Общероссийским классификатором управленческой документации, правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477.
Специфика работы данного предприятия определяет следующий перечень нормативно-технической документации:
1. «Окна и балконные двери» ГОСТ 11214-86;
2. ГОСТ 24698-81 «Двери и деревянные наружные»;
3. Серия 2.244-1.6-192 «Детали полов»;
4. Серия 2.144-1/88 «Детали полов»;
5. Серия 1.033.1-1 «Перемычки железобетонные»;
6. СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
7. ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях»;
8. СНиП 2.08.01.-89 Жилые здания;
9. СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные;
10. ГОСТ 30971-2002 Швы монтажные узлом примыканий оконных блоков к стеновым проемам;
11. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда;
12. Серия 1.225-2 в 11. Железобетонные прогоны;
13. СНиП 11-04-2003 Эксплуатация о порядке, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации;
14. СНиП 23-101-2000 Проектирование тепловой защиты зданий;
15. Полный комплект территориальных единичных расценок.
Также в компании используется стандарт ИСО 9000, которые применяются при организации системы управления качеством. Указанный стандарт помогает предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя, в частности, такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия. На сегодняшний день в России утвержден стандарт ISO 9001 версии 2008 года, который ввели в действие 13 ноября 2009.
Локальные нормативно-правовые акты, используемые в компании:
1. Устав. Свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определенной сфере отношений или какого-либо государственного органа, предприятия, учреждения. Общие уставы утверждаются, как правило, высшими органами государственной власти, уставы отдельных организаций — их учредителями либо соответствующими министерствами и ведомствами . Устав компании ООО ИФК «Астрстройинвест» представлен в Приложении Д) [39];
2. Правила внутреннего трудового распорядка. Внутренний трудовой распорядок — это правопорядок в сфере труда, действующий у конкретного работодателя. Основная его задача — урегулировать поведение всех членов коллектива, подчинить их действия единой цели трудового процесса с учетом условий производства и специфики организации труда у конкретного работодателя. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка обеспечивает координацию во взаимоотношениях между работниками и работодателем, а также между самими работниками. Внутренний трудовой распорядок составляет основу дисциплины труда;
3. Штатное расписание. Штатное расписание — форма отчётности юридического лица, организационно-распорядительный документ, отображающий структуру компании, численность отделов, сотрудников, а также размер их заработной платы. Кроме того, оно включает в себя также учет всех возможных дополнительных выплат сотрудникам — премий, компенсаций и т.д. в зависимости от занимаемой должности;
4. Положение о должностной инструкции. Должностная инструкция — документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника. Должностные инструкции разрабатывает руководитель подразделения для своих непосредственных подчиненных. Должностные инструкции на должности, находящиеся непосредственно в его подчинении, утверждает руководитель организации. На другие должности инструкции утверждают соответствующие заместители по функции. Первый экземпляр должностной инструкции на каждого работника хранится в отделе кадров, второй — у руководителя подразделения, третий — у работника.
Должностные инструкции разрабатывают в соответствии с положением о подразделении. Комплект должностных инструкций охватывает все функции подразделения и равномерно распределяет нагрузку между работниками с учетом уровня их квалификации. Каждая должностная инструкция содержит однозначное определение того, чем данная работа отличается от всех иных работ. Ответственность за полноту обеспечения организации должностными инструкциями лежит на начальнике отдела кадров. Должностная инструкция начальника отдела кадров ООО ИФК «Астрстройинвест» представлен в Приложении В [37];
5. Положение о защите персональных данных работников. Целью данного положения является защита персональных данных работников от несанкционированного доступа, неправомерного их использования или утраты. Положение определяет права и обязанности руководителей и работников, порядок использования указанных данных в служебных целях, а также порядок взаимодействия по поводу сбора, документирования, хранения и уничтожения персональных данных работников;
6. Положение об оплате труда. Локальный нормативный акт организации, в котором устанавливаются системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (за исключением организаций бюджетной сферы), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования;
7. Положения о структурных подразделениях. Документ, в котором определяются: порядок создания (образования) подразделения; правовое положение подразделения в структуре организации; структура подразделения; задачи, функции, права и ответственность подразделения; порядок взаимодействия подразделения с иными структурными единицами организации. Положение об отделе кадров ООО ИФК «Астрстройинвест» представлен в Приложении Б [38].
Правовая база компании регулярно обновляется, однако, необходимо отметить, что нормативно-методическая база, регламентирующая деятельность ООО ИФК «Астрстройинвест», не обновлялась с 2004 года, что является нарушением требований ГСДОУ. Также в компании не используются унифицированные формы. При необходимости документы создаются заново, что является причиной больших затрат времени на их создание и обработку, а так же это влечет за собой увеличение количества ошибок при оформлении документов. В любой организации должно быть четкое разграничение функций и обязанностей между сотрудниками в соответствии с их квалификацией и служебным положением, в том числе и в сфере управления документацией.
Принятые в 2003 г. Федеральные законы «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ) и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) определяют сферу собственных полномочий региональных и местных органов власти, а также принципы их финансового обеспечения.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней, где:
I уровень — это федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
II уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
III уровень — местные бюджеты [1].
Каждому из указанных выше уровней бюджетной системы соответствует установленная Конституцией и законодательством совокупность источников формирования и ответственности.
В Федеральном законе «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» от 20.08.2004 № 120-ФЗ, а затем и в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6) межбюджетные отношения определены как «взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса». Такое определение данного понятия носит весьма общий характер, сводя эти отношения к бюджетным правоотношениям и бюджетному процессу, не затрагивая самую их суть. [5]
Сущность ст. 7 Бюджетного кодекса РФ о бюджетных полномочиях федеральных органов государственной власти заключается в наделении федерального центра правом определения только «основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений», установления «общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов». Правовое регулирование бюджетного процесса и межбюджетных отношений на разных уровнях бюджетной системы по принципу основ означает, что федеральный центр устанавливает общие требования (принципы) по этим вопросам, детализация же их осуществляется нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Согласно ст. 71 Конституции РФ в числе бюджетов разных уровней к предметам ведения федерального центра относится федеральный бюджет. Поэтому федеральные органы государственной власти вправе устанавливать детальное правовое регулирование по указанным вопросам, если строго придерживаться требований бюджетного федерализма, исключительно по отношению к федеральному бюджету, а органы государственной власти субъектов РФ — по отношению к региональному бюджету и местным бюджетам, руководствуясь общими принципами, установленными на федеральном уровне. [4]
Конституция РФ определяет, что установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. Таким образом, полномочия в сфере налогообложения имеют как Федерация, так и ее субъекты. Причем круг полномочий последних определяется федеральными законами. Органы государственной власти субъектов Федерации не вправе выходить за пределы компетенции, установленной для них Российской Федерацией.
Полномочиями в области налогообложения располагают также органы местного самоуправления, они вправе устанавливать местные налоги и сборы, и принимать иные решения в области налогообложения в пределах полномочий, установленных федеральными законами.
Компетенция федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области налогообложения определена в Налоговом кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральных законах о бюджете на очередной финансовый год и других нормативных правовых актах.
В Бюджетном кодексе РФ на необходимость разграничения бюджетных доходов по уровням бюджетной системы указывают два принципа бюджетной системы: принцип разграничения доходов и расходов и принцип самостоятельности бюджетов.
Принцип разграничения доходов определяется как собственно закрепление всех видов доходов (полностью или частично) за соответствующими бюджетами без конкретизации критериев этого разграничения.
Однако в реальной практике этот принцип трансформирован в принцип расщепления налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы.
Анализ территориального перераспределения налоговых поступлений позволяет сказать, что на первоначальном этапе формирования налоговой системы российские законодатели не располагали четко сформулированными принципами разграничения доходов между бюджетами разных уровней. В результате оказались неясными причины, обусловившие отнесение налогов к той или иной группе. Факты же говорят, что на состав федеральных налогов в основном повлиял фискальный фактор, так как к федеральным отнесены именно виды налоговых платежей, которые обеспечивают наиболее крупные суммы поступлений в бюджет.
В части, касающейся доходных источников, более 80% налоговых доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов, в основном утверждаемых ежегодными законами о бюджете. При этом если для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации нормативы отчислений являются едиными и достаточно стабильными, то для местных бюджетов они подвержены постоянным и, как правило, мало обоснованным изменениям. Низкий удельный вес закрепленных на долгосрочной основе отчислений от федеральных налогов и (или) доходов от собственных (региональных или местных) налогов снижает заинтересованность региональных и местных органов власти в экономическом развитии соответствующих территорий, что в свою очередь приводит к увеличению «неформальной» налоговой нагрузки на экономику, скрытой дифференциации налогового пространства и искажению условий равной конкуренции.
Вывод: Подытоживая вышесказанное, можно констатировать, что под бюджетным федерализмом обычно понимают форму автономного функционирования бюджетов общенационального и региональных уровней государственной власти, а также местных бюджетов, основанную на четко сформулированных и закрепленных в законодательстве нормах и положениях. Вместо единой бюджетной «вертикали», свойственной некоторым типам унитарных государств, бюджетный федерализм в условиях федеративного государства обязательно предполагает наличие трех уровней бюджетных потоков — в государственный (федеральный) бюджет, в бюджеты регионов (субъектов Федерации) и местные бюджеты.
Составной частью конституционной модели бюджетного федерализма являются совместные налоговые полномочия Российской Федерации и ее субъектов, взаимно ограничивающие полномочия Центра и регионов, а также устанавливающие их взаимосвязь и взаимозависимость.
Под бюджетным федерализмом будем понимать форму бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учет интересов всех участников бюджетного процесса на основе достижения компромисса и самостоятельного управления функционированием всех звеньев бюджетной системы.
Государство на всех стадиях бюджетного процесса, используя установленные принципы, методы и способы формирования бюджетных доходов и расходов, формирует бюджетные взаимосвязи, определяет пропорции распределения централизованных ресурсов и методы их использования.
Во всех государствах с федеративным устройством можно выделить три основные проблемы, требующие принятия компромиссных решений между представителями различных уровней власти в области финансов.
Первая проблема связана с определением состава расходных полномочий и распределением их между бюджетами разных уровней по предоставлению определенных услуг населению. Для государств с многонациональным составом населения данная проблема требует учета национальных традиций отдельных национальностей, компактно проживающих на той или иной территории, учета их предпочтений. Соответственно одни услуги целесообразно предоставлять от лица федеральных властей, другие — от имени региональных органов власти. Могут быть и такие услуги, которые целесообразно предоставлять гражданам за счет средств бюджетов разных уровней.
Вторая проблема состоит в определении источников поступления денежных средств в бюджеты разных уровней для обеспечения расходных полномочий. При решении этой проблемы важно одновременно обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов страны, содействовать развитию региональных экономик и выполнению общеполитических решений в интересах всего государства.
Третья проблема заключается в организации взаимодействия между бюджетами и, прежде всего, в организации трансфертов между бюджетами разного уровня.
В нашей онлайн базе уже более 10821 рефератов!
Источник