Развитие отраслей социальной сферы
В связи с прогнозными показателями динамики численности населения, изменившимися условиями экономического развития, предусматриваются изменения в социальной инфраструктуре.
Прогнозом на 2018 год и на период до 2028 года определены следующие приоритеты социальной инфраструктуры развития городского поселения:
— повышение уровня жизни населения, в т.ч. на основе развития социальной инфраструктуры;
— улучшение состояния здоровья населения на основе доступной широким слоям населения медицинской помощи и повышения качества медицинских услуг;
— развитие жилищной сферы в поселении;
— создание условий для гармоничного развития подрастающего поколения в поселении;
— сохранение культурного наследия.
Анализ сильных и слабых сторон социально-экономического развития Виллозского городского поселения
Анализ ситуации в поселении сведен в таблицу, в которой проанализированы сильные и слабые стороны.
Т а б л и ц а
Сильные стороны | Слабые стороны | |
Население, демография, трудовые ресурсы | • Стабилизация численности населения; • Ежегодное увеличение численности населения в трудоспособном возрасте; • Снижение величины демографической нагрузки; • Низкий уровень смертности и естественной убыли населения по сравнению с Ломоносовским районом и Ленинградской областью в целом; • Высокий уровень занятости населения; Низкий уровень безработицы. | • Уровень демографической нагрузки выше средних значений по Ленинградской области; Высокая занятость в поселении в значительной степени формируется за счет маятниковой миграции из Санкт-Петербурга. |
Образование | • На территории поселения расположены 2 детских сада и одна школа; • Охват детей дошкольного возраста услугами детских садов соответствует нормативному значению — 50%; | • Отсутствие школы в г.п.Виллози. Дети в д/с стараются попасть в Красное Село, из-за не хватки мест в д/с поселения. |
Здравоохранение | • На территории поселения функционирует две врачебных амбулатории, совокупная мощность которых составляет 100 посещений в смену; • Территориальная близость Санкт-Петербурга создает возможность для получения качественной высококвалифицированной медицинской помощи за пределами поселения. | • Низкая обеспеченность врачебными кадрами; Недостаточный уровень развития материально- технической базы амбулаторий. Амбулатория в г.п. Виллози расположена в 3-х комн. квартире многоквартирного дома. |
Социальная защита населения | • В поселении функционирует уникальная негосударственная организация «Дом надежды на горе», предоставляющая услуги комплексной реабилитации граждан с алкогольной зависимостью. | • В поселении отсутствуют учреждения социальной защиты населения, обслуживание производится специалистами единственного в районе профильного учреждения «Комплексный Центр социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов «Надежда». |
Культура | • На территории поселения в г.п. Виллози и дер. Малое Карлино расположены два дома культуры и две библиотеки; На базе учреждений культуры действуют различные творческие объединения. | • Низкая обеспеченность культурно-досуговыми учреждениями (мощность не соответствует нормативной); Недостаточный уровень книгообеспеченности, требуется увеличение книжного фонда. |
Физическая культура и спорт | • В дер. Виллози и Малое Карлино расположено 2 стадиона, функционируют: 7 спортивных секций и футбольный клуб «Виллози»; На территории поселения расположен один из крупнейших в Ленинградской области горнолыжный комплекс «Туттари парк». | • Увеличению охвата населения занятиями физической культуры и спорта и повышению разнообразия спортивно- оздоровительных секций препятствует отсутствие в поселении физкультурно- оздоровительного комплекса. |
Жилищно- коммунальное хозяйство | • Существуют планы по развитию жилищного многоэтажного и коттеджного строительства и строительству новых объектов коммунального хозяйства. | • Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет около 70%; • Большой износ оборудования и потери в тепловых сетях. |
Промышленность | Промышленность является ведущей отраслью экономики поселения — активно развивается пищевая, полиграфическая, деревообрабатывающая промышленность, производство строительных материалов и др.; • По объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг вклад поселения в экономику Ломоносовского муниципального района составил 88,18 % в 2016 году; • На территории поселения расположена промышленная зона Горелово, где работают крупнейшие предприятия. Наличие в промзоне Горелово инфраструктурно обустроенных площадок для размещения новых производств и видов деятельности для обеспечения развития промышленного потенциала. | • Неравномерность размещения промышленного потенциала по территории поселения. Основная его часть сосредоточена в промзоне Горелово. |
Потребительский рынок и малое предпринима-тельство | • Потребительский рынок как отрасль экономики развивается в поселении стремительно — действует устойчивая тенденция роста оборота розничной торговли и других сегментов потребительского рынка; Малый бизнес представлен предприятия торговли и общественного питания и бытового обслуживания. | Низкий уровень развития малого предпринимательства в сфере жилищно- коммунального хозяйства, здравоохранения, туризма, спорта и физической культуры, социального обеспечения. |
Сельское хозяйство | • Наличие значительных земельных ресурсов (40 % территории поселения — земли сельхозназначения, в т.ч. сельхозугодья — 15,5 % от земель сельхозназначения); • Наличие 3 сельскохозяйственных предприятий на территории поселения; Наличие федеральных и региональных программ по развитию сельхозпроизводства; национального проекта по развитию сельского хозяйства и т.д. | • Объем произведенной продукции сельского хозяйства в поселении в 2016 году составляет 0,08 % от всего объема произведенной продукции, товаров и услуг на территории поселения; Низкий уровень развития крестьянских фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств). |
Финансово-бюджетная система | Финансово-бюджетная система поселения характеризуется высоким уровнем бюджетной обеспеченности,при этом за счет эффективного функционирования существующих и открытия новых предприятий наблюдается тенденция к ее увеличению. | Наибольшая доля поступлений в общей сумме доходов поселения приходится на налог на доходы физических лиц, имущественный налог и земельный налог. |
Проведенный анализ показывает, что как сильные, так и слабые стороны Виллозского городского поселения обусловлены его географическим (транспортным) положением по отношению к Санкт-Петербургу, а также устойчивым функционированием и развитием промышленных зон.
Экономический потенциал поселения значителен, что обусловлено наличием на его территории крупных промышленных предприятий, способствующих созданию новых рабочих мест и росту налоговых поступлений в бюджет поселения.
Блок обеспечивающих ресурсов развития (трудовой, производственный, социально-инфраструктурный, бюджетный, инвестиционный) имеет тенденцию к росту, что в перспективе позволит решить стратегические задачи повышения качества и уровня жизни поселения.
В обобщенном виде главной целью Программы развития социальной инфраструктуры муниципального образования Виллозское городское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на 2018-2028 г.г. является устойчивое повышение качества жизни нынешних и будущих поколений жителей и благополучие развития городского поселения через устойчивое развитие территории в социальной и экономической сфере.
Для достижения поставленных целей в среднесрочной перспективе необходимо решить следующие задачи:
1. Создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому развитию социальной инфраструктуры поселения, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления;
2. Развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания населения;
3. Содействие развитию промышленных зон, организации новых рабочих мест;
4. Содействие в привлечении молодых специалистов в поселение (врачей, учителей, работников культуры, муниципальных служащих);
5. Содействие жилищному строительству на территории поселения;
6. Повышение эффективности функционирования действующей социальной инфраструктуры, развитие культуры, физкультуры и спорта;
7. Ремонт и реконструкция объектов культуры, активизация культурной деятельности;
8. Обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры для населения муниципального образования в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования;
9. Создание условий для безопасного проживания населения на территории поселения;
10. Привлечение средств из бюджетов различных уровней на укрепление жилищно-коммунальной сферы, на строительство и ремонт дорог, благоустройство поселения, развитие физкультуры и спорта.
Уровень и качество жизни населения должны рассматриваются как степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, достигаемых за счет создания экономических и материальных условий и возможностей, которые характеризуются соотношением уровня доходов и стоимости жизни.
Источник
Развитие иных отраслей социальной сферы
Социальная сфера – совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние; потребление. К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь, туризм).
Отрасли социальной сферы приобретают все большее значение в развитии общественного производства. Они оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния, качество жизни населения. В странах с социальной рыночной экономикой в социальную сферу ежегодно осуществляются огромные инвестиции. В ней сосредоточены значительные материальные, трудовые и финансовые ресурсы.
Большое влияние на состояние духовного потенциала-общества оказывает культура. Развитие культуры как отрасли национальной экономики характеризуется с помощью таких показателей, как число профессиональных театров, цирков, музеев, учреждений культуры клубного типа, число их посещений, а также количество массовых библиотек, тиражи книг, брошюр, газет и т. д.
По мере роста доходов населения усиливается значение туризма, отдыха, физической культуры и спорта. Эти виды экономической деятельности влияют на уровень здоровья населения, его образовательный, культурный уровень. Услуги туризма, отдыха, физической культуры и спорта требуют соответствующей материальной базы в виде санаториев, домов отдыха, гостиниц, мотелей, спортивных сооружений.
Цели социальной политики по отдельным отраслям социальной сферы.
Здравоохранение — Укрепление здоровья людей, увеличение долголетия. Удовлетворение потребностей в медицинском обслуживании, оказании лечебно-профилактической помощи. Выполнение мероприятий по внедрению медицинских стандартов, преодоления социальных диспропорций в оказании медицинской помощи. Обеспечения защиты людей, пораженных радиацией, ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Повышение уровня медицинского контроля условий труда и быта людей.
Образование — развитие и саморазвитие личности, связанные с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенного в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Создание системы непрерывного обучения, формирование личной мотивации по совершенствованию знаний.
Культура и искусство — Создание, распространение и популяризация произведений литературы и искусства, сохранения и использования культурных ценностей, эстетическое воспитание людей, организация специального образования, отдыха и досуга граждан.
Жилищно-коммунальное хозяйство — обеспечение нормальной деятельности систем жизнеобеспечения жилых домов и предприятий коммунальной собственности. Реконструкция и обновление жилья, его материально-техническое обеспечение. Повышение качества коммунальных услуг.
В экономической литературе выделен ряд структур социально-культурной сферы.
По характеру деятельности выделяются:
— отрасли духовно-созидательной деятельности (наука, искусство);
— отрасли исполнительской деятельности (образование, здравоохранение, физическая культура);
— отрасли деятельности по созданию социальных условий существования общества (политическое и государственное управление, охрана порядка, оборона).
По характеру удовлетворяемых потребностей различают:
— социально-бытовой сектор (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и т. п.);
— сектор социально-культурных услуг (просвещение, образование, искусство, здравоохранение, физкультура);
— сектор деловых услуг (юридических, информационных, финансовых, технический сервис и т. д.).
По выполняемым функциям выделяются:
— отрасли, влияющие на становление и развитие личности (образование, наука);
— отрасли, обеспечивающие сохранение здоровья, увеличение продолжительности жизни (здравоохранение, социальное обеспечение);
— отрасли, обеспечивающие проведение досуга и отдыха (туризм, санаторно-курортные услуги);
— отрасли, производящие материальные услуги (коммунально-бытовые, торговые и т. д.).
Индустрия туризма: турфирмы; национальные туристские администрации; предприятия размещения; рекреационные базы; транспортные предприятия, специализирующиеся на обслуживании туристов; предприятия, производящие товары для туризма.
Индустрия развлечений: учреждения культуры и искусства (театры, музеи, оркестры, музыкальные группы, антрепренерские и концертные организации), дискотеки, игротеки, выставки и ярмарки, ботанические сады и зоопарки, клубы отдыха, организации клубного типа.
Индустрия питания: рестораны, кафе, столовые, бары.
Физическая культура и спорт: спортивные базы, гимнастические и спортивные клубы, спортивные ассоциации.
Бытовые услуги: предприятия по ремонту и индивидуальному пошиву одежды и обуви, ремонту бытовой техники, изготовлению металлоизделий, ремонту и техническому обслуживанию автомототранспортных средств, ремонту и изготовлению мебели, химической чистке и крашению, ремонту и строительству жилья и других построек, предприятия транспортно-экспедиторских услуг, прачечные, фотографии, бани и душевые, парикмахерские, предприятия проката, ритуальных услуг.
Жилищно-коммунальные услуги: предприятия жилищного хозяйства (ЖКК, ЖКО и т. п.); предприятия коммунального хозяйства; предприятия пассажирского транспорта (автобазы, транспортные кооперативы и т. п).
Юридические услуги: юридические консультации, суды, адвокатские конторы.
Научно-исследовательские услуги: научно-исследовательские организации, конструкторские бюро, проектные и проектно-изыскательские организации, опытные заводы, ВУЗы.
Консультационные услуги: консалтинговые фирмы, технопарки.
Финансовые услуги: банки, пункты обмена валюты, организации по страхованию, аудиторские фирмы.
Радио- и телевещание: телестудии, комитеты по радиовещанию, студии звукозаписи.
Издательское дело, журналистика: типографии, издательства, газеты.
Социальная служба: службы профессиональной реабилитации, воспитательные дома, собесы, приюты.
Связь: учреждения связи и их подразделения, обслуживающие население.
Военно-полицейский аппарат: комиссариаты, органы и службы охраны порядка, исправительно-трудовые учреждения.
За счет республиканского бюджета учреждения высшего и среднего профессионального образования. Также из республиканского бюджета финансируются расходы по финансированию целевых образовательных программ и проведение научных исследований в области образования.
Местные бюджеты осуществляют финансирование общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, целевых образовательных программ. Также за счет местного бюджета финансируются мероприятия по защите прав несовершеннолетних детей.
Расходы в области социально-культурной системы. Социально-культурное развитие включает в себя: культуру, искусство, средства массовой информации, мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.
Действующее законодательство Республики Беларусь в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. С этой целью государство намеревается:
• осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;
• стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;
• устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;
• способствовать развитию благотворительности в области культуры;
• осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.
Источник