Анализ урока по окружающему миру на тему «Путешествие по материкам».
Анализ урока по теме «Путешествие по материкам» во 2 классе.
Цель урока: знакомство с особенностями природы и жизни людей разных материков.
Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию по окружающему миру во 2 классе, является 7-м уроков в разделе «Путешествие». На данную тему отводится 1 час, поэтому учитель выбрал тип урока: открытие новых знаний.
Структура урока соответствует типу:
1 этап. Организационный момент.
2 этап. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
3 этап. Актуализация знаний.
4 этап. Первичное усвоение новых знаний.
5 этап. Первичная проверка понимания.
6 этап. Первичное закрепление.
7 этап. Рефлексия.
8 этап. Домашнее задание.
Этапы урока, их логическая последовательность и дозировка во времени соответствует содержанию и поставленной цели. Программный материал соответствует индивидуальным и возрастным особенностям класса, запасу знаний и уровню развития.
Мотивация к учебной деятельности проходит через интерес к новому (сегодня вы совершите путешествие по планете «Земля»).
Учитель использовал комплекс методов обучения:
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
2. Методы педагогических и психологических исследований: наблюдение, опрос, анализ.
3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: поощрение, создание ситуации успеха, организация взаимопомощи, познавательная игра.
4. Методы контроля и самоконтроля: индивидуальный, самостоятельная работа, самооценка и взаимооценка.
На этапе постановки цели и задач урока была создана проблемная ситуация (расшифровать анаграмму КИАРМТЕ).
При первичном усвоении новых знаний учитель использовал исследовательский метод
(работа с текстом учебника по поиску информации о материках).
На уроке были использованы разные формы обучения: работа в парах ( разгадать кроссворд по теме «Путешествие по планете»), работа в группах ( подготовить рассказ о материке, пользуясь текстом учебника, планом рассказа, набором иллюстраций). Разнообразие форм и методов обучения на уроке позволило учителю эффективно организовать сотрудничество обучающихся, создать атмосферу творческой работы, поддерживать внимание и активность обучающихся на протяжении всего урока.
В середине урока учитель использовал элементы здоровьесберегающей технологии для восстановления эмоциональных и физических сил учащихся. Для этого дети выполнили музыкальную физминутку « Две подружки – две руки».
На уроке учитель организует и проводит работу по достижению обучающимися учебных задач , направленные на достижение:
— личностных результатов обучения: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
— метапредметных результатов обучения: способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности; формирование умения планировать учебные действия, контролировать их, умение слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться источниками информации.
— предметных результатов обучения: формирование умения находить и показывать на физической карте мира и глобусе материки; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
На каждом этапе урока обучающиеся оценивали свою работу в листах «Мои достижения».
Применение ИКТ (презентации «Антарктида»), ТСО (компьютера), необходимого оборудования (учебника, глобуса, физической карты мира), наглядности (картинок и фотографий, иллюстрирующих рассказы о материках) способствовало лучшему усвоению учебного материала.
На этапе рефлексии учитель предлагает оценить приобретенные знания и умения, выявить успехи и неудачи, определить степень достижения целей урока. Учитель использует диалоговые формы общения, осуществляется обратная связь.
Домашнее задание дифференцировано: учитель предлагает повторить материал по теме урока, ответить на вопросы на стр.123, желающие могут найти новый материал о материках.
Учитель достиг поставленных целей и задач урока через использование эффективных форм и методов обучения. Использование ИКТ и наглядности способствовало лучшему усвоению учебного материала. Учитель показал умение организовать учебное сотрудничество учитель-ученик, ученик-ученик. Обучающиеся класса обладают высокой познавательной активностью, самостоятельностью, инициативностью в освоении новых знаний, владеют методами оценки и взаимооценки знаний, а также рефлексивных умений. Материал урока полностью усвоен обучающимися, дополнен внепрограммным материалом. Атмосфера взаимопонимания способствовала формированию у обучающихся мотивации учения, развитию интереса к предмету «Окружающий мир». Учитель получил обратную связь от обучающихся, что позволит ему скорректировать дальнейшую работу.
Источник
Педагогический анализ урока по окружающему миру в 3 классе.
. Педагогический анализ урока окружающего мира в 3 класе
На тему: «Великий круговорот жизни»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Подготовка учителя и учащихся к уроку
Характеристика плана – конспекта урока
– Тема урока определена, верно, в соответствии с учебным планом.
– Цель урока носит обучающий и воспитывающий характер.
– Данный урок является промежуточным в системе уроков.
– Урок тесно связан с предыдущими уроками в разделе, в части классификации элементов природы, их взаимосвязи и влиянии друг на друга и природу в целом.
1.Этап мотивации к учебной деятельности 1, 5 – 2 мин
2. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 5 мин
3.Этап выявления места и причины затруднения 5 — 6 мин
4.Этап построения выхода из затруднения 14 – 15 мин
5.Этап реализации построенного проекта 5 – 6 мин
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи 8-9 мин
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 5 мин
8. Этап включения в систему знаний и повторения – 5 мин
9. этап рефлексии учебной деятельности на уроке 3 мин
10. Домашнее задание 1 – 1, 5 мин
Время, отводимое, на каждую часть урока распределено целесообразно.
Учитель перед началом урока подготовил все необходимое: Карточки для работы с текстом, схема круговорота жизни на Земле, презентация «Великий круговорот жизни»
Ученики к началу урока готовы полностью, на столах лежит все необходимое: учебники, тетради, письменные принадлежности.
Анализ этапов урока
На этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии учитель и ученики вспомнили, какой раздел изучают, какие темы изучили в этом разделе, правила делового сотрудничества.
На этапе выявления места и причины затруднения, ученикам предложено обратить внимание на презентацию, на которой был предложен отрывок из мультфильма. Далее ученики дали свое понимание тому, что показано на слайде: почему, когда животное умирает, оно превращается в траву, которую потом ест антилопа. Данный вопрос вызвал активную дискуссию на тему, в результате чего ученики, верно, определили тему урока цель и задачи.
На этапе постороения выхода из затруднения, ученикам было предложено вспомнить какая природа существует, вспомнили основные отличия живой природы от неживой. Предложено классифицировать различные предметы живой или неживой природы в игровой форме. Ученики по учебнику прочитали новый материал по теме, провели работу по учебнику, выписав необходимые ответы по заданию. Далее по слайдам презентации ученикам было предложено выполнить задания по теме урока в тетради и у доски.
На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, детям было предложено выполнить схему и сделать к ней необходимые зарисовки на тему «Великий круговорот жизни», с чем они очень хорошо справились, подтвердили свои знания и уровни.
Все ребята были активны во время усвоения материала, с удовольствием принимали участия во всех видах работы. Поэтому ребята достаточно полно освоили материал, что было выявлено в процессе дальнейшей работы. С помощью наводящих вопросов дети легко отвечали.
Использование различных методов и форм работы вызвало большой интерес у детей к уроку. Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная. На уроке происходит развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать и делать выводы. На уроке совершенствуется навык чтения, развивается читательская зоркость, речь учащихся, обращается внимание на отдельные слова, обогащается словарный запас учащихся. Включение в урок мультимедийной презентации позволило сделать урок насыщенным и иллюстративным, а также способствовало повышению мотивации к учебной деятельности и интереса к предмету. Прослеживается чёткость, последовательность всех этапов урока. Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся. Материал урока носил научный характер. Предложенные задания и все виды работ носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объѐму материал был большим, но дети не испытывали большие трудности в выполнении заданий. На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности. Использованы различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель.
Порядок и дисциплина учащихся на уроке поддерживалась организацией, интересным материалом. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность.
Оценка деятельности учителя на уроке
Учитель по отношению к ученикам проявлял доброжелательность, корректность, педагогический такт и одновременно требовательность. Дисциплина на уроке поддерживалась хорошей организацией образовательного процесса, сменой деятельности учеников. Отмечается высокая вовлеченность всех учеников в образовательный процесс. Построение урока осуществлялось с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
Оценка деятельности учеников на уроке
Ученики на уроке были достаточно активными, с выраженным стремлением к самообразованию. На протяжении всего урока ученики демонстрировали познавательную и творческую активность.
Источник
Урок-экскурсия по окружающему миру
Тамбовское областное государственное автономное
Профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж г. Тамбова»
урока-экскурсии по окружающему миру
« Весенняя экскурсия в природу »
Подготовила студентка группы КПН-31 Солопова Наталья Викторовна
Цель: создать условия для развития у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения; на основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений и влияния факторов неживой природы на жизнь живых организмов.
1. Познакомить учащихся с различными периодами весны.
2. Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.
3. Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.
4. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.
мотивация на самостоятельное исследование;
интерес к познанию природы.
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
принимать и сохранять учебную задачу;
исследовать по плану;
самостоятельное выделение и формирование цели;
формирование ответов на вопросы учителя;
постановка и решение вопросов.
понимать позицию партнера;
согласовывать действия с ним;
вступать в коллективное сотрудничество;
принимать другое мнение и позицию;
инициативное сотрудничество в поисках информации.
блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок – в итоге дневник «Начало весны»;
I. Подготовительный этап.
У: Добрый день, мои юный друзья!
Сегодня я приглашаю вас в гости к…
Отгадайте, к кому?
Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену, величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало,
У: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в школьный двор и понаблюдать, как изменилась природа с приходом весны.
Назовите, какие правила нужно соблюдать в природе, в лесу?
Д: 1. Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
2.Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
3.Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
4.Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
5.В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь
Составим план нашей экскурсии и запишем в наши дневники:
1. наблюдение за признаками погоды;
2. наблюдение за земляным покровом;
3. наблюдения за явлениями природы;
4. наблюдение за растениями;
5. наблюдения за птицами.
Что мы сейчас с вами делали?
Дети — составляли план урока.
Учителем сообщается место проведения экскурсии, маршрут движения до места экскурсии, правила поведения на природе: не шуми, чтобы не распугать лесных обитателей; не ломай ветви деревьев и кустарников; не срывай цветы и т.д. Класс делится на группы. Дети выходят на экскурсию.
Дети получают карту путешествия.
II. Основной этап.
Весенние изменения в неживой природе.
Посмотрите кругом, что изменилось в природе с приходом весны?
Посмотрите на небо. Какого оно цвета?
Дети — небо голубого цвета, на нем есть белые, пушистые облака.
-Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце?
Дети — на небе есть солнце.
Как оно расположено относительно этого дома?
Дети — солнце поднимается всё выше.
-Изменилась ли продолжительность дня?
Дети — дни становятся длиннее.
Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь ответить, какой же весенний месяц самый холодный
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
Самый теплый? Почему?
Зеленеет даль полей
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это.
Май. В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло
А теперь давайте зарисуем солнце в тетрадь.
Дети – Зарисовка солнца.
Есть ли сегодня ветер?
Есть ли сегодня какие-либо осадки?
Что происходит весной с почвой?
Дети — Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной.
Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе?
Дети — Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю.
Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы?
— Какие осадки выпадают весной?
Дети: В марте — снег, а апреле — снег и дождь, в мае — дождь.
2. Наблюдение за изменениями в жизни растений.
Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
Осмотритесь вокруг, что происходит с деревьями и кустарниками весной?
Дети: на лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои.
Что происходит с травянистыми растениями?
Дети: Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести.
Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? Для этого осмотритесь.
Дети: мать-и-мачеха , подснежники
Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему?
Дети: Как только растает снег, они начинают цвести.
Почему же подснежники зацветают так рано?
Дети: Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного.
— Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли?
Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Какого цвета листья?
Дети: Кора мокрая, набухают почки и кое где распустились первые листочки.
Давайте рассмотрим листочек березки и зарисуем его внешний вид.
Мы с вами уже разделились на группы в классе. У каждой группы есть карточка № 1. Для того, чтобы выполнить это задание, я вам укажу растения, которое вы будете описывать по плану. (Учащиеся выполняет задание в группах по карточкам)
1. К какой группе относится растение, которое вы наблюдаете? (деревья, кустарники) __________________________________________________________________
2. Запишите его название __________________________________________________________________
3. Какого цвета кора вашего растения? __________________________________________________________________
4. Опишите, какая она на ощупь? __________________________________________________________________
5. Есть ли на этом растении листья? __________________________________________________________________
6. Какого цвета листья? __________________________________________________________________
7. Какого размера листья? __________________________________________________________________
8. Много ли их на вашем растении? __________________________________________________________________
9. К какой группе относится ваше растение? (хвойное или лиственное) __________________________________________________________________
10. Есть ли на растении плоды и семена? __________________________________________________________________
11. Опишите их (форма, размер, цвет) __________________________________________________________________
Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступление весны?
Дети — на деревьях и кустарниках есть листья, они зеленого цвета. Цвет коры деревьев и кустарников яркий.
Как вы думаете, кто приносит весну на крыльях?
Дети — грачи, скворцы и т. д.
Прислушайтесь: когда больше звуков: зимой или весной? Почему?
Дети — ответы детей.
3. Наблюдение за изменениями в жизни животных. (Наблюдение за птицами и насекомыми).
Рассмотрите внешний вид птицы
Дети — рассматривают птицу, которая встретилась во время экскурсии. Дятел
-Какого она размера? Формы? Окраска? Зарисуйте ее внешний вид в тетрадь.
Дети — ответы детей, зарисовывают птицу в тетрадь, записывают ее название.
Дети располагаются на полянке, проводится игра «Я знаю. »
Цель игры — подвести итог проделанной работы, выяснить, что узнали дети из проведенной экскурсии.
1. Я знаю пять явлений весны.
2. Я знаю пять перелетных птиц.
3. Я знаю пять первоцветов.
4. Я знаю пять проснувшихся зверей.
Во время экскурсий вам придется выполнить задания и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии.
4. Экологическая стоянка.
А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка.
Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой. Сделаем вывод о единстве живой и неживой природы.
III. Подведение итогов
А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?
Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе?
Дети — солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы.
На доске висит дерево нарисовано на ватмане. На столе у учителя расположены листочки этого дерева, но разного цвета: зелёный цвет – я был активен; жёлтый цвет – я старался, но у меня не всё получилось; красный цвет – я работал недостаточно хорошо.
Ребята оцените свою работу. Вам необходимо взять листочек того цвета, какого вы считаете со своей работой и прикрепите его к нашему дереву.
Ребята, во время нашей увлекательной экскурсии нами было собрано множество информации, наглядного материала (листочки, веточки и т.д.), а также зарисованные вами моменты нашего урока, так мы с вами собрали дневник «Начало весны», сохраните его для дальнейшего сравнения с другими временами года.
— Написать сочинение на тему «В гости к нам весна пришла» (используя знания, полученные на экскурсии).
Оформить отчет об итогах экскурсии, стихи о весенних цветах, рисунки или фотографии.
Источник