Англия политический режим страны

Правовая система Великобритании

Ekobalcon: утепление, обшивка, установка сушки и многое другое

Государственное устройство Великобритании

Великобритания — или, официально, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland) — государство, расположенное в Западной Европе на Британских островах. Его территория — 244,1 тыс. кв. км, население — более 60 млн. человек, официальный язык — английский, официальная религия — протестантизм (90 % населения); столица — Лондон.

Великобритания — центр Содружества Наций, политического и экономического объединения стран и территорий, ранее составлявших Британскую империю. Кроме Великобритании, в Содружество входят 44 страны, в том числе Австралия, Бангладеш, Мальта, Новая Зеландия и другие, с населением около 1 млрд. человек.

Великобритания — унитарное государство. Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства — Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Их административно-территориальное деление различается. В Англии и Уэльсе крупнейшие административные единицы — графства (с населением свыше 1 млн. человек), которые, в свою очередь, делятся на округа; самостоятельная административно-территориальная единица — Большой Лондон, который включает в себя 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия — на области. Самостоятельные административные единицы — остров Мэн и Нормандские острова.

Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя, в Великобритании не существует.

По форме правления Великобритания — парламентская монархия. Политический режим — демократический. Глава государства — монарх (король или королева). Монарху формально принадлежат достаточно обширные полномочия: назначение премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров вооруженных сил, дипломатов, высших церковных служащих господствующей церкви), созыв и роспуск парламента, право вето на законы, принятые парламентом, и т.д. По традиции монарх открывает сессии парламента, выступая с программной (тронной) речью, которую ему готовит премьер-министр и в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики. Монарх также — главнокомандующий вооруженными силами, он официально представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, обладает правом помилования. На деле практически все принадлежащие монарху полномочия осуществляются от его имени правительством. В силу ответственного правления должностные лица правительства готовят все издаваемые монархом акты и несут за них ответственность.

Читайте также:  Экономико географическая характеристика стран африки по плану

Законодательная власть в Великобритании принадлежит двухпалатному парламенту. Срок его полномочий по закону о парламенте 1911 г. не может превышать пяти лет. Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе относительным большинством. В составе палаты общин 659 депутатов. Палата лордов — высшая палата парламента — не избирается. Право заседать в ней приобретается либо по наследству, либо по назначению королевы. В начале 1999 г. в палате было более 1200 человек: наследственные и пожизненные пэры, лорды — судьи по апелляциям и «духовные лорды» — два архиепископа и 24 епископа англиканской церкви. В октябре 1999 г. палата лордов парламента проголосовала за отмену института наследственных пэров, в результате ее должны покинуть абсолютное большинство из заседавших в ней 759 графов, герцогов и баронов.

Депутаты создают комитеты для рассмотрения вопросов серьезного общественного значения. Среди наиболее важных функций парламента — принятие законов и контроль над деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Правительственные законопроекты (билли) имеют приоритет: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю (в пятницу), в то время как члены правительства — в любое время. Законопроекты вносят как в верхнюю, так и в нижнюю палату парламента, но, как правило, сначала происходит их обсуждение в палате общин и лишь затем — в палате лордов. Законопроект проходит три чтения. В ходе первого чтения оглашаются наименование и цель билля. Во втором чтении законопроект рассматривается в целом и передается в один из комитетов для постатейного обсуждения. Затем разбирается доклад комитета, предлагаются поправки и дополнения к статьям билля. В ходе третьего чтения законопроект вновь обсуждается в целом и по нему проводится голосование. Законопроект, одобренный палатой общин, направляется в палату лордов. Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены и одобрены не позже чем через месяц с момента поступления в верхнюю палату парламента, иначе королева подписывает билль без одобрения палаты лордов. Все другие билли, кроме финансовых, отсылаются на подпись королеве после того, как они были одобрены палатой лордов.

Парламент контролирует деятельность правительства. Такой контроль осуществляется в разных формах. В частности, депутаты могут задавать вопросы членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу тронной речи, излагающей основные направления деятельности правительства.

Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в палате общин. Формально он назначается монархом.

По представлению премьер-министра монарх назначает остальных членов правительства. В Великобритании различают понятия «правительство» и «кабинет». Кабинет разрабатывает государственную политику по основным вопросам.

Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (число членов кабинета 18-25 человек, а в правительстве их около 100). Правительство в полном составе никогда не собирается, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях кабинета. На деле именно кабинет осуществляет высшую исполнительную власть в стране.

Кабинет — организационно обособленная часть правительства. Протоколы его заседаний не подлежат огласке в течение 30 лет. Члены кабинета приносят присягу о неразглашении информации, связанной с его деятельностью.

Персональный состав кабинета определяется премьер-министром. Однако в кабинет всегда входят государственные секретари (министры) внутренних и иностранных дел, обороны, канцлер казначейства, лорд-канцлер. «Кабинетная» система работы правительства Великобритании сложилась в период между мировыми войнами. В заседаниях кабинета участвует «кнут» парламентской партийной фракции, в его задачу входит довести до сведения кабинета позицию фракции. Понятие кабинета, таким образом, соответствует тому, что в некоторых других странах называют президиумом правительства. Данный неконституционный орган руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, решает внешнеполитические вопросы. Кабинет участвует и в законотворческой деятельности, но не самостоятельно, поскольку не имеет конституционного статуса, а посредством оформления его решений в Тайном совете.

Правительство ответственно перед нижней палатой парламента, поэтому, когда палата общин выносит вотум недоверия правительству, оно подает в отставку.

В каждом графстве, округе и области действуют выборные советы, которые занимаются делами местного значения (полицией, социальными службами, дорогами и т.д.). В конце 1990-х годов в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о децентрализации парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что положило конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. В 1997 г. проведены референдумы о создании парламента Шотландии и ассамблеи Уэльса. На основе их результатов соответствующие органы были избраны в 1999 г. Однако степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе — рудиментарная (ассамблея — лишь совещательный орган).

На острове Мэн (в Ирландском море) также существует свой собственный, причем старейший в мире парламент — тинвальд. Он состоит из назначаемого монархом лейтенант-губернатора и двухпалатного парламента. Верхняя палата называется Законодательный Совет, в него входят епископ, генеральный атторней, местные судьи и 7 членов, избираемых нижней палатой парламента. Нижняя палата состоит из 24 депутатов, избираемых населением на 5 лет. Парламент принимает законодательные акты, не имеющие легитимной силы без приказа английского монарха. Роль конституции острова Мэн играет Конституционный акт 1960 г. На островах Джерси и Гернси (они расположены у побережья Франции и находятся под юрисдикцией Великобритании) законодательная власть представлена однопалатными ассамблеями (штатами), исполнительная — комитетами, которые утверждаются ассамблеями.

Источник

Политическая система Великобритании

Основная характеристика политической системы Великобритании

Великобритания – страна с довольно занимательной и в то же время сложной политической системой. Но самое главное, на что стоит обращать внимание – это ее постоянность и фундаментальность. В основу таких двух показательных характеристик, возможно, лежит тот факт, что Великобритания имела спокойную историю.

Здесь не было залпов революций, которые сотрясали практически каждую страну на материковой части Европы. Также данная страна не знала вторжений за последние столетия, последние были еще во времена Средневековья.

Оригинальные характеристики политической системы Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии также имеют отличительные черты. Официальной, письменной конституции, которая являлась бы единым законом, здесь нет. Вместо нее используются древние исторические документы, традиции из политической и юридической сфер.

Но все же можно выделить документы, которые принято считать конституционными в указанном государстве:

  • акт о престолонаследии;
  • великая хартия вольностей;
  • билль о правах;
  • петиция вольностей.

Касательно великой хартии вольностей, то она считается главенствующим документом, который ограничивает полномочия и права монарха. Сейчас трон монарха в Соединенном королевстве Великобритании и Северной Ирландии занимает наследственный монарх королева Елизавета ІІ.

Также среди оригинальных характеристик политической системы Великобритании числятся ограниченные полномочия правящего монарха. Статус монархии в лице королевы сводиться только к различным церемониальным приемам, которые живы согласно уставленным традициям. В целом же, правящий монарх не имеет никакого отношения к правительственной деятельности и принятии законов страны.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Монарх считается конечным источником исполнительной власти в государстве. Или как иначе его называют «Королевской прерогативой». Зачем это все нужно? Четкого списка обстоятельств, в которых стоит применять подобные полномочия, не существует. Но, например, это может быть назначение или освобождение от занимаемой должности премьер-министра, роспуск Парламента. Также в список этих полномочий входит объявление войны или подписание мирного соглашения. Монарх имеет право передать собственные полномочия от имени короны чиновникам или министрам.

Если говорить о влиянии на законодательный процесс, то по правилам его нет, но в действительности оно имеется, хоть и скрытое из виду. Старшие члены королевской семьи, прежде всего это относиться к монарху и принцу Уэльскому (наследник мужского пола), могут быть участниками обсуждения законопроектов. Особенно, если указанный вопрос напрямую затрагивает их сферы жизни и личные интересы. Таким образом, они получают возможность скорректировать или исправить ситуацию.

Формирование правительства

Но мы вернемся к этапу формирования правительства. Выше уже упоминалось о том, что главой здесь является премьер-министр. Важным условием, предъявленным к главе правительственной системы, является членство в Палате Общин, опора на поддержку партии в период формирования правительства.

В практичном плане это значит, что лидер политсилы, получившей абсолютное большинство мест в Палате Общин (всего в ней числиться 650 парламентариев, которые выбираются путем тайного голосования раз на пять лет), и назначается на пост премьер-министра.

А после этого он подбирает себе рабочий состав кабинета министров. Итак, что же получилось в итоге? Политическая система Великобритании в классическом виде соединяет три ветви власти, а если быть точнее, то исполнительная во главе с главой управления страны, которого представили Кабинет министров.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Если говорить о судебной власти, то ее главным заданием станет гарантированное подчинение законам, сформированными судами и судьями. Принимая во внимание тот факт, что министры – это члены законодательного органа правления, а представители старших судей находятся в Палате Лордов, то чисто формально вся судебная власть сосредоточена в руках премьер-министра. Но такой факт говорит о том, что политическая система Великобритании довольно гибкая и в некоторой мере прагматичная.

Законодательным органом в стране является Палата Лордов и Палата Общин. В первой из них насчитывается около 200 пэров, а во главе находиться Лорд-канцлер. У верхней палаты, как часто именуют Палату лордов, нет фактической власти, они выполняют консультативные функции. Палата общин или же нижняя палата – орган законотворчества и контроль за деятельностью правительства.

В нижней палате главенствует Спикер, которого назначили в правительстве. Если большинство членов палаты голосуют в поддержку нового законопроекта, дальше его направляют в верхнюю палату, которая может отклонить закон (два раза предоставляется такое полномочие) или отправить на принятие. Итоговым этапом принятия законопроекта считается направление на утверждение к монаршей особе. И после этого документ набирает статус закона.

Политические партии Великобритании

Говоря об избирательной системе Великобритании, нужно присмотреться к небольшому количеству предложенных партий.

Основными из них принято считать такие:

  • либерально-социал-демократический альянс;
  • консервативная;
  • лейбористская.

Одним из заданий для каждой из выше упомянутых партий станет продвижение собственного кандидата от избирательного округа. Победитель становится членом Парламента округа, а партия-победитель получает больше всего мест в парламенте, тем самым формируя состав правительства.

Но ситуация складывается так, что побеждают кандидаты от главенствующих партий, указанных выше. Их лидеры получают главные места на первых рядах в Палате Общин, а их оппоненты расположены позади них. Чтобы заниматься управлением партий, существуют парламентские организаторы с помощниками, которых выбирают из числа членов партии.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Источник

Оцените статью