- Англосаксонская правовая семья — общая характеристика, страны и источники
- Общее понятие
- Отсутствие стандартного деления
- Использование убеждения справедливости
- Этапы развития
- Источники законодательства
- Судебный прецедент
- Нормативные акты
- Юридическая доктрина
- Отличие в праве Великобритании и США
- ОБЪЕДИНЕНИЕ АНГЛОСАКСОНСКИХ СТРАН
Англосаксонская правовая семья — общая характеристика, страны и источники
Общее понятие
Географическое деление выделяет две категории англосаксонской правовой семьи. Страна Великобритания и государства Содружества относятся к английской группе, а юридические структуры США являют собой образец американского типа. Каждая отличается характерными чертами.
Структура права английских колоний в Северной Америке XVI—XVII вв. с получением независимости развивалась отлично от Соединенного Королевства Великобритании и ее колоний. До сих пор сохраняется юридическая общность колоний с прежней метрополией. В мировом сообществе считают, что США и Великобритания разделяются между собой нормами общего права.
Признаки англосаксонской системы:
- Главным правовым источником признается судебный прецедент, Понятие включает поведенческие принципы, сформированные арбитрами суда при вынесении вердиктов по каждому делу, и применяющиеся для аналогичных случаев.
- Основная роль в генерировании юрисдикции отводится судебной системе, занимающей главенствующее положение в структуре государства.
- Рассмотрение вопросов ведется с учетом прав гражданина, а не его обязанностей. Полномочия человека защищаются посредством судебной процедуры.
- Первоочередное значение придается процессуальному праву (доказательной базе, порядку процедур), от которого во многом зависит материальное преимущество.
- Отсутствуют классифицированные правовые отрасли, которые регулируют однотипные общественные связи своеобразными юридическими методами.
- Статутная совокупность правовых нормативов получает широкое развитие. В эту область включаются местные самоуправляющие органы с иерархией, когда законодательные акты признаются более действенными, чем исполнительные процедуры. Юридические практики выступают в качестве дополнительных или вспомогательных аккумуляторов.
- Правовые структуры отличаются прикладным и практическим характером.
Английская группа права отличается тем, что имеет институт траста. Это общая структура управления, когда учредительное имущество передается в распоряжение доверенного лица, а доход поступает бенефициару. Привилегия собственности при этом определяется не рамками юриспруденции, а ограничивается моральными правами граждан.
Отсутствие стандартного деления
Англосаксонская юридическая система не делится на частные и публичные законодательства, которые являются характерными для других систем. Структура не дробится на юридическое и общее социальное правоведение, как не разобщается на классические отрасли. Дифференциация на торговое, административное, гражданское и уголовное право отсутствует.
Отраслевые институты не группируются по однообразным законодательным нормам и не делятся на диспозитивные и императивные юридические каноны. Императивные законы выражаются в определенной форме, когда нормы не изменяются по инициативе претендентов. Диспозитивным признается способ юридического регулирования с возможностью договорной координации вариантов субъектами развития отношений.
Законодательные нормы направляются на решение проблемных ситуаций, а не на определение общих принципов поведения в будущем. Английская юрисдикция не квалифицируется по отраслям, не является кодифицированным сводом законов, но положения объединяются и систематизируются по однотипным вопросам в общие акты.
Использование убеждения справедливости
Деление правовой отрасли англосаксонской семьи происходит под влиянием исторических характеристик развития системы судебного разбирательства в Англии. В создании положений общего права принимали участие королевские суды, а каноны юридической справедливости закладывались в истории системой лорд-канцлера.
Английское право подразделяется на два направления:
- юрисдикцию справедливости (law of edit);
- общее право (common law).
Первый курс означает собрание традиционных закономерностей, которые применяются в модели юриспруденции в качестве дополнения к тем канонам, воспринимаемым, как слишком жесткие. Чаще всего право справедливости используется в рамках гражданских правоотношений и позволяет более свободно трактовать кодексы.
Канцелярский суд не может отменять постановление суда общего правосудия, но выносит приговор, который делает невозможным исполнение решения. Такие вердикты не считаются правовыми в полном объеме, но соответствуют законам справедливости. Прецедентная законность складывается на основе канонического и римского права.
Специфические черты прерогативы справедливости:
- использование доверительной собственности;
- исполнение соглашений в натуральном выражении, в сравнении с положениями общего права, когда компенсация предусматривает только денежные выплаты за нарушение договора.
Единое законодательство представляет структуру прецедентов, которая является общей для Великобритании и действует в сочетании с прерогативой справедливости. Формирование прецедентного права берет начало из местных традиций вынесения решений королевскими судьями.
Специфика правового влияния Великобритании прослеживается в континентальных странах, там законы формируются властью и принимаются после выхода постановлений правительства и исполнительных органов. Общие структуры придают значение судебным приговорам, которые воспринимаются в качестве источника права англосаксонской правовой семьи наряду с законами правительства. Право имеет отличительные минусы в виде казуистичности (изворотливости), формализма и целого списка противоречий.
Этапы развития
Судьи и юристы современной Великобритании воспитываются на практических примерах. Университетское образование не относится к необходимым критериям, т. к. в течение веков юристы работали без него.
Англосаксонская юриспруденция формировалась в течение основных четырех периодов:
- До завоевания Англии нормандцами в 1066 году в стране не было общего законодательства. Основной источник права существовал в форме местных традиций, которые имели сходства и отличия в зависимости от района.
- Следующий период становления власти Тюдоров (1066−1485) характеризовался централизацией государства, появлением начальных задатков под названием общих законов. Правовые регламенты устанавливал королевский суд.
- С 1485 по 1832 год в стране наблюдался поочередно расцвет и упадок юриспруденции. Нормы стали отставать от действительности, и громоздкое законодательство снижало эффективность работы. В результате возникали положения права справедливости, основы которого формировала канцелярия лорда.
- С 1832 года по наши дни после судебной реформы арбитры получили возможность выносить решения по своему усмотрению, принимая во внимание каноны общего права и убеждения справедливости. При вынесении решений принимались опыт заседаний в прошлом и собственное понимание справедливости арбитрами.
Англосаксонская юридическая семья влияет на другие системы права, но по престижности уступает романо-германской структуре. В Великобритании практикуется публикация судебных случаев, например, в сборнике Law Reports. В издании описываются серии решений Судебного комитета, палаты лордов и Тайного Совета.
Источники законодательства
Одни ученые дают равные возможности источнику и специфической форме выражения права, другие деятели противопоставляют эти два понятия. Для вторых специалистов является очевидным фактом, что источник помогает возникнуть юридическим нормам, а проявление выражения воспринимается в виде сборника нормативов, которые, по сути, не совпадают с источником.
К первопричинам англосаксонского права относятся:
- прецеденты в суде;
- нормативные акты (уставы), обычаи;
- юридическая доктрина.
Первопричина отражает государственную волю, которая направляется на принятие факта существования законодательства, его становления или изменения. Иногда требуются подтверждение древних традиций для определенной местности наряду с административными или судейскими решениями.
Судебный прецедент
В странах англосаксонской юридической структуры понятие относится к источникам права. Особенностью является то, что иерархия прецедентов показывает обязательность исполнения решений высших организаций (британская палата лордов) для нижестоящих судов. Некоторые прецеденты не наделяются обязательной силой, но им отводится важная роль при определении постановления на заседании.
Судебные нормы делятся на виды:
- законодательные правила;
- прецеденты.
Общие правовые нормы представляют часть судебного приговора высшей инстанции и являют юридический вывод по делу, аргументировано обоснованный и мотивированный. Прецедент служит образцом для дальнейших решений суда в последующих периодах.
Судебный случай выступает источником закона, который реализуется через него. Отличие англосаксонской структуры в том, что право создания прецедентов принадлежит высшим судам, а суды обязаны делать заключения на основе вердиктов верховных инстанций.
Нормативные акты
Подзаконные нормативы и уставы также выступают источником англосаксонской правовой структуры. Приоритет статута над прецедентом проявляется в том, что первый отменяет второй при необходимости. Великобритания не имеет текстовой конституции, но присутствует совокупность законодательных норм, регламентирующих обязанности и права граждан.
Нормативные акты считаются правовым источником после того, как они будут проведены в судейской практике. Они относятся к вспомогательной категории, т. к. дополняют судебные прецеденты. Обычаи также относятся к источникам, но их действие ограничивается сроком применения только до 1188 года.
Классическая теория Англии видит в нормативном законодательстве только вторичную правовую причину, которая вносит некоторые поправки в юрисдикцию, сформированную на основе судейской практики.
Юридическая доктрина
Правовая теория изначально являлась первопричиной законодательства и выражалась в работах голландца Г. Гроция и англосаксонских юристов. Доктрина подразделяется на официальную парадигму, которая формируется с учетом национальных интересов и научное учение, возникающее в университетах.
Международное право в теории доктрины основывается на канонах естественно-юридической школы. Позитивизм привел к снижению значения доктрины, а затем к переоценке роли правовой теории в юрисдикции. В настоящее время доктрина рассматривается в качестве субсидиарного правового источника, который используется при определенных обстоятельствах. Обязательства по соглашению может выплатить другое лицо, если первое не способно этого сделать.
Правовая доктрина представляет собой концептуально законченную мысль и ее важность повышается. Юридические школы открываются в разных университетах стран англосаксонской структуры. Плюсами служит то, что некоторые тексты применяются везде и служат при решении конкретных случаев.
Отличие в праве Великобритании и США
Если говорить кратко, то концепция права аналогична в этих странах в вопросах применения и трактовки, но при тщательном анализе выявляются структурные отличия. Разница обуславливается федеральной системой в Америке. Штаты, входящие в систему, наделяются компетенцией формирования отдельных положений законодательства. Они создают свою схему прецедентной юрисдикции. В системе США основными источниками считаются правовые нормы.
Английское направление считает первопричиной законности судебный прецедент, при этом заседания руководствуются вердиктами высших инстанций. При этом система судов не только решает конфликты, но и создает фактическую правовую систему.
В США действует Конституция, в отличие от Великобритании, и ее действие контролируется судами. Административная область организует комиссии, в английском праве аналогичных формирований не предусмотрено.
Источник
ОБЪЕДИНЕНИЕ АНГЛОСАКСОНСКИХ СТРАН
Я лекция
РАЗВИТИЕ МИРА В ЭПОХУ СОВРЕМЕННОСТИ
Англосаксонская цивилизация в Эпоху Современности
Ведущие англосаксонские государства Современное время:
Постпромышленное (информационное) общество – развитое общество с развитым обслуживающим и интеллектуальным трудом, развитой системой охраны окружающей среды, высокой степенью урбанизации, бессклассовой структурой, основанное на юридических правах.
1926 – принятие на Конференции стран Британской империи Декларации Бальфура, признающей равенство государственного статуса Великобритании и всех её доминионов, высшей власти британского монарха во всех странах содружества и добровольность и равенство вхождения в него – создание Британского содружества наций.
1931 – принятие Вестминстерского статута, признавашего полную самостоятельность британских доминионов, получавших статус королевств Содружества, во внутренних и внешних делах и их равенство с Великобританией, которая сохраняла за собой фактический контроль над их внешней политикой.
1946 – переименование Британского содружества наций в Содружество наций.
1949 – разрешение вхождения в Содружество наций как монархий, так и республик, признающих британского монарха его главой и символом.
Содружество наций – межгосударственное объединение суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты, а также Мозамбик и Руанда. Штаб-квартира – Лондон.
Всего 55 государств: Великобритания, Антигуа и Барбуда, Австралия, Багамские Острова, Бангладеш, Барбадос, Белиз, Ботсвана, Бруней, Вануату, Гайана, Гамбия, Гана, Гренада, Доминика, Замбия, Индия, Камерун, Канада, Кения, Кипр, Кирибати, Лесото, Маврикий, Малави, Малайзия, Мальдивы, Мальта, Мозамбик, Намибия, Науру, Нигерия, Новая Зеландия, Острова Кука, Пакистан, Папуа – Новая Гвинея, Руанда, Самоа, Свазиленд, Сейшельские Острова, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сингапур, Соломоновы Острова, Сьерра-Леоне, Танзания, Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, Уганда, Фиджи, Шри-Ланка, ЮАР и Ямайка.
1949 – выход из Содружества наций Ирландии.
2003 – выход из Содружества наций Зимбабве.
Королевства Содружества – межгосударственное объединение суверенных государств, которые считают короля (королеву) Великобритании своим государственным головой. Штаб-квартира – Лондон.
Всего 17 государства: Великобритания, Антигуа и Барбуда, Австралия, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Гренада, Канада, Новая Зеландия, Острова Кука, Папуа – Новая Гвинея, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Соломоновы Острова, Тувалу и Ямайка.
Особые отношения между США и Канадой.
1890 – создание Международного союза американских республик (МСАР). Цель – обмен экономической информацией. Штаб-квартира – Вашингтон. При нём учредили Коммерческое бюро американских республик (КБАР).
1902 – переименование КБАР в Международное коммерческое бюро американских республик (МКБАР).
1910 – переименование МСАР в Союз американских республик (САР), а МКБАР – в Панамериканский союз.
1928 – установление Панамериканского союза постоянным органом Панамериканских конференций.
1948 – создание Организации американских государств (ОАГ) – регионального блока, объединяющего государства Америки. Штаб-квартира – Вашингтон. Панамериканский союз становится центральным постоянным органом ОАГ.
1970 – переименование Панамериканского союза в Генеральный секретариат Организации американских государств.
Всего 34 государстваа: Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Гренада, Гондурас, Доминика, Доминиканская Республика, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Суринам, США, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор и Ямайка.
1949 – создание Совета Европы (СЕ) – организации, имеющей целью построение единой Европы. СЕ создали Великобритания, Бельгия, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Франция и Швеция. Штаб-квартира – Страсбург.
Всего 47 государств: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония. Кандидат – 1 государство: Белоруссия. Наблюдатели – 6 государств: Ватикан, Израиль, Канада, Мексика, США и Япония.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Всего 20 государств и 1 территория: Австралия, Бруней, Вьетнам, Индонезия, Канада, Китайская Республика, КНР, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Перу, Республика Корея, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Чили и Япония, а также Гонконг (КНР).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник