Глава 3. История античных государств
• Античная Греция: крито-микенский период; Темные века; классический период.
• Античный Рим: царский период; период Республики; период Империи.
История античных государств – это история Древней Греции и Древнего Рима.
Древнегреческую историю специалисты делят на несколько условных периодов:
— крито-микенский период и Темные века (3000-1100 гг. до н.э. – 1100-800 гг. до н.э.);
— период архаики 800-500 гг. до н.э.;
— классический период (500-336 гг. до н.э.);
— эпоха эллинизма (336-30 гг. до н.э.).
Историю Древнего Рима можно разделить на следующие периоды:
— царский период – 753-510 гг. до н.э.;
— период Республики – 510-31 гг. до н.э.;
— период Империи – 31 г. до н.э. 476 г. н.э.
Античные государства сыграли выдающуюся роль в мировой истории: впервые в области экономики, политики, социальных отношений, государства, права, культуры сложились и развились такие отношения, были сформулированы такие концепции, понятия, идеи, которые составили основу европейской цивилизации и которым вообще была уготована долгая жизнь в мировой истории и культуре.
Источник
Античный период истории зарубежных стран.
В исторической науке термином «Античный мир» обычно обозначается история Древней Греции и Древнего Рима, а также эллинистических государств (приблизительно с 1-го тыс. до н. э. до V в. н. э.).
Страны этого региона внесли выдающийся вклад в мировую культуру. Наследие античности, особенно в области философии, искусства и права, составило основу европейской цивилизации. В этойсвязипроблематикаантичнойгосударственностизанимаетособоеместо.
Экономической основой государства и права был рабовладельческий способ производства, получивший в этом регионе наибольшее развитие. Рабство сравнительно быстро утрачивает патриархальные черты, принимает массовый характер и проникает в основные отрасли производства, хотя и не вытесняет полностью труд свободных крестьян и ремесленников.
Утверждается своеобразная форма античной собственности: стать собственником земли (основного средства производства) мог лишь полноправный член гражданской общины — полиса, т. е, города-государства, представлявшего собой экономическое, религиозно-культовое, политико-правовое сообщество свободных, полноправных граждан-землевладельцев, эксплуатирующих в частном порядке или совместно (посредством государства) рабов и неполноправных. Первоначально эту ступень развития проходят многие государства Греции, а также ранний Рим.
Последующая эволюция этой государственности обусловливалась внутренними противоречиями, присущими античному обществу. Борьба рядовых граждан полиса против родовой аристократии вынуждает ее несколько уменьшить свои привилегии: ограничивается захват общественной земли знатью, упраздняется долговое рабство, а основным источником пополнения рабов становится население порабощенных стран.
Все это имело далеко идущие политические последствия. В частности, расширяется участие рядовых граждан в делах государства. Наиболееполноэтотпроцессзаявил о себе в ДревнихАфинах
8. В Афинах впервые в истории наметились очертания некоторых глобальных факторов становления демократических государственно-правовых институтов.
Античному миру были известны и иные формы государства. Четко различались республика и монархия, республики демократическая и аристократическая. В этом отношении показательны Спарта и Рим. Особенно поучительна история Рима, превратившегося из небольшого города-государства в мировую державу, сменившего несколько форм правления (время «царей», периоды аристократической республики, монархии).
Одно из величайших достижений Античного мира — римское частное право. Усилиями должностных лиц и прежде всего преторов, а также знаменитых «классических» юристов была создана правовая система, устанавливающая наиболее оптимальный режим юридического регулирования простых товарно-денежных отношений, основанных на частной собственности.
К концу IV в. возможности дальнейшего развития общественно-политического строя Античного мира исчерпали себя. Нарастающий антагонизм между рабовладельцами и рабами и, как следствие, восстания угнетенных подрывали мощь государства. Ослабленная Западная Римская империя была разрушена вторгшимися на ее территорию племенами Средней и Восточной Европы, расчистившими путь к установлению более прогрессивных для того времени феодальных отношений.
Характеристика полиса как феномена и его эволюция.
Утверждается своеобразная форма античной собственности: стать собственником земли (основного средства производства) мог лишь полноправный член гражданской общины — полиса, т. е, города-государства, представлявшего собой экономическое, религиозно-культовое, политико-правовое сообщество свободных, полноправных граждан-землевладельцев, эксплуатирующих в частном порядке или совместно (посредством государства) рабов и неполноправных. Первоначально эту ступень развития проходят многие государства Греции, а также ранний Рим.
Возвышение Римской империи.
В IV веке до н.э. римляне в результате многочисленных войн подчинили себе Среднюю Италию.
Следующим шагом к возвышению Рима было сокрушение Карфагена. Этот город был основан финикийцами еще в IX веке до н.э, и стал крупнейшим центром торговли Западного Средиземноморья. Kapфагенянами (римляне называли их пунами) были созданы собственные колонии в Испании, Сардинии, Сицилии и на Корсике.
Карфаген подцерживал римлян во время их войн за установление господства в Италии. Eгo помощь сыграла большую роль во время войны римлян с Пирром. Рим с eгo аграрно-животноводческим хозяйством, в отличие от греческих городов, не pacсматривался карфагенянами в качестве торговoгo конкурента. Однако, подчинив себе Тарент, Регий, Брундизий и другие гpeческие города, римляне начали борьбу за установление контроля над торговыми путями Средиземноморья.
Кризис Римской республики
Приток богатств из покоренных земель, рост доходов от торговли, увеличение числа рабов, оказавшихся в распоряжении римской знати, стали причиной роста противоречий в самом Риме.
Со все более широким распространением товарно-денежных отношений мелкие, натуральные и полунатуральные хозяйства римских колонистов в Италии разорялись. Земли переходили в руки крупных землевладельцев, преимущественно патрициев. На них производилась товарная продукция, здесь использовался труд рабов.
Разорение мелких землевладельцев имело самые неблагоприятные последствия для Рима. Именно они поставляли основной контингент тяжеловооруженных пехотинцев для легионов. Лишившиеся земли, гpаждане Рима возвращались в «Вечный город», где лишь немногие из них находили работу. Большинство жило за счет раздачи бесплатного хлеба знатными гpажданами, которые искали поддержки плебса.
Обострились противоречия и в среде знати. Состоятельные, разбогатевшие на торговле и завоевательных походах римляне — выходцы из плебеев стали добиваться политического влияния, вступая в конфликт с патрицианскими ceмьями землевладельцев, контролирующими сенат.
Серьезную проблему составляло значительно возросшее количество рабов. Те из них, которые использовались в качестве прислуги в семьях знатных римлян, были гpамотными (особенно это относилось к выходцам из Греции), высоко ценились и имели сносные ycловия существования. Однако в основном рабы использовались на плантациях, они были полностью бесправны, подвергались жестокому обращению. Терять им было нечегo, и удержание их в повиновении требовало крупных вооруженных сил. В этом римляне вскоре убедились: в 136-132 и, до н.э. на Сицилии началось восстание paбов, которые захватили весь остров и, поскольку многие из них были родом из Сирии, провозгласили создание Новосирийского царства.
Наиболее опасным вызовом для Рима стал eгo конфликт с гopoдами Италии, приведший в 90-88 гг, до н.э, к гpажданской войне на Апеннинском полуострове. Жители этих городов, ранее подчиненных Римом, обязаны были служить в римских легионах. Но у них не было права на получение доли военной добычи.Земли италийских городов также переходили под контроль крупных собственников и римских патрициев. Однако города не имели средств на пропитание бедняков, которыми располагал Рим.
С охватившим всю Италию восстанием против римского господства Рим не справился. Ему пришлось пойти на уступки. Все жители италийских городов стали считаться римскими гpажданами.
Бурные события конца ll — начала l века до н.э. в Риме и eгo владениях ознаменовали наступление кризиса Римской республики.
Большие сложности вызывало управление державой, охватившей все Средиземноморье. В период республики провинции находились в ведении наместников. Их главным делом были исправный сбор налогов и поддержание порядка. Наместники назначались на один год, но сенат Рима и консулы не могли реально контролировать их деятельность. Поборы и произвол становились причиноЙ частых восстаний, uни, как и выступления рабов, подавлялись военной силой.
Армия была главной опорой власти Рима над покоренными землями. Это привело к краху Римской республики и ее замене империей, имевшей многие черты военной деспотии. Такова была единствен но возможная форма существования крупных держав Древнего мира, представлявших собой конгломераты покоренных племен и государственных образований.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник
2.1. Государства античного мира
Государства античного мира (Древнего Запада) составляют вторую группу рабовладельческих государств. К ним относятся, в первую очередь, греческие Спарта и Афины, а также Древний Рим.
Античное общество отличалось от древневосточного более высокими темпами разложения первобытнообщинного строя и сельской общины, бурным развитием частной собственности.
ДЛЯ общественного строя характерно деление на две группы: свободных и рабов. Свободное население различалось по имущественному признаку. Имелось также деление на граждан, обладающих политическими правами, и свободных, лишенных политических прав. К последней категории относились метэки в Афинах, периэки в Спарте и перегрины в Древнем Риме. Рабы в античном обществе, в отличие от стран Древнего Востока, рассмат-ривались только в качестве вещи, объектов права. Аристотель писал: «Раб — одушевленное орудие, а орудие — неодушевленный раб».
Для античного государства наиболее характерной была республиканская форма: демократическая форма (Афины) и аристократическая республика (Спарта и первый период в истории Древнего Рима) с выборностью должностных лиц и наличием народного собрания.
Такого рода самой общей характеристики, разумеется, еще недостаточно, чтобы уяснить сущность и закономерности развития античного общества. Необходимо провести внутреннюю систематизацию. И тогда окажется, что Спарта, Афины и Рим являются последовательными ступенями в развитии античной истории государства и права.
С точки зрения общественно-экономического развития Спарта — это самый ранний этап античности. Здесь зарождающееся гражданское общество еще не разрушило полностью первобытнообщинный строй. В итоге образовался своеобразный сплав классовых институтов и пережитков, сохранявшихся элементов родового устройства.
Афины знаменовали собой расцвет античного способа производства. Родовой строй был полностью сокрушен и восторжествовало гражданское общество. Господствующее положение в Афинах занимали полноправные граждане. Рабство приобретает свои классические черты. Раб — это только вещь, которую можно купить, продать, отдать в наем и т.д.
И, наконец, Рим — это завершающий этап античности, ее последний взлет (во времена Республики) и окончательное крушение (в период империи).
В период Республики (VI-I вв. до н.э.) краеугольным камнем римского общественного строя было правило: люди не равны друг другу. Отсюда политическое и гражданское полноправие было присуще только римским гражданам. Основным работником в Риме становится раб — «говорящее орудие», вещь, которой собственник мог распоряжаться по своему усмотрению, вплоть до ее уничтожения. У раба не было семьи, все, что он приобретал (находкой, дарением и т. п.), считалось собственностью его господина.
Во времена империи (I в. до н. э. — V в. н. э.) в Древнем Риме отчетливо проявился кризис рабовладения. Экономическое развитие все более определенно указывало на невыгодность рабского труда, хозяева стали предоставлять рабам земельные участки — пекулий, а также возможность участвовать в хозяйственном обороте. Одновременно шел другой процесс — превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика, так называемого колона.
Подобные ступени развития можно обнаружить и в государственном строе античного мира.
Первой из этих ступеней была Спарта — аристократическая республика, где отчетливо были заметны многие черты первобытнообщинной эпохи (схема 5).
Народное собрание, сохранявшее довольно примитивный порядок работы (избрание должностных лиц криком и т.п.), утратило в Спарте реальную власть.
Наиболее ярким образцом античной государственности следует признать государство-город («полис») Афины (схемы 6, 7, 8).
Верховным органом власти здесь было народное собрание, регулярно собиравшееся несколько раз в месяц. Сюда допускались только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. К ведению народного собрания был отнесен широкий круг вопросов, но основная его функция — законодательная. Участие в законодательной деятельности принимала также гелиэя — высший судебный орган, состоявший из 6 тыс. человек, избираемых по жребию на один год. Членам гелиэи выплачивалось вознаграждение. Дела непосредственного управления входили в компетенцию совета пятисот, избираемого от территориальных фил. Работа членов совета пятисот также оплачивалась. Избираемая коллегия десяти стратегов ведала военными делами. Определенные государственные функции осуществляла и ежегодно избираемая коллегия девяти архонтов. Имелись и другие выборные должностные лица.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ СПАРТЫ (IX — IV В.В. ДО Н.Э.)
РЕФОРМЫ СОЛОНА В АФИНАХ
По 100 человек от племени из граждан первых трех разрядов
Отмена старых долгов, запрещение долговой кабалы
6000 человек из граждан всех разрядов
РЕФОРМЫ КЛИСФЕНА В АФИНАХ
УПРАЗДНЕНИЕ СОВЕТА ЧЕТЫРЕХСОТ И СОЗДАНИЕ СОВЕТА ПЯТИСОТ (ПО 50 ЧЕЛОВЕК ОТ КАЖДОЙ ФИЛЫ)
ВВЕДЕНИЕ ОСТРАКИЗМА (ВОТУМА НЕДОВЕРИЯ И ИЗГНАНИЯ)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИ АФИН (V — IV вв.
Принципы замещения должностей:
Возмездность (кроме стратегов);
Многочисленность должностей и различного рода коллегий, плата за исполнение государственных обязанностей приводили к тому, что управление государством стало по необходимости делом всех свободных граждан, и Афины превратились в рабовладельческую республику.
Государственный строй Древнего Рима в своем развитии прошел ряд этапов (см. схему 9).
В период Республики центральными органами государства являлись Народные собрания (центуриатные и трибутные комиции), Сенат и магистратура (см. схемы 10 и 11).
Народные собрания имели законодательные функции, избирали высших должностных лиц. Центром всей политической жизни Рима являлся Сенат. Не случайно в официальных документах для названия Римского государства употреблялась формула: «Сенат и римский народ», четко указывающая, кому принадлежала политическая власть в Риме. Сенат был постоянно действующим органом, ведающим казной, военным делом, внешними сношениями и т.д., контролирующим деятельность Народных собраний. Сенаторы назначались цензорами из числа наиболее богатых и влиятельных лиц.
Магистратура была представлена должностными лицами, выполнявшими различные функции управления. Важнейшими принципами были: выборность, коллегиальность, срочность (избирались, как правило, на один год), ответственность перед народом, безвозмездность службы.
Высшими магистратами были консулы, в руках которых находились дела текущего управления и высшее военное командование. В компетенцию преторов, бывших вначале помощниками консулов, стало входить руководство правосудием. Цензоры распределяли граждан по центуриям, составляли списки сенаторов. Более низшими по положению были квесторы, эдилы. Особое место занимали плебейские трибуны, имевшие право наложить запрет («вето») на решения магистратов и Сената.
Исключительной, экстраординарной магистратурой являлась должность диктатора.
Кризис рабовладения, конфликт между центром и провинциями, грандиозные восстания рабов (в Сицилии и под руководством Спартака) привели в I в. до н.э. к падению республики в Риме. Империя стала той формой государственной власти, с помощью которой рабовладельцы надеялись удержать свое господство.
Переход от республики к империи занял определенное время.
Первым, кто сумел увидеть в должности диктатора действенное средство достижения цели, был полководец Сулла. Назначенный в 82 г. до н.э. диктатором, он не сложил полномочия по истечении шестимесячного срока. Став бессрочным диктатором, Сулла, опираясь на армию, в течение нескольких лет располагал неограниченной властью, самостоятельно решал все вопросы внутренней и внешней политики, беспощадно расправлялся с недовольными.
ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ИСТОРИИ РИМСКОГО ГОСУДАРСТВА 754/753 г. д.н.э. 27 г. д.н.э. Империя Т.н. «Царский период» 510/509 г. д.н.э. 284 г. н.э. 476 г. н.э. Республика Принципат Доминат Падение Западной Римской Империи 395 г. н.э. Распад империи на Западную и Восточную (Византию) Схема 10
РЕФОРМЫ СЕРВИЯ ТУЛЛИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ (VI в. до н.э.)
Деление граждан Количество центурий (единиц
II. Центуриатные собрания I II III IV V Ремесленники Пролета Класс Класс Класс Класс Класс и музыканты рии 80+18 20 20 20 30 4 1 =193 98 98 > половины
III. Деление граждан по территориальному признаку (триба — территориальная единица)
Народные собрания по трибам
Первоначально создано 4 городские трибы, позднее добавлено 17 сельских триб
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РИМА В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ
В 44 г. до н.э. Цезарь был убит. Вновь восстанавливается республика. Но в 43 г. до н.э. обрадуется второй триумвират. Октавиан, Антоний и Лепид на пять лет берут власть в Риме «для упорядочения государства». Борьба между триумвирами завершается в пользу Октавиана. В 27 г. до н.э. в Риме окончательно утверждается империя.
В I-Ш вв. н.э. Римская империя выступает в форме принципата (см. схему 12) (от слова «принцепс» — «первый»). Это было время, когда фактически утвердившаяся импера-торская власть вынуждена была прикрываться ширмой республиканских учреждений. Одновременно действуют две системы управления. С одной стороны, заседал Сенат, избыра- лись магистраты — консулы, преторы и т.д., а рядом с этим крепла и развивалась власть принцепса и создаваемого им нового государственного аппарата.
Принцепс — это постоянная должность, фактически переходящая по наследству в рамках императорской семьи. Он — верховный главнокомандующий, трибун, консул, великий понтифик. Ему присваивается титул «август» («возвеличенный божеством»). Составными частями системы управления принцепса становятся: «совет друзей», развившийся в постоянный орган — консилиум, особая казна — фиск, несколько канцелярий, назначаемые принцепсом многочисленные чиновники. В управление принцепса передается ряд провинций. Опорой его власти становится постоянная армия, и, прежде всего, гвардия преторианцев, несшая охрану принцепса. Глава преторианцев — префект претория становился доверенным лицом принцепса. В то время как республиканское управление приходит в упадок, аппарат принцепса непрерывно растет и усиливается, и республиканское прекрытие вскоре становится уже ненужным.
В III — V вв. н.э. утверждается новая форма — доминат (см. схему 13) (от нового на-именования императора «доминус» — «господин»). Старые республиканские учреждения теряют силу, исчезают, ширма полностью отбрасывается. Все управление сосредотачивается в руках имеператора, власть которого рассматривается теперь как божественное установление. Для его возвеличивания вводится восточный придворный этикет. Среди ведущих учреждений периода домината можно выделить государственный совет — консисторию, финансовое ведомство, военное. Создается разветвленный государственный аппарат с массой чиновников: исключительных, благородных, сиятельных. Среди них устанавливается строжайшая иерархия. К числу высших сановников можно отнести квестора священного дворца (главу консистории), магистра должностей, начальника священной опочивальни. Сенат сохранился, но роль его совершенно незначительная. Магистраты превращаются в почетные звания. В 395 г. империя раделется на две части: Западную (со столицей в Риме) и Восточную (со столицей в Константинополе). Каждая из них возглавляется императором — августом, который назначает себе помощника — цезаря.
Серьезные изменения происходят в местном управлении (см. схему 14). Вводится единая система административного деления: префектура, диоцез, провинция. Реорганизуется полиция. Армия окончательно превращается в постоянное, профессиональное войско со строжайшей дисциплиной, особыми привилегиями. Несмотря на все эти меры, Рим из кризиса не вышел. В 476 г. под непрерывным напором варваров Западная Римская империя пала.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РИМА В ПЕРИОД ИМПЕРИИ (ПРИНЦИПАТ) I — III вв. н.э.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РИМА В ПЕРИОД ИМПЕРИИ (ДОМИНАТ) IV — V вв. н.э.
МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ РИМА В ПЕРИОД ИМПЕРИИ (ДОМИНАТ) IV — V вв. н.э.
Источник