Реализация антимонопольной политики в странах СНГ
В странах СНГ антимонопольные законы были приняты в начале периода рыночных преобразований и после распада СССР в 1991—1993 гг. Так, например, в Республике Беларусь закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» вступил в силу в 1993 г. Проведение последовательной антимонопольной и конкурентной политики стало одной из постоянных функций государственного управления. С этого момента антимонопольная политика в Республике Беларусь была направлена на устранение сложившейся в экономике страны монопольной структуры производства, на формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, а также учета антимонопольных требований в ходе приватизации, на ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различных объединений, и др. Одним из главных направлений национальной конкурентной политики стало обеспечение условий свободного доступа новых хозяйствующих субъектов и фирм на рынки республики. Контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений осуществляет департамент по антимонопольной и ценовой политике Министерства экономики Республики Беларусь.
В Республике Таджикистан закон «Об ограничении монополистической деятельности и развитии конкуренции» введен в действие с 1993 г Основные положения этого закона дублировали положения аналогичного закона Российской Федерации. В структуре министерства экономики были созданы подразделения, курирующие проведение в стране рыночных преобразований и развитие конкурентных отношений. В 2001 г в стране создано Государственное агентство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; в 2000 г. принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором определены основные задачи государственной конкурентной политики.
Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» был принят в 1992 г. и определял правовые основы ограничения и предупреждения монополизма, недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности и осуществления государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства.
Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защиты интересов предпринимателей от злоупотребления монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией. В 2000—2001 гг. были приняты четыре закона, касающихся ограничения монополизма, в том числе закон «О защите экономической конкуренции», разработка которого осуществлялась под эгидой ЮНКТАД.
Аналогичные законы были приняты во всех государствах на постсоветском пространстве. Опыт реализация антимонопольной политики в странах ближнего зарубежья позволяет сделать некоторые выводы.
1. Разработка и реализация антимонопольной политики, принятие соответствующего законодательства осуществлялись параллельно с проведением радикальной экономической реформы.
2. Антимонопольная политика наряду с мерами, направленными на недопущение образования новых монополий и ликвидацию существующих, реализует комплекс мер, ориентированных на ограничение сферы монополистической деятельности.
3. Антимонопольная политика проводилась в два этапа. На первом этапе основное внимание уделялось политике демонополизации, предполагавшей преодоление всеобщей монополизации хозяйственных связей. Второй этап связан с конкретизацией законов, регулирующих конкурентные отношения, гармонизацией отечественного законодательного поля с общеевропейским, преодолением структурных диспропорций в народном хозяйстве и разработкой комплекса мер, направленных на поддержание конкуренции.
В целях совершенствования правовых и организационных основ сотрудничества государств СНГ по проведению согласованной антимонопольной политики и развитию конкуренции на основе Договора о проведении согласованной антимонопольной политики государствами — участниками Содружества Независимых Государств 23 декабря 1993 г. создан Межгосударственный совет по антимонопольной политике (МСАП).
Межгосударственный совет — самостоятельный координирующий орган, выполняющий функции планирования, организации и контроля за деятельностью антимонопольных органов стран—участниц Договора по созданию правовых основ предупреждения, ограничения, пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
В соответствии с решениями, принимаемыми Советом, регулярно проводится сравнительный анализ антимонопольного законодательства стран СНГ с целью его гармонизации.
Деятельность Межгосударственного совета по антимонопольной политике направлена на более активную разработку новых нормативно-регулятивных механизмов в сфере конкуренции и достижение согласованных методологических подходов к различным аспектам конкурентного регулирования.
Дальнейшая координация действий государств—участников СНГ должна быть направлена на выработку комплекса методических рекомендаций, обеспечивающих более эффективное проведение политики в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и контроля за процессами экономической концентрации.
Рост количества слияний и поглощений, наблюдаемый в последние годы в мировой экономике, активная деятельность компаний в направлении выработки единой согласованной и координированной политики на рынке с целью повышения конкурентоспособности и достижения конкурентных преимуществ ставит перед антимонопольными органами государств—участников МСАП вопрос о выработке совместной политики в области контроля и наблюдения за процессами концентрации. Наиболее актуальным этот вопрос становится в условиях набирающей силу межстрановой и межрегиональной интеграции хозяйствующих субъектов, активизации процессов формирования вертикальных бизнес-групп.
Источник
2.4. Реализация антимонопольной политики в странах СНГ
В странах СНГ антимонопольные законы были приняты с начала рыночных преобразований и после распада СССР в 1991-1993 гг.
Так, например, в Республике Беларусь закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» вступил в силу в 1993 г.
Контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в Республике осуществляет Департамент по антимонопольной и ценовой политике Министерства экономики Республики Беларусь.
В Республике Таджикистан закон «Об ограничении монополистической деятельности и развитии конкуренции» был введен в действие в 1993 г. Основные положения этого закона дублировали аналогичный закон Российской Федерации. В структуре Министерства экономики были созданы подразделения, курирующие проведение в стране рыночных преобразований и развитие конкурентных отношений. В 2000 г. в новой редакции был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором определены основные задачи государственной конкурентной политики; в 2001 г. было создано Государственное агентство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
В Украине закон «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» был принят в 1992 г.
Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защиты интересов предпринимателей от злоупотребления монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом Украины. В 2000-2001 г. были приняты четыре закона, касающиеся ограничения монополизма, в том числе в совершенно новой редакции был принят закон «О защите экономической конкуренции».
Аналогичные законы были приняты во всех государствах на постсоветском пространстве. Анализ опыта реализации антимонопольной политики в странах ближнего зарубежья позволяет выделить следующие особенности:
1. Разработка и реализация антимонопольной политики, принятие соответствующего законодательства осуществлялись параллельно с проведением радикальной экономической реформы.
2. Антимонопольная политика наряду с мерами, направленными на недопущение образования новых монополий и ликвидацию существующих, реализует комплекс мер, ориентированных на ограничение сферы монополистической деятельности.
3. Антимонопольная политика проходила в два этапа. На первом этапе основное внимание уделялось политике демонополизации, предполагающей преодоление всеобщей монополизации хозяйственных связей. Второй этап связан с конкретизацией законов, регулирующих конкурентные отношения, гармонизацией законодательного поля с общеевропейским, преодолением структурных диспропорций в народном хозяйстве и разработкой комплекса мер, направленных на поддержание конкуренции.
Источник
Антимонопольная политика в странах — членах СНГ
Ю. И. Лахмоткина
Аспирант Института экономики переходного периода
Проблемами антимонопольного регулирования интересовались во многих странах мира с ХYII века. В России же (а затем и во многих странах СНГ) первый основополагающий антимонопольный закон был принят практически ровно через 100 лет после принятия первого антимонопольного закона в США — Закона Шермана. Таким образом, формирование конкурентной среды и антимонопольной политики в России, а также и в странах СНГ проходит при непосредственном сотрудничестве с промышленно развитыми странами.
На территории СНГ государствами-участниками проводитсясогласованная антимонопольная политика, которая строится на реализации национального антимонопольного законодательства и взаимодействии национальных антимонопольных органов. Основой такой политики является Договор о проведении согласованной антимонопольной политики. По своей природе согласованная политика менее эффективна, чем единая, вместе с тем это весьма важный и решительный шаг стран СНГ на пути необратимости проведения рыночных реформ в пределах Содружества. После подписания Договора пяти стран СНГ о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве созданы предпосылки для проведения не только согласованной, но и единой антимонопольной политики. Это позволяет рассчитывать в дальнейшем на распространение подобных тенденций и в рамках всего Содружества Независимых Государств.
В настоящее время многие антимонопольные органы в число своих приоритетных задач ставят не только проведение антимонопольной политики, но и государственную поддержку предпринимательства, что, безусловно, способствует развитию малого и среднего бизнеса, а, следовательно, и развитию конкуренции на территории этих стран.
Российская Федерация и другие государства-участники СНГ активно осуществляют международное сотрудничество в области конкурентной политики. Это способствует успешному проведению преобразований внутри страны и позволяет эффективнее интегрироваться в мировое хозяйство, учитывая опыт ведущих зарубежных стран.
В странах СНГ за короткий срок была создана и ныне существует достаточно развитая правовая база в сфере антимонопольного регулирования, — как на национальном, так и на многостороннем уровне. Приняты законодательные и нормативные акты, которые охватывают практически все основные сферы проведения согласованной политики, направленной на развитие конкуренции. Меняющиеся условия экономической жизни внутри государств, усиливающееся влияние мирового рынка и необходимость гармонизации антимонопольных законодательств государств обуславливают постоянное совершенствование принятых законов в рамках общего правового поля, требуют отражения ряда положений антимонопольного законодательства и конкурентного права в законодательстве, относящемся к другим отраслям права, в том числе, конституционном, финансовом, хозяйственном праве и других. В развитие принятых законов в государствах активно разрабатываются подзаконные акты, регулирующие конкретные аспекты деятельности антимонопольных органов, механизмы контроля, методические рекомендации по отдельным положениям антимонопольного законодательства, определяется порядок и режим осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности. В настоящий момент необходимо обратить внимание на то, чтобы принимаемые документы были направлены на углубление достигнутых договоренностей, а не на расширение договорно-правовой базы.
Проведение государственной антимонопольной политики и формирование конкурентной среды относится к важнейшим факторам перехода к рынку. Для государств Содружества этот фактор особенно актуален, так как монополизация сегментов народного хозяйства в советское время носило гипертрофированный характер. В настоящее время взаимодействие стран СНГ в области конкурентной политики является одним из важнейших направлений их интеграционной деятельности.
Регулирование вопросов, связанных с антимонопольным контролем, пресечением недобросовестной конкуренции, защитой прав потребителей, осуществляется в рамках национальных законодательств государств специально созданными в данной области органами (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Антимонопольные органы государств — участников СНГ
Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Министерство промышленности и торговли
Министерство предпринимательства и инвестиций
Государственная антимонопольная служба при Министерстве экономики
Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса
Национальная комиссия по защите и развитию конкуренции при Президенте
Министерство экономики и реформ
Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Министерство экономики и внешних экономических связей
Комитет по демонополизации и развитию конкуренции при Министерстве финансов
К основным задачам государственных антимонопольных органов стран Содружества относятся:
- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
- разработка и осуществление мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистской деятельности и недобросовестной конкуренции;
- содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
- защита законных интересов граждан (потребителей) от проявлений монополизма и недобросовестной конкуренции.
Одним из основных направлений деятельности антимонопольных органов с момента их образования было дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы.
На сегодняшний день практически во всех государствах приняты основные законы, регулирующие вопросы монополистской деятельности и конкуренции, которые в большинстве случаев являются самостоятельными специальными законами; в иных случаях соответствующие положения включены в соответствующие законодательные акты, как, например, в Киргизской Республике, где с 1 октября 1998 г. вступил в действие Кодекс Киргизской Республики ‘Об административной ответственности’, в котором предусмотрены две главы, охватывающие более 41 статей по вопросам, регламентирующим нарушения прав потребителей, антимонопольного законодательства и рекламы.
В зависимости от степени готовности законодательного поля, обеспечивающего становление и развитие рыночной экономики, в ряде государств приняты специальные законы, регулирующие отдельные сферы деятельности. В их числе — законодательные акты о рекламе, о защите прав потребителей, о естественных монополиях.
Созданная в государствах нормативная, правовая база позволяет антимонопольным органам предпринимать необходимые организационные и административные меры по совершенствованию процессов демонополизации, включая принципы и методы реализации, при непосредственном участии органов исполнительной власти всех уровней.
Задача формирования однородных правил регулирования конкуренции приобретает особую актуальность по мере восстановления хозяйственных связей государств — участников СНГ и создания единого экономического пространства.
На современном этапе, когда под воздействием научно-технического прогресса расширяется интернационализация производства и особенно острый характер приобретает международная конкурентная борьба, все более ощутимой становится потребность в сближении правил конкуренции, обеспечивающих формирование однородной предпринимательской среды в международном масштабе. В этой связи возрастает роль наднационального регулирования конкуренции, призванного обеспечить межгосударственный контроль за ограничительной деловой практикой предприятий.
В этих условиях задачей государственных уполномоченных органов государств Содружества, с одной стороны, является борьба с монополистскими проявлениями, с другой, — создание условий для восстановления традиционных хозяйственных связей и при этом, контроль за поддержанием нормальной конкурентной среды.
Взаимодействие стран СНГ в области конкуренции, безусловно, играет положительную роль с точки зрения создания однородного правового пространства на территории СНГ.
Проблемой антимонопольного регулирования на ОЭП стран СНГ является отсутствие четкой системы взаимодействия антимонопольных органов различных интеграционных группировок и образований. В самом деле, в различных интеграционных образованиях проводится один и тот же вид работы, в частности, унификация антимонопольного законодательства:
- в рамках МСАП, согласно Плану первоочередных мероприятий Антимонопольного совета на 1999-2000 гг., странам — членам МСАП предписано провести сравнительный анализ антимонопольного законодательства стран СНГ по определенным направлениям (недобросовестная конкуренция, экономическая концентрация, антиконкурентные соглашения, злоупотребление доминирующим положением, нарушение антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления и т.д.);
- в рамках Союза Беларуси и России, согласно Плану совместных мероприятий МАП России и Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь по проведению антимонопольной политики в рамках Среднесрочной программы развития Союза Беларуси и России на 3-5 лет, стороны обязуются провести гармонизацию нормативных документов в области антимонопольной и конкурентной политики;
- аналогичные действия проводятся в рамках Таможенного союза.
Таким образом, унификация антимонопольного законодательства России и Беларуси проводится в рамках МСАП, Союза Беларуси и России, Таможенного союза. Причем гармонизируются одни и те же законы, а этапы и сроки не согласованы. Возникает достаточно комичная ситуация: приняв поправки к тому или иному законодательному акту, например, приведя его в соответствие с аналогичным актом Беларуси, через некоторое время вносятся изменения в этот же документ, но в рамках программы гармонизации с Республикой Молдова. В результате, законодательный акт не согласован с законодательством Беларуси. А формально — программы сотрудничества между государствами выполнены. Или обычно, на первом этапе унификации законодательства проводится сравнительный анализ нормотворческой базы. Часто одна и та же работа проводится разными уставными органами интеграционных группировок на территории стран — участников СНГ.
Налицо — несогласованность действий различных интеграционных образований на территории Содружества Независимых Государств.
Решение проблемы заключается в выборе стратегии стран СНГ. Возможны два пути:
- В рамках Межгосударственного антимонопольного совета создать комитеты по интеграционным группировкам стран-членов МСАП. Т.е. преобразовать уставные органы различных объединений в комитеты или комиссии в рамках МСАП, так как членами Антимонопольного совета являются все страны СНГ. Это решит проблему несогласованности, так как вся работа будет сосредоточиваться в одном органе.
- Постоянно проводить рабочие совещания по координации деятельности антимонопольных органов стран-членов СНГ, уставных органов интеграционных группировок и всех заинтересованных министерств и ведомств.
Второй путь значительно дороже и менее реалистичен с практической точки зрения. Первый же путь более реальный, но болезненный, так как неминуема реорганизация, возможно сокращение общего числа работников уставных органов, изменение в целом стратегии и стиля работы и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в странах СНГ за короткий срок была создана и ныне существует достаточно развитая правовая база в сфере антимонопольного регулирования — как на национальном, так и на многостороннем уровне. На данный момент серьезной проблемой, тормозящей процессы экономической интеграции на Общем экономическом пространстве СНГ, является несогласованность действий уставных органов различных интеграционных образований в рамках СНГ (Аппараты Интеграционного комитета Таможенного союза, Исполкома Союза Беларуси и России). Это приводит к коллизиям в части выполнения программ сотрудничества, принятых на двусторонней и/или многосторонней основах.
Источник