Антимонопольная политика странах снг

Реализация антимонопольной политики в странах СНГ

В странах СНГ антимонопольные законы были приняты в начале периода рыночных преобразований и после распада СССР в 1991—1993 гг. Так, например, в Республике Беларусь закон «О противодействии мо­нополистической деятельности и развитии конкуренции» вступил в силу в 1993 г. Проведение последовательной антимонопольной и конкурент­ной политики стало одной из постоянных функций государственного управления. С этого момента антимонопольная политика в Республи­ке Беларусь была направлена на устранение сложившейся в экономике страны монопольной структуры производства, на формирование кон­курентных отношений в сфере производства и обращения товаров пу­тем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, а также учета антимонополь­ных требований в ходе приватизации, на ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различных объединений, и др. Одним из главных направлений национальной конкурентной политики стало обеспечение условий свободного доступа новых хозяйствующих субъек­тов и фирм на рынки республики. Контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений осуществляет департамент по антимонопольной и ценовой политике Министерства экономики Республики Беларусь.

В Республике Таджикистан закон «Об ограничении монополистичес­кой деятельности и развитии конкуренции» введен в действие с 1993 г Основные положения этого закона дублировали положения аналогич­ного закона Российской Федерации. В структуре министерства эконо­мики были созданы подразделения, курирующие проведение в стране рыночных преобразований и развитие конкурентных отношений. В 2001 г в стране создано Государственное агентство по антимонопольной поли­тике и поддержке предпринимательства; в 2000 г. принят закон «О кон­куренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором определены основные задачи государственной кон­курентной политики.

Читайте также:  Волшебник страны оз балет

Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении не­добросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» был принят в 1992 г. и определял правовые основы ограничения и пре­дупреждения монополизма, недопущения недобросовестной конкурен­ции в предпринимательской деятельности и осуществления государст­венного контроля за соблюдением норм антимонопольного законода­тельства.

Государственный контроль за соблюдением антимонопольного зако­нодательства, защиты интересов предпринимателей от злоупотребления монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществ­ляется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией. В 2000—2001 гг. были приняты четыре закона, касающих­ся ограничения монополизма, в том числе закон «О защите экономи­ческой конкуренции», разработка которого осуществлялась под эгидой ЮНКТАД.

Аналогичные законы были приняты во всех государствах на пост­советском пространстве. Опыт реализация антимонопольной поли­тики в странах ближнего зарубежья позволяет сделать некоторые вы­воды.

1. Разработка и реализация антимонопольной политики, принятие соответствующего законодательства осуществлялись параллельно с про­ведением радикальной экономической реформы.

2. Антимонопольная политика наряду с мерами, направленными на недопущение образования новых монополий и ликвидацию существу­ющих, реализует комплекс мер, ориентированных на ограничение сфе­ры монополистической деятельности.

3. Антимонопольная политика проводилась в два этапа. На первом этапе основное внимание уделялось политике демонополизации, пред­полагавшей преодоление всеобщей монополизации хозяйственных свя­зей. Второй этап связан с конкретизацией законов, регулирующих кон­курентные отношения, гармонизацией отечественного законодательно­го поля с общеевропейским, преодолением структурных диспропорций в народном хозяйстве и разработкой комплекса мер, направленных на поддержание конкуренции.

В целях совершенствования правовых и организационных основ со­трудничества государств СНГ по проведению согласованной антимоно­польной политики и развитию конкуренции на основе Договора о про­ведении согласованной антимонопольной политики государствами — участниками Содружества Независимых Государств 23 декабря 1993 г. создан Межгосударственный совет по антимонопольной политике (МСАП).

Межгосударственный совет — самостоятельный координирующий орган, выполняющий функции планирования, организации и контро­ля за деятельностью антимонопольных органов стран—участниц Дого­вора по созданию правовых основ предупреждения, ограничения, пре­сечения монополистической деятельности и недобросовестной конку­ренции

В соответствии с решениями, принимаемыми Советом, регулярно проводится сравнительный анализ антимонопольного законодательства стран СНГ с целью его гармонизации.

Деятельность Межгосударственного совета по антимонопольной по­литике направлена на более активную разработку новых нормативно-регулятивных механизмов в сфере конкуренции и достижение согласо­ванных методологических подходов к различным аспектам конкурент­ного регулирования.

Дальнейшая координация действий государств—участников СНГ должна быть направлена на выработку комплекса методических реко­мендаций, обеспечивающих более эффективное проведение политики в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистичес­кой деятельности, недобросовестной конкуренции и контроля за про­цессами экономической концентрации.

Рост количества слияний и поглощений, наблюдаемый в последние годы в мировой экономике, активная деятельность компаний в направ­лении выработки единой согласованной и координированной полити­ки на рынке с целью повышения конкурентоспособности и достиже­ния конкурентных преимуществ ставит перед антимонопольными орга­нами государств—участников МСАП вопрос о выработке совместной политики в области контроля и наблюдения за процессами концентра­ции. Наиболее актуальным этот вопрос становится в условиях набира­ющей силу межстрановой и межрегиональной интеграции хозяйствую­щих субъектов, активизации процессов формирования вертикальных бизнес-групп.

Источник

2.4. Реализация антимонопольной политики в странах СНГ

В странах СНГ антимонопольные законы были приняты с начала рыночных преобразований и после распада СССР в 1991-1993 гг.

Так, например, в Республике Беларусь закон «О противодей­ствии монополистической деятельности и развитии конкурен­ции» вступил в силу в 1993 г.

Контроль за мерами по ограничению и устранению монопо­лизма и его проявлений в Республике осуществляет Департа­мент по антимонопольной и ценовой политике Министерства экономики Республики Беларусь.

В Республике Таджикистан закон «Об ограничении моно­полистической деятельности и развитии конкуренции» был вве­ден в действие в 1993 г. Основные положения этого закона дуб­лировали аналогичный закон Российской Федерации. В струк­туре Министерства экономики были созданы подразделения, курирующие проведение в стране рыночных преобразований и развитие конкурентных отношений. В 2000 г. в новой редак­ции был принят закон «О конкуренции и ограничении монопо­листической деятельности на товарных рынках», в котором оп­ределены основные задачи государственной конкурентной по­литики; в 2001 г. было создано Государственное агентство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

В Украине закон «Об ограничении монополизма и недопу­щении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» был принят в 1992 г.

Государственный контроль за соблюдением антимонополь­ного законодательства, защиты интересов предпринимателей от злоупотребления монопольным положением и недобросовест­ной конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом Украины. В 2000-2001 г. были приняты четыре закона, касаю­щиеся ограничения монополизма, в том числе в совершенно но­вой редакции был принят закон «О защите экономической кон­куренции».

Аналогичные законы были приняты во всех государствах на постсоветском пространстве. Анализ опыта реализации антимо­нопольной политики в странах ближнего зарубежья позволяет выделить следующие особенности:

1. Разработка и реализация антимонопольной политики, при­нятие соответствующего законодательства осуществлялись парал­лельно с проведением радикальной экономической реформы.

2. Антимонопольная политика наряду с мерами, направлен­ными на недопущение образования новых монополий и ликвида­цию существующих, реализует комплекс мер, ориентированных на ограничение сферы монополистической деятельности.

3. Антимонопольная политика проходила в два этапа. На первом этапе основное внимание уделялось политике демоно­полизации, предполагающей преодоление всеобщей монополи­зации хозяйственных связей. Второй этап связан с конкретиза­цией законов, регулирующих конкурентные отношения, гармо­низацией законодательного поля с общеевропейским, преодоле­нием структурных диспропорций в народном хозяйстве и разра­боткой комплекса мер, направленных на поддержание конкуренции.

Источник

Антимонопольная политика в странах — членах СНГ

Ю. И. Лахмоткина
Аспирант Института экономики переходного периода

Проблемами антимонопольного регулирования интересовались во многих странах мира с ХYII века. В России же (а затем и во многих странах СНГ) первый основополагающий антимонопольный закон был принят практически ровно через 100 лет после принятия первого антимонопольного закона в США — Закона Шермана. Таким образом, формирование конкурентной среды и антимонопольной политики в России, а также и в странах СНГ проходит при непосредственном сотрудничестве с промышленно развитыми странами.

На территории СНГ государствами-участниками проводитсясогласованная антимонопольная политика, которая строится на реализации национального антимонопольного законодательства и взаимодействии национальных антимонопольных органов. Основой такой политики является Договор о проведении согласованной антимонопольной политики. По своей природе согласованная политика менее эффективна, чем единая, вместе с тем это весьма важный и решительный шаг стран СНГ на пути необратимости проведения рыночных реформ в пределах Содружества. После подписания Договора пяти стран СНГ о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве созданы предпосылки для проведения не только согласованной, но и единой антимонопольной политики. Это позволяет рассчитывать в дальнейшем на распространение подобных тенденций и в рамках всего Содружества Независимых Государств.

В настоящее время многие антимонопольные органы в число своих приоритетных задач ставят не только проведение антимонопольной политики, но и государственную поддержку предпринимательства, что, безусловно, способствует развитию малого и среднего бизнеса, а, следовательно, и развитию конкуренции на территории этих стран.

Российская Федерация и другие государства-участники СНГ активно осуществляют международное сотрудничество в области конкурентной политики. Это способствует успешному проведению преобразований внутри страны и позволяет эффективнее интегрироваться в мировое хозяйство, учитывая опыт ведущих зарубежных стран.

В странах СНГ за короткий срок была создана и ныне существует достаточно развитая правовая база в сфере антимонопольного регулирования, — как на национальном, так и на многостороннем уровне. Приняты законодательные и нормативные акты, которые охватывают практически все основные сферы проведения согласованной политики, направленной на развитие конкуренции. Меняющиеся условия экономической жизни внутри государств, усиливающееся влияние мирового рынка и необходимость гармонизации антимонопольных законодательств государств обуславливают постоянное совершенствование принятых законов в рамках общего правового поля, требуют отражения ряда положений антимонопольного законодательства и конкурентного права в законодательстве, относящемся к другим отраслям права, в том числе, конституционном, финансовом, хозяйственном праве и других. В развитие принятых законов в государствах активно разрабатываются подзаконные акты, регулирующие конкретные аспекты деятельности антимонопольных органов, механизмы контроля, методические рекомендации по отдельным положениям антимонопольного законодательства, определяется порядок и режим осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности. В настоящий момент необходимо обратить внимание на то, чтобы принимаемые документы были направлены на углубление достигнутых договоренностей, а не на расширение договорно-правовой базы.

Проведение государственной антимонопольной политики и формирование конкурентной среды относится к важнейшим факторам перехода к рынку. Для государств Содружества этот фактор особенно актуален, так как монополизация сегментов народного хозяйства в советское время носило гипертрофированный характер. В настоящее время взаимодействие стран СНГ в области конкурентной политики является одним из важнейших направлений их интеграционной деятельности.

Регулирование вопросов, связанных с антимонопольным контролем, пресечением недобросовестной конкуренции, защитой прав потребителей, осуществляется в рамках национальных законодательств государств специально созданными в данной области органами (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Антимонопольные органы государств — участников СНГ

Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

Министерство промышленности и торговли

Министерство предпринимательства и инвестиций

Государственная антимонопольная служба при Министерстве экономики

Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса

Национальная комиссия по защите и развитию конкуренции при Президенте

Министерство экономики и реформ

Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

Министерство экономики и внешних экономических связей

Комитет по демонополизации и развитию конкуренции при Министерстве финансов

К основным задачам государственных антимонопольных органов стран Содружества относятся:

  • государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;
  • разработка и осуществление мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистской деятельности и недобросовестной конкуренции;
  • содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
  • защита законных интересов граждан (потребителей) от проявлений монополизма и недобросовестной конкуренции.

Одним из основных направлений деятельности антимонопольных органов с момента их образования было дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы.

На сегодняшний день практически во всех государствах приняты основные законы, регулирующие вопросы монополистской деятельности и конкуренции, которые в большинстве случаев являются самостоятельными специальными законами; в иных случаях соответствующие положения включены в соответствующие законодательные акты, как, например, в Киргизской Республике, где с 1 октября 1998 г. вступил в действие Кодекс Киргизской Республики ‘Об административной ответственности’, в котором предусмотрены две главы, охватывающие более 41 статей по вопросам, регламентирующим нарушения прав потребителей, антимонопольного законодательства и рекламы.

В зависимости от степени готовности законодательного поля, обеспечивающего становление и развитие рыночной экономики, в ряде государств приняты специальные законы, регулирующие отдельные сферы деятельности. В их числе — законодательные акты о рекламе, о защите прав потребителей, о естественных монополиях.

Созданная в государствах нормативная, правовая база позволяет антимонопольным органам предпринимать необходимые организационные и административные меры по совершенствованию процессов демонополизации, включая принципы и методы реализации, при непосредственном участии органов исполнительной власти всех уровней.

Задача формирования однородных правил регулирования конкуренции приобретает особую актуальность по мере восстановления хозяйственных связей государств — участников СНГ и создания единого экономического пространства.

На современном этапе, когда под воздействием научно-технического прогресса расширяется интернационализация производства и особенно острый характер приобретает международная конкурентная борьба, все более ощутимой становится потребность в сближении правил конкуренции, обеспечивающих формирование однородной предпринимательской среды в международном масштабе. В этой связи возрастает роль наднационального регулирования конкуренции, призванного обеспечить межгосударственный контроль за ограничительной деловой практикой предприятий.

В этих условиях задачей государственных уполномоченных органов государств Содружества, с одной стороны, является борьба с монополистскими проявлениями, с другой, — создание условий для восстановления традиционных хозяйственных связей и при этом, контроль за поддержанием нормальной конкурентной среды.

Взаимодействие стран СНГ в области конкуренции, безусловно, играет положительную роль с точки зрения создания однородного правового пространства на территории СНГ.

Проблемой антимонопольного регулирования на ОЭП стран СНГ является отсутствие четкой системы взаимодействия антимонопольных органов различных интеграционных группировок и образований. В самом деле, в различных интеграционных образованиях проводится один и тот же вид работы, в частности, унификация антимонопольного законодательства:

  • в рамках МСАП, согласно Плану первоочередных мероприятий Антимонопольного совета на 1999-2000 гг., странам — членам МСАП предписано провести сравнительный анализ антимонопольного законодательства стран СНГ по определенным направлениям (недобросовестная конкуренция, экономическая концентрация, антиконкурентные соглашения, злоупотребление доминирующим положением, нарушение антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления и т.д.);
  • в рамках Союза Беларуси и России, согласно Плану совместных мероприятий МАП России и Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь по проведению антимонопольной политики в рамках Среднесрочной программы развития Союза Беларуси и России на 3-5 лет, стороны обязуются провести гармонизацию нормативных документов в области антимонопольной и конкурентной политики;
  • аналогичные действия проводятся в рамках Таможенного союза.

Таким образом, унификация антимонопольного законодательства России и Беларуси проводится в рамках МСАП, Союза Беларуси и России, Таможенного союза. Причем гармонизируются одни и те же законы, а этапы и сроки не согласованы. Возникает достаточно комичная ситуация: приняв поправки к тому или иному законодательному акту, например, приведя его в соответствие с аналогичным актом Беларуси, через некоторое время вносятся изменения в этот же документ, но в рамках программы гармонизации с Республикой Молдова. В результате, законодательный акт не согласован с законодательством Беларуси. А формально — программы сотрудничества между государствами выполнены. Или обычно, на первом этапе унификации законодательства проводится сравнительный анализ нормотворческой базы. Часто одна и та же работа проводится разными уставными органами интеграционных группировок на территории стран — участников СНГ.

Налицо — несогласованность действий различных интеграционных образований на территории Содружества Независимых Государств.

Решение проблемы заключается в выборе стратегии стран СНГ. Возможны два пути:

  1. В рамках Межгосударственного антимонопольного совета создать комитеты по интеграционным группировкам стран-членов МСАП. Т.е. преобразовать уставные органы различных объединений в комитеты или комиссии в рамках МСАП, так как членами Антимонопольного совета являются все страны СНГ. Это решит проблему несогласованности, так как вся работа будет сосредоточиваться в одном органе.
  2. Постоянно проводить рабочие совещания по координации деятельности антимонопольных органов стран-членов СНГ, уставных органов интеграционных группировок и всех заинтересованных министерств и ведомств.

Второй путь значительно дороже и менее реалистичен с практической точки зрения. Первый же путь более реальный, но болезненный, так как неминуема реорганизация, возможно сокращение общего числа работников уставных органов, изменение в целом стратегии и стиля работы и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в странах СНГ за короткий срок была создана и ныне существует достаточно развитая правовая база в сфере антимонопольного регулирования — как на национальном, так и на многостороннем уровне. На данный момент серьезной проблемой, тормозящей процессы экономической интеграции на Общем экономическом пространстве СНГ, является несогласованность действий уставных органов различных интеграционных образований в рамках СНГ (Аппараты Интеграционного комитета Таможенного союза, Исполкома Союза Беларуси и России). Это приводит к коллизиям в части выполнения программ сотрудничества, принятых на двусторонней и/или многосторонней основах.

Источник

Оцените статью