Антимонопольная регулирование других стран

Антимонопольная регулирование других стран

Библиографическая ссылка на статью:
Бондаренко А.Ю. Антимонопольное регулирование экономики в России, США и странах Европы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2013/05/2325 (дата обращения: 12.04.2021).

В современном мире внутренняя экономическая политика государств направлена на обеспечение честных условий конкуренции.

Конкуренция – это такая цивилизованная форма борьбы за существование на рынке. Стремление обойти своего конкурента, не уступить; не отстать от него, именно это создаёт мощный стимул для экономического роста и прогресса в целом [1, с.152].

Но может ли конкуренция существовать в условиях монополии? Само установление монополии подрывает конкуренцию и рыночные механизмы саморегуляции. Ситуация монополии нуждается в регулировании, в чем и заключается актуальность данной статьи.

Следует заметить, что монополия может существовать не во всех отраслях. Так английский экономист Джоан Вайолет Робинсон, исследуя монополию, выделила отрасли, где конкуренция не может существовать в силу технологических особенностей. Позднее они стали называться «отрасли естественной монополии». Дж. Робинсон отнесла к таким отраслям электроэнергетику, железнодорожный транспорт и газовую промышленность, объясняя это тем, что: «В данных отраслях отсутствуют предпосылки для конкуренции».

Антимонопольное регулирование, рассматривается как система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии [2].

Согласно Федеральному Закону «О защите конкуренции» наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на том или ином рынке в соответствии с российским законодательством не является противоправным. Однако попытки субъекта, который доминирует на товарном рынке, сохранить или укрепить свою рыночную власть, используя определённые методы, воздействующие на общие условия конкуренции и ограничивающие её, наносящие ущерб конкурентам, а так же другим хозяйствующим субъектам или физическим лицам, являются нарушением антимонопольного законодательства и должны пресекаться и устраняться антимонопольными органами [3].

Читайте также:  Послать цветы другую страну

В Российской Федерации функции антимонопольного регулирования выполняет Федеральная Антимонопольная Служба России (ФАС России).

Рассматривая вопрос антимонопольного регулирования, нельзя брать во внимание ситуацию только на российском рынке.

В странах с развитой рыночной экономикой действует активная антимонопольная политика. Во многих из них ещё в XX веке монополизм квалифицировали как экономическое преступление против общества, поэтому законодательство было направленно на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков. При этом одна из важных задач правительства США – обеспечение конкуренции на рынке товаров и услуг. Можно выделить две формы антимонопольной политики зарубежных стран:

  • Американская. Запрещает любую форму монополистического сговора или союза (США, Аргентина и др.)
  • Западно-европейская. Направлена против тех монополий, которые ограничивают возможности конкуренции в какой-либо отрасли рынка (страны Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР). [4, c.80]

Из этой классификации есть исключение, так как законодательство ФРГ занимает промежуточное положение между этими двумя формами. В ФРГ действует запрет на монополии, но в то же время существует множество исключений из этого принципа.

В законодательной системе Америки антимонопольное регулирование именуется антитрестом, а в Австрии, Германии и Швейцарии – картельным антимонопольным регулированием.

За рубежом реализация положений антимонопольного законодательства осуществляется в административном, судебном или смешанном порядках.

В системе антимонопольного регулирования США все акты монопольной деятельности признаются незаконными, вне зависимости от степени их влияния на конкуренцию. Помимо США, этот принцип закреплён в законодательствах Аргентины, Канады и ряда других стран. Однако полный запрет на монополию существует только в США.

Первый антитрестовский закон в США, был принят в Алабаме в 1883 году. Затем на протяжении 1889-1890гг. такое законодательство было принято в других штатах. Принятие антитрестовского закона многими штатами способствовало разработке соответствующих законов на федеральном уровне. [5, c.140].

В 1890 году в свет выходит Закон Шермана, который положил начало антимонопольному законодательству. Суть этого закона заключалась в формальном запрете монополий, что отличало его от законодательств других стран большей жесткостью. Позднее в 1914 г., как продолжение Закона Шермана, был приняты Закон Клейтона и Закон о федеральной торговой комиссии. Именно эти три законодательных акта послужили фундаментом антитреста в США.

В противовес американской системе, ставится европейская. Она осуществляется на принципе регулирования и контроля монополий, а не полного их запрета. Для рассмотрения влияния монополистической деятельности на конкуренцию, создаются специальные государственные организации по осуществлению контроля монополистической деятельности.

Ярким примером европейской системы, является система антимонопольного регулирования во Франции. Там, из-за длительного вмешательства в экономику страны государства, конкуренция была недостаточно развита. Для дерегулирования экономики и выравнивания общей экономической ситуации в стране был создан Конкурентный совет, специальный антимонопольный орган. На сегодняшний день вмешательство государства в экономику находится на нулевом уровне, что позволяет механизму рынка устанавливать и регулировать цены.

В Великобритании антимонопольное законодательство более либерально, нежели в США и прямое вмешательство государства минимизировано. Важным законодательным актом, который регулирует деятельность монополий, является Закон о добросовестной торговле 1973г. В нем предусматриваются условия и порядок контроля со стороны государства над монополиями.

Если же брать во внимание Европейский Союз в целом, то нормы о защите конкуренции содержатся в Римском договоре об учреждении Европейского Экономического Сообщества 1957г., в котором установлен запрет на злоупотребление доминирующим положением на рынке. Антимонопольный контроль осуществляет Комиссия ЕС, которая проводит проверки и применяет санкции к правонарушителям.

Хотелось бы так же рассмотреть «страну-исключение» из правил антитреста.

Германия имеет в своём распоряжении специальное законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции (Закон о недобросовестной конкуренции 1909г.), в котором содержатся нормы, связанные с ответственностью за нарушение конкуренции [6].

Беря во внимание РФ, то можно сказать, что в основном был воспринят опыт европейских государств и европейской системы антимонопольного регулирования, которая скорее ограничивает монополии, чем полностью запрещает их деятельность. В ФЗ №135 «О защите конкуренции» учитывается специфика российской экономики и наряду с ограничением монополий, так же предусмотрены меры к пресечению государственного монополизма.

Пороги в размере 35-50% доли рынка как признак доминирования, предусмотренные российским законодательством в полной мере соответствуют практике большинства стран.

В заключении можно сказать, что применение зарубежного опыта регулирования монополий не дало существенных результатов в случае с российской экономикой. В России проблема монополий перестала быть только экономической. В данное время очень велико вмешательство государства в рыночную экономику, поэтому можно сказать, что данная проблема стала, отчасти политической. Для того, чтобы наладить систему антимонопольного регулирования в России требуется исключить или минимизировать вмешательство государства в рыночную экономику. Что в дальнейшем, по оптимистическим прогнозам, приведет либо к становлению на путь западно-европейского развития, либо к образованию новой самостоятельной российской системы антимонопольного регулирования экономики.

Источник

Антимонопольное регулирование в зарубежных странах

Использование монополиями соглашения о ценах, разделение рынков сбыта в условиях возрастающей монополизации хозяйства угрожают существованию экономической системы, основанной на конкуренции. Только вмешательство государства в деятельность монополий и в конкурентно-рыночные отношения обеспечивает нормальное функционирование капиталистического хозяйства. Оно достигается прежде всего принятием специальных законодательных актов, которые создают условия для развития конкуренции, пресечения ее ограничения и смягчения негативных последствий чрезмерной монополизации хозяйства.

Многочисленные недобросовестные методы в конкурентной борьбе стали общей проблемой для стран, переживших стремительное развитие экономики. Понятие недобросовестной конкуренции возникло в середине XIX в. во Франции, где суды встали на защиту предпринимателей от нечестной конкуренции. При определении недобросовестности в конкурентной борьбе исходят из того, полезны или вредны те или иные действия конкурентов для торгового оборота.

Конкурентные отношения регламентируются законодательством о конкуренции, которое включает антимонопольное законодательство, направленное против ограничения конкуренции, и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. К предпринимательской деятельности, ограничивающей свободную конкуренцию, иногда применяются нормы, направленные и против ограничения конкуренции, и на пресечение недобросовестной конкуренции. Против антиконкурентной деятельности используются нормы, содержащиеся в законодательных актах о торговле, защите потребителей, контроле над ценами и т.д.

Антимонопольное законодательство именуется в разных странах по-разному. В США это антитрестовское законодательство, в ряде европейских стран — законодательство о борьбе с ограничительной деловой практикой, в Германии — картельное законодательство. Согласно традиционной антимонопольной политике к поведению фирм, которое считается незаконным как таковое, относят следующие типы действий:

1) вертикальные или горизонтальные ограничения конкуренции;

2) связанные продажи;

3) групповой бойкот;

4) недобросовестная реклама и маркировка товара*(67).

Исторически сложились две системы антимонопольного регулирования: американская и европейская. Американская система базируется на принципе запрета монополии как таковой. Европейская система не рассматривает монополистическую практику как неправомерную и борется лишь со злоупотреблениями в этой области. Различия такого рода в действительности непринципиальны, о чем свидетельствует в первую очередь практика разрешения конфликтов между государством и предпринимателями в США и странах Европы.

В США основу антитрестовского регулирования составляют три закона:

— Закон Шермана 1890 г. (закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий);

— Закон Клейтона 1914 г. (закон, дополняющий существующий закон против неправомерных ограничений монополий, а также преследующий иные цели);

— Закон о создании Федеральной торговой комиссии, принятый в 1914 г. в развитие общих положений Закона Шермана.

В дальнейшем они неоднократно дополнялись. Во второй половине ХХ в. был принят ряд законов (в том числе Закон Харта-Скотта-Родино 1976 г.), внесших значительные изменения в антимонопольное регулирование. Наряду с федеральными законами в большинстве штатов действуют свои антитрестовские законы.

Вскрытие нарушений входит в компетенцию Федеральной торговой комиссии и суда. В американской судебной практике присутствует «правило разумности», согласно которому суды вправе решать, какие действия доминирующих на рынке компаний отвечают здравому смыслу, а какие — нет. Для современного антимонопольного регулирования характерна гибкость в отношении отдельных случаев монополистической практики, а также смягчение количественных стандартов антимонопольного законодательства. Именно поэтому в стране с жестким, казалось бы, антимонопольным законодательством монополии достигли наибольшего по сравнению с другими странами развития.

В Англии в период интенсивного роста корпоративного предпринимательства действовал Закон о спекуляции 1919 г., который давал Министерству торговли право проводить расследования в отношении цен, издержек и прибыли в производстве. Начало современному антимонопольному законодательству положил Закон о монополиях и ограничительной практике 1948 г. В 1976 г. были приняты Закон об ограничительной торговой практике и Закон о суде по ограничительной практике.

С 1 марта 2000 г. вступил в силу Закон о конкуренции 1998 г., принятый в развитие права ЕС об ограничении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Закон устанавливает, в частности, многочисленные требования к условиям и порядку совершения целого ряда сделок, уточняет и вводит новые меры контроля со стороны государства над деятельностью предпринимателей на товарных рынках.

По-прежнему важным законодательным актом, регулирующим деятельность монополий, организаций, имеющих доминирующее положение на рынке определенного товара, остается Закон о добросовестной торговле 1973 г., который, в частности, предусматривает условия и порядок контроля со стороны государства над некоторыми формами концентрации капитала (слияние и др.)*(68).

Антимонопольное законодательство Германии основывается на двух принципах: принципе запрещения монополии (как в США) и принципе контроля за монополистической практикой (как в большинстве стран ЕС).

Антимонопольный закон, или Закон о картелях, был принят в 1957 г. (в настоящее время действует с изменениями от 26 августа 1998 г.) и запрещал картели, но содержал исключения из этого запрета, мотивированные соображениями экономического характера. В результате среди исключений оказались картельные договоры и решения, отнесенные этим же законом к числу недействительных.

Германия относится к группе стран, располагающих специальным законодательством о пресечении недобросовестной конкуренции. Основным нормативным актом является Закон о недобросовестной конкуренции 1909 г. (с изменениями от 17 декабря 1999 г.), который содержит определение состава действий, представляющих собой недобросовестную конкуренцию, процессуальные нормы, касающиеся, например, обеспечения иска, а также нормы, связанные с ответственностью за нарушение конкуренции.

Большую группу составляют страны, где нет специальных законов о пресечении недобросовестной конкуренции. В борьбе с ней используются общие нормы права. Во Франции ответственность за недобросовестную конкуренцию представляет собой разновидность деликтной ответственности, предусмотренной ст. 1382 и 1383 Гражданского кодекса Франции. В английской правовой литературе и судебной практике нет общего понятия недобросовестной конкуренции. Основным противоправным конкурентным действием является так называемое ведение дел под чужим именем. К недобросовестной конкуренции английские суды относят ряд других противоправных действий: предумышленная или наносящая вред неправда, ложь, диффамация, оскорбление суда.

В США в 1964 г. был принят Единообразный закон об обманной торговой практике, на основании которого впоследствии были приняты штатами свои законы. К недобросовестным конкурентным действиям относят ложную и вводящую в заблуждение рекламу, присвоение экономических ценностей конкурентов, вмешательство в деловые отношения конкурентов, недобросовестное установление цен, незаконное деловое поведение.

Экономические связи давно вышли за национальные границы государств, и деятельность по рекламе и сбыту определенного товара затрагивает все большее число стран, отсюда — растет число нарушений в области конкуренции в этих странах. Постоянно возникает вопрос относительно применения в таких случаях законодательства той или иной страны. Западный автор Н. Детлофф отмечает, что право недобросовестной конкуренции в ЕС, в частности, представлено большим количеством вторичных правовых актов, в основном директив, которые охватывают лишь ограниченные области регулирования и содержат минимум общеобязательных требований. Он подчеркивает необходимость унификации конкурентного права как на международном, так и на европейском уровне*(69).

Дата добавления: 2016-09-20 ; просмотров: 1215 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью