- Состав подводных флотов США, России, Китая и ЕС в графиках
- 10 самых больших подводных лодок в мире
- 10. «Астьют» – длина: 97 м., ширина 11,3 м
- 9. «Сивулф» – 107,6 х 12.2 м
- 8. Проект 945А «Кондор» – 110,5 х 12,2 м
- 7. Проект 971 «Щука-Б» – 110,3 х 13,6 м
- 6. «Триумфан» – 138 х 12,5 м
- 5. «Вэнгард» – 149,9 х 12,8 м
- 4. «Дельта» – 167,4 х 11,7 м
- 3. «Огайо» – 170,7 х 12,8 м
- 2. Проект 955 «Борей» – 170 х 13,5 м
- 1. Проект 941 «Акула» – 172,8 х 23,3 м
- Документальное видео – Проект 941 «Акула»
Состав подводных флотов США, России, Китая и ЕС в графиках
Подводные лодки ВМФ России
Про деятельность организации Naval Analyses слышали уже многие, кому небезразличны вопросы, связанные с флотом. Ее специалисты анализируют как вопросы современных военно-морских сил, так и все, что касается кораблей прошлого. Пожалуй, одним из самых интересных графиков, созданных Naval Analyses, стала инфографика, демонстрирующая состав подводных сил современного ВМФ РФ. Речь идет как об атомных, так и о дизель-электрических подлодках (как известно, в отличие от США, Россия совмещает два типа энергетических установок на подводном флоте). На графике можно видеть ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН), атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК), многоцелевые атомные подводные лодки, а также субмарины специального назначения.
Специалистам Naval Analyses можно простить некоторые спорные моменты и неточности. Например, то, что в число представленных стратегических подводных лодок проекта 955 «Борей» они внесли атомную субмарину «Князь Владимир», которая в действительности войдет в состав флота не ранее 2019-го. По имеющимся данным, сейчас лодка проходит заводские и государственные испытания. Аналогичное можно сказать в отношении новейшей многоцелевой лодки К-561 «Казань» проекта 885 «Ясень». Субмарина может быть включена в состав флота в 2019 году. В целом график наглядно показывает, что российский подводный флот занимает по общему потенциалу второе место в мире. Сразу после подводных сил США.
Подводные лодки ВМС США
Сам собой, обойти стороной ВМС США в Naval Analyses не могли, и одна из работ показывает все субмарины, которые имеются в распоряжении американского флота. На графике можно видеть основу ядерной триады США — стратегические субмарины типа «Огайо». В варианте ПЛАРБ каждая из них несет на борту 24 баллистические ракеты Trident II D5. АПЛ типа «Огайо» даже сейчас можно назвать самым разрушительным кораблем в истории. Стоит, впрочем, отметить, что часть этих субмарин была переоборудована под носители крылатых ракет, перейдя таким образом в разряд ПЛАРК.
Однако фанатам ВМС США, вероятно, интереснее численный состав новейших многоцелевых субмарин четвертого поколения. Речь идет про «Вирджинию» и «Сивулф». И если последних американцы построили лишь три штуки, то «Вирджинии» США намерены произвести большой партией в 30 кораблей. Таким образом, общий потенциал подводного флота США будет находиться на очень высоком уровне даже после окончательного вывода из состава флота заслуженных многоцелевых субмарин типа «Лос-Анджелес». Последних, к слову, за все время произвели 62 единицы.
Подводные лодки ВМС Китая
Многим, наверное, самой интересной работой серии покажется график, демонстрирующий состав подводного флота КНР. Это неудивительно, если учесть, как редко в русскоязычных СМИ представляется информация о китайских подводных лодках. Поднебесная в обозримом будущем нацелилась на то, чтобы иметь военно-морские силы, которые будут занимать как минимум второе место в мире по совокупному потенциалу. Нужно полагать, это касается также и атомных подводных лодок с баллистическими ракетами.
При этом конкретно сейчас подводные силы Китая выглядят скорее странно, нежели угрожающе. Это вызвано в том числе слишком сильно заметными заимствованиями у Советского Союза/России. Например, ПЛАРБ проекта 094 «Цзинь» сложно визуально отличить от привычного советского ракетоносца проекта 667БДРМ «Дельфин». По имеющимся данным, субмарины типа 094 несут по 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия до 12 тыс. км. Данные ракеты считают подводным вариантом китайских стратегических ракет наземного базирования DF-31.
Стратегические субмарины проекта 092 «Ся», также представленные на графике, очень сильно устарели, однако Китай продолжает их эксплуатировать. Отметим, что усилить морскую составляющую ядерной триады КНР призваны перспективные стратегические субмарины проекта 096 «Тэнг». Каждая из них, по имеющимся данным, будет нести 24 баллистические ракеты, что можно сравнить разве что с уже упомянутыми американскими АПЛ типа «Огайо». Хотя вряд ли у Китая будут ракеты с характеристиками Trident II D5.
Подводные лодки Евросоюза
Еще более сложно все обстоит с составом подводных флотов стран Евросоюза. Достаточно сказать, что сейчас он формально включает в себя подводные лодки Великобритании, но это пока. Ожидается, что страна покинет Европейский союз 29 марта 2019 года. В целом британский флот часто преследуют серьезные трудности. В 2017 году сообщалось, что из строя вышли все новейшие британские многоцелевые АПЛ типа «Астьют». Источник также рассказал о проблемах с «предшественницами» данных лодок — «Трафальгардами».
Не считая Великобританию, мощнейшими подводными силами в Европе располагает Франция. Напомним, последняя имеет в своем составе четыре ракетных подводных крейсера стратегического назначения «Триумфан». Что касается многоцелевых лодок, то здесь Пятая республика может похвастаться шестью атомными подводными лодками «Рюби», построенными в 1976—1993 годах. Стоит отметить, что АПЛ класса «Рюби» являются самыми маленькими стоящими на вооружении атомными подводными лодками в мире. Каждая из них имеет подводное водоизмещение в 2607 тонн.
Немецкий подводный флот на фоне британского и французского выглядит бледно, хотя в годы Второй мировой действия немецких подводников вселяли ужас в сердца бывалых американских и британских моряков. Современная Германия вообще не имеет атомных субмарин, а дизель-электрических подлодок, которые есть в распоряжении Deutseche Marine, всего шесть. Впрочем, это весьма современные субмарины проекта 212А, которые заинтересовали ряд иностранных заказчиков.
Достаточно мощным флотом, состоящим из дизель-электрических субмарин, также может похвастаться Италия.
Весьма многочисленным подводным флотом, как следует из графика, обладают греческие ВМС.
Стоит отметить, что представленные нами графики — далеко не единственные из числа созданных Naval Analyses. Посетив сайт организации, вы сможете, в частности, ознакомиться с численным составом флотов стран Латинской Америки, надводным потенциалом стран ЕС и многими другими интересными фактами, касающимися современных (и не только) флотов мира.
Источник
10 самых больших подводных лодок в мире
Пока вы читаете эти строчки, где-то далеко (а может и не столь далеко) от вас бороздят моря бесшумные убийцы, скрывающиеся под толщей воды. Они огромные, мощные и смертоносные, способные месяцами таиться в глубине, чтобы однажды нанести решающий удар.
Нет, речь не о новом фильме ужасов и не о документальном видео «из жизни акул». В этой статье вы, уважаемые читатели, найдете ответ на вопрос о том, какая подлодка достойна носить титул самой большой в мире, и какие страны могут себе позволить сооружать таких стальных гигантов.
А совсем недавно мы знакомили читателей с 10 самыми большими кораблями в мире.
10. «Астьют» – длина: 97 м., ширина 11,3 м
Десятая по величине подводная лодка в мире — это самая большая, самая передовая и самая мощная из подводных лодок, когда-либо эксплуатируемых Королевским флотом Великобритании. Ее размер — 97 метров в длину и 11,3 метра в ширину.
В класс «Астьют» входят три субмарины, а строительство еще четырех ведется. На случай если придется вступить в бой, субмарина вооружена шестью 48 ракетами или торпедами, крылатыми ракетами «Томагавк», противокорабельными ракетами «Гарпун» и торпедными аппаратами (ТА) 533 мм.
В 2012 году «Астьюты» доказали свою способность запускать ракеты «Томагавк», успешно выстрелив двумя ракетами с территории Мексиканского залива и точно поразив цели на испытательном полигоне в Северной Флориде.
9. «Сивулф» – 107,6 х 12.2 м
Эта серия атомных подводных лодок была построена по заказу ВМС США в 1989—1998 годах. «Сивулфы» явились ответом на постройку в Советском Союзе субмарин по проекту 971 «Щука-Б». Всего было построено три корабля, хотя изначально планировалось, что в серию будут входить 12 субмарин.
Длина и ширина корпуса «Сивулфов» составляют 107,6 метра и 12,2 метра соответственно. Эти подводные лодки оснащены одним ядерным реактором, а их скорость составляет 18 узлов.
Вооружение, установленное на американской подводной лодке, включает восемь 660-мм торпедных аппаратов, 50 торпед или ракет и 50 крылатых ракет «Томагавк».
8. Проект 945А «Кондор» – 110,5 х 12,2 м
Первая, но не единственная среди самых больших подводных лодок в России. На сегодняшний день в эксплуатации находятся два «Кондора», длиной 110,5 метра, и шириной 12,2 метра.
Корпус подводных лодок класса «Кондор» выполнен из легкого и прочного титана, что позволяет субмарине достигать большей глубины и снижает уровень издаваемого шума. Из вооружения «Кондоры» могут похвастаться шестью торпедными аппаратами 533 мм, 40 торпедами, крылатыми ракетами С-10 «Гранат» и 8 ПУ ПЗРК «Игла-1» и «Игла».
7. Проект 971 «Щука-Б» – 110,3 х 13,6 м
За многое можно критиковать Советский Союз, но только не за слабую армию и военно-морской флот. Именно в СССР велось строительство одной из самых крупных атомных субмарин в мире — «Щуки-Б». В отличие от «Кондоров» корпус этой подлодки выполнен из легированной стали. Длина грозной стальной «рыбы» составляет чуть более 110 метров, а ширина — свыше 13 метров.
Проект «Щуки-Б» (1983—2001 годы) осуществлялся на машиностроительном предприятии «Севмаш» в Северодвинске и был пересмотрен несколько раз. Усовершенствованные лодки были названы западными военными «Improved Akula» («Улучшенная Акула»), или «Akula-II». А самую модернизированную подлодку — К-335 «Гепард» — на Западе назвали «Akula-III». На вооружении ВМС Индии тоже находится одна из модернизированных «Щук-Б» (К-152 «Нерпа»). На ней отсутствуют система СОКС и возможность запуска средств акустического противодействия.
В 2017 году в строю оставались четыре подлодки класса «Щука-Б». Каждая из них оснащена четырьмя торпедными аппаратами 650-мм, четырьмя ТА 533 мм, ИРС Калибр-ПЛ и ПЗРК «Стрела-3М».
6. «Триумфан» – 138 х 12,5 м
Солнечная Франция — одна из немногих европейских стран, способных себе позволить строительство огромной, тяжелой и дорогостоящей подводной лодки. С 1989 по 2009 годы были построены четыре субмарины класса «Триумфан» длиной 138 и шириной 12,5 метра. Изначально планировалось сооружение шести единиц, но планы ВМФ Франции изменились из-за развала Советского Союза.
«Триумфаны» вооружены четырьмя торпедными аппаратами калибра 533 мм, 10 торпедами, 8 крылатыми ракетами Exocet SM39, запуск которых осуществляется из ТА и ракетами типа M45 и M51.
5. «Вэнгард» – 149,9 х 12,8 м
Гордость британского флота, длиной свыше 149 метров и шириной более 12 метров. В серию «Вэнгард» входят четыре атомные подлодки, история которых началась в 90-х годах двадцатого века. Строили их в огромном крытом эллинге (цех для строительства или ремонта) длиной 260 и шириной 58 метров. Его размеры позволяют строить не только атомные субмарины, но и эсминцы с управляемым ракетным оружием.
Изначально планировалось собрать 6 или даже 7 подлодок, но с распадом СССР у Великобритании и других стран НАТО отпала необходимость в большом количестве подлодок как одном из средств ядерного сдерживания.
На борту «Вэнгардов» находится четыре ТА калибра 533 мм, 16 баллистических ракет Trident II D5 и телеуправляемые торпеды Spearfish или Tigerfish.
4. «Дельта» – 167,4 х 11,7 м
Таково собирательное обозначение сразу четырех типов стратегических атомных подлодок, собранных в СССР. Кодовые названия проектов:
Длина последней модификации — «Дельфина» — составляет 167,4 метра, а ширина — 11,7 метра. Эта великая стальная рыба была введена в строй в декабре 1984 года. Из семи построенных «Дельфинов» пять до сих пор числятся в ВМФ РФ.
Врагам «Дельфинов» не поздоровится, ведь они оснащены четырьмя ТА калибра 533 мм, 12 торпедами, 16 баллистическими ракетами и от 4 до 8 ПЗРК «Игла» и «Игла-1».
3. «Огайо» – 170,7 х 12,8 м
Эти великаны — самые крупные подлодки в США и основа американских стратегических наступательных ядерных сил. Им регулярно приходится нести боевое патрулирование, проводя в море 60% времени. Размер «Огайо» составляет 170,7 метра и 12,8 метра (длина и ширина соответственно).
Первая субмарина этой серии была введена в эксплуатацию в ноябре 1981 года. Все остальные подводные лодки получили имена в честь американских штатов, за исключением USS Henry M. Jackson, которая была названа в честь одного из сенаторов.
Эти подводные громадины способны перевозить свыше двадцати ракет Трайдент II и свыше 150 крылатых ракет «Томагавк». Их вооружение также включает в себя четыре 533 мм торпедных аппарата.
2. Проект 955 «Борей» – 170 х 13,5 м
Вторым номером в списке крупнейших субмарин вновь идет российская разработка, одна из самых передовых в мире. Проект «Борей» начал осуществляться в 2011 году, и в мае 2018 года стало известно, что до 2027 года планируется построить 14 кораблей этого типа.
В перспективе именно «Борей» придет на смену первому и четвертому номерам в нашем списке.
Размеры подлодки составляют 170 метров в длину и 13,5 метра в ширину. Эта фигуристая смертоносная красавица может идти под водой со скоростью 29 узлов, и оснащена шестью торпедными аппаратами 533 мм, шестью средствами гидроакустического противодействия 324 мм, торпедами, торпедоракетами и крылатыми ракетами (в том числе «Ониксами» и «Калибрами»), а также 16 ПУ комплекса «Булава».
1. Проект 941 «Акула» – 172,8 х 23,3 м
Известные Западу как класс «Тайфун», а русским морякам как «Акула», эти величественные стальные гиганты были созданы в качестве противодействия американским субмаринам класса «Огайо» в годы Холодной войны.
Будучи 172,8 метра в длину и 23,3 метра в ширину эти монстры надводным и подводным водоизмещением 23 200 тонн и 48 000 тонн соответственно были больше, чем американские подлодки-конкуренты. Их высота (26 метров) сопоставима с высотой девятиэтажного дома.
По сути, задачей «Акул» было создание ядерного апокалипсиса на Западе, если Холодная война перешла бы в горячую фазу.
Свое хищное прозвище самая большая атомная подводная лодка в мире получила благодаря изображению акулы, которое было нанесено перед первым спуском, состоявшимся в сентябре 1980 года.
Внутри легкого корпуса огромной субмарины находятся пять обитаемых корпусов. В случае чрезвычайной ситуации в одном из корпусов экипаж внутри других корпусов будет в безопасности, а вспомогательные устройства все еще будут работать.
Два ядерных реактора дают этим подводным крейсерам стратегического назначения мощность, в которой они нуждаются, чтобы развить максимальную скорость около 25 узлов под водой.
Вместо того, чтобы постоянно перемещаться по мировым морям и океанам, «Акулы» были созданы, чтобы находиться севернее Полярного круга в течение шести месяцев, ожидая команды, чтобы запустить свой «прощальный привет миру» — баллистические ракеты Р-39 «Вариант».
Из-за продолжительности и характера своих миссий этот советский атомный подводный ракетный крейсер был спроектирован с учетом комфорта экипажа. Фактически, жилые помещения на «Акулах» были настолько роскошными, что моряки советского (а затем и российского) военно-морского флота прозвали эти гигантские суда «плавающими Хилтонами».
Вместо утилитарной стальной мебели с минимальной обивкой интерьер «Акулы» предусматривает удобные мягкие стулья, полноразмерные дверные проемы, полностью оборудованный тренажерный зал, бассейн с пресной или соленой забортной водой, солярий и даже сауну, стены которой обшиты дубовыми досками. В каютах командного состава имеются телевизоры, умывальники и системы кондиционирования.
Однако триумф огромных и грозных «Акул» продолжался недолго. Из семи запланированных подлодок шесть были построены в течение 1980-х годов и ушли на пенсию менее чем 10 лет спустя, в 1990-х годах. Российское правительство просто не могло позволить себе содержать в боеспособном состоянии эти крупнейшие ракетные подводные лодки в мире.
В настоящее время лишь одна модернизированная «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» — находится в строю. Самая большая подводная лодка в мире служит испытательной площадкой для современных баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках (БРПЛ «Булава»).
Документальное видео – Проект 941 «Акула»
Источник