- Арабские страны. Палестина, Иордания, Ирак
- Объединение арабских государств
- Языковые и культурные особенности
- Религия
- Страны арабского мира
- Арабские страны Африки, или Магриб
- Страны Аравийского полуострова
- Страны Восточного Средиземноморья
- Республика Ирак
- Хашимитское Королевство Иордания
- Палестина
- Распространенная путаница касательно арабов и мусульман
- «Араб» и «мусульманин»
- Арабский центр
- Наш ответ
Арабские страны. Палестина, Иордания, Ирак
Современный мир условно подразделяется на несколько частей, характеризуемых какими-либо особенностями. Западная и восточная, европейская и арабская культуры имеют свою геополитическую «привязку». Сегодня под термином «арабские страны» подразумеваются государства, основная часть населения которых говорит на арабском языке.
Объединение арабских государств
Языковые и культурные особенности
Основным образующим элементом любого арабского государства является язык и культура, развивающаяся на его основе. Сегодня такая культура является открытой и подверженной воздействию других, таких как индийская, монгольская, андалусская. Однако наиболее сильное влияние оказывают западные традиции.
Религия
В арабском сообществе такая религия, как ислам, исполняет двоякую роль. С одной стороны, она объединяет арабов в общественной и политической жизни, а с другой – служит причиной разногласий и даже вооруженных конфликтов между сторонниками различных течений внутри. Следует понимать, что арабские и мусульманские страны не являются тождественными понятиями. В мире не все арабские государства исповедуют ислам, в некоторых одновременно сосуществует несколько религиозных конфессий. Кроме того, следует помнить, что к мусульманским странам относятся и те, где большинство жителей не являются арабами.
Ислам — мощный культурный фактор, благодаря которому, наряду с языком, происходит сплочение всего арабского мира, но он же может разделять и приводить к кровопролитным войнам.
Страны арабского мира
Всего насчитывается 23 арабские страны, список которых представлен ниже:
Следует отметить, что не все арабские страны, список которых представлен, признаются остальными государствами. Так, Сахарская Арабская Демократическая Республика, не входящая в Лигу арабских государств (ЛАГ), официально признана только полусотней стран мира. Марокканские власти осуществляют контроль над большей частью ее территорий.
Кроме того, государство Палестина, входящее в ЛАГ, признано 129 государствами. В этой стране две не имеющие общей границы области: Сектор Газа и Западный берег реки Иордан.
Страны арабского мира территориально подразделяются на три больших группы:
Кратко рассмотрим каждую из них.
Арабские страны Африки, или Магриб
В строгом смысле Магрибом (Западом) называются только те государства, что расположены к западу от Египта. Однако сегодня принято именовать так все североафриканские арабские страны, такие как Мавритания, Ливия, Марокко, Тунис и Алжир. Сам Египет считается центром, сердцем всего арабского мира и входит в состав Великой магрибинской дуги. Кроме него, в нее входят такие страны, как Марокко, Тунис, Алжир, Мавритания, Ливия и Западная Сахара.
Страны Аравийского полуострова
Самым большим полуостровом на нашей планете является Аравийский. Именно на нем находится большая часть стран-поставщиков нефти. Например, ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты), состоящие из семи самостоятельных государств. Кроме того, именно на его территории расположены такие страны, лидирующие по нефтедобыче, как Йемен, Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, Бахрейн, Катар. В прежние времена страны, расположенные на Аравийском полуострове, выступали лишь как перевалочные и промежуточные пункты на торговых путях, ведущих в Ирак и Иран. Сегодня благодаря открытым в середине прошлого века огромным запасам нефти каждая из арабских стран Аравийского региона имеет собственный значимый политический, стратегический и экономический вес.
Кроме того, страны, расположенные в Персидском заливе, являются историческими центрами зарождения и развития ислама, откуда он распространился и в другие регионы.
Страны Восточного Средиземноморья
К восточно-средиземноморскому азиатскому региону, носящему название Машрик, относятся такие страны арабского Востока, как Республика Ирак, Королевство Иордания, Сирия, Ливия и обладающая лишь статусом автономии Палестина. Машрик — это с момента образования в конце сороковых годов ХХ века государства Израиль наиболее беспокойная, практически постоянно воюющая зона арабского мира. На протяжении всего ХХ века здесь постоянно происходили арабо-израильские войны и конфликты. Остановимся более подробно на таких государствах Восточного Средиземноморья, как Ирак, Иордания и Палестина.
Республика Ирак
Это арабское государство располагается в долинах рек Евфрат и Тигр, в Месопотамской низменности, и омывается с юго-востока водами Персидского залива. Граничит страна с Кувейтом, Ираном, Турцией, Сирией, Саудовской Аравией и Иорданией. На севере и северо-востоке Ирака расположены Армянское и Иранское нагорья, которые отличаются высокой сейсмической активностью.
Страна Ирак, столицей которой является Багдад – это вторая по величине арабская страна восточно-средиземноморского и ближневосточного региона, с населением более 16 млн человек.
Революция 1958 года привела к падению монархии в этой стране, а с 1963 г. все большую политическую силу стала набирать Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ). В результате ожесточенной борьбы в шестидесятых годах прошлого века эта партия пришла к власти в 1979 году во главе с С. Хусейном. Данное событие стало значительным этапом в жизни государства. Именно этот политик сумел устранить всех своих соперников и установить режим тоталитарной власти. Хусейн посредством либерализации экономической политики и сплочения нации на идее «общего врага», сумел обеспечить рост собственной популярности и получить практически безграничную власть.
Под его предводительством Ирак развязал в 1980 году войну против Ирана, которая продлилась вплоть до 1988 года. Переломным был 2003 год, когда возглавляемые США коалиционные войска осуществили вторжение в Ирак, итогом чего стала казнь Саддама Хусейна. Последствия этого вторжения сказываются до сих пор. Некогда сильная страна стала огромной ареной боевых действий, в которой нет ни развитой промышленности, ни мира.
Хашимитское Королевство Иордания
На юго-западе Азии, на северо-западном окончании Аравийского полуострова, к западу от Ирака и к югу от Сирийской Республики расположилось Королевство Иордания. Карта страны наглядно показывает, что почти вся ее территория состоит из пустынных плато и различных возвышенностей и гор. Граничит Иордания с Саудовской Аравией, Ираком, Сирией, Израилем и автономной областью Палестиной. Страна имеет выход к Красному морю. Столицей государства является Амман. Кроме того, можно выделить крупные города — Эз-Зарка и Ирбид.
С 1953 по 1999 год, вплоть до своей кончины, страной управлял король Хусейн. Сегодня королевством руководит его сын – Абдалла II, являющийся представителем династии Хашимитов и, как принято считать, в 43 поколении одним из прямых потомков пророка Мухаммеда. Как правило, правитель в арабских странах имеет ничем не ограниченное влияние, однако в Иордании власть монарха регулируется Конституцией и парламентом.
Сегодня это наиболее спокойная во всех отношениях территория арабского Востока. Основной доход этой стране приносит туризм, а также помощь других, более богатых арабских государств.
Палестина
Эта автономная область восточного Средиземноморья состоит из двух не соседствующих между собой регионов: Сектора Газа, граничащего с Израилем и Египтом, и Западного берега реки Иордан, который только с востока соприкасается с Иорданией, а со всех остальных сторон окружен израильской территорией. В природном отношении Палестина подразделяется на несколько областей: плодородную низменность, расположенную вдоль побережья Средиземного моря, и холмистое нагорье, находящееся восточнее. На самом востоке страны начинаются степи, плавно переходящие в Сирийскую пустыню.
В 1988 году, после множества арабо-израильских военных конфликтов и отказа Иордании и Египта от претензий на палестинские территории, Национальный Совет Палестины объявил о создании независимого государства. Первым президентом автономии стал легендарный Ясир Арафат, после смерти которого, в 2005 году, на этот пост был выбран находящийся и сегодня у власти Махмуд Аббас. Сегодня в Секторе Газа правящей партией является ХАМАС, пришедший к власти в результате победы на выборах в данной автономии. На Западном береге управляет всей государственной деятельностью Палестинская национальная администрация.
Отношения между Палестиной и Израилем находятся в крайне напряженном состоянии и перманентно переходят в вооруженное противостояние. Границы палестинского государства практически со всех сторон контролируются израильскими вооруженными силами.
Источник
Распространенная путаница касательно арабов и мусульман
Х ристиан Северной Америки часто приводит в замешательство отношение между религией Ислама и этнической идентичностью мусульман. Эта путаница имеет две формы. Первая касается отношения между религиозной мусульманской и арабской этнической составляющей. Вторая касается глубины, на которую религиозное мусульманское самосознание проникло в этнические идентичности всех мусульманских групп людей.
Если христиане хотят понять своих соседей-мусульман (локально и глобально), полюбить их, как того велел Христос, и эффективно распространять Евангелие среди них, тогда нам необходимо осознание того, как они сами понимают себя.
«Араб» и «мусульманин»
Понятия «араб» и «мусульманин» — не синонимы. Мусульмане — последователи религии Ислам. Арабы являются этническо-языковой группой людей, большинство из которых — мусульмане, в религиозном отношении, но немало и тех, кто не исповедуют ислам. Их корни — на территории Аравийского полуострова, но в 7-8 веках они ворвались в окружающий их мир впечатляющими завоеваниями, которые последовали после смерти пророка Мухамеда в 632 году н.э. В течении 100 лет они передвигались на запад через Северную Африку и Испанию, и добрались до юга Франции. К востоку, арабы завоевали Персидскую империю и проникли на территорию нынешнего Пакистана и Центральной Азии. Они делали это как последователи ислама, но также и этнически, лингвистически и культурно — как арабы. С самого начала эти арабы-мусульмане жили как правящее меньшинство на большей территории их империи. Большинство из завоеванных ими людей говорили на других языках (таких как арамейский, коптский, берберский и персидский) и исповедовали другие религии (христианство на западе и зороастризм на востоке).
Через какое-то время, однако, начались двойные процессы исламизации и арабизации, которые проистекали в разных регионах по-разному, неравномерно. Египет, Северная Африка и говорящий по-арамейски Ближний восток стали фактически полностью арабизированными в плане языка и мусульманами в религиозном отношении. В таких же местах, как Ирак, Сирия, Ливия и Египет существенные меньшинства держались за свои исторические христианские идентичности. Таким образом, на сегодняшний день в каждой из этих стран есть сообщества людей, которые расцениваются этнически и лингвистически как арабы, но являются приверженцами древних христианских общин: Коптская Православная церковь в Египте, Маронитская Католическая церковь в Ливане, Восточная Православная и Римская Католическая церкви в Палестине, Восточная и Сирийская Православные церкви в Сирии и Халдейская Католическая и Ассирийская Православные церкви в Ираке. Эти группы оказались меж двух огней в столкновениях, которые заполонили эти страны в 20-21 веках.
Chaoyue PAN — Coptic Good Friday Mass
Историческое христианское население на Ближнем Востоке резко сократилось в последние несколько десятилетий, в связи с тем, что христиан убивали или они были вынуждены бежать. Например, значительная доля населения Палестины исторически были христианами в начале 20 века, но Израиль не отделяет их от палестинских мусульман, и многие покинули свои родные места. Подобным же образом, ассирийские и халдейские верующие Ирака массово бежали от режима Саддама Хусейна. Но с тех пор, как режим был смещён, они вновь стали мишенью теперь уже для различных исламских группировок, и многим пришлось спасаться бегством. Значительный процент арабского населения в Соединённых Штатах принадлежит к одной из древних восточных церквей (следовательно, они не мусульмане), а патриарх Ассирийской Православной церкви в настоящее время живет в Чикаго.
С другой стороны, многие другие народы под исламским правлением стали мусульманами, но никогда не становились арабами. На самом Ближнем Востоке, персы (иранцы), курды и турки являются, в большинстве своём, мусульманами. Но они не расценивают себя как арабов и не говорят по-арабски. Более того, большая часть мусульманского населения в мире проживает в странах, где не говорят по-арабски: Индонезия, Пакистан, Бангладеш и Индия, наряду с некоторыми другими.
Большинство мусульман в мире не является арабами в языковом и этническом отношении.
Арабский центр
И всё таки, влияние арабов на этих не арабских мусульман огромно. Коран был написан на арабском языке и истинным мусульманами расценивается только Коран на языке оригинала. Молитвы, которые мусульмане читают пять раз в день, читаются на арабском, и неважно, понимает ли молящийся этот язык или нет. Хадисы и все авторитетные документы исламского права были написаны на арабском. Мусульмане юго-восточной Азии, не знающие арабского языка, до сих пор дают своим детям арабские имена. Это верно, что большинство общностей, живущих по соседству с арабским миром (турки, персы, курды и берберы) испытывают что-то вроде смешанного чувства «любви-ненависти» к арабам, часто выражая свое превосходство или неприязнь по отношению к ним. До сих пор, это влияние очень сильно, и мусульманский мир нерушимым образом соединён с арабским миром.
И здесь играет свою роль второе, распространенное, но ошибочное представление. Жители Северной Америке склонны расценивать религиозное самосознание как частное и персональное. Это правда, что мы до сих пор мыслим стереотипами: поляки и итальянцы — типичные католики, жители южных штатов США — протестанты. Еврейские семьи иногда будут отказываться от детей, которые перейдут в христианство. Впрочем, в общем и целом, религия рассматривается как право выбора, и этот вопрос держится подальше от общественного мнения. Человек может не иметь никакой религиозной идентичности, и быть американцем. В большой же части мусульманского мира, однако, правильным считается прямо противоположное мнение. Ислам — часть их этнического самоопределения. Быть турком, персом или малазийцем или представителем другой мусульманской группы людей — значит быть мусульманином. Вы можете попытаться перестать быть турком или персом, но не бывшим мусульманином, с точи зрения ислама. Как мусульманин, вы даже не обязаны точно следовать всем предписаниям своей религии, но вы не можете покинуть ислам.
Присоединение к другой религии означает совершение этнической и культурной измены, это значит отрезать себя от связей со своей семьей и обществом, которые служат основанием вашей идентичности. Это одна из сложнейших проблем, с которой сталкиваются христиане, возвещающие Евангелие мусульманам. Ислам не делит религию, культуру и политику на разные сферы, но рассматривает их как неделимое целое. По этой причине евангелизации и служение мусульманам расцениваются как политическая и культурная провокация, а также религиозная угроза.
Наш ответ
Что делать христианам с этими знаниями?
(1) Не принимайте каждого араба, которого вы встретите, за мусульманина. Они могут быть таковыми, но также могут быть и членами одной из древних Ближневосточных христианских церквей.
(2) Не принимайте каждого мусульманина, которого вы встретите, за араба. Большинство мусульман — не арабы, и они оценят то, что вы знаете и понимаете разницу.
(3) Поймите, что для многих мусульман ислам является религией, практикуя которую они используют язык, который не знают. И их приверженность ей базируется больше на этнической идентичности, культурной практике и семейных узах, чем на теологическом понимании.
(4) Осознайте цену, которую мусульманам нужно заплатить, чтобы следовать за Иисусом. Они не только сталкиваются с большой вероятностью внешнего преследования, они также сталкиваются с чувством семейной, культурной и этнической измены от самых близких людей, производя крутой переворот в понимании собственной идентичности. Иисус должен быть превознесен как нечто в высшей степени ценное, за ту цену, которую стоит за это заплатить.
Автор — Zane Pratt / thegospelcoalition.org
Перевод — Л.З. для ieshua.org
Последнее пожертвование: 23.03. Спасибо!
Источник