- Где живут арабы-христиане и почему они называют Бога Аллахом
- Доисламская история арабов. Какую религию они исповедовали до мусульманства
- Какая вера у арабов
- Арабы: сунниты, шииты, христиане
- До принятия ислама арабы были язычниками
- Арабы-сунниты следуют пути пророка Муххамеда
- Арабы-шииты находятся в меньшинстве в исламском мире
- Арабы-христиане составляют в арабском мире меньшинство
Где живут арабы-христиане и почему они называют Бога Аллахом
Зачастую, каждый народ у нас ассоциируется с определенной религией. Например, русские — с православным христианством, немцы — с протестантством, итальянцы — с католичеством.
А вот арабы — с исламом. Но стоп! На самом деле далеко не все арабы — мусульмане. Вспомните: христианство возникло в Израиле, совсем недалеко от Аравии за шесть веков до появления на исторической сцене ислама. И неужели за эти шестьсот лет ни один араб не стал христианином?
Нет, стал! И именно об арабских христианах я сейчас и расскажу.
Но сразу надо отметить: арабов-христиан не стоит путать с другим христианским населением арабским страны. Например, копты-христиане в Египте — вовсе не арабы, а потомки строителей пирамид, древнего населения нильской земли. Не относятся к арабам-христианам и живущие на Ближнем Востоке армяне и ассирийцы.
Арабские христиане ( مسيحيون عرب Masīiyiyyūnararab) — живут по всему Ближнему востоку и аж до самого Марокко. Многие из них происходят от древних арабских христианских кланов, не принявших ислам, таких как йеменские племена сабеев (Гассаниды и Бану Джудхам), которые поселились в Иордании и Сирии. Часть их — арабизированные христиане, чьи предки некогда говорили, например, на греческом языке.
Первыми арабскими племенами, принявшими христианство, вероятно, были Набатеи и Гассаниды. В V и VI веках Гассаниды, ставшие христианами, образовали одну из самых могущественных конфедераций, союзных христианской Византии, выступали буфером против языческих племен Аравии.
Арабские христиане составляют примерно около миллиона человек — в Сирии, Иордании, Израиле и в Палестине. Существует также значительная арабская христианская община в Ливане и небольшие общины в Турции и Египте.
Эмигранты из арабских христианских общин составляют значительную часть ближневосточной диаспоры по всей Америке, особенно в Аргентине, Бразилии, Чили, Мексике, Венесуэле, Колумбии и США.
Арабские христиане всегда составляли в своих странах высший класс и буржуазию. Они оказали значительное влияние на политику, бизнес и культуру арабского мира. Сегодня арабские христиане по-прежнему играют важную роль в арабском мире. Арабские христиане относительно богаты, хорошо образованы.
Правда, число арабов-христиан ныне постепенно снижается. За счет демографического превосходства мусульманскиз земляков. И за счет гонений, которые порой устраивают (как например в Ираке) на них исламистские фанатики.
Любопытно, что подобно соплеменникам-мусульманам, арабские христиане называют Бога Аллахом (الله). То есть, арабским словом, по сути и означающим просто «Бог». Востоковеды выяснили: использование термина Аллах в Арабских христианских церквях предшествует Исламу на несколько столетий!
Источник
Доисламская история арабов. Какую религию они исповедовали до мусульманства
Ислам возник среди арабов в северо-западной области Аравийского полуострова в начале VII века. На рубеже VI—VII веков большинство населения Аравии составляли кочующие скотоводческие племена арабов. В древнеперсидских источниках слово «араб» означало «пустыня», в еврейском священном писании — «кочевник». Аравийский полуостров омывается теплыми морями и водами Индийского океана, поверхность его неровная: горы, пустыни, небольшие равнины и оазисы. Климат — очень сухой и жаркий. Просторы почти безводных земель со скудной растительностью стали местом проживания вольных арабов-бедуинов.
Бедуины разводили и пасли верблюдов, которые были для них в те времена и транспортом, и пищей, и сырьем для одежды и обуви. Использовались верблюды и в военном деле как верховые животные. Разводили арабы также и лошадей, мулл, овец, коз. Племена вольных бедуинов кочевали по северной части полуострова, а те, кто занимался земледелием, выращивали ячмень и пшеницу, гранаты, финики, виноград, бананы. Арабы, живущие на побережье, занимались рыбной ловлей, добывали коралл, жемчуг. Они вели также оживленную торговлю с соседними странами, используя в качестве денег древнегреческие дирхемы и римские динары. Богатые женщины наряжались в атлас и парчу, носили ожерелья, браслеты на руках и ногах.
Знали арабы и религии соседних народов: иудаизм, христианство. У самих арабов не было ни единого государства, ни организованной политической власти. Частые межплеменные войны, раздоры, разногласия сказывались на социально-экономическом развитии. Арабы по своим религиозным убеждениям были язычниками, сторонниками многобожия. Распространенным явлением было идолопоклонство. У каждого племени был свой бог в виде какого-то животного или изваяния из камня, дерева. Такие фигурки можно было встретить в горах, у источников воды.
Вот в такой непростой социально-экономической обстановке начинает выделяться племя курайшитов, проживающее в городе Мекке. По преданию, это племя возникло в результате объединения десяти родов, кочевавших недалеко от города. Вначале все они были бедуинами, разводили верблюдов, сдавали их в наем торговцам, купцам, совершали набеги на другие племена. В первых веках нашей эры в Центральной Аравии возник город Мекка, расположенный в 70 километрах от Красного моря. Место, где была построена Мекка, было крайне засушливым, непригодным для земледелия и скотоводства. Однако город располагался на торговом пути, который соединял караваны, идущие из Аравии в Иран, Сирию и другие страны. Мекка вытянулась вдоль гор почти на 3 километра и занимала маленькую долину, была очень пыльным, шумным городом. Иногда, во время проливных дождей, с гор текли сильные потоки воды и нижняя часть города оказывалась затопленной. Здания в Мекке в основном были одно и двухэтажные, с маленькими окнами. Постепенно город становится крупным центром Северной Аравии.
Кроме экономического центра, Мекка играла важную роль в религиозной жизни арабов. В ней находился древний храм Кааба, особо почитаемый арабами. В восточный угол храма был вделан «черный камень». Это и придавало храму особую святость. В знак почитания храма многие племена ставили в нем своих каменных богов — идолов. Всего их насчитывалось около 360. Каждый год в одно и то же время все племена совершали паломничество в Мекку, чтобы поклониться «черному камню» и своим богам. В это время между племенами прекращались все войны и распри, приостанавливался обычай кровной мести. Хранителями Каабы были курайшиты, у них находились ключи от храма, они предоставляли паломникам пищу, воду, одежду. В это же время в Мекке проводились ярмарки, где купцы совершали всякие торговые сделки, получая от них большие финансовые доходы.
Храм Кааба был из серого камня высотою около 12—15 метров. В центре Каабы стоял Хубал — главный идол храма, по словам самих арабов, он обладал способностью вызывать дождь. Были в храме и идолы в виде женщин, животных, птиц. Каабе приносили дары, его украшали. В дни религиозных праздников был распространен обряд жертвоприношения животных. В Мекку стекались множество паломников, которые в течение трех дней совершали обряд очищения, молились. В центре города, в богатых кварталах жили состоятельные люди племени курайшитов, на окраинах селились приезжие и менее состоятельные. Город после паломников и торговцев становился грязным, часто вспыхивали всякие болезни и эпидемии. Вот в таком городе в VII веке родился Мухаммед — основатель ислама.
Источник
Какая вера у арабов
Мы привыкли, к тому, что жители Аравийского полуострова исповедуют ислам. Однако так было не всегда, и ответить на вопрос: какую религию исповедуют арабы, было когда-то очень сложно.
Дело в том, что до появления ислама они придерживались язычества. Тогда у каждого арабского племени были собственные боги, всего же их насчитывалось около 360.
В наше время арабский мир исповедует, в подавляющем большинстве случаев, ислам. При этом некоторые арабы могут быть также христианами.
Арабы: сунниты, шииты, христиане
Арабы — это группа народов семитской этноязыковой группы, населяющих государства Ближнего Востока и Северной Африки.
Примерная численность арабов 430—450 млн человек. Говорят арабы на арабском языке и используют арабское письмо.
Термин арабы стал употребляться для обозначения кочевников-бедуинов северной Аравии уже в IX в. до н. э. Арабский мир включает в себя страны, в которых большинство населения составляют арабы: Алжир, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Саудовская Аравия, Сирия, Судан и Тунис.
В странах арабского мира проживают почти 430 млн человек, 416 млн из которых являются арабами.
Арабский город Шафраим, Израиль. В арабских городах можно встретить представителей разных конфессий. Фото: farm2.staticflickr.com
Население арабского мира не имеет общего происхождения, несмотря на то, что ранняя история арабской культуры была связана с Аравийским полуостровом. Дело в том, что в течение многих веков на Ближнем Востоке и в Северной Африки шла арабизация многих народов, главным образом через ислам.
Арабы относятся в основном к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы, при этом к югу от Сахары проживают негроидные арабы. Также арабский мир включает в себя и ряд неарабских меньшинств, к которым относятся, например, берберы и туареги, иракские курды, евреи, армяне, копты и др.
Арабы относятся к числу наиболее многочисленных народов мира, наряду с китайцами наиболее распространены в таких странах (в качестве мигрантов): Франция, США (см. также Американцы арабского происхождения), Испания,Япония, Южная Корея, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия, Австралия, Индонезия, Великобритания, Швеция,Эстония, Украина, Монголия, Грузия, Ирландия, Норвегия, Дания, Германия, Австрия, Новая Зеландия, ЮАР, Малайзия, Италия и Финляндия.
В этих странах общее число арабов превышает 45 миллионов человек, значительное число их приходится во Франции (6 — 8 млн). Рост арабской общины в разных странах мира происходит, в основном, за счёт мигрантов, при этом в России живёт 10 тысяч арабов, что является самой малочисленной иммигрантской группой арабов.
Государства-участники Лиги арабских государств. Более 90 % арабов исповедуют ислам, часть — христианство. Это стоит знать, отвечая на вопрос: какая вера у арабов.
При этом большинство арабов исповедуют ислам суннитского толка. Арабы-шииты проживают главным образом в Иране, Ираке, Сирии (друзы и нусайриты), Ливане, Кувейте, Бахрейне, ОАЭ, Саудовской Аравии, Йемене и др.
В арабских странах Персидского залива и в Северной Африке проживают ибадиты. Среди арабов-христиан — марониты и православные Ливана, мелькиты Ливана, Сирии, Иордании и другие.
В арабском мире бедуинами называют любые племена, ведущие кочевой образ жизни
Арабы подразделяются на три основные группы: кочевники-скотоводы (бедуины), селяне-земледельцы (феллахи), жители сёл и горожане, жители городов. Арабские города, в отличие от сельской местности, многоконфессиональны.
До принятия ислама арабы были язычниками
Многие туристы и любители истории спрашивают: какая религия была до ислама у арабов?
Для ответа на него необходимо знать, что ислам возник среди арабов в северо-западной области Аравийского полуострова в начале VII века.
При этом до его появления арабы были знакомы с религией соседних народов: иудаизмом и христианством. Знания о них они получили, бывая в Израиле и Иудее. У самих арабов не было ни единого государства, ни организованной политической власти. По религиозным убеждениям арабы были язычниками.
Распространенным явлением было идолопоклонство. У каждого племени был свой бог в виде какого-то животного или изваяния из камня, дерева. Такие фигурки можно было встретить в горах, у источников воды.
Душара — божество древнеарабского пантеона. До появления ислама у арабов было множество богов. Фото: upload.wikimedia.org
Важную роль в религиозной жизни доисламского арабского мира играла Мекка. В ней находился древний храм Кааба, особо почитаемый арабами. В восточный угол храма был вделан «черный камень». Это и придавало храму особую святость.
В знак почитания храма многие племена ставили в нем своих каменных богов — идолов. Всего их насчитывалось около 360. Хранителями Каабы были курайшиты, у них находились ключи от храма, они предоставляли паломникам пищу, воду, одежду.
В это же время в Мекке проводились ярмарки, где купцы совершали всякие торговые сделки, получая от них большие финансовые доходы.
Храм Кааба был из серого камня высотою около 12 — 15 метров. В центре Каабы стоял Хубал — главный идол храма, по словам самих арабов, он обладал способностью вызывать дождь. Были в храме и идолы в виде женщин, животных, птиц. Каабе приносили дары, его украшали.
В дни религиозных праздников был распространен обряд жертвоприношения животных. В Мекку стекались множество паломников, которые в течение трех дней совершали обряд очищения, молились.
В центре города, в богатых кварталах жили состоятельные люди племени курайшитов, на окраинах селились приезжие и менее состоятельные.
Мечеть аль-Хпрам и Мекка в XVIII веке. В доисламский период Мекка играла большое значение для арабов, исповедующих язычество. В наши дни это священный город мусульман. Фото: upload.wikimedia.org
В наши дни Мекка — это священный город для мусульман. Находиться он в эмиратах (Арабские эмираты). В него запрещен вход и въезд немусульманам.
Для современных арабов ислам — практически единственная религия, поэтому в нашем мире арабов-язычников встретить невозможно. Все это необходимо знать, для того, что бы понимать: какая религия возникла у арабов до ислама.
Арабы-сунниты следуют пути пророка Муххамеда
Практически 90% арабов-мусульман — это сунниты, то есть «люди сунны и согласия общины»). Название суннитов происходит от самоназвания «ахль ас-сунна валь-джама‘а». Первая часть (ахль ас-сунна) подразумевает следование путипророка Мухаммеда и его сподвижников, так как одно из главных значений слова сунна — «путь».
Для суннитов Коран и сунна являются первоисточниками религии, они решают различные проблемы на основании ясных и недвусмысленных аятов Корана и хадисов, а в случае их отсутствия — на основании доводов своего разума (иджтихад).
Вторая часть названия (ва-ль-джама‘а) подразумевает признание общины и миссии всех сподвижников Пророка и следование их методу при решении различных проблем.
Ареалы распространения основных течений ислама.зелёный: сунниты, красный: шииты, фиолетовый: ибадиты. Большинство арабов-мусульман — сунниты. Фото: upload.wikimedia.org
Впервые термин «джама‘а» стал известен после передачи Хасаном ибн ‘Али власти в Халифате Муавии I. Год, в котором был положен конец гражданской войне, вошёл в историю как «год единства» (санат аль-джама‘а).
Во время жизни пророка Мухаммада и первых трёх Праведных халифов мусульманская община (умма) была единой. После убийства халифа ‘Усмана (656) в мусульманском обществе произошёл раскол, который ещё более углубился в процессе противостояния Али с Муавией.
Основоположниками умеренного пути в этих условиях стали Ибн ‘Умара, Ибрахима ан-Нахаи, Хасана аль-Басрии Абу Ханифу и другие исламские богословы.
По численности сунниты составляют более 1 миллиарда 550 миллионов человек. Сунниты делают особый акцент на следовании сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы — халифа.
В сравнении с шиизмом, суннизм имеет более чёткое содержание — это следование жизненному пути пророка Мухаммада. Шиизм же лишь признаёт право на преемничество потомков Али в качестве духовного и светского главы мусульманской общины
Печать Ибн Умара, сподвижника пророка Мухаммада, сын калифа Умара. Ибн Умар — один из основоположников суннизма. Фото: upload.wikimedia.org
Несмотря на то, что арабы — сторонники суннизма и шиизма — это мусульмане, представители этих направлений часто конфликтуют между собой. Многие конфликты на Ближнем Востоке произошли именно по этой причине.
При этом, стоит отметить, что правительства арабских государства могут поддерживать одно из этих направлений на государственном уровне.
Арабы-шииты находятся в меньшинстве в исламском мире
Арабы-шииты — это приверженцы направления ислама, объединяющее различные общины, признавшиеАли ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда.
В узком смысле понятие, как правило, означает шиитов-двунадесятников, преобладающее направление в шиизме, которое преимущественно распространено в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также в Йемене, Афганистане, Турции, и др.
Мавзолей на кладбище аль-Баки, разрушенный в 1925 году. Здесь были похоронены четыре шиитских имама — Хасан, Саджад, Муххамад аль-Бакир, и Джафар ас-Садик. Шииты считают, что руководить общиной правоверных может только потомок пророка, избранный Аллахом. Фото: upload.wikimedia.org
Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имамам — назначенным Аллахом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатимы, а не выборным лицам — халифам.
Шииты критично относятся к халифату первых трёх халифов Абу Бакра, Умара и Усмана. По мнению шиитов, избрание руководителя — имама мусульманской общины, подобно избранию пророков, является прерогативой Аллаха.
По разным оценкам, шииты составляют от 10 % до 20 % от общей численности мусульман. В настоящее время последователи различных шиитских общин существуют практически во всех мусульманских, европейских и американских странах.
Мусульмане-шииты составляют большинство населения в Иране, Азербайджане, Ираке и Бахрейне. В Саудовской Аравии шиитами являются 15 % населения королевства, которые преобладают в таких городах как Катиф, Даммам и аль-Хаса.
Шииты празднуют Ашуру. Кроме общих мусульманских праздников, шииты празднуют также свои праздники. Фото: upload.wikimedia.org
Преобладающим направлением в шиизме являются имамиты, среди которых произошёл раскол на шиитов-двунадесятников (иснаашаритов) и исмаилитов. Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зайдиты) и крайних (исмаилиты, алавиты, алевиты и др.).
Святые места шиитов нередко становились объектами нападений, либо подвергались разрушению. Так, например, феврале 2006 года был осуществлён взрыв в Золотой мечети (Мечеть Аль-Аскари) в Самарре, в результате которого обрушился золотой купол святыни.
Арабы-христиане составляют в арабском мире меньшинство
Арабы-христиане — это этнические арабы, исповедующие христианство. Всего на Ближнем Востоке и в Северной Африке существуют 28 христианских конфессий, насчитывающих около 15 миллионов верующих. Среди арабов-христиан выделяют:
- коптов;
- православных (принадлежат к Антиохийской православной церкви, Иерусалимской православной церкви, Александрийской православной церкви);
- маронитов;
- мелькитов;
- халдеев;
- сиро-яковитов;
- католиков;
- протестантов;
- сиро-католиков;
- приверженцев Ассирийской церкви Востока.
Иоанн Дамаскин, один из Отцов Церкви. Та часть арабов, которая не является мусульманами, исповедует христианство
Больше всего арабов-христиан Ближнего Востока проживают в Египте, Ливане и Сирии. В настоящее время численность арабов-христиан, живущих в арабских странах, постоянно уменьшается, а их численность в США, Канаде, Австралии и странах Западной Европы (в основном Франция и Великобритания) растёт.
Связано это как с действиями исламских радикалов, так и с миграционными процессами. В частности, в США проживает около 4 миллионов выходцев из арабских стран, и подавляющее большинство из них — это арабы-христиане. Существуют также крупные общины арабов-христиан в странах Латинской Америки.
Ещё в 70-х годах XX века арабы-христиане (в первую очередь марониты) составляли большинство населения Ливана. В настоящее время их численность не превышает миллиона человек.
Значительная община арабов-христиан проживает в Сирии, есть они и в Израиле, и в Иордании. В Ираке, по данным на 1990 год проживал 1 миллион христиан. В настоящее время (2005 год) — чуть более полумиллиона.
Кладбище арабов-христиан в Хайфе. Количество арабов-христиан в мире резко сократилось из-за особенностей демографического процесса в арабском мире. Фото: upload.wikimedia.org
Стоит также отметить и тот факт, что в среде европеизированных арабов-христиан рождаемость значительно более низкая, чем у арабо-мусульман. В частности, из Израиля никогда не было сколько-нибудь заметной эмиграции арабов-христиан, но, тем не менее, их доля в численности арабского населения страны быстро сокращается.
При этом правительства разных арабских государств ведут в их отношении различную политику. Некоторые из них пытаются сгладить конфликты между арабами-мусульманами и арабами-христианами, другие же поддерживают радикальные исламистские группировки.
Источник