- Отношения России с арабскими странами
- Почему арабские страны потенциально важны для экономики России?
- Арабские страны как рынки сбыта российской продукции
- Сырьевой блок: конкуренты или партнеры?
- Другие перспективные области сотрудничества
- Арабские страны как источник инвестиций в Россию
- Что мешает углублению экономического сотрудничества?
- Российский бизнес в арабских странах: чем может помочь государство?
Отношения России с арабскими странами
Современные отношения России со странами Арабского Востока в определенной степени базируются на фундаменте, заложенном во времена СССР. Арабский мир не входил в число внешнеполитических приоритетов Российской империи и не занимал заметного места во внешней политике Советского Союза в первые десятилетия его существования.
Успехи Советского Союза в послевоенном мире привели к росту популярности идей социализма. И хотя в арабских странах влияние коммунистов никогда, за редким исключением, не было сильным, социалистические концепции получили широкое распространение и там. Но это были концепции «национального», «арабского» социализма, отличавшиеся от коммунистической доктрины. Немарксистские социалистические концепции стали идеологической платформой политических режимов, существовавших в таких арабских странах, как Алжир, Ирак, Ливия, Сирия, Египет во времена Г.
Учитывались и геополитические, и военно-стратегические, и экономические факторы. Подход к той или иной стране, тому или иному лидеру определялся не только близостью их идейно-политических позиций, но и сугубо прагматичными соображениями. Поэтому, например, тесному сотрудничеству с президентом Египта Гамаль Абдель Насером не помешало даже то обстоятельство, что он жестоко преследовал египетских коммунистов. Более того, во времена Н. С. Хрущева Г. А. Насер был удостоен высокого звания Героя Советского Союза, что вызывало непонимание и возмущение тогдашнего советского общества.
В 1950—1980-е годы между Советским Союзом и рядом арабских государств сложились тесные связи в экономической сфере. СССР оказывал существенную помощь в реализации нескольких крупных инвестиционных проектов. При советском участии были возведены такие объекты, как Асуанская плотина и Хелуанский металлургический комбинат в Египте, Евфратская ГЭС в Сирии, Эль-Хаджарский металлургический завод и теплоэлектростанция «Жижель» в Алжире. В арабских странах работали тысячи советских специалистов, а тысячи арабских студентов учились в советских вузах.
Особенно масштабным было военное и военно-техническое сотрудничество СССР с арабскими странами. Армии многих арабских стран были вооружены преимущественно советским оружием и боевой техникой. Помогали обслуживать эту технику советские военные специалисты. Кроме того, в армиях многих арабских стран находились советские военные советники. Дело доходило до прямого присутствия советских военнослужащих в зоне вооруженного противостояния Египта и других арабских стран с Израилем.
О масштабах отношений СССР с арабскими государствами свидетельствуют следующие цифры: стоимость возведенных при помощи Советского Союза объектов оценивается в 30 млрд долл. (в ценах 1960— 1970-х годов). Ежегодный объем торговли СССР с арабскими странами составлял 10—11 млрд долл. А долг этих стран Советскому Союзу, образовавшийся в основном за счет поставок советских вооружений, достиг к началу 1990-х годов 34 млрд долл.
Но не со всеми арабскими странами Советский Союз поддерживал прочные связи. Между СССР и наиболее богатыми нефтедобывающими государствами (Саудовской Аравией, Кувейтом, Объединенными Арабскими Эмиратами) отношения не достигли сколько-нибудь заметного уровня. Традиционные правящие элиты этих стран боялись расширения советского влияния и присутствия в регионе и стремились его ограничить. В условиях «холодной войны» консервативные арабские монархии предпочитали ориентироваться на США, страны Западной Европы и Японию.
После окончания «холодной войны» и распада СССР отношения Российской Федерации с арабским миром стали выстраиваться на иной основе, нежели в советские времена. Полностью ушел из сферы международной политики, в том числе и в данном регионе, идеологический фактор, на смену которому пришли прагматизм и экономическая целесообразность. В первые годы после распада СССР во внешней политике Российской Федерации ощущался явный крен в сторону отношений с наиболее развитыми странами Запада, что невольно отодвигало отношения с другими странами и регионами мира на второй план. На практике это привело к снижению уровня отношений России с арабским миром по сравнению с периодом существования СССР.
Некоторые страны, бывшие в свое время партнерами СССР на Ближнем Востоке, например Ирак и Ливия, оказались под действием международных санкций, что автоматически ограничивало возможности развития взаимоотношений с ними. На пути продолжения сотрудничества с другими арабскими странами возникли препятствия, обусловленные неурегулированностью вопроса о долгах этих стран перед СССР, правопреемником которого в данном случае выступает Российская Федерация.
ОПЕК рассчитывает на то, что Россия будет нести такие же обязательства по объемам добычи нефти, как и члены Организации. Раздавались даже призывы о вступлении России в члены ОПЕК. Однако такие призывы не имеют достаточных оснований. Условия нефтедобычи и экспорта нефти в России, где большинство месторождений находится в труднодоступных местах, радикально отличаются от условий добычи и экспорта нефти на Аравийском полуострове и в Персидском заливе. В арабских странах нефтедобыча рентабельна даже при минимальных ценах на нефть на мировом рынке, в России же порог рентабельности значительно выше. Кроме того, по техническим причинам объем добычи нефти на российских месторождениях невозможно регулировать так, как это делается, например, в Саудовской Аравии. Вследствие этого, вступление в члены ОПЕК для России нецелесообразно, что, однако, не отменяет необходимости сотрудничества с этой Организацией.
В последнее время возросла потребность в сотрудничестве с арабскими государствами Ближнего Востока в сфере добычи и экспорта природного газа, что нашло выражение в создании новой структуры — Форума стран—экспортеров газа.
В конце первого десятилетия XXI в. активность внешней политики России в ближневосточном регионе возросла. Это проявилось как в отношениях с теми арабскими странами, которые ранее были близкими партнерами СССР, так и с теми, которые не поддерживали тесных связей с Советским Союзом.
Наряду с экономическими вопросами в отношениях с арабскими странами по-прежнему актуальными остаются вопросы политического характера. Интересы Российской Федерации лежат в области сохранения мира и стабильности в ближневосточном регионе. И это касается не только урегулирования арабо-израильского конфликта. Дестабилизирующим фактором является, например, ситуация в Ираке, сложившаяся там после свержения режима Саддама Хусейна. Российская Федерация выступала против американской силовой акции в Ираке, кроме прочего, и потому, что понимала, какие трудно прогнозируемые последствия может иметь такая акция как для самого Ирака, так и для всего региона. Российское руководство, воспользовавшись посредничеством такого опытного политика и дипломата как Е. Примаков, пыталось найти мирный путь выхода из кризиса, сложившегося в начале 2003 г. вокруг Ирака. Однако нежелание С. Хусейна принять российские предложения привело к решению о военном вмешательстве со стороны американо-британской коалиции и стоило, в конце концов, жизни самому иракскому диктатору. К сожалению, опасения российского руководства по поводу возможной дестабилизации ситуации в Ираке вполне оправдались.
Отношения с арабскими государствами Ближнего Востока сегодня приобрели еще одно важное для интересов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации направление — а именно сотрудничество в борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом. Террористы, действующие на территории России, получали и получают помощь от исламских организаций, базирующихся в арабских странах. Нередко к террористическим актам, совершавшимся в России, были причастны арабские экстремисты. Долгое время официальные власти некоторых арабских стран не обнаруживали стремления к сотрудничеству с Россией в борьбе с угрозой терроризма. Лишь в последние годы, когда стало понятно, что радикальные исламисты угрожают не только странам Запада и России, но и правящим режимам самих арабских стран, ситуация несколько переменилась. Правда, и сегодня в ряде арабских государств действуют всевозможные исламистские организации и фонды, поддерживающие связи с экстремистскими группировками, которые находятся на территории России. В устранении недоразумений и сложностей в отношениях с арабскими странами могут сыграть свою роль представители российской мусульманской общественности. Примеры такого рода уже были. Так, визиты покойного ныне Президента Чечни А. Кадырова способствовали улучшению отношений России с Саудовской Аравией и некоторыми другими консервативными арабскими государствами.
Укреплению отношений с исламским миром в целом и арабскими странами в частности может послужить и участие Российской Федерации в работе такой международной организации, как Организация исламской конференции (ОИК). РФ приобрела статус наблюдателя в ОИК, поскольку немалая часть населения нашей страны исповедует ислам и имеет давние духовные и культурные связи с ближневосточным регионом.
Источник
Почему арабские страны потенциально важны для экономики России?
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
К.э.н., специалист по торгово-экономическим вопросам сотрудничества России с арабскими странами, эксперт РСМД
Для России связи с арабским миром важны не только с точки зрения обеспечения безопасности – они могут способствовать развитию национальной экономики. Использование потенциала российско-арабского сотрудничества позволит нашей стране добиться ускоренного роста ВВП. Арабские страны представляют для нас интерес, с одной стороны, как потребители отечественной продукции и технологий, а с другой – как источник инвестиций.
Для России связи с арабским миром важны не только с точки зрения обеспечения безопасности – они могут способствовать развитию национальной экономики. Использование потенциала российско-арабского сотрудничества позволит нашей стране добиться ускоренного роста ВВП.
В настоящее время арабское направление внешнеэкономической деятельности имеет для России потенциально большое значение. Арабские страны представляют для нас интерес, с одной стороны, как потребители отечественной промышленной продукции, технологий, металлопродукции и некоторых видов сырья, а с другой – как источник инвестиций.
Позициям, завоеванным в экономике ряда стран Ближнего Востока и Северной Африки, Россия обязана, прежде всего, советскому наследию. Как известно, СССР оказывал существенную помощь арабским государствам в развитии крупных объектов инфраструктуры, энергетики, металлургии, машиностроения, в перевооружении армии, которые в настоящее время нуждаются в модернизации. Например, в 1950–1980-х годах только предприятием «Технопромэкспорт» в арабских странах было построено 8 ТЭС и ТЭЦ, а также 11 ГЭС.
В 2000-х годах российско-арабские торгово-экономические отношения начали восстанавливаться после продолжительного упадка в 1990-х. Этому способствовало внимание руководства России к арабскому миру, в частности, визиты президентов Владимира Путина и Дмитрия Медведева в страны этого региона (например, Путин посетил Алжир в марте 2006 г., а Медведев – в октябре 2010 г.).
При этом Россия пытается не только вернуться в страны, являвшиеся традиционными партнерами СССР: в Алжир, Ливию, Сирию, Ирак, — но и выйти на рынки арабских монархий Персидского залива.
Арабские страны как рынки сбыта российской продукции
Несмотря на имеющийся прогресс, арабские страны по-прежнему не относятся к числу основных торговых партнеров нашей страны: их доля во внешнеторговом обороте России составляет около 2–3%.
По итогам 2011 г. российско-арабский товарооборот вырос на 38% по сравнению с показателями 2010 г. и составил более 14 млрд долл., что превышает докризисный объем нашей торговли. По предварительным оценкам, рост товарооборота в 2012 г. продолжился, но не столь интенсивными темпами. Но, несмотря на имеющийся прогресс, арабские страны по-прежнему не относятся к числу основных торговых партнеров нашей страны: их доля во внешнеторговом обороте России составляет около 2–3%.
Одновременно арабские страны представляют интерес для Москвы в качестве рынков сбыта отечественной продукции, прежде всего, промышленной, поскольку свыше 90% товарооборота составляет российский экспорт. Его страновая структура дифференцирована. Например, экспорт России в ОАЭ состоит преимущественно из драгоценных металлов и камней, металлопродукции, машин, оборудования, транспортных средств и т.д., в то время как основная часть российского экспорта в Марокко приходится на нефть и нефтепродукты, каменный уголь, серу, продукцию металлургической и химической промышленности.
В арабском мире сохраняется спрос на вооружение российского производства. Оно традиционно славится большим запасом прочности по сравнению с китайским, и при этом дешевле западных аналогов. По оценкам Центра анализа мировой торговли оружием, доля арабских стран в экспорте оружия из нашей страны за последние годы оставалась на довольно высоком уровне – более 14%.
Увеличение объемов поставок российской готовой продукции с высокой добавленной стоимостью в арабские страны способствует выправлению общей структуры российского экспорта и позволяет поддерживать заказами российские предприятия.
Сырьевой блок: конкуренты или партнеры?
Россия и ряд арабских стран являются крупными поставщиками энергоресурсов на мировой рынок. В борьбе за потребителей их можно назвать конкурентами. Одновременно Россия и арабские страны, богатые углеводородами, заинтересованы в поддержании высоких цен на нефть на внешнем рынке. В этом вопросе стороны могут выступать партнерами.
Основными направлениями российско-арабского энергетического сотрудничества являются совместная разработка углеводородов и развитие соответствующей инфраструктуры, а перспективными могут считаться обмен технологиями, совместная реализация проектов в третьих странах, участие в программах приватизации энергетических госпредприятий.
Другие перспективные области сотрудничества
Экспорт России в ОАЭ состоит преимущественно из драгоценных металлов и камней, металлопродукции, машин, оборудования, транспортных средств и т.д., в то время как основная часть российского экспорта в Марокко приходится на нефть и нефтепродукты, каменный уголь, серу, продукцию металлургической и химической промышленности.
Существуют предпосылки для развития экономического и научно-технического сотрудничества в таких областях, как электроэнергетика, атомная и возобновляемая энергетика, различные отрасли промышленности, металлургия, военно-техническая отрасль, водное хозяйство, строительство, транспорт, сельское хозяйство.
Одно из перспективных направлений торгово-экономического сотрудничества – обмен технологиями. Арабская сторона проявляет интерес к использованию российского опыта и технологий в таких сферах, как нефте- и газодобыча, нефтехимия, дистанционное зондирование, водоопреснение, ядерная, космическая и информационная отрасли. Так, в 2012 г. российская компания «Техноэкспорт» и канадская «Uranium One Inc.», подконтрольная российской стороне, взяли на себя обязательство по конверсии и переработке природного урана в низкообогащенное ядерное топливо для четырех АЭС в ОАЭ.
Арабские страны как источник инвестиций в Россию
Арабские монархии, особенно Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Бахрейн – крупные источники долгосрочных капиталов для экономик развитого и развивающегося мира. В частности, ресурсы инвестиционных фондов ОАЭ, по некоторым оценкам, превышают 1 трлн долл.
К настоящему времени потенциал инвестиционного взаимодействия России с этими странами почти не использован, несмотря на примеры успешного привлечения инвестиций из арабского мира, имеющиеся в российской практике. Так, на форуме в Сочи в 2010 г. госкорпорация «Ростехнологии» подписала соглашения с портовым оператором «Gulftainer Company Ltd» о создании фонда в 500 млн долл. для инвестирования в инфраструктурные проекты, а также с девелопером «Damac Holding» о создании фонда в 300 млн долл. для инвестирования в проекты недвижимости. В 2011 г. «Gulftainer Company Ltd» стала одним из совладельцев терминала в порту Усть-Луга. Компания проявляет интерес к инвестированию и в перегрузочный комплекс «Юг-2».
В открытых источниках нет данных о точном объеме арабских инвестиций в Россию. Подсчет осложняется еще и тем, что под видом инвестиций из арабских стран, прежде всего, из ОАЭ, часто возвращается капитал российского происхождения. Вместе с тем, согласно официальной российской статистике, арабские страны по-прежнему не являются ведущими государствами-инвесторами экономики России. Главная причина заключается в отсутствии благоприятного инвестиционного климата. Арабские инвесторы в большинстве своем рассматривают Россию преимущественно как рынок повышенного риска.
Фото: www.bustler.net
Проект «города будущего» Masdar City,
открытие которого планируется на 2018 г.
Инвестиции из арабского мира могут способствовать модернизации российской экономики. Помимо капитала, некоторые арабские страны обладают опытом развития и управления свободными экономическими зонами, портами и другой инфраструктуры, а также некоторыми передовыми технологиями. Например, перспективным могло бы стать привлечение эмиратской компании «Masdar» к российским проектам в области альтернативной энергетики.
Парадокс российских реалий заключается в том, что, несмотря на нашу заинтересованность в привлечении прямых иностранных инвестиций в целом, деловые отношения с арабскими монархиями Персидского залива как потенциальными инвесторами развиваются медленно.
Что мешает углублению экономического сотрудничества?
Реализации потенциала российско-арабского торгово-экономического сотрудничества препятствует ряд факторов, основными из которых являются:
- спад промышленного производства в России и сокращение номенклатуры экспортных товаров со времен СССР;
- участие арабских стран в различных региональных интеграционных объединениях, что затрудняет вход новых поставщиков на арабские рынки;
- использование российскими конкурентами лоббистов в арабских странах, отстаивающих, в том числе, деловые интересы западных компаний;
- сохраняющаяся нестабильная обстановка в некоторых странах Ближнего Востока и Северной Африки;
- ухудшение политических отношений с некоторыми арабскими странами из-за расхождения оценок ситуации в Сирии.
Среди других проблем, препятствующих развитию российско-арабской торговли, следует отметить несовершенство транспортной инфраструктуры, недостаток товаров, интересующих российских потребителей, сложность процедуры оформления российских виз и др.
С сожалением приходится констатировать, что российские организации по различным причинам утрачивают позиции в тех отраслях арабских экономик, которые мы уже традиционно считали «своими». Например, западным и китайским конкурентам удалось потеснить российский бизнес в металлургии и в строительстве энергетической инфраструктуры в Алжире. А ведь именно в этой стране значительная часть объектов национального значения возводилась при содействии СССР: металлургическое предприятие в г. Аннабе, ТЭС в г. Жижель, газопровод Альрар–Тинфуйе–Хасси Мессауд, плотины «Бени-Зид» и «Тилездит», объекты металлургического завода в Эль-Хаджаре.
Российский бизнес в арабских странах: чем может помочь государство?
С сожалением приходится констатировать, что российские организации по различным причинам утрачивают позиции в тех отраслях арабских экономик, которые мы уже традиционно считали «своими».
В целях укрепления торгово-экономических позиций российских компаний на внешних рынках, включая арабские, правительством России разработана система мер господдержки экспорта промышленной продукции. Она предусматривает использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов, с которыми можно ознакомиться на портале внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ.
В частности, важной мерой поддержки отечественных экспортеров в арабские страны может рассматриваться создание в 2011 г. Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). Оно гарантирует страховое покрытие экспортных кредитов, товаров, услуг и инвестиций в случае возникновения политических и коммерческих рисков до 95% и 90% соответственно. При этом под коммерческими рисками подразумевается банкротство или неплатежеспособность контрагента российского экспортера.
Есть основания полагать, что деятельность ЭКСАР будет способствовать развитию отечественного бизнеса на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где до настоящего времени крупные российские страховые компании не были представлены.
На основе бесед с представителями отечественных деловых кругов, осуществляющих свою деятельность в арабских странах, выявлены некоторые проблемы, с которыми они чаще всего сталкиваются в регионе. Вместе с тем государственные органы России способны оказывать расширенную поддержку российским компаниям. Она могла бы заключаться в следующем.
1. Предоставление регулярной информации делового характера.
Сохраняет актуальность проблема регулярного обеспечения государственных и частных отечественных компаний оперативной информацией о состоянии экономики, тенденциях местного рынка, действиях потенциальных конкурентов. Существенным подспорьем для российских предпринимателей будет служить информация о способах получения лицензий на ведение деятельности в странах пребывания, об условиях финансирования проектов, о процедурах регистрации права собственности и т.д. В настоящее время сбор конкретной информации делового характера крайне проблематичен, поскольку в арабском мире действуют всего три российских торговых представительства – в Алжире, Египте и Марокко.
В нынешних условиях посольства России в арабских странах основное внимание традиционно уделяют политическим аспектам и в значительно меньшей степени – экономическим. Однако, учитывая специфику арабских государств, следует понимать, что человек, официально занимающий высокий пост, не всегда принимает реальные решения. В связи с этим контакты российских посольств с влиятельными членами местной элиты могут способствовать продвижению деловых интересов отечественных государственных и частных компаний.
Представляется важным обеспечить в России источник информации, который будет оперативно готовить на заказ аналитические материалы, оценивающие риски и перспективы экономического сотрудничества России с арабскими странами по конкретным направлениям, а также материалы о специфике арабского мира.
Российские бизнесмены зачастую не знают специфику арабских стран, в которых намереваются работать. А без знания местных традиций, культурных особенностей, общественного устройства не удастся стать в глазах арабов надежным партнером.
Сбор, систематизация и осмысление огромного массива информации о перспективах научно-технического и промышленного развития арабских стран можно поручить отечественным специалистам-арабистам из Института востоковедения РАН, Института мировой экономики и международных отношений, МГИМО (У) МИД России, Института востоковедения в Санкт-Петербурге и других российских центров, изучающих экономические аспекты арабского региона. При этом консалтинговые услуги могут оказываться на возмездной основе.
2. Совершенствование договорно-правовой базы.
Основу договорно-правовой базы взаимоотношений России с большинством арабских государств составляют рамочные соглашения о сотрудничестве. С рядом стран необходимые пакеты соглашений, регламентирующие торгово-экономическое взаимодействие, не подписаны. В частности, соглашения о защите капиталовложений заключены только с 8 арабскими государствами.
В данной ситуации отечественные деловые круги зачастую прибегают к регистрации своих дочерних компаний в юрисдикции государств, имеющих более развитые договорно-правовые отношения с арабскими странами. Например, из-за отсутствия соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Алжиром работающая в этой стране «Gazprom EP International B.V.», дочерняя компания ОАО «Газпром», зарегистрирована в Нидерландах.
3. Облегчение получения российских виз арабскими бизнесменами.
Необходимо по возможности максимально упростить визовый режим и административные процедуры для представителей деловых кругов арабского мира, что облегчило бы бизнесменам проведение переговоров на территории нашей страны.
Подводя итоги, следует отметить, что главную роль в защите деловых интересов российских компаний играют сами компании. Вместе с тем координация действий участников российско-арабских торгово-экономических отношений, налаживание регулярного и оперативного обмена информацией, своевременная поддержка отечественных экспортеров, облегчение визового режима для арабских бизнесменов способны придать существенный импульс развитию деловых отношений России с арабским миром.
Источник