- Архитектура Японии
- Архитектура древней Японии
- Традиционная японская архитектура
- Архитектура средневековой Японии
- Видео
- Архитектура Японии – древняя и современная
- Древность
- Период Дзёмон
- Период Яёй
- Период Кофун
- Храмовая архитектура Японии
- Синтоизм
- Буддизм
- Средневековье
- Новое время и современность
- Характерные особенности архитектуры Японии
- Известные архитекторы Японии
- 16 чудес японской архитектуры
Архитектура Японии
Данная статья посвящена особенностям традиционной архитектуры страны восходящего солнца. Материал может быть полезен при создании презентации или реферата на тему «Японская архитектура».
Архитектура древней Японии
Необычность японской архитектуры характеризуется деревянными строениями с тяжеловесными крышами и достаточно лёгкими стенами. Поскольку в Японии тепло и нередко льют обильные ливни, то такое не удивительно. К тому же местные строители всегда учитывали опасность подземных толчков.
Из древне-японских строений, дошедших до нашего времени, самыми знаменитыми являются синтоистские монастыри Исэ и Идзумо. Они созданы из дерева, имеют плоские, сильно выходящие за территорию строения двускатные крыши, надёжно укрывающие от осадков. Храм Идзумо весьма велик, возвышается он на 24 м.
Вхождение в страну буддизма отразилось на динамике местного стиля архитектуры.
Одно из главных технических новшеств — постройка фундамента из камня. Древнейшие синтоистские строения были закреплены на сваях, врытых в землю, тяжесть распределялась на них, что весьма ограничивало площадь и высоту постройки. Для периода Асука (7 в.) характерно увеличение числа выгнутых крыш со слегка поднятыми углами, таких, какие мы можем видеть на традиционных храмах и пагодах Японии. Для строительства монастырей разрабатывается особое планирование храмовых комплексов.
Традиционная японская архитектура
Вне зависимости какого типа храм — буддийский ли, синтоистский — он является целым ансамблем культовых построек, а не отдельным строением, в точности, как и старинные русские монастыри. В традиционный японский храм изначально входили 7 строений:
- Ворота ограды территории (самон),
- Золотой, он же главный храм (кондо),
- Храм для чтения проповедей (кодо),
- Башня с колоколами или барабанами (серо или коро),
- Сокровищница — аналог ризницы (сёсоин),
- Хранилище книг (кёдзо),
- Пагода со множеством ярусов.
Японцы уверены, что пейзаж и архитектура хорошо сочетаются лишь в том случае, когда оба созданы из одинакового материала. Именно потому японский монастырь, соединяясь с окружающим его ландшафтом, как бы является его рукотворным продолжением. В храмовых двориках располагаются место для размышлений и медитации, каменный сад, которые отчасти повторяют пейзаж вокруг храма, местную природу, а также общую идею вселенной в целом.
Архитектура средневековой Японии
Вторая половина 1-го тысячелетия н. э. великолепный пример архитектурных изысков этого времени — шедевр японской архитектуры храм Тодайдзи, возведенный в 743-752 гг. Этот деревянный комплекс — самый большой на свете.
В Японии редко можно встретить массивные, тяжёлые строения, несмотря на то, что она является страной деревянных сооружений. Почти всегда присутствуют какие-либо лёгкие изящные элементы, стремящиеся ввысь и уравновешивающие строение. Так, в качестве такой детали, на крыше Золотого павильона установлен Феникс.
На пагодах, как правило, присутствуют продолжения центрального шеста каркаса здания — шпиль.
В зависимости от местности, где строился буддийский храм, — гора или равнина — его комплексы отличались по планировке. Если храм был размещён на равнине, то строения располагали симметрично. Для тех сооружений, что находятся в горах, симметрия зданий почти невозможна, поэтому строители всякий раз были вынуждены искать как можно более удобное расположение для каждого элемента храма.
В средневековой Японии в 13 столетии повсеместно распространяется исповедуемая сектой дзэн разновидность буддизма, а также сочетающийся с ней «кара-э», то есть китайское видение архитектуры. Храмовый комплекс дзэн традиционно состоял из 2-х пар ворот (основные и последующие), проходящих от ворот по обе стороны крытых галерей, а также два гармонично расположенных храма, считавшихся самыми главными: дом божества, где находилось изваяние Будды, а также сооружение для молитв.
Кинкакудзи (Золотой павильон) выступает одним из самых ярких проявлений культурного наследия светской архитектуры конца 14 века. Возвел его император Есимицу в 1397 г.
Золотой павильон Кинкакудзи фото
В 14 столетии архитектура дзэн добралась до своего максимального развития. Войны и нестабильная политика Японии создали так называемую замковую архитектуру, верх расцвета которой пришёлся на 1596-1616 гг. С этого времени при возведении замков широко использовался камень, поэтому рассчитывалось, что постройка будет существовать столетия.
Центральную часть замка занимала тэнсю — стандартная башня, сначала единственная, затем их стали строить по нескольку. Колоссальные размеры имели замковые комплексы Окаяма и Нагоя, которые, к сожалению, были разрушены в 20 столетии.
Чайные домики – отличительный пример традиционной архитектуры страны восходящего солнца. Считается, что чайной церемонии следует быть максимально простой, без излишеств, так как в ней отражены примирение и аскетизм. Чайные домики поражают своим многообразием — от обычной хижины до затейливо украшенной шкатулки — всего более ста типов.
Видео
В видео из цикла «Красивейшие памятники мировой архитектуры» рассказано о наиболее известном храме в Киото — Кинкакудзи, или Золотом павильоне. Это здание называют так потому, что его внешние стороны обиты золотыми листами. Храм был возведен как обитель великого полководца Есимицу.
Жанр статьи — Культура Японии
Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!
Источник
Архитектура Японии – древняя и современная
Архитектура Японии привлекает своей самобытностью. За многие века существования японской цивилизации она не оставалась неизменной. Вначале архитектурные стили менялись под влиянием культуры других азиатских стран. А последние десятилетия наблюдается процесс заимствования и переработки западного опыта.
Древность
Древние сооружения – постройки до IV века н. э. В основном это жилые дома, о которых история сохранила очень мало сведений. Первоначальные японские сооружения возводились из земли и дерева. Поэтому многие из них были утрачены из-за стихийных бедствий, влажного климата, пожаров, войн. Глиняные модели, изображения на бронзе, результаты археологических раскопок кратко рассказывают об архитектуре древности.
Период Дзёмон
Историческая эпоха длилась до 300 г. до н.э. Собиратели, рыбаки, охотники жили в землянках, которые назывались тата-ана-дзюке. Жилище состояло из ямы с утрамбованным земляным полом и соломенной крыши, которую поддерживал деревянный каркас. Стекающую по крыше воду можно было собирать в ёмкости. Целая деревня таких домов расположена на горе Маруяма района Саннай города Аомори.
Период Яёй
Историческая эпоха Яёй продолжалась с 300 г. до н. э. по 250 г. н. э. Это время широкого распространения рисоводства. Появляются постоянные поселения с жилыми помещениями, складами, деревенскими заборами, сторожевыми башнями. Постройки с приподнятым полом и двухскатной крышей назывались такаюка. Они надежно защищали зерно от влажности, грызунов. Также подобные сооружения служили жилищами для вождей и особо почитаемых членов племени.
Исторический парк Ёсиногари в префектуре Сага – место для знакомства с поселением периода Яёй.
Период Кофун
Историческая эпоха Кофун длилась c III в. н. э. до VI в. н. э. В это время начали возводить курганы-кофун – громадные усыпальницы знатных людей и местных правителей. Древнейшие из них – круглые или четырёхугольные насыпи. Позже появились многоступенчатые могильные холмы, похожие на замочные скважины. Их окружали по периметру рвом с водой. Насчитывается более 10000 подобных захоронений.
Храмовая архитектура Японии
Первые японские культовые постройки появляются ещё в древности. В Средние века активно строятся синтоистские и буддийские святилища и монастыри. Большое влияние на храмовую архитектуру Японии оказал Китай.
Синтоизм
Синтоизм – традиционная древняя японская религия, основанная на поклонении духам умерших. Для постройки культовых сооружений – ворот, небольших храмов – использовались природные материалы: необработанное неокрашенное дерево (чаще всего кипарис) для стен, трава для крыши. Часовни-синто приподняты над землёй, закреплены на врытых в землю сваях. Двухскатная плоская крыша выходит за периметр здания. Вокруг главного помещения расположены веранды. Синтоистские монастыри – комплекс симметрично расположенных построек.
В синтоистском святилище обязательно выделяют следующие детали:
- Тории – бесстворчатые П-образные ворота оранжевого или красного цвета. Они символизируют переход между миром людей и духов.
- Комаину – охранные статуи стилизованных львов или собак по бокам от входа.
- Источник с очищающей водой для мытья рук и полоскания рта перед входом в часовню.
- Главный зал со святыней, зал для молитв и подношений.
- Сцена для спектаклей театра но.
Самый старый из синтоистских храмов находится в Исэ на острове Хонсю. Он посвящён богине Солнца.
Буддизм
Буддизм приходит в Японию из Китая примерно в VI–VII вв. н. э. и приносит новые архитектурные формы:
- каменный фундамент;
- выгнутые крыши с поднятыми углами;
- яркие цвета;
- декоративные детали: резьба, росписи, лакировка, позолота.
Для буддийского храма главное – не симметрия, а слияние с природой. На это нацелены легкие, плавные линии, водоемы, сады камней и т. д. Обычно в храмовый комплекс входят:
- ограда с воротами;
- главный храм;
- помещение для проповедей;
- колокольная башня;
- сокровищница;
- книгохранилище;
- многоярусная сужающаяся пагода в 3–5 этажей.
Монастыри Тодай-дзи (VIII в. н. э.) и Хорю-дзи (VII в. н. э.) – самые известные буддийские храмовые сооружения.
Средневековье
Для средневековой архитектуры Японии характерны следующие особенности:
- Стильдзэн в храмовых постройках (многозальные культовые сооружения и позолоченные крыши). Образец – храм Кинкаку-дзи, или Золотой павильон (XIV в.).
- Развитие замковой архитектуры в стиле ямадзиро. Деревянные и каменные постройки находились на равнинной территории. Ансамбль включал центральное сооружение (башня-тэнсю) и многочисленные башенки, которые связывались переходами. Сооружение окружалось оградой, рвами. Пример – замок Имэдзи (XIV–XVII вв.). Он включал более 80 сооружений.
- Строительство каменных дворцов в стиле хирадзиро. 1–2 – этажные здания находились на возвышенности посреди садово-паркового ансамбля. Во внутренней отделке таких построек использовалось натуральное дерево. Пример – дворец Кацура в Киото (XVII в.).
- Появление чайных домиков в стиле сукия. Сооружение напоминает легкую хижину. Чаще всего это одноэтажное здание с низким узким проходом и большим количеством высоко расположенных окон. Внутри – комната для проведения чайной церемонии.
Новое время и современность
Вступив на путь модернизации к середине XIX в., японские архитекторы освоили западные технологии, новые материалы, но, в то же время, сохранили самобытность. К концу XIX века начинают развиваться неостили, эклектика. Основные достижения архитектуры Японии в это время:
- использование кирпича, камня при строительстве государственных зданий и учреждений;
- формирование западных кварталов в портовых городах;
- применение железобетонных перекрытий;
- разработка проектов сейсмоустойчивых типов зданий.
После II Мировой войны для строительства японских домов начинают применять бетон и сталь. Страна постепенно становится лидером по архитектурным технологиям.
В 1950-70-е годы в Японии зарождается и развивается архитектурное направление метаболизм. Его главный принцип – незавершенность, недосказанность. Самый яркий пример – башня-капсула «Накагин» (Токио).
Сейчас японские дома в основном возводят на сваях. При этом используют маятники, амортизаторы, стальные каркасы и рельсовые платформы для защиты от землетрясений. Высокотехнологичные материалы грамотно сочетаются с природными элементами: садами камней, прудами, мостиками, зелеными зонами и т.д.
Самые необычные современные японские здания:
- 634-метровый токийский небоскреб Skytree;
- стеклянная школа в Канагаве;
- дом-занавес в Токио;
- музей науки в Нагое.
Характерные особенности архитектуры Японии
Традиционной японской архитектуре присущи:
- лаконичность, строгость форм, простота, изысканность;
- использование прямоугольных элементов;
- сооружения с массивными крышами и относительно слабыми стенами
- использование необработанного дерева;
- вписывание здания в ландшафт;
- отсутствие пестроты, многоцветья.
Известные архитекторы Японии
Японская национальная архитектурная школа существует чуть больше 100 лет. В 1873 году в Токио открылся Императорский технический колледж, где стали готовить архитекторов. Многие выпускники получили всемирное признание: Тацуно Кинго (Банк Японии, Токийский вокзал), Катаяма Токума (дворец Акасака, резиденция Дзинпукаку).
Архитектор Тадао Андо грамотно сочетал традиционные черты архитектуры Японии с современными технологиями. Основные работы: дом Адзума (Осака), жилой комплекс Рокко (Кобэ), Музей современного искусства на Наосиме и т. д.
Известные современные архитекторы:
- Кэнго Кума (Музей искусств Сантори, Пластмассовый дом в Токио);
- Сигэру Бан (Павильон Японии на EXPO 2000, Картонный собор в Крайстчерче);
- Тойо Ито (центр Mikimoto House в Токио, павильон галереи Серпентайн в Лондоне).
Современная японская архитектура не стоит на месте, а продолжает развиваться. Она использует лучшие мировые достижения, не теряя традиционные черты и уникальность.
Источник
16 чудес японской архитектуры
Япония – страна сотен примеров интересной и впечатляющей современной и исторической архитектуры.
Древняя японская архитектура характеризовалась «чувством племени» и включала в себя уникальные погребальные курганы и деревянные конструкции с соломенными крышами. Начиная с периода Нара, когда китайская буддийская архитектура начала оказывать влияние на дизайн, архитектура Японии сильно продвинулась вперед.
Начиная с периода Хэйан в японской архитектуре стали проявляться уникальные характеристики, отображающие сложный смысл эстетики и уникальные плотницкие техники, давшие возможность стране построить одни из самых больших деревянных сооружений в мире.
Период между 1860 годом и Второй Мировой войной отмечен внедрением западной архитектуры в Японию, осторожно впитывающую новые идеи. В послевоенный период японская архитектура вновь развила свой уникальный, сложный и отличительный стиль.
Посмотрим на некоторые самые значительные примеры японской архитектуры.
1. Небесное дерево, Токио
Это самое высокое здание Японии высотой 634 метра или 2080 футов. В дизайне здания были использованы черты традиционных японских пагод. Небесное дерево, как и пагода, «висит» на центральной колонне. Как известно, пагоды благодаря своей конструкции устойчивы к землетрясениям. Здание укреплено и современными амортизаторами размером 100 тонн на случай землетрясений. Небесное дерево образует равносторонний треугольник в нижней части здания, которая становится все более округлой с каждым этажом. На самом верху форма становится идеально круглой.
2. Зал Большого Будды в храме Тодайдзи, Нара
Тодайдзи – большой просторный храм в Наре, основанный в 728 году. Когда-то храм был известен двумя пагодами, которые по высоте уступали лишь великим пирамидам, но затем во время землетрясения были разрушены практически сразу после завершения строительства. В храме Тодайдзи до сих пор есть несколько высоких зданий. Зал Большого Будды считался самым большим деревянным сооружением в мире до 1998 года, когда современные деревянные здания превзошли его.
3. Башня-кокон, Токио
Здание колледжа в Синдзуку, построенное в форме кокона, чтобы «подпитывать студентов изнутри», — второе самое высокое образовательное учреждение в мире.
4. Ниппон Будокан, Токио
Будокан – это зал дзюдо, построенный для Олимпийских Игр 1964 года. Зал был создан по образцу зала Снов в храме Хорюдзи в Наре. Концертный зал здесь никогда не планировался, но, тем не менее, необычная восьмиугольная форма дает поразительный акустический эффект. Все здание будто бы движется в такт музыке, как гигантский динамик. В результате Будокан превратился в легендарный концертный зал, в котором проводились около 50 концертов самых именитых артистов.
5. Здание De Beers,Токио
Небоскреб в Гиндзе с замысловатым фасадом, выполненным из стекла и металла. Невозможно пройти мимо здания и не заметить его, так как конструкция абсолютно нереальна.
6. Храм Хорюдзи, Нара
Хорюдзи – храм в Наре, знаменитый самой древней выжившей деревянной конструкцией в мире. Это – 5 этажная пагода, построенная в 6 веке. Храм также известен уникальным восьмиугольным залом снов.
7. Пирс Осанбаси, Йокохама
Пирс Осанбаси – пассажирский терминал в порту Йокохама, принимающий гигантские круизные корабли, например, «Queen Elizabeth 2». Его широкая крыша – это прогулочная зона из дерева и газона, приспособленная для отдыха и наблюдения за океанскими волнами, окружающими пирс. Из этого уютного места открываются чудные виды на центральный деловой район Йокохамы Минато Мирай.
8. Башня Йокохамы
Башня-ориентир в Йокохаме была самым высоким зданием Японии с 1993 по 2012 год. Здание выглядит весьма значительно с широкими этажами, на которых открыты отель, офисы, магазины, рестораны и смотровая площадка на 69 этаже. 79 самых быстрых лифтов в Японии перевозят пассажиров со скоростью 45 километров в час. Путь на самую вершину занимает всего 40 секунд.
9. Городская администрация, Токио
Башни-близнецы являются архитектурной доминантой Западного Синдзуку — делового района Токио. Из-за того, что здание по архитектуре напоминает компьютерные чипы, большинство считает, что башни – часть городской панорамы сказочного Готэм-сити.
10. Храм Сандзусангендо, Киото
Храм 12-го века известен тем, что его длина составляет 120 метров. А также тем, что на территории «расположились» 1001 богиня, каждая с 42 руками. Храм считается самой длинной деревянной конструкцией Японии.
11. Замок Химедзи, Химедзи
Замок Химедзи или замок белой цапли – крупнейший сохранившийся замок Японии. Построенный в 1333 году сейчас замок выглядит так, как выглядел в 17 веке. В замке на сегодняшний день 83 здания и 2 сохранившихся рва. На территории замка расположены извилистые лабиринты, которые, кажется, специально были созданы, чтобы запутать следы.
12. Акрос, Фукуока
15-этажное здание по архитектурной задумке выглядит как висящий сад. Многоуровневая крыша увеличивает пространство, здесь находится сад с 50 000 растений. И вполне ожидаем просторный светлый атриум внутри.
13. Мост Акаси Кайкё, Кобэ
Самый длинный в мире подвесной мост, соединяющий Кобэ с островом Авадзи. Мост сконструирован так, чтобы быть устойчивым к землетрясениям. Надежность его была проверена в 1995 году по время большого хансинского землетрясения, когда эпицентр находился непосредственно за мостом.
14. Вокзал Киото
Главный зал вокзала Киото длиной около полукилометра с высотой полотков 70 метров. Это лучшее место, чтобы отправиться в бесконечность с билетом в один конец. В здании вокзала очень много интересных деталей и сгруппированных пространств, как, например, мостики на потолке, известные как «Небесный путь».
15. Кинкакудзи, Киото
Кинкакудзи – небольшой позолоченный храм, пример редкой японской архитектуры. Вызывающий золотой экстерьер каким-то чудным образом гармонирует с эстетикой сада, и поэтому место считается одним из самых фотогеничных в Японии. Архитектура храма стала основой для японских домов, и влияние этого стиля можно обнаружить в японских жилищах и по сей день.
16. Здание Umeda Sky, Осака
Здание состоит из двух 40-этажных башен, соединенных на уровне крыши просторной смотровой площадкой, куда поднимаются два эскалатора, будто бы застрявшие в воздухе между башнями. Дизайн здания принадлежит Хироси Хаара, бывшему профессору Университета Токио, который также разработал проект вокзала Киото. Эти две достопримечательности имеют много общего. Например, эскалаторы здания Umeda Sky слегка напоминают проходы и мостики на потолке вокзала Киото.
Источник