Архитектура западных стран 19 века

Школьная Энциклопедия

Искать

Западноевропейская архитектура первой половины XIX века

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XIX века Опубликовано 12.05.2017 18:58 Просмотров: 2706

Первая половина XIX в. отмечена в Европе размахом градостроительства. Особенно это касалось европейских столиц: Парижа, Санкт-Петербурга, Берлина и др.
Они начали обретать характерный облик; усилилась роль общественных зданий.
В искусстве этого периода утвердился романтизм, а он тяготел к старине. Вследствие этого многие зодчие пытались возродить традиции архитектуры прошлого. Так возникли неоготика, неоренессанс, необарокко. А это, в свою очередь, приводило к эклектизму (соединению разных стилей).

Архитектура Франции

Годы Великой французской революции во Франции были эпохой временных построек, в основном деревянных. Была разрушена Бастилия, снесены памятники королям. Но в то же время были и подвижки в архитектуре. В 1794 г. была образована Комиссия художников, которая занималась благоустройством города, планировала изменения в его облике. Эти планы были реализованы в эпоху Наполеона.
Тогда господствовал неоклассицизм, объявленный официальным стилем революции ещё Конвентом (высшим законодательным и исполнительным органом Первой французской республики во время Великой французской революции). Неоклассицизм времён Наполеона I получил название ампир (с франц. empire – «империя»). Он символизировал величие и могущество государства, отличался пышностью и масштабностью.
Наполеон начал реконструкцию Парижа. Ансамбль парадного центра города включал дворцовые комплексы Лувр и Тюильри, площадь Согласия. Отсюда новый проспект Елисейские Поля вёл к западной окраине города, там была разбита площадь Звезды, в 1970 г. переименованная в площадь Шарля де Голля. Отдельные кварталы заполнялись типовой застройкой (улица Риволи, архитекторы Ш. Персье и П.Ф.Л. Фонтен).
Были поставлены монументы, прославлявшие победы императорской армии.

Читайте также:  Флаги стран распечатать цветные

Триумфальная колонна на Вандомской площади в Париже. Архитекторы Ж.Б. Лепер, Ж. Гондуэн (1806-1810). Гранит, бронза. Высота 44 м; ширина основания 3,67 м. Вандомская площадь (Париж)

Триумфальная колонна была возведена по приказу Наполеона в честь победы французских войск под Аустерлицем. Сначала она называлась «Аустерлицкой», но затем её переименовали в «Колонну побед», позднее – в «Колонну Великой армии». Она была установлена на месте конного монумента Людовика XIV (скульптора Франсуа Жирардона). Колонна сложена из гранитных цилиндрических блоков и облицована бронзовой спиралью с изображением батальных сцен. Материалом для облицовки послужили тысяча двести русских и австрийских пушек, захваченных при Аустерлице в качестве трофеев. Её высота 44 м, ширина основания 3,67 м. Внутри колонны лестница из 176 ступеней, ведущая к площадке. Первоначально на площадке была установлена статуя Наполеона в одеждах римского императора. Колонна сносилась (время Парижской коммуны) и снова восстанавливалась.

Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже
Триумфальная арка (1806-1807, архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен) – уменьшенная копия триумфальной арки Септимия Севера. Это монумент в стиле ампир, возведённый на площади Каррузель перед дворцом Тюильри по приказу Наполеона для увековечивания его побед в 1806-1808 гг.

Триумфальная арка Великой армии (1806-1837, архитекторы Ж.Ф. Шальгрен и др.)
Возведена в 1806-1836 гг. архитектором Жаном Шальгреном по распоряжению Наполеона в ознаменование побед его «Великой армии».
Выполненная в античном стиле, её высота 49,51 м, ширина 44,82 м, высота свода 29,19 м. В углах над арочным проёмом расположены барельефы работы скульптора Жана Жака Прадье с изображением крылатых дев, трубящих в фанфары, аллегорий славы.
Арка украшена четырьмя скульптурными группами.

Архитектура Германии

В Германии в первой половине XIX в. центром зодчества был Берлин. Здесь работали известные архитекторы К. Ф. Шинкель и Ф. К. Л. фон Кленце.

Карл Фри́дрих Ши́нкель (1781-1841)

Немецкий архитектор и художник. Считается лидером «романтического историзма» в немецкой архитектуре.

Портрет К.Ф. Шинкеля в 1836 г.
Творчество начал с живописи. Затем увлёкся архитектурой. Создавал архитектурные объекты в греческом стиле, а также, испытывая интерес и к готике, начал строить в неоготическом стиле.

Церковь Святого Николая (Потсдам)
Построена в классицистском (греческом) стиле

Старый музей в Берлине
Здание музея построено в 1822-1830 гг. архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем в неоклассическом стиле для размещения художественной коллекции семьи прусских королей. После реставрации в 1966 г. в музее расположена коллекция предметов искусства античности.

Готическая капелла
Це́рковь свято́го Алекса́ндра Не́вского – недействующий православный храм в Петергофе. Проекты фасадов и планы были выполнены К.-Ф. Шинкелем

Замок Бабельсберг (Потсдам)
Служил летней резиденцией принца Вильгельма, впоследствии кайзера Вильгельма I, и его супруги Августы. Здание оформлено в стиле английской готики. Авторы проекта – архитекторы К. Ф. Шинкель, Л. Персиус и И. Г. Штрак.
Замок является объектом всемирного наследия в составе ансамбля Потсдама.
Под руководством Шинкеля была модернизирована планировка Берлина. Он внес большой вклад в развитие местной художественной промышленности, создавая эскизы мебели и светильников, занимался декоративным литьём и керамикой, витражами, реставрационными работами, охраной архитектурных памятников на государственной основе.

Карл Фридрих Шинкель оказал огромное влияние на развитие архитектуры в России в XIX в. Решетки Аничкова моста в Санкт-Петербурге городе на были копией перил Дворцового моста в Берлине, построенного Шинкелем в 1824 г.

Франц Карл Лео фон Кленце (1784-1864)

Немецкий архитектор, художник и писатель. Выдающийся представитель классицизма, основатель стиля неогрек (возвращение к классическим греческим образцам).
Был придворным архитектором короля Баварии Людвига I, страстно увлекавшимся древнегреческим искусством.
Произведениям Кленце свойственны мощь и торжественность. Кленце занимался градостроительными работами в Мюнхене, Афинах, Санкт-Петербурге.

Ансамбль площади Кёнигсплац (Мюнхен) – самая знаменитая работа Кленце
Площадь Кёнигсплац возведена Кленце по указанию кронпринца Людвига в 1815 г. по подобию античного форума по проектам Карла фон Фишера. В северной находится Глиптотека (собрание произведений древнегреческой и древнеримской скульптуры). В западной части – Пропилеи, «ворота площади» (копия входа в храм на Акрополе). На южной стороне площади расположено Государственное античное собрание работы архитектора Георга Фридриха Цибланда.
По заказу Николая I Кленце спроектировал двухэтажное здание Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Новый Эрмитаж в XIX в. (1839-1852). Архитектор Франц Карл Лео фон Кленце

Источник

Европейская архитектура 19 века

В первой половине XIX столетия в Европе развернулось невиданное по размаху градостроительство. Большинство европейских столиц — Париж, Санкт-Петербург, Берлин — обрели свой характерный облик; в их архитектурных ансамблях усилилась роль общественных зданий.

Неоклассицизм в первой половине XIX в. пережил поздний расцвет. К середине столетия основной проблемой европейского зодчества стали поиски стиля. Вследствие романтического увлечения стариной многие мастера попытались возродить традиции архитектуры прошлого — так возникли неоготика, неоренессанс, необарокко. Усилия зодчих нередко приводили к эклектизму — механическому соединению элементов разных стилей, старого с новым.

В годы Великой французской революции во Франции не построили ни одного долговечного сооружения. Это была эпоха временных построек, как правило, деревянных, которые, конечно, просуществовали очень недолго. В начале революции была разрушена Бастилия, снесены памятники королям. В 1793 г. закрыли королевские академии, в том числе Академию архитектуры. Вместо них появились Национальное жюри искусств и Республиканский клуб искусств (в 1795 г. их заменила Школа изящных искусств), главными задачами которых были организация массовых праздников и оформление парижских улиц и площадей.

На площади Бастилии, на руинах старой тюрьмы, воздвигли павильон с надписью: «Здесь танцуют».

Площадь Людовика XV (1), созданная Жаком Габриелем, была названа площадью Революции (ныне площадь Согласия) и дополнена триумфальными арками «в честь побед, одержанных над тиранией», статуями Свободы, фонтанами с эмблемами. Она должна была стать местом национальных празднеств. Позднее на месте конной статуи Людовика XV в центре площади установили гильотину: здесь обезглавили свыше тысячи человек, в их числе короля Людовика XVI и королеву Марию Антуанетту, а затем и многих вождей революции, среди них Жоржа Жака Дантона и Максимилиана Робеспьера.

Марсово поле стало местом народных собраний с алтарём Отечества в центре; именно здесь 8 июня 1794 г. отмечался праздник Верховного существа, культ которого был провозглашён взамен официально упразднённого революционным правительством католицизма.

В 1791 г. церковь Св. Женевьевы (2), построенная Жаком Суфло, была названа Пантеоном национальных героев Франции. Сюда поместили останки деятеля революции графа Мирабо, философов и писателей Вольтера, Жана Жака Руссо.

Дом Инвалидов (комплекс зданий, построенных в Париже по приказу короля Людовика XIV для престарелых солдат-инвалидов) и его собор (3) превратились в храм Человечности.

В искусстве наполеоновской Франции господствующая роль осталась за неоклассицизмом (который в своё время был объявлен Конвентом — высшим законодательным и исполнительным органом Французской республики — официальным стилем революции). При этом архитектурные формы приобрели особую пышность и торжественность, а масштабы строительства — грандиозный размах. Неоклассицизм времён Наполеона I получил название ампир (франц. empire — «империя»). Он должен был символизировать величие и могущество державы, созданной генералом Бонапартом. Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров.Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, подражанием художественным формам Римской империи, Древней Греции и Древнего Египта был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии.

В наполеоновское время строительство не отличалось размахом: войны отвлекали все силы и средства страны. Большинство возводившихся сооружений представляло собой триумфальные памятники, помимо этого реконструировались некоторые старые здания и отделывались дворцовые интерьеры.

Наиболее крупными сооружениями наполеоновского времени явились и церковь Мадлен (Магдалины) (3б) иПарижская Биржа (Дворец Броньяр) (3в). Церковь Мадлен была создана, как храм славы наполеоновской армии. Тип церкви — греко-римский храм, со всех четырех сторон, окруженный коллонадой.

В рассматриваемое время была осуществлена перестройка ранее возведенного Бурбонского дворца в здание Палаты депутатов (3г). Здание обогатилось новым десятиколонным коринфским портиком (1804—1807), автором которого явился архитектор Бернар Пуайе.

В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах. Для ампира характерны яркие, режущие глаз красный, синий, белый — цвета наполеоновского флага! Стены затягивались ярким шелком, в орнаментах — круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне.

Главным мероприятием Наполеона в области архитектуры стала реконструкция Парижа.

Основными представителями архитектуры ампира были Шарль Персье и Пьер Фонтэн — придворные архитекторы Наполеона. Из работ Персье и Фонтэна наиболее значительной была реконструкция Лувра(4)

По плану перестройки французской столицы, предполагалось связать средневековые кварталы системой проспектов, пересекающих город по оси «восток — запад», повторив маршрут революционных праздничных шествий от руин Бастилии до площади Революции (Согласия). Этот проект был осуществлён, но в изменённом виде; теперь ансамбль парадного центра города включал дворцовые комплексы Лувр (4)и Тюильри, площадь Согласия. Отсюда новый проспект Елисейские Поля вёл к западной окраине города, где скрещивалось несколько дорог (в 1863 г. там была разбита площадь Звезды, в 1970 г. переименованная в площадь Шарля де Голля).

Ключевые пункты новой планировки столицы были отмечены монументами, прославлявшими победы императорской армии. Нередко их проектировали, используя черты известных древнеримских памятников. Например, триумфальная колонна (5) со скульптурой Наполеонана Вандомской площади повторила форму колонны императора Траяна, а въездные ворота дворца Тюильри, которые сейчас более известны как триумфальная арка (6) на площади Каруззель, — уменьшенная копия знаменитой древней триумфальной арки Константина в Риме. Триумфальная арка Великой армии (7)была заложена в центре будущей площади Звезды по приказу императора в честь его победы в 1805 г. при Аустерлице (в Чехии) над объединёнными войсками Австрии и России. Однопролётная арка (почти пятьдесят метров высотой, около сорока пяти метров шириной, длина пролёта — чуть более двадцати метров) и ныне великолепно просматривается из разных частей города, так как она расположена на пересечении двенадцати больших улиц. Она является самой большой триумфальной аркой в мире. Арка является памятником воинской доблести французов: на её поверхности вырезаны имена шестисот шестидесяти героев наполеоновских войн.

Архитектура Англии

Если Франция избрала стиль неоклассицизма, то в Англии, свободной от революционных потрясений, утвердилась неоготика.Её примером является здание парламента в Лондоне (8),архитектор Чарльз Бэрри. Здание напоминает памятники английской готики 16 века. В результате Англия стала одной их немногих европейских стран, которая отказалась от классицизма для своего главного здания. На Часовой башне здания установлены знаменитые часы Биг Бен с четырнадцатитонным колоколом (9). По сторонам центрального вестибюля располагаются залы заседаний — Палата лордов и Палата общин. Всего в здании тысяча сто комнат, коридоры общей протяженностью четыре километра, около ста лестниц и одиннадцать внутренних дворов.

По всей стране на землях усадеб появлялись ложные руины, коттеджи в сельском стиле и т.п. В самих усадьбах часто можно было найти «готическую библиотеку» или «китайскую столовую». Это стремление к необычному достигло своего апофеоза в так называемом Королевском павильоне в Брайтоне (9б) строил его для принца-регента также Джон Нэш (1815-22). Это была приморская резиденция королей Великобритании, При первом же взгляде становится понятно, что Нэш хотел поселить принца в какой-то восточной сказке: дворец словно сошел со страниц «Тысячи и одной ночи». Здесь и минареты, и купола, и тонкая резьба.

Архитектура Германии

Крупнейшим центром зодчества в Германии в первой половине XIX в. был Берлин. Развитие немецкой архитектурной школы этого периода во многом определило творчество двух мастеров — Шинкеля и Кленца.

Карл Фридрих Шинкель (1781—1841) — виднейший немецкий архитектор первой половины XIX в. В истории искусства Шинкель занял почетное место как новатор немецкой архитектуры, выведший ее из застоя, в котором она находилась в начале XIX столетия. Он стремился возродить зодчество классической древности, преимущественно древнегреческое, применяя его к условиям северного климата и к потребностям современной жизни, в чем и преуспел. Главные его произведения выдержаны в более или менее строгом греческом стиле. Новая караульня (10) в Берлине, возведённая по его проекту в 1816—18 гг., — суровое приземистое здание с глухими стенами. Совсем по-другому выполнен фасад берлинского Драматического театра (11): его стены, прорезанные рядами больших окон, обрели лёгкость, созвучную стройным колоннам портика. Самая известная постройка Шинкеля — Старый музей (12)в Берлине, прообразом которого послужила греческая открытая колоннада. Романтические устремления Шинкеля проявились в его увлечении неоготикой — Вердерская церковь (13). В последнее десятилетие Шинкель создает целый ряд проектов нового типа — Строительная академия в Берлине (14)— связывающих творчество великого зодчего с рационалистическими тенденциями архитектуры эпохи модерна.
Другой крупнейший представитель неоклассицизма — Франц Карл Лео фон Кленце (1784—1864) — был придворным архитектором короля Баварии Людвига I, чье страстное увлечение древнегреческим искусством оказало значительное влияние на формирование стиля зодчего. Произведениям Кленце, возродившим формы древнегреческого зодчества, свойственны внушительная мощь и торжественная представительность. Кленце много и плодотворно занимался градостроительными работами, в основе которых лежит строгая логичность и регулярность планировки архитектурных ансамблей улиц и площадей. Мюнхен обязан Кленце целым рядом гармоничных архитектурных ансамблей. Самый знаменитый из них — ансамбль площади Кёнигсплац, спроектированной по античному образцу: «дорические» Пропилеи (15)(«Входные ворота»), «ионическая» Глиптотека (16), «коринфское» Античное собрание. Кёнигсплац представляет собой, вероятно, один из наиболее известных современных эллинистических ансамблей. Кленце возвел еще целый ряд построек в древнегреческом стиле. Среди них так называемая Валгалла близ Регенсбурга (17) — своего рода Пантеон немецкого народа, выстроенный в форме античного храма по заказу Людвига I. Будучи европейской знаменитостью, Лео фон Кленце неоднократно выполнял заказы иностранных государей. Для российского императора Николая I он исполнил в 1839 г. проект здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Источник

Оцените статью