Тема 12. Архитектурно-градостроительные экскурсии
Архитектурно-градостроительные экскурсии развивают художественный вкус, обогащают духовный мир советских людей, воспитывают уважение к труду, чувство гордости за народных умельцев, создавших архитектурные памятники прошлого. Памятники архитектуры и градостроения являются не только объектами архитектурно-градостроительных тематических экскурсий, но и достопримечательностью города. Они включаются в маршруты обзорных, исторических, историко-революционных, военно-исторических, литературных и других экскурсий, поэтому каждому экскурсоводу необходимо владеть методикой их показа.
По содержанию архитектурно-градостроительные экскурсии классифицируются на экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного периода; экскурсии, дающие представление о творчестве выдающихся архитекторов (или архитектора); экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; экскурсии по новостройкам, цель которых — показать современную архитектуру и ход строительства зданий и целых районов (эти экскурсии могут быть отнесены и к производственным).
На экскурсиях осматриваются произведения архитектуры (памятники) и градостроительные объекты. К памятникам архитектуры относятся древние города (Суздаль, Звенигород, Великий Устюг, Каргополь, Тарту и др.), архитектурные ансамбли и комплексы, городские и сельские жилые дома, административные и общественные здания. В показ включаются также памятники монументально-изобразительного искусства: скульптура, фрески, мозаика, декоративные росписи, лепка, резьба, решетки, ограды. К градостроительным объектам относятся панорама города, его центра, отдельного района, магистраль, площадь и т. д.
При подготовке экскурсий сначала определяются объекты, к которым затем подбираются вспомогательные источники: литературные, изобразительные, вещественные. К литературным источникам относятся краеведческая литература, Большая и Малая Советские Энциклопедии, Всесоюзная история архитектуры, учебные пособия по истории архитектуры, специальная литература (монографии, сборники, альбомы), периодические издания («Архитектура СССР», «Жилищное строительство», «Строительная газета», «Литературная газета», местные газеты и др.), архивные документы.
Изобразительные источники — это планы, чертежи, эскизы проектов; литографии, фотографии и рисунки произведений архитектуры; изображения зданий в старинной живописи, помогающие реконструировать объект; портреты авторов проектов и строителей.
К вещественным источникам относятся макеты здании и сооружений, находящиеся в музеях и реставрационных мастерских, образцы строительных материалов, инструменты и механизмы, при помощи которых возводились здания.
При подготовке экскурсий (составление библиографии, выбор экскурсионных объектов, разработка маршрута, написание текста и методической разработки) на архитектурно-градостроительные темы необходима постоянная помощь специалистов — архитекторов. Особенно важны и полезны для экскурсоводов занятия, проводимые специалистами непосредственно на натуре, у объектов. Архитектор поможет экскурсоводам выявить отличительные осо-бенностью произведений архитектуры, их назначение, конструкцию, идею, художественный образ, объемно-пространственную композицию, проанализировать приемы, применяемые архитекторами, отметит особенности показа, экскурсионного анализа объекта, а также поможет выбрать наиболее выгодные точки осмотра. Специалисты рецензируют тексты и методические разработки экскурсий, приглашаются они и на прослушивание пробной экскурсии.
Методика проведения архитектурно-градостроительных экскурсий имеет свою специфику: при осмотре памятника архитектуры особое значение приобретает выбор месторасположения группы возле объекта. При неправильно выбранном расстоянии, с которого осматривается здание, могут искажаться его реальные пропорции, причем ошибки в горизонтальной плоскости делаются чаще, чем в вертикальной, так как от угла зрения зависит восприятие архитектурного сооружения как замкнутого или открытого. Показ объекта начинается с приема предварительного осмотра. Он служит для того, чтобы дать экскурсантам возможность самостоятельно оценить произведение архитектуры, всмотреться в него.
От непосредственного эмоционального восприятия памятника следует перейти к его анализу. Произведения архитектуры необходимо показывать как исторический памятник, т. е. применять исторический анализ для характеристики той эпохи, в которую был воздвигнут памятник. Однако первостепенное значение имеет искусствоведческий анализ, который раскрывает градостроительное значение памятника, особенности его архитектурного стиля, связи внешних архитектурных форм с интерьером, роль декора и строительного материала, соответствие здания его назначению, профессиональное мастерство зодчего и строителя. При показе произведения архитектуры внимание экскурсантов обращается на единство и взаимосвязь трех качеств этих памятников: функционального (театр, храм, дворец, университет, жилой дом), конструктивного (инженерное решение, особенности использования строительного материала, новаторские приемы и т. д.) и эстетического. Кроме того, экскурсоводу необходимо уметь показать связь архитектурного памятника (ансамбля) с ландшафтом. Как правило, возвышенное место, природное окружение, существовавшая застройка выбирались так, чтобы усилить впечатление от нового сооружения, подчеркнуть его достоинства.
Процесс восприятия произведений архитектуры складывается из различных ощущений — двигательных, звуковых (звук шагов в храме), слуховых и даже обонятельных (особый запах стройматериалов) и осязательных (прикосновение к стене). В основе восприятия лежат, однако, зрительные ощущения. Возможности увидеть объект, воспринять сочетание красок, линий, пространственную организацию способствует движение. Более точный и многоплановый образ произведения архитектуры формируется у экскурсантов именно в процессе движения. Методический прием движения применяется при осмотре всех основных объектов архитектурно-градостроительных экскурсий. С дальней точки осмотра воспринимается лишь силуэт здания. По мере приближения к нему отчетливее становится пластика сооружения, а когда экскурсанты подходят к памятнику вплотную, остро воспринимаются архитектурные детали, декор здания. Обход здания, подъем на башню позволяют правильнее представить размер, форму, высоту, оценить композицию, укрепить и обогатить впечатления от предварительного осмотра. Таким образом, полученные благодаря передвижению вокруг и внутри памятника зрительные впечатления способствуют формированию в представлении экскурсантов единого художественного образа архитектурного сооружения.
Одним из важнейших методических приемов проведения архитектурно-градостроительных экскурсий является прием реконструкции. Он может применяться с целью воспроизведения какого-либо события, связанного с памятником архитектуры, или особенностей исторической эпохи, в которую этот памятник создавался. Прием реконструкции употребляется, если необходимо восстановить произведение архитектуры в первоначальном виде, устранить позднейшие искажения памятника, показать памятник таким, каким он будет выглядеть после реставрации. Лишь немногие памятники архитектуры дошли до наших дней в первозданном виде. Рассказывая о реставрационных работах, экскурсовод обращает внимание экскурсантов на меры, которые предпринимаются государством для сохранения памятников.
При проведении архитектурно-градостроительных экскурсий экскурсоводам приходится показывать произведения почти всех архитектурных стилей — древнерусского, романского, готического, эпохи Возрождения, барокко, рококо, классицизма, эклектизма, модерна, конструктивизма. Поэтому он должен знать закономерности смены и особенности архитектурных стилей, обусловленные конкретными историческими условиями, определенными периодами в развитии общества.
Подавляющее большинство экскурсий на архитектурно-градостроительные темы посвящено показу жилых, общественных и промышленных зданий. Особенно часто в зрительный ряд экскурсии включаются общественные здания. Функциональное назначение их различно: это детские учреждения, школы, высшие и средние учебные заведения, культурно-просветительные учреждения, спортивные сооружения, магазины, кафе, гостиницы, административные здания, туристские комплексы и т. д. Так как архитектура этих зданий отражает социальный заказ, то и проектирование их, планировка и объемно-пространственное решение тесно связаны с основными процессами, происходящими в жизни общества. В архитектуре общественных зданий можно показать экскурсантам соответствие архитектурных сооружений их назначению, подчеркнуть, что потребности общественной жизни рождают и новые типы общественных зданий. Например, такие здания, как биржа, доходный дом, банк, характеризуют эпоху капитализма, а в эпоху социализма появились дворцы пионеров, дома культуры, рабочие клубы и др.
В архитектурные экскурсии недостаточно включаются промышленные здания и сооружения. Они показываются в основном в производственных и обзорных экскурсиях в зависимости от характера их производства. Однако экскурсоводам следует подчеркивать, что архитектура промышленных зданий активно влияет на архитектуру городов, создает современные архитектурные ансамбли, отличается четкой объемно-планировочной структурой и комфортными условиями труда.
В архитектурные экскурсии практически в каждом городе входит осмотр жилых массивов. Важнейшая задача массового жилищного и культурно-бытового строительства — это дальнейшее повышение утилитарной и художественной стороны архитектуры. Следует рассказать также, что для преодоления однообразия и монотонности в архитектуре применяются индивидуальные проекты зданий, широко используются цвет, облицовка фасадов глазурованной керамической плиткой, различные декоративные решения. Характерной особенностью массового жилищного строительства последних лет является постройка ансамблей жилых зданий и общественных сооружений, что позволяет создать уютные жилые районы, изолированные от транспортных магистралей. В понятие жилища сейчас входит не только квартира, но и окружающая среда жилого комплекса с системой коммунально-бытового и культурного обслуживания. Показывая, например, жилые районы Самары «Приволжский» и «Солнечный», экскурсовод должен стремиться подчеркнуть их архитектурные особенности.
Важнейшим принципом архитектуры является принцип ансамблевой застройки. Экскурсовод должен показать, что архитектурный ансамбль — это произведение градостроительного искусства, представляющее гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений, монументальной живописи, скульптуры и зеленых насаждений.
Проведение экскурсий на архитектурно-градостроительные темы требует от экскурсовода основательной подготовки. Ему необходимо иметь специальные знания в области архитектуры, владеть искусством архитектурного анализа, необходима искусствоведческая и историческая подготовка, высокая общая культура.
Источник
Специфика архитектурно-градостроительных
Экскурсий
Произведения архитектуры — наиболее значительная группа объектов, на которых строятся экскурсии различных типов — исторические, литературные и собственно архитектурно-градострои- тельные.
Подготовка архитектурно-градостроительной экскурсии проходит все обычные этапы и начинается с формулировки темы и сбора материала. Иногда опубликованных источников оказывается недостаточно, приходится использовать архивные материалы. Сведения о жизни архитекторов может дать изучение официальной и частной переписки, церковных и кладбищенских книг, формулярных списков. Изучение периодической печати помогает найти сведения о заказчиках, подрядчиках. В музеях можно найти чертежи зданий, рисунки, письма. Старые и современные планы хорошо использовать в сравнении друг с другом. Богатый материал представляют собой рисунки, гравюры, живописные полотна с изображением архитектурных памятников (например, гравюры Зубова, Шхонбека дают представление об архитектурном облике петровского Петербурга). Полезно изучение старых открыток и фотографий.
Основными объектами являются памятники архитектуры, садово-паркового и монументально-изобразительного искусства, архитектуры малых форм, а также исторические памятники, связанные с деятельностью градостроительных организаций, жизнью и творчеством архитекторов.
Отбор объектов осуществляется в соответствии с целью и задачами экскурсии: если надо показать архитектурный стиль, то выбираются характерные его образцы; если надо показать творчество архитектора — наиболее удачные его творения, а также памятники, показывающие эволюцию творческого пути мастера, места, связанные с его жизнью.
В «портфеле экскурсовода» для архитектурно-градостроительной экскурсии могут быть старые фотографии зданий, поэтажные планы, вертикальные разрезы здания, чертеж-перспектива, рабочий проект с детальными прорисовками отдельных узлов здания, другие иллюстрации.
Архитектурно-градостроительные экскурсии бывают: архитектурно-обзорные; с показом архитектурных памятников определенного исторического периода; посвященные творчеству какого- либо архитектора; иллюстрирующие архитектурные стили; знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам. Каждая из таких типовых экскурсий имеет свои особенности.
Показывая памятники архитектуры, необходимо охарактеризовать общеисторическую ситуацию в целом, задача экскурсовода — показать связь между историей и архитектурой, обосновать факт появления того или иного здания, его конструкции и архитектурных особенностей, задачами, решаемыми обществом в тот период. Так, например, в рассказе об архитектуре раннего Петербурга часто звучат фамилии иностранных архитекторов. Следует объяснить экскурсантам, что их приглашение было элементом государственной политики. Выявляя в городской планировке черты регулярности, необходимо сказать, что регулярность — это важная черта культуры петровского времени, она проявлялась и в других областях государственной деятельности.
В любых архитектурно-градостроительных экскурсиях необходимо говорить об особенностях архитектурных стилей: барокко, классицизма, эклектики, модерна и т.д. Характеризуя стиль, экскурсовод оперирует специальными терминами — фронтон, пилястра, руст, антаблемент, фриз и др. Обязательно следует объяснять их значение, не перегружать ими экскурсионный рассказ, так как это осложняет восприятие.
На архитектурных экскурсиях необходимо говорить о реставрации и современном использовании памятников архитектуры, о том, что многие дома-памятники не являются музеями, а используются городом в разных целях.
Показ интерьеров желателен в экскурсиях по стилям, творчеству архитекторов. Это делает экскурсию более разнообразной, зрелищной, а также открывает другую строну архитектурного творчества — композиционные и декоративные приемы организации внутреннего пространства в разных архитектурных стилях.
Зрительное восприятие архитектурных памятников имеет свои особенности: искажаются реальные размеры зданий, особенно в горизонтальной плоскости, поэтому при осмотре желательно выбирать ближний и дальний план, используя методические приемы движения.
При показе ансамбля экскурсовод постепенно открывает экскурсантам его части, выбирая наиболее выигрышные точки осмотра. Смена ракурсов в движении формирует в сознании экскурсанта многоплановый и более точный образ объекта. Основной рассказ ведется с места, откуда вид на ансамбль самый красивый и все его части попадают в поле зрения. Важно продемонстрировать главный смысловой центр ансамбля, а все его части анализировать по принципу подчинения главной архитектурно-строительной идее.
Архитектурный анализ основывается на специфике архитектуры как своеобразного вида человеческой деятельности — сочетания технических, функциональных и художественно-эстетических достижений общества, т. е. пользы, прочности и красоты. Начинать анализ следует только после предварительного осмотра объекта и сложившегося первого впечатления об объекте у экскурсантов. Далее анализ идет по схеме: вычленение объекта из окружающей среды (его локализация), установление связей объекта с содержанием экскурсии, обобщения и выводы. Экскурсовод характеризует градостроительную и природную среду памятника, стилевые особенности (объемно-пространственная композиция, масштаб, декоративное убранство фасадов, особенности решения интерьеров), историю сооружения, реставрационные работы, современное использование.
Архитектурный памятник может входить в качестве объекта в одну или несколько экскурсий. Например, показ Зимнего дворца входит в экскурсии «Архитектура Санкт-Петербурга XVIII — XIX вв.», «Особенности русского барокко», «Творчество Ф.Б.Растрелли», «Архитектурный ансамбль Дворцовой площади» и др. В каждом случае показ дворца и рассказ о нем будет иметь свои особенности.
Иногда во время архитектурно-градостроительных экскурсий тот или иной памятник закрыт строительными лесами, на нем ведутся работы — реставрация, консервация, обновление, перестройка.
Показ таких работ позволяет действенно применять прием сравнения и использовать материалы «портфеля экскурсовода», в частности фотографии и чертежи.
Полезно знать этапы работы реставратора: обмер, раскрытие, снятие штукатурки, зондаж (разборка частей поздней кладки для обнаружения первоначальных форм), составление проекта, собственно реставрация.
Производственные экскурсии
Главная цель производственных экскурсий — расширение знаний в той или иной отрасли. Производственные экскурсии помогают уяснить сущность различных профессии, познакомиться с научными основами производственного процесса, его технологией. Особое распространение производственные экскурсии получили в советское время.
Сегодня производственные экскурсии проводятся гораздо реже. Их проведение требует большой подготовительной работы. Первоначально составляют список предприятий, учреждений, организаций, которые интересны с экскурсионной точки зрения и готовы принять у себя экскурсантов. Далее следует заключить с ними договор на экскурсионное обслуживание. Потом можно приступать к процессу разработки экскурсии по уже известным нам этапам и методике.
Лучше, если производственную экскурсию будет проводить сотрудник предприятия, хорошо знакомый со спецификой работы своей организации. Однако он должен в какой-то мере владеть теорией и методикой экскурсионного дела.
Производственные экскурсии бывают обзорными и тематическими. Обзорные дают целостное представление о предприятии, тематические (производственно-технические, производственно-экономические и др.) организуют для специалистов родственных предприятий.
Можно выделить особый тип производственной экскурсии — рекламную. Ее цель — привлечь клиентов, поэтому текст должен содержать характеристику продукции или услуг, предоставляемых фирмой.
Общая логика показа объектов — от сырья до готовой продукции. Возможные подтемы: история предприятия, современное состояние, структура отделов, лучшие сотрудники, социальная сфера, досуг и отдых.
Маршрут и численность группы зависят от размеров внутренних помещений и коридоров. Остановки планируются в местах, где нет шума и опасности для жизни и здоровья посетителей (на опасных производствах следует большое внимание уделять инструктажу по технике безопасности).
Начинать экскурсию рекомендуется с того места, где демонстрируются документы, дающие право на ведение деятельности в данной области (лицензия, свидетельство о регистрации и др.), почетные грамоты или иные свидетельства успехов. Если на предприятии есть музей, лучше начать экскурсию именно там. Средняя продолжительность производственной экскурсии 45 — 60 мин. Экскурсию лучше завершить встречей с кем-либо из руководителей или сотрудников предприятия.
В экскурсию на предприятия пищевой промышленности обязательно входит дегустация продукции, что служит дополнительным стимулом к посещению. Иногда посетителям вручают рекламные сувениры.
Природоведческие экскурсии
Природоведческие экскурсии появились еще в конце XIX — начале XX в. и были на первом месте по популярности.
Их цель — получить знания о природе, взаимодействии с ней человека, дать толчок к формированию экологического сознания.
Подготовка природоведческой экскурсии начинается с изучения природы края, потом определяются тема и цель экскурсии и далее поэтапно в соответствии с общей схемой. Особенность — изучение объекта природы в его естественной обстановке, составление гербариев, других коллекций. Важно определить время показа объектов природы (время суток и года).
Маршрут природоведческой экскурсии строится по тематическому принципу, число объектов 10—12. Объектами могут быть лесной массив, небольшая роща, городской парк, поле, луг, ландшафт. К объектам относят и явления природы — приливы и отливы, восход и заход солнца, облака. Важно учитывать расстояние между объектами, стараясь, чтобы переходы не были слишком утомительными для экскурсантов. Лучше выбирать объекты живописные, чтобы вызвать у экскурсантов глубокие эстетические переживания и желание оберегать красоту природы.
По мере изучения объекта природы составляется карточка (паспорт объекта), образец которой приведен далее.
Карточка объекта природы
|
Изучение природных объектов включает знакомство со справочной литературой, а также составление коллекций растений, насекомых, бабочек, минералов.
Продолжительность показа одного объекта 10—12 мин. Нельзя ставить группу на обрыве, уступе скалы и в других опасных местах. Место показа выбирается на расстоянии в 2 — 2,5 раза большем, чем высота объекта, под углом наблюдения около 45°.
Вступление к природоведческой экскурсии может увеличиваться за счет более продолжительного инструктажа по технике безопасности, если дорога и осмотр объекта представляют сложность и опасность для жизни (например, в горах или пещерах).
«Портфель экскурсовода» включает естественные наглядные пособия (гербарий, минералы и др.), а также фотографии, рисунки, макеты, аудиозаписи.
Наиболее доступны и вследствие этого больше других распространены ботанические экскурсии. Их проводят в городском ботаническом саду, парке культуры и отдыха.
Зоологические экскурсии сопровождаются показом и наблюдением за животными, рассказом об их жизни, повадках, приспособлении к окружающей среде, значении для человека. Это могут быть экскурсии в дельфинарий или в зоопарк, зоологический музей. Если во время осмотра видно не всех животных, то можно показать их изображения на иллюстрациях, используя материалы «портфеля экскурсовода».
Гидрологические экскурсии проводятся по морю, рекам, озерам, к водопадам. Возможные подтемы: вода в жизни человека, рыбы, водные растения, водные насекомые. Возможно проведение гидрологической экскурсии в дельфинарии и океанариуме.
Экскурсии могут быть тематическими, комплексными, обзорными. В обзорных раскрываются географическое положение территории (города), природные условия, полезные ископаемые, особенности растительного и животного мира. Если экскурсия проводится в городе, показывают его ландшафтные зоны, парки и другие зеленые объекты. Экскурсовод рассказывает о связи ландшафта с городской застройкой, характеризует стили дворцово-паркового искусства, роль редких видов деревьев, кустарников в оформлении города.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник