Архитектурно градостроительные экскурсии что это

Тема 12. Архитектурно-градостроительные экскурсии

Архитектурно-градостроительные экскурсии разви­вают художественный вкус, обогащают духовный мир советских людей, воспитывают уважение к труду, чувст­во гордости за народных умельцев, создавших архитек­турные памятники прошлого. Памятники архитектуры и градостроения являются не только объектами архитектурно-градостроительных тематических экскурсий, но и достопримечательностью города. Они включаются в маршруты обзорных, истори­ческих, историко-революционных, военно-исторических, литературных и других экскурсий, поэтому каждому экс­курсоводу необходимо владеть методикой их показа.

По содержанию архитектурно-градостроительные экс­курсии классифицируются на экскурсии, связанные с по­казом памятников архитектуры определенного периода; экскурсии, дающие представление о творчестве выдаю­щихся архитекторов (или архитектора); экскурсии, зна­комящие с планировкой и застройкой городов по гене­ральным планам; экскурсии по новостройкам, цель ко­торых — показать современную архитектуру и ход строи­тельства зданий и целых районов (эти экскурсии могут быть отнесены и к производственным).

На экскурсиях осматриваются произведения архитек­туры (памятники) и градостроительные объекты. К па­мятникам архитектуры относятся древние города (Суз­даль, Звенигород, Великий Устюг, Каргополь, Тарту и др.), архитектурные ансамбли и комплексы, городские и сельские жилые дома, административные и обществен­ные здания. В показ включаются также памятники мо­нументально-изобразительного искусства: скульптура, фрески, мозаика, декоративные росписи, лепка, резьба, решетки, ограды. К градостроительным объектам отно­сятся панорама города, его центра, отдельного района, магистраль, площадь и т. д.

При подготовке экскурсий сначала определяются объ­екты, к которым затем подбираются вспомогательные источники: литературные, изобразительные, веществен­ные. К литературным источникам относятся краеведческая литература, Большая и Малая Советские Энциклопедии, Всесоюзная история архитектуры, учебные пособия по истории архитектуры, специальная литература (монографии, сборники, альбомы), периодические издания («Архитектура СССР», «Жилищное строительство», «Строительная газета», «Литературная газета», местные газеты и др.), архивные документы.

Изобразительные источники — это планы, чертежи, эскизы проектов; литографии, фотографии и рисунки произведений архитектуры; изображения зданий в старинной живописи, помогающие реконструировать объект; портреты авторов проектов и строителей.

Читайте также:  Ты мой свет ты мои самая чудо

К вещественным источникам относятся макеты здании и сооружений, находящиеся в музеях и реставрационных мастерских, образцы строительных материалов, инструменты и механизмы, при помощи которых возводились здания.

При подготовке экскурсий (составление библиографии, выбор экскурсионных объектов, разработка маршрута, написание текста и методической разработки) на архитектурно-градостроительные темы необходима постоянная помощь специалистов — архитекторов. Особенно важны и полезны для экскурсоводов занятия, проводимые специалистами непосредственно на натуре, у объектов. Архитектор поможет экскурсоводам выявить отличительные осо-бенностью произведений архитектуры, их назначение, конструкцию, идею, художественный образ, объемно-пространственную композицию, проанализировать приемы, применяемые архитекторами, отметит особенности показа, экскурсионного анализа объекта, а также поможет выбрать наиболее выгодные точки осмотра. Специалисты рецензируют тексты и методические разработки экскурсий, приглашаются они и на прослушивание пробной экскурсии.

Методика проведения архитектурно-градостроительных экскурсий имеет свою специфику: при осмотре памятника архитектуры особое значение приобретает выбор месторасположения группы возле объекта. При неправильно выбранном расстоянии, с которого осматривается здание, могут искажаться его реальные пропорции, причем ошибки в горизонтальной плоскости делаются чаще, чем в вертикальной, так как от угла зрения зависит восприятие архитектурного сооружения как замкнутого или открытого. Показ объекта начинается с приема предварительного осмотра. Он служит для того, чтобы дать экскурсантам возможность самостоятельно оценить произведение архитектуры, всмотреться в него.

От непосредственного эмоционального восприятия памятника следует перейти к его анализу. Произведения архитектуры необходимо показывать как исторический памятник, т. е. применять исторический анализ для характеристики той эпохи, в которую был воздвигнут памятник. Однако первостепенное значение имеет искусствоведческий анализ, который раскрывает градостроительное значение памятника, особенности его архитектурного стиля, связи внешних архитектурных форм с интерьером, роль декора и строительного материала, соответствие здания его назначению, профессиональное мастерство зодчего и строителя. При показе произведения архитектуры внимание экскурсантов обращается на единство и взаимосвязь трех качеств этих памятников: функционального (театр, храм, дворец, университет, жилой дом), конструктивного (инженерное решение, особенности использования строительного материала, новаторские приемы и т. д.) и эстетического. Кроме того, экскурсоводу необходимо уметь показать связь архитектурного памятника (ансамбля) с ландшафтом. Как правило, возвышенное место, природное окружение, существовавшая застройка выбирались так, чтобы усилить впечатление от нового сооружения, подчеркнуть его достоинства.

Процесс восприятия произведений архитектуры скла­дывается из различных ощущений — двигательных, звуко­вых (звук шагов в храме), слуховых и даже обонятель­ных (особый запах стройматериалов) и осязательных (прикосновение к стене). В основе восприятия лежат, од­нако, зрительные ощущения. Возможности увидеть объект, воспринять сочетание красок, линий, пространст­венную организацию способствует движение. Более точ­ный и многоплановый образ произведения архитектуры формируется у экскурсантов именно в процессе движения. Методический прием движения применяется при осмотре всех основных объектов архитектурно-градостроительных экскурсий. С дальней точки осмотра воспринимается лишь силуэт здания. По мере приближения к нему отчет­ливее становится пластика сооружения, а когда экскур­санты подходят к памятнику вплотную, остро восприни­маются архитектурные детали, декор здания. Обход зда­ния, подъем на башню позволяют правильнее предста­вить размер, форму, высоту, оценить композицию, укре­пить и обогатить впечатления от предварительного осмот­ра. Таким образом, полученные благодаря передвижению вокруг и внутри памятника зрительные впечатления спо­собствуют формированию в представлении экскурсантов единого художественного образа архитектурного соору­жения.

Одним из важнейших методических приемов проведе­ния архитектурно-градостроительных экскурсий является прием реконструкции. Он может применяться с целью воспроизведения какого-либо события, связанного с па­мятником архитектуры, или особенностей исторической эпохи, в которую этот памятник создавался. Прием ре­конструкции употребляется, если необходимо восстано­вить произведение архитектуры в первоначальном виде, устранить позднейшие искажения памятника, показать памятник таким, каким он будет выглядеть после рестав­рации. Лишь немногие памятники архитектуры дошли до наших дней в первозданном виде. Рассказывая о рестав­рационных работах, экскурсовод обращает внимание экскурсантов на меры, которые предпринимаются госу­дарством для сохранения памятников.

При проведении архитектурно-градостроительных экскурсий экскурсоводам приходится показывать произведения почти всех архитектурных стилей — древнерусского, романского, готического, эпохи Возрождения, барокко, рококо, классицизма, эклектизма, модерна, конструктивизма. Поэтому он должен знать закономерности смены и особенности архитектурных стилей, обусловленные конкретными историческими условиями, определенными периодами в развитии общества.

Подавляющее большинство экскурсий на архитектур­но-градостроительные темы посвящено показу жилых, общественных и промышленных зданий. Особенно часто в зрительный ряд экскурсии включаются общественные здания. Функциональное назначение их различно: это детские учреждения, школы, высшие и средние учебные заведения, культурно-просветительные учреждения, спор­тивные сооружения, магазины, кафе, гостиницы, админи­стративные здания, туристские комплексы и т. д. Так как архитектура этих зданий отражает социальный заказ, то и проектирование их, планировка и объемно-пространст­венное решение тесно связаны с основными процессами, происходящими в жизни общества. В архитектуре обще­ственных зданий можно показать экскурсантам соответ­ствие архитектурных сооружений их назначению, под­черкнуть, что потребности общественной жизни рождают и новые типы общественных зданий. Например, такие здания, как биржа, доходный дом, банк, характеризуют эпоху капитализма, а в эпоху социализма появились двор­цы пионеров, дома культуры, рабочие клубы и др.

В архитектурные экскурсии недостаточно включают­ся промышленные здания и сооружения. Они показыва­ются в основном в производственных и обзорных экскур­сиях в зависимости от характера их производства. Одна­ко экскурсоводам следует подчеркивать, что архитектура промышленных зданий активно влияет на архитектуру городов, создает современные архитектурные ансамбли, отличается четкой объемно-планировочной структурой и комфортными условиями труда.

В архитектурные экскурсии практически в каждом го­роде входит осмотр жилых массивов. Важнейшая задача массового жилищного и культурно-бытового строительства — это дальнейшее повышение утилитарной и художественной стороны архитектуры. Следует рассказать также, что для преодоления однообразия и монотонности в архитектуре применяются индивидуальные проекты зданий, широко используются цвет, облицовка фасадов глазурованной ке­рамической плиткой, различные декоративные решения. Характерной особенностью массового жилищного строи­тельства последних лет является постройка ансамблей жилых зданий и общественных сооружений, что позволяет создать уютные жилые районы, изолированные от тран­спортных магистралей. В понятие жилища сейчас входит не только квартира, но и окружающая среда жилого комплекса с системой коммунально-бытового и культур­ного обслуживания. Показывая, например, жилые райо­ны Самары «Приволжский» и «Солнечный», экскурсовод должен стре­миться подчеркнуть их архитектурные особенности.

Важнейшим принципом архитектуры явля­ется принцип ансамблевой застройки. Экскурсовод должен показать, что архитектур­ный ансамбль — это произведение градостроительного искусства, представляющее гармоническое единство про­странственной композиции зданий, инженерных сооруже­ний, монументальной живописи, скульптуры и зеленых насаждений.

Проведение экскурсий на архитектурно-градострои­тельные темы требует от экскурсовода основательной подготовки. Ему необходимо иметь специальные знания в области архитектуры, владеть искусством архитектур­ного анализа, необходима искусствоведческая и истори­ческая подготовка, высокая общая культура.

Источник

Специфика архитектурно-градостроительных

Экскурсий

Произведения архитектуры — наиболее значительная группа объектов, на которых строятся экскурсии различных типов — исто­рические, литературные и собственно архитектурно-градострои- тельные.

Подготовка архитектурно-градостроительной экскурсии прохо­дит все обычные этапы и начинается с формулировки темы и сбора материала. Иногда опубликованных источников оказывается недо­статочно, приходится использовать архивные материалы. Сведения о жизни архитекторов может дать изучение официальной и част­ной переписки, церковных и кладбищенских книг, формулярных списков. Изучение периодической печати помогает найти сведения о заказчиках, подрядчиках. В музеях можно найти чертежи зданий, рисунки, письма. Старые и современные планы хорошо использо­вать в сравнении друг с другом. Богатый материал представляют со­бой рисунки, гравюры, живописные полотна с изображением ар­хитектурных памятников (например, гравюры Зубова, Шхонбека дают представление об архитектурном облике петровского Петер­бурга). Полезно изучение старых открыток и фотографий.

Основными объектами являются памятники архитектуры, садово-паркового и монументально-изобразительного искусства, архитектуры малых форм, а также исторические памятники, свя­занные с деятельностью градостроительных организаций, жизнью и творчеством архитекторов.

Отбор объектов осуществляется в соответствии с целью и зада­чами экскурсии: если надо показать архитектурный стиль, то вы­бираются характерные его образцы; если надо показать творчество архитектора — наиболее удачные его творения, а также памятники, показывающие эволюцию творческого пути мастера, места, свя­занные с его жизнью.

В «портфеле экскурсовода» для архитектурно-градостроитель­ной экскурсии могут быть старые фотографии зданий, поэтажные планы, вертикальные разрезы здания, чертеж-перспектива, рабо­чий проект с детальными прорисовками отдельных узлов здания, другие иллюстрации.

Архитектурно-градостроительные экскурсии бывают: архи­тектурно-обзорные; с показом архитектурных памятников опреде­ленного исторического периода; посвященные творчеству какого- либо архитектора; иллюстрирующие архитектурные стили; знако­мящие с планировкой и застройкой городов по генеральным пла­нам. Каждая из таких типовых экскурсий имеет свои особенности.

Показывая памятники архитектуры, необходимо охарактеризо­вать общеисторическую ситуацию в целом, задача экскурсовода — показать связь между историей и архитектурой, обосновать факт появления того или иного здания, его конструкции и архитектур­ных особенностей, задачами, решаемыми обществом в тот период. Так, например, в рассказе об архитектуре раннего Петербурга ча­сто звучат фамилии иностранных архитекторов. Следует объяснить экскурсантам, что их приглашение было элементом государствен­ной политики. Выявляя в городской планировке черты регулярно­сти, необходимо сказать, что регулярность — это важная черта культуры петровского времени, она проявлялась и в других обла­стях государственной деятельности.

В любых архитектурно-градостроительных экскурсиях необхо­димо говорить об особенностях архитектурных стилей: барокко, классицизма, эклектики, модерна и т.д. Характеризуя стиль, экс­курсовод оперирует специальными терминами — фронтон, пиля­стра, руст, антаблемент, фриз и др. Обязательно следует объяснять их значение, не перегружать ими экскурсионный рассказ, так как это осложняет восприятие.

На архитектурных экскурсиях необходимо говорить о реставра­ции и современном использовании памятников архитектуры, о том, что многие дома-памятники не являются музеями, а используются городом в разных целях.

Показ интерьеров желателен в экскурсиях по стилям, творче­ству архитекторов. Это делает экскурсию более разнообразной, зрелищной, а также открывает другую строну архитектурного твор­чества — композиционные и декоративные приемы организации внутреннего пространства в разных архитектурных стилях.

Зрительное восприятие архитектурных памятников имеет свои особенности: искажаются реальные размеры зданий, особенно в горизонтальной плоскости, поэтому при осмотре желательно выби­рать ближний и дальний план, используя методические приемы движения.

При показе ансамбля экскурсовод постепенно открывает экс­курсантам его части, выбирая наиболее выигрышные точки осмо­тра. Смена ракурсов в движении формирует в сознании экскурсан­та многоплановый и более точный образ объекта. Основной рас­сказ ведется с места, откуда вид на ансамбль самый красивый и все его части попадают в поле зрения. Важно продемонстрировать главный смысловой центр ансамбля, а все его части анализировать по принципу подчинения главной архитектурно-строительной идее.

Архитектурный анализ основывается на специфике архитекту­ры как своеобразного вида человеческой деятельности — сочета­ния технических, функциональных и художественно-эстетических достижений общества, т. е. пользы, прочности и красоты. Начинать анализ следует только после предварительного осмотра объекта и сложившегося первого впечатления об объекте у экскурсантов. Да­лее анализ идет по схеме: вычленение объекта из окружающей сре­ды (его локализация), установление связей объекта с содержанием экскурсии, обобщения и выводы. Экскурсовод характеризует гра­достроительную и природную среду памятника, стилевые особен­ности (объемно-пространственная композиция, масштаб, декора­тивное убранство фасадов, особенности решения интерьеров), историю сооружения, реставрационные работы, современное ис­пользование.

Архитектурный памятник может входить в качестве объекта в одну или несколько экскурсий. Например, показ Зимнего дворца вхо­дит в экскурсии «Архитектура Санкт-Петербурга XVIII — XIX вв.», «Особенности русского барокко», «Творчество Ф.Б.Растрелли», «Ар­хитектурный ансамбль Дворцовой площади» и др. В каждом случае показ дворца и рассказ о нем будет иметь свои особенности.

Иногда во время архитектурно-градостроительных экскурсий тот или иной памятник закрыт строительными лесами, на нем ведут­ся работы — реставрация, консервация, обновление, перестройка.

Показ таких работ позволяет действенно применять прием сравне­ния и использовать материалы «портфеля экскурсовода», в частно­сти фотографии и чертежи.

Полезно знать этапы работы реставратора: обмер, раскрытие, снятие штукатурки, зондаж (разборка частей поздней кладки для обнаружения первоначальных форм), составление проекта, соб­ственно реставрация.

Производственные экскурсии

Главная цель производственных экскурсий — расширение зна­ний в той или иной отрасли. Производственные экскурсии помога­ют уяснить сущность различных профессии, познакомиться с на­учными основами производственного процесса, его технологией. Особое распространение производственные экскурсии получили в советское время.

Сегодня производственные экскурсии проводятся гораздо реже. Их проведение требует большой подготовительной работы. Первоначально составляют список предприятий, учреждений, ор­ганизаций, которые интересны с экскурсионной точки зрения и го­товы принять у себя экскурсантов. Далее следует заключить с ними договор на экскурсионное обслуживание. Потом можно приступать к процессу разработки экскурсии по уже известным нам этапам и методике.

Лучше, если производственную экскурсию будет проводить со­трудник предприятия, хорошо знакомый со спецификой работы своей организации. Однако он должен в какой-то мере владеть тео­рией и методикой экскурсионного дела.

Производственные экскурсии бывают обзорными и тематиче­скими. Обзорные дают целостное представление о предприя­тии, тематические (производственно-технические, производ­ственно-экономические и др.) организуют для специалистов род­ственных предприятий.

Можно выделить особый тип производственной экскурсии — рекламную. Ее цель — привлечь клиентов, поэтому текст дол­жен содержать характеристику продукции или услуг, предоставляе­мых фирмой.

Общая логика показа объектов — от сырья до готовой продук­ции. Возможные подтемы: история предприятия, современное со­стояние, структура отделов, лучшие сотрудники, социальная сфера, досуг и отдых.

Маршрут и численность группы зависят от размеров внутрен­них помещений и коридоров. Остановки планируются в местах, где нет шума и опасности для жизни и здоровья посетителей (на опасных производствах следует большое внимание уделять ин­структажу по технике безопасности).

Начинать экскурсию рекомендуется с того места, где демон­стрируются документы, дающие право на ведение деятельности в данной области (лицензия, свидетельство о регистрации и др.), по­четные грамоты или иные свидетельства успехов. Если на пред­приятии есть музей, лучше начать экскурсию именно там. Средняя продолжительность производственной экскурсии 45 — 60 мин. Экскурсию лучше завершить встречей с кем-либо из руководите­лей или сотрудников предприятия.

В экскурсию на предприятия пищевой промышленности обяза­тельно входит дегустация продукции, что служит дополнительным стимулом к посещению. Иногда посетителям вручают рекламные сувениры.

Природоведческие экскурсии

Природоведческие экскурсии появились еще в конце XIX — на­чале XX в. и были на первом месте по популярности.

Их цель — получить знания о природе, взаимодействии с ней че­ловека, дать толчок к формированию экологического сознания.

Подготовка природоведческой экскурсии начинается с изуче­ния природы края, потом определяются тема и цель экскурсии и да­лее поэтапно в соответствии с общей схемой. Особенность — изу­чение объекта природы в его естественной обстановке, составле­ние гербариев, других коллекций. Важно определить время показа объектов природы (время суток и года).

Маршрут природоведческой экскурсии строится по тематиче­скому принципу, число объектов 10—12. Объектами могут быть лесной массив, небольшая роща, городской парк, поле, луг, ланд­шафт. К объектам относят и явления природы — приливы и отливы, восход и заход солнца, облака. Важно учитывать расстояние между объектами, стараясь, чтобы переходы не были слишком утомитель­ными для экскурсантов. Лучше выбирать объекты живописные, чтобы вызвать у экскурсантов глубокие эстетические переживания и желание оберегать красоту природы.

По мере изучения объекта природы составляется карточка (пас­порт объекта), образец которой приведен далее.

Карточка объекта природы
Фотография объекта Наименование, название, географическое положение
Характеристика объекта
Время возникновения
Происхождение
Сезонные явления
Животный мир
Растительный мир
Реликтовые, эндемичные (ограниченные в своем распространении) растения и животные
Растения и животные, занесенные в «Красную книгу»
В чем заключается ценность объекта
Народно-хозяйственное значение
В каком состоянии находится объект
Что нужно сделать для его охраны
Дополнительные сведения
Литература
Ф.И.О., должность составителя карточки
Дата заполнения

Изучение природных объектов включает знакомство со спра­вочной литературой, а также составление коллекций растений, на­секомых, бабочек, минералов.

Продолжительность показа одного объекта 10—12 мин. Нельзя ставить группу на обрыве, уступе скалы и в других опасных местах. Место показа выбирается на расстоянии в 2 — 2,5 раза большем, чем высота объекта, под углом наблюдения около 45°.

Вступление к природоведческой экскурсии может увеличивать­ся за счет более продолжительного инструктажа по технике без­опасности, если дорога и осмотр объекта представляют сложность и опасность для жизни (например, в горах или пещерах).

«Портфель экскурсовода» включает естественные наглядные пособия (гербарий, минералы и др.), а также фотографии, рисунки, макеты, аудиозаписи.

Наиболее доступны и вследствие этого больше других распро­странены ботанические экскурсии. Их проводят в городском бота­ническом саду, парке культуры и отдыха.

Зоологические экскурсии сопровождаются показом и наблюде­нием за животными, рассказом об их жизни, повадках, приспособ­лении к окружающей среде, значении для человека. Это могут быть экскурсии в дельфинарий или в зоопарк, зоологический музей. Если во время осмотра видно не всех животных, то можно показать их изображения на иллюстрациях, используя материалы «портфе­ля экскурсовода».

Гидрологические экскурсии проводятся по морю, рекам, озерам, к водопадам. Возможные подтемы: вода в жизни человека, рыбы, водные растения, водные насекомые. Возможно проведение гидро­логической экскурсии в дельфинарии и океанариуме.

Экскурсии могут быть тематическими, комплексными, обзорны­ми. В обзорных раскрываются географическое положение террито­рии (города), природные условия, полезные ископаемые, особенно­сти растительного и животного мира. Если экскурсия проводится в городе, показывают его ландшафтные зоны, парки и другие зеленые объекты. Экскурсовод рассказывает о связи ландшафта с городской застройкой, характеризует стили дворцово-паркового искусства, роль редких видов деревьев, кустарников в оформлении города.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник

Оцените статью