Архыз. Наскальный Лик Христа
3 минуты для чтения
Адрес: Карачаево-Черкесия, пос. Нижний Архыз
Стоимость посещения: бесплатно
Сезонность: круглый год
Активность: 526 ступеней вверх, 1 час
На холме хребта Мацешта расположился популярный объект паломничества – Лик Иисуса Христа в Архызе. Это удивительное место каждый год привлекает верующих с разных уголков планеты. Наскальное изображение окутано мифами и легендами и до сих пор не установлено его происхождение.
УДИВИТЕЛЬНАЯ ИКОНА НА ВЫСОКОЙ СКАЛЕ.
Лик Христа – это одна из самых высокорасположенных икон в мире и самое крупное изображение Христа из находящихся на территории России. Ученые склоняются к мнению, что эта икона может оказаться самым древним образом Спасителя в стране. Но до сих пор время создания Лика остается загадкой.
Долго время о существовании иконы говорилось лишь в различных местных легендах, а самое ее расположение было неизвестно. Именно из-за отсутствий каких-либо сведений о местоположении Лика его поисками никто не занимался.
Обнаружена икона была только лишь 19 мая 1999 года. Нашли Лик братья Анатолий и Сергей Варченко. Интересно то, что они много раз проходили мимо, но обнаружили изображение далеко не сразу. В один из дождливых дней молния сверкнула над одной из вершин, и братья увидели на скале заветный Лик Христа.
Изображение заметить непросто не только из-за особенностей расположения. На солнце скала отсвечивает и Лик становится почти незаметным. Поэтому в пасмурную, дождливую погоду найти его оказалось намного проще.
Образ является древней фреской, написанной методом яичной темперы. Для нанесения рисунка использовалась краска трех цветов: белого, красного и коричневого. Несмотря на это многие верующие продолжают называть изображение нерукотворным Ликом Христа. Они аргументируют такое название тем, что на такой огромной высоте нанести изображение крайне проблематично.
Истинное происхождение архызского Лика Христа до сих пор неизвестно. Из-за отсутствия каких-либо документальных сведений, историки не могут точно определить возраст иконы. Предположительно изображение датируется IX-X веками нашей эры. Дополнительным аргументом в пользу этой теории является то, что Лик обращен к Северному храму Аланского городища, который был построен в это время.
Само изображение не очень большое, всего 140 на 80 сантиметров. Расположенный над ним каменный выступ закрывает Лик от дождя, поэтому икона не пострадала от разрушительных сил природы. Также есть мнение, что ранее здесь располагалась келья, где проводились богослужения. Со временем часть стен была разрушена, от чего и обнажился Лик.
ПОДЪЕМ К ЛИКУ ХРИСТА.
Для того, чтобы попасть к Лику Христа в Нижнем Архызе необходимо преодолеть непростой путь вверх. Долгое время подъем к иконе был весьма затруднительным, так как надо было самостоятельно подниматься по крутой тропе. Со временем паломники соорудили ступени, облегчающие подъем.
Сейчас подняться на стометровую высоту к Образу можно по металлической лестнице, установленной в 2011 году. На ней есть специальные панорамные площадки, а также скамейки для отдыха. Лестница состоит из 526 ступеней и в народе прозвана «дорогой к Лику Христа». Некоторые туристы ужасаются от мысли, сколько ступенек необходимо преодолеть, но, несмотря на такую трудность, это место крайне популярно.
Если вдруг начался дождь, подъем следует перенести. Многочисленные таблички, расположенные вдоль подъема, предупреждают о возможном камнепаде в случае непогоды.
Сейчас перед иконой установлена рамка с пуленепробиваемым стеклом. Эта мера связана с событиями 2011 года, когда икону обстреляли из автомата. Также благодаря раме становится возможным детально рассмотреть лик в солнечные дни.
Вплотную к иконе подойти нельзя. Перед Ликом находится небольшая площадка, где можно остановится, рассмотреть икону, помолиться или сделать несколько фото Лика Христа на память о посещении.
КАК ДОБРАТЬСЯ.
Объяснить где находится Лик Христа в Архызе не сложно. Он расположен в поселке Нижний Архыз напротив Аланского городища. Найти лестницу к иконе легко – достаточно двигаться по трассе в направлении, противоположном Архызу, до тех пор, пока не появится расположенный возле дороги храм Спаса Нерукотворного. Именно от него и начинается подъем к иконе.
Сама церковь была построена сравнительно недавно и по своему стилю напоминает храмы Нижнеархызского городища. Внутреннее убранство весьма просто и лаконично. Возле церкви есть небольшой рынок, где можно приобрести сувениры. Также есть несколько кафе.
Архыз. Наскальный Лик Христа на карте.
Координаты: 43.686728 41.470679
Источник
Лик Христа в Архызе. Чудо на Кавказе
Лик Христа в Архызе в одной из республик Северного Кавказа в Карачаево – Черкесии на склоне горы Мицешта, напротив городища, неподалёку от обсерватории в конце 90-ых годов прошлого столетия было обнаружено чудесное изображение.
Лик Христа в Архызе сражу же оброс мифами и легендами. Местная молва что только о нём не говорила. Для верующих наскальная икона стала религиозной реликвией, для скептиков, подделкой и фальсификацией. Некоторые вообще утверждали что это проделки инопланетян. Споры не утихают до сих пор.
Армавирское местное отделение русского географического общества ( РГО ) заинтересовалось наскальным ликом Христа в Архызе и отправилась в экспедицию в республику Карачаево-Черкесию.
Мы постараемся разобраться, как на самом деле появилось это уникальное изображение, чтобы раскрыть загадку архызской иконы.
О наскальном лике написано не мало, но конкретики к сожалению, почти никакой, одни восторженные эпитеты. Интересно вот что, это едва не самая высокорасположенная икона из когда-либо существовавших в мире.
О находке известно не только от местных жителей, факт обнаружения иконы был подтверждён музейщиками, в том числе главным научным сотрудником Эрмитажа, советским и российским историком, специалистом по древнерусскому искусству, доктором исторических наук, профессором, почётным доктором Оксфордского университета и членом Петровской академии наук и искусств Борисом Викторовичем Сапуновым.
Его сын, принимавший участие в исследованиях, Валентин Борисович Сапунов, профессор, вспоминал:
«Непосредственно на место этого открытия мой отец не мог уехать в силу уже достаточно почтенного возраста и определённых сложностей, которые были на рубеже между ХХ и ХХ1 веками, ну материалы естественно дошли до него.
Он знакомился с историографией, с подробным описанием». В Архызе мы встретились с художником иконописцем, исследователем и местным краеведом Андреем Пинкиным, который рассказал нам несколько интересных деталей:
«Сам Лик Христа в Архызе находится на высоте около ста метров над уровнем реки Большой Зеленчук.
Желающим увидеть лик Христа вблизи, надо подняться по крутой лестнице. Чтобы приблизиться к архызскому чуду, нужно преодолеть более пятисот ступеней.
Паломники так и называют эту лестницу «дорога к лику Христа». Точное количество ступенек пятьсот двадцать шесть. При строительстве лестницы к лику Христа не было срублено на одного дерева. Примечательно, что лик расположен в естественном скальном гроте, защищающем его от непогоды. Если это просто стечение обстоятельств, то весьма удачное.
Лестница к лику Христа в Архызе
Изображение имеет сравнительно небольшие размеры 140х80 сантиметров. Однако как утверждают специалисты, это самое большое изображение лика Христа на территории России. Непосредственно наверх к самому лику подниматься нельзя из соображений безопасности, уж очень крутая скала, поэтому была создана смотровая площадка».
Поднявшись на смотровую площадку, нам удалось увидеть архызское чудо так близко, как только возможно. Рассматривая лик Христа вблизи, мы пришли к выводу, что все рассказы о том что лик вблизи кажется игрой света и тени не состоятельны, это действительно произведение живописного искусства, которое не возможно было бы создать в тесном помещении и это ответ на ещё одну гипотезу о том, что, дескать лик был нарисован в некоей монашеской келье.
Его вблизи даже разглядеть очень сложно, пропорции искажаются, и это ещё один повод отдать должное художнику, который даже трещину в скале умело вписал в это произведение, снизу она выглядит как терновый венец.
Андрей Пинкин размышляет: «Всё это и вправду чудесно! После очень долгого и трудного пути, обнаруживая все эти удивительные мелочи, любой путешественник, будь он верующий или атеист готов подтвердить, при взгляде на икону, будто возвращаются при подъёме затраченные силы. Но у такой популярности есть и свои минусы.
Изображение уже немало пострадало от чересчур рьяного поклонения. Несмотря на то, что лик полагается созерцать со смотровой площадки, некоторые энтузиасты подбираются к нему прямо с молотком и откалывают на память кусочки скалы или дорисовывают изображение, царапая камень. Дважды на образе появлялись две выбоины в которые можно ладонь вложить. Я не знаю как они исчезли.
То есть теперь их нет. Говорят что даже на иконе были замечены следы от пуль, т.е. кто – то стрелял в архызского Христа.
После этого перед иконой установили защитный экран. В качестве дополнительной защиты от вандалов повесили табличку с надписью «исторический памятник охраняется государством», а ниже приписка
«Братья и сёстры помолимся о душах тех несчастных, кто по невежеству осквернил письменами древнюю святыню и срубил деревья, которыми Господь окружил святой образ, дабы они корнями хранили скалу от обрушения».
Итак, что же это? Природный феномен или творение рук человеческих? По мнению верующих наскальный лик Христа в Нижнем Архызе – это нерукотворный образ явленный людям, дар небес.
И потому не нужно пытаться найти данному явлению какое – то рациональное объяснение. Чудо, оно и есть чудо. Главным аргументом в пользу этой точки зрения, считается тот факт, что написать икону на скале довольно сложно. Да и вообще, возможно ли? И даже просто взобраться на эту скалу, уже подвиг.
Сейчас то есть лестница, но её построили всего то несколько лет назад и уже после открытия архызского чуда.
Кроме того художнику который создал образ, пришлось бы принести с собой наверх краски, кисти и прочие принадлежности. Вдобавок этот путь вверх и снова вниз нужно проделать не один раз. Рискованное и трудновыполнимое занятие.
Храм напротив лика Христа в Архызе
Но возможно дело того стоило. Смотря какую цель преследовал создатель архызского чуда. Вот что думает по этому поводу местный священник, протоиерей, благочинный церквей Южного Карачаево – Черкеского церковного округа Евгений Субтельный:
«Вера у человека бывает очень слаба. Для того чтобы как то укрепить её, нужны некие движущие мотивы, назовём их так. Для кого то вид этой иконы, написанный на скале достаточно высоко на горе, может быть станет тем фактором, который побудит его слабую веру».
Итак, вместе со специалистами мы пытаемся разобраться кто, когда и с какой целью мог создать столь необычную фреску? Вот одна из версий. В конце Х1Х века по Кавказу путешествовал художник и археолог Дмитрий Михайлович Струков ( 1828 – 1899 ).
Именно на берегах большого Зеленчука им было обнаружено знаменитая зеленчукская надпись, древнейший памятник осетинской письменности. В окрестностях Архыза Дмитрий Михайлович побывал дважды и перерисовал сохранившиеся фрагменты великолепных фресок, украшавших стены расположенных здесь древних храмов.
Известно также что Струков Д.М. создал также для одного из местных монастырей копию с Гребневской иконы Божией Матери. По легенде икона эта была когда то поднесена самому Дмитрию Донскому и считается чудотворной.
Может прославленный мастер создал тогда же и ещё один образ, наскальный лик Христа? Эту версию можно услышать и от некоторых экспертов.
Источник
Как «потаенный лик Христа» из Архыза стал загадкой для науки
В горном районе Архыз в Карачаево-Черкесии на одной из скал запечатлен лик Иисуса Христа, который местные жители называют потаенным. Он был явлен при загадочных обстоятельствах всего 20 лет назад. Ученые спорят о его происхождении, а верующие говорят о мистической силе этого образа. В тайнах кавказского изображения Христа разбирался корреспондент РИА Новости.
Отшельник
В конце 80-х в маленьком селе Нижний Архыз не пойми откуда появился старичок. Он был одет неприметно, ходил с палкой и ни с кем не разговаривал. Это не на шутку обеспокоило астрофизиков, которые работали в обсерватории неподалеку. Когда старик исчезал, его пытались найти в окрестных лесах — безуспешно.
Ученые видели его всего несколько раз. И, что странно, всегда у горы Мицешт, возвышающейся над долиной реки Большой Зеленчук.
И однажды, в конце 90-х, старец неожиданно пришел к местным жителям Сергею и Анатолию Варченко. Он представился Иваном Ильичом и рассказал, что в горах Нижнего Архыза спрятан нерукотворный лик Иисуса Христа. Братья поверили отшельнику и приступили к поискам.
© РИА Новости / Денис Абрамов
Храм Спаса Нерукотворного в поселке Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии
Однако им постоянно мешала неведомая сила: то они заблудятся, то не дойдут до вершины скалы, где предположительно находится образ. Как потом вспоминал Сергей Варченко, мимо загадочного лика Христа они проходили аж семь раз. И наконец…
«Метр за метром я поднимался наверх по крутому склону. Лил дождь, сверкали молнии, грязь липла к ботинкам. Подъем давался невероятно тяжело. Я цеплялся за ветки и корни деревьев, но все равно шел. Как выбрался на площадку — не знаю. Помню только, что почувствовал на себе взгляд, прямой, спокойный. Взгляд, который ни с чем не спутаю и не забуду никогда», — вспоминает Сергей Варченко.
Он обернулся и увидел на склоне скалы большой мужской портрет, размером почти с самого Сергея — около полутора метров в высоту. Этот образ Сергею был хорошо знаком, ведь его можно увидеть на иконе «Спас Нерукотворный»: длинные волосы, плавные черты лица и пронзительный взгляд.
Братья Варченко рассказали односельчанам об обнаруженном лике Христа. Но когда жители Нижнего Архыза в один из солнечных дней пришли к скале, то ничего не увидели. Оказывается, лик отчетливо проступает только утром или вечером.
Через полтора года после этих событий загадочный отшельник Иван Ильич умер. Однако дом, в котором он жил, так и стоит в лесу.
© РИА Новости / Евгений Биятов
Лик Иисуса Христа на скале у Храма Спаса Нерукотворного в поселке Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии
Место испытаний
Конечно, как только лик Христа был явлен, к нему сразу же потянулись паломники. Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов) был одним из первых, кто молился тогда перед этим образом.
«Я в то время был студентом семинарии и прекрасно помню, как мы взбирались по опасному склону. Хватались за деревья, чтоб не упасть, и держали друг друга», — рассказывает архиерей.
Свои первые впечатления от увиденного образа он отчетливо помнит и спустя 20 лет. Прежде всего его поразил пронзительный взгляд Спасителя.
«Когда ты молишься перед этим ликом, то хорошо ощущаешь, что становишься перед Вечностью. Это удивительный взгляд, доброта, которая особенно ощущается здесь, в горах. Я ведь родился и вырос здесь. Горы — это всегда место испытаний не только для тебя самого, но для людей, находящихся рядом. Испытание на взаимовыручку и на готовность даже пожертвовать собой», — признается владыка в беседе с РИА Новости.
Загадочный образ Спасителя находится в весьма труднодоступном месте, чуть ли не на самом краю отвесной скалы. И только недавно для безопасности паломников и туристов там сделали лестницу.
«Точнее, это целый каскад лестниц. Но все равно дорога к лику Христа очень трудна. К середине пути даже у крепких мужчин появляется одышка. Но, что удивительно, к образу идут и старики и дети — они как-то умудряются находить в себе силы. Потому что в конце пути, когда ты видишь образ, пронзительный взгляд Спасителя, усталость улетучивается», — рассказывает корреспонденту РИА Новости православный журналист Александр Егорцев, неоднократно бывавший здесь.
Мистификация художника?
Возможно, многочисленных паломников влечет загадка происхождения образа. Есть даже поверье, что он был явлен чудесным образом. Однако специалисты уверены в его рукотворном происхождении. Вот только они ожесточенно спорят о времени создания. И некоторые зацепки у них есть.
Летом 1888 года по архызским горам путешествовал известный художник и археолог Дмитрий Струков. На берегах Большого Зеленчука он случайным образом наткнулся на могильную плиту, изрезанную греческими буквами. Попытался прочесть надпись, не преуспел. Его коллега Всеволод Миллер, изучив плиту, пришел к выводу, что это древнеосетинский язык, для письменного варианта которого использовался греческий алфавит.
Попутно Струков перерисовывал фрески древних храмов, построенных в Архызе в начале X века. И возможно, он и запечатлел лик на одной из скал, подражая древним художникам.
© РИА Новости / Мария Шустрова
Северный Зеленчукский храм (Х век)
«Может быть, там и был какой-то образ, а Струков его просто дорисовал. Во всяком случае, это изображение создано не так давно», — утверждает в беседе с РИА Новости сотрудница Нижне-Архызского музея Валентина Трифонова.
Впрочем, у этой версии есть одно существенное но: путешествие художника по Кавказу подробно задокументировано и о наскальных рисунках нигде не упоминается. Вдобавок ученые сделали анализ краски архызского лика и поняли, что она гораздо старше времен, когда жил Струков.
Однако именно найденная им могильная плита привлекла в Архыз исследователей, обнаруживших тут многочисленные погребения. А местный краевед Василий Сысоев выяснил, что часть здешних пещер имеет искусственное происхождение. Их выдолбили примерно в X веке — но для чего?
Ориентир для караванов
В начале X века Константинопольский патриарх Николай Мистик направляет на Северный Кавказ миссионеров. И именно в долине реки Большой Зеленчук появляются храмы. Первый, Георгиевский, был кафедральным, его возвели в 916 году. Другие два построили спустя примерно 50-70 лет. По их наличию ученые предположили, что именно здесь находился главный город древнего осетинского государства — Магас (или Маас). А в окрестностях, по всей видимости, селились греческие монахи. Именно они и могли оставить образ Христа на горе Мацешт.
«Судя по стилю и технике написания, создатель образа был хорошо знаком с византийской иконописью, а возможно, был выходцем из Византии. Скорее всего, он жил в келье на склоне ущелья. Стена его жилища, возможно, обрушилась, и лик стал явлен. А может, это был домовый храм», — допускает владыка Феофилакт.
Таких образов было очень много. Архиепископ отметил, что еще в первое посещение скалы с ликом Христа услышал от местных, что на одной из соседних гор скрыт похожий лик Богоматери. То есть в окрестностях древнего Магаса могла быть целая монашеская республика.
Некоторые специалисты сомневаются, что здесь жили монахи. Во-первых, неподалеку проходил Великий шелковый путь, всегда оживленный. Кроме того, находившийся рядом город Магас, скорее всего, был гораздо крупнее, чем принято представлять.
«Город был большой, занимал 63 гектара и по площади превосходил Древние Афины. И он стоял как раз на Великом шелковом пути из Константинополя в Китай», — отмечает археолог Сергей Кузнецов.
Поэтому вполне возможно, что лик Христа иконописцы оставили на господствующей над зеленчукской долиной скале для невидимой защиты многочисленных караванов. А еще образ вполне мог служить ориентиром для путников.
Возможно также, как считают некоторые краеведы, иконописцы создали икону в качестве оберега Магаса во время эпидемии чумы в XII-XIII веках. В пользу этой версии говорит тот факт, что лик Христа как раз обращен туда, где некогда был древний город.
Так или иначе, несмотря на неустановленное точно до сих пор происхождение лика Христа, поток паломников и туристов к образу с каждым годом только возрастает. Видимо, в попытках разглядеть в глазах Спасителя ответ на великую тайну.
Источник