Арктика как важный геостратегический регион столкновений национальных интересов ведущих стран

Арктика – это важный геостратегический регион столкновения национальных интересов России с ведущими зарубежными странами

С такой темой доклада 29 марта 2017 года выступил на очередном заседании географического клуба перед студентами Ярославского филиала ЛГУ им. А.С. Пушкина к.г.н. доцент Вадим Александрович Невзоров. Его выступление вызвало интерес у студентов, которые не только внимательно слушали, но задали докладчику немало вопросов. В своем выступлении он остановился не только на истории освоения Арктики, но и на причинах столкновения политико-экономических интересов ведущих стран мира по поводу этого масштабного региона.

«Стратегический характер интересов России в Арктике обусловлен размахом присутствия и ролью нашей страны в рассматриваемой зоне, а также удельным весом «арктической» экономики в общем балансе страны и ее перспектив на обозримое будущее. Несколько цифр. Из 38 700 км арктического побережья на долю России приходится 22600 км (58%). Арктическая зона Российской Федерации имеет площадь около 9 млн. кв. км, что составляет 18% территории страны, здесь проживает более 2,5 млн. человек, – да, это менее 2% населения страны, но более 40% населения всей мировой Арктики. В Российской Арктике производится около 20% ВВП России и до 22% общероссийского экспорта.

Стратегические интересы России в Арктике обусловлены сложными и масштабными задачами освоения энергетических ресурсов и других полезных ископаемых прибрежного шельфа, морского и океанического дна. Общая стоимость разведанных и прогнозных ресурсов энергетического и минерального сырья российской зоны Арктики превышает на сегодня 15 трлн. долл. США. Здесь сосредоточен уникальный углеводородный потенциал страны: пятая часть нефтяных и 62% газовых ресурсов. Здесь находятся и крупнейшие месторождения угля, золота, редких металлов, а также огромные запасы водных биологических ресурсов.

Читайте также:  Страны восточной африки бурунди

Важной задачей обеспечения интересов России в Арктике сегодня является окончательное уточнение и закрепление соответствующими международно-правовыми актами границ российского континентального шельфа и линий разграничения исключительных экономических зон с остальными арктическими государствами. Решается вопрос о расширении континентального шельфа России по подводному хребту Ломоносова, в частности подана заявка нашей страны в комиссию ООН. В 2010 году решен вопрос о морских границах с Норвегией.

В военно-стратегическом отношении значение Арктики для России определяется наличием здесь значительной части российского ракетно-ядерного потенциала, военно-космических объектов и средств, важной военно-промышленной инфраструктуры и других стратегических объектов, предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Фактором стратегической значимости для России в Арктике становится постепенное расширение возможностей для мореплавания, в том числе международного, по маршруту Северного морского пути или параллельно ему за пределами территориальных вод и экономической зоны России. Северный морской путь – самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию. Поэтому Россия может получить в свои руки дополнительный источник доходов от морского транзита через ее территориальные воды, если вовремя и полностью воспользуется появляющейся возможностью».

Открывает заседание географического клуба доцент кафедры экономики и управления В.И Корнилов

Докладчик — доцент В.А. Невзоров

Один из фрагментов видеофильма об «Арктике»

Источник

АРКТИКА КАК ВАЖНЫЙ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕГИОН СТОЛКНОВЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 1/2009, стр. 3-11

АРКТИКА КАК ВАЖНЫЙ ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕГИОН СТОЛКНОВЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Полковник А. БАРАННИК,

кандидат технических наук;

капитан 3 ранга И. ВОЗНЮК

кандидат военных наук

Под полярным сектором понимается пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной — Северный полюс, а боковыми границамимеридианы, соединяющие Северный полюс с крайними точками северной границы территории данного государства. В соответствии с данным определением, каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающего к нему континентального шельфа, хотя эти районы и не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий.

Рост зависимости мировой экономики от энергоресурсов, и в первую очередь от нефти и природного газа, привел военно-политическое руководство (ВПР) ряда зарубежных стран к необходимости активной разработки новых стратегий продвижения своих национальных интересов в зоне Арктики, распространяющихся на все ключевые сферы внешнеполитического регулирования — от научных исследований и мирного освоения арктических вод до широкомасштабных военных мероприятий в районах Северного Ледовитого океана. Вопросы о национальной принадлежности недр данного региона, в которых, по предварительным оценкам, залегает до 25 проц. всех неразведанных ресурсов нефти и газа в мире, для многих северных стран стали первоочередными, что, в свою очередь, повысило вероятность столкновения национальных интересов в Арктике и возникновения там кризисных ситуаций. Большое влияние на возрастание интереса к данному региону оказало глобальное потепление, обусловившее обширное таяние ледников.

США. ВПР страны уделяет повышенное внимание перспективам освоения Арктики и склоняется в сторону выработки стратегии, направленной на занятие доминирующих позиций США в этом регионе. С одной стороны, это означает усиление политической, экономической и военной активности Соединенных Штатов в Арктике, а с другой — поиск возможностей для оказания решающего влияния на деятельность других стран в регионе.

Особенностью подхода к проблеме национального освоения Арктики и международного сотрудничества в данной области является то, что эта тема формально не находится в числе приоритетов национальной безопасности США. Тем не менее анализ официальных документов свидетельствует о проведении в политических и экспертных кругах страны серьезной работы по подготовке и выделению важнейших направлений деятельности в Арктическом регионе. Это позволяет говорить о том, что данная тема относится к скрытым приоритетам политики национальной безопасности государства, публичное обсуждение которых признано нецелесообразным.

Фактический вывод темы экономической и политической активности Соединенных Штатов в Арктике в информационную тень связан с подготовкой новых инициатив общенационального характера, которые будут направлены на укрепление военно-политического доминирования в регионе и активизацию экономически рентабельного освоения его природных ресурсов. Очевидно, что выработка такого курса в отношении Арктики будет осуществляться в рамках господствующих представлений о необходимости максимального укрепления лидирующих позиций США на международной арене.

Делимитация границ арктического шельфа по взглядам военно-политического руководства США

Концептуальную основу для теоретического обоснования новой стратегии в данном регионе предоставила так называемая Комиссия США по арктическим исследованиям, занимающаяся разработкой политики в Арктике. В ее докладе «Цели и задачи арктических исследований на период 2005-2008 годов» сознательно подчеркивается именно арктический статус Соединенных Штатов, налагающий особую ответственность на Вашингтон, и говорится, что «США -это арктическая страна. Результатом присутствия в Арктике у нас являются как возможности, так и обязанности в регионе». Ранее такая жесткая увязка Соединенных Штатов с данным районом оставалась на периферии концептуальных построений американской внешней политики.

В подготовленном документе комиссия особое значение придает военной составляющей подхода США к Арктике с точки зрения проблем обеспечения национальной безопасности. Констатируется, в частности, существенное возрастание геополитического значения Аляски?, Связывается это с двумя факторами — террористической угрозой, требующей укрепления пограничной безопасности, и созданием системы национальной ПРО.

Отмеченные выводы легли в основу доклада президента на слушаниях в конгрессе в апреле 2008 года, где было выделено, что исключительная важность Арктического региона для США требует скорейшей ратификации международной Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. По оценкам американских специалистов, с учетом всех островов в морях и океанах, которыми владеют Соединенные Штаты, присоединение шельфовых территорий увеличит общую площадь территории страны сразу на 4,1 млн км2. В результате США по площади обойдут Китай, Канаду и даже Россию с учетом их собственных расширенных владений и станут самым крупным государством в мире. Кроме того, они смогут претендовать на природные ресурсы общей стоимостью 1,3 трлн долларов, включая ресурсы нефти на 650 млрд только на шельфе Аляски.

Делимитация границ арктического шельфа по взглядам военно-политического руководства Канады

В результате слушаний в поддержку Комиссии по арктическим исследованиям США была учреждена специальная межведомственная «Группа анализа и оценки обстановки в Арктике», для обеспечения работы которой было выделено 8 млн долларов. Руководит группой госдепартамент. В ее состав включены представители министерства военно-морских сил США, береговой охраны, входящей в структуру министерства внутренней безопасности США, а также службы управления минеральными ресурсами, которая отвечает за запасы нефти, природного газа и других минералов на внешнем континентальном шельфе США.

В июле 2008 года на расширенном заседании группы, собранном для анализа результатов научно-исследовательской и геолого-разведывательной деятельности Соединенных Штатов в Арктике, обсуждалось прямое использование для этих целей подводных лодок, а также строительство атомных ледоколов. Для выработки окончательных предложений были сформированы рабочие подгруппы с задачей подготовки соответствующих докладов к декабрю 2008 года. На заседании была представлена также концепция разграничения арктического морского дна в соответствии с возможными вариантами развития обстановки в Арктике и внешнеполитическими позициями прибрежных арктических государств.

Деятельность США в Арктике в целом осуществляется в русле выработанного внешнего стратегического курса, направленного на прямое или косвенное выдавливание приполярных стран из процесса освоения этой территории.

На слушаниях в сенатском комитете по экологической и общественной деятельности (февраль 2008 года) в ходе выступлений экспертов, сенаторов и представителей действующей администрации высказывались прямые заявления, что предпринимаемые сегодня со стороны России и Канады действия направлены на укрепление их позиций в Арктике и, как следствие, ослабление в регионе позиций США. Реализуемый курс приполярных стран, направленный на юридическое закрепление за собой территорий арктического шельфа, рассматривается как угроза национальным интересам Соединенных Штатов. Как отметил на вышеуказанных слушаниях представитель комиссии Дж. Нортон, «США исключены из обсуждения заявлений России и Канады по границам их континентального шельфа в Арктике — вопроса, который напрямую затрагивает интересы нашей страны, и особенно штата Аляска». В связи с этим интенсификация политики США в Арктике, в том числе и путем включения в соответствующие международные институты и присоединения к международным договорам, рассматривается как необходимое условие для сдерживания «территориальной экспансии» прямых конкурентов в регионе.

Для решения этой задачи американское ВПР вырабатывает перечень возможных территориальных претензий США на арктический шельф, который, в случае их поддержки на международной арене, сделает страну активным участником «арктического диалога». Особый вклад в проведение данной работы и реализацию курса США в отношении Арктики вносят представители политической элиты самого северного штата страны — Аляски. Именно там выдвигаются наиболее кардинальные планы, касающиеся разграничения и последующего использования шельфа.

Текущая позиция Соединенных Штатов по делимитации (разграничению) границ арктического шельфа представлена на рис. (стр. 4). Характеризуя ее, следует отметить, что США не принимают не один из вариантов определения границ арктического шельфа, предлагаемых сегодня приполярными государствами. Американское ВПР рассчитывает на территорию, простирающуюся на 600 морских миль (965 км) от Аляски к полюсу. При этом, как считают в Вашингтоне, на самом Северном полюсе высвободится «ничейная территория» площадью около 3 млн км2, где пользоваться природными ресурсами смогут все субъекты международных отношений.

В рамках реализации своих интересов в Арктике руководство США особое внимание уделяет формированию негативного отношения к приполярным государствам, как к непосредственным конкурентам за контроль в регионе. Уже сейчас в рамках данной стратегии Вашингтон проводит кампанию, направленную на дискредитацию действий России и Канады в Арктике в глазах американского и международного сообщества, различных политических институтов. Для продвижения американских интересов в регионе предполагается задействовать также рычаги влияния внутри этих стран — американские и транснациональные нефтяные и газовые компании, претендующие на ведение добывающей деятельности в Арктике, международные экологические организации и другие структуры.

Конкретные претензии в этом смысле предъявляются к России в отношении использования Северного морского пути (СМП) и к Канаде по задействованию Северо-Западного прохода (СЗП) близ берегов Аляски. Американское экспертное сообщество при поддержке представителей ВПР США выдвигает тезис о необходимости добиваться максимальной «интернационализации» как СМП, так и СЗП, понимая под этим получение возможности свободного использования этих морских транспортных магистралей.

Подтверждением выработанной позиции служит доклад комиссии США по арктическим исследованиям «Арктический океан и изменение климата: сценарий для военно-морских сил США», опубликованный в 2007 году. В нем прямо указывается, что противоречия по поводу СМП становятся важным пунктом в повестке российско-американских отношений. «США продолжают настаивать на том, что покрытые льдом проливы СМП являются международными и представляют собой субъект транзитных перевозок; Россия продолжает считать проливы своими внутренними водами. Скорее всего, это останется спорным политическим вопросом между Соединенными Штатами и Россией». Кроме того, в докладе прогнозируется, что проблема использования СМП станет предметом уже более серьезных разногласий и даже «конфликтов между США и Россией». В докладе отмечается: «Россия и Канада следуют политике, согласно которой все пригодные для навигации проливы в Северном морском пути находятся под их эксклюзивным контролем. У Соединенных Штатов подход к определению статуса этих проливов отличается от точки зрения указанных стран. По мере того как эти проливы будут все больше задействованы в международном трафике, вероятно возникновение конфликтов».

Важнейшим перспективным направлением деятельности государств в Арктике, по взглядам американского ВПР, является экономическая деятельность. В связи с этим в Вашингтоне оценивают все возможные пути обеспечения лидирующей роли США в регионе, а также методы ограничения таких преимуществ у государств-конкурентов.

Официальную позицию Белого Дома по этой проблеме выразил помощник госсекретаря по морским и международным экологическим и научным делам Дж. Тернер на слушаниях в конгрессе весной 2008 года. Он отметил: «В то время как Россия и другие страны начинают заявлять свои претензии на богатства шельфа, США должны защищать свои экономические и территориальные интересы».

ПЛА «Хэмптон» ВМС США на Северном полюсе, 2004 год

РЛС системы ПРО США на Аляске

Ледокол «Хили» береговой охраны США осуществляет глубоководные сонарные замеры в Арктике

Поэтому ведущие американские эксперты разрабатывают соответствующие предложения по выходу на рынок газо- и нефтедобычи в Арктике и закреплению там в качестве регионального лидера. При этом выбранная тактика по установлению прямого или косвенного контроля над ресурсами Арктики рассматривается Вашингтоном в том числе с точки зрения глобальной борьбы за лидерство с Европейским союзом, позиция которого определяется стремлением исключить на время Арктический регион мира из активного экономического оборота и свести его освоение к реализации ограниченных экологических программ, по сути консервирующих экономическую деятельность.

Между тем экологическая тематика относится к основным приоритетам внимания со стороны США к действиям зарубежных государств в Арктике. Американские специалисты уже сегодня разворачивают скрытую информационную войну, в результате которой в глобальное информационное пространство периодически вбрасываются различные сценарии на тему нарушений приполярными странами стандартов использования окружающей среды. Пока это носит характер скрытой кампании, однако нельзя не отметить тенденцию, согласно которой фоном к сюжетам о деятельности России, Канады и Дании в Арктике становятся разнообразные экологические проблемы.

В целом ведущие американские специалисты считают, что сформировавшаяся международная база охраны природы и экологии, действующие нормативные документы, потенциал международных экологических организаций позволяют в перспективе успешно проводить мероприятия «по защите национальных интересов в этой области» и ограничивать любую деятельность приарктических государств в экономической, военно-стратегической и иной сферах, противоречащую этим интересам.

Канада. Характеризуя особенности внешней политики Канады в Арктическом регионе, следует отметить, что к настоящему времени именно в Оттаве сформирована наиболее полная концептуальная база продвижения национальных интересов в регионе. По сути, по состоянию на 1996 год Канада являлась единственной страной, готовой реализовывать свою внешнюю политику в регионе Арктического бассейна, создав соответствующую нормативно-правовую базу, организационную структуру и модель международного сотрудничества, отражающую ее интересы.

8 июня 2000 года канадское ВПР провозгласило «новую со времен «холодной войны» внешнюю политику» по всем вопросам международного сотрудничества в Арктике. Основные принципы «новой политики» изложены в специальном заявлении канадского МИДа, которые в том числе адресованы властям в Дании, Исландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, России и Соединенных Штатах.

В соответствующем заявлении руководителя канадского внешнеполитического ведомства Л. Эксвоси отмечалось, что отныне МИД берет под контроль всю деятельность Канады в Арктике. Таким подходом национальное ВПР намеревается исключить действие созданных еще в период «холодной войны» методов уступок и конфронтации и перейти к тотальной глобализации не только экономических, но и политических процессов в регионе. В заявлении дипломата отмечалось следующее: «Мощный информационный импульс высветил огромное значение арктического региона как мировой арены взаимодействия и кооперации».

Министры иностранных дел приполярных государств демонстрируют готовность к обсуждению любых проблем в Арктическом регионе (2008 год, второй слева глава МИД России С. Лавров)

Специалисты канадской береговой охраны в поисках перспективных мест базирования своих военных объектов в Арктике

На сегодняшний день в Канаде основным органом, ответственным за выработку и реализацию интересов страны в этом регионе, является Федеральный совет по Арктике. Его председателю предоставлены полномочия премьер-министра при решении вопросов в регионе. Все нефте- и газодобывающие, научно-исследовательские, а также военные органы и структуры, привлекаемые к их реализации, подотчетны этому органу.

Итогом работы Федерального совета в 2005 и 2006 годах стала «Генеральная программа канадской политики в Арктике и на Крайнем Севере», предполагающая выделение соответствующих инструментов (структур и органов) для ее реализации. В программе определены четыре основных направления:

-усиление безопасности и процветания канадцев, в первую очередь всех северян и аборигенов;

обеспечение полного и абсолютного суверенитета Канады на Севере;

установление Арктического региона как своеобразного «пульсирующего геополитического тела», интегрированного в управляемую глобальную систему;

повышение безопасности страны и каждого ее гражданина в условиях Севера и устойчивости развития Арктики.

В настоящее время канадское ВПР нацелено на значительное усиление позиций страны в регионе уже в ближайшем будущем за счет поэтапной реализации данной программы и участия в проектах, ставящих своей целью расширение экономических шельфовых зон прибрежных стран в Арктике. При этом особую роль будет играть усиление национальной военной составляющей в регионе как гаранта стабильности и защиты интересов при реализации выше-отмеченных проектов.

Угрозы своим интересам в Арктическом регионе Канада рассматривает преимущественно в плоскости существующих внешнеполитических отношений с США.

С одной стороны, Соединенные Штаты являются «ближайшим» соседом, выступающим крупнейшим торгово-экономическим партнером, ближайшим по-1 литическим и военным союзником, с которым ее связывают членство в НАТО и сотни двусторонних соглашений о сотрудничестве.

С другой стороны, военное превосходство США над Канадой, вооруженные силы которой насчитывают всего 60 тыс. человек, огромно, а объем внутренней торговли между канадскими провинциями уступает объему торговли любой из этих провинций с США. Подобная асимметрия потенциалов сильнейшим образом сказывается на всей государственной деятельности Канады, в том числе и на ее внешней политике в Арктике.

На фоне сложившейся обстановки расширяются противоречия между двумя странами в этой зоне. В 1997 году Оттава объявила проливы между своими северными островами (Северо-Западный проход) территориальными водами, с чем не согласился Вашингтон, который настаивает на статусе международных вод проливов. Разногласия привели к дипломатическому конфликту. В результате в качестве аргумента в пользу своей точки зрения на проблему проливов Оттава проводит демонстрационные военные учения в Арктике и патрулирование отдаленных арктических территорий силами резервистов. Цель канадского ВПР состоит не только в усилении контроля над своей территорией, но и в обеспечении устойчивых позиций на будущих переговорах о Северо-Западном проходе — стратегически важном морском пути из Европы в Азию вдоль северного побережья Канады.

Кроме споров относительно Северо-Западного прохода у Канады с США не урегулированы также разногласия и по поводу границы между американской Аляской и канадской провинцией Юкон. Учитывая тот факт, что в этом районе залегают нефтеносные пласты, между этими странами возможна эскалация противоречий.

По взглядам военно-политического руководства Канады, для всестороннего обеспечения национальных интересов в Арктике, страна должна обладать акваторией между Северным полюсом и своим арктическим архипелагом. Об этом свидетельствуют, в частности, географические карты Канады, на которых обозначены северные границы, проходящие как продолжение между Аляской и Юконом на западе, а также между канадским островом Элсмир и Гренландией на востоке, и встречающиеся на Северном полюсе. Для утверждения выработанной концепции на международном уровне Оттава предлагает и соответствующий подход к делимитации границ арктического шельфа (см. рис. на стр. 5).

Характеризуя такой подход, следует отметить, что ВПР страны придерживается варианта «секторного» раздела — границы проходят от оконечностей национальных территорий прямо по меридианам до самого полюса. Арктика при таком разделе границ делится, словно макушка сферы, на неравные части. При этом Россия получает крупнейшую часть (около 5,8 млн км2), далее идет Канада, потом Дания, Норвегия и на последнем месте — США.

В обеспечение такой позиции, высшее политическое руководство Канады предпринимает «всеобъемлющие усилия по защите территориальных прав». При этом в случае попыток отторжения принадлежащих ей территорий, по заявлениям канадских военных, национальные ВС будут готовы обеспечить их защиту с применением силы. Уже сейчас они проводят «демонстративное» эскортирование кораблей и судов любой национальной принадлежности (и особенно США) в районе Северо-Западного прохода.

Заявляя свои права на шельф, Оттава, вместе с тем, резюмирует, что позволит судам других стран беспрепятственно следовать в отмеченных водах при условии предварительного направления заинтересованной стороной запроса и получении со стороны Канады соответствующего разрешения. Данные условия, по заявлениям официального представителя кабинета министров Канады, будут являться «обязательными и распространяться на всех участников международных отношений».

Однако в настоящее время страна не обладает ВМС, которые были бы способны решать поставленную задачу и были бы оснащены для действий в арктических льдах. Собственно, поэтому для патрулирования арктических регионов канадским военным руководством выбран период с июня по август, тогда как к зиме патрулирование должно прекратиться.

Помимо территориальных споров с Соединенными Штатами у Канады сохраняются претензии к Дании. Уже более 30 лет стороны не могут договориться о принадлежности необитаемого о. Ханс, который позволяет контролировать Северо-Западный проход. По оценкам канадских специалистов, речь идет не о земле (ее размер всего 950 м2), а прежде всего о ресурсах, залегающих в акватории острова.

До сих пор за эту островную территорию шла «флажная» война. Экспедиции Канады и Дании по очереди водружали на о. Ханс свои стяги. Однако в последние годы процесс раздора перешел в новую фазу. Оттава провела в этом районе военные учения, при этом глава национального министерства обороны высадился на спорной территории, вызвав своими действиями протест со стороны Копенгагена. Дания направила к острову патрульный корабль, который обозначал военное присутствие королевских ВМС.

Канада наравне с Данией стремится доказать также, что хребет Ломоносова (на который претендует и Россия) состыкован с канадским о. Элсмир и пока еще датской Гренландией. С этой целью указанные страны проводят комплексные научно-исследовательские экспедиции в районе Гренландского моря, в ходе которых они ведут изучение рельефа морского дна и берут пробы грунта.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Источник

Оцените статью