Ассоциация стран юго восточной азии деятельность

Центр АСЕАН при МГИМО МИД России

category[‘url’];?>»> category[‘name’];?>

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии

Документы:

Статьи:

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке. Первоначально в нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Позднее присоединились Бруней-Даруссалам (1984 г.), Вьетнам (1995 г.), Лаос и Мьянма (1997 г.), Камбоджа (1999 г.). Статус наблюдателя имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор. В настоящее время рассматривается вопрос о принятии Восточного Тимора в полноправные члены Ассоциации, создана соответствующая рабочая комиссия.

Юридической базой взаимоотношений стран «десятки» служат три декларации согласия АСЕАН – 1976 г., 2003 г. и 2011 г., а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г., допускающий с 1987 г. возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 г. к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 г. – Япония и Пакистан, в ноябре 2004 г. – Россия и Южная Корея, в июле 2005 г. – Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 г. – Австралия, в июле 2009 г. – США, в июле 2010 г. – Турция и Канада.

15 декабря 2008 г. вступил в силу Устав АСЕАН. Высший орган АСЕАН – встречи глав государств и правительств (саммиты), которые проходят дважды в год (как правило, весной и осенью). Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Координационный совет АСЕАН в составе министров иностранных дел. На регулярной основе созываются встречи профильных министров и старших должностных лиц по конкретным направлениям взаимодействия.

Читайте также:  Экономика стран мира интересные факты

В Джакарте действует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. В настоящее время (2008-2012 гг.) этот пост занимает бывший министр иностранных дел Таиланда Сурин Питсуван.

В целях улучшения взаимодействия на базе Секретариата Ассоциации создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН, в который каждое государство «десятки» назначило своего постпреда в ранге посла.

Председатель АСЕАН сменяется ежегодно на ротационной основе (в 2011 г. – Индонезия, в 2012 г. – Камбоджа, в 2013 г. – Бруней, в 2014 г. — Мьянма).

В 2003 г. лидерами объединения одобрена концепция Сообщества АСЕАН, предусматривающая в качестве триединой задачи создание в рамках Ассоциации к 2020 г. (позднее этот срок был перенесен на 2015 г.) Сообщества политики и безопасности, Экономического сообщества и Социально-культурного сообщества. На ее реализацию нацелена «Вьентьянская программа действий», принятая на 10-м саммите АСЕАН в ноябре 2004 г. Этот документ ставит задачу более тесной интеграции и параллельного сокращения разрыва в уровнях развития стран-членов.

Образованы Советы трех сообществ (в составе профильных министров), курирующие деятельность «секторальных» органов Ассоциации. В 2009 г. на 14-м саммите АСЕАН в Таиланде принята «дорожная карта» формирования Сообщества АСЕАН на 2009-2015 гг. В 2010 г. на 17-м саммите АСЕАН одобрен Генеральный план взаимосвязанности АСЕАН, направленный на развитие внутриасеановской интеграции за счет объединения ее транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры.

В ходе 19-го саммита «десятки» в Индонезии принято решение о создании в Ассоциации к 2022 году «общей платформы по глобальным проблемам», предполагающей формирование консолидированной позиции «десятки» по актуальным мировым проблемам. «Мозговым центром» деятельности на этом направлении призван стать Институт мира и согласия АСЕАН, учреждение которого запланировано в 2012 году.

Важное место в асеановской внешнеполитической деятельности занимают усилия по созданию в ЮВА зоны, свободной от ядерного оружия. Соответствующий договор был подписан в Бангкоке в 1995 г. и вступил в силу в 1997 г. 12 июля с.г. в Пномпене планируется принять дополнительный протокол к этому договору, закрепляющий гарантии безопасности со стороны «ядерной пятерки».

В экономической сфере страны Ассоциации проводят линию на углубление внутренней интеграции и торговую либерализацию на базе подписанного в 1992 г. и вступившего в силу 1 января 2002 г. Соглашения о создании Зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), рамочного соглашения о Зоне инвестиций АСЕАН (АИА) и схемы Промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО). Одновременно АСЕАН идет по пути либерализации торговли с ведущими внерегиональными партнерами. По состоянию на конец 2011 г. Ассоциация подписала соглашения о свободной торговле с Китаем, Японией, Республикой Корея, Индией, а также общее – с Австралией и Новой Зеландией. К 2024 г. планируется создание зоны свободной торговли АСЕАН–Китай, Республика Корея и Япония. В последние годы в числе приоритетов экономической повестки дня Ассоциации активно обсуждаются вопросы энергетической и продовольственной безопасности.

В увязке с осенними асеановскими встречами на высшем уровне ежегодно проводится Деловой и инвестиционный саммит АСЕАН, открытый для участия представителей стран – диалоговых партнеров.

В 2007 году государства «десятки» инициировали создание Морского форума АСЕАН, действующего в качестве площадки для диалога и обмена опытом правительственных экспертов и академических кругов по широкому спектру вопросов обеспечения свободы мореплавания. Инаугурационная встреча форума состоялась 28-29 июля 2010 г. в Сурабае (Индонезия), вторая – 17-19 августа 2011 года в Паттае (Таиланд).

Сегодня АСЕАН с ее населением, приближающимся к 600 млн. человек, совокупным ВВП в 1,5 трлн. долл. США, внешнеторговым оборотом в 2,04 трлн. долл. США и стабильными темпами экономического роста – одна из крупнейших региональных организаций.

АСЕАН выступает в роли одного из системообразующих элементов формирующейся архитектуры безопасности и сотрудничества в АТР. Вокруг нее концентрируется ряд механизмов и структур, в основе которых лежит система т.н. «диалогов» Ассоциации с ведущими государствами мира, зародившаяся в 70-е гг. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС. «Секторальный» партнер Ассоциации по диалогу – Пакистан. Основные направления взаимодействия определяются на ежегодных встречах министров иностранных дел АСЕАН и партнеров по диалогу, которые проходят в привязке к совещаниям министров иностранных дел Ассоциации в рамках т.н. Постминистерских конференций в формате «10 плюс 1».

Наиболее продвинутые диалоговые партнеры АСЕАН – КНР, Япония, РК – регулярно проводят встречи с асеановцами на высшем уровне. С 2002 г. созываются саммиты АСЕАН–Индия. В ноябре 2011 г. подписана Декларация о всеобъемлющем партнерстве АСЕАН–ООН, принято решение о проведении ежегодных встреч в верах. На разовой основе организовывались саммиты Ассоциации с Австралией, Новой Зеландией и Евросоюзом. Состоялись два российско-асеановских саммита, и три встречи на высшем уровне АСЕАН–США.

Система диалогового партнерства АСЕАН послужила основой для создания механизма углубленного взаимодействия Ассоциации с восточноазиатской «тройкой» (Китай, Япония, РК) в формате «10 плюс 3», который был формализован в 1999 г. В рамках этого механизма в 2000 г. была запущена «Чиангмайская инициатива» о создании системы своп-соглашений по взаимной поддержке национальных валют. В ноябре 2008 г. было принято решение (вступившее в силу в марте 2010 г.) о расширении «Чиангмайской инициативы» и создания подобия «азиатского валютного резервного фонда» в размере 120 млрд. долл. США для борьбы с финансовыми кризисами (на 80% финансируется восточноазиатской «тройкой»).

С 2005 г. раз в год в привязке к осенним встречам Ассоциации на высшем уровне проводятся Восточноазиатские саммиты (ВАС) в формате «АСЕАН плюс 6» (КНР, Япония, РК, Индия, Австралия, Новая Зеландия). На 5-м саммите ВАС 30 октября 2010 г. оформлено официальное присоединение к этому механизму России и США. Первый саммит ВАС в формате «АСЕАН плюс 8» состоялся 19 ноября 2011 г. на о.Бали, Индонезия.

В апреле 2010 г. по инициативе Вьетнама принято решение о создании механизма Совещаний министров обороны АСЕАН с восемью основными партнерами по диалогу, включая Россию («СМОА плюс»), первая встреча которого состоялась 11-13 октября 2010 г. в Ханое. По ее итогам принята Совместная декларация, в которой «СМОА плюс» определяется в качестве ключевого компонента региональной архитектуры безопасности. Практическая работа ведется на уровне старших должностных лиц оборонных ведомств, рабочих групп военных экспертов, а также в рамках пяти профильных рабочих групп – в сферах чрезвычайного реагирования, морской безопасности, военной медицины, борьбы с терроризмом и миротворчества.

С 1994 г. действует Региональный форум АСЕАН (АРФ) по безопасности, в котором участвуют 27 стран – государства-члены «десятки», ее диалоговые партнеры и ряд других государств АТР, а также ЕС. Сессии АРФ на уровне министров иностранных дел проводятся ежегодно (как правило, в конце июля – начале августа) встык с совещаниями министров иностранных дел Ассоциации и Постминистерскими конференциями.

Источник

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН): цель создания, функции

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – крупнейшая межгосударственная политико-экономическая организация региона. В её задачи входит решение множества вопросов в различных сферах деятельности на межправительственном уровне. В то же время за годы своего существования организация значительно трансформировалась и претерпела изменения. Давайте определим, что представляет собой Ассоциация государств Юго-Восточной Азии и выясним причины её создания.

Предыстория создания

Прежде всего давайте остановимся на событиях, которые предшествовали образованию АСЕАН.

Предпосылки для интеграции стран в регионе стали появляться ещё после окончания Второй мировой войны и получения ими независимости. Но первоначально эти процессы носили скорее военно-политический, а не экономический характер. Это было связано с тем, что бывшие метрополии, хотя и предоставили своим колониям независимость, но в то же время старались не утратить политического влияния в регионе и не допустить установления коммунистических режимов на территории Индокитая.

Итогом этих стремлений стало возникновение в 1955-1956 г. военно-политического блока СЕАТО, который предусматривал обеспечение коллективной защиты в регионе. В организацию входили следующие государства: Таиланд, страна Филиппины, Пакистан, Австралия, США, Франция, Великобритания. Кроме того, с блоком тесно сотрудничали Республика Корея и Республика Вьетнам. Но данный военно-политический союз просуществовал недолго. Вначале из него вышел ряд стран, а в 1977 году он был окончательно упразднен. Причиной стала все меньшая заинтересованность бывших метрополий в делах региона, поражение США в войне в Индокитае, а также установление коммунистических режимов в ряде государств.

Стало понятно, что объединение на военно-политической основе недолговечно и носит сиюминутный характер. Страны региона нуждались в более тесной экономической интеграции.

Начальные шаги на пути к этому были сделаны в 1961 году, когда образовалась организация ASA. В неё входили государство Филиппины, федерация Малайзия и Таиланд. Но все-таки изначально этот экономический союз носил вторичное значение по отношению к СЕАТО.

Образование АСЕАН

Руководство стран ASA и других государств региона понимало, что экономическое сотрудничество должно расширяться как территориально, так и качественно. С этой целью в 1967 году в столице Таиланда Бангкоке был подписан договор, получивший название Декларация АСЕАН. Подписантами её являлись, кроме представителей стран ASA, уполномоченные делегаты, представляющие государство Сингапур и Индонезию. Именно эти пять стран стояли у истоков АСЕАН.

1967 год считается моментом, с которого стала функционировать Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.

Цели организации

Настало время выяснить, какие цели на момент своего образования преследовала Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Они были сформулированы в указанной выше Декларации АСЕАН.

Главными целями организации являлось форсирование динамики экономического развития её членов, интеграция между ними и взаимодействие в различных сферах деятельности, установление мира в регионе, увеличение торгового оборота внутри Ассоциации.

Каждая из этих целей была направлена на достижение глобальной идеи – установление благоденствия в регионе.

Члены АСЕАН

К настоящему времени 10 стран включает в себя Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Состав организации сформирован из следующих членов:

  • государство Таиланд;
  • федерация Малайзия;
  • страна Филиппины;
  • страна Индонезия;
  • город-государство Сингапур;
  • султанат Бруней;
  • Вьетнам (СРВ);
  • Лаос (ЛНДР);
  • Союз Мьянма;
  • Камбоджа.

Первые пять из указанных стран были основателями АСЕАН. Остальные вливались в организацию на протяжении истории её развития.

Расширение АСЕАН

Султанат Бруней, Вьетнам, страна Лаос, Мьянма и Камбоджа были включены в состав АСЕАН в последующие годы. Государства региона все больше втягивались во взаимную интеграцию.

Государство Бруней стало первой страной региона, которая присоединилась к пятерым учредителям АСЕАН. Это случилось в 1984 году, то есть почти сразу, как только страна получила независимость от Великобритании.

Но присоединение Брунея носило одиночный характер. В середине – второй половине 90-х годов сразу несколько стран вступило в АСЕАН, а это уже свидетельствовало об определенной тенденции и престижности членства в организации.

В 1995 году членом АСЕАН стал Вьетнам – страна, управление в которой было основано на марксисткой идеологии. Нужно отметить, что до этого в АСЕАН входили только страны, которые за основу развития брали западную модель. Вхождение в организацию коммунистического государства свидетельствовало об углублении интеграционных процессов в регионе и о приоритете экономического сотрудничества над политическими разногласиями.

В 1997 году Ассоциация государств Юго-Восточной Азии пополнилась сразу двумя членами. Ими стали Лаос и Мьянма. Первая из них также является страной, выбравшей коммунистический тип развития.

Тогда же в организацию должна была вступить Камбоджа, но из-за политических неурядиц это было отложено на 1999 год. Впрочем, в 1999-м все прошло гладко, и государство стало десятым членом АСЕАН.

Положение наблюдателей имеют Папуа-Новая Гвинея и ДР Восточный Тимор. Кроме того, в 2011 году Восточный Тимор подал официальную заявку на полноправное членство в организации. Пока эта заявка находится на рассмотрении.

Органы управления

Давайте рассмотрим структуру управления АСЕАН.

Высшим органом Ассоциации является саммит глав государств, входящих в неё. С 2001 года он проводится ежегодно, а до того времени встречи организовывали один раз в три года. Кроме того, сотрудничество проходит в формате совещаний представителей министерств иностранных дел стран-участников. Они также проводятся ежегодно. В последнее время все чаще стали проходить совещания и представителей других министерств, в частности сельского хозяйства и экономики.

Текущее руководство делами АСЕАН возложено на Секретариат организации, расположенный в столице Индонезии Джакарте. Главой этого органа является Генеральный секретарь. Кроме того, АСЕАН насчитывает почти три десятка профильных комитетов и более сотни рабочих групп.

Деятельность АСЕАН

В настоящее время основополагающим документом, который берется за основу при определении общего стратегического развития организации и взаимоотношений внутри неё, является договор, подписанный в Бали делегатами стран-участниц.

С 1977 года стало действовать соглашение по упрощенной торговле между государствами региона. Интеграция стран Юго-Восточной Азии в экономике была закреплена в 1992 году созданием региональной зоны свободной торговли, получившей название АФТА. Многими экспертами именно это считается главным достижением АСЕАН. На данном этапе Ассоциация, как субъект международного права, работает над заключением договоров о свободной торговле с Китаем, Индией, Австралийским Союзом, Новой Зеландией, Японией, Республикой Кореей и рядом других стран.

В начале 90-х годов особенно значимой стала угроза экономического и политического доминирования Соединенных Штатов в регионе. Этому постаралась препятствовать Малайзия. Страна предложила создать Совет, в который бы, кроме государств АСЕАН, входили КНР, Республика Корея и Япония. Эта организация должна была защищать региональные интересы. Но проект не удалось воплотить в жизнь, так как он встретил упорное сопротивление со стороны США и Японии.

Впрочем, Китай, Корею и Японию все-таки удалось привлечь к деятельности Ассоциации. С этой целью была создана в 1997 году организация «АСЕАН плюс три».

Ещё одной важной программой является задача обеспечения безопасности и политической стабильности в регионе. С 1994 года начал работать форум по вопросам безопасности, получивший название АРФ. Тем не мене, члены организации не захотели превращать АСЕАН в военный блок. В 1995 году они подписали соглашение, которое признавало Юго-Восточную Азию регионом, свободным от ядерного оружия.

В рамках организации также активно решаются вопросы по проблемам окружающей среды.

Перспективы развития

Дальнейшая экономическая интеграция государств региона, а также углубление сотрудничества с другими странами АТР является приоритетом деятельности АСЕАН в будущем. Данную программу призвано реализовать Единое сообщество АСЕАН, основанное в 2015 году.

Ещё одна задача организации на ближайшее время – преодоление разрыва в экономическом развитии между её членами. Таиланд, страна Сингапур и Малайзия в экономическом плане на сегодняшний день опережают другие государства региона. К 2020 году планируется в значительной мере сократить этот разрыв.

Значение организации

Значение АСЕАН для развития стран Юго-Восточной Азии очень велико. С момента возникновения Ассоциации один из самых отсталых регионов Азии влился в число передовых не только на континенте, но и в мире. Кроме того, значительно уменьшилось количество вооруженных конфликтов в регионе. Развитие экономических связей между членами Ассоциации способствует их процветанию.

В планах организации — достижение ещё более значимых вершин.

Источник

Оцените статью