Ата атаджанов путешествие трех

Атаджанов, Ата

поэма, роман, драма, стихотворение, рассказ, очерк

Ата Атаджанов (туркм. Ata Atajanow ; 15 июня 1922, с. Геокча-2 (ныне Марыйский велаят Туркмения)— 1989) — туркменский советский писатель, поэт и драматург, народный писатель Туркмении (1984).

Содержание

Биография

Родился в семье военнослужащего. В 1952 г. окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС.

Творчество

Печататься начал с 1941 г. Автор прозаических произведений, драм, сборников лирических стихов, очерков и рассказов.

Избранная библиография

  • Роман в стихах «Кушкинская крепость» («Гушгы галасы», 1960),
  • одноименная историческая драма «Кушкинская крепость» (постановка 1964, опубл. 1967)
  • роман-дилогия «Кремни» и «Твои знакомые» («Чакмак», 1971—1983),
  • «Баллада о комиссаре» (1967),
  • сборники поэзии:
    • «Яблоня вновь расцвела» («Алма ене гүллейәр», 1948),
    • «Бабушка Пермана» («Перманың энеси», 1956),
    • «Шаг за шагом» («Әдимме-әдим», 1961),
    • «Не гасни, очаг мой» («Өчме, өҗагым», 1966),
    • «Лунная ночь» («Айлы агшам», 1972)
    • «Твои знакомые» (1975),
    • «Как живешь, Яран?» (1977),
    • «Иду к вам» (1978),
    • «Реки ищут русла» (1982),
    • «Благодатный дождь» (1986),
    • «Тенистая заводь» (1990) и др.

Произведения Атаджанова публиковались в переводах на многие языки народов СССР и зарубежных стран.

Литература

  • Түркмен совет эдебияты, Ашгабат, 1972.
  • Стихи А. Атаджанова

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Атаджанов, Ата» в других словарях:

АТАДЖАНОВ Ата — (1922 89) туркменский писатель, народный писатель Туркмении (1984). Сборники лирических стихов, романы о современности Кремни (1971), Твои знакомые (1975), Как живешь, Яран? (1977), рассказы, очерки … Большой Энциклопедический словарь

АТАДЖАНОВ Ата — (р. 1922), народный писатель Туркменской ССР (1984). Чл. КПСС с 1944. Сб. стихов и поэм, в т.ч. «Весна в Туркменистане» (1952), «Желанная гостья» (1956), «Свет вашим очам» (1957), «Шаг за шагом» (1961), «Не гасни, мой очаг» (1966), «Лунный вечер» … Литературный энциклопедический словарь

Атаджанов А. — АТАДЖÁНОВ Ата (1922–89), писатель, нар. писатель Туркм. ССР (1984). Сб ки лирич. стихов, романы о современности Кремни (1971), Твои знакомые (1975), Как живёшь, Яран? (1977), рассказы, очерки … Биографический словарь

Мерв (устар. назв. г. Мары) — Город Мары туркм. Mary Страна ТуркменияТуркмения … Википедия

Туркменская Советская Социалистическая республика — (Туркменистан Совет Социалистик Республикасы) Туркменистан. I. Общие сведения Туркменская ССР образована первоначально как Туркменская область в составе Туркестанской АССР 7 августа 1921; 27 октября 1924 преобразована в… … Большая советская энциклопедия

Список Героев Социалистического Труда (Агабеков — В настоящем списке представлены в алфавитном порядке Герои Социалистического Труда, получившие почётное звание Герой Социалистического Труда, чьи фамилии начинаются с буквы «А». Список содержит информацию о годах жизни, роде деятельности… … Википедия

Мары — У этого термина существуют и другие значения, см. Мары (значения). Город Мары туркм. Mary Страна Туркмени … Википедия

ТУРКМЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА — ТУРКМЕНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература туркменского народа, сложившегося из древнейших ираноязычных и пришлых тюркоязычных племен, главным образом огузов. В ней выделяются две струи: иранская и тюркская. Этим обусловлено и то, что фольклор и древние… … Литературный энциклопедический словарь

КАРАКУМСКИЙ РЕПОРТАЖ — «КАРАКУМСКИЙ РЕПОРТАЖ», СССР, ТУРКМЕНФИЛЬМ, 1986, цв., 81 мин. Социальная драма. По мотивам повести Б.Худайназарова «Глазами следопыта». Радиожурналист Чары Атаджанов, работая с материалами о каракумских овцеводах, решает делать репортаж материал … Энциклопедия кино

ДУРСУН — «ДУРСУН», СССР, Ашхабадская киностудия, 1940, ч/б, 79 мин. Оптимистическая драма. О молодой паре хлопкоробов: красавице Дурсун и джигите Нури. В ролях: Нина Алисова (см. АЛИСОВА Нина Ульяновна), Алты Карлиев (см. КАРЛИЕВ Алты), К. Кульмурадов,… … Энциклопедия кино

Источник

К 80 летию писателя (Атаджан ТАГАН)

КНИГА, НАПИСАННАЯ ЗА СОРОК ЛЕТ

( Отрывки из дневника-эссe)

К 80 летию писателя

Обращение к читателю

Некоторуе философы считают, что талантливые люди зачастую простодушны. Я убеждаюсь в верности этого утверждения на примере своих знакомых. В их числе и писатель Атаджан Таган. Если задуматься о том, каких высот достиг Атаджан Таган в своем творчестве, то нельзя отрицать, что у него есть повод для гордости. Он мог бы и зазнаться. Но ему чужды подобные чувства. Он любит посмеяться, понимает шутки. Он член международного Сообщества писательских союзов, Заслуженный деятель искусств Туркменистана, Заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Мне хочется напомнить читателю несколько фактов из творческой биографии своего открытого, простодушного товарища по перу. В Берлине в 1991 году был проведен «Вечер рассказов» Атаджана Тагана, как признанного мастера новеллистики. Его дневник-эссе под названием «Книга, написанная за сорок лет», являющийся первым своего рода объемным произведением в истории туркменской литературы, долгие годы печатающийся в периодических изданиях, стал самым читаемым, самым популярным произведением в нашей стране. Его книги не залеживаются в книжных магазинах, по мотивам его произведений снимаются кинофильмы, ставятся спектакли. Роман «Крепость Серахс» («Говшут хан»), в котором писатель описывает одно из исторических событий, произошедших на Великом Шелковом пути, опубликован на разных языках общим тиражом в 360 000 экземпляров. Его рассказы и повести также пользуются популярностью у читателя. Роман «Чужой» был опубликован в русском переводе тиражом в 295 000 экземпляров. Этот роман стал первым произведением туркменской литературы размещённым немецким издательством с торговым знаком “YAM Publishing-ру” во всех книжных интернет-магазинах мира. Также познакомил своих чштателей с романом (в сокращенном виде) еженедельная американская газета «World voice» («Голос мира»). В пяти номерах журнала «Jahon adabiýoty», издаваемого в Ташкенте, роман «Чужой» был напечатан под названием «Begona», а издательство «Uzbekiston» опубликовало его отдельным изданием. Издательство «Известия» выпустило его с 265000 тиражом .

На произведения Атаджана Тагана, переведенные на десятки языков, тшражом 850000 экз. литературными специалистами разных стран написано свыше 80 рецензий, что воспринимается мною как высокая оценка развития всей туркменской литературы за последние годы.

Гурбанназар ОРАЗГУЛЫЕВ, писатель.

Если бы зеркало отражало не только внешность, но и внутренний мир человека, то в мире стало бы гораздо меньше зеркал, либо они совсем перестали бы использоваться.

Преимущество многих людей надо мною в их искренней вере в то, что они умные. Я же не могу поверить в то, что я умный. Но и в то, что я глупый, верить не хочется.

То, что ты ходишь по Земле, не значит, что она не имеет веса.

Самое мощное и разрушительное оружие создается умными людьми. Но опасным оружие становится не от того, что оно создано умными, а от того, что пользоваться им могут и глупцы.

Искать в себе не преимущества, а недостатки — значит, воспитывать себя и извлекать для себя пользу.

Если бы все мои товарищи и современники не были лучше меня, я бы не смог стать даже тем, кем я стал.

Льстивость лишает мужчину мужественности, женщину — красоты.

Грязь не липнет к грязи. Грязь с грязью смешивается.

Во время беседы во дворе Союза писателей русский поэт Сергей Михалков вдруг спросил у Расула Гамзатова: «Медики утверждают, что женщины живут дольше мужчин. Что на это скажет мудрый Восток?». Ответ Расула был незамедлительным: «Ничего удивительного. У женщин нет ворчащих, пилящих их жён».

У меня родилась внучка. Через три-четыре дня ее привезли домой. Когда она начала плакать, ей дали резиновую пустышку. Приняв соску за материнскую грудь, ребенок тут же замолчал. Так взрослые с рождения обманывают детей, так приучают их ко лжи.

Мой непосредственный начальник в Союзе писателей, руководящий отделом по национальным литературам, Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР, капитан первого ранга, автор романа «Капитальный ремонт», потомок русских графов Леонид Соболев всегда путал имена людей, даже своих знакомых. Кое-кто предполагал, что он делает это нарочно.

Однажды, прямо перед самым пленумом писателей, мы стояли во дворе организации. Балкарский поэт Кайсын Кулиев, увидев шедшего к нам двухметрового роста, в тяжелой дорогой шубе и норковой шапке Соболева, сказал: «Если этот старый граф снова назовет меня другим именем, пусть не обижается, я отвечу ему, как следует». Леонид Сергеевич, будто нарочно, первым протянул руку Кайсыну Кулиеву со словами: «Привет, товарищ Давид Кугультинов!». Пожимая ему руку, Кайсын Кулиев ответил на приветствие: «Привет, дорогой Семен Бабаевский!».

Краска залила лицо Соболева. Дело в том, что как писателя Семена Бабаевского не уважали. А Соболев его и как человека терпеть не мог.

(К слову, хочу отметить следующее. В прошлом, 2011 году, ровно через сорок лет после смерти Л. Соболева, я прочитал книгу «Тайны кремлевской больницы» одного доктора, имя которого я запамятовал. Вот что пишет этот доктор: «Главный врач отправил меня на дачу заболевшего Соболева. Когда я прибыл, писатель был уже мертв, но еще не успел остыть. Узнав о том, что у него рак, мужественный писатель прошел в свой рабочий кабинет и пустил пулю в висок». В 1971 году, хороня на Новодевичьем кладбище своего 73-летнего председателя, мы ничего не знали о случившемся, считали, что он умер своей смертью).

Ум побуждает к уважению, красота побуждает к любви, мужество — к гордости, надменность и тщеславие — к ненависти, прислужничество же побуждает и к ненависти, и к высмеиванию.

Писатель, закрывающий глаза на большие недостатки в своей стране, воспевая при этом лишь ее мелкие достижения, даже не задумывается о развитии, о будущем своей Родины. Он беспокоится лишь о себе.

Моя четырехлетняя внучка принесла из детского сада фотографию своей группы.

— Эджеш, среди вас две русские девочки, вы на каком языке с ними разговариваете? Они знают туркменский? — спрашиваю я.

Эджеш уверенно отвечает:

— Нет, дедушка, они не знают туркменский. Они говорят так же, как и мы.

Философы уверенно повторяют: «В мире нет ничего, что не было бы сказано. Есть то, что не было услышано». Я не сомневаюсь в правоте этого высказывания. Но считаю, что еще нигде и никем не была высказана мысль, иногда утверждаемая мною на встречах с близкими друзьями. Вот она: «Я не могу быть доволен судьбой за подаренный мне ею рост, красоту, мудрость, красноречие, какие-нибудь способности, приятный голос или талант. Но зато она щедро одарила меня друзьями. С какой стороны ни глянь, мои друзья если не лучше, то точно не хуже меня. Две всемирно известные личности, которых каждый мечтает хотя бы увидеть, хоть раз пожать им руку, близки со мной, как братья. Наши способности, наша значимость различны, словно небо и земля, но эта разница стирается благодаря их верности в дружбе. За таких друзей не жалко и жизнь отдать. Чтобы не казалось, что я хвастаюсь, я даже не стану называть их имена… Я желаю своим друзьям, как популярным, так и малоизвестным, но оттого не ставшим менее значимыми для меня, долгих лет жизни и процветания. От всего сердца я благодарен и им, и судьбе за то, что каждый из них считает меня равным себе, стремится к общению со мной».

1991. Старая Руза, Московская область.

Мне не нравтся что тебе нравится тот кто не нравится мне и кому не нравлюсь я. .

Лучше услышать неприятные разговоры о себе раньше других. Тот, кто говорит: «Пусть что хотят, говорят у меня за спиной, лишь бы я этого не слышал», прикрываются этим, чтобы продолжить совершать плохие поступки без зазрения совести.

Талантливый писатель может убедительно изобразить событие, которого никогда не было и даже не будет. Писатель же, не имеющий таланта, не сможет убедить читателя и в событии, которое видел своими глазами.

Верящий беспочвенным похвалам в свой адрес , со временем становится причиной насмешек.

Прочитав в книге воспоминаний известного доктора, академика Евгения Чазова о том, что в последние годы жизни Генсек ЦК КПСС Л. И. Брежнев страдал бессонницей, я вспомнил случай, связанный с одной бессонной ночью из жизни русского писателя Сергея Михалкова. (О нём нам, своим сотрудникам, поведал сам С. М. Михалков во времена своего руководства Союзом писателей СССР).

В день, когда Сергей Владимирович удостоился звания Героя, поздравления его друзей и близких сыпались на него с вечера чуть ли не до самого утра. Когда часам к четырем утра он, наконец, лег в постель в надежде, что теперь-то ему больше никто не станет звонить, снова раздался звонок. Михалков в сердцах взял трубку: «Чертенята! Вы сегодня дадите мне спать или нет?!». С того конца провода он услышал: «Ты чего, Серега, разлаялся, как старый пес? Я звоню тебя поздравить».

Узнав собеседника по голосу, поэт нашелся, что ответить: «Уважаемый, может я и старый пес, но мой лай для вас, что лай Моськи для слона из басни Крылова. Спокойной вам ночи! Благодарю вас, дорогой мой!».

Это был Л. И. Брежнев.

Писатель, считающий себя великим, меньше маленького писателя.

Умного рождает мать. Умного из умных рождает слава.

Парадокс нашего времени. Шагая по улице одной из отдаленных марыйских деревень, я увидел, как с ведром в руках доить корову к хлеву шла немного горбатая женщина в возрасте, а на шее у нее висел дорогой мобильный телефон.

Напускное уважение — отвратительнейшее из отвращений.

Моя философия в том, чтобы работать как вол и не есть при этом, как корова.

Не выгода рождает дружбу, а дружба рождает выгоду.

Даже для того, чтобы попасть в ад, нужно что-то сделать.

Мучиться, чтобы уйти в мир иной — крайне нечестно.

Рождение случайно, смерть неизбежна.

И хорошее хорошо, и плохое хорошо. Хорошее хорошо тем, что оно хорошее. Плохое хорошо тем, что заставляет ненавидеть плохое.

Уважать не уважающего себя — значит, не уважать самого себя.

Весна не наступает оттого, что прилетели птицы. Птицы прилетают оттого, что пришла весна.

Когда поет соловей, остальным птицам стоило бы замолчать, чтобы насладиться его пением. Но обратите внимание, что в этот момент откуда-нибудь обязательно бывает слышно чириканье воробья. Видимо, и у птиц так же, как у людей, есть привычка переоценивать свои способности.

Я тружусь не для того, чтобы подарить туркменской литературе великого Стендаля, а для того, чтобы привнести в нее маленького человека — Атаджана Тагана.

Прежде, чем научиться зарабатывать много денег, стоит научиться их меньше тратить.

Если бы это было в моих силах, я бы законом запретил людям с каменным сердцем наслаждаться собачьими боями.

Чтобы написать хорошее произведение, нужно потрудиться. Но и нехорошее само по себе не пишется.

Атаджан ТАГАН,

член mеждународного Сообщества писательских союзов,
заслуженный деятель искусств Туркменистана,
заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Источник

Читайте также:  Маленькое сочинение про мое путешествие
Оцените статью
Ата Атаджанов
туркм. Ata Atajanow
Дата рождения: