Аварийно спасательные организации стран ближнего зарубежья

Международное сотрудничество

Основными направлениями международной деятельности МЧС России являются развитие и осуществление сотрудничества с чрезвычайными ведомствами иностранных государств и профильными международными организациями, оказание помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций, участие в международных гуманитарных проектах, программах и операциях, создание и укрепление имиджа МЧС России в мировом сообществе, обучение иностранных специалистов и подготовка подразделений российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования для участия в соответствующих операциях за рубежом.

Сотрудники МЧС России в числе первых направляются в зарубежные страны для проведения сложнейших поисково-спасательных операций. МЧС России активно продолжает внедрение методологии Международной консультативной группы по вопросам поиска и спасения (далее — ИНСАРАГ) и Системы оценки и координации деятельности в чрезвычайных ситуациях ООН (ЮНДАК).

В 2011 году отряд Центроспас прошел аттестацию по методологии ИНСАРАГ и получил квалификацию поисково-спасательного отряда «тяжелого» класса, которую вновь подтвердил в 2016 году. В 2016 году состоялась международная аттестация Сибирского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России по методологии ИНСАРАГ по квалификации «среднего класса». В 2016 г. аэромобильный госпиталь отряда Центроспас также был аттестован в соответствии со стандартами ВОЗ с присвоением 2-ой категории по классификации этой международной организации. Данная классификационная категория присваивается медицинским бригадам, имеющим возможность автономно работать в зоне ЧС в течение двух недель, а также вести амбулаторный прием больных. Аэромобильный госпиталь отряда Центроспас был включен в Глобальный реестр чрезвычайных медицинских бригад. Россия вошла в первую тройку стран, чрезвычайные медицинские бригады которых включены в этот Глобальный реестр. Международные аттестации отрядов МЧС России являются весомым вкладом в развитие российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования. В настоящее время производится подготовка к аттестации Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда по квалификации «среднего класса», а также переаттестаций отрядов Центроспас и СРПСО.

Читайте также:  Экономическая география стран западной европы

С 1993 года, когда началось взаимодействие МЧС России в области чрезвычайного гуманитарного реагирования, по настоящее время министерством на двусторонней основе проведено за рубежом более 450 операций чрезвычайной направленности. Из них: 284 операции по доставке гуманитарных грузов более чем в восемьдесят стран мира; 21 операция по проведению аварийно-спасательных и поисковых работ, работ по разминированию территорий от взрывоопасных предметов; 9 операций по оказанию медицинской помощи пострадавшему населению с развертыванием аэромобильного госпиталя МЧС России; 17 операций по эвакуации российских граждан при угрозе их жизни; 13 операций по тушению природных пожаров; более 100 операций по санитарно-авиационной эвакуации тяжелобольных российских граждан из зарубежных государств. В целом география российской гуманитарной помощи охватывает около 140 государств, пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного характера и военных конфликтов. По линии МЧС России оказывается гуманитарная помощь ряду зарубежных государств при реализации проектов и операций в рамках Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. № 259. Таким образом, через взносы Российской Федерации в фонды международных организаций проведено более 200 операций, в ходе которых оказана помощь более 50 странам.

Источник

Международные организации медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций ( ЧС )

Международные организации медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций – это организации, деятельность которых связана с проблемами обеспечения готовности и реагирования сообщества в кризисных ситуациях.

В первую очередь к ним относятся:

  • Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) (Департамент работы здравоохранения в кризисных ситуациях) (HAC /WHO);
  • Всемирная ассоциация медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций (WADEM);
  • Международная организация «Медицина без границ» (MSF);
  • Азиатское сообщество медицины катастроф (ASEM);
  • Панарабское сообщество травмы и медицины чрезвычайных ситуаций (PASTEM);
  • Международная ассоциация гуманитарной медицины имени доктора Брока Чизхольма (IAHM) и другие.
Читайте также:  Характеристики принимается парламентом страны является судебным решением по

В системе ВОЗ/НАС прошли аккредитацию 14 сотрудничающих центров по проблемам медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций (ЧС), основные направления деятельности которых проходят под руководством Всемирной организации здравоохранения и формируют центральный интеллектуальный и управленческий аппарат, предназначенный для координации международной деятельности в области медицины катастроф, разработки нормативно-технической и правовой документации, а также выполнения экспертных работ по запросу НАС. Всего в настоящее время выделено пять глобальных направлений деятельности этих центров:

  • стандартизация терминологического глоссария и номенклатуры продуктов и технологий, используемых в медицине катастроф;
  • анализ, обобщение и распространение специальной и общественно значимой информации в области медицины катастроф;
  • обеспечение всесторонней поддержки различных глобальных, региональных и некоторых территориальных программ ВОЗ / ДГО, включая техническую кооперацию и экспертизу, направленные на развитие национального здравоохранения преимущественно в плане обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям, подготовки методических материалов для тренинга и готовности клинической базы;
  • исследовательское направление деятельности в рамках региональных программ Всемирной организации здравоохранения и национальных программ по медицине катастроф;
  • направление обучения, подготовки и тренинга персонала для решения задач медицины катастроф.

Совместная деятельность центров координируется на совещаниях один раз в три-четыре года. Работа каждого центра специализирована в определенном направлении с учетом региональной специфичности ЧС, их географии и периодичности (природных), а также принимая во внимание национальные особенности службы медицины катастроф или иных ведомств, работающих в области ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том II (К-О); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2007.

Источник

Справочное пособие по организации выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведению аварийно-спасательных работ силами и

Название Справочное пособие по организации выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведению аварийно-спасательных работ силами и
страница 29/53
Тип Документы

filling-form.ru > Туризм > Документы

Характеристика гражданской обороны зарубежных стран мира

Соединенные Штаты Америки.

Гражданская оборона США начала создаваться в 1950 г. после принятия федерального закона «О гражданской обороне», определившего ее организационную структуру и задачи. При Управлении мобилизационного (чрезвычайного) планирования было организовано Федеральное управление гражданской обороны, на которое первоначально возлагалось планирование мероприятий по защите городов и промышленных центров от массированного налета авиации противника. В дальнейшем с развитием средств доставки ядерного оружия главное внимание было сосредоточено на проведении мероприятий по защите населения и экономики страны в условиях ракетно-ядерной войны.

Основные направления программы развития гражданской обороны были определены «Национальным планом гражданской обороны на случай нападения противника», который был утвержден Президентом США в 1955 году.

В 1961 г. ответственность за организацию ГО была возложена на министра обороны, в 1964 г. — на министра армии (сухопутных войск), а с 1972 г. — вновь на министра обороны. Одновременно с этим, в соответствии с директивой министра обороны, Управление гражданской обороны было преобразовано в Управление гражданской готовности и на него были возложены также задачи по борьбе со стихийными бедствиями, которые до этого осуществлялись Управлением мобилизационной готовности.

В 1979 г. в результате объединения ряда федеральных органов, участвовавших в выполнении различных программ защиты населения, гражданская оборона США была выведена из состава министерства обороны и передана во вновь образованное Федеральное управление по действиям в чрезвычайных условиях (FEMA), подчиненное Президенту США.

ФЕМА — координационный и консультативный орган, направляющий деятельность федеральных министерств и ведомств, правительств штатов и местных органов власти в планировании и практическом осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение выживания населения, экономики и социальной структуры государства в условиях войны и стихийных бедствий мирного времени.

Общая численность личного состава ФЕМА — около 2 тыс. человек. Все сотрудники делятся на работающих в центральном аппарате (около 70%) и в округах ГО.

В целях эффективного планирования, организации и реализации мероприятий, территория США разделена на 10 округов ГО, в которых имеются штабы ГО (численностью 40-60 человек).

В штатах ответственность за решение задач ГО возложена на губернатора; непосредственное руководство — на начальника штаба ГО (численность штаба может достигать 40 человек).

Особое внимание в системе ГО США уделяется готовности местных органов власти — мэрий городов (графств) и наиболее крупных населенных пунктов, на которые возлагается наибольший объем работ в случае стихийных бедствий, аварий и катастроф. Мэры через подчиненные им штабы ГО организуют взаимодействие привлекаемых в чрезвычайных условиях сил и средств, государственных и частных организаций, муниципальных служб, частей и подразделений вооруженных сил (в первую очередь национальной гвардии), обеспечивают финансирование и взаимные расчеты за выполнение работы в процессе ликвидации последствий бедствий.

Для защиты населения в чрезвычайных условиях в США создана система убежищ и укрытий, позволяющая разместить 238 млн. человек, в том числе 120 млн. — в противорадиационных укрытиях и 23 млн. (после соответствующего дооборудования) — в так называемых «противоатомных» убежищах.

В условиях чрезвычайной обстановки предусматривается эвакуация до 150 млн. человек из 400 угрожаемых районов.

Система связи и оповещения (NAVAS) включает 2 национальных и 10 окружных центров оповещения, по 50 основных и дублирующих пунктов оповещения в штатах и 2300 оконечных пунктов.

Для передачи чрезвычайной информации от президента, федерального правительства и правительств штатов в стране функционирует система чрезвычайного радиовещания и телевидения (ABC), которая включает свыше 3 тыс. радио- и телевизионных станций.

Подготовка руководящего состава для органов ГО проводится в национальном учебном центре ФЕМА, который включает в себя институт ФЕМА и национальную академию противопожарной защиты.

Обучение населения ведется в учебных заведениях и различных курсах на местах.

В гражданской обороне США нет собственных формирований, предусмотрено в этих целях использовать части и подразделения вооруженных сил и, в первую очередь — национальной гвардии.

В мирное время формирования национальной гвардии находятся в подчинении губернаторов штатов и используются для поддержания общественного порядка, обеспечения нормального функционирования правительственных учреждений, ликвидации последствий различных бедствий и решения других задач. Всего в ВС США насчитывается 570 тыс. человек личного состава национальной гвардии (457 тыс. — в сухопутных войсках и 113 тыс. — в военно-воздушных силах).

Для оказания помощи пострадавшему населению активно привлекаются: противопожарная служба (310 тыс. профессионалов и более 100 тыс. добровольцев), полиция (720 тыс. человек), местные службы скорой помощи, специализированные спасательные отряды на предприятиях, многочисленные добровольные и благотворительные организации.

Расходы на гражданскую оборону в США за последние годы стабилизировались. Из федерального бюджета на эти цели выделяется порядка 150-160 млн. долларов. Около половины указанной суммы выделяют местные органы власти.

Консультативный совет по ГО

Начальник штаба ГО штата

Штабы ГО местных органов власти

Специализированные спасательные отряды

Рисунок — Силы, привлекаемые для выполнения мероприятий по ГО в США
Германия

В Германии общее руководство ГО возложено на министерство внутренних дел, непосредственное — на входящее в его состав управление гражданской обороны, которое планирует мероприятия в масштабе страны и координирует деятельность различных федеральных министерств и ведомств в области гражданской обороны, а также направляет деятельность органов, ответственных за ГО в землях.

Управление ГО включает пять отделов. Их начальники одновременно являются заместителями начальника управления, назначаемого министром внутренних дел и утверждаемого правительством. Состав управления 1500 человек. В мирное время оно укомплектовано на 2/3.

В землях ответственность за состояние систем ГО несут соответствующие правительства, при которых создаются земельные отделы гражданской обороны. Правительство каждой земли по своему усмотрению определяет их организационную структуру и штатное расписание. В военных условиях или на периоды учений они доукомплектовываются специалистами и сотрудниками различных служб и трансформируются в штабы округов (штабы земель), которые руководят всеми мероприятиями ГО в пределах зоны ответственности. Защищенные командные пункты оборудованы во всех 15 землях Германии. В районах, городах и общинах имеются заранее назначаемые начальники гражданской обороны, штабы при них создаются только в условиях чрезвычайной обстановки.

Основу многочисленных и подготовленных формирований ГО составляют подразделения, входящие в службу защиты от катастроф (численность личного состава при полном ее развертывании достигает 600 тыс. человек). Основная тактическая единица — взвод. При необходимости могут создаваться роты, батальоны (отряды). Так, в некоторых районах созданы межрайонные отряды общей численностью до 40 тыс. человек. В крупных населенных пунктах развернуты подразделения, в которые входит до 100 тыс. человек. В формированиях службы защиты от катастроф насчитывается более 11 тыс. транспортных и специальных автомашин, имеются и другие технические средства.

К службе относится или тесно с ней сотрудничает ряд добровольных общественных организаций и самостоятельных служб. Общая численность добровольных членов этих организаций и штатного личного состава свыше 1,5 млн. человек.

Техническая вспомогательная служба основана в 1953 г. Руководящий орган — федеральный совет — на правах отдела включен в состав управления ГО страны. Основные задачи службы: ведение спасательных и ремонтно-восстановительных работ при авариях систем электро-, газо-, водоснабжения и канализации;восстановление путей сообщения и дорожных сооружений на них; оказание технической помощи населению при ликвидации стихийных бедствий, катастроф и аварий. Ее органы в землях осуществляют руководство более чем 600 местными отделениями этой службы. На местах личный состав объединяется во взводы (до 36 человек) и роты (до 130), численность которых определяется их назначением и специализацией. Всего в составе службы (при полном ее развертывании) планируется иметь около 400 рот. В течение последних нескольких лет число служащих технической вспомогательной службы находилось на уровне 70 тыс. человек, из которых около 18 тыс. принимает активное участие в выполнении реальных работ.

Противопожарная служба Германии, которую также планируют использовать в интересах ГО, имеет в своем составе три вида формирований: штатные (профессиональные) команды, добровольные дружины и назначаемые команды. В конце 70-х годов на основе объединения существовавших штатных команд создано 66 крупных центров, насчитывающих около 20 тыс. профессиональных пожарных. В 10400 пожарных дружинах более 800 тыс. человек, а в 1400 пожарных командах, имеющихся на предприятиях и в учреждениях, — свыше 40 тыс. Формирования противопожарной службы насчитывают примерно 30 тыс. пожарных средств на автомобильных шасси, в том числе 27 тыс. пожарных машин и автоцистерн, около 900 машин с механическими пожарными лестницами (оборудованы мощными водометами), более 1700 специальных машин (автомобильные пеногенераторы, насосы, дегазационные машины и т. д.). Кроме этого, имеется свыше 30 тыс. единиц противопожарного оборудования на автомобильных прицепах.

Степень подготовки различных формирований ГО Германии оценивается в ходе периодически проводимых учений Бундесвера и объединенных вооруженных сил НАТО, для участия в которых привлекаются руководящие органы и личный состав ГО, или же в ходе самостоятельных учений гражданской обороны.

Федеральное министерство внутренних дел

Постоянный комитет гражданской обороны

Управление гражданской обороной

Штаб по ликвидации последствий катастроф

Федеральное ведомство гражданской обороны

Федеральное ведомство гражданской обороны

Академия гражданской обороны

Федеральная школа службы защиты от катастроф

Федеральная школа самозащиты

Тревог и оповещения

Защиты от катастроф

Защиты гражданского населения

Отделения (более 400)
Службы и организации, работающие под контролем и передаваемые гражданской обороне при чрезвычайных обстоятельствах

Рисунок — Организационная структура системы ГО Германии
Франция

Общее руководство ГО осуществляет министерство внутренних дел, непосредственное — национальное управление гражданской обороны. В соответствии с принципом военного и административно-территориального деления органы ГО имеются на территориях всех 6 военных округов, которые в случае войны преобразуются в зоны обороны. В этих зонах руководит ГО префект одного из входящих в них департаментов.

Рабочим органом префекта является секретариат ГО (в военное время штаб ГО). Их планируют располагать со штабами военных округов. Численность около 60 человек.

В департаментах ответственность за ГО несут префекты. При них действуют консультативные комиссии (штабы ГО в военное время) во главе с начальниками ГО департаментов. Департаменты разделены на районы ГО, которые, как правило, соответствуют административному делению.

Ответственность в городах и общинах возложена на мэров. В населенных пунктах с числом жителей более 3 тыс. назначаются начальники ГО и создаются консультативные комиссии.

Строительство защитных сооружений ведется очень незначительно (к настоящему времени защитой обеспечено около 10% населения). Планы эвакуации разработаны для более чем 8 млн. человек.

Ежегодно на ГО выделяется около 900 млн. франков (0,1% национального бюджета).

Формирования гражданской обороны сведены в корпус, который включает: части и подразделения аварийно-спасательной службы, учебно-мобилизационные центры, подвижные колонны военного времени, специальные подразделения приема и размещения эвакуированных и пострадавших, авиационную группу, службу разминирования.

В мирное время численность корпуса ограничена. В военное время ее планируется довести до 370 тыс. человек. Личный состав, необходимый для доукомплектования, находится в резерве министра обороны и выделяется по заявкам министра внутренних дел. Призыв в корпус осуществляется как на военную службу. Для личного состава определены форма и знаки различия. Принцип комплектования в мирное время — смешанный: наряду с добровольцами могут проходить службу и военнообязанные призывных возрастов.

Аварийно-спасательные формирования комплектуются на базе частей и подразделений противопожарной службы — 220 тыс. пожарных-добровольцев, 12 тыс. профессионалов, 7 тыс. военных пожарных (противопожарная бригада — в Париже, морской противопожарный батальон — в Марселе).

На основе противопожарной службы в угрожаемый период развертываются учебно-мобилизационные центры ГО, личный состав которых используется для решения задач по борьбе с пожарами, оказанию помощи пострадавшим, расчистке завалов, проведению работ по дегазации, дезактивации и дезинфекции.

Подвижные колонны являются резервными формированиями ГО, которые развертываются в военное время в зонах обороны. Колонна состоит из секций: управления (24 чел.), противопожарной (54 чел.), инженерной, противорадиационной защиты и медицинской (по 34 чел. каждая). В настоящее время полностью подготовлены к развертыванию 3 подвижных колонны из 14 планируемых.

Авиационная группа предназначена для тушения пожаров, поиска и спасения пострадавших и транспортировки раненых (23 самолета, в т. ч. 12 пожарных, и 31 вертолет).

Служба разминирования действует в тесном контакте со штабом сухопутных войск.

Служба приема и размещения эвакуированных и пострадавших включает батальоны, роты, взводы (группы).

Подготовка личного состава формирований корпуса ГО проводится в национальных, междепартаментских и департаментских учебных центрах и школах.

Источник

Оцените статью