Автомобилестроение значение для страны

Автомобильное машиностроение

Одной из ведущих отраслей современного машиностроения является производство автомобилей. Это крайне сложный и многоэтапный технологический процесс, для осуществления которого необходимы мощная инженерно-техническая, ресурсная и промышленная базы, а также наличие квалифицированных и обученных кадров.

Автомобилестроение тесно связано с такими подотраслями машиностроения, как моторостроение, производство автокомплектующих, в том числе автомобильных шин, а также станко- и роботостроение для изготовления технологического оборудования.

Исходя из этого, характерной особенностью данного вида промышленного производства является высокий уровень капитальных затрат, а также расходов на оборудование. Не меньшее значение играет и квалифицированная рабочая сила, оплата труда которой также предполагает высокие издержки.

По озвученным выше причинам автомобилестроительная промышленность полного цикла представлена далеко не в каждой стране. Мировыми лидерами в данной отрасли являются США, Франция, Германия, Южная Корея, Китай, Япония. Отдельные производства имеются на территории Великобритании, Швеции, Италии, Чехии, Индии и некоторых других государств.

Общий обзор состояния автомобильного машиностроения в России

Россия входит в топ-15 стран мира по уровню развития автомобилестроительной отрасли. Так, по итогам 2018 года РФ занимала 13 место в рейтинге, основывающемся на общем количестве произведенных автомобилей. В этот год в России сошли с конвейера 1 млн 768 тысяч автотранспортных средств. Лидером списка стал Китай, где было произведено почти 28 млн автомобилей. Общемировой показатель составляет чуть менее 96 млн за 2018 год.

Промышленное автомобилестроение структурно состоит из нескольких подотраслей. Для удобства изложения условно следует выделить те из них, которые развиты на территории нашей страны.

Читайте также:  Как изменить страну аккаунта стим

Производство легковых автомобилей

Объективно Россия не является лидером в данной сфере, не покрывая даже потребности внутреннего рынка, однако имеющиеся еще со времен СССР мощности позволяют занимать весомую долю в объемах мирового производства.

Производство грузовых автомобилей и спецтехники

Имеющиеся заводы производят продукцию, которая применяется в других отраслях народного хозяйства страны, а также в оборонно-промышленном комплексе. Значительная доля грузового автотранспорта и спецтехники, произведенной отечественными предприятиями, экспортируется в другие государства.

Автобусостроение

По производству пассажирских автобусов Российская Федерация сохраняет одно из лидирующих мест в мире, несмотря на то что после распада Советского Союза именно данная отрасль потерпела наибольшие потери и была в крайне тяжелом положении в период с 90-х по начало 2000-х годов.

История развития отрасли в России

Один из первых автомобилей российского производства был представлен в 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде. Спустя чуть более 10 лет в Российской империи было налажено промышленное производство автотранспортных средств. Крупнейшим производителем стал Русско-Балтийский завод, располагавшийся в Риге. Впоследствии знаменитые Руссо-Балты выпускали и в других частях страны.

Революция 1917 года и связанные с ней последующие события отбросили развитие отечественного машиностроения на некоторый срок. Немного позже, в середине 20-х годов, ввели в строй заводы АМО (будущий ЗИС) и НАЗ (будущий ГАЗ). Производство было заточено на развитие грузового автомобилестроения, с чем советская промышленность справилась в полной мере к концу 30-х, став лидером по изготовлению грузовиков в Европе.

В послевоенный период большое внимание стало уделяться производству легковых автомобилей. Ключевая роль в том принадлежала строительству Волжского автозавода, которое велось с 1966 по 1970 год при участии итальянских специалистов.

В 90-е годы отечественная промышленность пережила спад, производство резко сократилось, а некоторые заводы были ликвидированы. Те же предприятия, которые сумели адаптироваться к новым условиям, успешно функционируют и в наше время.

Проблемы отрасли

Распад Советского Союза крайне негативно сказался на экономике и народном хозяйстве всех государств, которые ранее его составляли. Не стало исключением в данном случае и российское автомобилестроение. Уже в первую половину 90-х годов производство упало практически вдвое по сравнению с 1989 годом.

Причиной столь масштабного кризиса отрасли стал разрыв традиционных связей и производственных цепочек между бывшими советскими республиками. Также сыграли свою роль утрата рынков сбыта, падение уровня жизни населения, развал промышленного и сельскохозяйственного производства в целом.

Основной текущей проблемой современного отечественного автомобилестроения является низкий уровень вложений со стороны государства и частных инвесторов в развитие отрасли. По этой причине в значительной мере наблюдается техническая отсталость и небольшой объем современных промышленных мощностей. Это обстоятельство не позволяет конкурировать российскому легковому автопрому с автомобилями зарубежных производителей ни на внешних рынках, ни даже на отечественном. Последнее обстоятельство вынуждает Правительство РФ использовать жесткие протекционистские меры (к примеру, заградительные пошлины на иномарки) для поддержания искусственной конкурентоспособности отечественного автопрома внутри России, что также не идет ему на пользу в конечном итоге.

Кроме этого, устаревшее оборудование и производственные мощности, а также сложности, связанные с административными барьерами, порождают значительные издержки и удорожание производства автомобилей. Это означает, что в условиях кризиса и низкой покупательной способности населения страны уровень спроса остается не настолько высоким, сколько необходимо для кардинальной модернизации автопрома.

Следует отметить, что данные проблемы во многом касаются лишь производства легковых автомобилей. Грузовое автомобилестроение более развито и экономически устойчиво. Это связано, во-первых, с тем, что продукция соответствующих заводов используется для нужд армии и иных силовых ведомств. Во-вторых, грузовые автомобили и спецтехника с успехом экспортируются во многие страны мира, где они пользуются большим спросом.

Перспективы автомобилестроения в России

Из-за системного кризиса, причины которого возникли еще в 90-е годы прошлого столетия, развитие отечественного автомобилестроения происходит крайне медленно и во многом невозможно без прямой государственной поддержки.

Однако в последнее время имеются положительные тенденции и подвижки в этом направлении. Так, в 2015 году Минпром РФ принял программу развития автопрома в России до 2020 года. В рамках данного документа ведется следующая работа:

  • наращивание объемов инвестиций, направленных на техническое перевооружение крупнейших автопроизводителей страны;
  • развитие производства базовых комплектующих, а также локализация производства основной продукции;
  • расширение финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
  • удовлетворение спроса на легковые автомобили на внутреннем рынке за счет увеличения выпуска отечественных моделей;
  • развитие экспортной составляющей.

Кроме этого, большое значение придается инвестициям мировых автогигантов в отечественную промышленность. Они могут осуществляться как в форме совместных предприятий по выпуску иностранных брендов автомобилей, так и в виде открытия собственных производств разных циклов на территории нашей страны.

Наиболее крупные производственные предприятия

На территории Российской Федерации имеется несколько крупных отечественных производств, где выпускают легковые и грузовые автомобили, а также автобусы. Кроме этого, существуют заводы иностранных автомобильных концернов, на которых, в большинстве случаев, производится сборка машин зарубежных брендов из импортных комплектующих. Российские автопроизводители:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Автомобильные заводы.

Также в России действует большое количество иностранных предприятий, выпускающих автомобили. Наиболее крупные:

Подписывайтесь на нас во Вконтакте и Яндекс Дзен.

Источник

Автомобилестроение в мировом хозяйстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 21:22, реферат

Описание работы

Автомобильный транспорт играет важную роль в обществе транспортной системе любой страны по данным [2]. На его долю приходится значительная часть всех грузовых перевозок в народном хозяйстве. Автомобиль широко используется для подвоза грузов к железным дорогам, речным и морским причалам, обслуживания промышленных торговых предприятий, работников сельского хозяйства, обеспечивает перевозки пассажиров. Миллионы автомобилей принадлежат гражданам и обслуживают их в быту.

Файлы: 1 файл

Реферат АВТОМОБ. ПРОМЫШЛ.doc

В настоящее время автомобилестроение является одной из важнейших отраслей машиностроительного комплекса мира. Автомобилестроение сегодня — одна из наиболее науко- и капиталоемких отраслей машиностроения. Практически вся продукция машиностроения используется в автомобилестроении. Все «новинки» науки и техники находят широкое применение в этой отрасли.

В последние десятилетия легковые автомобили превратились в удобный способ передвижения населения нашей планеты. Однако уровень автомобилизации очень сильно различается по странам и регионам мира. Мировой парк легковых автомобилей, согласно оценкам, в начале XXI в. превысил 850 млн. штук (только в США — около 200 млн. шт.) [1]. В США на тысячу жителей приходится около 800 легковых автомобилей (в Италии, во Франции, ФРГ, Японии, Канаде, Испании — около 600), и в среднем на тысячу жителей планеты скоро будет приходиться около 100 автомобилей. Иначе говоря, если в развивающихся странах один легковой автомобиль приходится на 8 и даже более жителей, то в промышленно развитых странах — на одного-двух человек.

Автомобильный транспорт играет важную роль в обществе транспортной системе любой страны по данным [2]. На его долю приходится значительная часть всех грузовых перевозок в народном хозяйстве. Автомобиль широко используется для подвоза грузов к железным дорогам, речным и морским причалам, обслуживания промышленных торговых предприятий, работников сельского хозяйства, обеспечивает перевозки пассажиров. Миллионы автомобилей принадлежат гражданам и обслуживают их в быту.

Прошло буквально сто с небольшим лет с момента появления первого автомобиля, а уже нет практически сферы деятельности, в которой бы он не использовался. Поэтому автомобильная промышленность в экономике развитых стран является сейчас ведущей отраслью машиностроения. На это есть причины:

— во-первых, людям с каждым днём требуется все больше и больше автомобилей для решения различных хозяйственных задач;

— во-вторых, эта промышленность является наукоемкой и высокотехнологичной. Она «тянет» за собой многие другие отрасли, предприятия которых выполняют ее многочисленные заказы. Инновации, внедряемые в автомобильной промышленности, неминуемо заставляют эти отрасли совершенствовать и свои производства. В силу того, что таких отраслей достаточно много, то в итоге наблюдается подъем всей промышленности, а, следовательно, и экономики в целом;

— в-третьих, автомобильная промышленность во всех развитых странах относится к числу наиболее прибыльных отраслей народного хозяйства, так как она способствует повышению товарооборота и приносит в казну государства немалые доходы за счет продаж, как на внутреннем, так и на мировом рынке.

— в-четвертых, автомобильная промышленность является стратегически важной отраслью. Развитие этой отрасли делает страну экономически сильной и потому более независимой. Широкое использование лучших образцов автомобильной техники в армии, бесспорно, повышает оборонную мощь страны.

Если какое-либо государство в состоянии разместить на своей территории предприятия автомобилестроительного комплекса, то это означает, что страна, в первую очередь, способна финансировать столь капиталоемкую отрасль, либо зарекомендовала себя как надежный партнер, которому экономически более стабильные государства могут дать кредит.

Важным фактором является и то, что автомобильная промышленность обеспечивает высокий процент занятости трудоспособного населения каждой страны, где производятся и (или) продаются автомобили. Страны производители автомобильной техники обеспечивают рабочими местами также страны, с которыми у них заключены соглашения о сотрудничестве. Кроме того, еще большой процент трудоспособного населения занят в смежных отраслях, обеспечивающих автомобильную промышленность. В США, например, в сфере производства автомобилей, а также в смежных отраслях, на автотранспорте и в дорожном хозяйстве заняты 12,5 млн. человек, т.е. каждый шестой работающий в промышленности. В России в автомобильной промышленности, несмотря на спад, занято примерно 1,7 млн. человек из 70 млн. трудоспособного населения.

1. Автомобилестроение в мировом хозяйстве

Автомобилестроение занимает значительное место в экономике развитых стран. При этом прослеживается тесная связь между валовым внутренним продуктом и уровнем развития национальной автомобильной промышленности. Так, США, мировой лидер по ВВП, являются лидером и в автомобилестроении. Вслед за США идет Япония, занимающая второе место и по производству автомобилей, и по ВВП. Аналогичная картина наблюдается в других странах: Германии, Франции, Италии, Великобритании, Корее, Испании и т.д. В общую картину в настоящее время вписывается и Китай, огромными темпами развивающий производство автомобилей, по данным журнала «основные средства»[3].

Автомобили, наряду с нефтью, являются одним из главных товаров международной торговли. На автомобили приходится 12% торговли промышленными товарами (или около 5 % общего объема мирового экспорта) [1].

Из таких стран, как ФРГ, Франция, Япония, Италия, Испания вывозится около 40-60 % изготовленных автомобилей, а из небольших стран — Швеция, Бельгия, Австрия — 80-95 %. Так, показатель «экспортное™» отрасли в Бельгии превышает таковой в ФРГ, Франции, Японии. США направляют на экспорт лишь около 6 % произведенных автомобилей. А вот автомобилестроение Республики Корея — важнейший поставщик валюты для страны. В 2000 г. автомобильный рынок США примерно на 25-30 % покрывался иностранными автомобилями, французский — на 40 %, а вот южнокорейский — на 0,4 %. Растет даже доля иностранных автомобилей на рынке Японии.

Все вместе страны мира в 2006 году выпустили 56,8 млн. легковых автомобилей (на 3% больше чем в 2005г), 10,5 млн. коммерческих автомобилей (+4%) – всего 67,2 млн. транспортных средств (журнал «За рулем») [4].

Европа показала небольшой рост в 2%. Традиционные страны – производители сделали меньше автомобилей, в лучшем случае сохранили прежний уровень. Всю прибавку дали новые члены Евросоюза: за год они увеличили выпуск легковых автомобилей с 1,6 до 2 млн. штук – аж на четверть!

Неудивительно: в странах Западной Европы дорогая рабочая сила, поэтому производство постепенно выводится в Европу Восточную – сначала в Турцию, а затем и в Словакию, Чехию. Негативную роль сыграл и высокий курс евро по отношению к другим мировым валютам. Видимо, в будущем этот процесс продолжится, в него постепенно окажутся вовлечены другие страны Восточной Европы – в первую очередь Россия и Украина. Между прочим, в Северной Америке примерно такая же ситуация, как в Европе. Профсоюзы автостроителей настолько успешно боролись со своими работодателями, выбивая льготы и высокие зарплаты, что последние начали несколько лет назад выводить производство в Мексику. Впрочем, это не единственная причина, по которой выпуск легковых автомобилей в США сократился за год на 6 %, а все компании «Большой тройки» переживают серьезнейший кризис.

Кто действительно показывает рост, так это страны Азии. Причем если признанные автопроизводители – Япония и Южная Корея увеличили выпуск машин на 7 и 4% соответственно, то «новички» — Китай с Индией рванули сразу на 32 и 17%! Китай вышел на третье место в мире, опередив Германию (вместе с грузовиками и автобусами); теперь он уступает лишь США и Японии. По прогнозам, в нынешнем году производство автомобилей в Поднебесной достигнет 8 млн. штук, а уже через 10 лет каждый десятый выпускаемый автомобиль будет китайским.

Выходит, если где-то в мире автопроизводство сокращается, в другой его части оно начинает расти – ведь несмотря на все причитания экологов, спрос на автомобили в целом увеличивается.

Сдвиги в размещении производственных мощностей мирового автомобилестроения. За последние 50 лет в мировом автомобилестроении произошли существенные сдвиги, причем как на уровне отдельных стран, так и на уровне регионов [1]. В 1950г. только на долю США приходилось около 80% мирового производства автомобилей, в то время как на все страны Западной Европы — лишь около 15 %. Но уже к середине 1950-х гг. ситуация начала стремительно меняться. В 1970 г. на долю США уже приходилось немногим более 30 % мирового производства, а с 1990 г. — около 20 %.

Автомобили — единственный потребительский товар, рынок которого существенно превосходит объемы производства. Ежегодно ныне с конвейеров автозаводов сходит более 55 млн. новых автомашин (включая грузовые).

2. Автомобилестроение и глобализация

Необходимо отметить, что на размещение мирового автомобилестроения серьезное влияние оказала глобализация и деятельность ТНК. Если раньше можно было говорить о географии американского, японского или немецкого автомобилестроения, то в начале XXI в. корректнее говорить о географии производства автомобильных ТНК этих стран. Так как доля производства зарубежных филиалов крупнейших автомобильных компаний мира часто превышает производство в рамках национальных границ стран, где размещается их штаб-квартира. Например, помимо фактора трудовых ресурсов на географию автомобильной промышленности Западной Европы значительное влияние оказали проникновение на ее рынки иностранных монополий (американских с 1950-х гг., и японских — с конца 1960-х гг.) и развитие международной экономической интеграции.

Основными движущими силами и мотивами размещения зарубежных филиалов автомобильных корпораций в настоящее время служат:

— завоевание перспективных рынков сбыта;

— использование более дешевой рабочей силы;

— развитие международной специализации и кооперирования производства (в том числе создание зарубежных снабжающих производств);

— усиливающийся процесс межфирменных слияний и поглощений. Крупнейшие ТНК открывают и в менее развитых странах филиалы и автосборочные предприятия, налаживают производство автомобильных двигателей и других комплектующих и деталей. В связи с возрастающим спросом они выпускают автомобили одних марок в разных странах. Так, например, «Дженерал Моторс» производит сборку модели «Опель» в Латинской Америке, Азии, Африке и на Ближнем Востоке. Концерн «Фиат» выпускает модель «Палио» в Бразилии, Аргентине, Индии, Китае, Турции, Марокко, в ЮАР и т. д. В процесс автосборки включаются также машиностроительные предприятия России и других стран СНГ.

Высокая капиталоемкость в условиях конкуренции между фирмами разных стран обусловила сильную монополизацию автомобилестроения. Только на долю лидирующей десятки автогигантов приходится около 80 % общего мирового производства автомобилей. Одна из американских фирм — «Дженерал Моторс», являющаяся многие десятилетия лидером в отрасли — производит каждый седьмой автомобиль, выпускаемый в мире. В 2002-е гг. в мире было произведено более 58 млн. автомобилей всех марок (грузовых, легковых, автобусов).

3. Интернационализация мирового автомобилестроения.

На предприятиях шести крупнейших автомобильных компаний мира на своей территории и за рубежом (в филиалах) в 2002 г. было создано свыше 60 % всех автомобилей, созданных в мире, в том числе «Дженерал Моторс» (США) — около 15%, «Форд» (США) — 13%, «Тойота» (Япония) — более 11 %, «Фольксваген» (ФРГ) — более 8 %, «ДаймлерКрайслер» (ФРГ/США) — около 8 %, «ПСА» (Франция) — более 5 %.

В последние годы все более заметен процесс слияний и поглощений транснациональных корпораций. Ведется постоянная структурная перестройка концернов — производителей автомобилей. Так, в 1998 г. акционеры германского автоконцерна «Даймлер-Бенц» и американская корпорация «Крайслер» одобрили слияние этих компаний. Этот концерн вышел на одно из лидирующих мест в табели о рангах вслед за «Дженерал Моторс» и «Фордом», «Тойотой». В Западной Европе наиболее желанным для фирмы «Фольксваген» был бы союз с французской компанией «Рено». К тому же «Фольсваген» уже приобрел британскую фирму «Ролс-Ройс», вкладывает инвестиции в чешскую «Шкоду», на которой начался выпуск новых моделей, среди которых, в частности, спортивная «Шкода» и автомобили бизнес-класса. Шведская «Вольво» приняла предложение продать свое производство легковых автомобилей американской компании «Форд Мотор», а сама будет наращивать производство грузовиков, автобусов, а также двигателей. Следует заметить, что «Форд» приобретает не столько производство, сколько данную торговую марку, пользующуюся в США устойчивой репутацией «самого безопасного автомобиля».

Мировое автомобилестроение становится все более интернациональным. Растет доля прямых зарубежных инвестиций, само производство выходит за рамки национальных границ. Однако степень транснационализации автомобильных компаний сильно различается и зависит от специфики экономической стратегии материнских корпораций, от емкости национальных рынков тех стран, в которых они зародились. Интернационализация производства и процесс глобализации мировой экономики оказали существенное влияние на размещение автомобилестроения в странах и регионах мира. Так, если раньше можно было говорить о размещении предприятий американского, японского или западноевропейского автомобилестроения, то в настоящее время говорят о размещении производств автомобильных ТНК разных стран, поскольку доля производства и продаж в зарубежных филиалах компаний зачастую превышает производство в рамках национальных границ. Автомобиль под маркой какого-либо национального производителя может быть собран в любой точке земного шара. Автомобиль может быть также полностью изготовлен на территории страны происхождения ТНК из узлов и комплектующих, созданных за рубежом (табл.1).

Таблица 1 — Выпуск автотранспортных средств (АТС) ведущими автомобильными компаниями мира, 2002 г.

Компания, страна базирования материнской ТНК

Источник

Оцените статью