Авторитарно либеральный режим страны

Авторитарно либеральный режим страны

Период 1985—1991 гг. ознаменовался реформаторскими преобразованиями под началом нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева. В условиях экономического кризиса он пытался осуществить реформу хозяйственного механизма и, не доведя ее до конца, перешел к радикальному преобразованию политической системы. Перестройка в политической сфере привела к появлению оппозиции и возрождению много-партийности. КПСС постепенно была оттеснена на вторые позиции в управлении государством.
Существование оппозиции является одним из неотъемлемых элементов демократической системы власти, деятельность которой благотворно сказывается влияет на функционирование власти. Поскольку перестройка планировалась как ограниченная во времени, упорядоченная, проводимая под строгим партийным контролем операция, в ходе которой именно перестраивается политическая система общества, а не возводится новая конструкция, то оппонирующие политические силы имели возможность критиковать ее как справа – с позиций либерализма за недостаточную либерализацию всех сфер общественной жизни, так и слева – с позиций ортодоксального коммунизма, за поспешную либерализацию.
Легализация оппозиционных структур произошла летом 1988 года в период выборов в Верховный Совет СССР. Выборам предшествовала работа XIX партийной конференции (июнь-июль 1988 года), на которой был выдвинут проект конституционной реформы, предусматривающий помимо альтернативных выборов принципиальные изменения существующей политической системы. Была создана двухуровневая представительная система – Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР – и учрежден пост Президента СССР. На III съезде народных депутатов СССР была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС, что вынуло стержень из всей политической системы. Президент вышел из-под контроля партии. Ее Политбюро и ЦК были практически отстранены от участия в выработке решений. Упразднение в 1989 году номенклатуры вместе с лишением КПСС правовых оснований для влияния на кадровую политику освободило от контроля партии республиканские и местные элиты. Государственный аппарат превратился в сложный конгломерат сотрудничающих и противоборствующих группировок.
Эти радикальные изменения в условиях экономических неурядиц привели к распаду государственности и краху союзного единства республик. Попытка руководителей правительства и ряда ведущих министерств отстранить Горбачева от руководства страной и сохранить союзное государство в форме СССР закончилась неудачей и была оха-рактеризована победившими сторонниками Б.Н.Ельцина как путч. Утвердившись, благодаря августовскому поражению союзного центра, Б.Н.Ельцин последовательно осуществил ряд мер, выходивших за пределы тогдашней Конституции СССР, — запретил КПСС, подписал Беловежское соглашение о роспуске СССР. В октябре 1993 года был насильственно ликвидирован Верховный Совет РСФСР и советская власть в целом, что нашло известное осуждение в решениях Конституционного Суда. В стране установился антисоветский ельцинский политический режим. Его победа по-разному определяется в политологической литературе: от реформации и демократической революции до буржуазно-бюрократической контрреволюции и переворота.
Таким образом, период конца 1980-х — начала 1990-х гг. является переходным этапом. Определить сущность политического режима второй половины 80-х — начала 90-х гг. однозначно затруднительно. В этот период были проявления как авторитаризма, так и демократии, имели место в политической практике сепаратизм и попытка установления военно-бюрократического режима. Вероятно, ведущей была авторитарно-либеральная тенденция, связанная с именем М.С.Горбачева

Читайте также:  Рейтинг красоты девушек по странам

Источник

Либеральный режим — это что такое? Примеры, характеристика

Либеральный режим – это своего рода ответ на излишнюю регламентацию социальной жизни со стороны государства. Он существует в странах с рыночной моделью экономики. Рассмотрим подробнее характеристику либерального режима .

Общие сведения

Слово «либеральный» имеет латинские корни. В буквальном переводе оно означает «свободный». Либеральный режим – это система формирования политической модели, основанная на требовании ограничения вмешательства власти в частную жизнь населения до минимума.

Рыночные отношения, свойственные развитому буржуазному государству, могут возникать только между самостоятельными и равными субъектами. Либеральный режим – это формальное равенство граждан. Фактически, однако, оно не может быть установлено.

В рамках либерализма провозглашена свобода слова. Множественность мнений зачастую при этом выглядит как вольнодумство, а в ряде случаев и как попустительство. Это, в частности, проявляется в отношении к положению женщины в обществе, сексуальным меньшинствам.

Экономическая основа

Либеральный политический режим базируется на частной собственности. Официальная власть освобождает производителей от чрезмерной опеки, не вмешивается в хозяйственную деятельность людей. Государство только определяет общие пределы свободной конкуренции. При этом власть выступает в качестве арбитра при разрешении споров.

Оппозиция

При либеральном режиме не только допускается возможность ее формирования, но и предпринимаются меры по ее развитию и финансированию. К примеру, при либеральном режиме поддерживаются теневые кабинеты в парламентах.

Обязательным атрибутом либерального общества считается многопартийность.

Формирование госаппарата

Среди ключевых признаков либерального режима особое значение имеет способ создания государственных органов. Они формируются посредством выборов. При этом результаты кампаний зависят не только от волеизъявления граждан, но и от финансовой состоятельности отдельных кандидатов или партий.

Госуправление основывается на принципе разделения власти. Система противовесов и сдержек минимизирует возможность злоупотреблений. Решения принимаются, как правило, большинством голосов.

Нормативное регулирование и госуправление осуществляются на основе децентрализации. При либеральном режиме это проявляется в том, что центральная власть решает только те вопросы, которые не могут решить территориальные властные структуры, организации и население.

Специфика модели

Либерально-демократический политический режим представляет собой разновидность демократического типа властвования, при котором демократические формы, способы, методы реализации государственных функций получают относительно непоследовательное, ограниченное, неполное применение.

Формирование такой модели, с одной стороны, обусловливается политической свободой личности. Вместе с тем субъективные и объективные условия значительно ограничивают возможности применения демократических методов и средств при управлении государством.

Из этого следует, что либеральный режим необходимо рассматривать как вид демократического типа властвования. Однако вместе с тем его следует выделять в относительно обособленную категорию режимов.

Либеральный режим является воплощением общественно-политических принципов свободы народа. Он стал ключевым направлением только в 30-40-е гг. XIX в., несмотря на то что идейные его истоки зародились еще в XVII-XVIII вв.

Традиционный либерализм сформировался в рамках борьбы против феодального закрепощения личности, сословных привилегий, наследственной передачи власти и проч. Его цель – свобода и равноправие граждан, установление равных возможностей для каждого.

Основные отличительные черты

Либерализм обладает следующими признаками:

  • Признание изначального равенства людей, самоценности личности.
  • Гуманизм, индивидуализм, космополитизм.
  • Отстаивание неотчуждаемых свобод, прав и ответственности. В первую очередь, речь о праве на жизнь, собственность, свободу, стремление к счастью.
  • Рассмотрение государства как института, основанного на договоре с членами общества, ограниченного функциями защиты неимущественных прав человека, не вмешивающегося в частные дела, поддерживающего свободу предпринимательства, рыночную экономику, конкуренцию.
  • Поддержание принципов конституционализма, народовластия, разделения властей, правопорядка, законности, парламентаризма.

Особенности распространения

Раньше, в особенности в XIX столетии, либеральный режим был свойственен преимущественно индустриально-развитым государствам. В тот период они находились в процессе становления истинной демократии.

В современном мире либерализм особенно свойственен постколониальным и постсоциалистическим странам, переходящим от антидемократических тоталитарных или колониальных режимов к развитой демократии. В настоящее время к их числу можно отнести Шри-Ланку, Филиппины, Индию, Египет и проч. Эти государства сделали значительный шаг к демократизации общества. Однако они еще не достигли уровня держав с развитой демократией.

Сложности становления

Существенным препятствием для перехода к либеральному режиму выступают:

  • тяжелое историческое наследие, связанное с продолжительным господством тоталитаризма и колонизацией;
  • экономическая отсталость;
  • преобладание старых традиций и прочие факторы.

В нищем обществе невозможно реально обеспечивать защиту политических и личных прав, устанавливать народовластие. В таких условиях официальная власть зачастую создает определенные ограничения, использует недемократические, в ряде случаев даже насильственные методы управления. Неспособность власти своевременно предупреждать и эффективно и справедливо разрешать возникшие социальные конфликты приводит к необходимости использовать армию для подавления массовых протестных выступлений.

Ключевые принципы либерализма

Идеалом режима считается общество, в котором каждый обладает свободой действий; политически значимая информация находится в свободном обороте. Власть государства и церкви при этом ограничена.

Либеральное течение отвергает многие положения, на которых основывались предыдущие концепции госуправления. Речь, в частности, о «божественном праве» монархов на власть, рассмотрении религии в качестве единственного источника знаний.

Базовые принципы либерального режима – это признание:

  • Естественных прав, данных человеку природой, и других гражданских прав.
  • Равенства перед законом.
  • Ответственности правительства, прозрачности госвласти.
  • Рыночной экономики.

Современные тенденции

Существующий сегодня либерализм признает приоритет за открытым обществом, основанным на демократическом управлении, плюрализме, при условии обеспечения защиты прав отдельных граждан и меньшинств.

Для некоторых современных либеральных течений характерна лояльность к государственному регулированию свободного рынка, направленному на обеспечение равенства возможностей. Приверженцы таких взглядов считают, что в политической системе должны присутствовать социальные элементы. К ним в числе прочего относят государственные пособия по безработице, бесплатное здравоохранение, приюты для бездомных и проч.

Либерально-демократический режим страны

Он мало чем отличается от чистого либерализма. При л иберально-демократическом режиме воля большинства и возможность избранных лиц реализовывать власть ограничиваются во имя обеспечения защиты свобод и прав меньшинств и отдельных индивидов.

Цель формирования такой модели состоит в предоставлении всем равных возможностей и гарантий соблюдения надлежащих процедур, частной собственности, неприкосновенности жизни, свободы слова, собраний и вероисповедания. Эти принципы закрепляются в высших законодательных актах (конституции, статуте) или прецедентных постановлениях, вынесенных высшими судебными инстанциями. Согласно этим нормативным документам предоставляются общественным и государственным органам специальные полномочия по обеспечению указанных прав и гарантий.

«Открытое общество»

Оно выступает ключевым элементом либерально-демократической модели управления.

Открытое общество характеризуется терпимостью, наличием и конкуренцией множества общественно-политических взглядов, плюрализмом.

За счет регулярных выборов у каждой из групп, имеющей собственную концепцию госуправления, отличную от других, имеет возможность получить власть.

В демократическом процессе, как показывает практика, маргинальные или экстремистские взгляды редко имеют существенное влияние.

Нюансы

При либеральной демократии политическое объединение, находящееся у власти, не должно разделять все стороны идеологии. К примеру, оно может выступать и за демократический социализм. Тем не менее это объединение должно подчиняться принципу верховенства права.

Понятие «либеральный» в этом случае следует трактовать так же, как и в период буржуазных революций, имевших место в конце XVIII в., – обеспечивающий каждому индивиду защиту от произвола органов власти и правопорядка.

Авторитарно-либеральный режим

Отечественные исследователи временем его существования в России называют период 1985-1991 г. Он ознаменовался реформами под руководством Генсека ЦК КПСС Горбачева.

Страна на тот момент находилась в условиях глубокого экономического кризиса. Горбачев стремился преобразовать хозяйственный механизм, однако, не доведя задуманное до конца, начал реформировать политическую систему. В результате сформировалась оппозиция. Это, в свою очередь, способствовало возрождению многопартийности.

Радикальные изменения при глубоком экономическом кризисе привели к распаду единого государства, выходу союзных республик из его состава. После поражения союзного центра власть оказалась в руках Ельцина. Он реализовал несколько мер, выходивших за рамки Конституции, действовавшей в то время.

Страна оказалась в переходном состоянии. Суть политического режима, действовавшего в 80-90-х гг. прошлого века, сложно охарактеризовать однозначно. В тот период имели место проявления авторитаризма и демократии, попытки установить военно-бюрократический режим. По мнению ряда исследователей, приоритетной в то время была все же авторитарно-либеральная тенденция, которую некоторые авторы связывают с личностью Горбачева.

Источник

8.5. Авторитарно-либеральный режим

Существование оппозиции является одним из неотъемлемых элементов демократической системы власти, деятельность которой благотворно сказывается влияет на функционирование власти. Поскольку перестройка планировалась как ограниченная во времени, упорядоченная, проводимая под строгим партийным контролем операция, в ходе которой именно перестраивается политическая система общества, а не возводится новая конструкция, то оппонирующие политические силы имели возможность критиковать ее как справа – с позиций либерализма за недостаточную либерализацию всех сфер общественной жизни, так и слева – с позиций ортодоксального коммунизма, за поспешную либерализацию.

Легализация оппозиционных структур произошла летом 1988 года в период выборов в Верховный Совет СССР. Выборам предшествовала работа XIX партийной конференции (июнь-июль 1988 года), на которой был выдвинут проект конституционной реформы, предусматривающий помимо альтернативных выборов принципиальные изменения существующей политической системы. Была создана двухуровневая представительная система – Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР – и учрежден пост Президента СССР. На III съезде народных депутатов СССР была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС, что вынуло стержень из всей политической системы. Президент вышел из-под контроля партии. Ее Политбюро и ЦК были практически отстранены от участия в выработке решений. Упразднение в 1989 году номенклатуры вместе с лишением КПСС правовых оснований для влияния на кадровую политику освободило от контроля партии республиканские и местные элиты.

Эти радикальные изменения в условиях экономических неурядиц привели к распаду государственности и краху союзного единства республик. Попытка руководителей правительства и ряда ведущих министерств отстранить Горбачева от руководства страной и сохранить союзное государство в форме СССР закончилась неудачей и была оха-рактеризована победившими сторонниками Б.Н.Ельцина как путч. Утвердившись, благодаря августовскому поражению союзного центра, Б.Н.Ельцин последовательно осуществил ряд мер, выходивших за пределы тогдашней Конституции СССР, — запретил КПСС, подписал Беловежское соглашение о роспуске СССР. В октябре 1993 года был насильственно ликвидирован Верховный Совет РСФСР и советская власть в целом, что нашло известное осуждение в решениях Конституционного Суда. В стране установился антисоветский ельцинский политический режим. Его победа по-разному определяется в политологической литературе: от реформации и демократической революции до буржуазно-бюрократической контрреволюции и переворота.

Таким образом, период конца 1980-х — начала 1990-х гг. является переходным этапом. Определить сущность политического режима второй половины 80-х — начала 90-х гг. однозначно затруднительно. В этот период были проявления как авторитаризма, так и демократии, имели место в политической практике сепаратизм и попытка установления военно-бюрократического режима. Вероятно, ведущей была авторитарно-либеральная тенденция, связанная с именем М.С.Горбачева

Источник

Оцените статью