Азбука, прошедшая через века
презентация к уроку (9 класс) на тему
Материал бы подготовлен для классного часа по теме «Азбука, прошедшая через века», посвященный создателям славянской культуры и письменности Кириллу и Мефодию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kirill_i_mefodiy.rar | 2.51 МБ |
Подписи к слайдам:
МБОУ СОШ № 59
«Азбука, прошедшая через века» выполнила Опарина Анна Валерьевна преподаватель-организатор ОБЖ, классный руководитель 9 Б классаАрхангельск, 2013
Кирилл и Мефодий
Кирилл и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. Кирилл (до принятия монашества в 869 — Константин) ( 827 — 14.02.869 ) и его старший брат Мефодий ( 815 — 06.04.885 ) родились в г. Солуни в семье военачальника.
Создатели славянской письменности и культуры
Глаго́лица — одна из первых (наряду с кириллицей) славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке.
Глаголица
Кириллица
Старославянская азбука была составлена ученым Кириллом и его братом Мефодием по просьбе моравских князей. Она так и называется — кириллица. Это славянская азбука, в ней 43 буквы, (19 гласных). Каждая имеет своё название, похожее на обычные слова: А — аз, Б – буки, В — веди, Г – глаголь, Д – добро, Ж – живете, З — земля и так далее. Азбука – само название образовано от названия двух первых букв. На Руси кириллица получила распространение после принятия христианства (988г.) Славянский алфавит оказался прекрасно приспособленным к точной передаче звуков древнерусского языка. Эта азбука положена в основу нашего алфавита.
Уже в IX – X веках на родине Кирилла и Мефодия стали зарождаться первые традиции прославления и почитания создателей славянской письменности. Но скоро римская церковь стала выступать против славянского языка, называя его варварским. Несмотря на это, имена Кирилла и Мефодия продолжали жить среди славянского народа, а в середине XIV века официально их причислили к святым.
Праздник в честь Кирилла и Мефодия — государственный праздник в России (с 1991 года), Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии. В России, Болгарии и Республике Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности, в Македонии — День Святых Кирилла и Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля.В России это единственный государственно-церковный праздник
Почитание святых
Памятник открыт 24 мая 1992 года (в День славянской письменности и культуры) недалеко от Славянской площади в Москве. Скульптор — Клыков Вячеслав Михайлович, архитектором памятника является Григорьев Юрий Пантелеймонович
В 2007 году перед празднованием Дня славянской письменности и культуры памятник установили в Коломне на Соборной площади в Кремле.
. Первый памятник Кириллу и Мефодию в России был открыт в Мурманске в 1990 году. Этот подарок сделало болгарское правительство в знак признательности городу и мурманчанам, которые возродили в России День славянской письменности и культуры. Автор памятника- болгарский скульптор Владимир Гиновски.
Памятник Кириллу и Мефодию открыт 1 июля 2006 г. Он находится на главной видовой площадке Владивостока — сопке Орлиной. Скульптор — Барсегов Э.В.Архитекторы — Моор В.К., Гаврилов А.Г.Строитель — Стефанюк В.А.
В Севастополе 14 июня 2007 года торжественно открыли памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию—создателям первой славянской азбуки, великим просветителям. Автор памятника—харьковский скульптор Александр Демченко.
Мукачёво
Дмитров
Самара
Ханты-Мансийск
Киев
Саратов
Одесса
Солоники
Челябинск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие повящено годовщине победы в Великой Отечественной войне.
Урок провожу во 2-ом классе в начале 2-ой четверти. Тема «Музыка, прошедшая сквозь века» рассказывает о И.С.Бахе, его любимом музыкальном инструменте органе. Урок подробный, его можно использова.
Мероприятие посвящено Дню победы в Великой Отечественной войне.Звучат стихи и музыка известных советских поэтов и композиторов о войне.Содержится информация о Набережных Челнах в годы войны.
Очерк для газеты написан ученицей 10 класса Павловой Наталией в 2011 г. Он посвящен митингу Памяти 22 июня. Он проходил у памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны ватутинцам в 3 ч 3.
Исследовательская работа, которую мы готовили на научно-практическую конференцию «Юные исследователи Забайкалья». Работа посвящена участнику Сталинградской битвы — Лумпову Василию Алексеевичу.
Данная презентация может быть использована для классного часа о ВОв или на уроках литературы при изучении произведений о Великой Отечественной войне.
Сценарий праздничного мероприятия посвященного дню Учителя.
Источник
Азбука, прошедшая сквозь века
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел.
Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Практическая и игровая деятельность:
— чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
—конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
— рисование: «Весёлая буква Ё».
Всему название дано
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
— мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;
— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
— конкурс «Придумываем название для новых конфет».
Как делаются слова
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень — главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
Практическая и игровая деятельность:
— игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;
— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
— конструирование слов по словообразовательным моделям;
— проект «Как конфеты получают свои названия».
Секреты правильной речи
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
Практическая и игровая деятельность:
—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;
— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;
— составление шуточных рассказов и стихов.
3 класс (34 ч)
№ | тема | Количество часов |
1 | Старые и новые слова в языке. | 1 |
2 | Сокровища бабушкиного сундука. | 1 |
3 | «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении | 1 |
4 | Важные мелочи. | 1 |
5 | Требуется определение. | 1 |
6 | Важные обстоятельства. | 1 |
7 | Необходимо дополнить. | 1 |
8 | «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». | 1 |
9 | Стройтесь в ряд! | 1 |
10 | Запятые, по местам! | 1 |
11 | Слово в грамматике. | 1 |
12 | Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика. | 1 |
13 | «Лебедь белая плывёт». | 1 |
14 | Может ли род быть общим? | 1 |
15 | Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? | 1 |
16 | Как быть, если нет окончания? | 1 |
17 | Один, два, много. | 1 |
18 | Почему именительный падеж назвали именительным? | 1 |
19 | Как «работает» родительный падеж? | 1 |
20 | «Щедрый» падеж. | 1 |
21 | Винительный падеж — великий маскировщик. | 1 |
22 | Падеж-работяга. | 1 |
23 | Любимая «работа» предложного падежа. | 1 |
24 | Кому принадлежат имена собственные? | 1 |
25 | Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. | 1 |
26 | «Красны девицы» и «добры молодцы». | 1 |
27 | Всё познаётся в сравнении. | 1 |
28 | Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем. | 1 |
29 | Что из чего и для чего? | 1 |
30 | Что кому принадлежит? | 1 |
31 | Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных. | 1 |
32 | «Крокодиловы слёзы». | 1 |
33 | «Крокодиловы слёзы». | 1 |
34 | Обобщение | 1 |
Содержание
Из истории языка
Почему слова устаревают.
Значения устаревших слов.
Использование устаревших слов в современном языке.
Старые и новые значения.
Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре.
Как появляются новые слова.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с предметами старинного быта, национальной одеждой);
— проект «Сокровища бабушкиного сундука» (рассказ о старинных вещах, которые хранятся в семье);
— игра «В музее слов»;
— проекты: «Собираем старинные пословицы и поговорки», «Узнай историю слова».
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-04; Просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы
Источник
«Славянская азбука – путешествие в далёкое прошлое, во «тьму времён»
Доклад-освещение явлений языка от кириллицы до древнерусского языка («Слово о полку Игореве»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mkou.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Клишинская средняя общеобразовательная школа»
«Славянская азбука – путешествие в далёкое прошлое, во «тьму времён»
Подготовила ученица 11 класса:
Руководитель учитель русского языка илитературы:
Романенкова Л. Ф
Периоды русского языка
Кирилл и Мефодий
Интересные буквы кириллицы
Слово о полку Игореве
В свое докладе я охвачу период становление русского языка от первой азбуки до «Слово о полку Игореве». Я хочу начать с текста «Слово о полку Игореве»
Не лепо ли ны бяшетъ, братие,
начяти старыми словесы
трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню!
Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы.
ПЕРИОДЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
В истории развития русского языка выделяются три важны периода:
- 1) 6-7-14вв. – становление древнерусского языка.
- 2) 15-17вв. – возникновение азбуки великорусской народности.
- 3) 18-20вв. – становление Московской Руси. Связан с ростом авторитета Москвы, развитием делового языка и сформировавшегося в 17 в. русского национального языка
Руница – это иероглифическая и звуковая пиктография, особые знаки, символы, условные обозначения, сигналы для речевого и письменного общения.
Глаголица, одна из двух славянских азбук. От кириллицы отличается формой букв. Предположительно создана Кириллом и Мефодием в 9 в.
На Руси были найдены абсолютно бесспорные следы глаголицы. Глаголицу знали, но ее намеренно избегали, иногда употребляли как тайнопись.
Глаголицу составлял, несомненно, славянин и человек глубоко образованный, ибо глаголица отражает и древнееврейский алфавит. Отсюда вывод, — культура славян, перешедшая уже в стадию письменности, существовала по крайней мере на 500 лет раньше Кирилла.
Н.С.Трубецкой обнаружил сходство глаголицы и древнегрузинского письма «Асомтаврули». О таком сходстве писал также В. А. Истрин: «Имеется некоторое сходство и в общем графическом характере грузинского, армянского и глаголического письма».
В азбуке были зашифрованы истины, своеобразное руководство в жизни человеку и позже наставления школярам.
Кириллица, одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя Кирилла (см. Кирилл и Мефодий). Создана на основе греческого уставного письма в кон. 9 — нач. 10 вв. с добавлением нескольких букв.
Кириллица — это комбинация двух алфавитов.
В кириллице имеется группа букв, внешне похожих как на буквы глаголицы, так и на греческие буквы: это буквы добро и дельта, есть и эпсилон, люди и ламбда, мыслете и ми, рцы и ро (рцы — перевернутая ро), твердо и тау, ферт и фи, о и омега, о и о-микрон. Таким образом, из 38 букв первоначальной кириллицы собственно греческими по происхождению можно признать 14 букв: аз, веди, глаголь, зело (из греческой дигаммы), иже, како, наш, покой, слово, ха, омега, — плюс к этому ижица, пси, кси, две последние из которых практически как буквы не употреблялись (ижица имела значение (и) или (у) с умляутом и употреблялась противоречиво и непоследовательно).
Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ
Много лет прошло с тех далёких пор,
Мнго вод стекло в море-океан,
А тот подвиг жив, сквозь века прошёл
И в звучанье букв воплотился он.
О, давным-давно, 1000 лет назад
К император, да великому,
К императору византийскому
Человек пришёл из Моравии
С болью, с просьбою за народ, за свой –
Вести проповедь, да понятную,
Чтоб с Христом он мог разговоры весть.
И создал Кирилл во короткий срок
Письмена славян, чтоб учить по ним,
За основу взял буквы древние,
Буквы древние, финикийские.
И Евангелие, и Псалтырь он взял,
Перевёл он всё с языка гречан,
И Мефодий-брат помогал ему.
Кирилл и Мефодий, братья из Греции, из города Солунь, христианские миссионеры у славян, создатели славянского алфавита, первых памятников славянской письменности и старославянского литературного языка.
Главная заслуга Кирилла в том, что он стилизовал по единому типу уже готовый алфавит. Кириллица по внутренней системе была вариантом глаголицы, но графически это было подобие греческого письма. Он — реформатор алфавита, который существовал до него.
В Болгарии ежегодно 24 мая проводится праздник просвещения и культуры. Есть даже орден Кирилла и Мефодия, которым награждают за заслуги в языке.
ИНТЕРЕСНЫЕ БУКВЫ КИРИЛЛИЦЫ
Каждая буква алфавита имела своё название, похожее на обычное слово. Думали, так легче запомнить азбуку. А в результате дело значительно усложнилось. Вспомним, как учился грамоте Алеша Пешков:
Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, громко шлепнул ею по ладони и бодро позвал меня:
— Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Веди! Это что?
— Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?
Дальше Горький пишет: «Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» — на сутулого Григория, «я» — на бабушку со мной, а в дедцшке было что-то общее со всеми буквами азбука.
Фита́ ( Ѳ, ѳ ) — предпоследняя буква старо- и церковнославянской кириллицы , последняя (после выхода из употребления в конце XIX века ижицы ) буква дореволюционного русского алфавита . Происходит от греческой буквы тета (Θ, θ); имеет такое же числовое значение — 9
В романе Н. В. Гоголя « Мёртвые души » Ноздрёв называет зятя Мижуева , а затем Чичикова фетюками (Ѳетюкъ). Гоголь объясняет это так: «Ѳетюкъ слово обидное для мужчины, происходитъ отъ Ѳ, буквы, почитаемой нѣкоторыми неприличною».
Любопытно, что один из героев В. И. Даля , наоборот, заменял букву «фертъ ѳитою, потому что ф была, по мнѣнію Стахія, буква вовсѣ неблагопристойная».
Г, г (буква Глаголь) — четвёртая буква всех славянских и большинства прочих кириллических алфавитов. В старославянской азбуке носит название «глаголи», в церковнославянской — «глаголь», то есть «говори». В кириллице выглядит как Г и имеет числовое значение 3, в глаголице имеет числовое значение 4. Кириллическая форма происходит от заглавной греческой буквы гамма (Γ), глаголическую же возводят либо к греческому скорописному начертанию строчной гаммы, либо к соответствующей букве семитского письма.
Курсивное и рукописное начертания строчной буквы Г весьма отличаются от печатного; сверх того они разнятся у русских (в виде зеркально отражённой s) и у сербов (в виде надчёркнутой i без точки).
Глаголь – буква, значение которой является выполнение какого-либо действия или произношение речи. Синонимами буквы-слова Глаголь являются: глаголить, говорить, разговор, речь, а в некоторых контекстах слово глаголить использовалось в значении «писать». Например, фраза «Да подаст нам глаголь и слово, и мысль, и деланье» обозначает, что «разумная речь дает нам и слова, и мысли, и поступки».
Глаголь использовался всегда только в положительном контексте, а его числовое значение было числом 3 – три. Тройка или триада, как её часто называли наши предки, считалась божественным числом.
Во-первых, тройка – это символ духовности и единения души со Святой Троицей.
Во-вторых, тройка/триада была выражением единения неба, земли и подземного царства.
В-третьих, триада символизирует завершение логической последовательности: начало – середина – конец.
И наконец, триада символизирует собой прошлое, настоящее и будущее.
Если вы посмотрите на большинство славянских обрядов и магических действий, то увидите, что все они завершались троекратным повторением какого-либо ритуала. Простейший пример, троекратное крещение после молитвы.
Х, х (русское название: ха; в аббревиатурах иногда хэ: хэбэ) — буква всех славянских кириллических алфавитов (22-я в болгарском , 23-я в русском , 24-я в белорусском , 26-я в сербском и украинском , 27-я в македонском ); используется также в письменностях некоторых неславянских народов. В старо- и церковнославянской азбуках носит название «хѣръ», смысл которого не ясен: считать его, как это часто делается, связанным со словом «херувим» затруднительно (последнее не содержало ятя , хотя в качестве фонетической адаптации мягких заднеязычных ять мог иногда появляться в заимствованиях, например, известны написания вроде Гѣръманъ); другая версия отсылает к греческим словам вроде χαι̃ρε (радуйся) или χείρ (рука). В кириллице обычно считается 23-й по порядку и выглядит как ; в глаголице по счёту 24-я, имеет вид . В обеих азбуках числовое значение — 600.
Происхождение кириллической буквы (и глаголической паукообразной) — греческая буква хи (Χ, χ) ; основная же глаголическая форма неясного происхождения (обычно тоже возводится к греческой «хи», но при этом непонятна полная несимметричность результата; есть также версия с изменённым латинским h ).
В древности существовало и второе глаголическое начертание, так называемое «паукообразное» — в виде кружка с четырьмя крючочками по углам. Оно встречается в памятниках 4 раза: 1 раз в Ассеманиевом Евангелии и 3 раза в Синайской псалтыри . Во всех случаях знак передавал первую букву в слове «хлъмъ». По данным «Азбучной молитвы» Константина Преславского и Мюнхенского абецедария, «паукообразное х» входило в глаголический алфавит как отдельная (33-я по счёту) буква.
Из-за формы буквы Х её название хер часто использовалось для обозначения чего-либо крестообразного: у Даля упоминаются «игра в херики- оники » (крестики-нолики) и выражение «ноги хером» как противоположное «ноги колесом». Отсюда же происходит слово похерить (первоначально — перечеркнуть крест-накрест; ср. у Лескова: Владыка решение консисторское о назначении следствия хером перечеркнул).
Эта буква обозначала – энергия, сила, здоровье.
Ф, ф (название: эф) — буква всех славянских кириллических алфавитов (21-я в болгарском, 22-я в русском, 23-я в белорусском, 25-я в сербском и украинском, 26-я в македонском); используется также в письменностях некоторых неславянских народов. В старо- и церковнославянской азбуках носит название «фрътъ» (ст.-сл.) или «фе́ртъ» (ц.-сл.). Смысл названия данной буквы не ясен, но некоторые исследователи предполагают, что происхождение «ферт» звукоподражательное, подобно звуку издаваемому лошадьми «Ф-ррр», ибо звук [ф] в древности славянскому языку был совершенно чужд и невозможно было подобрать славянское слово с ф. В кириллице обычно считается 22-й по порядку и выглядит как ; в глаголице по счёту 22-я.
В современном русском языке буква Ф используется почти исключительно в заимствованиях, обозначает глухой твёрдый звук [ф] или мягкий [ф’] (перед е, ё, и, ю, я и ь). В словах славянского происхождения Ф встречается в звукоподражаниях (фукать, фыркать) или в словах, сильно изменивших свою звуковую и письменную форму (филин, Фили).
Эта необычная буква-слово обозначает не что иное, как славу, вершину, верх. Но обращено это понятие не к человеческой славе, которая обозначает известность какого-либо человека, а воздает славу вечности. Обратите внимание, что Ферт является логическим окончанием «высшей» части азбуки и представляет собой условный конец. Но этот конец дает нам пищу для размышления о том, что все-таки есть вечность, которую мы должны прославлять. Числовым значением Ферта является 500 – пятьсот.
Есть выражение: «стоять фертом», то есть подперев гордо руки в бока, напоминая букву ф.
И́жица ( Ѵ, ѵ ) — последняя буква дореформенного русского алфавита ; обозначала гласный звук [и] в немногих словах греческого происхождения ( мѵро, сѵнодъ ). Происходит от греческой буквы υ (ипсилон) .
Начертание в древней кириллице — у или Y, глаголице — . Числовое значение ижицы в старославянской кириллице — 400, в глаголице числового значения нет.
Собственно ижица в древнейшей письменности использовалась крайне редко, обычно в значении буквы ю, но главным образом в сочетании с о по греческому образцу (ου) дала обозначающий звук [у] диграф ѹ, который в обеих славянских азбуках считается отдельной буквой. Эта составная буква (ѹ) носит название « ук ».
Первоначально ук в кириллице обычно выглядел как ѹ; при недостатке места (обычно в конце строк) ижицу ставили на о и получалось нечто гаммаобразное (в виде цифры 8 со срезанной макушкой ). В старорусской письменности сочетание в большинстве случаев упростилось до у — тем самым совпав с ранней ижицей и дав начало современной букве у.
С XIV века южнославянские (балканские) книжники при исправлении церковных книг широко восстанавливали ижицу (т. е. ипсилон) в греческих заимствованных словах. Однако она уже к тому времени приобрела изменённую форму, потеряв нижний хвост. Именно в таком, бесхвостом виде она была привнесена во время второго южнославянского влияния на Русь и сохранилась в церковных книгах до сих пор.
Первая буква кириллицы «аз» и последняя – «ижица». Отсюда и выражение: «от аза до ижицы», «сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет».
Ижицу как символ конца удачно использовал Пушкин в эпиграмме на поэта Ф. Глинку:
Поэт Фита, не становись Фертом,
Дьячок Фита, ты Ижица в поэтах.
ПОСЛЕДНИЯ РЕФОРМА АЗБУКИ
Последняя крупная реформа современного алфавита и письменности бала 1917-1918гг. реформа упростила русское письмо и современный алфавит. Удалены дублирующие друг друга буквы: «ять», «фита» и десятеричное Ъ «ер» и Ь «ерь» стали современными Ь и Ъ знаками разделительными и Ь для мягкости. До 1918 г было 36 букв – стало 33 буквы.
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
«Слово о полку Игореве» — известнейший памятник древней русской литературы — описывает неудачный поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в союзе с Всеволодом, Владимиром и Святославом Ольговичем (1185 г.). По времени написания «Слово» относят к 1187-1188 году.
Слово является древнейшим памятником славянской письменности.
Хочется закончить отрывком из «Слово о полку игореве»:
«что ми шумить, что ми звенить давеча рано предъ зорями. Игорь плъки заворочает, жаль бо ему мила брата Всеволода. Бишася день, бишася другый, третьяго дни къ полудниiю падоша стязи Игоревы. Ту ся брата разлучиста на брезь быстрой Каялы; ту кроваваго вина не доста, ту пиръ докончаша храбрiи русичи: сваты напоиша, сами полегоша за землю Русскую. Ничить трава жалощами, а древо с тугою къ земли преклонилось.»
Вот так переживает автор Слова поражения князя Игоря, и так образно передает свои чувства, сравнивая битву с пиром, кровь с вином, а врага со сватами. Берут за душу строки: «Ничить трава жалощами, а древо с тугою къ земли преклонилось»
Источник