- АЗИАТСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ (АБР)
- Управление Азиатским банком развития.
- Финансовая деятельность Азиатского банка развития.
- Азиатский банк развития и постсоветские государства.
- Азиатский банк развития: год основания, цели и задачи
- Открытие банка и его развитие
- Управление банком
- Структура АБР
- Финансовая деятельность
- Основные фонды
- Появится ли единая валюта в Азии
- АБР в странах бывшего СССР
- АБР и Россия
АЗИАТСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ (АБР)
АЗИАТСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ (АБР) (Asian Development Bank, ADB) – региональная финансовая организация, предназначенная для долгосрочного кредитования проектов развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Создан по инициативе ООН для помощи странам азиатско-тихоокеанского региона – прежде всего, для борьбы с бедностью. Учрежден согласно принятому в 1965 решению XXI сессии социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Начал работать с декабря 1966. Штаб-квартира АБР находится в Маниле (Филиппины).
Первоначально членами АБР были 31 государство, к 2005 их число возросло до 64. Членство в АБР открыто для стран азиатско-тихоокеанской Комиссии ООН по экономическим и социальным проблемам и для других стран азиатского региона (и развитых стран из других регионов), если они являются членами ООН или одного из ее специализированных агентств. Такие широкие критерии членства привели к тому, что значительная часть государств-членов АБР – это неазиатские страны, на них приходится почти 37% акций банка и 35% голосов.
Управление Азиатским банком развития.
Хотя изначально банк создавался для помощи развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона, в его управлении большинство голосов принадлежит экономически развитым странам. Это произошло потому, что лишь 20% голосов распределяются между странами-членами АБР поровну, а остальные 80% – пропорционально имеющемуся у них количеству акций банка, что дает преимущества более богатым странам (приобретение акций требует крупных затрат, непосильных для бедных стран). В результате, например, КНР имеет в АБР лишь немногим больше голосов, чем Австралия, и более чем вдвое меньше голосов, чем Япония (табл.), хотя население КНР в 10 раз превышает население Японии и в 65 раз – население Австралии.
Таблица. ДОЛИ АКЦИЙ И ГОЛОСОВ НЕКОТОРЫХ СТРАН-ЧЛЕНОВ АЗИАТСКОГО БАНКА РАЗВИТИЯ (данные на сентябрь 2005) | |||||||
Страны-члены АБР | Год вступления в АБР | Распределение акций | Распределение голосов | ||||
Число акций | Доля от общего количества % | Число голосов | Доля от голосов региона, % | Доля от общего числа голосов, % | |||
Региональные члены | |||||||
Афганистан | 1966 | 1 195 | 0,034 | 14 904 | 0,522 | 0,340 | |
Армения | 2005 | 10 557 | 0,301 | 24 266 | 0,.850 | 0,553 | |
Австралия | 1966 | 204 740 | 5,834 | 218 449 | 7,654 | 4,979 | |
Азербайджан | 1999 | 15 736 | 0,448 | 29 445 | 1,032 | 0,671 | |
КНР | 1986 | 228 000 | 6,496 | 241 709 | 8,469 | 5,510 | |
Индия | 1966 | 224 010 | 6,383 | 237 719 | 8,329 | 5,419 | |
Индонезия | 1966 | 192 700 | 5,490 | 206 409 | 7,232 | 4,705 | |
Япония | 1966 | 552 210 | 15,734 | 565 919 | 19,829 | 12,900 | |
Казахстан | 1994 | 28 536 | 0,813 | 42 245 | 1,480 | 0,963 | |
Южная Корея | 1966 | 178 246 | 5,079 | 191 955 | 6,726 | 4,375 | |
Киргизия | 1994 | 10 582 | 0,302 | 24 291 | 0,851 | 0,554 | |
Пакистан | 1966 | 77 080 | 2,196 | 90 789 | 3,181 | 2,069 | |
Таджикистан | 1998 | 10 134 | 0,289 | 23 843 | 0,835 | 0,543 | |
Туркменистан | 2000 | 8 958 | 0,255 | 22 667 | 0,794 | 0,517 | |
Узбекистан | 1995 | 23 834 | 0,679 | 37 543 | 1,315 | 0,856 | |
Всего по азиатско-тихоокеанскому региону | 2 223 452 | 63,351 | 2 854 066 | 100 | 65,056 | ||
Нерегиональные члены | |||||||
Канада | 1966 | 185 086 | 5,274 | 198 795 | 12,967 | 4,531 | |
Франция | 1970 | 82 356 | 2,347 | 96 065 | 6,266 | 2,190 | |
Германия | 1966 | 153 068 | 4,361 | 166 777 | 10,879 | 3,802 | |
Италия | 1966 | 63 950 | 1,822 | 77 659 | 5,066 | 1,770 | |
Великобритания | 1966 | 72 262 | 2,059 | 85 971 | 5,608 | 1,960 | |
США | 1966 | 552 210 | 15,734 | 565 919 | 36,915 | 12,900 | |
Всего вне азиатско-тихоокеанского региона | 1 286 276 | 36,649 | 1 533 038 | 100 | 34,944 | ||
ВСЕГО | 3 509 728 | 100 | 4 387 104 | 100 | |||
Источник: www.adb.org/about/members |
Высшим органом АБР является совет управляющих – по одному управляющему (представителю) от каждой страны-члена. Совет управляющих, собираясь на сессию раз в год, выбирает президента АБР сроком на 5 лет и контролирует работу постоянно функционирующего совета директоров (12 членов), который назначается советом управляющих сроком на 2 года. По уставу банка, президент и восемь из двенадцати директоров обязательно должны представлять страны региона.
Поскольку деятельность АБР находится под контролем экономически развитых стран, в высших органах управления банка большое влияние имеет Япония, которая одновременно является и страной Азиатско-Тихоокеанского региона, и одной из наиболее развитых стран мира. Все директора АБР были японцами: с 1999 – японский экономист Тадао Чинно, в ноябре 2004 новым директором АБР выбран японский экономист Харухико Курода.
Финансовая деятельность Азиатского банка развития.
Уставной капитал банка первоначально составлял 1,3 млрд. долл., к концу 1970-х он возрос до 9,5 млрд., к середине 2000-х превысил 50 млрд. долл.
Банковские операции АБР финансируются в основном из взносов стран-членов АБР, из дохода от инвестиций и за счет привлечения заемных средств на мировом финансовом рынке путем выпуска долгосрочных облигационных займов. Фактически речь идет об использовании финансовых ресурсов развитых стран (как основных акционеров АБР) для кредитования развивающихся стран Азии (как основных заемщиков).
Азиатский банк развития выдает кредиты развивающимся странам из двух фондов:
1) из обычного фонда для кредитования на коммерческих условиях на срок до 25 лет (примерно 2/3 всех кредитов);
2) из специального фонда азиатского развития (Asian Development Fund) для кредитования бедных стран по льготной ставке (1-3%) на срок до 40 лет (примерно 1/3 всех кредитов).
Таким образом, АБР предоставляет развивающимся странам азиатско-тихоокеанского региона условия более льготные, чем международный частный рынок капиталов.
Займы дают главным образом правительственным организациям. Так, в 2004 из общего объема кредитов в 5293 млн. долл., на ссуды правительствам или под правительственные гарантии пришлось 4947 млн. (58 проектов), и лишь 0,347 – на кредитование частного сектора (6 проектов). Основными заемщиками банка являются КНР (в 2004 на нее пришлось 1160 млн. долл.), Индия (1254 млн.), Пакистан (709 млн.) и Филиппины (446 млн.). Подавляющая часть кредитуемых проектов связана с транспортом и коммуникациями (в 2004 – 38 проектов из 64), а также с энергетикой (14 проектов). В последние годы для стимулирования малого бизнеса активно используются проекты, связанные с микрофинансированием.
Поскольку развитые страны являются главным источником средств АБР и эти же страны контролируют руководство его деятельностью, то кредитование азиатских стран происходит так, чтобы в финансируемых банком проектах контракты получали прежде всего фирмы самих же развитых стран. В частности, при получении контрактов лидирующие позиции занимают фирмы США.
В 2000-х АБР планирует постепенно ввести единую общеазиатскую валюту по образцу евро в ЕС. Первым этапом станет создание в марте 2006 виртуальной (используемой только для международных расчетов) валютной единицы «акю» (ACU) по образцу введенного в 1979 европейского «экю» (ECU). Курс ACU будет рассчитываться как среднее значение ценности валют Китая, Южной Кореи, Японии и 10 стран АСЕАН. Использование наднациональной денежной единицы, мало зависящей от колебаний конъюнктуры в отдельных странах, должно стимулировать развитие единого азиатского рынка. По мнению некоторых экспертов, в перспективе единая азиатская валюта может стать «третьей силой» на мировом финансовом рынке, конкурируя с долларом и евро.
Азиатский банк развития и постсоветские государства.
Членами АБР уже стали постсоветские страны Закавказья и некоторые страны Средней Азии (см. табл.). Это позволяет им пользоваться кредитной поддержкой АБР как при осуществлении программ экономического развития, так и для иных целей. Например, Кыргызстан в 1998 получил от АБР 5 млн. долл. на ликвидацию последствий наводнения в Джелалабаде и землетрясения в Ош. В 2000-е эта страна пользовалась кредитной помощью АБР для строительства дорог по трассе «Великого шелкового пути», для ирригации засушливых земель, для развития школьного образования, для ликвидации катастрофических последствий селей.
В России в 2000-е активно обсуждается вопрос о членстве в АБР, что считается важным для расширения сотрудничества России со странами АТЭС и для развития национальной инфраструктуры. Для этого шага нет принципиальных препятствий, он тормозится лишь общей слабостью экономических связей России с азиатскими странами. В настоящее время Россия участвует в деятельности АБР как наблюдатель.
Источник
Азиатский банк развития: год основания, цели и задачи
Одной из известных финансовых организаций является Азиатский банк развития (АБР). Он действует на региональном уровне, выдавая долгосрочные кредиты, предназначенные для реализации целого ряда крупных проектов. Азиатско-Тихоокеанский регион – основой район его функционирования.
Открытие банка и его развитие
ООН является инициатором создания данной организации. В 1965 году, на XXI сессии, было принято решение о формировании такого финансового объединения, как Азиатский банк развития. Цель создания этой организации заключалась в первую очередь в борьбе с бедностью. В то время задача ликвидации нищеты была очень актуальной в Азиатско-Тихоокеанском поясе. Открытие банка состоялось уже в конце следующего, 1966 года.
В 60-е годы прошлого века основная деятельность данной организации была нацелена на развитие сельской местности и поддержку производства продовольствия. К концу десятилетия банк оказывал техническую помощь, а также выдал свой первый кредит на льготных условиях и разместил в Германии первые долгосрочные облигации.
Азиатскому банку развития уже в самом начале своей деятельности удалось объединить 31 государство в своем составе. Следует отметить, что членство в этой финансовой организации может быть предоставлено любой стране, являющейся членом ООН. При этом не важно, к какому региону планеты относится данное государство. Именно поэтому число членов Азиатского банка развития к 2005 году достигло 64. Среди них достаточно много неразвитых стран (примерно 37% всех акций банка приходится на их долю). Манила, столица Филиппин, в настоящее время является штаб-квартирой АБР (головное отделение представлено на фото ниже).
Управление банком
Как ни странно, основные рычаги влияния в данной организации находятся в руках государств, имеющих развитую экономику. Дело в том, что голоса членов распределяются в зависимости от того, сколько у них акций банка. Именно поэтому основная часть голосов принадлежит богатым и успешным странам.
Для примера возьмем Японию и Китай. Последний владеет 5,5% голосов в АБР, а в распоряжении Японии находится почти 13%. В то же время небольшая по численности населения Австралия имеет 5% голосов.
Структура АБР
Совет управляющих – основной орган в структуре этой финансовой организации. К его компетенции относится контроль деятельности, осуществляемой Советом директоров, выборы его членов. В состав Совета управляющих входят представители, делегируемые от каждого члена АБР. Каждые пять лет главный орган банка выбирает его президента. Сам президент, а также восемь из двенадцати членов Совета директоров непременно должны представлять азиатский регион. Данное условие является обязательным, оно закреплено в принятом уставе.
Самое большое влияние в АБР принадлежит Японии. Это государство наравне с США обладает наибольшим количеством голосов в банке. Кроме того, Япония является государством Азиатского региона, благодаря чему она оказывает влияние на функционирование всех органов управления Азиатского банка развития. За всю историю существования данной организации руководитель банка (его директор) был представителем именно Японии.
Финансовая деятельность
За время деятельности АБР его уставной капитал рос очень быстрыми темпами. К примеру, стартовый капитал организации в 1966 году составлял 1,3 млрд долларов. Спустя 15 лет он увеличился до 10 млрд, а к началу 21-го века банк накопил порядка 50 млрд американских долларов.
Главными кредиторами (и акционерами) в данной финансовой организации являются экономически развитые страны. Бедные (развивающиеся) государства – основные заемщики (реципиенты) АБР. Нужно отметить, что кредитование в этом банке происходит на льготных условиях для стран Азии.
Основные фонды
В интересующем нас банке имеется два основных фонда кредитования инвестиционных проектов в государствах региона. Перечислим их:
- Обычный фонд, предоставляющий займы на традиционных условиях коммерции (сроком до 25 лет). Из этого фонда выдается около 65% кредитов АБР.
- Специальный фонд, предоставляющий займы на льготных условиях с низкими процентными ставками, варьирующимися от 1 до 3%. Срок, на который берутся эти деньги, может достигать 40 лет. Около трети всех выданных займов приходится на данный фонд банка.
Как правило, Азиатский банк развития предоставляет кредиты правительственным организациям. Например, в 2004 году из 64 проектов 58 были профинансированы АБР под гарантии правительств соответствующих государств. В денежном эквиваленте общая сумма займа оценивается примерно в 5,3 млрд долларов.
По общему количеству кредитов в 2004 году лидировали следующие страны:
- Индия (около 1,25 млрд долларов).
- Китай (кредиты на 1,16 млрд долларов).
- Пакистан, занявший 709 млн долларов.
- Филиппины, взявшие 446 млн долларов.
Азиатский банк развития охотнее всего финансирует различные инфраструктурные и транспортные проекты. Кроме того, в практику его деятельности в последнее время вошло микрофинансирование, нацеленное на развитие малого бизнеса в странах региона. Поскольку главная роль в управлении этой финансовой организации принадлежит таким государствам, как Япония, США и Австралия, именно их фирмы получают кредиты на реализацию своих проектов чаще всего.
Появится ли единая валюта в Азии
Вполне может быть, что в скором времени в Азии будет введена единая валюта, подобная евро. По крайней мере, это входит в планы АБР. Данную идею планируется осуществить в несколько этапов. Сначала предполагается ввести единую валюту (акю) только в электронном виде, предназначенную для виртуальных операций и расчетов. Азиатский банк развития планирует установить ее курс как усредненную ценность четырнадцати национальных валют (Китая, Южной Кореи, Японии и др.). Эксперты в области экономики прогнозируют, что введение АБР единой валюты будет способствовать образованию единого рынка данного региона. Существует значительная вероятность того, что акю будет способно на равных конкурировать с долларом и евро.
АБР в странах бывшего СССР
Членами этого банка являются и некоторые страны бывшего СССР. К их числу относятся все государства Центральной Азии, а также Азербайджан и Армения.
Существует, к примеру, Азиатский банк развития в Казахстане, представительство его находится в Астане. Совсем недавно, 20 августа 2015 года, АБР одобрил этой стране, ставшей его членом еще в 1994 году, кредит в 1 млрд долларов, так как Казахстан ранее объявил о девальвации тенге. Этот шаг был призван уменьшить негативные экономические последствия, связанные с установлением в стране свободного курса национальной валюты.
С августа 1997 года действует Азиатский банк развития в Узбекистане. Эта страна стала членом интересующей нас финансовой организации в августе 1995 года. Главой представительства АБР в Узбекистане является Т. Кониши. Эта страна считается на сегодняшний день пятнадцатым крупнейшим акционером Азиатского банка развития среди региональных членов, а также четырнадцатым крупнейшим заемщиком.
Интересующая нас финансовая организация в 1998 году оказала значительную помощь Киргизии, выделив ей 5 млн долларов на ликвидацию последствий катаклизмов природного характера. Киргизия является членом АБР с 1994 года.
АБР и Россия
Уже довольно длительное время ведется дискуссия по поводу того, должна ли стать членом такой организации, как Азиатский банк развития, Россия. Некоторые эксперты считают, что данный шаг сыграл бы положительную роль в сотрудничестве нашей страны с государствами АТЭС. Однако пока что соответствующее решение не принял Азиатский банк развития. Россия и АБР на сегодняшний день сотрудничают в целом ряде аспектов. К примеру, наше государство участвует в деятельности этого банка в качестве наблюдателя. Эксперты полагают, что интеграции нашей страны в АБР препятствуют только ее слабые экономические связи со странами Азиатского региона.
Источник