Банковская система страны денежно кредитная политика государства

ЛЕКЦИЯ № 7. Банковская система и кредитно-денежная политика

ЛЕКЦИЯ № 7. Банковская система и кредитно-денежная политика

1. Банковская система государства, классификации и функции

Банковская система государства – совокупность кредитно-денежных, финансовых институтов, посредством которых в экономике осуществляется денежный и кредитный кругообороты. Банковские учреждения привлекают сбережения экономических субъектов, образуя депозитные счета, посредством чего становится возможным выдача кредитов. Главный орган любой банковской системы – ЦБ, в некоторых странах его название несколько трансформировано, например в США он носит название Федеральной резервной системы.

Классификация банковских систем может быть представлена следующим образом.

1. По количеству уровней все банковские системы делятся на двухуровневые, трехуровневые и четырехуровневые. На первом уровне обязательно стоит Центральный банк страны. Далее, как правило, располагаются коммерческие банки и их филиалы. Последующие уровни занимаются в соответствии с национальными финансовыми особенностями страны. В некоторых государствах это сеть специализированных банков, которые выходят из-под контроля коммерческих. Еще один тип банковской системы – одноуровневый, существовал в плановой экономике СССР, когда был один единственный банк, сосредотачивающий в себе функции монополиста.

Читайте также:  Колумбия реки страны города

2. По степени уровня: макро-, микробанковские системы. Микро-, как правило, представлена банковскими структурами в отдельных субъектах страны: регионах, областях и т. д. Макробанковская система страны в целом, или национальная банковская система.

3. По степени развития банковские структуры делятся на развитые и развивающиеся.

4. В зависимости от степени взаимодействия с внешней средой принято различать замкнутые и интегрированные банковские системы. Последние являются как бы встроенными в систему международных финансовых отношений.

Для того чтобы определить роль и место ЦБ в банковской системе, необходимо выделить его основные функции. Прежде всего это возможность эмиссии национальной валюты. Кроме того, на ЦБ возложена важная функция контроля над другими кредитно-финансовыми учреждениями, в соответствии с чем, регулируя динамику ставки рефинансирования и нормы резервирования, он проводит либо стимулирующую, либо сдерживающую кредитно-денежную политику. ЦБ посредством инструментов своей политики (изменение нормы резервирования, ставки рефинансирования, операции на открытом рынке) качественно воздействует на денежную базу страны, и предложение денег. Норма резервирования – это часть средств коммерческих банков, которые они обязаны хранить в ЦБ на случай непредвиденных обстоятельств. Центральный банк – это кредитор последней инстанции коммерческих банков, по установленной учетной ставке (ставке рефинансирования) он снабжает их необходимой суммой наличных денег. Помимо всего прочего, ЦБ может выступать субъектом международного денежного рынка.

Таким образом, основными целями деятельности ЦБ можно назвать следующие: защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее курса относительно иностранных валют, осуществление контроля над развитием банковской системы в целом, а также обеспечение эффективного функционирования системы расчетов и ее совершенствование.

Коммерческие банки, как правило, располагаются на втором уровне банковской системы. Основными целями их можно назвать прибыльность и платежеспособность. Первая осуществляется посредством динамики процентных ставок по кредитам и депозитам. Чем она выше, тем более выгодной для банка оказывается данная операция. Вместе с тем, любой банк должен быть платежеспособным, т. е. в случае необходимости вернуть вкладчику его «депозит» с процентами. Для того чтобы это было возможным, банки хранят часть денег в качестве обязательных и избыточных (по желанию) резервов в ЦБ страны. Что касается функций коммерческих банков, то их всего две: привлечение средств в депозиты и выдача кредитов. Кроме того, КБ способны создавать собственные кредитные деньги, посредством чего также воздействуют на величину денежного предложения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

124. Банковская система Японии

124. Банковская система Японии Япония имеет одно из самых молодых банковских законодательств, которое построено по американскому образцу. Первые банки современного типа появились после 1872 г. как частные; «национальные банки».Центральный банк Японии, был создан в 1882 г. на

34. Банковская система РФ

34. Банковская система РФ Банки — одно из центральных звеньев системы рыночной структуры. Развитие их деятельности — необходимое условие создания реального рыночного механизма. Устойчивость банков существенно влияет на эффективность экономики страны. Двухуровневая

13. Современная банковская система

13. Современная банковская система 13.1. Структура банковской системы РФ Банковская система РФ имеет двухуровневую структуру. На первом уровне находится Центральный банк РФ, на втором — различные кредитные организации (рис. 6). Рис. 6. Структура банковской

ГЛАВА XIV Банковская система

Денежная политика

Денежная политика Денежная политика является мощнейшим инструментом управления экономикой. Все очень просто – «что посеешь, то и пожнешь». Те страны, которые четко ставили задачу модернизации и подходили к ней взвешенно, смогли достичь успеха. Все лидеры мирового

Тема 1. Банковская система (БС)

Тема 1. Банковская система (БС) БС – форма организации функционирования в стране специализированных кредитных учреждений, сложившихся исторически и закреплена законами. Понятие БС предполагает определение ее составляющих: банки и система. Банки представляют собой

Тема 13. Банковская политика (БП) и сфера ее реализации

Тема 13. Банковская политика (БП) и сфера ее реализации БП – комплекс целей, базовая концепция функционирования банка. Основные вопросы на которые должна отвечать банковская политика: “зачем” – общие целевые установки, во имя чего предпринимаются те или иные действия;

ЛЕКЦИЯ № 3. Банковская статистика

ЛЕКЦИЯ № 3. Банковская статистика Банковская статистика – это основа формирования статистики денежного обращения и кредита и является статистикой отрасли «Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение».Эта отрасль включает банковскую деятельность,

ЛЕКЦИЯ № 5. Денежный оборот. Денежная система России

ЛЕКЦИЯ № 5. Денежный оборот. Денежная система России 1. Денежный оборот, принципы его организации и структура Денежный оборот представляет собой систему денежных расчетов по поводу реализации товаров предприятиями друг другу и населению. Денежный оборот – это сумма

Тема 20 КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА. РЫНКИ ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ И ЦЕННЫХ БУМАГ

Тема 20 КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА. РЫНКИ ССУДНЫХ КАПИТАЛОВ И ЦЕННЫХ БУМАГ 20.1. Сущность и функции кредита. Источники кредитаКредит в широком смысле слова – это экономические отношения между физическими или юридическими лицами, возникающие при передаче имущества или

2. Банковская система

2. Банковская система Банковская система – совокупность банков, обслуживающих соответствующие кредитные отношения.Банковская система Российской Федерации состоит из двух уровней:1) Банк России (Центральный банк Российской Федерации – ЦБ РФ);2) коммерческие банки:а)

Лекция 19 Тема: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Лекция 19 Тема: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В лекции рассматриваются проблемы, связанные с анализом следующей важной макроэкономической категории – финансов. К ним относятся:• принципы построения и функции финансовой системы;• финансовая

7. Кредитно-денежная мультипликация, равновесие на денежном рынке

7. Кредитно-денежная мультипликация, равновесие на денежном рынке Для того чтобы определить кредитный и денежный мультипликаторы, необходимо описать все их составные части. Для начала определим структуру резервов коммерческих банков.Норма резервирования вкладов – это

2. Современная банковская система РФ

2. Современная банковская система РФ В плановой экономике СССР существовала одноуровневая банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело; слияние всех кредитных организаций в единый общегосударственный банк,

4. Кредитно-финансовая система как иструмент разорения страны

4. Кредитно-финансовая система как иструмент разорения страны Дайте мне управлять деньгами страны и мне нет дела, кто создает ее законы. М.Ротшильд Финансы (лат. financia — доход, платеж) — это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через

Источник

26. Банковская система и кредитно-денежная политика.

Банковская система в условиях рыночной экономики, как правило, является двухуровневой. Она включает в себя: ЦБ, являющийся эмиссионным центром; коммерческие (депозитные) банки.

ЦБ выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы страны, обязательные резервы коммерческих банков и выступает в качестве межбанковского расчетного центра.

Он является кредитором последней инстанции для коммерческих банков, а также выступает в качестве финансового агента правительства. ЦБ может выступать как продавец и покупатель на международных денежных рынках и координировать зарубежную деятельность частных банков. Он формирует и осуществляет кредитно-денежную политику, контролирует и координирует деятельность коммерческих банков.

Конечными целями кредитно-денежной политики являются:

– обеспечение экономического роста;

– полная занятость ресурсов;

– стабильность уровня цен;

– устойчивость платежного баланса.

При этом в качестве промежуточных целевых ориентиров используются: денежная масса, ставка процента, обменный валютный курс.

Для достижения этого в качестве инструмента прямого воздействия используются лимиты кредитования и прямое регулирование ставки процента.

В качестве косвенных инструментов используются: изменение нормы обязательных резервов; изменение учетной ставки (ставки рефинансирования, по которой предоставляются кредиты коммерческим банкам); операции на открытом рынке.

Следует учитывать, что монетарная политика имеет достаточно сложный передаточный механизм, а именно:

1. Изменение величины реального предложения денег в результате политики, проводимой ЦБ.

2. Изменение ставки процента на денежном рынке.

3. Реакция совокупных (особенно инвестиционных) расходов на динамику ставки процента.

4. Изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

Нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или отсутствию каких-либо результатов кредитно-денежной политики.

Кроме этого поддержание ЦБ одного из целевых параметров требует изменение других параметров, что не всегда благоприятно сказывается на состоянии экономики в целом.

Например, ЦБ может удерживать рыночную ставку процента на определенном уровне для стабилизации инвестиций. И, следовательно, в зависимости от величины инвестиций через мультипликативный эффект воздействовать на объем выпуска в целом. Но если в экономике начнется подъем и ВВП будет расти, то это приведет к увеличению спроса на деньги (реальный ВВП – один из параметров спроса на деньги).

При постоянном предложении денег в данной ситуации рыночная ставка будет расти. Следовательно, чтобы удержать ее на прежнем уровне ЦБ должен увеличивать предложение денег. Как следствие этого возникнут дополнительные стимулы к росту ВВП и может возникнуть инфляция.

В случае экономического спада и сокращения спроса на деньги ЦБ для предотвращения снижения ставки процента должен уменьшить денежную массу, но это в свою очередь приведет к падению совокупного спроса и усугубляет спад в экономике.

Следует также учитывать возможные побочные эффекты при проведении кредитно-денежной политики. Так, если ЦБ считает необходимым увеличить предложение денег, то он может расширить денежную базу, покупая облигации на рынке ценных бумаг. Но одновременно с ростом предложения денег начнется снижение ставки процента. Это может отразиться на величине нормы депонирования и нормы резервирования – население может перевести часть средств из депозитов в наличность, и, как результат, норма депонирования увеличится. Банки же могут увеличить свои избыточные резервы, что приведет к росту нормы резервирования.

В итоге уменьшится денежный мультипликатор, а это может частично нейтрализовать исходную тенденцию к расширению денежной массы.

Кроме того следует учитывать, что кредитно-денежная политика имеет значительный временной лад (время от принятия решения до получения его результатов). Ее влияние на размер ВВП в значительной степени связано с колебаниями ставки процента и изменением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом. Это также осложняет проведение кредитно-денежной политики.

Например, расширение денежной массы и снижение ставки процента для предотвращения спада в экономике на практике может дать результат, когда экономика уже будет находиться на стадии подъема и как следствие, вызовет нежелательные инфляционные процессы.

Эффективность кредитно-денежной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия политике ЦБ, а также степенью независимости ЦБ от исполнительной власти. Степень независимости ЦБ с трудом поддается оценке и определяется на основе формальных критериев.

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешней экономической политикой. Так, если ЦБ ставит своей целью поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически невозможной, т.к. увеличение или сокращение валютных резервов в целях поддержания валютного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике.

Определенные трудности связаны с вопросом согласования бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. Так, если правительство стимулирует экономику, расширяя гос. расходы, то результат такой политики во многом будет связан с характером кредитно-денежной политики (поведением ЦБ). Так, финансирование дополнительных расходов долговым способом (через выпуск облигаций) окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций (эффект вытеснения) и, как следствие, к подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности.

Если при этом ЦБ проводит политику поддержания рыночной ставки процента, он будет вынужден расширить предложение денег, провоцируя инфляцию.

Аналогичная проблема возникает при решении вопроса о финансировании дефицита гос. бюджета. Он может покрываться денежной эмиссией (монетаризация дефицита) или путем продажи гос. облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается неинфляционным, т.к. если облигации покупаются населением и частными банками, то происходит изменение формы сбережений частного сектора: они переводятся в ценные бумаги. Но если к покупке облигаций подключится ЦБ, то произойдет увеличение суммы резервов банковской системы. Как следствие этого, увеличится денежная база и начнется мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике, что по сути равносильно монетаризации экономики.

Т.о. ЦБ сталкивается с дилеммой: если он станет финансировать бюджетный дефицит, то фискальная бюджетная экспансия, не сопровождающаяся компенсирующей денежной политикой, вызовет рост процентных ставок и приведет к вытеснению частных расходов – инвестиций. С другой стороны ЦБ может предотвратить эффект вытеснения за счет покупки гос. ценных бумаг, что увеличит предложение денег и обеспечит рост дохода без увеличения процентных ставок, но если экономика близка к полной занятости, то монетаризация бюджета безусловно приведет к инфляции.

Эффективная стабильная денежная политика (стабильный низкий темп роста денежной массы), как правило, не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит гос. бюджета. Т.к. в условиях длительного и растущего дефицита бюджета и ограниченных возможностей долгового финансирования экономики правительству бывает сложно удержаться от давления на ЦБ с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита гос. бюджета.

Источник

Оцените статью