Банковские системы стран азии

Банковские системы стран Азии: Япония, Китай

Банковская система Японии

Главные элементы банковской системыЯпонии — 11 крупных частных банков, которые называют городскими, 64 частных местных банка и три частных банка долгосрочного кредитования, 47 страховых компаний и 220 фондовых компаний. Особенность банковской системы Японии — наличие компаний, которые специализируются на операциях с ценными бумагами по американскому образцу. В стране четко разграничены полномочия между бан кам и и фондовыми компаниями.

Кредитные организации в стране включают в себя:

§ специализированные кредитные институты — финансовые компании, правительственные кредитные учреждения, почтовые сберегательные кассы.

Особый статус имеют спецбанки: Импортный банк Японии, Японский банк развития, Народная финансовая корпорация, финансовая корпорация малого бизнеса.

В соответствии с определением Государственного комитета КНР по контролю и управлению банковскими делами к банковско-финансовым организациям Китая относятся: политические банки, государственные коммерческие банки, акционерные коммерческие банки, городские банки, аграрные кредитные кооперативы, другие финансовые учреждения.

Центральный банк — это Народный банк Китая (НБК). НБК — государственный эмиссионный, кредитный и расчетный центр Китайской Народной Республики, основан в 1948 году. Функции центрального банка китайское правительство возложило на НБК в 1983 году. К ним относятся:

разработка и проведение денежной политики;

осуществление эмиссии и регулирование обращения национальной валюты;

контроль и управление органами денежного обращения;

контроль и регулирование рынка денежного обращения;

издание приказов и положений, касающихся контроля и управления сферой денежного обращения;

проведение операций с государственным золотовалютным запасом;

управление государственным казначейством;

обеспечение системы платежей и расчетов;

исследование, анализ и прогнозирование в сфере денежного обращения;

осуществление соответствующей деятельности в сфере международного денежного обращения;

осуществление других обязанностей, установленных Госсоветом КНР

В 1998 году НБК основательно реформировал свою структуру. На смену филиалам, открытым по территориально-административному признаку, пришли отделения, перешагнувшие границы между

провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения. В провинциальных

центрах, где подобные филиалы так и не были созданы, появились конторы финансового контроля

агентств, которые отвечают за надзор над банковскими и небанковскими учреждениями подведомственных районов. Центральные филиалы НБК в главных городах провинций не подчиняются местным властям, что помогает НБК исключить административное вмешательство и полностью выполнять свои контрольные функции.

Политические банки — это специализированные банки, которые выдают денежные средства для поддержки государственной экономической политики. Действуя по принципу планового управления, целевого аккумулирования и использования средств, самобалансирования и безубыточности они не ставят своей целью рентабельность. Политические банки появились как одна из мер по ускорению коммерциализации государственных коммерческих банков.

В настоящее время к таковым относятся три банка. Государственный банк развития кредитует преимущественно утвержденные государством программы в сфере производства, крупного и среднего капитального строительства, технической реконструкции. Банк Китая по развитию сельского хозяйства в основном осуществляет финансовые операции, связанные с проводимой государством сельскохозяйственной политикой, распоряжается бюджетными средствами, идущими на поддержку аграрного сектора. Импортно-экспортный банк Китая кредитует экспорт крупного обо рудования, а также изделий машиностроения и электроники. В процессе своей деятельности политические банки обычно поручают выполнение конкретных операций коммерческим банкам

Коммерческие банки — основа китайской финансовой системы. Они делятся на две группы. Первая — это государственные коммерческие банки (Торгово-промышленный банк Китая (ТПБК), Банк Китая (БК), Сельскохозяйственный банк Китая (СБК) и Народный строительный банк Китая (НСБК). Они выполняют крайне важную функцию предоставления финансовой поддержки процессу реформ в Китае. Особенно актуальной эта задача была на начальном этапе реформ, и китайские банки справились с ней неплохо.

Государственные коммерческие банки Китая постепенно становятся более самостоятельными хозрасчетными структурами, административный контроль за их деятельностью уменьшается.

Вторая группа коммерческих банков — это акционерные коммерческие банки. Наиболее крупнейшие из них: Транспортный банк (Bank of Communication), Промышленный банк CITIC, Банк Гуанда (China Everbright Bank), Китайская банковская корпорация Миньшэн (China Minsheng Banking Corp.,Ltd), Банк Хуася (Нuа Xia Bank), Торговый Банк Китая (China Merchants Bank), Шанхайский банк развития Пудуна (Shanghai Pudong Development Bank), Гуандунский банк развития (Guangdong Development Bank), Фуцзяньский промышленный банк (Fujian Industrial Bank), Шэньчжэнский банк развития (Shenzhen Development Bank Co., Ltd).

Все коммерческие банки осуществляют следующие банковские операции и сделки:

привлекают вклады (депозиты) и предоставляют кредиты по согласованию с заемщиком;

проводят расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов, осуществляют кассовое обслуживание клиентов;

открывают и ведут счета клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;

финансируют капитальные вложения по поручению вкладчиков или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств банка;

выпускают, покупают, продают и хранят платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя и другие документы), осуществляют иные операции с ними;

выдают поручительства, гарантии, иные обязательства за третьих лиц, предусматривающие исполнение в денежной форме;

покупают у китайских и иностранных юридических и физических лиц и продают им наличную иностранную валюту;

покупают и продают в стране и за ее пределами драгоценные металлы, камни, изделия из них;

привлекают и размещают драгоценные металлы во вклады;

привлекают, размещают средства, управляют ценными бумагами по поручению клиентов (трастовые операции);

оказывают брокерские и консультационные услуги, осуществляют лизинговые операции.

Городские банки. Их главной задачей является выдача кредитов для поддержки и развития инфраструктуры города. Подобные банки существуют только в крупных городах страны, таких, как Шанхай, Пекин, Чжэнчжоу.

Другие финансовые учреждения Китая включают городские и сельские кредитные кооперативы, сельские коммерческие банки, инвестиционные траст-компании, финансово-кредитные компании, иностранные банки и т.д.

Банковская система США

Кредитная система США представляет собой совокупность государственных и частных кредитных институтов, ее основным государственно-монополистическим компонентом является Федеральная резервная система, выполняющая функции центрального банка США. Федеральная резервная система (ФРС) была создана Законом о Федеральной резервной системе, принятым Конгрессом в 1913 г. для обеспечения более безопасной и более гибкой банковской и кредитно-денежной системы. Основные функции ФРС: Упорядочение деятельности банков и поддержание банковской системы в целом на уровне, достаточном для полноценного функционирования. Вторая и наиболее важная функция ФРС контроль за предложением денег в экономике. Другая важная составляющая часть американской банковской системы это двенадцать федеральных резервных банков, которые являются: центральными банками, квазиобщественными банками и банками банкиров. Другие функции ФРС осуществляются через сеть двенадцати Федеральных резервных банков. В 25 городах были организованны филиалы резервных банков. Функции Центральных банков: эмиссия банкнот; — хранение государственных золотовалютных резервов; — хранение резервного фонда других кредитных учреждений; — денежно-кредитное регулирование экономики; — кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных учреждений; — проведение расчетов и переводных операций; -контроль за деятельностью кредитных учреждений. Коммерческие банки (14000 шт) – главные центры кредитной системы. Современные коммерческие банки – это кредитно-финансовые учреждения универсального характера. Он не только принимает вклады населения, предприятий, выдает кредиты, но и выполняет финансовое обслуживание клиентов. Примерно 2/3 из них являются банками штатов, то есть частными банками, действующими в соответствии с чартером штата. Остальная треть получает чартеры от федерального правительства, то есть является национальными банками.

Источник

Особенности формирования финансовых систем стран Юго-Восточной Азии

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ

СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Формирование моделей финансовых систем развитых стран происходило в течение длительного исторического периода, испытывая на себе влияние различных факторов развития экономической и правовой системы государства. В экономически развитых странах выделяются два типа финансовой системы – банковский (континентальный) и биржевой (англо-саксонский). Однако в современных условиях все большее внимание привлекает модель финансовой системы стран Юго-Восточной Азии. Функционирование финансовых рынков этих стран оказалось более эффективным и их системы менее пострадали от недавнего мирового финансового кризиса. Таким образом, можно говорить о наличии специфических характеристик рынков этого региона, которые помогут представить «азийскую модель» финансовой системы, отличную от европейской и англо-американской.

Нередко Японию относят к банковской или немецкой модели финансовой системы, хотя она не является таковой. В японской модели прослеживается влияние государственного регулирования финансовых процессов, особенно в определенные периоды. Роль фондового рынка Японии гораздо значительнее, чем в Германии, а банковская система имеет ряд отличительных особенностей. В первую очередь следует отметить существование крупных конгломератов банков и предприятий. Наиболее известные из них входят в группы кейрецу (Mitsubishi, Mitsui, Sumitomo, Fuyo), которые группируются вокруг того или иного мощного банка, обеспечивающего финансирование всех компаний группы и фактически исключает возможность их враждебного поглощения другими участниками рынка. В Японии слабо представлены финансовые институты из других стран, что связано с особенностями японского национального менталитета и, как следствие, с жесткими правилами допуска нерезидентов на национальные рынки. Следует отметить также сегментированный характер японской финансовой системы и высокий уровень концентрации и централизации японской банковской системы, который продолжает повышаться благодаря слияниям крупных банков. В результате этого процесса несколько японских банков входит и десятку самых крупных кредитных институтов мира (Mitsubishi UFJ Bank, Sumitomo Mitsui Bank).

Рассматривая развитие и особенности азиатских финансовых систем необходимо отметить влияние на них азиатского финансового кризиса гг., который и скорректировал недостатки их функционирования. Одной из общих наблюдаемых черт кризиса является то, что большинство оказавшихся в кризисной ситуации стран пережили период быстрого роста.

Если говорить о Японии, государственное вмешательство в экономические процессы было направлено на создание новых сравнительных преимуществ в более капиталоемких и со значительным эффектом масштаба отраслях. Государство также содействовало импорту передовых технологий в развивающихся отраслях. Важным направлением государственной структурной политики до 1970-х было воздействие на кредитную политику коммерческих банков. Мобилизованные сбережения направлялись на укрепление новых ориентированных на экспорт отраслей. Такая стратегия позволила превратить изначально слабые отрасли в конкурентоспособные. Высокая конкурентоспособность и большие объемы японского экспорта способствовали притоку в страну значительных средств, укреплению ее торгового баланса и повышению курса йены. К возросшим ресурсам внутренних сбережений добавились благоприятные возможности для размещения корпоративных ценных бумаг среди иностранных инвесторов. Усилилось влияние критерия прибыльности на использование огромного инвестиционного потенциала, вследствие чего распределение инвестиций активно отреагировало на сигналы роста со стороны рынков спекулятивных активов – недвижимости и ценных бумаг. В итоге бума на этих рынках к 1990 году возник финансовый пузырь. Его исчезновение сопровождалось резким уменьшением капитализации японского фондового рынка.

Стратегия развития Южной Кореи во многом близка японской, где государство поддерживало корейские ФПГ (чеболи – Samsung, LG, GS Group, Hyundai, SK Group, Daewoo, Lotte) и контролировало кредитную политику банков. После создания универсальных торговых компаний происходила нарастающая либерализация торговли и финансового сектора. Предкризисная тенденция либерализации фондового рынка проявилась в постепенном ослаблении ограничений для иностранных инвесторов. Похожие сценарии можно заметить в Сингапуре, Малайзии и Таиланде.

Таким образом, азиатскому кризису предшествовала либерализация инвестиционных процессов, что впоследствии привело к росту, а затем и перегреву рынков спекуляционных активов. Раздувание финансового пузыря усилилось вовлеченностью банков в эти процессы, что и обернулось кризисом банковской системы. Похожая ситуация произошла и в период мирового финансового кризиса. Но опыт 1997 года позволил Юго-Восточной Азии избежать серьезных потерь, и они оказались более финансово устойчивы в современных условиях.

Азиатский опыт свидетельствует о том, что проблема возникновения финансовых пузырей – во многом проблема качества использования резко возросших инвестиционных возможностей после либерализации рынка. Недооценка определенной близорукости рыночной саморегуляции инвестиций – одна из основных причин возникновения финансовых пузырей.

Что касается Китая, то, несмотря на ожидания, он меньше пострадал от последствий кризиса, чем Япония. Финансовая система Китая представляет собой соотношение частной собственности (2/3 всей собственности) и государственного контроля. Правительственные инициативы играют решающую роль в экономическом развитии. В последнее время китайские власти предпринимают меры для предотвращения перегрева экономики. Народный банк Китая (НБК) повысил норму резервирования по депозитам на 0,5%, чтобы предотвратить возникновение ценовых пузырей. Это уже второе повышение нормы резервирования, когда НБК 13 января 2010 года впервые с июня 2008 года повысил норму обязательного резервирования для банков на 50 базисных пунктов. Подобные меры были предприняты с целью охладить экономику, поскольку кредитный бум в стране угрожал взвинтить инфляцию и создать «мыльные пузыри» на рынках различных активов.

Таким образом, можно отметить, что в странах Юго-Восточной Азии государственная инициатива играет особую роль и правительственные меры имеют ряд особенностей в разных странах региона. Вместе с либерализацией инвестиционных процессов, этими странами практикуется активное государственное регулирование финансовых процессов в определенные периоды, что и помогает предотвратить перегрев отдельных рынков.

* студентка магистратуры специальности «Международные экономические отношения», Одесский национальный университет имени

Источник

Читайте также:  Топ страны с лучшим образованием
Оцените статью