- Отрасли экономики
- Какие бывают отрасли экономики
- Как работают отрасли экономики на примерах
- Чем сектор экономики отличается от отрасли
- По форме собственности:
- По видам деятельности:
- По виду производимой продукции:
- Экономика России
- Базовые отрасли экономики страны
- Готовые работы на аналогичную тему
- Отраслевая структура экономики
- Отраслевая структура российской экономики
- Отраслевая структура мировой экономики Классификация стран по уровню развития отраслей
Отрасли экономики
Отрасли экономики — это группа предприятий, которые объединены общей хозяйственной деятельностью.
Человек добывает полезные ископаемые, производит, строит, делает научные открытия и накапливает культурные знания — то есть занимается различной деятельностью.
Такую деятельность называют хозяйственной (или экономической). Чтобы было легче, люди объединяются в группы — то есть создают предприятия. В зависимости от того, чем эти предприятия занимаются, их относят к разным отраслям экономики.
Какие бывают отрасли экономики
Всего отраслей 25. Их разделяют в зависимости от конечного продукта на:
- отрасли, производящие товары
- отрасли, оказывающие услуги
К первой группе относят предприятия, которые в результате своей деятельности производят какой-то товар: например, автомобиль, одежду, игрушки, хлеб. Это пять отраслей:
- Промышленность
- Сельское хозяйство
- Лесное хозяйство
- Строительство
- Прочие виды деятельности сферы материального производства
Ко второй — те предприятия, которые оказывают услуги. Например, транспортные услуги, услуги связи (телефон и интернет), образовательные услуги (в школах и институтах) и т. д. Это все остальные отрасли из списка:
- Обслуживание сельского хозяйства
- Транспорт
- Связь
- Торговля и общественное питание
- Материально-техническое снабжение и сбыт
- Заготовки
- Информационно-вычислительное обслуживание
- Операции с недвижимым имуществом
- Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка
- Геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы
- Жилищное хозяйство
- Коммунальное хозяйство
- Непроизводственные виды бытового обслуживания населения
- Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
- Народное образование
- Культура и искусство
- Наука и научное обслуживание
- Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение
- Управление
- Общественные объединения
Как работают отрасли экономики на примерах
Перечисленные отрасли могут включать в себя другие более мелкие отрасли.
Так, например, промышленность, включает:
- Электроэнергетику
- Лёгкую промышленность
- Космическую промышленность
- Цветную металлургию
- Машиностроение и др.
Все отрасли экономики связаны друг с другом.
В промышленности добывают металл. На промышленных заводах производят автобусы. Затем автобусы используют для перевозки людей — задействована такая отрасль, как транспорт.
В машиностроении производят тракторы. Затем эти тракторы задействуют в сельском хозяйстве. Эта отрасль производит, например, молоко, яйца и мясо.
Эти продукты поступают в магазины. Их продажей занимаются уже предприятия торговли и общественного питания.
Другой пример: народное образование неразрывно связано с наукой, культурой и искусством. Научные открытия влияют на то, что мы учим — какие знания получаем и в какой сфере. А уровень образования человека влияет на культуру всей страны.
Читайте подробнее, что такое Экономика.
Чем сектор экономики отличается от отрасли
Сектора экономики включают в себя отрасли.
Сектора экономики — это части экономики, которые объединены общими целями, задачами и характеристиками.
У секторов есть своя классификация. Так, например, различают:
По форме собственности:
- Государственный сектор — куда входят предприятия, которые принадлежат государству (полностью или в какой-то части); государство же ими и управляет.
- Частный сектор — куда относят частные организации, которые осуществляют хозяйственную деятельность.
По видам деятельности:
- Реальный сектор — куда входят отрасли, которые производят товары и оказывают услуги. То есть все предприятия, которые занимаются производством, потреблением, обменом и распределением товаров и услуг.
- Финансовый сектор — куда входят такие финансовые операции, как кредитование и заимствование, и все предприятия и организации, которые их осуществляют. Как то: центральные банки, фондовые биржи, банки и кредитные организации, страховые компании, пенсионные фонды и др.
- Непроизводственный сектор —деятельность предприятий этого сектора ориентирована на гражданина, создание и поддержание на определённом уровне условий его социальной жизни. Например: жилищное и коммунальное хозяйство, связь, транспорт и т. д.
По виду производимой продукции:
- Первичный сектор — к нему относят отрасли, которые получают сырьё (сырой материал). Это сырьё затем используют отрасли из вторичного сектора для производства какого-либо продукта. Например: сельское хозяйство и промышленность (рыболовство, лесоводство).
- Вторичный сектор — сформирован из отраслей, которые производят продукты из сырья. Например: строительство, обрабатывающая промышленность.
- Третичный сектор — отрасли, связанные с предоставлением услуг. Например: торговля, туризм, транспорт, коммунальное хозяйство, здравоохранение.
- Четвертичный сектор — отрасли, связанные с образованием и знаниями: наука, образование, информационные технологии и др.
Экономика России
Наиболее развитые отрасли экономики России:
- Топливная промышленность и энергетика: газовая, атомная, нефтяная, угольная и электроэнергетическая промышленность
- Лесопромышленность и лесозаготовка
- Цветная и чёрная металлургия, машиностроение, пищевая отрасль
- Рыбная промышленность
- Сельское хозяйство
Россия богата своими полезными ископаемыми. Поэтому и развита в наибольшей степени промышленность, то есть та отрасль экономики, которая связана с добычей и переработкой ресурсов.
К тому же у России огромная территория, что благоприятно сказывается на развитии сельского хозяйства.
Источник
Базовые отрасли экономики страны
Отрасль – это условный комплекс предприятий, производящих схожую продукцию с помощью одинаковой технологии.
Чтобы более детально изучить отрасли их делят на подотрасли и классы. Например, в автомобилестроении выделяют строительство грузовых и легковых автомобилей. Так же для удобства исследования отрасли иногда объединяют в совокупности или сектора. В частности, выделяют следующие группы:
- Первичный сектор объединяет добывающие отрасли, в том числе сельское хозяйство, рыболовство и охота.
- Вторичный сектор содержит в себе предприятия обрабатывающей промышленности и строительства.
- Третичный сектор объединяет предприятия сферы услуг. Это могут быть транспортные, телекоммуникационные, торговые и туристические компании.
- Четвертичный сектор – это отрасли знания. Сюда относят разработки, научные исследования, которые нужны для оптимизации и повышения эффективности существующих видов экономической деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Отрасли группируются по видам готовой продукции. Они могут относиться к материальному и нематериальному производству. Сфера услуг включает в себя образование, культуру, здравоохранение, связь, транспорт, торговлю и другое. Здесь так же отмечают финансовый сектор, обслуживаемый банками, биржами и другими финансовыми институтами.
Отрасли могут быть чистыми, то есть производящими единственный продукт. Хозяйственные отрасли производят отраслевой продукт. Административные занимаются управлением, чаще всего, находятся в государственном управлении.
Таким образом, отрасль объединяет предприятия, использующие схожие технологии, сырье и материалы для получения однородной продукции.
Отраслевая структура экономики
Отраслевая структура представляет собой однородные группы экономических единиц. Они характеризуются специальными условиями производства в рамках общественного разделения труда, при этом играют роль в процессе расширения воспроизводства. Сдвиги отраслей осуществляются на макроуровне в долгосрочной перспективе. Мировая практика является основой для формирования отраслевой структуры. Она предлагает систему классификации экономической деятельности для ее последующего учета в системе национальных счетов.
Система предусматривает учет доходов по отраслям и по секторам экономики. Группировка отраслей определяет отраслевую структуру экономики. Так же она позволяет установить долю результата каждой отрасли в валовом продукте. Особое место в системе счетов занимают межотраслевые балансы. Они позволяют проанализировать соотношение доходов разных отраслей.
Отраслевая структура формируется из базовых отраслей, к которым относят:
- Промышленность.
- Сельское хозяйство.
- Торговлю.
- Транспорт.
- Связь.
Далее каждая отрасль подразделяется на укрупненные отрасли и виды производства. Сюда относят однородные отрасли, которые специализируются на выпуске одного вида продукции. Отрасли могут проникать друг в друга, так как процесс создания товаров может быть схожим, либо схожими могут оказаться применяемые технологии.
Отраслевая структура экономики показывает распределение ресурсов в национальном хозяйстве. Движущими силами развития каждого направления являются природные ресурсы, трудовой потенциал, имеющийся интеллектуальный потенциал, выраженный в человеческом капитале. Чтобы оценить стоимость национального богатства эксперты учитывают нефинансовые и непроизводственные активы, нематериальные резервы, финансовые активы. Сюда же относят скот, оборотный капитал и домашнюю собственность. То есть, понимание отраслевой структуры национального хозяйства позволяет более детально изучить расходную часть, чтобы оценить долю каждой отрасли в создании совокупного продукта.
Отраслевая структура российской экономики
Российская экономика опирается на промышленность и аграрный комплекс. Она представляет собой систему хозяйствования многоукладного типа, сформированную в соответствии с социальным и экономическим развитием страны. Экономический комплекс страны представлен территориальными и отраслевыми структурами. Производственная сфера состоит из отраслей материального производства, сферы услуг и сбыта. Непроизводственная сфера занимается предоставлением нематериальных ценностей в обмен на денежные средства.
В российской экономике сохраняются диспропорции из-за повышенной значимости ресурсных отраслей экономики, а именно, топливных отраслей. Так же сохраняется высокая концентрация производства и его монополизация. В стране активно развиваются межотраслевые комплексы. Примерами могут послужить топливно-энергетический, металлургический, химико-лесной, военно-промышленный, агропромышленный, инвестиционно-строительный, инфраструктурный комплексы.
На структуру отраслей влияет территориальное расположение производства. Топливно-энергетические комплексы тяготеют к месторождениям и природным ресурсам. Здесь могут создаваться крупные промышленные узлы, обслуживаемые железнодорожным транспортом. Освоение новых территорий требует существенных вложений. Российская экономика характеризуется асимметрией освоения территорий. Концентрация трудовой силы наблюдается в центральных районах. Сибирь и Заполярье, обладающие большими запасами ресурсов, менее населены, здесь сложнее развернуть полномасштабное производство.
Размещение производительных сил влияет на эффективность национального хозяйства. Переход к рыночной экономике требует пересмотра внутреннего устройства отраслей. Крупные предприятия не дают развиваться более гибкому среднему и малому бизнесу. Во многих отраслях отсутствует конкуренция, что сдерживает их более быстрое развитие. Так же крупные территории требуют освоения, то есть эффективной политической, социально-экономической деятельности, которая будет стимулировать граждан страны переезжать в отдаленные районы.
Источник
Отраслевая структура мировой экономики Классификация стран по уровню развития отраслей
Отраслевая структура мировой экономики. Классификация стран по уровню развития отраслей
структура современной экономики; динамика развития структуры современной промышленности; классификация стран по уровню развития
Понятие отраслевой структуры экономики
Структура экономики — многоплановое понятие, рассматривать ее можно с разных точек зрения, показывающих соотношение различных элементов хозяйственной системы. Обычно выделяют социальную, отраслевую, воспроизводственную, региональную (территориальную) и внешнеторговую структуры.
Отраслевая структура экономики в широком понимании представляет собой совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда и играющих специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства.
Отраслевые сдвиги на макроуровне, если рассматривать их в длительных исторических рамках, проявлялись сначала в быстром росте «первичных отраслей» (сельское хозяйство и добывающая промышленность), затем «вторичных» (промышленность и строительство), а в последний период — «третичных отраслей» (сфера услуг).
Международная стандартная отраслевая классификация
В мировой практике основой для формирования структурных элементов экономики являются международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности и международная стандартная классификация занятий, являющихся составными частями системы национальных счетов (СНС). В СНС предусмотрено использование двух типов классификаций по отраслям и по секторам. Группировка по отраслям обеспечивает характеристику отраслевой структуры экономики, позволяет установить вклад каждой отрасли в создание ВВП, проследить межотраслевые связи и пропорции. Группировка по секторам экономики, сформированная в зависимости от функций, выполняемых хозяйственными единицами в экономическом процессе, позволяет анализировать процессы в области распределения и перераспределения доходов, финансирования инвестиций. Так, счета сектора «домашние хозяйства» содержат данные, необходимые для анализа важнейших аспектов социальных процессов и уровня жизни (распределение доходов, потребление, сбережения и др.),
а также роли сектора «домашние хозяйства» в создании и использовании валового внутреннего продукта. Особое место в системе национальных счетов занимают межотраслевые балансы, что обусловлено широкими возможностями, которые они представляют для анализа динамики и структуры экономики, основных стоимостных и натурально-вещественных пропорций, проведения международных сопоставлений, выполнения прогнозных экономических расчетов. В зависимости от целей экономического анализа межотраслевые балансы могут включать в себя от нескольких десятков до нескольких тысяч отраслей.
Базовые отрасли современной мировой экономики
Базовыми отраслями для разработки межотраслевых балансов являются промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и связь, прочие отрасли (в их состав главным образом включаются отрасли сферы услуг). Каждая отрасль экономики в свою очередь расчленяется
на так называемые укрупненные отрасли, отрасли и виды производства.
В каждую из укрупненных отраслей входят однородные, но специализированные на производстве определенных видов продукции отрасли.
При отнесении предприятия, видов производства и услуг к той или иной отрасли экономики учитываются назначение продукта или услуг, вид основного сырья и материала, характер технологического процесса. В ряде случаев возникают затруднения при отнесении конкретного участка хозяйства к той или иной отрасли. Это связано с тем, что в результате специализации однородные по назначению продукты часто изготовляются при помощи различной технологии, из разнообразного исходного сырья и т. п. Кроме того, происходит процесс проникновения приемов и методов
из одних отраслей в другие. Из одного и того же сырья производятся продукты самого разнообразного назначения.
Для каждого производства характерна определенная номенклатура вырабатываемой продукции. Дифференцированная классификация,
в основе которой лежит вид продукции и вид производства с последующим объединением их в отрасли, укрупненные отрасли и отрасли экономики, облегчает преемственность классификации в условиях развивающегося международного разделения труда.
Динамика развития структуры современной промышленности на рубеже XX–XXI вв.
Промышленность — главная, ведущая отрасль материального производства, в которой создается преобладающая часть валового внутреннего продукта и национального дохода. Например, в современных условиях доля промышленности в совокупном ВВП развитых стран составляет около 40%. Ведущая роль промышленности обусловлена и тем, что от успехов
в ее развитии зависит степень удовлетворения потребностей общества
в высококачественной продукции, обеспечение технического перевооружения и интенсификации производства.
Современная промышленность состоит из множества самостоятельных отраслей производства, каждая из которых включает большую группу родственных предприятий и производственных объединений, расположенных в отдельных случаях на значительном территориальном удалении друг от друга. Отраслевая структура промышленности характеризуется составом отраслей, их количественными соотношениями, выражающими определенные производственные взаимосвязи между ними. В процессе статистического учета и анализа отраслевая структура промышленности определяется обычно путем нахождения удельного веса отраслей в общем объеме производства продукции, численности занятых и стоимости основных производственных фондов промышленности.
Среди перечисленных показателей, с помощью которых определяется отраслевая структура промышленности, основным является показатель объема производимой продукции. Он позволяет более объективно судить не только о соотношении отраслей, но и об их взаимосвязях, динамике отраслевой структуры промышленности. Определяя отраслевую структуру промышленности по показателю численности занятых, следует иметь
в виду, что в этом случае будет получена несколько иная картина, не совсем точно характеризующая действительную долю отраслей в общепромышленном производстве: удельный вес более трудоемких отраслей будет завышен, и наоборот, доля отраслей с высоким уровнем механизации и автоматизации окажется заниженной. Отраслевая структура, исчисленная
с помощью показателя стоимости основных фондов, главным образом отражает производственно-технический уровень отраслей промышленности.
В отраслевой структуре промышленности отражается уровень индустриального развития страны и ее экономической самостоятельности, степень технической оснащенности промышленности и ведущая роль этой отрасли в экономике в целом. Более совершенная отраслевая структура промышленности в известной степени характеризует эффективность промышленного производства. О прогрессивности структуры промышленности судят как по составу и удельному весу отраслей, входящих в промышленность, так и по тому, насколько совершенна внутриотраслевая структура той или иной отрасли промышленности, то есть насколько в данной отрасли представлены и развиты наиболее прогрессивные производства.
Изменения в отраслевой структуре промышленности
мирового хозяйства
Взаимосвязи отраслей промышленности, пропорции, сложившиеся между ними, обусловлены способом производства, а также совокупным действием на его основе многих других факторов. К важнейшим из этих факторов, определяющих изменения в отраслевой структуре промышленности, относятся:
— научно-технический прогресс и степень внедрения его результатов
— уровень общественного разделения труда, развитие специализации
— рост материальных потребностей населения;
Экономические принципы, положенные в основу классификации отраслей промышленности
В классификацию отраслей промышленности положены следующие основные экономические принципы: экономическое назначение производимой продукции; характер функционирования продукции в производственном процессе; однородность целевого назначения выпускаемой продукции, общность перерабатываемого сырья, родственность применяемой технологии; характер воздействия на предмет труда и др.
Деление промышленного производства по экономическому назначению продукции не совпадает с отраслевой структурой промышленности, так как натуральная форма производимой в отрасли продукции нередко не определяет ее экономического назначения. Поэтому в системе национальных счетов широко используется классификация отраслей промышленности, предусматривающая их объединение в крупные комплексные отрасли
по одному из следующих признаков: однородности целевого назначения производимой продукции (машиностроительная, топливная, пищевая, промышленность строительных материалов), общности исходного сырья (металлообрабатывающая и деревообрабатывающая), родственности применяемой технологии (химическая промышленность). Наибольшая часть отраслей охватывается признаком целевого назначения выпускаемой ими продукции.
Группировка по характеру воздействия на предмет труда подразделяет всю промышленность на добывающие и обрабатывающие отрасли. В состав добывающей промышленности входят отрасли, в которых осуществляется процесс добычи сырья и топлива из земных недр, лесов и водоемов (угольная, лесная и др.). К группе обрабатывающей промышленности относятся отрасли, занимающиеся переработкой сырьевых материалов.
В зависимости от исходного сырья обрабатывающая промышленность подразделяется на отрасли, перерабатывающие сырье промышленного происхождения (производство черных, цветных металлов и др.), и отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье (мясная, сахарная, хлопчатобумажная и др.).
Современный этап экономического развития ведущих стран мира характеризуется крупными сдвигами структуры хозяйства, что обусловливает необратимость перехода к новым межотраслевым и воспроизводственным пропорциям. На это повлияли и такие факторы, как сырьевой и энергетические кризисы, способствовавшие удорожанию сырья и энергоносителей, а следовательно, оборудования и строительства. Усложнился инвестиционный процесс, в целом значительно повысились издержки производства. Все это не только вызвало, но и усилило тенденции к удорожанию самого воспроизводственного процесса. Такое развитие событий объективно стимулирует вступление стран рыночной экономики в новый этап технологической революции.
Современные направления
изменения отраслевой структуры экономики
Развитие новых форм общественного спроса, переход к новым видам и образцам техники и принципиально новым технологическим процессам
и т. д. привели к изменению сложившихся пропорций в экономике, которые шли по двум направлениям:
— во-первых, реконструкция и модернизация традиционных ведущих отраслей экономики;
— во-вторых, смена поколений продукции, выпускаемой в секторе новых наукоемких отраслей.
Для развитых стран сегодня характерны насыщенность производства техникой и квалифицированной рабочей силой, наличие емкого платежеспособного спроса на товары и услуги самого разнообразного назначения. Поэтому для увеличения производства готовых изделий нет необходимости наращивать выпуск металла, комплектующих изделий и т. д., более того, численность станочного парка в ряде стран стала даже сокращаться.
Проходящая структурная перестройка нацелена на повышение качественных параметров производства и выпускаемых изделий, усиление ресурсосберегающего типа воспроизводства, интенсификацию народнохозяйственных процессов, ускоренное развитие новейших наукоемких отраслей. Структурные изменения происходят в отраслевом и воспроизводственном разрезах. Структурные преобразования стали осуществляться на микроуровне — уровне подотраслей и видов производств — главным образом
за счет качественных сдвигов внутри традиционных отраслей хозяйства.
При этом ведущей отраслью материального производства остается промышленность и прежде всего машиностроение, где аккумулируются научно-технические достижения. Поэтому именно в ней наиболее заметна тенденция к снижению удельного веса сырья, энергоносителей, живого труда, в структуре промышленности стремительно растет доля новейших наукоемких отраслей.
Сохраняется тенденция сокращения доли добывающей промышленности (при росте затрат на разведку, бурение и добычу газа, нефти и т. д.).
При этом в нее все больше проникают новейшие прогрессивные технологические процессы, внедряются микропроцессоры и микросхемы, которые оказывают громадное воздействие на структуру производства и способствуют массовому высвобождению из производственного процесса рабочей силы.
Комплексная автоматизация производства, разработка «безлюдной» технологии — ведущие направления научно-технического прогресса. Причем главное направление их развития — это не создание отдельных машин,
а разработка и внедрение комплексов, систем машин в сельском хозяйстве, строительстве, в добыче полезных ископаемых, в складском хозяйстве и т. д.
В целом в последние десятилетия в индустриально развитых странах общая закономерность отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, в технической модернизации промышленности и быстром росте отраслей сферы услуг. Наиболее радикальные изменения происходят на уровне подотраслей,
в рамках которых самую высокую динамику имеют наукоемкие производства.[1]
Характеристика отраслевой структуры
развивающихся и постсоциалистических стран
Новые индустриальные и постсоциалистические страны находятся примерно на одинаковом уровне экономического развития как по ВВП
на душу населения, так и по отраслевой структуре экономики. В этих двух группах стран сохраняется относительно высокая доля сельского хозяйства (6–10% ВВП), которая постепенно приближается к уровню развитых стран (2–4%). Удельный вес промышленности в ВВП обеих групп стран (25–40%) находится на уровне постиндустриальных стран и даже превышает его. Это связано со сравнительно невысоким уровнем сферы услуг (45–55% ВВП).
В отраслевой структуре ВВП развивающихся стран по-прежнему велика доля сельского хозяйства (20–35%). Доля промышленности в ВВП этих стран чаще всего небольшая (10–25%), причем она выше главным образом в странах–экспортерах минерального сырья и топлива, тогда как доля обрабатывающей промышленности колеблется в пределах 5–15%.
Основные сдвиги в структуре экономики развитых стран
В экономике развитых стран на этапе постиндустриального развития существенно выросла доля сферы услуг (третичного сектора) и уменьшилась доля сферы материального производства (первичного и вторичного секторов). В структуре ВВП этих стран в 60–90-е гг. неуклонно снижалась доля сельского хозяйства (с 6,5% в 1960 г. до 4,2% в 1980 г. и 3% в 1995 г.). Наряду с отмеченной долговременной тенденцией указанные сдвиги объясняются также тем, что под воздействием научно-технического прогресса произошло отпочкование от сельского хозяйства многих видов деятельности и обособление их в особые отрасли промышленности и сферы обслуживания. Одновременно происходит интеграция сельского хозяйства, промышленности и торговли в агропромышленный комплекс, представляющий собой новый тип производственных связей.
Доля обрабатывающей промышленности в ВВП увеличивается до достижения определенного уровня доходов на душу населения — примерно уровня высокоразвитых стран в конце 60-х гг. (13–15 тыс. долл.), а затем происходит ее стабилизация или снижение. Наиболее значительное сокращение происходило с середины 60-х гг. в США, Великобритании, Франции. В странах, начавших индустриализацию несколько позже (Япония, Италия), доля обрабатывающих отраслей продолжала расти вплоть до начала 70-х гг., однако затем начала снижаться.
Важнейшей тенденцией изменения структуры ВВП промышленно развитых стран во второй половине XX в. явилось превращение непроизводственной сферы (третичного сектора) в преобладающую часть их экономики. Объем операций в сфере услуг превысил в этих странах объем производства в обрабатывающей промышленности (табл. 4.1).
Понятие агропромышленного комплекса
Сельское хозяйство и смежные отрасли — лесное хозяйство, охота, рыболовство — представляют собой не только древнейшее, но и наиболее распространенное занятие людей. В мировом сельском хозяйстве занято около 1,1 млрд. человек экономически активного населения, в том числе в развитых странах — всего 22 млн. человек, в странах с переходной экономикой —
32 млн. человек (в том числе в странах-членах СНГ — 20 млн. человек и
в странах Центральной и Восточной Европы — 12 млн. человек), в Китае — 450 млн. и в развивающихся странах — около 600 млн. человек.
В наиболее развитых странах с переходной экономикой и новых индустриальных государствах преобладает товарное, преимущественно интенсивное сельское хозяйство. В остальных развивающихся странах (кроме новых индустриальных стран) сохраняется значительный удельный вес натурального хозяйства в агропромышленном секторе.
В развитых и постсоциалистических странах в последние десятилетия происходит процесс агропромышленной интеграции, которая означает организационное и коммерческое объединение предприятий сельского хозяйства и промышленности. В результате этого процесса происходит формирование агропромышленного комплекса (АПК). Этот комплекс представляет собой единую систему сельскохозяйственных и промышленных предприятий, объединенных тесными и стабильными производственными и коммерческими связями, основанными на отношениях собственности или договорах.
Агропромышленный комплекс охватывает всю производственную цепочку и включает три сферы:
— сфера 1 — промышленность, производящая средства производства для сельского хозяйства, а также осуществляющая производственно-техническое обслуживание этой отрасли;
— сфера 2 — собственно сельское хозяйство (земледелие и животноводство);
— сфера 3 — отрасли по транспортировке, переработке и сбыту продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
В высокоразвитых странах неуклонно растет доля сферы АПК (в США в ней формируется около 75% всей стоимости продовольственной продукции), и снижается удельный вес собственно сельскохозяйственного производства. В целом в середине 90-х гг. соотношение между тремя сферами АПК в развитых странах составляло 3:1:6. В результате сельское хозяйство США дает около 2% ВВП, в нем занято 2,5% работающих, тогда как весь АПК поставляет 18% ВВП и в нем занято около 20% рабочей силы страны. В странах с переходной экономикой доля сельского хозяйства
в структуре АПК значительно выше, чем в странах Запада, что отражает слабое развитие переработки сельскохозяйственного сырья, в том числе пищевой промышленности. Так, в АПК России занято около 30% работающих, в том числе в сельском хозяйстве — 15%, а доля этой отрасли в ВВП составляет 6,7% (1997 г.).
В развивающихся странах преобладает традиционное потребительское (или малотоварное) сельское хозяйство. Традиционный сектор представлен сотнями миллионов мелких наделов, продукции с которых хватает в основном на пропитание крестьянской семьи. Господствует примитивное земледелие, при котором основными орудиями обработки почвы остаются деревянная соха и мотыга. Не менее 20 млн. семей ведут подсечно-огневое земледелие.
Вместе с тем во многих развивающихся странах сложился высокотоварный сектор, представленный плантациями некоторых тропических и субтропических культур (кофе, какао, чай, натуральный каучук, бананы, сахарный тростник и др.), но плантационный сектор ориентирован скорее на экспорт, чем на внутренний рынок.
Технологическая база сельского хозяйства
Мировой тракторный парк в середине 90-х гг. составил примерно
26–27 млн. машин. Но в развитых странах, на которые приходится 2/3 этого парка, в последнее время он практически не растет. Причина этого заключается в достижении предельного для современной техники уровня механизации сельского хозяйства и ориентации не на количество тракторов, а на качество и структуру тракторного парка.
Химизация является еще одним направлением интенсификации сельского хозяйства. Наиболее высокого уровня, измеряемого в самом общем виде потреблением удобрений на 1 га пашни и многолетних насаждений, она достигла в Германии (418 кг), Нидерландах ( 773 кг), Японии (387 кг).
В странах с большими земельными ресурсами удельное потребление удобрений значительно ниже (в Канаде — 12 кг, в Австралии — 28 кг).
На долю развитых стран приходится 85% общего потребления удобрений,
в том числе на долю США — 45%, Западной Европы — 28%, Японии — 12%. Причем в последнее время происходит стабилизация применения минеральных удобрений, а в ряде стран и абсолютное сокращение их использования (Франция, Бельгия, Нидерланды, Дания и др.). Наибольшим спросом ныне пользуются экологически чистые сельскохозяйственные продукты, выращенные либо при минимальном использовании минеральных удобрений, либо вообще без них.
Процесс перевода сельского хозяйства на индустриальную основу был осуществлен в США, Канаде, Великобритании еще до второй мировой войны, в большинстве других стран Западной Европы и Японии — в 50-х гг., в СССР и странах Центральной и Восточной Европы — к концу 70-х гг. Высокоразвитые страны в настоящее время находятся на новом этапе преобразования аграрного производства — на этапе «биотехнологической революции», который характеризуется широким применением биотехнологии.
Сельское хозяйство, которое еще в начале XX в. повсеместно было трудоемкой отраслью, в промышленно развитых странах в 40–60-е гг. стало капиталоемкой отраслью. В настоящее время она превращается из капиталоемкой в наукоемкую, прежде всего в развитых странах.
«Зеленая революция», начавшаяся в 60-х гг. в развивающихся странах, — это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. Она включает три составные части: выведение новых сортов культур, прежде всего зерновых; расширение орошаемых земель; повышение уровня механизации сельского хозяйства, массированное применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений. В результате «зеленой революции» урожайность зерновых культур выросла в 2-3 раза, стали самообеспечивающимися Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Таиланд и некоторые другие страны.
Структура мирового сельскохозяйственного производства
Сельское хозяйство практически всех стран мира состоит из двух крупных взаимосвязанных отраслей: земледелия (растениеводства) и животноводства. Соотношение между этими отраслями изменяется под воздействием сдвигов в промышленно развитых странах, обусловивших преобладание животноводства над растениеводством. Так, в Швеции и Финляндии на долю животноводства приходится 75–80% валовой продукции сельского хозяйства. В США удельный вес животноводства заметно ниже — около 55%, во Франции — 53%. Исключение составляют средиземноморские страны, в том числе Италия, где данная отрасль производит 40–42% сельскохозяйственной продукции, что во многом определяется недостаточно благоприятными для животноводства природными условиями.
В развитых странах и странах с переходной экономикой распространено интенсивное молочно-мясное животноводство. Содержание скота здесь стойловое или пастбищно-стойловое. Широко используются концентрированные корма. Во многих высокоразвитых странах земледелие, специализируясь
на посевах кормовых культур, подчинено животноводству (например,
в кукурузно-соевом поясе США).
Переход на индустриальные методы, улучшение кормовой базы, успехи селекции привели к значительному увеличению продуктивности животноводства. Надой молока от одной коровы составлял в 1996 г. (тыс. кг):
в США — 6,7; Дании — 6,3; Швеции — 6,2; Японии — 5,2. В то же время
в России этот показатель в 1996–1997 гг. составлял 2,8 тыс. кг, Аргентине — 2,6; Китае — 1,6; Монголии — 0,35. Промышленно развитые страны превосходят развивающиеся по надою молока на одну корову в 6 раз, а по выходу мяса — в 1,5 раза.
Самое высокое производство молока на душу населения в середине 90-х гг. (в кг) было достигнуто в Новой Зеландии (2400), Нидерландах (900), Белоруссии (700), Франции (490), Германии (450). В России данный показатель составлял 300 кг. Наивысшее производство мяса на душу населения (в кг) отмечено в Нидерландах (200), Австралии (180), США (125), Аргентине (125), Германии (110), Франции (110). В России этот показатель в середине 90-х гг. составлял около 40 кг.
Животноводство преобладает в странах Ближнего и Среднего Востока,
а также в Аргентине и Уругвае. В этих странах оно носит в основном экстенсивный характер, преобладает пастбищное скотоводство.
Главной отраслью земледелия является выращивание зерновых культур, производство которых во второй половине XX в. значительно выросло. Если в 1900–1949 гг. (включительно) оно увеличилось с 500 до 800 млн. т, то в 1950–1995 гг. — с 800 до 2000 млн. т. Существенную роль в этом сыграл резкий рост производства зерновых в Китае, Индии, странах Юго-Восточной Азии.
В развитых странах производится свыше 30% валового сбора зерна
в мире. Высокоразвитые страны лидируют по двум важным показателям. Во-первых, по урожайности зерновых (ц/га), в среднем за 1990–1997 гг.: Япония — 54, США — 47, ЕС (в целом) — 46 (для сравнения в России — 14–16). Во-вторых, по сбору зерна на душу населения (кг): Канада — 2125; Австралия — 1320; США — 1250; Франция — 1050 (в России — 790).
В целом в мире 55% зерна потребляется в пищу людей и 45% идет
на корм скоту. Использование зерна в странах зависит от уровня их развития. В развитых странах в пищу идет менее 25% зерна, а остальное — на корм скоту и птице. В развивающихся странах до 90% зерна используется
на продовольственные нужды.
В структуре валового сбора зерновых господствующие позиции занимают три культуры: пшеница (28%), рис (26%) и кукуруза (25%). В пищевом рационе преобладают рис (21%) и пшеница (20%), тогда как доля кукурузы невелика (5%), так как основная часть ее используется на корм скоту.
Мировая торговля сельскохозяйственной продукцией
Доля сельскохозяйственной продукции в мировом экспорте в последние десятилетия неуклонно снижается: по продовольственным товарам с 13%
в 1970 г. до 9% в 1996 г., по сельскохозяйственному сырью — с 7%
до 2,5%. Такое снижение объясняется, во-первых, успехами в самообеспечении продовольствием Западной и Центральной Европы, Китая и Индии,
а во-вторых, использованием вместо натурального сельскохозяйственного сырья заменителей. К тому же в последние десятилетия наблюдается ярко выраженная тенденция к опережающему росту торговли готовыми к употреблению продовольственными товарами.
В мировом экспорте продовольственных товаров доля развитых стран почти не изменилась (72,4% в 1970 г. и 72,1 % в 1996 г.), тогда как доля развивающихся стран за это время возросла с 17,5% до 20,9%, а доля стран с переходной экономикой, наоборот, снизилась с 9,9% до 6,6%.
Мировые экспортные ресурсы зерна составляют ежегодно около 200 млн. т (10–11% валового сбора), в том числе 90–100 млн. т пшеницы, 60–70 млн. т кукурузы, 15–20 млн. т риса. Главными экспортерами пшеницы являются США, Канада, Франция, Австралия и Аргентина, а кукурузы — США. Крупнейшие импортеры пшеницы — Китай, Япония, Бразилия, Египет. Лидирующие позиции в мировом экспорте риса занимают Таиланд, США, Вьетнам, Мьянма, Пакистан, а значительными импортерами выступают Индонезия, Бангладеш, Иран, КНДР, Саудовская Аравия, Бразилия.
Крупнейшим импортером зерна в 70–80-е гг. был Советский Союз (среднегодовой объем закупок в 1986–1990 гг. достигал 32,4 млн. т, или 16,9% валового сбора зерна в СССР за те же годы). Россия в 1990–1991 гг. импортировала по 20 млн. т зерна ежегодно, в 1992 г. — 27 млн. т, но в 1993 г. в связи с сокращением спроса на фуражное зерно импорт снизился до 11 млн. т, а в 1994–1997 гг. вообще сошел на нет.
Основными поставщиками говядины являются Австралия, Бразилия, Нидерланды, Канада и США; баранины — Австралия и Новая Зеландия; битой птицы — США, Франция, Бразилия. На мировой рынок ежегодно поставляется свыше 5 млн. голов крупного рогатого скота, 9–10 млн. голов свиней и 15 млн. овец. Основными экспортерами живого племенного скота являются США, Канада и страны-члены ЕС.
Ежегодный объем мировой торговли молочными товарами превышает 11 млн. т. В экспорте сыра лидируют Нидерланды, Ирландия, Дания и Франция, а масла — Новая Зеландия, Нидерланды, Ирландия, Дания. Крупным импортером молочной продукции является Россия.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК).
Основные тенденции развития ТЭК
По мере роста населения и производства увеличивается мировое потребление первичных энергоресурсов (млрд. т условного топлива): 1950 г. — 3,9; 1960 г. — 4,7; 1970 г. — 6,8; 1980 г. — 8,7; 1990 г. — 10,3; 1997 г. — 11,9. Среднегодовые темпы роста энергопотребления в мире в первой половине XX в. составляли 2–3%, а в 1950–1975 гг. — уже 5%. Прирост потребления энергоресурсов обеспечивался за счет быстрого увеличения добычи нефти и природного газа (то была эпоха «дешевой нефти», когда в период с 1952 по 1972 гг. цены на нее составляли на мировом рынке всего 14 долл. за 1 т).
Однако в 1973 г. разразился энергетический кризис, в результате которого мировая цена на нефть подскочила до 250–300 долл. за 1 т. Одной из причин кризиса явилось ухудшение горно-геологических условий добычи топлива: перемещение нефтедобычи в районы с экстремальными природными условиями (Арктика, Сахара, Сибирь), на континентальный шельф. Другой причиной стало стремление развивающихся стран-экспортеров нефти (членов ОПЕК) использовать свое положение владельцев преобладающей части мировых запасов нефти.
Ведущие страны мира, особенно развитые, были вынуждены пересмотреть концепции развития энергетики. Если до энергетического кризиса прогнозы энергопотребления в мире на 2000 г. составляли 20–25 млрд. т условного топлива, то после энергетического кризиса 70-х гг. они были скорректированы в сторону заметного уменьшения (по последнему из них — до 12,4 млрд. т условного топлива). В центре экономической стратегии
с тех пор находится энергосбережение, включающее не только сокращение потребления нефти в качестве энергоресурса, но и перестройку отраслевой структуры промышленности путем свертывания энергоемких производств.
В результате в развитых странах заметно снизился среднегодовой темп прироста потребления первичных энергоресурсов: с 1,8% в 80-е гг. до 1,45% в 1991–1997 гг.; по прогнозу на 1995–2015 гг. он не превысит 1,25%. В то же время в социалистических и постсоциалистических странах
не принимались меры радикальной экономии энергоресурсов. В развивающихся странах потребление первичных энергоресурсов в 90-х гг. росло даже быстрее, чем раньше: за 1991–1997 гг. — в среднем на 3%, в том числе в новых индустриальных странах и странах-членах ОПЕК — на 5%. Столь значительный рост энергопотребления объясняется более высокими темпами экономического роста в этих странах, а также развитием в них базовых отраслей, включая добывающие, внедрением энергоемких технологий и массовым переходом к автомобильному транспорту.
В результате энергоемкость ВВП (прирост потребления первичных энергоресурсов на каждый процент прироста ВВП) в 90-е гг. составляла:
в развитых странах — 0,6%, развивающихся (включая Китай) — 0,8%, государствах-членах СНГ, Центральной и Восточной Европы — 0,9%.
Поэтому в мировом потреблении первичных энергоресурсов доля промышленно развитых стран снизилась с 59,5% в конце 80-х гг. до 51%
в 1995 г. и по прогнозу в 2015 г. она снизится до 43%. Хотя в расчете на душу населения потребление энергоресурсов велико и продолжает расти —
с 4803 кг нефтяного эквивалента в 1980 г. до 5118 кг в 1995 г., доля развивающихся стран (включая Китай) в общем потреблении повысилась за указанный период с 21,9 до 31,4% и ожидается на уровне 40% в 2015 г.,
а доля стран с переходной экономикой (кроме Китая) сокращается и достигнет 17% в 2015 г. (по прогнозу). Экономический спад в 90-е гг. привел здесь к снижению потребления энергии на душу населения. Так, если
в 1980 г. в России показатель составлял 5499 кг, то в 1995 г. — 4079 кг.[3]
В настоящее время в мире действует около 140 атомных реакторов.
Их доля в общем объеме производства электроэнергии в мире в течение 80-х и 90-х годов XX столетия остается на уровне 10–11%, а удельный вес
в потреблении ядерного топлива к началу 1996 г. составлял 7,3%.
Фирмы, занятые в атомном машиностроении, не ожидают значительного увеличения притока заказов на оборудование для новых атомных электростанций (АЭС) — по крайней мере в ближайшие 10 лет.
Нехватка средств, обусловленная чрезвычайно малым притоком заказов после аварии на Чернобыльской АЭС, заставляет сейчас производителей атомного энергетического оборудования работать в режиме строжайшей экономии и постоянного наращивания эффективности операций. Современная ситуация сильно отличается от 70-х годов, когда мощности атомной промышленности мира были полностью загружены.
В Северной Америке и Западной Европе приток заказов на новые АЭС практически равен нулю. Такое же положение сложилось со строительством новых АЭС и в России. При этом существует значительная потребность в модернизации существующих станций, в том числе и в странах Восточной Европы.
Только в Восточной Азии, в частности в Республике Корея, Китае и
на Тайване, ощущается действительная заинтересованность в строительстве новых АЭС, но разработка соответствующих проектов требует много времени и часто затягивается по причине возрастающего давления со стороны защитников окружающей среды.
В целом зависимость энергетики ряда стран мира от атомных электростанций весьма значительна. Так, в 1995 г. доля АЭС в общей выработке электроэнергии составила (в %): в Литве — 76,4, Франции — 75,3, Бельгии — 55,8, Швеции — 51,1, Словакии — 49,1, Болгарии — 45,6, Венгрии — 43,7, Словении, Швейцарии, Республике Корея, Испании — в среднем 34,0, Японии — 30,7, ФРГ – 29,3, Великобритании – 25,8, США — 22,0, России — 11,4. Себестоимость электроэнергии АЭС на 20% ниже, чем на ТЭС, работающих на угле, и в 2,5 раза ниже, чем работающих на мазуте, а удельные капитальные вложения вдвое выше (в США около 1000 долл. на 1 кВт).
К концу XX в., по некоторым расчетам, доля электроэнергии, вырабатываемой на атомных электростанциях, составит 15%, а к 2020–2030 гг. — 30%, что потребует значительного увеличения добычи урана.
Потребности в уране, согласно расчетам, к 2000 г. достигнут 135 тыс. т, а на весь период до 2000 г. понадобится 1,8 млн. т урана. Запасы урана разделяются на две категории в зависимости от цены на 1 кг концентрата U308 — до 66 долл. и от 66 до 110 долл. Для сравнения отметим, что средняя цена, которую потребители уплачивали в 1977 г., по данным долгосрочных контрактов, составляла 38–45 долл. за 1 кг, а максимальная цена в конце 1977 г. доходила до 95 долл. Общие запасы урана в развитых странах Запада и развивающихся странах превышают 4 млн. т; достоверные запасы первой категории — 1650 тыс. и второй — 540 тыс. т; предполагаемые запасы первой категории — 1510 тыс., а второй — 590 тыс. т. Наибольшими запасами обладают США, Канада, ЮАР, Австралия, Франция.
Но этим источники получения уранового концентрата не ограничиваются. Значительные количества урана находятся в отвалах заводов
по производству обогащенного урана.
Современная технология позволяет довести их до 0,1%, а в перспективе, возможно, снизить почти до нуля (с применением лазерной технологии). Можно считать, что до конца текущего века и первых десятилетий следующего запасов урана хватит, особенно если учесть возможность широкого использования реакторов-размножителей и применения в качестве атомного топлива плутония.
К тому времени можно надеяться на практическое использование термоядерной энергии, источники производства которой — дейтерий, тритий, содержащиеся в морской воде, — велики.[4]
Общие тенденции развития
мировой торговли топливно-сырьевыми товарами
В развитии международной торговли сырьевыми и продовольственными товарами в течение послевоенного периода отчетливо наблюдается ряд важных тенденций, обусловливающих существенные изменения в товарной структуре мирового экспорта. Прежде всего отмечается преимущественный рост торговли полуфабрикатами, изготовленными на базе минерального и растительного сырья, что является следствием воздействия НТП на международную торговлю.
Преимущественное развитие экспорта готовых изделий и полуфабрикатов стало причиной резкого снижения удельного веса сырьевых товаров в мировом экспорте. Их доля за 1963–1993 гг. понизилась с 42% до 24%.
Отмечая тенденцию к сокращению в мировой торговле удельного веса сырьевых товаров, следует отметить, что речь идет не об абсолютном, а
об относительном снижении экспорта этих товаров. За период 1963–1990 гг., например, удельный вес сырья, топлива и продовольствия в мировом экспорте понизился почти наполовину, тогда как фактический экспорт возрос во много раз, в том числе нефти, природного газа и угля — более чем в 20 раз, продовольствия — в 10 раз.
Среди огромного разнообразия сырьевых и топливных ресурсов, обращающихся в международной торговле, ведущую роль играют топливно-энергетические товары — нефть, нефтепродукты, природный газ и каменный уголь. Эта группа товаров устойчиво сохраняет роль лидера среди прочих товарных групп в мировой торговле. В начале 90-х годов топливно-энергетические товары занимали второе место в международной торговле и обеспечивали более 10% мирового экспорта, опережая такие крупные товарные группы, как продовольствие, химикаты, руды, и уступая лишь группе машин и оборудования. Лидирующие позиции в группе топливно-сырьевых товаров занимает нефть.
Вместе с тем следует отметить, что под влиянием широкого внедрения энергосберегающих технологий в 70-х годах, осуществления структурных сдвигов в экономике, а также высокого уровня цен на нефть в течение длительного времени в промышленно развитых и развивающихся странах произошло снижение потребления нефти. В последние годы быстро развивается международная торговля природным газом.
Прогнозы будущего развития спроса и предложения на рынке нефти и других энергоносителей исходят из предположения, что при ожидаемом среднегодовом темпе роста ВНП в 2,7% мировое потребление первичной энергии в период до 2005 г. будет увеличиваться на 1,3% в год, при этом рост потребления энергоресурсов будет более высоким в развивающихся странах.
Зависимость промышленно развитых стран от импорта нефти, в том числе из стран-членов ОПЕК, остается по-прежнему высокой: почти 100% — у Японии, 95% — у Франции и Германии, 40% — у США. По имеющимся прогнозам, к 2005 г. в этой зависимости указанных стран от импорта нефти существенных изменений не предвидится.
Потребление угля в прогнозном периоде будет сдерживаться по экологическим причинам.
Россия традиционно играет важную роль в мировом экспорте топливно-энергетических товаров, особенно нефти и природного газа. Кризис, переживаемый нефтяной и газовой промышленностью, тяжело отразился на экспортных возможностях России. В результате российский экспорт нефти, составлявший в 1989 г. 115 млн. т снизился в 1994 г. до 92 млн. т.
В то же время экспорт природного газа сохранился на высоком уровне — 109 млрд. м3 в 1994 г.
Энергоносители продолжают оставаться ведущей статьей российского экспорта. В 1994 г. на их долю приходилось 46% общего объема экспорта. Экспорт энергоносителей обеспечивает ныне свыше 50% всех валютных поступлений Российской Федерации от внешней торговли. Такая сильная зависимость от экспорта одной группы товаров оборачивается для страны большими потерями в случае снижения цен на эти товары на мировом рынке или сокращения добычи внутри страны.[5]
Финансирование транспортного комплекса в промышленно развитых странах традиционно является одной из приоритетных функций государства, ибо транспорт наряду с энергетикой и связью является всеобщей важнейшей базой нормальной деятельности производства и социальной среды в государстве. Как показывает мировой опыт, государство не может снять с себя ответственность за развитие транспорта общего пользования и отказаться от элементов регулирования важнейших направлений его хозяйственной деятельности. В сфере капиталовложений оно или прямо участвует в инвестиционном процессе, или берет на себя функции регулирования деятельности частного капитала по привлечению средств на транспорт.
Важное значение с точки зрения влияния на инвестиционный процесс на транспорте оказывает научно-технический прогресс. Под воздействием НТП существенно изменилась роль основных фондов транспортного комплекса, которые в количественном отношении достигли необходимого уровня развития и адекватно удовлетворяют потребности населения и экономики промышленно развитых стран в перевозках. В связи с этим инвестиции в основном направляются на обеспечение не экстенсивного,
а интенсивного развития транспорта: повышение доли технически усовершенствованных путей сообщения и транспортных средств, более широкое распространение прогрессивных технологий, обеспечивающих рост производительности труда работников данной сферы и качества обслуживания.
Такие изменения в инвестировании сопровождались сокращением общих объемов капитальных вложений на транспорте США, ФРГ и Японии.
В то же время на отдельных видах транспорта, наиболее приспособленных к структурной перестройке хозяйства, наблюдалась некоторая активизация инвестиционной деятельности. Так, общие капитальные вложения (государственные и частные) в транспорт США в 1986–1995 гг. по сравнению
с 1976–1980 гг. и 1981–1985 гг. уменьшились соответственно на 11,0% и 7,3%. Однако на фоне общего сокращения инвестиций в развитие транспорта США капитальные вложения в воздушный и автомобильный транспорт (начиная с 1981 г.) постоянно увеличивались.
За период с середины 80-х до середины 90-х годов соотношение в источниках инвестиций несколько изменилось. В США доля государственных инвестиций в транспорт снизилась соответственно в среднем с 65,25%
до 53,2%, а в ФРГ — с 54,6% до 45,0%. Как правило, основная доля государственных и муниципальных капитальных вложений в транспортный комплекс рассматриваемых стран направляется на развитие постоянных устройств (от 70% до 90%), а частных (60–80%) — на развитие парка транспортных средств. В 70-е годы в США впервые стали выделяться средства из федерального и муниципального бюджетов на создание инфраструктуры железнодорожного транспорта. В эти же годы в США,
а позднее в ФРГ, одним из источников финансирования частных капитальных вложений стали амортизационные отчисления.
Городской транспорт субсидируется в основном государством, региональными и местными органами власти. Однако их участие в этом различно.
В одних странах государственные инвестиции обеспечивают всю сумму единовременных и текущих затрат (Бельгия, Голландия), в других они практически не используются (Канада, Дания, Великобритания).
В долгосрочной перспективе в странах с рыночной экономикой ожидается дальнейшее развитие научно-технического прогресса на транспорте. Структура сети путей сообщения претерпит существенные изменения. Протяженность малодеятельных и нерентабельных железнодорожных линий и участков будет сокращаться. В то же время предполагается сооружение ряда новых, в основном скоростных, линий. Ожидается развертывание работ по электрификации железных дорог. Длина автомобильных дорог
с твердым покрытием увеличится. Основное внимание будет уделено совершенствованию существующей сети. Увеличится количество аэропортов (в основном грузовых) и протяженность внутренних авиалиний. В США возрастет протяженность трубопроводов, в первую очередь — газо — и нефтепроводов. Как в США, так и в западноевропейских странах на внутреннем водном транспорте предстоят гидротехнические работы, реконструкция портов. На морском транспорте предусматривается модернизация портов.
Существенные изменения произойдут в парке транспортных средств. Их численность несколько возрастет, и заметно увеличится доля прогрессивных видов тяги. Повысятся доля специализированного подвижного состава, его грузоподъемность и удельная мощность.
В области взаимодействия различных видов транспорта будут совершенствоваться существующие и создаваться новые средства для бесперегрузочных сообщений «от двери до двери», охватываться контейнеризацией перевозок не только генеральные, но и значительная часть массовых грузов, объединяться автоматизированные информационные системы разных видов транспорта, сооружаться объединенные системы разных видов транспорта, объединенные вокзалы и перегрузочные терминалы улучшенной планировки и др.
Научно-технический прогресс на транспорте позволит существенно улучшить его экономические показатели, повысить качество обслуживания клиентуры и безопасность движения. На транспорте намечается широкое использование маркетинга, изучение спроса, введение учета потребностей, применение моделирования и т. д. Ожидается освоение на всей сети путей сообщения компьютерной системы Райлинка (соединяющей между собой
в настоящее время железные дороги, клиентов и банки) или другой аналогичной ей системы, что позволит включить транспорт в сеть коммерческих обменов.
В странах Европейского союза предстоит большая работа по совершенствованию стандартов на транспорте, особенно железнодорожном.
От исследований в области создания электровозов, работающих на нескольких системах тока, по-видимому, перейдут к работам по совместимости аппаратуры, устанавливаемой на локомотивах, полевой аппаратуры и системы спутниковой связи. Предстоит также продолжить работу по обеспечению совместимости информационных систем, чтобы связать между собой национальные компьютерные сети.[6]
Международные пассажирские сообщения
Углубление во второй половине XX в. внешнеторговых, туристических, научных, культурных, социальных и иных связей привело к резкому росту международной подвижности населения (табл. 4.2.). Душевой международный пассажирооборот составляет (тыс. пассажиро-км): в Северной Америке — 12,7; Западной Европе — 8,2; Японии — 6,0; Центральной и Восточной Европе — 2,5; Северной Африке — 2,0; Латинской Америке — 1,5; России — около 4,0.
В пассажирских перевозках лидером остается легковой автомобильный транспорт индивидуального пользования, доля которого повысилась с 56,8 до 61,1%. Воздушный транспорт приблизился к уровню железнодорожного, а в недалекой перспективе может даже превысить его.
Изменение структуры пассажирооборота мирового транспорта, % к итогу.[7]
Источник