По Беломорско-Балтийскому каналу
Беломорско-Балтийский канал — уникальное гидротехническое сооружение, соединяющее Белое море и Онежское озеро. Общая протяженность канала — 227 километров. 19 шлюзов образуют две гигантские рукотворные «лестницы»: 7 шлюзов на южном склоне и 12 — на северном.
Судно сначала поднимается «в гору», потом, преодолев водораздел, спускается вниз, к Белому морю.
31 мая утром мы выходим из Петрозаводска, проходим через Онежское озеро, входим в канал близ Повенца и поднимаемся по Повенчанской лестнице до площадки между пятым и шестым шлюзом.
1 июня переходим водораздел, любуемся живописными островами Выгозера, преодолеваем еще 10 шлюзов.
2 июня — проходим последние 4 шлюза, железнодорожный разводной мост и оказываемся в конечной точке нашего путешествия — в порту Беломорска.
Есть ли подобные программы у друих компаний? Конечно! Вы можете набрать в любом поисковике «круиз по Беломорско-Балтийскому каналу». 24 тысячи? 30 тысяч? 43 тысячи?
Стоимость перехода по Беломорско-Балтийскому каналу с туристической компанией «Русский север» составляет 5000 рублей. Нет, мы не потеряли ноль. Именно пять тысяч. Для нас это не круиз — это технический перегон. Мы не развлекаем турстов на борту, не проводим праздников, дискотек, экскурсий, питание предоставляем самое простое. Кают на теплоходе нет, все спальные места — на диванчиках, участники перегона берут с собой спальники или одеяла. Спартанские условия? Да! Но пассажиры получают главное: великолепные виды канала, проход через шлюзы, массу интересных впечатлений!
Приглашаем веселых, компанейских и неприхотливых любителей путешествий. По всем вопросам обращаться к Прушинской Анне, +7-921-700-46-60, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Источник
Экспедиция «На кочах по Беломорско-Балтийскому каналу»
Беломорско-Балтийский канал введён в эксплуатацию 20 июня 1933 г. Необходимость этого пути стала очевидна ещё во времена Петра 1, легендарная «Осударева дорога» была проложена именно с целью соединить акватории Белого моря и Онежского озера. Трасса канала проходит от посёлка Повенец на Онежском озере до города Беломорск на Белом море. Канал объединил водные пути северо-западной, а затем и центральной частей СССР с судоходными реками бассейна Белого моря — Северной Двиной, Онегой, Мезенью. Ввод в эксплуатацию канала позволил исключить необходимость доставки природных ресурсов Кольского полуострова и Карелии к пунктам переработки далеким кружным путем в обход Скандинавского полуострова. Общая протяженность канала 227 км, в том числе 7 км приходится на подходной канал со стороны Белого моря.
Южная часть канала начинается в Повенецкой губе Онежского озера, а северная завершается в Сорокской губе Белого моря. Канал на значительном протяжении пролегает по затопленным долинам небольших рек Повенчанки, Выга, Воложки, Телекинки, Шижни и многочисленным озерам. Искусственная часть канала имеет протяженность 37 км. Канал проходит по водоразделу между Онежским озером и Белым морем по крайне пересеченной местности. Искусственные участки канала прорублены в выходящих на поверхность гранитных скалах. Сочетание уникальной северной природы, мягкой туманной осени, старинного парусного судна позволит нам за эти несколько дней окунуться в первозданную красоту карельской природы и как следует отдохнуть!
1 день
Маршрут дня: Заонежский залив — Повенец — шлюзы №№6,7 —Волозеро.
-Прибытие в Петрозаводск самолетом или в Медвежьегорск поездом.
-Трансфер в Повенец, к месту посадки на кочи.
-Проходим шлюзы в Повенце, а также шлюзы №№ 6 и 7.
Ночевка на рейде в живописной местности где-то среди многочисленных островов Волозера.
Всего около 120 км
2 день.
Маршрут дня: Волозеро — шлюзы №№8,9 — Выгозеро — Петровский Ям.
-8:00 Продолжаем движение по озерам и протокам канала, наслаждаясь золотой осенью и пейзажем вокруг.
Если погода позволяет, то по озерам идем под парусами. Пройдя ещё 2 шлюза, выходим на Выгозеро. Идём в направлении деревни Петровский Ям. Пытаемся дойти или до неё, или до села Валдай. Неторопливо осматриваем встречающиеся острова и заливы.
Ночевка на кочах у одного из островов или в окрестности деревни.
Всего около 90 км
3 день.
Маршрут дня: Выгозеро — Надвоицы
Идём между островами Выгозера и к вечеру приходим в окрестности Надвоиц
История этого поселения начинается в XVI веке, когда на месте нынешнего посёлка появилась деревня Воицы. По состоянию на 1647 год в Воицком погосте была церковь и 26 дворов. С 1742 по 1783 годы близ деревни действовал Воицкий рудник, где добывалась медь и золото (это было первое российское золото). В 1916 году через населённый пункт прошла Мурманская железная дорога. В 1929—1930 годах здесь появилось отделение Соловецкого лагеря особого назначения, позже был организован Беломорско-Балтийский лагерь, главной задачей которого было строительство канала. В ходе данного строительства уровень Выгозера был поднят на 6,5 м.
Всего около 85 км.
4 день
Маршрут дня: Надвоицы — Сосновец — Беломорск
-Начинаем день с прохождения шлюза №11 и выходим на финальный отрезок канала.
-Проходим два гидроузла, каждый из двух шлюзов. №12 и №13, а также 14 и 15 шлюзы, расположенные в поселке Сосновец, где расположена Маткожненская гидроэлектростанция на реке Нижний Выг в Карелии. Её строительство началось в 1949, а закончилось в 1953 году.
Уже на подходе к Беломорску преодолеваем ещё 3 шлюза (17—19) и оказываемся в конечной точке канала г. Беломорске.
Ночевка в гостинице Беломорска за дополнительную плату или на кочах.
Всего около 85 км.
5 день
Отъезд из Беломорска либо на поезде, либо до Петрозаводска, оттуда самолётом в Москву.
Для тех кто хочет испытать удачу и крепость духа, мы предлагаем совершить переход по осеннему Онего 14-15 сентября. Старт из г. Петрозаводска.
Осенью Онежское озеро крайне непредсказуемо в плане погоды, поэтому велика вероятность попасть в настоящий шторм и испытать силу стихии. Эти дополнительные два дня являются проверкой для вас самих на прочность и любовь фортуны, поэтому стоимость дополнительных двух дней всего 3 000 рублей.
Вам будет предоставлена возможность пройти обучение по работе с парусами и навигации, а также возможность нести вахту на на руле.
Внимание. Наши кочи — парусно-моторные суда с прямым парусным вооружением. Поэтому хождение под парусом возможно ТОЛЬКО при попутном ветре. При встречном ветре или штиле, мы будем идти под мотором.
Что же такое коч?
Экспедиционный коч — это уменьшенная копия исторического деревянного традиционного поморского судна. Длина судна 10 м, а ширина 3 м. Имеет 1 прямой парус, мачта высотой 8 м. Кочи оснащены дизельными двигателями Vetus мощностью 15 л.с. На борту имеется 8 спальных мест с надувными матрацами и спальными мешками, 4 верхних, 4 нижних, расположенных по принципу купейного вагона — одно под другим. В носовой части расположен гальюн, оборудованный биотуалетом. Еда на коче готовится на камбузе, на газовой плите. Есть электричество для зарядки мобильных телефонов и аккумуляторов фотоаппаратов.
Программа может быть незначительно изменена по объективным причинам.
Источник
Беломорско балтийского канал экскурсия
• Сбор группы у гостиницы «Гандвик» ул.Первомайская, д. 18.
• Знакомство с экскурсоводом.
• Отправление на экскурсию.
• Экскурсия на Беломорско-Балтийский канал 1.5 часа.
• Возвращение к гостинице «Гандвик».
Описание экскурсии:
По указанию И.В.Сталина канал длиной в 227 км был построен за двадцать месяцев — с сентября 1931 г. по апрель 1933 г. 19 шлюзов, 15 плотин, 12 водоспусков, 49 дамб – такое количество гидротехнических сооружений было воздвигнуто заключенными без помощи машин и привлеченной валюты.
Перед страной стояла задача проложить водную дорогу из Балтики на Север и к Волге. Соединить Черное море с Каспием. Сталин сам наметил трассу канала, указав его начальный и конечный пункты, практически повторяющий путь Петра I — Осудареву Дорогу.
Во время экскурсии Вы узнаете историю строительства канала, историю судеб заключенных, которые ценной своей жизни строили социалистический мир, а также познакомитесь с последним 19 шлюзом канала, поймете, как же действует это сооружение.
Индивидуальная экскурсия с учетом нашего транспорта 1-3 чел: 1700 р /экскурсия. НЕТТО.
Источник
Беломорканал
Перед нами вход в Беломорско-Балтийский канал, в его первый шлюз. Переход по каналу от Онежского озера до Белого моря займет у нас целые сутки. Не знаю, как другим, а мне нравится смотреть на шлюзы и близкие берега. Это вам не посреди огромного водохранилища болтаться, где кроме неба и воды больше ничего не видно.
Первую часть серии рассказов о круизе на Соловки и в Архангельск на теплоходе «Русь Великая» читайте здесь .
Ко входу в Беломорканал мы подошли еще вечером и простояли на рейде до глубокой ночи. Только в 1:40 7 августа 2016 года снялись с якоря и пошли в первый шлюз, выйдя из которого встретили единственную на канале пассажирскую «встречку».
Ей оказался теплоход «Господин Великий Новгород» . Его я раньше никогда еще не встречал. Кстати, из-за ширины камер шлюзов ББК всего 14,3 метра, из пассажирских теплоходов по каналу могут ходить только 646 да 588 (с обрезанным привальным брусом) проекты. 301 и 302 сюда просто-напросто не влезут.
Беломоро-Онежское соединение известно с глубокой древности, а первые письменные описания этого волокового пути относятся к XV-XVI векам.
Если же говорить о проектах сквозного водного пути между Онежским озером и Белым морем, то первые изыскания в районе нынешнего ББК начались в середине XVIII века и продолжались в течение всего XIX века и вплоть до Первой мировой войны. В XIX и начале XX века было разработано несколько проектов канала, наиболее известные из которых – проект инженера Здзярского (1886-1888г), проект инженера Калиновича (1915г) и разработки профессора Тимонова (его проект, в отличие от остальных предполагал возможность плавания по Беломоро-Онежскому пути морских судов). По всем дореволюционным проектам сооружения канала предполагались полностью деревянными.
Изыскания и разработки, несмотря на неимоверные сложности, продолжились и после 1917 года. В 1922 году Цупводпути НКПС на основании всех предыдущих материалов был разработан проект постройки канала, имевший цель: во-первых, определить стоимость сооружения при различных условиях (просматривались несколько вариантов глубины, размеров шлюзов, типов гидротехнических сооружений и др.), а во-вторых, определить объемы дальнейших изысканий.
К проекту строительства Беломорканала вернулись в апреле 1930 года, и события стали развиваться с невероятной быстротой. У проекта было большое будущее – Сталин одобрил это строительство и распорядился дать ему зеленую улицу. Срок стоял небывало короткий – то, над чем ломали головы лучшие умы в течение двух последних столетий, предстояло воплотить за три года. В сентябре 1930 года было издано постановление о возможности привлечения заключенных к строительству канала, строительство взяло под контроль ОГПУ.
По окончательному проекту глубина канала и размеры шлюзов составили 133х14,3 и 4 метра глубины на короле. Также был значительно сокращен объем бетонных работ. Также известно, что человек, изначально назначенный в 1930 году руководителем проекта ББК (профессор А.С.Аксамитный), был расстрелян в 1931 году. Дальнейшим строительством ББК руководил С.Я.Жук – известный впоследствии гидростроитель, по проекту которого были построены также канал Москва – Волга и Волго-Донской канал.
Беломорско-Балтийский канал был введен в эксплуатацию в 1933 году и соединил Белое море с Онежским озером, а через него по Свири, Ладоге и Неве – с Балтийским морем.
Длина Беломорско-Балтийского водного пути от Онежского озера до Белого моря – 227 километров. На канале – 19 шлюзов и 5 ГЭС: Беломорская, Выгостровская, Маткожненская, Ондская, Палакоргская.
Канал имеет естественное питание, которое осуществляется из лежащего на водоразделе Волозера и смежных с ним озер за счет естественного притока воды в эти озера, а также стоком, зарегулированным боковым водохранилищем, расположенном на одной из рек, впадающей в водораздельный бьеф.
Проходим озеро Выгозеро, на берегу которого стоит город Сегежа. Видны трубы Сегежского целлюлозно-бумажного комбината.
Беломорско-Балтийский канал имеет три ярко выраженных участка:
1. Короткий и крутой южный склон, имеющий протяженность 10,9 километров, проходящий по долине впадающей в Онежское озеро реки Повенчанки. Здесь размещены гидроузлы и 7 шлюзов (6 – двухкамерных, 1 – однокамерный) с общим падением воды около 70 метров.
2. Водораздельный бьеф канала, имеющий длину 22,6 километра, включающий верховье реки Повенчанки, три озера и соединяющие их каналы.
3. Длинный и достаточно пологий северный склон, имеющий длину 188,5 километров. На северном склоне на протяжении 188,5 километров, судовой ход проходит по пяти озерам и старому руслу реки Выг. На этом склоне размещены гидроузлы с 12 шлюзами (7 двухкамерных и 5 однокамерных), разделенными промежуточными бьефами длиной от 1,3 до 87 километров. Общее падение северного склона – около 100 метров.
Источник
Морские и речные круизы 2021 года по России
Беломоро -Балтийский канал
Из Москвы и Санкт-Петербурга берут свое начало не менее интересные духовные речные круизы на Соловки. Теплоход с нашими путешественниками проследовал от речных портов этих городов по уже известным нам маршрутам до Онежского озера, откуда и попадает в Беломоро-Балтийский канал, соединяющий озеро с Белым морем.
Еще в16-17 веках по месту нынешнего канала проходила дорога к святым местам Соловецкого монастыря. Идея строительства водного судоходного пути принадлежала Петру-1, но разработка проектов началась только в 19 веке. Из-за высокой стоимости все проекты были отклонены царским правительством. И лишь в 1930 году, уже советское правительство вернулось к планам строительства канала, которое было начато в конце 1931 года, хотя сам проект был согласован и утвержден лишь в феврале 1932 года.
До 1961 года, канал носил имя Сталина. Протяженность его составляет 227 километров, из них около 40 километров составляют искусственные пути. В его состав входит 19 шлюзов, из которых 13 двухкамерные и 6 однокамерные, 15 плотин, около 50 дамб, 5 гидроэлектростанций, обеспечивающих электричеством нужды населенных пунктов и работы шлюзового оборудования. Введение в эксплуатацию канала, позволило создать надежный оборонительный щит северных земель страны. С этого момента по каналу стали выходить на патрулирование северных границ государства военные корабли, в том числе и подводные субмарины класса «Декабрист».
Канал был построен исключительно силами, так называемых заключенных каналоармейцев Беломоро-Балтийского лагеря, сокращенно з/к, от которого и пошло жаргонное название «зек», численность которых в разное время колебалась от 100 до 125 тысяч человек. В нечеловеческих условиях, каналоармейцами было выполнено земляных работ объемом 21 миллион кубометров, сооружено 37 километром искусственных путей, была перенесена на новое место, мешающая строительству, Мурманская железная дорога. По разным источникам, от 12 до 500 тысяч политзаключенных погибло от голода, холода и аврала на завершающем этапе стройки. Тем, кому посчастливилось выжить, были сокращены сроки заключения, более 12 тысяч были освобождены. 25 июня 1933 года по всей протяженности канала прошел первый пароход под названием «Чекист», а в июле по каналу совершил прогулку на катере Сталин, в сопровождении Ворошилова и Кирова. После чего, 5 августа 1933 года, канал официально был открыт для судоходства.
Завершено строительство канала было в рекордные сроки 20 июня 1933 году. Речные круизы по Беломоро -Балтийскому каналу берет свое начало у поселка Повенец и пройдет через семь шлюзов «Повенчанской лестницы», расположенных на небольших расстояниях друг от друга и образующих Южный склон канала. Трасса Северного склона канала составляет 12 шлюзов и проходит через пять больших озер. Маткоозеро расположено между шлюзами № 8 и 9, Выгозеро между № 9 и 10, Воицкое озеро между № 10 и 11, Палагорка между № 11 и 12 и озеро Маткожня между шлюзами № 13 и 14. На границе Южного и Северного склонов канала расположен водораздел.
Шлюзы южного склона, из которых 6 двухкамерные и 1 однокамерные, создают напор воды в 69 метров, шлюзы северного склона, из которых 7 двухкамерные и 5 однокамерные создают напор в 103 метра. Все шлюзы однотипны и имеют размеры 135 на 14,3 метра, запитываются водой через специальные обходные водопроводные галереи, находящиеся в верхней и нижней головах каждого шлюза. Некоторые шлюзы были выполнены из деревянных ряжей, заполненные камнем, в некоторых стенками являлись скальные породы с облицовкой из древесины. Естественно, что деревянные конструкции от времени и воды приходили в негодность и впоследствии были заменены на бетонные.
Во время Великой Отечественной войны, Беломоро-Балтийский канал, как важный стратегический объект подвергался налетам немецкой авиации и получил значительные разрушения, а его западный берег был под контролем финнов. Южная часть канала была полностью уничтожена. В 1944 году семь ее шлюзов в стратегических целях были подорваны советскими войсками. После войны, все объекты были восстановлены, а судоходство открыто в июле 1946 года.
В 1950 году было принято решение о капитальном ремонте и реконструкции сооружений канала, была произведена их электрификация, завершившаяся в 1959 году. После открытия Волго-Балтийского водного пути, роль ББК значительно возросла. Следующая реконструкция была осуществлена в 70-х годах 19 века, при этом глубина судоходства была увеличена до 4-х метров, канал стал составной частью Единой глубоководной системы европейской части России. Помимо прочего канал дал жизнь и развитие таким городам как Беломорск, здесь стала развиваться деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Одними из пунктов остановок речных круизов стали города Медвежьегорск, Сегежа, Надвоицы, а в Повенце образован крупный порт.
Пройдя через шлюзы канала, теплоход попадает в Сорокскую губу Белого моря, в устье которой находится промышленный центр региона город Беломорск. На протяжении пути будут пройдены несколько крупных населенных пунктов, образованных при возведении этого гидросооружения – Повенец, Сегежа, Надвоицы, Сосновец.
В настоящее время на базе Беломоро-Балтийского канала открыт и действует одноименный историко-культурный комплекс, в который входят все гидросооружения канала, жилые и административные здания, памятники погибшим строителям, установленные вдоль всего побережья. В Повенце, в честь всех погибших, установлена деревянная церковь Святителя Николая. Речные круизы этого направления завершаются на Соловецких островах.
Версия для печати |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|