Безопасность страны демографические факторы

Охрана труда

Демографическая безопасность — одна из важнейших составляющих безопасности любого государства. Демографическая безопасность — это состояние защищенности количества и этнического состава населения страны от внешних и внутренних угроз.

Объектом демографической безопасности, соответственно, является население страны, а субъектами, обеспечивающими ее — органы власти, в первую очередь, министерства здравоохранения и экономики.

Особенностью демографической безопасности является то, что ее обеспечение зависит от состояния безопасности в других сферах — экономической, экологической, продовольственной, социальной, культурологической и др. А неблагоприятная ситуация в обществе приводит к снижению рождаемости и увеличению заболеваемости и смертности людей.

С другой стороны, неблагополучная демографическая ситуация становится угрозой национальной безопасности — возникает дефицит трудовых ресурсов, снижается обороноспособность страны.

Цель демографической безопасности — обеспечение регулирования численности населения страны с сохранением этнопропорциональной структуры и генетического здоровья людей. Это означает, что у разных государств в зависимости от ситуации в области рождаемости могут быть разные задачи. Так, в развивающихся странах, где наблюдается демографический взрыв, проводится политика, направленная на ограничение рождаемости, поскольку быстрый рост населения существенно увеличивает нагрузку на систему социального обеспечения и экономику. В условиях депопуляции, напротив, государство стремится повысить рождаемость и продолжительность жизни людей.

Критериями демографической безопасности являются сохранение и увеличение средней продолжительности жизни; улучшение генетического и физического здоровья людей; регулирование количества населения страны, (например, прирост в России, стабилизация или уменьшение в перенаселенных странах); сохранение этнопропорциональной структуры.

Угрозы демографической безопасности:

  1. отсутствие в обществе возможностей регулирования количества населения страны (социальной поддержки многодетных семей и др.);
  2. отсутствие заинтересованности граждан в регулировании численности семьи;
  3. рост социальной безысходности, алкоголизма, наркомании;
  4. деградация института семьи;
  5. антисемейная политика средств массовой информации;
  6. непропорциональное соотношение между рождаемостью в этнических группах и численностью этих групп.
Читайте также:  Уровень развития разных стран мира вывод

Культурологическая безопасность

Любой народ обладает собственной, уникальной культурой, состоящей из набора культурных образцов — национальных ценностей, норм нравственности и морали, наследия прошлых поколений в виде традиций, обрядов, обычаев, произведений искусства и литературы. Культурологическая безопасность — это состояние защищенности культурного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, самобытности государства.

Объектом культурологической безопасности, таким образом, является система культурных образцов, созданная всеми поколениями населения страны. А субъектами, обеспечивающими сохранность и развитие культурных образцов, — семья, общество и государство.

Цель культурологической безопасности состоит в том, чтобы не допустить разрушения культурных образцов и обеспечить условия для их эволюции.

Показателем культурологической безопасности служит приоритет национальных культурных образцов перед иностранными, сохранение и передача из поколения традиций и обычаев народа, развитие собственной культуры.

Угрозы культурологической безопасности являются уничтожение или подмена культурных образцов, а также разрушение механизмов развития культурных образцов. Примером угрозы культурологической безопасности России является формирование проамериканской потребительской культуры у подрастающего поколения, разрушение традиций чтения, коммерциализация культуры.

Продовольственная безопасность

Продовольственная безопасность — важнейший компонент безопасности личности, общества и государства, поскольку она определяет возможности физического существования людей.

Продовольственная безопасность — это способность отечественных производителей обеспечить население страны питанием в объемах и калорийности, соответствующих минимальным медицинским нормам.

Для государства обеспечение продовольственной безопасности означает, что оно способно обеспечить население и войска продуктами питания в условиях войны, вооруженных конфликтов или экономической блокады.

Цель продовольственной безопасности — обеспечение устойчивого развития производства продовольствия при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании земли, водоемов и сырьевых ресурсов.

Объектами продовольственной безопасности являются национальная система производства и распределения продовольственных товаров, а также сельскохозяйственные, охотничьи, рыбные угодья.

Субъекты, задачей которых является обеспечение продовольственной безопасности, — министерства и ведомства (в первую очередь министерство сельского хозяйства); налоговые и таможенные службы, решающие вопросы налогообложения отечественных сельхозпроизводителей и импортеров продуктов из-за рубежа; непосредственные производители и продавцы продуктов питания; потребители. Последние обеспечивают спрос на продукты питания отечественного производства и оценивают качество продукции.

Признак обеспечения продовольственной безопасности — обеспечение населения страны продуктами питания отечественного производства в объемах и калорийности не менее требуемого уровня.

Страна может быть производителем продуктов питания на 100%, на 50%, может даже на 10%, но она обязана обеспечить свою независимость в любых условиях. Россия на сегодня, однако, но продовольственной безопасности потеряла свою суверенность. К концу XX в. размеры поставок продовольствия в Россию из-за рубежа составляли около 30% внутреннего потребления, что, по заключению многих экономистов, превышало пороговое значение экономической безопасности страны (25%).

Угрозы продовольственной безопасности многочисленны. Это развал агропромышленного комплекса; потеря государственного управления сельскохозяйственным производством, налогообложением, ценообразованием, внешней торговлей; контроль внешних товаропроизводителей над внутренним рынком; антропогенная деградация сельскохозяйственных угодий; свертывание разработок агропромышленных технологий; рискованность зоны земледелия; отсутствие потенциала трудовых ресурсов в сельской местности; снижение покупательной способности населения и др.

Научно-техническая безопасность

Научно-техническая безопасность является важнейшим условием обеспечения безопасности государства в оборонной и экономической сферах. Научно-техническая безопасность — это способность государства обеспечить поддержание своего научного и технического потенциала на современном уровне. Если государство не способно развивать фундаментальные науки, осуществлять подготовку кадров высшей квалификации, создавать новейшие технологии и т.д., то безопасность государства не обеспечивается.

Объектами безопасности в сфере науки и техники являются образование, наука, промышленность, природные ресурсы. Обеспечение научно-технической безопасности является серьезной задачей государства, отраслевых министерств и ведомств, а также предприятий добывающих отраслей и промышленности.

Цель научно-технической безопасности — развитие науки, технологий, промышленной и сырьевой базы в интересах обеспечения государства средствами производства, а армии — высокоэффективным вооружением и военной техникой.

Критерием научно-технической безопасности служит отечественное производство средств производства, вооружения и военной техники такого качества и в количествах, которые обеспечивают военную безопасность государства и его устойчивую жизнедеятельность в условиях войн и военных конфликтов.

Угрозами научно-технической безопасности могут являться развал образования, науки, промышленности и сырьевой базы; потеря государственного управления военно-промышленным комплексом, наукой и добывающими отраслями; контроль иностранных государств над наукой, отраслями и предприятиями отечественной промышленности, «утечка умов» за рубеж; отсутствие потенциала высококвалифицированных трудовых ресурсов; недостаточное финансирование науки, образования и промышленных предприятий.

Источник

Демографическая безопасность Российской Федерации

экономические науки

  • Тарасова Алина Артуровна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ДИНАМИКА
  • ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • СМЕРТНОСТЬ
  • РОЖДАЕМОСТЬ
  • ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ
  • ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ

Похожие материалы

Демографическая безопасность понимается как защищенность процесса жизни и непрерывного естественного возобновления поколений людей, а ее укрепление связывается с удлинением человеческой жизни, повышением эффективности демографического воспроизводства, расширением демографической свободы.

Демографическая безопасность тесным образом связана с другими видами национальной безопасности и при этом является ее важнейшей составляющей. В последнее время в связи со сложившейся в Российской Федерации демографической ситуацией (депопуляция, старение населения, высокая смертность и низкая по меркам экономически развитых стран мира средняя продолжительность предстоящей жизни населения, уровень рождаемости, не обеспечивающий даже простого замещения поколений и др.) проблема демографической безопасности страны приобретает особую актуальность.

Наличие и уровень демографической безопасности определяются наличием и уровнем экономической, социальной, политической, экологической, информационной, правовой безопасности. Демографическая безопасность должна гарантировать конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность демографических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Таким образом, демографическая безопасность – это состояние защищенности жизни, воспроизводства и формирования демографических структур (половозрастной, этнической, семейной) от демографических угроз, поддерживаемое с помощью институциональной среды. В свою очередь, демографические угрозы – это явления, тенденции и действия, которые отрицательно влияют на функционирование демографической сферы и противоречат национальным и (или) региональным целям демографического развития, нарушают целостность, независимость и суверенитет государства [1].

К основным демографическим угрозам относятся: неблагоприятная экологическая обстановка, природные катаклизмы, различного рода заболевания, нерегулируемые миграционные процессы, депопуляция, старение населения, деградация института семьи и т.д.

К критериям демократической безопасности относятся следующие:

  1. сохранение и увеличение средней продолжительности жизни;
  2. сохранение генетического и физического состояния населения страны;
  3. сохранение этнопропорционального состава населения;
  4. регулирование численности населения.

Для укрепления демографической безопасности страны необходима разработка демографических и социально-экономических программ и мероприятий, обоснование которых невозможно без проведения комплексной статистической оценки уровня и динамики показателей демографической безопасности.

К показателям, характеризующим демографическую безопасность, относятся:

  • чистый коэффициент (нетто-коэффициент) воспроизводства населения;
  • коэффициент депопуляции;
  • суммарный коэффициент рождаемости;
  • коэффициент смертности;
  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • коэффициент старения населения;
  • сальдо миграционного обмена между городской и сельской местностью, в том числе по полу, возрасту, уровню образования;
  • численность нелегальных мигрантов;
  • коэффициенты брачности и разводимости и другие.

Динамика основных показателей демографической безопасности в Российской Федерации представлена в таблице 1.

Таблица 1. Динамика показателей демографической безопасности в Российской Федерации

Источник

Демографическая ситуация России как элемент экономической безопасности

Аннотация. Статья посвящена демографической ситуации в России. Автор рассматривает демографическую ситуацию как элемент экономической безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, демография.

Внимание государства и общества к вопросам обеспечения экономической безопасности России стало характерной чертой начала ХХI века. В свою очередь, процессы интеграции России в международную экономическую систему и выдвигают на первый план проблему обеспечения экономической безопасности России в современных условиях. Внешние факторы национальной безопасности стали приоритетом в обеспечении экономической безопасности России, поскольку уровень экономического развития страны определяет ее потенциальные возможности защиты от внешних и внутренних рисков.

Безусловно, социальная направленность политики государства — важный компонент экономической безопасности, поэтому обеспечение экономической безопасности предполагает достойную и стабильную жизнь всех слоев населения, что неминуемо оказывает влияние и на демографические процессы – рождаемость, смертность, миграцию. Экономическая безопасность государства и его демографическая ситуация взаимозависимы, поэтому рассматривать эти понятия стоит именно во взаимосвязи между собой. Таким образом, экономическая безопасность должна предусматривать и демографическую безопасность, целью которой выступает поддержание устойчивого демографического развития страны и ее регионов.

К сожалению, проблеме демографии в мире уделяется недостаточно внимания, в то время как этот вопрос оказывает существенное влияние на уровень жизни всех и каждого в отдельности.

С началом XXI века в России наблюдался существенный рост рождаемости, значительное увеличение продолжительности жизни и, хоть и небольшой, но не менее важное снижение уровня смертности.

В совокупности эти улучшения оказали огромное влияние и были достаточны для того, чтобы в 2013 и 2014 годах в стране произошел естественный прирост населения, не учитывая огромное число мигрантов из Центральной Азии. Известно, что общая численность населения в конце 1990-х начале 2000-х годов сокращалась примерно на 700 тысяч человек в год, однако сегодня налицо огромные отличия.

Как известно, важнейшими угрозами демографической безопасности являются низкая рождаемость, неконтролируемая миграция, неустойчивость института семьи, старение населения. Угрозы экономической безопасности, отраженные в нормативно-правовых актах, регламентируют стратегию развития страны. Например, в Государственной стратегии экономической безопасности РФ, одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608, важнейшими угрозами экономической безопасности России, которые должна быть локализованы федеральными органами государственной власти, названы: повышение уровня бедности и увеличение имущественной дифференциации населения, что неминуемо приведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый баланс интересов общества нарушается вследствие расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую часть бедных, неуверенных в своем будущем людей.

Также отрицательное влияние оказывает повышение уровня безработицы, что может привести задержкам выплаты заработной платы, остановке функционирования предприятий и так далее. Изменчивость структуры российской экономики, которая обусловлена факторами усиления топливно-сырьевой направленности национальной экономики, низкой конкурентоспособности производимой продукции основной массы отечественных предприятий и т.п. мешают дальнейшему развитию экономики.

Возрастание дискретности социально-экономического развития различных регионов страны, а именно объективно возникающие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие отсталых и кризисных в экономическом отношении районов по причине структурных сдвигов в промышленном производстве, которые неминуемо сопровождаются резким снижением удельного веса обрабатывающих отраслей, резкое увеличение разницы в уровне производства национального дохода на одного человека между отдельными субъектами Российской Федерации являются следствием снижения уровня экономической безопасности всей страны.

Безусловно, демографические показатели не являются статичными величинами, они претерпевают постоянные изменения. События 1990-х годов являются доказательством того, что россияне откладывают планы «рожать» до лучших времен, чувствуя экономическую нестабильность и незащищенность. Владея данной информацией и знаниями о том, с какими экономическими проблемами столкнулась Россия в 2014 году, закономерно ожидать падения уровня рождаемости в стране.

Как известно, снижение рождаемости выступает общемировой тенденцией и возникает во всех развитых странах, особенно в странах Западной Европы. Самая высокая рождаемость отмечается именно в развивающихся странах Африки, а повышение уровня жизни в странах Африки обычно сопровождается снижением рождаемости.

К 2025 году Правительство России, в соответствии с Концепцией демографической политики до 2025 года, стремится реализовать увеличение численности населения до 145 млн. человек, что является сложно реализуемой задачей в современных условиях. Также стоит цель увеличения ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет, роста коэффициента рождаемости на 50% в сравнении с 2006 годом, снижения показателя смертности в 1,6 раза, обеспечения миграционного прирост на уровне не менее 300 тыс. человек ежегодно.

По данным Росстата, рождаемость в стране за первый квартал 2015 года снизилась почти на 5%, в то время как смертность наоборот возросла в среднем на 2%. Таким образом, в целом в России зафиксированы самые неблагоприятные демографические перемены с 1998-99 годов.

Основной причиной снижения рождаемости в России на современном этапе развития является снижение уровня жизни основной части населения и отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Также, немаловажное влияние оказывает плохая обеспеченность детскими учреждениями и высокий уровень женской занятости. Стоит также признать, что «содержать» ребенка в современных условиях кризиса нелегко при фактическом отсутствии реальной государственной поддержки материнства и детства (за исключением материнского капитала).

В России в сравнении с развитыми странами прослеживается крайне низкая плотность населения (8,4 чел./км² в сравнении с 130 чел./км² в Европе), что обусловлено не только социальными, но и территориальными особенностями страны.

В соответствии с прогнозом Росстата на 2020 г., существует три сценария развития событий: «неблагоприятный», который приведет к сокращению населения до 141 736 100 человек, «средний», обещающий незначительный рост до 144 473 400 человек, и «благоприятный», прогнозирующий рост до 146 939 400 человек. К сожалению, для стабильного развития России необходимо как минимум удвоить население. Постепенное решение этой задачи возможно при реализации ежегодного прироста населения в 0,5%-1%.

Важнейшими задачами России до 2020 г. являются повышение рождаемости и снижение уровня смертности, в особенности среди трудоспособного населения. Согласно официальной статистике, почти половина смертей вызвана болезнями системы кровообращения, 15,3% новообразованиями, 5% болезнями органов пищеварения и еще 4% – органов дыхания. На транспортные происшествия приходится еще 1,5%. Снижение уровня смертности возможно в условиях модернизации системы здравоохранения. Также есть необходимость в пропаганде здорового образа жизни – спорта, здорового питания, борьбы с курением и употреблением алкоголя.

Важным источником возобновления человеческого капитала является ассимиляция мигрантов. Россия по прогнозам специалистов останется вторым после США центром притяжения для мигрантов. По последним подсчетам, около половины уровня роста численности населения России до 2020 года будет обеспечено именно путем ассимиляции мигрантов.

Абсолютно точно можно утверждать, что решение демографической проблемы реально при введении в действие мощной политики укрепления института семьи. Существует комплекс мер, способных решить демографическую проблему. В частности, изменение положения семьи среди других социальных институтов, укрепление семейственности в обществе и ликвидация убыли населения могут существенно исправить существующее положение.

В России предполагается создание Федерального агентства по делам демографии, поддержки семьи и детства. Соответствующее предложение Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву направил заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Агеев. По мнению Агеева, это необходимая мера в связи с предстоящим демографическим кризисом.

«Если не приступить к решению проблемы рождаемости сейчас, последствия демографической ямы в ближайшее время дадут знать о себе в экономике, социальной сфере и промышленности. Кроме того, в случае игнорирования проблемы уже после 2025 года убыль населения может возобновиться», – утверждает Агеев.

Стоит отметить, что в аппарате администраций некоторых регионов и муниципалитетов страны департаменты, управления и отделы по семейной политике уже существуют. В прочем, по мнению депутата, проблему рождаемости они решить не смогут, так как нет механизма их координации на федеральном уровне и нацеленности на долгосрочный результат.

Таким образом, современные угрозы и вызовы как экономической, так и демографической безопасности страны требуют усиленной и комплексной работы всех органов управления с целью создания благоприятного климата для полноценной жизнедеятельности населения, экономических субъектов, отраслей социальной сферы. Стоит отметить, что главенствующими приоритетами выступают построение правового государства, включая действенную судебно-правоохранительную систему, устранение системной коррупции, которая препятствует эффективному государственному регулированию демографических процессов, снижение уровня имущественной дифференциации населения, минимизация дифференциации социально-экономического развития регионов.

Ссылки на источники

  1. Боковая Н.В. Основы экономических исследований: учебное пособие / Н. В. Боковая, О. В. Беспалова, М. Н. Волкова. — Воронеж, 2011.
  2. Сабетова Т.В. Проблемы стимулирования инновационной активности / Т.В. Сабетова // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2015. — № 5-6. — С. 22-27.
  3. Саламова С.С. Теоретические подходы к обеспечению экономической безопасности предприятия / Т.А. Волкова, М.Н. Волкова, Н.В. Плужникова, С.С. Саламова // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия – 2015. — №3. – С.29-32.

Научный руководитель: Волкова М.Н.

Боковая Н.В. Основы экономических исследований: учебное пособие / Н. В. Боковая, О. В. Беспалова, М. Н. Волкова. — Воронеж, 2011.

Сабетова Т.В. Проблемы стимулирования инновационной активности / Т.В. Сабетова // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2015. — № 5-6. — С. 22-27.

Саламова С.С. Теоретические подходы к обеспечению экономической безопасности предприятия / Т.А. Волкова, М.Н. Волкова, Н.В. Плужникова, С.С. Саламова // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия – 2015. — №3. – С.29-32.

Источник

Оцените статью